Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 51/23679/ 18 МАРТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Заслуженная артистка России отметила юбилей Мораль пани Горячевой Софья Вобликова Сорок пять лет на сцене театра — сначала акаде- мического имени Льва Толстого, а последние десять лет — Липецкого драматического. Десятки сыгранных ролей в пьесах Островского и Чехова, Розова и Шатро- ва, Горького, Шукшина, Злотникова, Уильямса… Последняя ее работа — роль престарелой миссис Сэвидж из одноименной трагикомедии Джона Патрика — добавит еще не одну зрительскую слезу к тем рекам, что уже пролились, и усилит еще не одним килогерцем шум смеха и аплодисмен- тов, что уже прозвучали за эти годы. Так, как это было на прошедшем недавно бе- нефисе, посвященном ее юбилею, — заслуженной артистке РФ Зинаиде Го- рячевой исполнилось… Ну сколько бы ни испол- нилось, а силы и энергии это ничуть не убавило. В чем корреспондент «ЛГ» убедился, встретившись накануне с виновницей торжества и узнав много интересного о горящих зайцах, актерских кошма- рах наяву и о том, почему Бабой Ягой быть лучше, чем первой красавицей. Правда, первый во- прос, практически с по- рога, задала сама Зинаида Георгиевна: «Не люблю я эти интервью. Вы в театр- то ходите? Или сразу про хобби будем беседовать?». После определения сте- пени причастности кор- респондента «ЛГ» к теа- тральной жизни Липецка интервью продолжил… супруг актрисы, худож- ник Липецкого драмати- ческого театра Алексей Нестеров: «Мы сейчас про ваше хобби узнаем. Вы сериал «Школа» смотри- те?». Тут мне пришлось признаться в своем пе- дагогическом прошлом. «Наверное, школа — это особаяжизнь»,—заметил Алексей Дмитриевич. «А театр разве не особая?» — удалось-таки наконец задать свой вопрос. —В театрежизнь боль- ная, — начал Алексей Дмитриевич. — Потому что зависи- мость огромная, — про- должила уже Зинаида Георгиевна.—От чего? От режиссуры, от репертуа- ра, от всего. — Зачем же вы тогда выбрали театр? — Не с т еров вино - ват. Мы вместе учились в Ленинградском госу- дарственном институте театра, музыки и кине- матографии, сейчас это академия. Там и позна- комились, поженились. Когда он закончил, его по распределениюнаправили в Липецк. Ну и я с ним приехала. Институт так, кстати, и не закончила: дочка,Женька, родилась, потом работать стала... О Липецке мы ничего и не знали, думали, что это где-то в Белоруссии город. Приехали сюда в 1963-м, тут дома с соломенными крышами, сады. Правда, я сама из небольшого го- родка, Егорьевска, что под Москвой. —Почему в столичный вуз не стали поступать? —Мне такойже вопрос задали на первом туре. В Ленинград мне посо- ветовал ехать мой педагог по театральному мастер- ству Валерий Алексеевич Ионов. Я ведь с детства увлекалась самодеятель- ностью. — Ну вот, а вы мужа обвиняли… — Да, а началось все с пионерского лагеря. Я впервые в шесть лет там оказалась, в 1946 году. Плакала вначале, просила маму забрать меня домой. Но этот лагерь очень ей помогал. Мы ведь труд- но жили. У мамы пятеро детей было, я последняя. Отец на войне погиб.Мама потом уже призналась, что порой Богу молилась, чтобы он меня прибрал. В лагере я впервые и в сцен- ках сталаиграть, иакроба- тикой заниматься. Потом был театральный кружок при Доме пионеров. Там такой случай произошел. Мне было уже пятнадцать и я участвовала в ново- годнем спектакле, зайца играла. Костюм сами ши- ли: я у сестры комбина- цию без спроса стащила, чулки, все это обшили ватой — хирургической, проспиртованной. Надели на меня это все и наглухо зашили. Отыгралипервый спектакль.Жарко.Пошли с подружкой водыпопить. Проходим мы мимо вин- товой лестницы — Дом пионеров в бывшейцеркви располагался, там кто-то наверху решил покурить, а искра попала на меня. Я вся запылала. Спасли зри- тели, которые в гардеробе одевались: видят — заяц полыхает, и одеждами своимипотушили. Скорую вызвали. Самое смешное, что в больницу меня ни- кто не провожал — пожар пожаром, а следующий спектакль вот-вот начнет- ся, замену надо искать. Как они там обошлись, не знаю. А я вот лицо обожг- ла, руки, ноги. Следы вот до сих пор заметны. — Память от первого соприкосновения с искус- ством,—замечает супруг. — И после этого вы не бросили сцену?! —Нет, конечно. Потом был кружок при Дворце культуры. Там мы хоро- шие спектакли делали. С одним даже участвовали во Всемирном фестивале молодежи в 1957 году, я дипломанткой тогда ста- ла. В ДК я и подрабатыва- ла — с детьми кукольным театром занималась. — Так и не увлеклись этим жанром? — В институте я как раз на кукольном отделе- нии и училась. Правда, не по своему желанию. На актерское меня не взяли, сказали, нет ярких сцени- ческих данных — ну, как говорится, мордой лица не вышла. В актрисы брали высоких, мощных таких девушек. А я и роста не- большого, да и выглядела как дите: платьишко бе- лое, рукав-фонарик. Тап- кирезиновые, тоже белые. Заштопанные, порошком зубным для красоты на- мазанные. Но все равно три курса нас всех одина- ково учили актерскому мастерству, только потом началось это вождение кукол, которое я терпеть не могла. —Почему? — Так тяжело же, физически трудно. Но, к счастью, я уже ждала ре- бенка, взяла декретный, а потом вот в Липецк при- ехала. Тут оказался пре- красный театр, он еще в старом здании находился. Чудесная сцена там была, жаль, что снесли. Вот на ней я первый раз с подачи Нестерова и выступила. — Режиссер был тогда Новиков, — добавляет Алексей Дмитриевич. — Он взял для постановки пьесу польского драматур- га Габриели Запольской «Мораль паниДульской». Именя спрашивает: «У те- бяжена ведь училась?Как она как актриса?» Ну что я мог ответить? «Лучше всех!». Наглость, конечно, с моей стороны была, но это так и есть. Я и сейчас так скажу. —Довольныбыли сво- ей первой ролью? —Не надо так спраши- вать,—морщитсяЗинаида Георгиевна. — Мне самое главное — что люди гово- рят. Что режиссер скажет, зрители, коллеги. Знаете, что самое приятное? Вот закончился спектакль, вы- ходишь из театра, стоишь на остановке и думаешь: «Ой, как сыграла сегодня отвратно!» А тут же зрите- лирядом—узнают, подхо- дят, благодарят.Араньше, когда я еще в академи- ческом театре служила, мы ездили на гастроли по районам области. Начало восьмидесятых, я играла в спектакле «Последний срок» по книге Валентина Распутина старуху 82-лет- нюю. И вот после показа подходят к артистам мест- ные бабки, спрашивают, мол, гдежтут увас старуха Анна?Амне тогда38было, сразу не узнали. А потом как начали: «Ой, до чего жтыхорошо-то играла! Да как у тебя декорация-то на лицеменялась!»Расхвали- ли — куда там. — Зинаида Георги- евна, а не обидно было в таком возрасте старуху играть? — Молодых и краси- вых мне не давали — по той же причине, по какой и на актерское отделение не взяли: страшная. Сцена из спектакля «Странная миссис Сэвидж». — Да что ж вы на себя наговариваете! — Но мои роли — это счастье, оказывается. Вот до сих пор работаю, ста- рухи всегда нужны. А где те красавицы, которые со мной в институт поступа- ли? Я и котов играла, и лисиц, и петуха, и жабу даже. Детские спектак- ли — это отдельная тема. Однаждыиграла Бабу-Ягу в «Двух кленах». На спек- такль пришла моя мама с Женькой, она еще малень- кая была. И вот идет сце- на, где меня колотушкой какой-то лупят. Мама моя смеется, а Женька обиде- лась: «Ты чего хохочешь? Там же мамку бьют!». — Актрисам-мамам, наверное, непросто при- ходится? Вечером—спек- такли, в праздники — спектакли. Адети какже? — Поэтому у артистов и детей, как правило, ма- ло. У нас вот одна Женя. А я хотела сразу двух ро- дить. Но не получилось. Сейчас вот упрашиваю Антона, внука, иневестку, чтобы подарили правнуч- ке нашей, Анфиске, еще кого-нибудь. — Никогда не было желания уйти со сцены? — Нет. Сцена — это что-то особое. Вот я уже сорок пять лет на сцену выхожу, а каждый раз такое волнение охватыва- ет! Болячки все проходят! Люди играют с температу- рой громадной, больные, и сами этого не чувствуют. Есть что-то такое, что мо- билизует тебя. Не страх, что-то другое. — А чего актеры все- таки боятся? — Текст забыть. Или костюм не тот надеть. Это в кошмарах снится, а у меня такое и наяву было. Однажды я перепутала сцены, осталась в ноч- ной рубашке, а мне надо было в вечернем платье выходить. Кошмар! Се- кунды оставались, чтобы переодеться. Вы себе пред- ставить не можете, что со мной было! Еще случай был, когда играла в спек- такле «Бракпоконкурсу». Сто показов прошло, текст от зубов отлетал. А тут выхожу на сцену с Вита- ликом Пономаревым и — молчу, не даю ему репли- ку. Слова вылетели из па- мяти напрочь. Мне со всех сторон подсказывают, а я не слышу. И чувство, что ноги отнимаются. Очень сложная, трудная профес- сия. Но любимая. Без нее я не прожила бы. —Значит, несмотряни на что, вы счастливы? — В театральной жиз- ни — очень. И все благо- даря ему, — глядит на супруга Зинаида Георги- евна. — У нас через два года, кстати, сноваюбилей — полвека будет, как мы вместе. Снова, наверное, интервью брать будете? ФОТО ЛИПЕЦКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz