Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

«Действительно, — говорится в письме, — поколение, родившееся в тридцатых- начале сороковых годов про- шлого века, вполне заслуживает особого статуса «Дети войны». Эти люди испы- тали все тяготы лихолетья. Многие на- ходились непосредственно в зоне боевых действий, являлись их участниками. Пережили бомбежки, фашистскую окку- пацию, эвакуацию в тыл, возвращение в разбитые, сожженные, разграбленные места постоянного жительства. Испы- тали голод, холод, разруху, необустроен- ность, сиротство, непосильный труд. Все ужасы войны прошли через неокреп- шие детские души. Ихотелось бы, чтобы приподготовке кпразднованию65-летия Победы в Великой Отечественной войне это поколение не было забыто. Было бы справедливо принять Федеральный за- кон, касающийся этой категории граж- дан. В частности, ввести официальный статус «Дети войны». Время неумолимо. Промедление с при- нятиемтакого закона может привести к тому, что уйдут из жизни последние свидетели страшной трагедии, так и не получив заслуженного признания своей Родины. Цель нашего письма — просить областной Совет депутатов и областнуюадминистрацию, обладающих правом законодательной инициативы, внести соответствующее предложение в Государственную Думу». Правовое поле 5 Частые и порой необязательные проверки предприятиймалого и среднего бизнеса необосно- ванно ограничивают свободу предприниматель- ства. Существуют и другие барьеры в этой сфере деятельности. Переломить ситуациюпризван ряд законов, направленных на создание благопри- ятной среды для развития бизнеса. Надзор за их соблюдениемосуществляюторганыпрокуратуры. Консультант На вопросы отвечает юрист Мария Токарева Собираюсь увольняться Хочу уволиться с работы. Подскажите, есть ли различие в том, какая запись будет в трудовой книжке: «Уволен по собственному желанию»или«Уволенпо соглашениюсторон»? Геннадий, г. Липецк — Расторжение трудового договора по инициативе работника, т.е. по собственному желанию (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ) предусматривает именно ваше волеизъявление к прекращению трудовых отношений. Следовательно, по общему правилу (если вы с работодателем не договоритесь о другом сроке) у вас есть две недели, чтобы передумать и в любой момент в течение этого времени отозвать свое заявление об увольнении. При расторжении трудового договора по соглашению сторон (пункт 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ) инициатором может выступить как работник, так и работодатель, и только при взаимном согласии состоится такое увольнение. При увольнении по соглашению сторон вам не придется отрабатывать две недели, день увольнения будет определяться по соглашению сторон. Правда, и решение об аннулировании соглашения об увольнении не может быть, как в первом случае, односторонне вашим: оно может быть достигнуто только при взаимном согласии. И если вы передумаете, а работодатель — нет, то он будет вправе вас уволить. Особо отметим, что при увольнении по инициативе работника должны быть выплачены все причитающиеся работнику суммы в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ, а при увольнении по соглашению сторон помимо этих сумм может быть выплачено и выходное пособие, если этот вопрос предусмотрен соглашением сторон. О срочном трудовом контракте Устраивалась на работу и заключала срочный трудовой контракт. В настоящий момент срок моего контракта истекает, но я беременна и увольняться не хочу. Вправе ли работодатель меня уволить, не ущемляет ли это мои права? Людмила, г. Липецк. — Вопреки ошибочному представлению применение такого основания для увольнения (пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ— истечение срока трудового договора) возможно и к беременным женщинам. Безусловно, работодатель при этом должен четко соблюсти порядок увольнения. Единственное, что может сделать в данной ситуации работница, это воспользоваться гарантией, предоставленной ей статьей 261 Трудового кодекса РФ: написать заявление о продлении срока ее трудового контракта до окончания беременности и приложить к заявлению медицинскую справку. В таком случае работодатель обязан продлить срок договора до окончания беременности, после которого он вправе произвести увольнение по тому же основанию — истечение срока трудового договора. Несправедливый выговор Мне объявили выговор в связи с нарушением требований охраны труда, объяснив, что это дисциплинарный проступок. Но с этими тре- бованиями я ознакомлен не был. Выходит, что нарушил то, о чем понятия не имел? Андрей, г. Липецк. — Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в любой организации, независимо от формы собственности, возлагаются на работодателя. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель не вправе допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж по охране труда. Если вас при приеме на работу под роспись не ознакомили с соответствующими правилами, то работодатель не может считать вас виновным в нарушении требований охраны труда. Напротив, за неисполнение своих обязанностей по инструктажу и обучению работников безопасным условиям труда он несет ответственность. Поэтому рекомендуем в установленном законом порядке обжаловать наложенное на вас дисциплинарное взыскание. Хочу перенести отпуск В прошлом году на работе составлялся гра- фик отпусков. Я не запомнил, какую называл дату. Ивдруг мне вместе с зарплатой выдают отпускные, и в кадровой службе сообщают, что у меня отпуск по графику. А если у меня есть причины в отпуск не ходить, могу ли поста- вить вопрос о его переносе? Николай, г. Липецк. —Независимо от того, есть ли график отпусков и вас с ним знакомили, о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Эта норма отражена в части 3 статьи 123 Трудового кодекса РФ. В сложившейся ситуации можно посоветовать вам в письменной форме на имя руководителя изложить суть своих претензий и с учетом всех обстоятельств урегулировать вопрос предоставления отпуска путем переноса его на более поздний срок. Прожиточный минимум Расскажите, какикемопределяетсяпрожи- точныйминимум? Единый ли он для всех граж- дан России и как часто его пересматривают? Александр, г. Липецк. —Величина прожиточного минимума определяется в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, в соответствии с региональным законом. Есть такой закон и в Липецкой области —«О порядке установления прожиточного минимума в Липецкой области». Согласно этому закону величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально- демографическим группам населения (взрослые, дети, пенсионеры и т.д.) в области рассчитывается исполнительным органом государственной власти области в сфере труда и занятости населения. Определяется прожиточный минимум ежеквартально, в соответствии с потребительской корзиной (ее устанавливают постановлением Липецкого областного Совета депутатов) и данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 48/23676/ 13 МАРТА 2010 Вопросы присылайте по адресу: г. Липецк, ул. Московская, 83. «Липецкая газета» — «Юрфак» Прокурорский щит АКТУАЛЬН0 Главный надзорный орган наращивает усилия по защите малого и среднего бизнеса. На вопросы «Юрфака» отвечает прокурор Липецкой области, государственный советник юстиции 3 класса Игорь Пантюшин ФАКТ Федеральная антимонопольная служба будет бороться с громкой телерекламой с помощью замеров уровня шума. Пока в рекламном законодательстве нет ограничений уровня громкости демонстрирующихся на ТВ роликов, но ФАС намерена запретить телекомпаниям увеличивать громкость звука при демонстрации рекламы. —Игорь Станиславович, хорошо известно, что улуч- шение предприниматель- ского климата невозможно без поддержки малого и среднего бизнеса. Какойвам видится роль прокуратурыв деле защиты предпринима- телей от оказываемого на них излишнего администра- тивного давления? — На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений деятельности органов про- куратуры стало осущест- вление мониторинга скла- дывающейся ситуации в социальнойиэкономической сферах, защита социальных прав граждан, противодей- ствие правонарушениям в экономике. В этой связи Генеральным прокурором РФ утверждена специаль- ная Программа действий органов прокуратуры Рос- сийскойФедерациив период оздоровления отечественной экономики, направленных в первую очередь на усиление надзора за соблюдениемправ субъектов малого и средне- го предпринимательства, устранение административ- ных барьеров в предприни- мательской деятельности, исполнение законов органа- ми исполнительной власти. В целях своевременного выявления и пресечения на- рушенийдействующегозако- нодательства в прокуратуре области созданы и успешно действуют межведомствен- ная рабочая группа по про- тиводействию преступле- ниям в сфере экономики, общественныйСоветпозащи- темалого и среднего бизнеса, всоставкотороговошлипред- ставителиадминистрацииоб- ласти, областнойОбществен- ной палаты, руководители общественных организаций. На заседаниях Совета регулярно обсуждаются во- просы законности в обозна- ченной сфере. На основа- нии поступивших сведений проводятся необходимые проверки, а в случае выяв- ления нарушений вносятся акты реагирования. Именно прокуратура обеспечивает качественное надзорное со- провождение программы Правительства Российской Федерациипо оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики. Преуменьшение значения координирующей роли про- куратуры можно расцени- ватькак стремление вывести из арсенала мер по оздоров- лению отечественной эконо- мики мощный инструмент поддержания законности и защиты прав граждан, мел- кого и среднего бизнеса. — Как часто горрайпро- курорам приходится стал- киваться с фактами необо- снованного вмешательства органовместногосамоуправ- ления и государственного контроля в предпринима- тельскую деятельность? — Практика прокурор- ского надзора показывает, что нарушенияправ и закон- ных интересов хозяйствую- щих субъектов еще имеют достаточно распространен- ный характер. В 2009 году прокурорыво взаимодействии с органами государственной власти ре- гиона,правоохранительными органамидобивалисьустране- ния дискриминационных условийиадминистративных барьеровдляразвитиямалого и среднего бизнеса, фактов необоснованного вмешатель- ства в предпринимательскую деятельность. Так, в отношении ряда хозяйствующих субъектов должностными лицами тер- риториального органа Рос- потребнадзора незаконно были установлены дополни- тельные административные барьеры в виде необходимо- сти получения санитарно- эпидемиологическогозаклю- чения на отдельные виды деятельности, для осущест- вления которых действую- щим законодательством на- личие такого документа не предусмотрено.Мерамипро- курорскогореагированияна- рушениезаконностисвоевре- менно устранено. В прошед- шемгодумуниципалитетами рассмотрено 141 заявление хозяйствующих субъектов ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ииндивидуальныхпредпри- нимателей о выкупе арен- дуемого имущества. В 66 случаях в предоставлении преимущественного пра- ва выкупа было отказано. Горрайпрокурорами прове- рялась законность каждого такого решения. На регулярной основе проводятся проверки дея- тельности контролирующих органов при осуществлении контрольно-надзорных пол- номочийиреализацииразре- шительныхпроцедур.Особое внимание уделяется провер- ке законности нормативных актов в указанной сфере, которые не всегда отвечают требованиям федерального законодательства. Реализа- ции прав субъектов малого и среднего бизнеса в данной сфере также способствовала отмена в июле 2009 года по протесту прокуратуры обла- сти отдельных незаконных нормПоложения«Осделках с муниципальным имуще- ством»,утвержденногореше- нием Липецкого городского Совета депутатов от первого ноября 2005 года, регулиру- ющих гражданско-правовые отношения в сфере аренды муниципальногоимущества. ПрокуратуройИзмалковско- горайонав судебномпорядке оспорен нормативный акт Совета депутатов сельского поселения Измалковский сельсовет, необоснованно ограничивавший свободу предпринимательской дея- тельности в сфере организа- ции перевозок пассажиров легковыми таксомоторами. И перечень примеров можно продолжить. Как показывают матери- алы прокурорского надзора, контролирующими орга- нами все еще допускаются нарушения установленного порядка административного производства при возбужде- нииирассмотрении админи- стративныхдел в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, что также являлось основанием для принятия необходимых мер прокурорского реагиро- вания. — Насколько эффектив- но задействован комплекс полномочийимерпрокурор- ского реагирования при вы- явлениинарушенийдейству- ющего законодательства? —Соблюдение прав субъ- ектов предпринимательской деятельности неразрывно связано с обеспечением за- конности в сфере экономики в целом. В течение прошлого года в рамках надзора за исполнением налогового, бюджетного, земельного за- конодательства органами прокуратурыбыло выявлено свыше 11 тысяч нарушений, в связи с чем предъявлено почти 2 тысячи исков на сумму свыше 6 млн. рублей, внесено1739представлений, возбуждено 40 уголовных дел.Приэтом372нарушения действующего законодатель- ства непосредственно каса- лось вопросов защиты прав предпринимателей при про- ведении государственного и муниципального контроля. Благодаряэффективному взаимодействию силовых структур региона удалось избежать случаев неправо- мерного использования ин- сайдерской информации, а также «информационных атак», рейдерских захва- тов, дестабилизирующих нормальное функциони- рование банков и других финансовых учреждений. Вцелом состояние закон- ности в сфере реализации законодательства о защите прав субъектов предпри- нимательской деятельно- сти на территории области можно оценивать как удо- влетворительное, в настоя- щее время нет неразреши- мых проблемных вопросов, препятствующих развитию малого и среднего предпри- нимательства. Это, кстати, отмечают представители бизнес-сообщества. В 2010 году надзор за соблюдением прав субъек- тов предпринимательства, законностью деятельности контролирующих органов по-прежнему остается при- оритетным направлением в нашей деятельности, уси- лия прокуроров будут на- правлены на обеспечение законности при согласова- нии внеплановых проверок хозяйствующих субъектов. — Надзор за соблюде- нием прав хозяйствующих субъектов — это еще и се- рьезный антикоррупцион- ный инструмент. Как он ис- пользуется в работе органов прокуратуры области? — Безусловно, деятель- ность по надзору за соблю- дениемправхозяйствующих субъектов имеет серьезный антикоррупционный по- тенциал. Прокуроры системати- чески проводят проверки соблюдения антикоррупци- онного законодательства, активно обращаются в суды для признания недействи- тельными незаконных госу- дарственных и муниципаль- ных контрактов, взыскания неправомерно израсходо- ванных бюджетных средств, оспаривания нормативно- правовыхактов, содержащих коррупциогенные факторы. С 1 мая 2009 года органы прокуратуры РФ приступи- ли к реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лицииндивидуальныхпред- принимателей при осущест- влении государственного контроля (надзора) и му- ниципального контроля» по согласованию проведе- ния внеплановых выездных проверок малого и среднего бизнеса. Результаты этой работы свидетельствуют о своевременности принятых шагов по защите прав пред- принимателей и снижению административного давле- ния на их деятельность. Прокуратуре отводится особая роль при проведении внеплановых мероприятий по контролю за субъектами малогоисреднегопредприни- мательства. Такие проверки должны проводиться только по согласованию с прокуро- ром.Заистекшийпериодвор- ганыпрокуратурыотконтро- лирующихоргановпоступило 294заявленияосогласовании проведениявнеплановыхвы- ездных проверок, 167 из них осталисьбезудовлетворения. Большинство заявлений не соответствовалотребованиям закона, в них отсутствовали сведения о целях и основани- ях проведения внеплановых контрольных мероприятий, которые, по сути, должны иметь исключительный ха- рактер, обусловленный не- обходимостью принятия экстренных мер по защите интересов государства и его граждан. Формирование с 1января 2010года ежегодного сводно- го плана проведения плано- вых проверок в отношении юридических лиц и индиви- дуальныхпредпринимателей должно также стать эффек- тивным антикоррупцион- ным инструментом. Учи- тывая, что установленный законодательством порядок согласованиясорганамипро- куратуры внеплановой вы- ездной проверки усложняет процедуру и возможность ее безосновательного проведе- ния в отношении субъектов малого и среднего предпри- нимательства, его нормы можнорассматривать вкаче- стве профилактических мер противодействиякоррупции и укрепления законности. НА ЗАМЕТКУ В соответствии со статьей 9 Закона «О защите правюридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки юридических лиц, индивиду- альных предпринимателей (за исключением рабо- тающихв сфере здравоохранения, образованияи со- циальной сферы) могут проводиться не чаще одного раза в три года. Внеплановая проверка может быть проведенавформедокументальнойпроверкии (или) выездной проверки при наличии предусмотренного закономоснования для ее проведения. Прокуратура является органом, согласующим проведение такой проверки. Это обязательное условие проведения выездной внеплановой проверки. О правах предпринимателей С письмом ветеранов мы ознакомили начальника правового управления областного Совета депутатов Людмилу Салахетдинову. Вот как она проком- ментировала данное обращение. — Аналогичное письмо пришло в областной Совет депутатов. Мы серьезно его изучили и солидарны с его авторами. Наши соотечественники, которые в годы войны были детьми, действительно много пережили, заслуживают уважения и льгот. Кстати, именно предоставление определенных льгот предполагается за при- своением статуса «Дети войны». Но подход к установлению особого статуса должен быть взвешенным. Да, дети войны многое выстрадали. Но разве меньше лишений и невзгод перенесли их родители? Все население в те годы терпело лишения. Поэтому если утверждать новый статус, то называться он, наверное, должен «Люди, пере- жившие войну». Естественно, решить этот вопрос может только Государственная Дума. Правом внести в нее соответствующее предложение областной Совет депутатов действительно обладает. Но если аналогичное предложение поступило из какого-то другого региона, то по регламенту все остальные уже не рассматриваются. А ситуация в настоящее время именно такая. За последние годы подобных инициатив было две. Вначале в Госдуму обратились депутатыЗаконодательного собрания Санкт-Петербурга. Они предлагали приравнять по льготам граждан, перенесших блокаду Ленинграда, к инвалидам Отечественной войны. В частности, назначить им две пенсии. Заключение специальной комиссии оказалось отрицательным. Реализация такого предложения поставила бы «блокад- ников» в неравные условия с ветеранами Великой Отечественной войны. Ведь те из них, которые не являются инвалидами, двух пенсий не получают. Еще одна инициатива исходила от депутата ГосдумыО. Михеева. Он предлагал пре- доставить льготыжителямВолгограда, кто в 1942-1943 годах находился в окруженном фашистами городе. Специальная комиссия также не поддержала такую инициативу. В заключении комиссии содержалась весьма важная приписка, что в федеральном бюджете, который был спланирован заранее, средств на реализациюновых инициатив, связанных с какими-либо дополнительными выплатами, не предусмотрено. Исходя из предыдущего опыта, можно в определенной мере спрогнозировать судьбу обращений по установлению особого статуса «Дети войны». Ответ, скорее всего, будет такой же, как в двух аналогичных случаях. Возможен ли статус «Дети войны» Права ребенка в нормативно-правовых актах Липецкой области " Заметка Алексея Поздня- кова «Не знавшие детства», опубликованная в «Липецкой газете» от 5 февраля с. г., вы- звала резонанс. В «Юрфак» пришло письмо за подписями 25 жителей областного цен- тра, которые поддерживают идею автора публикации. № Право несовершеннолетнего Категория несовершеннолетних Нормативный правовой акт, закрепляющий право несовершеннолетнего 15. Право на получение учебниковфедерального перечня бесплатно; организация отдыха, проведение ежегодного новогоднего праздника, ежегодных приемов в администрации области, посвященных Международному дню защиты детей; участие в мероприятиях, проводимых на всероссийском уровне; проведение ежегодного областного конкурса художественного творчества; участие во Всероссийской акции «Театры Москвы – детям»; проведение ежегодного областного конкурса театральных коллективов учреж- дений государственной поддержки детства; проведение областного конкурса изобрази- тельного искусства и прикладного творче- ства; участие в мероприятиях, проводимых на всероссийском уровне; проведение областныхолимпиад, ежегодных форумов, фестивалей; организация участия во всероссийских форумах и олимпиадах; поощрение победителей Льготные категории уча- щихся; дети-сиротыидети, остав- шиеся без попечения ро- дителей; воспитанники учрежде- ний государственной под- держки детства; дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники учреж- дений государственной поддержки детства; учащиеся Постановление Липецкогообластного Совета депутатов от 15.12.2005 г. № 1073-пс «Об областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006 – 2008 годы)» 16. Проведение благотворительных спектаклей иконцертовпрофессиональныхколлективов и исполнителей Дети-инвалиды Постановление Липецкого област- ного Совета депутатов от 17.03.2005 г. № 777-пс «Об областной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Липецкой об- ласти (2005 – 2010 годы)» 17. Организация и проведение ежегодного конкурса детского творчества по безопас- ности дорожного движения «Дорога глазами детей» ПостановлениеЛипецкого областного Совета депутатов от 29.11.2005 г. №1025-пс «Об областнойцелевойпро- грамме «Обеспечение безопасности дорожного движения в Липецкой области на 2005 – 2009 годы» 18. Оснащение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, акушерско-гинекологических и педиатри- ческих служб, медицинских учреждений областных домов ребенка Новорожденные, дети- сироты, дети-инвалиды и другие ПостановлениеЛипецкого областного Совета депутатов от 29.11.2005 г. № 1028-пс «Об областной целевой программе «Здоровый ребенок на 2006 – 2010 годы» 19. Подготовка, организация и проведение со- ревнований по видам спорта, комплексных спортивных мероприятий Учащиеся, допризывная молодежь ПостановлениеЛипецкого областного Совета депутатов от 09.12.2004 г. №685-пс «Об областной целевой про- грамме «Развитие физической куль- туры, спорта и туризма в Липецкой области на 2005 – 2008 годы» 20. Обучение по военно-учетным специаль- ностям, организация посещений воинских частей, в том числе Липецкого авиацентра, проведение Дней открытых дверей военно- патриотических объединений, организация встреч с ветеранами и участниками ВОВ, локальных войн и военных конфликтов; участие в военно-спортивных играх, спар- такиадах, слетах, сборах, соревнованиях военно-прикладного характера, по авиаци- онными техническимвидамспортаи других подобных, проведение выставокпатриотиче- ской направленности Допризывная и призыв- ная молодежь, учащиеся общеобразовательных учреждений ПостановлениеЛипецкого областного Совета депутатов от 14.09.2006 г. № 1404-пс «Об областной программе «Патриотическое воспитание на- селения Липецкой области на 2006 – 2010 годы» 21. Право на социальное обслуживание на дому Дети-инвалиды Постановление администрации Ли- пецкой области от 29.12.2006 г.№200 «Об утверждении административного регламента исполнения государствен- ной функции по предоставлению государственной услуги «Зачисление на социальное обслуживание на дому» (глава 4) Начало в номере за 16 января. Продолжение в следующем выпуске «Юрфака» ПИСЬМО С КОММЕНТАРИЕМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz