Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
“ 4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 1-2/23629-23630/ 1 ЯНВАРЯ 2010 Елена Москаленко В конце лета на улицах Липецка появились загадочные знаки. Соб- ственно, это было одно и то же слово — «Центр» — с расходящимися от одной из вершин буквы «Ц» то ли лучами, то ли лепестками. Хочешь ты перейти дорогу, опускаешь взгляд, чтобы с края тротуара спуститься, а там белыми буквами — «Центр». Выпала из рук монетка на остановке, наклоняешься за ней, а перед глазами — «Центр». Многие липчане задава- лись вопросом: что же это такое? Шпионские игры, послания неземной циви- лизации? Ещё одно странное собы- тие произошло на площади Соборной. Одним августов- ским днём здесь собрались десяткимолодыхлюдей, вы- строились в некий, со сторо- ны не очень-то понятный, порядок и через какое-то время разошлись. Тот, кто был повнимательнее или на- блюдал за происходящим с высоты, ясно мог увидеть: собравшиеся образоваликак ра з то самое слово — «Центр». Объяснение всех этих явлений оказалось простым: ИНИЦИАТИВА | Энергию молодых — во благо государства Центр будущего таким необычным образом было отмечено рождение об- ластногоЦентра реализации молодёжных инициатив и проектов. Его открытие ста- ло в регионе одним из самых важных событий ушедшего Года молодёжи. — Над созданием эмбле- мымыдумаликоллективно. Необычная буква «Ц»— это своеобразная мозаика, оли- цетворяющая девиз: «Стре- мись к Центру!». Ведь глав- наяцельнашейорганизации — собрать под одной кры- шей существующие у нас молодёжные объединения и просто активных молодых людей, чтобы помочь им во- плотить в жизнь их идеи, — рассказывает директор цен- тра Елена Астафурова. За несколько месяцев здесь уже реализовали не- сколькопроектовразличных молодёжных организаций: совместно сРоссийскимсою- зом молодёжи—акцию«Мы —граждане России», вместе с Союзом пионерских и дет- ских организаций провели игру«Вперёд, мальчишки!», а Ассоциации учащейся мо- лодёжи помогли с инфор- мационно-просветительской кампанией «Взгляни на жизнь под другим углом». И это лишь малая часть дея- тельности центра. Чтобы понять, чем живут его со- трудники, к чему они стре- мятся, каков охват их дея- тельности, мывстретились с Катей Морозовой, работаю- щей в центре начальником отдела конкурсных про- грамм и социологических исследований. — Некоторые боятся идти на такие должности, боятся ответственности, а меня это, напротив, привле- кает. Организовать какое-то дело, осуществить его, уви- деть результаты своей непо- средственной работы — это так здорово! — размышляет наша собеседница. Эта должность не един- ственное и не случайное до- стижение 23-летнейлипчан- ки. Дваждыона становилась лауреатом всероссийских конкурсов — «Свой мир мы строим сами» и «Моя зако- нотворческая инициатива», а в 2007 году получила зва- ние «Липчанка года»вноми- нации «Наша надежда». Сейчас она участвует в оче- редном соревновании — «Молодой лидер города Ли- пецка». Катя уже вышла в финал, опередив около двух- сот претендентов, и рассчи- тывает как минимум занять место в тройке лидеров. Такчтожележитвоснове всех этих побед? Начнём с того, что уже три года наша героиня занимается времен- нымтрудоустройствоммоло- дёжи в летнее время, точнее — готовит желающих к от- правке в детские лагеря от- дыха. Лагерь — отдельная тема в жизни Кати. Там она проводила все свои школь- ные каникулы — вплоть до одиннадцатого класса. Там, на примере своих вожатых, поняла, что значит быть ли- дером и какая это награда — счастливые улыбки ребят в конце смены. И когда на первом курсе Липецкого пе- дагогического университета подруга ей рассказала о про- екте Ассоциации учащейся молодёжи по трудоустрой- ству студентов в лагеря Чер- номорскогопобережья, Катя сразу поняла — это для неё. Ине ошиблась. Вожатой она проявила себя настолько ярко, что её пригласили в Ассоциацию специалистом по работе с молодёжью. А чуть позже она стала вести тот самый проект. Продол- жает заниматься этим и в центре. Сама молодая руководи- тельница курсов тоже не бросает лагерной жизни, работая уже то методистом, то начальником смены. И даже своего супруга—чело- века, далёкого от вожатско- лагерной романтики, — пы- тается приобщить к ней. Кстати, участие во всерос- сийских соревнованиях ин- тересным образом перепле- лось с семейной жизнью на- шей собеседницы. В 2007 году, когда Катя заняла вто- рое место в конкурсе образо- вательных и социальных проектов «Своймирмыстро- им сами», она ещё была де- вушкой свободной. Но, тем не менее, заинтересовали её именно проблемы семьи, решить которые и были при- званы разработанные ею предложения. А в следую- щем году Катя уже одновре- менно готовилась и к прово- димому Госдумой конкурсу «Моя законотворческаяини- циатива», и к свадьбе. Её новые идеи были оцененыпо достоинству — Катя снова заняла второе место. На на- граждение онаприехала уже в статусе молодой жены. И, вернувшись, привезла в по- дарок мужу знак отличия, удостоверяющий, что его супруга — «Национальное достояние России». —Унас сейчас нет своего дома — живём в квартире у родственников. Купить свою мыпока не можем. Вот была бы ипотека подоступней! А вообще, было бы неплохо, чтобымолодымсемьямдава- ли, как раньше, маленькие квартирки, «молодожёнки». Пусть не на все время, лет на пять. Но за этот срок можно встать на ноги, денег подко- пить. Ведь это так важно — дать молодым пожить само- стоятельно. Мне иногда воз- ражают: мол, государству невыгодно содержать такое жильё.Но укрепление семьи — вот настоящая выгода, тогда и государство будет сильнее, — уверена наша героиня. Пока она самаукрепляет: институт семьи на частном уровне, здоровье ровесников —на общественном. Уже два года Катя — волонтёр меж- дународного проекта «Тан- цуйрадижизни». Оннаправ- лен на просвещение молодё- жи в сфере профилактики СПИДа. Ребята разучивают танцевальные движения и вместе с этим узнают полез- ную информацию о том, как сохранить здоровье, как пе- редаются заболевания им- мунной системы, чем они опасны и т.д. — Танец — это такая «фишка», завлекательный момент, — объясняет Катя. —Проект ведь ориентирован в основном на подростков. Длинные лекции, серьезные встречи с наркологами, с милиционерами—этонедля них. Это скучно, а значит, неэффективно.Мыпредлага- ем совсем иной подход. Во- первых, о важных вещах ребятам рассказывают те, кто чуть старше их. Снима- ется возрастной барьер, воз- никает больше доверия. Во- вторых, беседы плавно пере- ходят в репетиции, и наобо- рот. Так появляется заинте- ресованность. Кстати, Катя создала свой собственный проект – «Молодёжь города против СПИДа». Два года подряд онаосуществляет егона сред- ства выигранного муници- пального гранта. 22 мая, в День памяти умерших от СПИДа, в паркеПобедыпро- водятся концерт творческой молодёжи, конкурсы плака- тов, театрализованных по- становок, собираютсяденьги для ВИЧ-инфицированных детей. Участниками действа становятся сотни тришколь- ников, студентов начальных курсов. Беседовали мы с Катей в зале центра, стены которого как раз были увешаны само- дельными плакатами по здоровому образу жизни. И число их свидетельствовало о том, чтоКате и её коллегам удалось пробудить интерес к этой тематике у многих мо- лодых липчан. — Конечно, все люди разные. Моя задача — рабо- тать не только с активными, но прежде всего привлекать ребят, которые по тем или иным причинам остаются в стороне.Ведьпотенциалесть у каждого, надо только рас- крыть его, дать возможность проявить себя, — убеждена наша героиня. Вот этувозможностьвсем юношам и девушкам даёт Центр реализациимолодёж- ных инициатив и проектов. В Год молодёжи его история только началась. Будет ли она яркой, полной события- ми и достижениями, зави- сит от каждого молодого жителя области. ожидание-2010 Софья Вобликова Дед Мороз-2010 пришел к нам с указкой и классным журналом под мышкой. Но, вполне возможно, он окажется переодетой Снегу- рочкой. В том смысле, что следующие двенадцать месяцев в нашей стране будут посвящены Учителю, а опыт последних — нет, даже не лет — десятилетий показывает: эта профессия уже давно стала преимуще- ственно женской. Имеет ли это какое-то значение для самой сути важнейшего дела — обуче- ния и воспитания? Главное ведь, чтобычеловек былпро- фессионалом, а ужмужчина он илиженщина—вроде бы не важно. Так-то оно так, но все же… Мы пообщались с тремя липецкими педагога- ми, чтобы выяснить: в чем же, на их взгляд, заключает- ся особая роль мужчины в школе? Каждая встреча ста- ла своеобразным уроком, которые мы и предлагаем посетить. Урок верности Вообще-то первый во- прос, который хотелось бы задать на этом уроке, звучит так: «Как это возможно: со- держать многодетную се- мью, работая школьным учителем?».Потомучтовсем вроде бы понятно — сделать это очень-очень трудно. Но Владимир Панков, препода- ватель предмета под емким названием «Основы безопас- ностижизнедеятельности» в липецкой школе № 28, соб- ственным жизненным опы- томдоказывает: настоящему мужчине многое по плечу. Главой большого семей- ства он стал в середине девя- ностых, когда не всякий ре- шался обзавестись даже од- ним ребенком, а слово «учи- тель» стало практически синонимом бедности и не- успешности. В 1995-м у учи- теля Панкова и его супруги Марины Николаевны роди- лись двойняшки — Вера и Софья, младшие сестренки К ДОСКЕ! | Уроки на всю жизнь Работа для настоящих мужчин 11-летнегоДенисаисемилет- него Ромы. До этого радост- ного событияВладимирИва- нович еще как-то находил время для подработки. И на заводе трудился, и страхо- вым агентом — вечерами, после уроков, ходил по адре- сам, а ночью отчеты состав- лял. Но когда появились малышки, прибавилось до- машних забот, и все допол- нительные источники дохо- дов пришлось оставить. —Были, конечно, мысли уйти из школы, но что-то останавливало,—рассказы- вает наш собеседник. — И жена с пониманием относи- лась, помогала чем могла, даже сама говорила: зани- майся тем, к чему душа ле- жит. Кстати, большинство од- нокурсниковПанковаучите- лямиосталисьлишьна бума- ге вузовского диплома. В разных сферах себя попро- бовали, разных результатов добились: кто свой бизнес открыл, кто доподполковни- ка дослужился. АВладимир Иванович учил детей, гото- вил команды к различным соревнованиямимерил свой успех их достижениями. — Моя оценка — это по- беды моих учеников. Не только в конкурсах, а вооб- ще. Вот приходит мой вы- пускник после армии и гово- рит: я был там лучшим, что мы с вами учили — все при- годилось. Ну, это бальзам на сердце, — улыбается Влади- мир Иванович. Поводов для улыбок до- бавляют и собственные дети. Денис отслужил в армии, сейчас работает, Роман — учится в педагогическом университете на «отлично». Дочки — и вовсе фейерверк талантов: занимаются и в цирке «Вдохновение», и в изостудии, и в школьном хоре поют, и за волейболь- ную команду «Сокол» при ДЮСШ-2 выступают. А в 2004 и в 2005 годах станови- лись победительницами го- родского конкурса моды и красоты «Маленькая леди». Не так давно семья Пан- ковых снова выросла: об- стоятельства сложились так, что Владимир Иванович с женой Мариной Николаев- ной взяли под опеку двух своих племянников. Так и живут: не в богатстве, но в добре. — Сейчас в школе учи- тель реально может зараба- тывать тысяч пятнадцать. Но есть коллеги, которые в два раза меньше получают. И не потому, что они мало или плохо работают. Тут и количество детей в школе, и позиция руководства имеют значение. Понятно, что в такой ситуации молодые учителя вшколу стремиться не будут, — размышляет Панков. — А учителя- мужчины нужны. Ведь де- тям—идевочкам, имальчи- кам — важно видеть перед собой взрослых, на которых можно было бы равняться. Вноябре 2009 года сессия областного Совета депутатов утвердила очередной список награжденных почетным знаком «За верность отцов- скому долгу». Есть внемимя и Владимира Панкова. И если бысуществовала награ- да за верность учительскому долгу, он бы тоже ее удосто- ился. Урок ответственности Когдадиректорлипецкой школы № 60 Денис Шведун мимоходомпроизноситвраз- говоре фразу «Вспоминаю себямолодым», тоудержать- ся от улыбки очень трудно. ДенисуВладимировичу—32 года. Тем не менее нашему второму собеседнику дей- ствительно есть что вспом- нить, чем поделиться с на- чинающими коллегами. — Мой принцип такой: если уж взялся за какую-то работу, то должен делать ее хорошо. Особенно дляучите- ля это важно, — рассуждает Шведун. —Дети ведь всё за- мечают: где тыошибаешься, где фальшивишь. И ведут себя потом соответственно. При этом Денис Влади- мирович убежден: даже са- мыйраспрекрасныйучитель должен себя, какмодно гово- рить нынче, позициониро- вать. — Я не понимаю, когда учитель говорит, что ему ничего не надо, ни в каком конкурсе он участвовать не будет. Если есть такая пози- ция, значит, скорее всего, он и с детьми так же инертен, равнодушен. Конечно, быва- ют увлеченные, но скромные люди.Ивсеже, считаю, учи- тель должен показывать себя, должен быть актив- ным. Молодой директор знает, о чем говорит: должность руководителяемупредложи- ли после того, как он стал победителемгородскогокон- курса «Учитель года-2005». До этого он уже лет пять про- работал учителем — и в сельской школе, и в город- ской. Выпускник историче- ского факультета ЛГПУ, он уже студентом проявил ха- рактер: со второго курса под- рабатывал на заводе, при этом успевая и учиться, и в театре танца «Эскапада» за- ниматься, и на сцене высту- пать. — Сейчас все-таки луч- ше, чем десять лет назад, — считает Шведун. — У руко- водителя появилось больше возможностей поощрить перспективного педагога. В среднем учитель может сей- час зарабатывать более деся- ти тысяч, это однозначно. Конечно, зарплата начинаю- щих специалистов оставляет желать лучшего, и это отпу- гивает молодежь. Но, с дру- гой стороны, не факт, что в другомместе онинайдут что- то более привлекательное. Денис Владимирович, разумеется, далекот идеали- зациидействительности: ему как директору небольшой школы — в ней учится 470 детей — на деле известно, как порой непросто создать привлекательные условия для своих сотрудников. Да и вообще, сложностейхватает: от работы с родителями, ко- торым необходимо объяс- нить, как важно их участие в жизни школы, до реализа- цииэкспериментапо органи- зации горячего питания. Но, несмотря на все труд- ности, он убежден: выпуск- ники педвузов должны про- бовать себя в своей специаль- ности. Хотя бы потому, что есть ответственность перед своим призванием. И еще он считает, чтомужчинане дол- женуходитьизшколы.Хотя бы потому, что есть ответ- ственность перед детьми, ко- торые должны узнать о том, что происходит вжизни, и от мужчины, и от женщины. Урок надежды Наше последнее занятие будет совсемнедолгим. Про- сто потому, что Юрий Огне- вой пришел в школу только в 2009-м. Почему — можно и не спрашивать: он учитель в третьем поколении. Нача- лось все с бабушки, которая преподавала иностранные языки в школе. Потом эста- фету подхватили родители Юрия Анатольевича — учи- теля изобразительного ис- кусстваичерчения.Асамого нашего героя мы застали на уроке историив 7«А»классе липецкой гимназии № 1. Его рабочийдень начина- ется в восемь утра. До часу дняидутуроки.ПотомЮрий Анатольевич полтора-два часа проверяет тесты, кон- турные карты, выставляет оценки, работает, как гово- рится, с документацией. Возвращается домой — и садится за подготовку к сле- Валерий Кузовлев, ректор ЕГУ имени И. А. Бунина — 2010 год президентом объявлен Го- дом учителя. И, на мой взгляд, это звучит как сигнал тревоги. Ведь не случайно «на- значается» именно учительским наступа- ющий год. Мы ставим во главу угла эту профессию, желая обозначить для себя болевую точку. Учительство нуждается в помощи государства! Прежде всего в поднятии престижа самой профессии. И сегодня это начинают понимать и прави- тельство, и народ. Потому что положение, в котором находится педагог, не может удовлетворять ни самих учителей, ни родителей, ни школьников. Нужны, повторюсь, кардинальные меры по повышению престижа профессии, чтобы в первую очередь абитуриенты вновь захотели учиться «на учителя» и возро- дилась так называемая преемственность поколений. Еще одна проблема, которая должна зазвучать в Год учителя, — проблема мало- комплектных школ. Их судьбу президент и премьер призывают решать индивиду- ально, не устраивая громких кампаний. Безусловно, один только год не способен в корне изменить ситуацию. Нужна планомерная работа на долгое время. Итоги Года молодежи мы по- просили подвести иАлексеяДеми- хова, начальника отдела молодёж- нойполитики управления внутрен- ней политики Липецкой области: — Это был очень важный год. На федеральном уровне и на регио- нальном произошли серьезные из- менения в сфере молодежной по- литики. Например, осуществлен переход от реализации разовых проектов к выполнению масштаб- ныхпрограмм.На государственном уровне было отмечено, что необхо- димы инвестиции в молодежь. Пример тому — поддержка молодых ученых, вообще талантливых юношей и девушек. Именно для таких одаренных, инициативных молодых людей проводится всероссийский образовательный лагерь «Селигер», именно их собрал совсем недавно, в декабре, всероссийский форум победителей «Прорыв». Кстати, на всех этих площадках липецкая молодежь была представле- на самым достойным образом. Крупнейшим событием, прошедшим в нашей области, стал всероссийский молодежный политический лагерь «Гвардия-2020». Он объединил представителей молодежи почти из всех регионов страны и даже из ряда иностранных государств. Молодежь становится политически более актив- ной: до двадцати процентов от общего числа кандидатов, баллотирующихся на мартовских выборах 2010 года,—это те, кто моложе тридцати лет. Конечно, нужно отметить и Молодежную школу пред- принимательства — Липецк стал стартовой площадкой этого проекта, и открытие в области Центра реализации молодежныхинициатив ипроектов, иначало работыЦентра развития добровольчества — одного из первых подобных учреждений в России, и многое другое. Все это свидетельствует о том, что Год молодежи не за- кончился 31 декабря. Среди наиболее успешных учи- телей нашего региона можно на- звать и имя начальника областно- го управления образования и нау- ки Юрия Тарана. Продолжатель педагогической династии и вы- пускник исторического факульте- та Липецкого педагогического института, он прошел путь от учи- теля сельскойшколыдо руководи- теля отрасли. Каков его взгляд на роль учителя-мужчины в школе? — Считается, что мужчины не идут в школу, потому что мало платят. Но далеко не во всех сфе- рах мужчины зарабатывают хоро- шо. На мой взгляд, финансовая сторона важна, но я не думаю, что если даже средняя зарплата вырастет до 30-40 тысяч рублей, то мужчины массово пойдут в школу. По- тому что эта работа требует большой эмоциональной, так сказать, гибкости. А это более свойственно женщине, чем мужчине. Но те мужчины, которые остаются вшколе, как прави- ло, добиваются высоких результатов. Чему пример—кон- курс «Учитель года», где среди победителей много и муж- чин. И, конечно, учителя-мужчины в школе нужны. Осо- бенно если мы говорим о воспитании. Говорят, что изменилось отношение к профессии учи- теля и потому молодежь не идет в школу. Не думаю, что это так. Просто изменилось все общество в целом, и, как следствие, другими стали взгляды у молодого поколения. Когда я начинал работать в школе, то получал 110 рублей. Тогда это были тоже небольшие деньги. Однако сегодня молодым людям хочется получить все и сразу. К тому же довольно много примеров, когда так действительно проис- ходит. Но насколько прочен такой успех? А вот кропотли- во создавать свое благосостояние многие, увы, сегодня не могут. Неуверенность в завтрашнем дне? Может, это и банально, но настоящий профессионал должен с оптимиз- мом смотреть в завтра — он всегда востребован. дующим занятиям. На это уходит еще 2-3часа. Вобщей сложности школе он отдает 8-10 часов в день. Это прак- тически норма длямолодого учителя. При этом заработ- ная плата нашего собеседни- ка в среднем около пяти с половиной тысяч рублей. —У каждого есть выбор. Если ты уверен в нем, если получаешь отдачу от своего дела, если видишь здесь для себя перспективы, то это главное, — считает молодой историк. Позиция, заслуживаю- щая уважения. Вот только многие ли его ровесники способны разделить ее? * * * Бытует мнение , что мужчина не может сегодня работать в школе, потому что на учительскую зарпла- ту семью не прокормишь. Предполагается, что моло- дежь идет в школу лишь в том случае, когда податься больше некуда. Наши со- беседники опровергают эти устойчивые представления. Возможно, их истории — исключительны. Но впере- ди у нас — целый год, кото- рый, надеемся, заложит основы того, чтобы подоб- ные истории стали обыкно- венными. От Года молодежи к Году учителя ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ У Юрия Огневого и его подопечных все еще впереди. Катя Морозова: «Мы из Липецка едем покорять столицу».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz