Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 46-47/23674-23675/ 12 МАРТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Сергей Бобров Иосиф Сталин и Иван Бунин… Что общего между двумя этими исторически- ми фигурами? Что может объединить два великих имени, мировоззренчески являвшихся крайними антиподами? Один — ар- хитектор и строитель могучего государства СССР, другой — яростный противник системы, в рамках которой это госу- дарство создавалось. И тем не менее такая связь была: их объединяло общее чувство — любовь к России. Оба они, Бунин и Ста- лин, пронесли свое чув- ство через всюжизнь, толь- ко один свято хранил в сердце Россию ушедшую, исчезнувшую на глазах, другой — Россию возрож- дающуюся, прошедшую купель гражданской смуты и вражеское нашествие. Это глубинное отношение к Родине и определило ха- рактер очень непростых, пусть и опосредованных, взаимоотношений Стали- на и Бунина. Разумеется, встречаться они не могли, хотя такая возможность не исключалась… Повесть липецкого пи- сателя Владимира Петро- ва «Кесарь и художник», опубликованная в двух недавних номерах журнала «Молодая гвардия», рас- крывает новые страницы жизни Бунина эмигрант- ского периода. Прежде все- го тех трагических лет, когда на полях сражений решалась судьба Родины и послевоенного времени — торжества советских людей, одолевших легионы Гитлера. Бунин, как известно, не принял большевизм и оставался непримиримым его врагом до конца. Но был ли он на стороне за- хватчиков, разделял ли на- дежды части эмигрантской диаспоры на то, что Гитлер очистит СССР от больше- визма и позволит возродить былую Россию? Факты свидетельствуют — нет! Бунин болезненно воспри- КРУГ ЧТЕНИЯ | Публикация липецкого автора в столичном журнале Сталин и Бунин: трагедия времени и судеб нял нападение немецкой армии на СССР и все годы войны, чуть ли не ежеднев- но, следил за сводками с фронтов: как там «наши»? Он написал в дневнике такие, например, строки: «Взят Псков. Освобождена уже вся Россия. Совершено истинно гигантское дело!» А накануне Тегеранской конференции он удивлял- ся самому себе — как это он, Бунин, переживает за жизнь Сталина… После войны начались не менее серьезные терза- ния: многие эмигранты, воодушевленные победой русского оружия, приня- ли советское подданство, оформили в посольстве СССР паспорта, чтобы воз- вратиться на Родину. Эта же проблема встала и перед Буниным. Но волен ли он был в выборе? Ведь будучи своего рода «символом» эмиграции он находился в тесном кольце самых раз- личных интересов: непо- средственно эмигрантов, разведок, масонских струк- тур. За него шла борьба и в СССР: Сталин, возрождая Россию с опорой на на- циональные ценности и идеологию независимости от Запада, безусловно, хо- тел, чтобы Бунин, в чьем патриотизме он не сомне- вался, вернулся домой. Этот шанс, свершись он, поднял бы престиж страны и нанес удар по вражескому окружению. Ведь, несмо- тря на крах фашизма, уже ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Таня П. В конце ноября этого года девочке исполнится 13 лет. Всю свою жизнь она прожила под крышей казенных домов. Доб- рая, улыбчивая, трудолюбивая. Таня занимается художественной самодеятельностью, посещает кружки рукоделия, заплетает косички младшим девочкам и делает прически тем, кто постар- ше. Она мечтает стать хорошим парикмахером. А еще—накопить денег, чтобы помочь брату Алеш- ке (он живет в специнтернате) с лечением. Максим Б. У него рыжие воло- сы, а вот конопушек на лице нет. Добрый, отзывчивый мальчик, не капризный. Все поручения вы- полняет добросовестно. Радуется, когда его хвалят. Он играет в ла- душки, загибает пальчики, чтобы научиться считать. Максиму идет третий год. Он уже говорит отдель- ные слова. Несколько раз к нему приходи- ла бабушка, у которой под опекой находятся брат и сестра Максима. Но ожелании взять в семьюи этого внука речь не идет. Саша К. Десять лет Саньке. Серьезный, обстоятельный па- ренек. Учится на «хорошо» и «отлично». Не ленится, не врет, не говорит грубые слова. К тому же занимается спортом и ходит в изостудию. У парнишки есть брат, он скоро вернется из армии. Саша тоже собирается Родину защищать. «Человек должен беречь свою землю, каждый по- своему», — объяснил свое жела- ние мальчик. замышлялся новый поход на Россию: разрабатыва- лись планы атомной бом- бардировки наших городов, внутри страны исподволь готовились кадры «пятой колонны»—ударного отря- да в будущей «холодной», а точнее — психологической войне против русских и других народов СССР. Повесть Владимира Пе- трова — об этих, во многом драматических, событиях, связанных не только с судь- бой Бунина, но и России. Повествование насыщено обширной информацией, представляет немалый ин- терес не только для знато- ков и любителей творчества писателя, но и тех, кто пытается разобраться в про- цессах, приведших в итоге к развалу СССР, в оценках, даваемых Сталину уже в наше время. …Бунин в Россию не вернулся. И глубинная причина его решения была в одном: он не мог, буду- чи далеко не молодым, вернуться туда, где цвела новая жизнь, где из его прошлого осталось лишь «кладбище» — в прямом и образном понимании. От горького чувства, чуть странного, Бывает так горько подчас: Россия построена заново Другими, не нами, без нас... Эти строчки из стихо- творения Игоря Северяни- на — точное выражение тех настроений, которыми жила эмиграция в печаль- ные годы увядания, краха былых надежд. Автор делает вывод: в историческом контексте правда была за Сталиным. Ненависть же никогда не может быть созидательной. Даже если она и «святая», исходившая из любящего сердца великого русского писателя. Сталин и Бунин умерли в один год. И оба оказались оклеветанными: один чуть раньше, еще при жизни, другой — посмертно. Но кто может оклеветать то, что клевете недоступно: их великую любовь к Рос- сии... 9 Мая 2010 года наша страна будет праздновать День Победы. Сейчас в Ли- пецке проходит конкурс проектов памятника Побе- ды. Мы предлагаем юным жителям города тоже при- нять участие в творческом конкурсе—конкурсе «Наш парк Победы». Каждый год 9 Мая наш парк Победы принимает ветеранов Великой Отече- ственной войны. Здесь они вспоминают с однополчана- ми фронтовые пути-дороги и павших т оварищей , слушают военные песни, встречаются с молодежью. Администрация города Ли- пецка, «Липецкая газета» (http://www.lpgzt.ru) и Газ- энергопромбанк (http:// geprobank.ru) объявляют о проведении конкурса дет- ского рисунка «Наш парк Победы». Юнымлипчанампредла- гается придумать и нарисо- вать «солдатский привал», место, где смогут собираться ветераны и те, кто пришел в парк поздравить победи- телей. Конкурс проводится в трех возрастных группах: I — ученики 1 — 4 клас- сов; II —ученики 5—8 клас- сов; III — ученики 9 — 11 классов. Авторам лучших работ будут вручены призы. По- бедитель конкурса получит главный приз — ноутбук. Его идеи по возможности бу- дут использованы в оформ- лении «солдатского при- вала». Рисунки можно направ- лять по почте в редакцию «Липецкой газеты» по адресу: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, тел.: 8 (4742) 30-82-01, 31-40- 75 и приносить лично или прислать по почте в Липец- кий филиал Газэнергопром- банка (398016, г. Липецк, ул. Терешковой, д. 9, тел. 8 (4742) 34-63-83). Принимаются как ри- сунки, так и макеты. Рабо- ты предоставляются до 15 апреля 2010 года. КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА «Наш парк Победы» Сергей Малюков Элегантные джазовые версии классических хитов «Машины времени», иронические размышле- ния немолодого, умудрен- ного жизненным опытом человека, облеченные в форму джазовых баллад, «пионерские блатные», немного латинских ритмов и свинга и заводной хит про «Тонкий шрам на любимой попе» на бис — такую разнообразную программу подготовил Андрей Макаревич, выступивший в областном Центре культуры и народ- ного творчества с «Орке- стром креольского танго». Мягкая, почти салонная музыка сольного проекта лидера популярной рок- группыпришлась липчанам по душе: аншлаг в зале, множество фанатов и ста- рых знакомых за кулисами перед концертом. «Ого, почти как новень- кий. Как вам удалось его сохранить?» — искренне удивлялся Макаревич, под- писывая конверт с раритет- нымпонынешнимвременам диском фирмы «Мелодия». Теплый прием публики про- извел приятное впечатление на артиста. «Липецк здорово изменился в лучшую сторо- ну, нам очень приятно при- езжать сюда, зовите, и мы выступим снова», — сказал Макаревич, прощаясь со зрителями. Украшением концерта стал дуэт Андрея Макаре- вича и липчанки Кристины Прилепиной. Композицию «Моя любовь» молодая пе- вица, победительница кон- курса «День открытых две- рей» на «Радио Шансон», и лидер «Машины времени» исполнили в 2007 году в телевизионной программе «Две звезды». Прилепиной тогда прочили блестящее будущее на музыкальной сцене, однако прорыва так и не произошло. Каковы сегодня шансы на успех у талантливой девушки? Этот вопрос первым задалиМака- ревичу журналисты. — Будущее артистов се- СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Легендарный музыкант Андрей Макаревич : «Глупо в пятьдесят косить под двадцатилетнего» годня, к сожалению, очень в большой степени зависит от определенных людей, мы с вами знаем, от каких. По- лучилась странная какая- то, дурацкая история. Когда Кристина выиграла конкурс «День открытых дверей», ей записали пластинку — правда, записали мы с Кутиковым, а не «Радио Шансон», как обещалось. Дальше надо было что-то с этой пластинкой делать. Просто напечатать пластин- ку и выложить в магазине — значит её угробить, неиз- вестного исполнителя никто не купит. Мы показали её компании «Реал Рекордс», им очень всё понравилось, они сказали: «Отлично, мы покупаем». Они купили этот альбом, и он до сих пор лежит у них на полке. Есть такая тактика — на всякий случай купить. Для них это не деньги. Я их дёргал, Кристина их тоже дёргала, потом бросила, потому что посчитала это ниже своего достоинства. Посмотрим, что будет дальше. Я знаю, что Кристина группу набра- ла. Правда, ещё не слышал, что у них получается. Но такой целеустремленный человек всё равно своего до- бьётся. Просто жалко, что время уходит. — На ваш взгляд, эта запись Кристины еще не по- теряла актуальности? — Во-первых, по моему ощущению, эта музыка со- всем не стареет. Во-вторых, у неё есть новые, очень хо- рошие песни. Надеюсь, что человечество до них скоро дозреет. — Не так давно вышел альбом «Машинопись» с песнями «Машины време- ни» в исполнении десятков самых разных музыкантов. Как вам этот проект? — Что-то мне там очень нравится, что-то—не очень. Но это же не для меня пер- сонально писалось. Есть какие-то команды, поклон- ником которых я не явля- юсь, но они имеют огромное количество слушателей сре- ди населения нашей стра- ны, и я постарался сказать спасибо всем, кто в этом поучаствовал. Вообще у нас в стране, по-моему, такого мощного трибьюта ещё ни- кто не делал — 40 участни- ков, а сейчас в допечатке уже 42 или 43. Бутусов, например, подоспел. — Говорят, что архи- тектура — это застывшая музыка. В свое время, когда музыкантов «Pink Floyd» попросили провести парал- лели между своим творче- ствомиработамиизвестных архитекторов, они ответи- ли, что им близок Оскар Нимейер. А на что похожа ваша музыка? —По-моему, сравнивать музыку и архитектуру — полная ерунда. Я не вижу между ними ничего общего, кроме каких-то пропорций, гармоний. —Что важнее для вас — слово или звук? —Слово—это тоже звук. — В одном интервью вы сказали, что сейчас бы не стали писать столь пря- молинейные тексты, как, к примеру, «Битва с дура- ками». Дураков, судя по вашему жизненному опыту, лучше обходить. А какие ещё песни и взгляды вы пересмотрели? — Я считаю, что у меня все песни появлялись в том возрасте, в котором они должны были появиться. Мне не хочется выглядеть пятидесятилетним челове- ком, который изо всех сил косит под двадцатилетнего — это всегда жалко. — То есть сегодняшнее увлечение джазом для вас закономерный этап? — Я с детских лет очень любил эту музыку. У меня в доме всё время звучали та- кие пластинки. Но «Битлы» занимали слишком много пространства в голове, в душе, а сейчас наконец-то это место немножко освобо- дилось. — На экраны кинотеа- тров вышел фильм с вашим участием… — Какой фильм? — «О чём говорят муж- чины». —А! Только участие моё там мизерное: он бы и без меня был замечательным. — Но всё равно, это же почетно появиться рас- сказчиком в рубрике «100 умных мыслей 100 умных мужчин»… —Явообще очень люблю «Квартет И». Нравятся все их спектакли, а этот спек- такль просто гениальный. Я немножко волнуюсь, по- тому что очень сложно из хорошего спектакля сделать хорошее кино или из хоро- шей книги сделать хороший спектакль — обычно это не получается. Но если у них получился «День радио», в общем-то, получился «День выборов», я очень надеюсь, что Бог троицу любит… — «Квартет И» не пы- тался заманить вас на сце- ну? — Не получится у меня в театре: во-первых, у меня на это нет времени, и во- вторых, нет времени, а в-третьих, каждый должен заниматься своим делом. Я же их не пытаюсь заманить на сцену к нам на концерт. Зачем? — В книге «Сам овца» вы писали, что «потом» — это утешительная форма «никогда». Сейчас вы что- нибудь оставляете на «по- том» или всегда стараетесь сделать сразу? — Всё, что могу сделать сразу, стараюсь сделать сразу, это мой жизненный принцип. — Неудачное выступле- ние нашей сборной на зим- ней Олимпиаде в Ванкувере по-прежнему остаетсявцен- тре обсуждения обществен- ности. Очень многие ругают «Русский дом», говорят, что это пир во время чумы. Со- гласны? — Неправда! «Русский дом»— это островок России в канадском городе Ван- кувере, куда любой граж- данин мог зайти, увидеть, как примерно будет выгля- деть Олимпийская деревня в 2014 году, попробовать русской водки, послушать русскую музыку, и ника- кого пира во время чумы там не было, это чушь! Во- обще Олимпиада — это не чума, это праздник. И не надо устраивать истерику по поводу того, что кто-то проиграл — это спорт, не могут выиграть все, и нель- зя выигрывать всю жизнь — это глупость. Не надо де- лать из наших побед нацио- нальную идею— это пахнет фашизмом! Это просто игра, никаких сожалений нет. В следующий раз выиграем. И «Русский дом» был лучшим из всех домов, у остальных были какие-то палаточки. А к нам стояла огромная оче- редь из канадцев, которым было интересно. Так что и с политической точки зрения это совершенно замечатель- ная вещь, а не ресторан, где гуляличиновники, какунас по ТВ иногда показывают. —С большим интересом следили на Первом канале завашим«Путешествиемпо Южной Америке» в компа- нии Александра Розенбау- ма и Андрея Куприна. Не планируются ещё какие-то совместные проекты? — Не исключено. Мы хо- тим сходить в дальнюю Си- бирь — куда-нибудь на реки слососямиближекДальнему Востоку.Нонадоправильный маршрут придумать. В про- шлом году уже было пошли, нообазаболелиодновременно ипосчитали, чтоэтокакой-то нехороший знак. — Вы участвовали в телевизионной игре «Что? Где? Когда?». На что потра- тили выигранные деньги и будете ли играть ещё? — Да ни на что я их, по- моему, не потратил. Куда-то положил. А как я могу пла- нировать? Приглашают—я иду. Кстати, там я участво- вал на общих основаниях. Пришёл в голову вопрос, вот мы и задали. — Вы нам интересны, а что сейчас интересует Ан- дрея Макаревича? — Если я начну пере- числять, что мне интересно, мы закончим к утру. Масса вещей меня интересует. — Кроме дайвинга, кух- ни и музыки? — Помимо музыки меня волнует, чтопроисходит сей- час с природой, как можно попытаться избежать конца всего живого на нашей пла- нете — масса интересных и достаточносерьёзныхвещей. —Авыверите, что люди могут избежать конца всего живого? — Нет, не верю. Но от- тянуть этот конец можно попробовать. — Почему в роке сейчас так мало песен с социаль- ным подтекстом? — До ядреной матери! Послушайте последний аль- бом «Машины времени» — по-моему, это наш самый остросоциальный альбом из всего, чтомыделали.Просто сегодня: А — это никому не интересно, B—это не вызы- вает никакого изумления, C — это не очень нужно, у нас этим сегодня газеты занима- ются. Вот когда газетам за- прещали этим заниматься, тогда это было надо. — То есть времена со- циально направленных групп прошли, сейчас рок- музыка— развлечение и не более того? —Яне считаюискусство только развлечением. Про- сто ограничивать искусство социальной сферой — это сильно его обеднять. — Елена Камбурова, недавно выступавшая в Ли- пецке, сказала в интервью, что искусство и музыку уби- вают два страшных зверя — формат и продюсер. Вы их не боитесь? — Я просто не работаю с продюсерами—я гуляю сам по себе, как тот самый кот. — Почему этой весной в США вы едете с «Машиной времени», а вЛипецке даёте концерт с «Оркестром кре- ольского танго»? — Мы очень много га- стролировали по России с «Машиной времени» в прошлом году. У нас было 40-летие коллектива, и мы объехаливсё, чтоможно себе представить. Сейчас ребята отдыхают, а я вот работаю. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Музыка из Ельца Ольга Хрусталева Девятилетняя воспитан- ница детской музыкальной школы № 1 Маша Зайцева завоевала первое место в своей возрастной группе на региональном конкур- се юных исполнителей на духовых и ударных ин- струментах в Воронеже. Кларнетистка из Ельца опередила соперников из Воронежа, Курска, Вла- димира, Старого Оскола, Липецка. Вообще последние не- дели оказались очень уро- жайными для елецких музыкантов. На том же воронежском конкурсе че- тырнадцатилетний Ваня Захаров занял второе ме- сто, его одноклассник по музыкальной школе № 3 тринадцатилетний Алексей Нестеренко — третье. А их землячка Настя Сотникова из музыкаль- ной школы № 1 отличи- лась на Международном фестивале «Окно в Евро- пу», проходившем в Санкт- Петербурге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz