Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Дорога к Храму Ведущий рубрики Александр КОСЯКИН Страница выходит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Летописи не сохранили точное время, когда четыре века назад монахи Кирилл и Герасим прибы- ли к перевозу у Дона, в том месте, где он принимал в свои воды лесную речку Тешевку. Вряд ли это случилось в стылую пору, скорее всего, было лето. Старцам предстояло са- мимоценитьместо будущего прихода. И они долго броди- ли по здешнимхолмам, при- кидывая и так, и эдак. Вы- брали место на горе, здесь и начали рубить первую цер- ковь «во имя Пречистые Богородицы Сретения Вла- димирския иконы». Так на- чинался знаменитый мона- стырь. Первое его описание, причемдовольно подробное, мы находим в Писцовых книгах Засосенского стана Елецкого уезда 1628—1630 годов: «За рекоюжза Доном монастырь Тешевской на реке на Дону, усть речки Тешевки, под Тешевским лесом, ограда древена, во- рота простые затворные на монастырь. А в монастыре церковь, а в церкви постав- лены образа местные и кни- ги и ризы, и у церкви коло- кола и все церковное имона- стырское строенье — двух старцев Кирилла и Гераси- ма, да в монастыре же ке- лий: келья черного попа Геласия, келья старца Ми- саила, келья старца Иева, пашни монастырские паха- ные 6 чети да перелогом да дикого поля 11 четвертей. И обоего пашнимонастырские паханые и перелогом дикого поля добрые земли 21 четь в поле, а в двух по тому ж, сена нет». Телетописцыбылилюдь- ми дотошными, потому до нас дошли даже имена пер- вых поселенцев: «Да кмона- стырю слободка Тешевка, а в ней: двор белого попа Фе- дора, двор дьячков— Бори- ска Васильева, двор понома- рев –АнтошкаИванова, да в слободе ж двор монастыр- ской, да детенышей: во дворе – Ивашко Харин, во дворе — Кленка Харин… служка ВаскаЮдин, водворе–вдова Акилина Зинина …» И так далее – в перечне еще немало имен, и все – мужские. Ста- тистика тогда признавала только податное население – плательщиков разных на- логов, а ими были главы се- мей. Акилина же Зенина попала в историю лишь бла- годаря своему вдовству. Как устраивалась в то время монашеская жизнь, мы не знаем. Трудные были времена. Не прекращались набеги степняков. Известно свидетельство о налете на монастырь ногайских татар в 1616 году, когда многие поселенцыбылипорублены, а иные взяты в плен. Как пережили тот налет первые монахи Кирилл и Герасим — тоже одному Богу извест- но.Но найденная в 1823 году при закладке фундамента колокольни «огромная мо- гила костей человеческих» прямо указывает на неспо- койные времена. А в начале ХХ века в За- донске было уже 3 тысячи одних священников и мона- хов. Столько было на Афоне и в Троице-Сергиевой лавре. Каждый третий в Задонске был монах или священник. Спасибо, доктор Ситуация, в которой по собственномужеланию ока- зался врач из Задонска, по моему убеждению, должна стать нормой. Он поступает ТАК с высоты своего нрав- ственного долга – чтобы не совершить грех и не тол- кнуть на него других. Редко сейчас подобное встретишь. Чаще приходится слышать от женщин совсем другое: послепосещениягинеколога из кабинета выходят с чув- ством опустошенности и тревоги. Какое там умное и доброе слово! Понимаю, вра- чу тоже достается: прием пациентов, утренний обход, а еще дежурства в родиль- ном отделении… Но слишком много стало докторов спокойных и даже равнодушных к судьбе боль- ного. Поэтому и вопросы, которые хочется задать, не задаются, а во взаимоотно- шениях с пациентом нет главного – душевности. А тут еще и женская болтли- вость, свойственная работ- никам этих кабинетов, — в общем, ни довериться, ни поплакаться не хочется. Вот и едут бабы в областную больницу с глаз подальше. И вдруг – доктор, который сам отговаривает от роково- го шага (ведь многие-то только этого и ждут)… Врачу из ЗадонскаАлек- сею Щиголю хочу сказать так: да, своими руками вы делаете аборт, но толкает вас на это не только «штатное расписание» и профессио- нальный долг, но и те жен- щины, которые рожать не хотят, а возможность забе- 6 В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ИСТОКИ | Задонскому Богородицкому монастырю – 400 лет В глубь веков Ясность внес недавно глава отдела внешних цер- ковных связей Московской патриархии архиепископ Волоколамский Илларион. В печати было опубликова- но его письмо-разъяснение. В нем Владыка с сожалени- ем указал на случаи, когда молодые люди в неформаль- ной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрикииругань». Онназвал такое отношение «болез- нью, с которой надо бороть- ся». Архиепископ Иллари- он отметил, что более 80 лет в России производятсяжен- ские брючные костюмы, поэтому называть их чисто мужской одеждой уже ни- как нельзя. «Господь смо- трит на сердце человека, а не на его платье», — под- черкнул он. Речь в разъяснении идет об общецерковной приход- ской практике. Однако про- блема «женских брюк» по- другому звучит в монасты- рях, где более строгие и приближенные к канону правила. Существуют обите- ли, куда женщинам вообще вход запрещен. ВОПРОС – ОТВЕТ О женщинах в брюках и бородатых мужчинах «Так можно или нельзя ходить в церковь в брюках?Мне подруга говорила, чтотеперь большое церковное начальство вроде бы разрешило брюки. Но прошлой осенью в Лебедяни прямо у монастырских ворот меня остановили и стали стыдить, что я была в брюках… Нельзя ли внести яс- ность?» Виктория Австриевских. ТЕМА ВЫПУСКА | Конфликт с самим собой Подари жизнь! В прошлом выпуске страницы «Дорога к Храму» мы подняли такую проблему. Врач-гинеколог задонской больницы Александр Щиголь по двунадесятым право- славным праздникам не делает абортов. В остальные дни пытается отговорить женщин от рокового шага, а не уговорив, идет… в операционную. Профессиональный долг велит. И—штатное расписание. «Здесь есть большая проблема для меня, — считает доктор, — с одной стороны как православный человек я категорически против абортов, с другой – обязан их делать. Всякий раз я стараюсь найти такие слова, кото- рые заставили бы пациентку отказаться от ее неблагих во всех отношениях намерений. И так хочется, чтобы эти слова были услышаны. Увы, так происходит не всегда». Как быть, ведь аборты не запрещены законом? Но как быть и с совестью, которая при этом вопиет? Читатели дают свои ответы на эти вопросы ременеть допускают. А за ними их «любимые» стоят (слово здесь, конечно, нуж- но брать в кавычки) и на- стаивают: иди под нож… У меня самой нет детей. У ровесниц дети уже школу заканчивают, а я… Вроде и болячек серьезных нет, а все никак. А ровесницы идут делать аборт. Идут и идут… Уважаемый доктор! Не отступайте от своего реше- ния. И хотя не все поймут вас и даже будут шум под- нимать, скажу: общество в лице этих крикунов вас про- сто не понимает. Вы его, общество, пытаетесь спа- сать, а оно… Вы не просто отговариваете женщин от абортов, вы не просто спа- кидыш. Муж постарался – толкнул, наорал — вот и случилось… Любой врач вам скажет, что таких примеров в его практике уйма. Но при этом никтоне говорит об убийстве ребенка. Никто не отвечает за это. Почему? В. Усольцева, г. Липецк Вместо врача — бабушка? О чем вы, господа хоро- шие? Ну, откажется один, другой, сотый… врач делать эти аборты, и что будет? А я вам скажу что – рост крими- нальных абортов. Бабушки возьмутся за нож, «просте- рилизованный» в керосине! Го с у д а р с т в у нужно жизньженщине устраивать, а не демагогию разводить. Анна К. г. Задонск Из биографии одной семьи В одной семье первый ребенок родился слепой, второй умер, третий был глух от рождения. Четвер- тый болел туберкулезом. Отец детей лечился от сифи- лиса. И все-таки жена забе- ременела пятым. Даже вра- чи не советовали ей рожать. А она родила. Пятым ребенком оказал- ся Людвиг. Людвиг Ван Бетховен… Вместо послесловия Американцы, заразив- шие мир проказой сексуаль- нойсвободыибезответствен- ности перед семьей, спохва- тились. Меняется и полити- ка нашего государства. За- работали социальные про- граммы, входят в практику материнские сертификаты. И есть уже результаты. Но проблема, которую подняли читатели, остается открытой. И обсуждение требует продолжения. саете маленького человека, вы страну спасаете! Мне ка- жется, давно пора в нашей области создать общество православных врачей, кото- рые будут не просто лечить, а видеть в нас создание Бо- жие. Не подписываюсь пол- ным именем, иначе будут обсуждать не мою точку зрения, а меня саму. А я и так устала от этих разгово- ров. Елена Н. г. Елец Господь подаст помощь всякому Врачу, понимающему всю греховность абортов, следует поменять квалифи- кацию, базовое образование это позволяет. Так, кстати, некоторые и делают. Конеч- но, доктору, который жил «не по правде» и понимал это, нужно принести и ис- креннее покаяние. При этом рассуждения на тему – а кто же тогда будет делать абор- ты? – конкретного раскаяв- шегося врача уже не будут касаться. Каждый лично отвечает за свои поступки перед Господом. В том числе и женщина, которая реша- ется на смертоубийство. Иее близкие, принуждающие к тому, и даже те, которые не препятствуют страшному греху. Обычные же мотивы – «Как же я одна буду подни- мать ребенка?» — услыша- ны не будут: Господь подаст помощь всякому, кто ее про- сит и кто верит Ему. Чтоже касается социаль- ной политики, проблемати- ки общегосударственной, то, на мой взгляд, аборты должны быть запрещены законом. А православный подход к теме каждого врача-гинеколога только поможет принятию такого назревшего решения. о. Клеопа, иеромонах задонского Богородицкого монастыря А мужик не виноват… Вы завели разговор об абортах. А вот у моей под- руги случился недавно вы- Алексей Александров Так называется новый документаль- ный фильм, созданный на видеосту- дии «Задонская звонница» при участии Издательского дома «Липец- кая газета». В названии ленты, как вы заметили, сразу два знака препи- нания, потому что фильм, с одной стороны, о требовании вернуть гения в лоно Церкви (отлучение графа состоялось ровно сто лет назад) и о позиции РПЦ в этом непростом вопросе. Уже сто лет… без Толстого. Целый век. А его главная тема актуальна и сегодня — ухода в себя, от себя и от ал- таря, где батюшка ждет с Дарами. Но, может быть, только один вопрос по су- ществу и важен теперь: вспомнил ли на смертном одре мятущийся граф о раз- бойнике на кресте. Который успел по- верить. Который просто успел… В фильме представлены различные точки зрения на эту проблему, своими размышлениями со зрителями делятся профессорМосковскойДуховнойакаде- мии дьякон Андрей (Кураев), режиссер Николай Бурляев, певица Валентина Толкунова, белорусская актрисаИрина Нарбекова, священник отец Геннадий (Рязанцев) и другие. География съемок – Москва, Ясная Поляна и, конечно, райцентр Лев Толстой. Заурядная захолустная станция в Астапово за несколько дней 1910 года сталазнаменитой.Сюдатолпамивалили репортеры. Телеграфисты выбивались из сил, принимая депеши со всего света: казалось, весьмирдержалрукунапуль- се умирающего Толстого… И он умер. После него остались: комнатка началь- ника станции, ставшая музеем, по- душка с вмятиной от головы, часы на перроне, остановленные в минуту смер- ти и сделавшиеся музейным экспона- том, сам музей. И —Астапово, превра- тившееся в районный центр с именем Лев Толстой… Но главное, конечно, другое. Остались книги писателя, кото- рые читают во всем мире. По которым судят о России и ее народе. Но осталось и его учение – внесшее сумятицу в рус- ские души. И так навредившее душе самого Толстого… Известный богослов дьякон Андрей Кураев считает, что если бы историки смогли доказать, что священника к умирающему графу не пустили против его воли, тогда бы возникли хотя бы основания вернуться к тому решению Священного Синода. Существует версия. Сразуже попри- езде в Астапово граф слег, но успел от- дать несколько распоряжений. Было среди них и поручение отправить теле- грамму в Оптину пустынь с просьбой КИНОПРОЕКТ | Трагедия гения : сто лет спустя «Вернуть Толстого?!» вызвать старца Иосифа. Но этот факт был скрыт семьей. Прибывший же из монастырявместо заболевшегоИосифа старец Варсонофий допущен к Льву Николаевичу не был… Набежавшим газетчикамбатюшка сказалтак: «Хотя и Лев был, но не смог разорвать цепь, которой сковал его сатана». Как бы там ни было, а тайну по- следней исповеди, если бы она еще со- стоялась, Толстой унес в могилу. И потому назад дорогинет. Свеча догоре- ла. Ибо сказал Господь: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Об этом же писал и Максимилиан Волошин, размышляя о трагедии Тол- стого: «Что же в его жизни могло вы- звать такие сложные счеты с судьбой? Об этом, конечно, в ближайшие столе- тия будут написаны многие тома, а единственно авторитетное разрешение этой тайны станет ясно только на Страшном суде». Авторы фильма вовсе не претенду- ют на истину в последней инстанции. Их точка зрения субъективна, в филь- ме представленыинебесспорныемоти- вы, однако онине расходится с офици- альной позицией РПЦ: граф сам следнюю минуту покаяться, – вечен. ПохожлиТолстойхоть сколько-нибудь на того раскаявшегося грешника?Унас нет ответа, признаются авторыфильма. Важны публицистические обобще- ния. Например, такие. Толстой совре- менен. Он актуален. Не только как пи- сатель. Он актуален именно своим неу- частиемвделахЦеркви.Сегоднямногие в России считают себя православными, но в храмне ходят, в ТаинствахЦеркви не участвуют. И Евангелие готовы чи- тать любое – хоть от Матфея, хоть от Толстого, хоть от теперешних гордели- вых сочинителей, вроде известного те- леведущего Владимира Соловьева. Кхристианству мыотносимся как к культурологическому явлению, как к традиции отчич и дедич. Именно за это мы любим наших батюшек, а наши храмы–ещеи закрасоту.Но этомыеще не вникли в суть. Не задумались. Не исстрадались. Не осолились слезой. А вот когда это случится, когда наступит озноб души, еще неизвестно, какое Евангелие человек откроет. Особенно если это молодой человек… Фильм «Вернуть Толстого?!» навер- няка заинтересует многих: педагогов, работников библиотек, руководителей воскресных школ, музейщиков. Но гений Толстого требует и других сюжетов. Очень важны не только его искания, но и конкретные, рукотвор- ные дела. Например, благотворитель- ность, и в частности — на нашей, ли- пецкой земле. Издательский дом «Липецкая газета» готов предложить участие в новом проекте любому юри- дическому или физическому лицу, для которого имяТолстой созвучно другому – Россия. ... возвратиться к церкви, причаститься перед смертью, я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении,— ложь». ” определил свою судьбу. Задолго до кончины, как быторопясь занять свое, особенное место в истории, писатель сжег за собой все мосты. Вот выдержка из дневниковой записи, сделанной графом в январе 1909 года: «Как бы не придумали они чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я «покаял- ся» перед смертью. Ипотому заявляю, кажется, повторяю, что возвратиться кцеркви, причаститьсяперед смертью, я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причаще- нии,— ложь». И все же… Писалось это более чем за год до смерти. Все могло переме- ниться в жизни Толстого – пример разбойника на кресте, успевшего в по- Сегодня нет газеты, журнала, где бы не печата- ли астрологических прогнозов. На телевидении в роли звездочетов теперь выступают известные актеры. Воспитанные на русской классической литературе, мы помним гоголевского Ивана Федоровича Шпонь- ку, который все читал гада- тельную книгу, и пушкин- скую Татьяну Ларину, и самого Пушкина, который также легко подавал свою ладонь гадалкам… Вообще все эти старо- светские помещики, зеваю- щие от скуки купчихи, сва- хи, знахарки, гадалки, ве- щуньи и странницы, рас- сказывающие о людях с песьими головами, – все это ХIХ век… Но только ли? На самом деле гадания, как и суеверия вообще, были свойственнычеловече- ству всегда. Причем гадали часто вовсе не скуки ради – римские военачальники, например, обращались к прорицателям перед сраже- ниями. На Руси и позже в России без них тоже не об- ходились. В 1727 году случилось разбирательство в связи с тем, что черниговская ка- зачка Мария Пикуличка во дворе писаря Данила Стру- тинского с женой его Варва- рой совершила волшебство, СУЕВЕРИЯ | Что несут в нашу жизнь гадания ? Одна бабка сказала… чтобы склонить полковой суд в пользу Струтинского. Что там натворил писарь, мы не знаем, но жена реши- ла помочь мужу с помощью гадалки. Для этого они пой- мали жабу и зашили ей рот зеленым шелковым шнур- ком. При этом произносили заклинания: «Не жабе рот зашиваем, мы зашиваем роты черниговскому пол- ковнику, судьям и всей старшине полковой, от боль- шого до меньшого». Закли- нание тогда не помогло, суду рот не зашили – зря жабу мучили, все были на- казаны. Все это вовсе не «преда- нья старины глубокой». Еще недавно, во времена п р е з и д е н т а Е л ь ц и н а , Кремль был наводнен вся- кими экстрасенсами, лже- учеными целителями и про- рицателями. Конечно, жабе рот не зашивали, но работа- ли целые «научные» – слово берем в кавычки – лаборато- рии… На телевидении вла- ствовали чародеи. Где в то время оказалась Россия, из- вестно… При следующем президенте всех этих кас- сандр выдворили вон. Гадания не только не предсказывают будущее, но являются нарушениями за- поведей Божиих. Будем помнить, что гадающие слу- жат дьяволу. Бог ничего не открывает тем, кто пытает- ся узнать свое будущее та- ким путем. Христа ради У одной женщины в доме поселился Хри- стос… И она купила ему сапоги. Сорокового разме- ра. Женщина была сумасшедшей, но сапоги были настоящие. Предлагаем читателям тему следующего выпуска: ЧТО МЫ, ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ, СДЕЛАЛИ ПОЛЕЗНОГО, ДОБРОГО ДЛЯ ХРИСТА? Пишите нам. Поверья, связанные с волосами, суще ствуют практически у всех наро- дов. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста (обычно до 3—5 лет ) . У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался «постри- жины». Сила библейского персо- нажа Самсона была в его волосах. Врагам удалось захватить его только после того, как он был острижен. Что же касается право- славной традиции... Цер- ковь учит, что Бог есть Тво- рец всякого человека, и Он промыслительно (т. е. глу- боко обдуманно) каждому человеку дает свой индиви- дуальный образ, единствен- ный и неповторимый. А неотъемлемой принадлеж- ностью образа человека яв- ляется его внешний вид, и в частности борода. Вот по этой причине православные не желают ни бриться, ни стричь волосы, чтобы явить послушание Богу и сохра- нить образ, дарованный нам Богом при рождении. «Знаю, что в разных культурах, у разных народов и отдельных людей к собственному волосяному покрову от- ношение разное. Но почему православные мужчины носят бороды?» Валентин Страхов, г. Усмань ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 46-47/23674-23675/ 12 МАРТА 2010 ЦИФРЫ И ФАКТЫ По данным статистики , в России из трех беремен - ностей только одна заканчи - вается родами . Почти 10 про - центов женщин детородного возраста раз в год делают аборт и 60 процентов преры - вают первую беременность . По прогнозу ООН , Россия к 2050 году должна выйти на первое место в мире по убыли населения , которое составит тогда 121 миллион человек . Это данные из до - клада о контроле за мировым населением . Кстати , Америку , вечного нашего соперника , напротив , ждет огромный прирост – в 75 миллионов человек . Задонская святыня. Снимок начала XX века.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz