Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Былое Ведущий рубрики Исаак РОЗЕНФЕЛЬД Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и «Липецкой газеты» 5 Валерий Поляков, заместитель начальника управления ЗАГС и архивов Липецкой области — Вам, капитан Флёров, доверяется величайшая военная и государственная тайна. Ваша часть станет родоначальницей нового рода войск, которому принадлежит большое будущее. В любых услови- ях, в любой обстановке враг не должен получить никаких данных об этом оружии. В безвыходном положении установки и боеприпасы следует взорвать. Так напутствовали Ива- на Андреевича Флёрова в штабе командующего артил- лерией Красной Армии. Война только начиналась. Шли ее первые страшные недели. Но именно тогда произвела первые залпы по врагу батарея, которой ко- мандовалФлёров. Результа- ты оказались ошеломляю- щими. Сами немцы писали: «Войска, обстрелянные рус- скими, свидетельствуют: огневой налет был подобен урагану». Орша, Ельня, Рославль — вот те места, где вскоре ставшие легендарными «ка- тюши» нанесли по оккупан- тамсокрушительные удары. Весть о новом оружии под- держивала в людях, отсту- павших под натиском не- приятеля, веру в победу. А в октябре 1941-гоФлё- ров и его товарищи попали в окружение. У батарейцев закончилось горючее. Они вступили с врагом в ожесто- ченную схватку. Флеровцы понимали: есть огромная опасность, что секретное оружие захватят немцы. И взорвали боевые установки. Гитлеровцам досталась гру- да бесформенного металла. Долгое время Флёров считался пропавшим без вести. Десятилетия спустя выяснилось, что он и боль- шинство его товарищей по- гибли в тот трагический час. В плен не сдался никто. В 1963 году Иван Андреевич Флёров посмертно удостоил- ся ордена Отечественной войны первой степени. И только в 1995 году ему было присвоено звание Героя Рос- сии. Кто мог предвидеть в далекий день 24 марта (6 апреля по новому стилю) 1905 года, когда в семье Ан- дреяКондратовичаФлёрова и его супруги Анны Мине- СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ | Из родословной Героя Двуреченский плацдарм евныпоявился на свет маль- чик, нареченный, как сказа- но в метрической книге Николаевской церкви села Двуречки, Иоанном, какая судьба ждет новорожденно- го, какой подвиг он совер- шит. Двуречки — мое родное село. Естественно, мне, зем- ляку Героя и историку- архивисту, хотелось поболь- ше узнать о предках Ивана Андреевича. Всегдаинтерес- но и поучительно разобрать- ся, что питало, что поддер- живало дух воина, отдавше- го жизнь за Отечество, вы- яснить подробности о его корнях. На войну люди ухо- дили со всем грузом былого. С памятью о дедах и праде- дах, о семейных традициях, а порою и трагедиях. Флё- ров не был исключением. Рассуждая на эти темы, сегодня некоторые исследо- ватели, а особенно торопли- вые публицисты, привык- шие держать нос по ветру, очень ужспешат сделать вы- вод, будто изменники, пре- датели, перебежчики не просто так, из трусости, по слабости души сдавались врагу. Они, дескать, тем самыммстили режиму, вла- сти за унижения и обиды. За то, что после революциикто- то из них лишился богатства и положения, за преследо- вания верующих, за сталин- скую жестокость. Думается, это чересчур конъюнктурная, упрощен- наяипрямолинейная схема, которая должна, по мнению ее сторонников, оправдать тех, кто в час смертельной опасности дляРодиныпере- шел на сторону неприятеля. История Флёрова в принци- пе демонстрирует несостоя- тельность таких «конструк- ций». * * * Позволю себе, однако, начать издалека. Двуречки —село старинное. Оно впер- вые упоминается в Дозор- ной книге 1615 года. Назва- но так потому, что находит- ся в устье реки Двуречки, которая в верховьях расхо- дится на два рукава. Одна из достопримеча- тельностейДвуречек—цер- ковь Николая Чудотворца. Построена, как говорится в архивных документах, «в 1811 году тщанием прихо- жан». Каменная, «престол в ней один, холодный», «зем- ли при церкви усадебной, особо отведенной», не было, «пашенной и сенокосной 99 десятин», ею владели свя- щеннослужители сами, «особо от прихожан». «На содержание священнослу- жителей жалованья ни у кого не получают, содержа- ние их посредственное». Все это—данные из «Ведомости оцерквиНиколаяЧудотвор- ца Липецкой округи села Двуречек за 1838 год». Их можно дополнить материа- лами более позднего доку- мента, уже 1911 года. О приходе: «дворов 740, душ мужского пола 2511, жен- ского пола 2522, великорос- сы, занимаются земледели- ем, плотничеством и лесо- промышленностью». Две церковно-приходские шко- лы, одна женская, другая смешанная, «и одна зем- ская, двухкомплектная». Почему я так подробно пишу об этой церкви? По- тому что с Николаевской церковью связано появле- ние в Двуречках самой фа- милии Флёровых. По доку- ментам Государственного архива Липецкой области, прапрадед Героя России Иван Иванович служил дьячком в Преображенской церкви города Спасска. У него было три сына—Иван, Козьма и Семен — прадед Ивана Андреевича. Так сложилось, что все три брата оказались при Николаевской церкви. Дья- кон Иван Иванович, дьякон Косма (Козьма) Иванов «в пономарской должности» и пономарь Семен Иванов. Причем, если в «Ведомости» за 1825 год о первых двух сказано, что они читают и поют «не худо», то про Семе- на указано, что он и то, и другое делает «худо». И был даже отрешен от долж- ности. У него с женой Агриппиной Васильевной тогда уже было немало детей — в том числе Кодрат (так тогда писалось это имя). Через три года он будет учиться в Тамбовском уезд- ном училище в низшем от- делении, в ведомости гово- рится, что он «прозывается Флёров». А впервые эта фа- милия фигурирует в метри- ческих книгах за 1818 год. Что касается дальней- шей судьбы прапрадеда Се- мена Ивановича, то в 1831 году он «поступил в военную службу». А вот Кодрат Ива- нович, родной дед команди- ра батареи «катюш», вновь, как и его предки, при церк- ви. Сперва пономарь, затем дьячок. Умер он восьмиде- сяти шести лет в 1895 году, оставив десять детей, в том числе сына Андрея. Установлено: Андрей Кондратьевич — запасной солдат, из почетных граж- дан, женился 6 ноября 1883 года на «девице Рязанской губернии Раненбурского уезда села Головщины, вре- меннообязаннойкрестьянке АннеМиновне Савушкиной, 18 лет». У будущего капита- на Флёрова было восемь братьев и сестер. А теперь вновь процитируюметриче- скуюкнигу все тойжеНико- лаевской церкви: «Сын пса- ломщика, запасной солдат Андрей Кодратов Флёров и законная жена его Анна Миновна — родился сын Иоанн 24 марта 1905 г. (кре- стился 27 марта 1905 г.)». К слову, хочу уж закон- чить сюжет чисто церков- ный.Николаевскуюцерковь в Двуречках закрыли в 1935 году. Однако жители села с этим не согласились. И на- чали ходатайствовать об изменении этого решения.И вот спустя десять лет цер- ковь все-таки опять откры- лась. Несколько строк из заключения уполномочен- ного Совета по делам Рус- ской православной церкви при СНК СССР по Воронеж- ской области от 7 ноября 1945 года Гостеева: «Не со- глашаясь с решением ис- полкома облсовета, верую- щие три раза обращались письменно в Совет по делам Русской православнойцерк- ви и несколько раз письмен- но и лично ко мне с просьбой пересмотреть решение ис- полкома облсовета на том основании, что здание церк- ви сохранилось, требуя со- всем незначительного ре- монта, который верующие принимают на себя, ничем не занято, действующая церковь в Липецке находит- ся на далеком расстоянии, верующих имеется большое количество». И вскоре в храме возобновилось богос- лужение. Пожалуй, эта история не совсем вписывается в сте- реотипные представления о нескончаемом давлении на верующих и постоянном их преследовании. Но в то же время, согласитесь, она сви- детельствует о характере моихземляков-двуреченцев, людей упорных, неподатли- вых, способных идти на риск и даже спорить с вла- стью. Этоже упорство, стой- кость и верность присущи были и самому известному из двуреченцев — Ивану Андреевичу Флёрову. * * * И в детстве, и в отроче- стве он мог видеть или узна- вать из рассказов старших, как непросто складывались отношения его односельчан с Советской властью. Вот, к примеру, как характеризо- вал положение в первые по- слереволюционные времена начальник Липецкого гор- райотдела милиции Котов в 1932 году. Насчитав двести кулацких, сто двадцать за- житочных и шестьсот во- семьдесят середняцких хо- зяйств (бедняцких было го- раздо меньше — двести со- рок), он неодобрительно за- фиксировал, что «население неудовлетворительно встре- чало Советскую власть». В январе 1918 года было мас- совое волнение «на почве отбора у населения оружия, имело место избиение пред- ставителей комбедов и ви- ков. В августе 1918 г. на почве продразверстки было массовое волнение, участво- вало до 2000 человек». И дальше следует абзац о дву- реченском середняке Саха- рове, который провозгласил себя правителем Липецкого уезда, собрал «из местных дезертиров отряд в 30-40 человек, терроризировал окружающее население». А затемКотов переходит уже к ситуации 30-х годов. Из-за коллективизации «было массовое волнение», «коллективизация не вы- росла ни на один процент». «Население имеет антисо- ветские суждения». К тому времени Иван Флёров уже успел порабо- тать в Липецке, отслужил, а в 1933 году был призван на офицерские курсыи остался в армии. Но наверняка до него доходили известия о том, что творилось в его род- ном «неблагонадежном», «кулацком» селе. Тем более что репрессии, призванные сломить сопротивление на- сильственной коллективи- зации, напрямуюкоснулись его родных. Так, с 27 по 29 июля 1932 года вДвуречках арестовали двенадцать человек, среди них — Михаила Павловича Флёрова, двоюродного брата Ивана Андреевича. Он обви- нялся в антисоветской аги- тации, контрреволюцион- ной деятельности, направ- ленной на срыв полевых работ и коллективизации, в распространении провока- ционных слухов о гибели Советской власти, об учине- нии казни над колхоз- никами-коммунистами и т.д. Михаил Флёров вино- вным себя не признал. Если вспомнить, как фабрикова- лось множество таких дел, нетрудно предположить, что он и не был виноват. Это, однако, не помешало «трой- ке» приговорить его к за- ключению в концлагере на десять лет (реабилитирован в мае 1989 г.). А спустя пять лет добрались до младшего брата Ивана Андреевича Семена, до старшей сестры Евдокии и снохи Евгении Воробьевой. Опять та же песня: контрреволюционная агитация, клевета на Совет- скую власть и вождей... В чем же состояла эта агита- ция? Вот что читаем в обви- нительном заключении: Семен Флёров якобы гово- рил, что «Советская власть берет у крестьян хлеб по 90 копеек за пуд, а продает по одному рублю за кило, да и того не купишь, надо сутки стоять в очереди...» А Во- робьева, будучи учительни- цей двуреченской школы №2, разрешала ученикам пользоваться тетрадями с изображением «контррево- люционера Бухарина». Ев- докия Андреевна Флёрова виновной себя не признала, но сказала: «Жить стало трудно, ничего нет, даже корову кормить нечем». Ипо этим нелепым обви- нениям Семена приговори- ли к семи годам, Евдокию — к пяти, а Евгению Воро- бьеву —к трем годам лише- ния свободы. Все они были реабилитированы в 1992 году. Что думал о такой не- справедливости, выпавшей на долю близких, сам Иван Флёров? Тут можно лишь гадать и предполагать. Но мы знаем: человек он был честный и смелый. Избрав профессию защитника Оте- чества, он был убежден: как бы ни складывалась судьба живущих в стране, в любом случае это не оправдывает иностранные вторжения или измену Родине. * * * В 1939-40 годах он уча- ствовал в войне сФинлянди- ей, командовал батареей, отличился при прорыве «линии Маннергейма», по- лучил орден Красной Звез- ды. А в сражениях с гитле- ровцами до конца выполнил свой долг, заплативжизнью за то, чтобы врагу не доста- лось секретное оружие Красной Армии. Драматизмисториимно- голик и многослоен. Но су- ществуют какие-то основы, патриотические начала, не подлежащие отмене.Иболь- шинство из поколения фронтовиков-победителей, с какими бы болями и оби- дами они ни сталкивались в своей жизни, хорошо это понимало. ИванФлёров был из этого большинства. Автор признателен за помощь в работе над родословной Флёрова сотрудникам Государственного архива Н. Селезневу и Г. Лузиной. Гвардейский миномет «катюша» — памятник И.А. Флёрову в Грязях. Игорь Ветловский, краевед В царствование Федора Иоанновича в 1586 году (по другим сведениям, в 1587), «чтоб воинские люди на государевы украины войной безвестно не приходили», была постав- лена Талицкая сторожа. По «Уставу сторожевойи станичной службы» ее гар- низон первоначально состо- ялиз десятичеловекво главе с атаманом и двух прово- КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ЭТЮД | Как жили наши предки С иконой и саблей дников. Каждый военно- служащий имел по два коня и «доброе оружие». За не- добросовестное выполнение обязанностей нарушителей предполагалось «бити кну- том» и «отбирали у них по- местья». «А которые... не дождутся отмены с сторож- ки, съедут, а в те поры госу- даревым украинам от во- инских людей учинится война, и тем сторожам... бытиказненнымисмертию». Наши отважные предки с 1 апреля по 15 ноября (то есть до появления глубоко- го снега — естественной преграды татарской конни- це) ездили «попеременяясь по урочищам... с конь не сседая». В конце XV — начале XVI века Талицкая сторожа сыграла немалую роль в за- щите русского государства от кочевников. Дозорные были хорошо вооружены. Служилый человек непре- менно брал с собой лук и колчан со стрелами. В рас- чете на ближний бой всад- ник имел саблю и копье с длинным древком и желез- ным наконечником. Воины не отказывались и от мета- тельных копий, железных кистеней и кинжалов. Был у них и бердыш — боевой топор. Щиты к тому времени исчезли. На голову надева- ли «шелом» с высоким «на- вершием». Шлемы имели «бармицы» — кольчужные сетки, укрывавшие лицо и затылок. Тело защищала кольчуга — рубашка из железных колец или пла- стин. Иногда из тонких «плосковатых» колец из- готавливали панцири. По- верх кольчуги надевались зерцала, то есть круглые или прямоугольные пласти- ны, скрепленные между собой. Небогатые служи- лые люди предохранялись от стрел и сабель стеганым кафтаном с высоким ворот- ником, иногда отороченным мехом, и рукавами по ло- коть. Сшитые из кожи и крепкого холста, набитые ватой, эти кафтаны были очень плотными и, по сло- вам их владельцев, крепче камня». Позже на сторожи стало поступать фитильное оружие — «ручницы» — длинноствольные ружья и «завесные пищали» — ко- роткие ружья для конни- ков. А еще дозорные не ухо- дили на дежурство без мед- ного складеня —маленько- го иконостаса, который помогал им на нелегкой государевой службе. Вячеслав Тамбовцев Наверное, в каждом селе найдётся пять-шесть фамилий, особенно часто встречающихся среди его жителей. Не исключение и моё Отскочное, что в Хлевенском районе. В нашем селе распро- странены коренные фами- лииТамбовцевых, Кретини- ных, Пальчиковых, Свири- довых, Поповых, Аксёно- вых. Судя по всему, родона- чальники этих фамилий и были основателями нашего села. Его крестьяне никогда не имели над собой помещи- ка, они сами пришли на эти земли. Фамилию Тамбовцев ПОИСК | Слово о словах Фамилия в наследство мой предок получил как выходец из Тамбовской гу- бернии.ФамилияСвиридов, скорее всего, пошла от име- ни главы семьи по имени Спиридон, поскольку Сви- ридов — производное от Спиридона. Что касается Пальчиковых, то в появле- нии ее сыграл роль невысо- кий рост основателя (вспом- ним сказку «Мальчик-с- пальчик»). Хотя многие Пальчиковы далеко не низ- корослые люди. Аксёнов — от мужского имени Авксен- тий (в переводе с греческого означает «расти»). В своё время была распространена пословица: «Всяк Аксен про себя умен». Пожалуй, наиболее ин- тересно происхождение фа- милии Кретинин. В южно- русском наречии «крет» означало «крот». Это про- звание всегда ассоциирова- лось у нашего народа с ра- чительным хозяином. Та- ким образом, эта фамилия не имеет никакого отноше- ния к французскому слову «кретин» (глупый). Ну, а Поповыми обычно записы- вали детей священнослужи- телей или их работников. Как-то одна из моих учениц из села Доно - Негачёвка рассказала мне о необычном камне, на кото- ром были высечены слова: «Под сим камнем покоится тело священника Аскочен- ского Михаила Константи- новича». Основываясь на воспоминаниях одного из основоположников фами- лии, известного богослова и литератора 19 века Аско- ченского Виктора Ипатье- вича, удалось выяснить, что эта фамилия прямым образом связана с названи- ем нашего села. До револю- ции оно относилось к Во- ронежской губернии Зем- лянского уезда, а сам Вик- тор Ипатьевич родился в Воронеже 1 (13) октября 1813 года в семье священ- ника, который был настав- ником в нотном пении всех церковнослужителей Во- ронежской губернии. “Ге- неалогия моя вовсе не со- стоит из тех лиц, которые пузаты и знаменитостью, и богатством, — писал он в своем дневнике, —мой пра- дедушка был поп; один из его сыновей... родился в селе Аскошном Землянско- го уезда Воронежской гу- бернии... Из благодарности к месту... мой дедушка пе- ременилфамилиюПоповых на Аскошных и повелел именоваться так всему сво- ему потомству. Первона- чально наша фамилия была Аскошный; но батюшка мой, как человек грамот- ный, заметил тут слишком неизящную народность и, следуя правилам правопи- сания, переменил Аскош- ный в Оскошный. Не знаю, как это случилось, только с течением времени батюшка стал подписываться: Отско- ченский. С этим громким прозвищем я и брат посту- пили в школу. Прошло не- много времени, и нас стали дразнить “отскочками”; с досады я решился еще раз изуродовать свое фамиль- ное прозвание — и вслед- ствие такого решения стал подписываться: Аскочен- ский”. Интересно, что пожилые жители до сих пор называют наше село «Аскошное». Татьяна Высоцкая, старший научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Они вошли в моду в Европе в конце XVIII века. Пона- чалу их вывозили из английских колоний в Индии, многие попали во Францию после египет- ских походов Наполеона, который сам подарил своей супруге Жозефине восточную шаль необыкно- венной красоты. Вывезенные из Египта шали были разного проис- хождения: турецкие,персид- ские, индийские. Лучшими считались кашмирские — узорчатые, тканые из пуха тибетских коз. Кашмир (ка- шемир) — так называлась мягкая и тонкая шерстяная ткань, получившаянаимено- вание по Кашмиру — исто- рической области в Индии. В России эти изделия стоили от 1 до 15 тысяч ру- блей, что в те времена было целым состоянием (сравни- те: в 1781 году цена имения Кореневщино, принадле- жавшего прадеду А.С. Пуш- кина, составляла 99 руб. 50 коп.). Шали были длинные, квадратные и даже восьми- угольные. Особенно цени- лось искусство драпировки шали. Оженщинах того вре- меничаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Шаль была настолько попу- лярна, что в началеXIXвека появляется танец «па де шаль», исполняемый вос- питанницами дворянских учебных заведений при вы- пуске. Шали русской работы появились уже в начале ХIХ века. Поначалу они имити- ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ | Восточная незнакомка Ничего не жаль за шаль! роваликашмирские и турец- кие. Их производили на фа- брикахН.А.Мерлиной, Д.А. Колокольцова и В.А. Елисе- евой. Последняя сумела за- менить дорогую тибетскую шерсть шерстью сайгаков. Чтобы постичь искусство ткачества узорной каймы шалей, В.А. Елисеева рас- пустила нить за нитью на- стоящуюкашмирскуюшаль. Ткались шали крепост- ными мастерицами в слож- ной паласной технике, не- редко в орнаменте насчиты- валось до 60 цветовых оттен- ков! Такого эффекта можно было достичь только благо- даря тончайшей пряже. На русских мануфакту- рах были найдены особые приемы обработки пуха ти- бетских коз и сайгаков — моточекпряжи в 13 граммов содержал нить длиной 4500 метров! Узор по виду напо- минал тонкий гобелен. При- чемрусскиешали, в отличие от большинства привозных, былидвусторонними, то есть без изнанки, и их носили на обе стороны. Изготовление одной шали требовало от по- лутора до двух с половиной лет напряженного труда двух ткачих. На всех про- мышленных выставках, в том числе на Всемирной в Лондоне в1851 году, русские шали получали самые высо- кие награды. ФОТО ИЗ АЛЬБОМА ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ФОТО ИЗ АРХИВА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ № 42/23670/ 5 МАРТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz