Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 41/23669/4 МАРТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА У ТЕЛЕЭКРАНА | Война против заповедей Лошади не кушают овес! ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА И. Неверов В старом советском фильме учительница-идеалистка, свято веруя, что все люди изначально готовы отвечать на добро добром, терпит сокрушительное поражение от своей же ученицы. Бесцере- монная, как сказали бы сегодня, отвязная девица, которую прекраснодушная наставница приютила у себя, сует нос в ее переписку с любимым человеком, а потом звонит об этом на всю школу. Потрясенная женщина вле- пляет барышне пощечину и со слезами кается пожилым коллегам: »Я не смогла им объяснить, почему нельзя читать чужие письма». На что получает спокойный и мудрый ответ: а нечего тут объяснять. Нельзя, и все. То есть подразумевается, что существует некий извечный свод нравственных аксиом, запретов, правил жизни, не нуждающихся в обсуждении, обосновании, доказательствах. Онкак быпродолжает свод еван- гельских заповедей «Не убий», »Не укради», «Чти отца и мать своих» и так далее. Но сегодня, однако, сама воз- можность таких непреложных норм поставлена под вопрос. Отвергнув марксизм, мы взяли- таки на вооружение марксов девиз: все на свете подвергай сомненью, истолковав его ту- повато и примитивно. Теперь в моде необременительный, ненапряжный способ прослыть независимым, сверхпродвину- тым. Выйди к народу, окинь ироническим взором консер- вативную толпу и произнеси с насмешливо-вопросительной интонацией: «Нельзя читать чужие письма?» «Пушкин наше всё?», «Волга впадает в Каспий- ское море?» Успех гарантируется. Сразу разгорятся дискуссии, появятся поклонники, которые восхитят- ся вашим дерзким неприятием прописных истин, общих мест и банальностей, оппоненты, ли- хорадочно ищущие аргументы «против», а главное—продюсе- рыи издатели, финансирующие «раскрутку» бунтаря. Еще не опала волна, подняв- шаяся из-за сериала «Школа» Гай Германики, а читатели газет, телезрители и интер- нетпользователи втянулись в полемику с неким господином Александром Никоновым. Он ошеломил публику призывом убивать неполноценных детей, по его деликатнойтерминологии — «дебилов». Чтобы, значит, и они сами не мучались, и роди- телей не мучали, и государство на свое лечение и содержание не разоряли. Пусть супруги, коим не повезло, бестрепетно согла- шаются на эвтаназиюнеудачно- го дитяти и рожают побыстрее новенького, здоровенького. Автор идеи сразу стал по- пулярным. До того он сочинил ряд публицистических книг, которые несколько лет пы- лятся на магазинных полках. Теперь есть надежда, что их раскупят. АНиконов уже мель- кает в шоу на ТВ, самодовольно отбивается в Интернете от воз- мущенных и оскорбленных ро- дителей и прочих зацикленных на допотопных представлениях критиков. Конечно, предложение его не первой свежести. Помнится, его успели реализовать еще в Спарте, после которой в истории остались страшненькие легенды о тотальной спартанской же- стокости к своим и чужим. Да и с герром Шикльгрубером под псевдонимомАдольф Гитлер го- сподин Никонов тоже случайно или нет совпал. Любопытно: у нас любят по- толковать об угрозе «русского фашизма». Но, похоже, Алек- сандра Никонова не тревожит, что его, респектабельного про- пагандиста эвтаназии младен- цев, причислят к фашистам. Более того: он сам атакует раз- гневанных и униженных, при- думав для них ярлычок «гума- нитарный фашизм». Один из моих первых ре- дакторов любил поговорку:«на всякий роток не накинешь пла- ток». Как будто так оно и есть. Но с какой стати разевать свой роток любому цинику, демагогу и пошляку позволено на ТВ, в присутствии миллионов? Ну пусть, раз неймется, упражня- ется на кухне перед супругой, коли она позволит и не замах- нется на оратора сковородкой. Не то придется ведь, соблюдая справедливость и придержи- ваясь принципов либерализ- ма и плюрализма без берегов, давать слово для изложения их жизненного кредо всякому красноречивому педофилу, садисту, почитателю Чикатило или доктора Менгеле. Не стоит, однако, думать, что все сводится лишь к вывора- чиванию наизнанку заповедей, превращению их в антизапо- веди, что это лишь шоковая стратегия провокаций, дабы получить шанс засветиться, скандально прославиться, про- рваться к большим гонорарам. Такилииначе, но прозвучавшее слово меняет реальность, остав- ляет в ней след. Вернемся хотя бы к чтению чужих писем. Нынче Зине Бе- гунковой — так звали девочку, охочую до личной жизни и тайн ближнего, —открывается огромныйпростор для утоления этой жажды. На нее работает целая индустрия—сотни СМИ, шоумены, журналисты, писа- тели, фотографы, операторы. Нас неустанно приучают, что нет ничего, что неприлично выставлять напоказ. Это может быть голый бюст, зад (самый безобидный, кстати, вариант) или отношения с мужем, же- ной, любовниками, родителя- ми, детьми. Ни в чем, прежде считавшемся интимным, за- крытым от посторонних глаз, от пустого и праздного любо- пытства, не зазорно публично признаться. Пример демонстрируют зна- менитости. Какое там «мой дом —моя крепость»! Эти крепости не только сдаются — хозяева собственноручно распахивают ворота и сами водят экскур- сантов по кухням, спальням, ванным, а то и отхожимместам. Скажем, в последних номе- рах желтого гламура старею- щая королева попсовой эстрады напористо извещает страну, что не может жить без секса. А ее товарищ по шоу-бизнесу хриплоголосый «соловей» со старательно созданной за много лет репутацией гея дает скан- дальное интервьюнакануне сво- ей свадьбы. Он признается: да, женюсь, но делать детей нечем. Ни за какими политическими событиями, ни за какими траге- диями, катастрофами, локаль- ными конфликтами в прессе и эфире не следят так пристально и страстно, как за разводами «моей прекрасной няни» или альковными приключениями «фабрикантов». Всего досаднее, когда вслед за бездарями, которым кроме обнаженной груди или сме- ны любовника, собственно, и предъявить-то нечего, поспеша- ют действительно талантливые люди. Недавно умер хороший режиссер, создатель несколь- ких, считай, классических детскихфильмов. Ая, услышав печальную весть, невольно вспомнил интервью, где он де- лился претензиями к бывшей супруге, весьма известной и красивой актрисе. Он называл ее простым русским словом, которое впроклятуюцензурную эпохуне допускалось в печать, и иллюстрировал этот «диагноз» перечислением ее измен. Такая вот нерыцарская, немужская откровенность. Честно говоря, мне теперь будет не слишком радостно смотреть его полюбив- шиеся с детства картины. Кляните былые времена как угодно, но, право же, лучше когда чуть ли не ЦК осуждал и признавал ошибкой издание тома «Новое о Маяковском», в котором были обнародованы письма поэта к Лиле Брик, с нежнойшутливостьюподписан- ные«твойЩен», чемнынешняя безудержная торговля интим- ным, спальным, если угодно, исподним. Как кровавые боеви- ки и истерзанные трупы круп- ным планом в криминальных новостях вырабатывают «имму- нитет», равнодушие к насилию, так и сексуальное закулисье популярных персон разрушает естественный стыд, нравствен- ные барьеры, легализует без- ответственность в отношениях мужчин и женщин. Между тем, как пытаются внушить нам социологи, специалистыпо этике, цивилизация держится на системе табу, на тех самых запретах, в числе коих — и за- преты на чтение чужих писем или подглядывание в замочную скважину. Но, по-видимому, наша ци- вилизация сильно мутирует. Если «звезды» ничего не стес- няются, то зачем же стеснять себя простым смертным? Тем более, что те же телевизион- щики соблазняют их достичь известности и даже матери- ального благополучия как раз отрешившись от глупой, несо- временной застенчивости. Аллу Пугачеву покажут в хамоватой программе «Ты не поверишь!», а Маню Вертикрутибутылкину или Васю Лохудрова — в шоу «За стеклом», в «Доме-2» или »Брачном чтиве». И все-таки тотальное тош- нотворное «застеколье»не столь опасно, как тиражирование призыва «Добей, чтоб не мучил- ся». Очем, не тая негодования и брезгливости, написала умный критик и публицист Ирина Петровская: сама возможность обсуждения таких тезисов »вы- пускает на свободу джинна ненависти и обывательского презрения к любым «иным»: слабым, старым, убогим, боль- ным, просто не похожим на большинство двуногих, счи- тающих себя эталоном полно- ценности и гуманизма. Они до поры до времени держали свои подловатые мыслишки при себе, принимая правила игры, созданные веками человече- ской цивилизации. И вдруг им сказали: можно! Можно так думать, можно об этом публич- но «дискутировать», ссылаясь на свободу слова и мысли, на право говорить все что угодно в продвинутой демократической стране». Ниспровергатели основ рож- дались в любые эпохи. Но при- знаемся: все-таки Дмитрия Писарева от, простите за вы- ражение, Александра Нико- нова кое-что отличает. Да, тот молодой (состариться так и не успел, нелепо погибнув в двад- цать с чем-то лет), безоглядный революционер уверял, что надо крушить налево-направо все, что под руку попадет. Разле- телось, рассыпалось в прах? Туда ему и дорога. Значит, было трухлявым, гнилым. Устояло под ударами? Ну, тогда с этим надо считаться, на это можно и опереться. Дело не в том, что за такие свои взглядыПисарев сидел не в гламурно декорированном теле- павильоне, подобноНиконову, а в крепостном каземате. Главное —он был искренен. Он отчаянно веровал: гнилье, предрассудки, фальшивые опоры необходимо уничтожить во имя будущего. Сколько ни рассуждай, что самоуверенный нигилизм, беру- щий на себя миссию верховного судьи определять, что трухляво, а что жизнеспособно, в корне неприемлем, но подлинность и страстность писаревской веры все же вызывают уважение. У никоновых же нет ни того, ни другого. Голый расчет. Ни малейшего сочувствия к нездо- ровым детям или их родителям. Ни намека на действительную заботу о здоровье народа. Просто эпатажи провокация ради того, чтобы вылезти из унылой без- вестности, ничего не совершив, никому не облегчив жизнь, не затратив ни единого атома души и сердца. Эти рабята умеют учитывать конъюнктуру. В постсоветские времена эпидемия нигилизма слишком долго нарастала, раз- расталась и была многим выгод- на, становилась трамплиномдля карьерного прыжка. Вподменах и обесценивании любых ценно- стей преуспели правые и левые, физики и лирики, экономисты и историки, шоуменыи полити- ки. Занятно было бы, пожалуй, составить списочек, каталог по- добных подмен, перевертышей, антизаповедей. Они затрагивают все сферы жизни, прошлое и настоящее. Родных не по крови, а по духу (а точнее по бездуховности) братьев у Александра Нико- нова хватает. Если он готов покончить с «лишними», не- правильными детьми, то один из его «родственников» и пред- шественников хотел сбросить, как балласт, за борт всюрусскую деревню. Село, дескать, черная дыра. А стало быть, чего его под- держивать да спасать? Это пример «современного» суперлиберального и жутко дерзкого мышления. А вот как развлекаются господа, под- визающиеся на ниве истории, вернее — на лужайке около исторической науки. Великий полководец и святой Александр Невский? Помилуйте, да кто это? Ничего особенного на ва- шем Чудском озере при нем не произошло. А сам хваленый князь — ставленник ханов. Куликовская битва? Брось- те, вся Задонщина — сказочка для квасных патриотов. Победа 1945 года? Ничего себе победа. Да немцев разби- ли такой ценой, что лучше уж было всем народом сдаться на милость фюрера и прямиком попасть в благословенную за- падную цивилизацию, не беда, что в данном случае малость коричневатую. А в пику либеральным ни- гилистам выкрикивают свое нигилисты, именующие се- бя державниками. Что им какие-то летописи, какой-то Карамзин, Соловьев, Ключев- ский. Даешь Ивана Василье- вича Грозного в святые! Пущай Григорий Распутин отныне числится благодетелем и пра- ведником на Руси! В общем, все обязательно должно быть наоборот. Не так, как до нас. Игра в перевертыши продолжается. Делайте ваши ставки. Спорим, что чужие письмаможно размножать и вы- вешивать на заборах, что Волга не впадает в Каспий, а лошади не едят овес. Кстати, вы в курсе: зубы после еды не надо чистить. Это злостныйпредрассудок. Они от пасты выпадают. Гораздо полезнее без хлопот пожевать »Дирол».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz