Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ТВОРЧЕСТВО | Из жизни бывшего « вундеркинда » Продолжение сказки № 33/23661/ 19 ФЕВРАЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА И. Неверов Средневекового рыцаря, эльфа или кота ученого, что так любит рассказы- вать сказки, когда идет налево, с натуры не нари- суешь. Хотя эти персонажи абсолютно реальны для большинства детей и тех редких взрослых, кого называют поэтами и художниками, потому что они умудрились, не побоя- лись остаться детьми. Мама восемнадцатилет- него сына Вера Маркина на- рисовала даже не ученого, а космического кота—такого огромного ухмыляющегося зверя, в чьих лапах — кув- шин, усыпанный звездами и планетами. У нее крылатые люди улетают из скучных городов. Но случается, что ангелы вдруг теряют кры- лья и вынуждены жить на земле. А на одном из графи- ческих листов прямо в стене многоэтажной тоскливой развалюхи с заколоченными окнами проступает изобра- жение Тутанхамона. А на портрете женщины, бук- вально придавленной горой бытовой шелухи, выплыва- ет бригантина с надписью «Анабель» на крутом борту. О прогулках Тонкая энергияштрихов и линий, невесомая, необъ- яснимая сила воображения, мифа, символа плохо под- даются описанию. То, что вычерчивает прихотливое, острое, легкое перо худож- ницы, надо смотреть, еще лучше — рассматривать, улавливая странныеподроб- ности, печальную иронию, неведомо как уцелевшую простодушную романтику, напитанную в отрочестве Грином и Экзюпери. Но я не могу дать вам адрес вы- ставочного зала или гале- реи, где можно увидеть эту утонченнуюграфику. Таких залов и галерей нет. Сотни рисунков Веры Маркиной на планшетах, в рассыхаю- щихся рамках и без лежат у нее дома, в художественной школе, где она преподает, или хранятся у близких друзей, получивших их в подарок. Ей нравится ходить пеш- ком. В городском транспор- те ее угнетают отчуждение и раздражение людей, пусть ненадолго, но поневоле ока- завшихся в общем тесном и замкнутом пространстве, начиная с усталых, крикли- вых кондукторши заканчи- вая плечистыми парнями, что упрямо уставились в окно, не уступая места ста- рухе или инвалиду. А глав- ное — как раз во время дол- гих пеших прогулок у нее рождаются идеи графиче- ских мифов и притч. Даже и не идеи. Перед художницей возникают словно быкем-то уже созданные, где-то уже существующие рисунки. Со всеми подробностями, завершенные, отсылающие память будущего зрителя то к русскому народному лубку, то к японской гра- вюре, то к старинным ил- люстрациям из рыцарских романов. Теперь бы поскорей до- браться до дома и воспро- извести на бумаге то, что придумалось, привиделось, ничего не меняя, сразу, на- бело. —В том мое спасение. Я меланхолик, но темпера- ментный. Энергетикавзрыв- ная. Над чем-то сидеть по- долгу, делать медленно я не умею. О странствиях и камнях Кроме пеших прогулок, она любит перечитывать Ремарка и Толкина, слу- шать русский рок и при- касаться взглядом, паль- цами, ладонями к камням древних замков, храмов, домов. Ее околдовывают вечные развалины, рим- ские, греческие, какие угод- но, и средневековыешлемы, кольчуги, мечи, арбалеты, щиты. Они будоражат силь- нее растущих цен в ЖКХ и политических ток-шоу. По- лучив гонорар за картинки к книжке питерского писа- теля («мне было интересно этим заниматься, Юрий Ку- прюхин, водолаз, каскадер на «Ленфильме», пишет ко- роткие смешные истории о кино, о подводных работах, об армии»), она отправилась в Чехию. Неутомимо ездит по старым русским городам. Самым прекрасным из них считает Псков, в зодчестве которого не музейное, а живое, близкое, горячее дыхание истории. В этом своем пристрастии она не Там же тени Ивана Гроз- ного, Малюты Скуратова. Нет, это хорошо, когда они смотрят, начинают думать. Что-то отложится в памяти, что-то поймут... Легко ли быть вундеркиндом? Фамилия Маркиной мало кому что скажет. Но вот о юной художнице Вере Ивановой, вполне вероятно, кто-то из читателей не за- был. Кому довелось видеть ее рисунки, поражались: да это же новая Надя Рушева! Когда графику то ли уче- ницы седьмого класса, то ли пятиклассницы стали публиковать в областных изданиях, оВере заговорили как о потрясающе одарен- ной девочке. Журналистка Елена Митина, основатель иныне редактор замечатель- ной детской газеты «Золо- той ключик», познакомила Веру с главным режиссером драматического театра Вла- димиром Пахомовым. Он загорелся, попросил сделать рисунки по мотивам его спектаклей. И забрал их с собой в Москву на фести- всероссийская известность. — Вы сами тоже так ду- мали? — спросил я Веру. —Онет!Шумиха смуща- ла. Было неловко. И перед одноклассниками, и во- обще. Я не питала никаких иллюзий. Знала, что буду рисовать, хочу стать худож- ником, но что я какая-то там избранная, особенная—нет, я так не считала... И учиться после школы пошла она не в московский вуз, а на липецкий худграф. Сейчас одна за другой издаются книги о детях ин- диго. Как их воспитывать, чему учить, что предпри- нимать, чтобы они не чув- ствовали себя одинокими, чужими. Но тогда, в сере- дине семидесятых, нам и словосочетание это — «дети индиго» — было незнако- мо. И не возникало вопро- са, каким образом растить сверходаренного ребенка, от чего оберегать, чем по- могать, чтобы он не устал, не сломался, не надорвался под недетской ношей соб- ственного дара. Может, поэтому судьба таких людей порою и скла- дывалась невесело, если не трагически. Где-то в начале пятидесятых погиб талант- ливый художникКоляДми- триев, которому Лев Кас- силь посвятил повесть «Ран- ний восход». Обманутая в своих ожиданиях, нервная, неуравновешенная, покон- чила с собой Ника Турбина, та самая, чей первый сбор- ник стихов вышел стара- ниями Евгения Евтушенко, когдаНике было девять лет. В семнадцать умерла от кро- воизлияния Надя Рушева. Я слышал о выдающем- ся мальчике-математике, кстати, липчанине. Он в четырнадцать лет закончил школу, стал студентом пре- стижного московского вуза, прекрасно учился и там, но в один недобрый день у него остановилось сердце. По-видимому, вырванный из круга сверстников, по- сторонний среди взрослых, он не выдержал психологи- ческих перегрузок. Не смею судить, каково пришлосьВереИвановойпо- сле того, как она подросла, стала студенткой и шумиха вокруг нее затихла. Во вся- ком случае, у нее не было и нет ни обид, ни чувства обделенности, нипретензий. Продолжает рисовать, пре- подавать, подрабатывать. — Кем? Ну, хотя бы ди- зайнером. Оформляла по- мещения, ландшафтным дизайном занималась. Это любопытно, это тоже творче- ство. Только вот иметь дело с богатыми заказчиками тяжко. Перед тобой взрос- лый, самоуверенный, при- выкший всеми командовать человек с уровнем развития двенадцатилетнего ребенка. Нет, уж лучше книжки ил- люстрировать, с писателями дружить. В общем, Веру Иванову, теперь Маркину, как будто следует считать счастливым исключением среди бывших «вундеркиндов». Ивсе-таки я бы поостерегся от эпитета «счастливый». Она не член Союза художников. У нее практически нет выставок. А показать-то есть что. —Я не боец. Пробивать- ся не научилась. А худож- ник должен пробиваться. Но мне, откровенно ска- зать, страшно представить, сколько надо хлопотать, чтобы выставку устроить. О разнице между бегством и побегом Не знаю, можно ли на- звать ее человеком не от мира сего. Яспросил уВеры, пыталась ли она браться за темы сегодняшние, совре- менные, неисторические и несказочные. —Нет. Как-то больно их касаться. Смотришь про- граммы МТV, слушаешь крутую попсу, видишь за- гаженный сквер, разрушаю- щийся памятник, наблю- даешь раздрай, недоброже- лательство между людьми, и возникает ощущение ка- тастрофы. Я это рисовать не могу. Лучше порисую эльфов и рыцарей. Или что- то навеянное хорошими стихами, музыкой… Это не трусливое бегство от жизни. Это скорее дерз- кийпобег из прагматичного, суетного существования. В том самом пушкинском по- нимании: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…» Нам ведь всем хотелось бы его совершить. Пусть потомипридется вернуться. И вернуться даже не под конвоем, а по доброй воле, по привычке, по инерции. Но мы-то с вами даже по- пытки бегства не предпри- нимаем... ПРОЕКТ | Липецкая область и регион Марке : обмен опытом Диалог культур продолжится Софья Вобликова Что общего между усадь- бой Семенова-Тян- Шанского, расположенной в Чаплыгинском районе, и замком пятнадцатого века итальянского города Урбино? Чем может быть интересен для липчан опыт работы публичной библиотеки города Пезаро или анконского музея для слепых «Омеро»? Ответы на эти неожиданные, на первый взгляд, вопросы прозвучали в беседе корреспондента «ЛГ» с начальником областного управления искусства и культуры Татьяны Горело- вой, посвященной итогам российско-итальянского проекта «Творим куль- туру». — Татьяна Васильевна, давайте вспомним, с чего начинался совместный про- ект итальянского региона Марке и Липецкой области «Творим культуру» и какие события состоялись в его рамках. — Началось все с того, что проект, инициирован- ный нашими коллегами из региона Марке, вошел в число восьми победителей конкурса на грант Евросою- за в 2007 году. Кстати, всего претендентов было полторы сотни. Партнерами в его реализации стали область Марке (Италия), Дирекция международных программ (Москва) и Липецкая об- ласть. Соглашение о проекте было подписано 29 февра- ля 2008 года в Липецке. В его рамках состоялись фестивали фольклора, пере- движная фотовыставка о сельских традициях двух регионов и кинофестиваль российско-итальянских фильмов. Важно, что меро- приятия проекта проходили не только в Липецке, но и в других городах и район- ных центрах области. Его оригинальность в том, что он представляет культур- ный срез двух конкретных территорий. И неслучайно он был признан одним из самых успешных проектов намеждународномсеминаре «Россия-Евросоюз: знаки на дорожной карте культур- ного сотрудничества», про- шедшем в Москве в конце прошлого года. — Недавно липецкая делегация во главе с за- местителем главы админи- страции областиЛюдмилой Кураковой побывала в ре- гионеМарке на торжествен- ном закрытии проекта. А что же дальше? — Проект завершен, но культурное сотрудничество между нашими регионами будет продолжено. Надежду на это выразил и президент региона Марке Джанмарио Спакка, об этом же шла речь и на итоговой пресс- коференции в университете города Озимо. Нам, липчанам, проект дал очень многое. Работая с московскими, итальянски- мипартнерами, мыприобре- ли хороший опыт, вышли на другие проекты, фестивали, в которых уже участвовали наши коллективы. Есть и обратное движение: ита- льянский ансамбль «Ла Маччина» был участником международного фестива- ля народных коллективов имениМистюкова, большая группаитальянскихактеров и режиссеров приезжала в конце января в Елец на чеховский юбилей. А наша фотовыставка имела такой успех, что ее предложи- ли экспонировать в текущем году в Венеции и Риме. В 2011 году, который будет объявлен Годом Италии в России и Годом России в Италии, фотовыставка, воз- можно, побывает в Санкт- Петербурге и Москве. Уже есть новые планы. Например, на конкурс Ев- росоюза в 2010 году пода- на заявка на реализацию проекта между Липецкой областью, регионом Марке и республикой Польша под рабочим названием «Опе- ра». Его цель — создание оперного спектакля на ли- пецкой земле. — Во время поездки липецкая делегация позна- комилась и с различными достопримечательностями региона Марке. Что произ- вело особое впечатление? И что дало это знаком- ство вам как руководителю управления культуры и искусства? — Прежде всего отмечу, что, несмотря на географи- ческуюудаленность, языко- вой барьер, между регионом Марке иЛипецкой областью много общего, в том числе и в культуре. И поэтому со- поставить наш опыт и опыт итальянских коллег было особенно интересно. Побывав в публичной библиотеке города Пезаро, мы узнали, что и там есть такие же проблемы с вне- дрением информационных технологий, как и в на- ших библиотеках. Их опыт показывает, как сделать учреждение культуры мак- симально доступным, ком- фортным для посетителя. Например, там в детском отделе даже на полу стоят ящики с книгами для самых маленьких, чтобы им не надо было никуда тянуться. Но зато у нас те же детские отделы оформлены более ярко, красочно. Особенно нас поразил музей для слепых в Анконе. В России аналогов ему нет, но и вИталии это единствен- ный музей такого уровня. Там люди могут в букваль- ном смысле прикоснуться к самым известным объектам искусства. Идея создания такого музея принадлежит двум супругам, оба они не- видящие. Потом их поддер- жал федеральный бюджет. И нас это тоже очень заин- тересовало. Сейчас думаем над тем, как бы свозить туда воспитанников нашего интерната для слепых и слабовидящих детей. Есть задумка организовать хотя бы один зал с подобной экс- позицией и в Липецке. Если Министерство культурыРФ поддержит этот план, то, возможно, наша мечта будет реализована. Побывали мы и в кар- тинной галерее в Урбино. Там получили еще один, неожиданныйопыт. Галерея расположена в замке пят- надцатого века. Это настоя- щий мини-город, более ше- стидесяти залов. Раньше это все отапливалось каминами, а сейчас совсем не отаплива- ется. Иклимат тамдовольно некомфортный — прохлад- но, сыро. Мы спросили: а не вредит ли такой температур- ный режим экспонатам? На что нам ответили, что все сохраняется, и, напротив, неизвестно, какповедут себя раритеты, если климат из- менить. Это замечание очень нас заинтересовало, ведь у нас тоже есть проблема по отапливаемости усадьбы Семенова-Тян-Шанского в Чаплыгинскомрайоне. «Мо- жет, намнадо было съездить вУрбино именно за тем, что- бырешить спорный вопрос в Чаплыгине», —шутили мы потом. Но в каждой шутке есть доля правды. одинока. Псков очаровывал и вдохновлял самых непо- хожих творцов — от про- славленного французского архитектора Ле Корбюзье до неукротимого защитни- ка родной культуры Саввы Ямщикова. А у собора во Владимире с нею приключился как бы сон наяву. Она услышала воинственные голоса, стоны раненых, ржание коней, свист татарских стрел… Представляю, с каким изумлением смотрели на свою наставницу ее учени- ки, с которыми она охотно ездит по древним городам. — Они, конечно, вам- пиры. Иногда легче вагон разгрузить, чем с детьми возиться. Но у них позити- ва в избытке. Они мне дают ощущение молодости. Я вот встречаюсь сровесниками— вроде не старые еще люди, а выглядят пенсионерами. Погасшие. А меня ученики подкачивают. То книжку подскажут — ту, что у них вмоде, то запись новой груп- пы. И в поездках с ними бывает занятно. Только что озоровали, бесились — и внезапно притихли. Помню, в Александровской слободе говорят: «Нам здесь страш- но». Ну, еще бы не страшно. валь, в программе которого были и липецкие постанов- ки. Митина мне рассказыва- ла, какой ажиотаж они там вызвали. Похоже, Пахомов был даже несколько обе- скуражен: о Вере Ивановой писали восторженнее, чем о самом театре. Ее работы показывали по ТВ, печатали в «Литературной газете», «Известиях», «Комсомол- ке», в журналах... Со стороныказалось, что теперь все у девочки пойдет по восходящей, ее ждёт кра- сивая карьера, выставки, Михаил Покровский Для сотен тысяч жителей области, и в первую очередь сельского населе- ния, благополучие и стабильность Державы предопределяются состоя- нием почтовой службы, справедливо называемой государевой. И нам, в «Липецкой газете», более чем кому бы то ни было об этом известно. Достаточно произойти легкому сбою в работе по- чты, а именно несвоевре- менной доставке газеты, как тутже на редакциюобруши- ваются телефонные звонки разгневанных читателей. Тем не менее и сегодня почтовая служба области, как и на протяжении мно- гих десятилетий, остается стратегическим партнером в распространении «Липец- кой газеты», других изда- ний, выходящих в нашем Издательском доме. Именно эта мысль — о партнерстве, которому нет альтернативы, — и была главенствующей на традиционной встрече журналистов с руководи- телями районных почтам- тов и Липецкого филиала ФГУП «Почта России». Цель встречи — подвести итоги минувшей подписной кампании и наметить план совместных действий на перспективу. Итоги, вкратце, таковы: в первом полугодии насту- пившего года «Липецкая газета» выходит тиражом почтидвадцать тысяч экзем- пляров.Много это илимало? Ответ на этот вопрос дал ди- ректор Издательского дома «Липецкая газета» Петр Игнатов.Подписныетиражи главных газет в областях Центрального федерального округа наполовину, а то и на две трети меньше, чем у «Липецкой газеты». Лишь воронежская «Коммуна» имеет 17950 экземпляров по подписке. И это, заметь- те, в регионе, численность населения которого в два раза больше, чем у нас. В Тверской, Курской, Туль- ской, Тамбовской и других областях тиражи главных газет не достигают и десяти тысяч экземпляров. О творческих планах коллектива по модерниза- ции издания говорил глав- ный редактор «Липецкой газеты» Александр Царик, считающий, что одна из лучших в Российской Феде- рации область должна иметь и лучшую газету. На встрече стратегиче- скихпартнеров—газетчиков ипочтовиков—былиопреде- лены основные направления деятельности по восстанов- лению тиража на второе по- лугодие-2010. ВСТРЕЧА В РЕДАКЦИИ | Как держать тираж Жилье для ветерана X Окончание. Начало на 1-й стр. Председатель парламент- ского комитета по эконо- мике Василий Сазонов попросил региональное управление энергетики, та- рифов и ЖКХ разработать предложения по снижению стоимости коммунальных услуг в Грязях и Усмани. Депутат Николай Бирюков и вовсе был категоричен в отношении управляющих компаний — по его мне- нию, передача ЖКХ в част- ные руки лишь ухудшила положение дел в отрасли. Он попросил провести по этой проблеме депутатские слушания. Павел Пути- лин ответил, что вопрос уже прорабатывается. Что же касается региональных стандартов, их депутаты утвердили. Они использу- ются для расчета и начис- ления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. На вчерашней сессии присягу принес Уполномо- ченный по правам человека в регионе Николай Загной- ко. На эту должность он был избран в результате тайного голосования, при- чем во второй раз и на че- тыре года. Под занавес заседания перед липецкими парламен- тариями выступил Максим Кавджарадзе. Он, в част- ности, говорил о задачах, которые депутатам разного уровня власти придется совместно решать в ближай- шей перспективе. Вячеслав Искорнев Оказывается, соблюдение нормы площади на осуж- денного в тюрьме или калорийность меню в колонии могут быть пред- метом самого принципи- ального и острого разгово- ра, что показало заседание комиссии Общественной палаты нашего региона в УФСИН России по Липец- кой области. Заместитель начальника УФСИН России по Липецкой области Геннадий Лаптев подробно рассказал обще- ственникам о том, что для этого делается. В КУРСЕ ДЕЛА | Общественный контроль на « зоне » Право на… просторную камеру Переменысущественные. Вчастности, какипредусма- тривается нормативами, жилая площадь на одного человека в тюрьме — не меньше 2,5 квадратных ме- тра, в колонии — не меньше 3 квадратных метров и в следственном изоляторе — не меньше 4 квадратных метров. Обеспечено калорийное питание. В суточном меню одного заключенного — 300 граммов пшеничного хлеба, 250 — ржаного, 90 — мяса, 100 — рыбы, 550 — карто- феля, 30— сахара, 250 — овощей, 100 — молока, до- статочное количество круп, макаронов, жиров, в неделю полагается два яйца. Общая питательность суточного рациона превышает 3000 килокалорий. Инвалидам первой и второй группы, лицам, занятым на тяже- лых физических работах, а также работах с вредными условиями труда полагается существенная добавка. Охрана здоровья осуж- денных также на должном уровне.Кпримеру, втовремя каквобластисвирепствовала эпидемия свиного гриппа, на зоне вспышки этого недуга удалось избежать. Натретьснизилосьв2009 году количество заболевших туберкулезом. Число их ока- залось вдвое меньше, чем в 2007 году. Выслушав подробный и обстоятельный доклад, председатель Общественной палаты области Валенти- на Кисенко засомневалась: слишком радужную, по ее мнению, докладчик нари- совал картину. Неужели, к примеру, насамомделетакое калорийноеменюможнообе- спечить на те 44 рубля, кото- рые выделяет государство в сутки для питания каждого заключенного? Но на все высказанные аргументыуГеннадияЛапте- ванашлиськонтраргументы. Калорийное меню — ничуть не приукрашение. Секрет в том, что руководство испра- вительных учреждений, по- лучая на питание заключен- ных от государства довольно скудные средства, расходует их рационально. Закупает продуктыбольшимипартия- миувыгодныхпоставщиков. Налажено производство в колониях макаронов. Хлеб — собственной выпечки. Однако члены палаты, делая свои выводы о соблю- денииправ осужденных, ине собирались оценивать поло- жениеисходяизодноголишь доклада. Предварительно ситуацию исследовали член ОбщественнойпалатыГалина Шальнева и известный ли- пецкий правозащитник, ру- ководитель наблюдательной комиссии по общественному контролю за соблюдением прав человека в местах при- нудительного содержания и содействия лицам, находя- щимсявместахпринудитель- ного содержания вЛипецкой областиМарк Гольдман. Они заявили:картинавдокладене приукрашена. Впрочем, серьезные про- блемы для обсуждения все же нашлись. Члены Обще- ственной палаты, в частно- сти, намерены ходатайство- вать об освобождениииспра- вительных учреждений от налогов. А еще собираются поднять вопрос о создании в регионе современного реа- билитационного центра для бывших осужденных, так как без специальной про- граммыадаптацииповыходе на свободу трудно избежать рецидивов преступности. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz