Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 31/23659/ 17 ФЕВРАЛЯ 2010 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 4.4. Правом на внеочередное обслуживание в учреждениях пользуются граждане ка- тегорий, указанных в статьях 14, 15, 18 Федерального закона «О ветеранах». Преимущественным правом получения социальных услуг в учреждениях пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 20 Федерального закона «О ветера- нах», а также родители и не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших при исполнении обязан- ностей военной службы или служебных обязанностей, граждане, подвергшиеся радиа- ционному воздействию в результате радиационных аварий, реабилитированные гражда- не и граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий. 4.5. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуют- ся теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 4.6. Граждане, направляемые в учреждения, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими. 4.7. Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособ- ными, — на основании письменного заявления их законных представителей и решения органов опеки и попечительства. 4.8. Помещение в специализированные стационарные учреждения безнадзорных, беспризорных и находящихся в социально опасном положении детей и подростков, нуж- дающихся в социальной реабилитации, осуществляют на основании: — личного обращения несовершеннолетнего; — заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; — направления исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства долж- ностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних; — постановления лица, производящего дознание, следователя или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовер- шеннолетнего; — акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внут- ренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно-террито- риальных образований о необходимости помещения несовершеннолетнего в подобное учреждение. Приложение 4 к постановлению администрации области от 10.02.2010 г. № 24 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ» 1.Общие положения 1.1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Липецкой области «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие по- ложения» (далее — стандарт) реализованы нормы: — законов Российской Федерации: — от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; — от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; — от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; — от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; — от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населе- ния в Российской Федерации»; — от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; — от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; — законов Липецкой области: — от 30 декабря 2004 г. № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студен- тов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социаль- ной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»; — от 29 марта 2005 г. № 185-ОЗ «Об осуществлении и финансировании деятельнос- ти, связанной с перевозкой в пределах территории Липецкой области несовершенно- летних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»; — от 22 августа 2007 г. № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонаруше- ний несовершеннолетних в Липецкой области». 1.2. В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стан- дарты Российской Федерации: — ГОСТ Р 52143-2003. «Социальное обслуживание населения. Основные виды соци- альных услуг» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 327-ст); — ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24 нояб- ря 2003 г. N 326-ст). 1.3. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50646-94 «Услуги насе- лению. Термины и определения» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 34) и ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регули- рованию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст). 2. Область применения Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями со- циального обслуживания (далее — учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам (в том числе детям-инвалидам). 3. Качество социальных услуг 3.1. Основные факторы, определяющие качество социальных услуг: — наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует уч- реждение (далее — документы); — условия размещения учреждения; — укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; — специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура); — состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления соци- альных услуг клиентам; — наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью уч- реждения. 3.1.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение: — устав учреждения; — положения об учреждении и его структурных подразделениях; — руководства, правила, инструкции, методики работы; — эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру; — государственные стандарты социального обслуживания населения Липецкой об- ласти. 3.1.1.1. Положение об учреждении должно включать в себя следующие сведения: — предназначение учреждения; — порядок его формирования, деятельности, реорганизации и ликвидации; — источники финансирования; — юридический статус (организационно-правовая форма и форма собственности); — ведомственная принадлежность и подчиненность; — правила внутреннего распорядка; — порядок принятия (зачисления) клиентов на обслуживание и снятия с него; — основные задачи деятельности, категории обслуживаемых лиц; — структурные подразделения, основные направления их деятельности. 3.1.1.2. Руководства, правила, инструкции, методики должны регламентировать про- цесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления. 3.1.1.3. Эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру должны способствовать обеспечению их нормальной и безопас- ной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии. 3.1.1.4. Государственные стандарты социального обслуживания населения Липецкой области должны составлять нормативную основу практической работы учреждения в из- бранной области социального обслуживания населения. 3.1.1.5. В учреждении следует осуществлять постоянный пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших. 3.1.2. Условия размещения учреждения. 3.1.2.1. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, доступных для инва- лидов. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью. 3.1.2.2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям са- нитарно-гигиенических норм и правил, правил пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, запы- ленность, загазованность, шум, вибрация). 3.1.2.3. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение пер- сонала, клиентов и предоставление им услуг в соответствии с утвержденными нормам. 3.1.3. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения. 3.1.3.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным обо- рудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, тех- нических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг. 3.1.3.2. Специальное и табельное оборудование, приборы и аппаратуру следует ис- пользовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически прове- рять. 3.1.3.3. Неисправное специальное и табельное оборудование, приборы и аппарату- ра, дающие при работе сомнительные результаты, должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремон- тированных должна быть подтверждена их проверкой. 3.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация. 3.1.4.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соот- ветствии со штатным расписанием. 3.1.4.2. Каждый специалист должен иметь соответствующие образование, квалифи- кацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации. 3.1.4.3. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права. 3.1.4.4. Все специалисты учреждения должны быть аттестованы в установленном порядке. 3.1.4.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все со- трудники учреждения должны обладать высокими морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, спра- ведливости, объективности и доброжелательности. 3.1.4.6. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам мак- симальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние. 3.1.4.7. Сведения личного характера о клиентах, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Со- трудники, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3.1.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам. 3.1.5.1. Состояние информации должно соответствовать требованиям Федерально- го закона «О защите прав потребителей». 3.1.5.2. Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. 3.1.5.3. Клиент вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной ин- формации о выполняемых услугах. 3.1.5.4. Состав информации об услугах должен соответствовать нормам Федераль- ного закона «О защите прав потребителей». 3.1.5.5. Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации об услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или имуществу клиента, он впра- ве предъявить учреждению требования о возмещении причиненного вреда, в том числе и в судебном порядке. 3.1.6. Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения. 3.1.6.1. Учреждения должны иметь документально оформленную собственную сис- тему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию социальных услуг на их соответствие государственным стандартам социального обслуживания Ли- пецкой области, другим нормативным документам в области социального обслуживания населения. Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устране- нию выявленных недостатков. Окончание на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр. 3.2.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы. 3.2.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. 3.2.6. Оказание клиентам стационарных учреждений первичной медико-санитарной помощи. 3.2.7. Содействие в организации прохождения клиентами стационарных учреждений диспансеризации. 3.2.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений в лечебно-профилакти- ческие учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-ку- рортное лечение (в том числе на льготных условиях). 3.2.9. Содействие в получении зубопротезной (за исключением протезов из дра- гоценных металлов и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи. 3.2.10. Содействие в обеспечении или обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации. 3.2.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования. 3.2.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации. 3.2.13. Проведение в стационарных учреждениях первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки. 3.2.14. Организация медико-социального обследования. 3.2.15. Оказание первой доврачебной помощи клиентам стационарных учреждений. 3.2.16. Проведение в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреж- дений) процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и иных необходимых процедур). 3.2.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений. 3.2.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий. 3.2.19. Организация лечебно-трудовой деятельности. 3.2.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (в том числе по вопросам планирования семьи, гигиены питания и жилища, избавления от избыточного веса и вредных привычек). 3.2.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов воз- растной адаптации. 3.2.22. Организация экстренной медико-психологической помощи. 3.2.23. Формирование и организация работы «групп здоровья» с учетом медицинс- ких показаний и возрастных особенностей клиентов. 3.2.24. Социально-медицинский патронаж. 3.2.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанная с предупрежде- нием появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка. 3.2.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средства- ми и изделиями медицинского назначения. 3.2.27. Содействие в госпитализации, сопровождение обслуживаемых клиентов при необходимости в лечебно-профилактические учреждения. 3.2.28. Обучение родственников престарелых и инвалидов практическим навыкам общего ухода за ними. 3.2.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровож- дение при необходимости обслуживаемых клиентов в учреждения здравоохранения, посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации. 3.2.30. Проведение клиентам стационарных учреждений в соответствии с назначе- нием лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, выполнение очистительных клизм, оказание помощи в пользовании катетерами и дру- гими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида. 3.2.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-ме- дицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних услови- ях. 3.2.32. Наблюдение за состоянием здоровья клиентов стационарных учреждений (измерение температуры тела, артериального давления). 3.2.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение. 3.2.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и фи- зическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля. 3.2.35. Содействие в получении протезно-ортопедических изделий, очков, слуховых протезов. 3.3. Социально-психологические услуги 3.3.1 Психологическое консультирование. 3.3.2. Психологическая диагностика и обследование личности. 3.3.3. Психологическая коррекция. 3.3.4. Социально-психологический патронаж. 3.3.5. Психологические тренинги. 3.3.6. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения. 3.3.7. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологи- ческая помощь. 3.3.8. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслуши- вание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненно- го тонуса клиентов, обслуживаемых на дому. 3.4. Социально-педагогические услуги 3.4.1. Социально-педагогическое консультирование. 3.4.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности. 3.4.3. Педагогическая коррекция. 3.4.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприя- тия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и раз- вития интересов клиентов. 3.4.5. Содействие в получении инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, обра- зования с учетом их физических возможностей и умственных способностей; создание в учреждениях социального обслуживания условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам; для получения школьного образо- вания по специальным программам; для получения инвалидами начального профессио- нального образования. 3.4.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса. 3.4.7. Обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслу- живания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой). 3.4.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации. 3.4.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консуль- тирование, профессиональная ориентация, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве инвалидов. 3.4.10. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов. 3.4.11. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнеде- ятельности. 3.4.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе де- тей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях. 3.4.13. Социально-педагогический патронаж. 3.4.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции. 3.4.15. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных уч- реждениях социального обслуживания, по школьной программе. 3.4.16. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жеста. 3.4.17. Услуги по переводу на язык жестов. 3.5. Социально-экономические услуги 3.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат, улучшении жилищных условий в соответс- твии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области. 3.5.2. Оказание материальной помощи. 3.5.3. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой и обувью согласно утвержденным нормативам. 3.5.4. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделия- ми, слуховыми аппаратами, очками. 3.5.5. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому. 3.5.6. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, разви- тия семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучше- ния клиентами своего материального положения. 3.6. Социально-правовые услуги 3.6.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах соци- альных служб и защиту своих интересов. 3.6.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан. 3.6.3. Помощь в оформлении документов. 3.6.4. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением. 3.6.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных за- конодательством льгот и преимуществ, социальных выплат. 3.6.6. Содействие в обеспечении представительствования в суде для защиты прав и интересов. 3.6.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установлен- ном законодательством. 3.6.8. Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищ- ных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истече- нии указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение. 3.6.9. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физичес- ком и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престаре- лыми людьми и инвалидами. 3.6.10. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолет- них, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попече- ние, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания. 3.6.11. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания де- тей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав. 3.6.12. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищ- ное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, жен- щин, отцов, инвалидов). 3.6.13. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3.6.14. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройс- тва, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение. 3.6.15. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат. 3.6.16. Оказание помощи в оформлении документов для направления в учреждения социального обслуживания. 3.6.17. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью. 3.6.18. Содействие в получении страхового медицинского полиса. 4. Требования к порядку и условиям оказания социальных услуг 4.1. Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг. 4.2. При получении социальных услуг граждане должны иметь право на: — выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федераль- ным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения Липецкой области; — информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; — уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социаль- ного обслуживания; — конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работ- нику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; — защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке; — отказ от социальных услуг. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения при ока- зании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4.3. Социальные услуги предоставляют при условии добровольного согласия граж- дан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение клиентов для получения услуг отде- льных видов. 3.1.6.2. Внешняя система контроля: — в государственном секторе социального обслуживания — исполнительный орган государственной власти в сфере социальной защиты населения в пределах компетен- ции, а также федеральные и государственные органы в пределах своих полномочий; — в муниципальном секторе социального обслуживания — исполнительный муници- пальный орган в пределах компетенции, а также федеральные, государственные и муни- ципальные органы в пределах своих полномочий; — в негосударственном секторе социального обслуживания — федеральные, госу- дарственные и муниципальные органы в пределах их компетенции и полномочий. 3.1.7. Работа учреждений в области качества услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества услуг и эф- фективности социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3.1.8. Руководитель учреждения несет полную ответственность за качество предо- ставляемых социальных услуг во всех структурных подразделениях учреждения. 3.1.9. При оценке качества услуги используют следующие критерии: а) полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями и ее своевремен- ность; б) результативность (эффективность) предоставления услуги: — материальная (степень решения материальных или финансовых проблем клиен- та), оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; — нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состоя- ния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем), оцениваемая косвен- ным методом, в том числе путем проведения социальных опросов. 3.2. Качество социально-бытовых услуг 3.2.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмот- ренных законодательством Российской Федерации и Липецкой области льгот и пре- имуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов социально-бытового обес- печения. 3.2.2. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных уч- реждениях социального обслуживания, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитар- но-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При разме- щении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, психологическая совместимость. Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них ме- роприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента. Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитар- ным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарной, должны быть оснащены при необходимости телефонной связью, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации), отрицательно влияющих на здо- ровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг. 3.2.3. Предоставляемые клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удоб- ными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов (инва- лидов, тяжелобольных, малоподвижных), отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. 3.2.4. Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые клиентам, должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать санитарно-ги- гиеническим нормам и требованиям. 3.2.5. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачествен- ных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предо- ставлены с учетом состояния здоровья клиентов. 3.2.6. Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях социального обслуживания клиентам, неспособным по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста к самообслужива- нию, должны обеспечивать выполнение необходимых им процедур без причинения како- го-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств. При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персо- нала по отношению к клиентам. 3.2.7. Содействие в получении направления в стационарные учреждения социаль- ного обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями (состояние здоровья), подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования клиентов. 3.2.8. При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние клиентов, особен- ности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях. Не допускаются любые ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими. 3.2.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими должно удовлетворять потреб- ности клиентов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-быто- вого обслуживания, связи. 3.2.10. Такие услуги, как покупка и доставка на дом товаров первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых поме- щений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребнос- тей клиентов в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни. 3.2.11. Оказание помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или дли- тельно болеющими членами семьи должно в значительной мере освободить от этой обязанности остальных членов семьи и позволить им заниматься другими делами дома и на работе. 3.3. Качество социально-медицинских услуг 3.3.1. Помощь клиентам социальных служб в получении им предусмотренных законо- дательством Российской Федерации и Липецкой области социально-медицинских услуг должна обеспечивать своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов. 3.3.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования долж- но обеспечивать оказание помощи клиентам социальных служб в получении всех меди- цинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами. 3.3.3. Обеспечение ухода в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение (с готовностью в любой момент прийти на помощь), проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении (при необходимости) и в других действиях клиента. 3.3.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспе- чивать оказание помощи клиентам социальных служб в посещении соответствующих специалистов, сборе, оформлении и направлении документов в учреждения Государс- твенной службы медико-социальной экспертизы. 3.3.5. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-меди- цинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение разрабо- танных мероприятий по социальной реабилитации. 3.3.6. Организация прохождения диспансеризации должна обеспечивать посещение клиентами стационарных учреждений социального обслуживания всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья. 3.3.7. Оказание первой доврачебной помощи, организация первичной медико-сани- тарной и стоматологической помощи должны обеспечивать удовлетворение потребнос- тей клиентов учреждений социального обслуживания в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения. 3.3.8. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся клиентов ста- ционарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреж- дения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение, должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, по возможности с учетом пожеланий клиентов. 3.3.9. Содействие в получении зубопротезной, протезно-ортопедической и слу- хопротезной помощи клиентам стационарных учреждений социального обслуживания, а также содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с практическими потребностями клиентов и индивидуальными программами реабилитации. 3.3.10. Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артери- ального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, постановка очистительных клизм) и оказание помощи в выполнении дру- гих связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользова- ние катетерами) должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторож- ностью без причинения какого-либо вреда клиентам. 3.3.11. Содействие клиентам, обслуживаемым на дому, в получении медицинс- кой помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечеб- но-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать помощь в посещении кли- ентом лечебно-профилактического учреждения, возвращение клиента домой. 3.3.12. Оказание обслуживаемым на дому клиентам санитарно-гигиенической по- мощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья), кормление ослабленных граждан должно обес- печивать своевременное и квалифицированное проведение санитарно-гигиенических процедур, способствовать улучшению состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранять ощущения дискомфорта. 3.3.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечи- вать оказание квалифицированной помощи клиентам социальных служб в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских про- блем (гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, профилактика различных заболеваний, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними). 3.3.14. Индивидуальная работа с несовершеннолетними по предупреждению вред- ных привычек и избавлению от них, подготовке к созданию семьи и рождению детей должна быть направлена на разъяснение пагубности вредных привычек (например, употребление алкоголя, наркотиков, курение), негативных результатов, к которым они приводят, и дать молодым людям необходимые рекомендации по предупреждению или преодолению этих привычек в зависимости от конкретных обстоятельств. 3.3.15. Организация экстренной медико-психологической помощи должна обеспечи- вать безотлагательное медико-психологическое консультирование клиентов, оказание помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов. 3.3.16. Социально-медицинский патронаж семей, имеющих детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен на основе систематического наблюдения за семьями обеспечивать своевременное вы- явление возникающих в них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социально-медицинской помощи. 3.3.17. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными или физическими возможностями (включая детей-инвалидов), воспитываемых дома, в их обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля должно обеспечивать обучение родителей и оказание им помощи в проведении мероприятий по реабилита- ции детей и адаптации их к сложившимся условиям жизни и быта. 3.3.18. Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение клиентов стационарных и полустацио- нарных учреждений к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и от- дыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержания их активного образа жизни. 3.3.19. Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно обеспечи- вать овладение клиентами доступным и безопасным для здоровья комплексом физичес- ких упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления здоровья. 3.4. Качество социально-психологических услуг 3.4.1. Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам ква- лифицированной помощи по возникшим психологическим проблемам, в частности, нала- живанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, а также по вопросам внутрисемейных и других значимых отношений. Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от кли- ента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы. 3.4.2. Психологическая диагностика и обследование личности должны по результа- там определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента стационарного и полустационарного учреждения, влияющих на откло- нения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. 3.4.3. Психологическая коррекция, как активное психологическое воздействие, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоцио- нальном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реа- гирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных внутрисемейных отно- шений), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz