Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 245/23873/ 23 ДЕКАБРЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Чем по своей сути является фотография — искусством или ремеслом? У тех, кто видел работы известного липецкого фотохудожника Александра Козина, на этот счет нет сомнений. Состоявшаяся не так давно в Германии персо- нальная выставка фотокора «Золотого ключика», устроен- ная при поддержке областного управления культуры и искусства, получила самые лестные отзывы европейской публики. О своем взгляде на общество и время сквозь стекла объектива Александр Козин рассказал журналисту «Липецкой газеты». — Александр Николаевич, выпривезли в Германию экспо- зицию «Мир детей» из хорошо известных работ, уже публи- ковавшихся в «Ключике» и выставлявшихся в Липецке. Реакция местных зрителей вас чем-то удивила? — Скорее порадовала. В рамках фестиваля российской культуры в Эссене я предста- вил несколько десятков черно- белых портретов детей, снятых в семидесятых-восьмидесятых годах. На выставку приходили немцы, иуних загорались глаза, они говорили мне: «Ты снял на- ше детство, наше время!» Дети везде одинаковы, не важно, откуда они — из Западной Гер- мании или Советского Союза. Главное, не просто фиксировать камерой действительность, а поймать настроение, схватить в кадр интересныймомент, чтобы через десятки лет твои сним- ки имели какую-то ценность. Приятно, что европейцы это оценили. Я получил приглаше- ние привезти следующим летом «Мир детей» на кинофестиваль в Канны. — А с чего начинался ваш путь в фотоискусстве? — Да как у всех, пожалуй, — с подаренного фотоаппарата. В 13 лет дядя подарил мне пер- вую камеру. Это был «Зоркий», отличная, кстати, фотокамера. Отщелкал первую пленку, не- сколько кадров получились вполне ничего. Это меня здорово вдохновило. Пошел в фотокру- жок в Доме пионеров на Трак- торном. Там «крыша поехала» окончательно и бесповоротно. Красный фонарь, полумрак, священнодействие с реакти- вами, даже обычная проявка пленки завораживала, словно магический ритуал. Сегодня, во времена цифро- вых технологий, фотографиро- вать стало не в пример проще, но какое-то волшебство из про- фессии исчезло. А жаль… Снимал все подряд — род- ных, друзей, природу. Так, постепенно, и пришел к тому, чтобы зарабатывать на жизнь фотографией. — У кого тогда учились, в чем искали вдохновение? —Впервуюочередь смотря и анализируя работы мастеров. В те годыу нас продавалсяжурнал «Чешское фоторевю», достать его можно было с большим трудом. Он открыл мне потря- сающий мир фотоискусства. В журнале печатали лучшие фото- графии со всего света — репор- таж, пейзаж, ню, портрет. Чехи были гораздо свободнее, чеммы, и публиковали снимки, которые было невозможно увидеть в со- ветской прессе. Вот на них я и учился. Помню, как меня порази- ли абстракции, фото каких-то линий, изгибов… Композиция, свет, фактура — все было вы- строено просто идеально. Захо- телось сделать что-то подобное. Так, методом проб и ошибок, и учился, искал свой стиль. — Можно ли научить чело- века приемам фотоискусства или же для успеха в профессии изначально необходим талант? — Научить технике, компо- зиции, безусловно, можно. Но будут ли получаться шедевры? Не факт. На мой взгляд, рецепт успеха прост — труд, усердие плюс Божий дар. Фотографию СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Фотохудожник Александр Козин : «Красота — в простоте» надо чувствовать. Одно дело, когда ты снимаешь, чтобыукра- сить свою страничку в соци- альных сетях, и совсем другое — когда ставишь перед собой художественные задачи. Проблема в том, что ни тогда, ни теперь нигде в России не учат профессиональнойфотографии. Фотокурсы, мастер-классы по- могают, конечно, но это не то. Я в свое время закончилфилфак пединститута, все премудрости съемки постигал сам. — Исходя из вашего опыта, на что посоветуете обращать особое внимание начинающим? — Для начала необходимо разобраться с основами — что такое экспозиция, для чего нужна выдержка, диафрагма. Как только придет понимание этого, можно двигаться дальше. Сейчас нередко люди покупа- ют дорогую зеркальную камеру, а снимают в автоматическом ре- жиме. Зачем? Удачный снимок можно сделать и «мыльницей», техника здесь играет вторичную роль, важнее идея и ее реализа- ция. А если приобрел серьезную камеру, так осваивай ее возмож- ности. Еще надо изучать построение кадра, законы композиции. Смотреть профессиональные снимки в журналах, работы художников. Все это помогает сформировать вкус, собствен- ный стиль. Кстати, обратил внимание, что среди хороших фотографов немало выпускни- ков худграфа — там учат мыс- лить образами, держать в голове картинку. — Нет желания проводить «мастер-классы от Козина»? — Нет, не хватает педагоги- ческого таланта. Если просят, могу показать, объяснить на практике, а вот долго выступать на аудиторию — это не мое. —Вы долгое время снимали в академическом театре драмы. В чем специфика работы теа- трального фотографа? — О, это был очень интерес- ный опыт. Я проработал там с 1987 по 2000 год. Театр — это огромный мир со своими зако- нами, традициями, приметами. Допустим, зайти на сцену в обуви с улицы — немыслимое кощунство, это же место, где священнодействуют, а многие далекие от театра фотографы и операторы не понимают этого. Специфика проявлялась во всем. Если попросить режиссера и актера выбрать фотографии с репетиции, то они остановятся на совершенно разных кадрах. Актер, все равно—мужчина это илиженщина, стараетсяхорошо выглядеть на снимках, для него важно, чтобы идеально лежали волосы в прическе, рубашка была в тон костюму и прочие мелочи. Режиссерже стремится разглядеть суть артиста, на- сколько точно он раскрывает его замысел. Вот и получается некий конфликт интересов. Мнепосчастливилось застать лучшие годы академического театра под руководством Вла- димира Пахомова. Ездил на театральные фестивали в Ме- лихово, Ялту, Таганрог, снимал постановки на липецкой сцене московских режиссеров, фото- графировал известных россий- ских актеров —Ефремова, Гаф- та, Смоктуновского. Я получил очень ценный опыт, который помогает мне и сейчас. — Какой жанр фотографии у вас самый любимый? — Я, как и всякий провин- циальный фотограф, всеяден, берусь за все. Это в столицах можно привередничать, спе- циализироваться на чем-то одном, амы—универсалы! Люб- лю снимать русские пейзажи. Я много поездил по России, в разных ее уголках скрывается потрясающая тихая, непримет- ная красота. Не такдавно я сделал выстав- ку фотографий старых храмов. Это сейчас их стали восстанав- ливать, а раньше душа боле- ла, что гибнет наша история, культура, хотелось хоть с по- мощью снимка оставить их для потомков. Нравится поймать в объ- ектив какой-то неожиданный кадр, по-новому увидеть при- вычную ситуацию. Люблю аб- страктные снимки, наверное, они больше всего приближают фотографию к искусству. И, конечно, портреты. Часто дета- ли — мимика, пластика, глаза — лучше хорошего психолога говорят о человеке. — Портрет, пожалуй, один из самых сложныхфотожанров, ведь рождается он в сотворче- стве мастера и модели… — Да, важно понять, каким должен получиться портрет — строгим, деловым или же, напротив, теплым, лиричным. Тут многое зависит от ракурса, света. Мнечастоприходитсядарить свои фотографии, и я обратил внимание, что люди выбирают совершенно неожиданные сним- ки. Суровые мужики — каких- то милых кошечек, собачек, а, казалось бы, легкомысленные дамы — крутую абстракцию. Поэтому перед съемкой я ста- раюсь всегда понять человека, наладить с ним контакт. — Какой должна быть, по- вашему, идеальная модель? — Внешность — далеко не главное, важнее артистизм, умение принять определенный образ. Часто красавицы оказы- ваются холодными куклами. А бывает, в жизни девочка выглядит довольно обычно, а на снимках преображается до неузнаваемости — улыбка ис- кренняя, а не сквозь зубы, глаза с искорками, красота неземная! — Говорят, что многие ге- ниальные кадры рождаются спонтанно. Вы согласны? — Конечно. Жизнь порой подбрасывает такие сюжеты, которые просто невозможно придумать. Просто внимательно наблюдай и щелкай затвором. — Дискуссии сторонников той или иной марки фототех- ники по накалу напоминают религиозные войны. Насколько для вас важен бренд камеры? —Да, этим часто грешат лю- бители, спорядохрипоты, какая марка лучше. Мне же важнее, как это снято, а не чем. Гениальный кадр можно снять даже телефоном. Пере- пробовал почти все марки, оста- новился на «Никоне». Это не значит, что остальные хуже, просто мне с ним удобнее. — Сейчас дорогие камеры есть у многих. Жаль только, что хорошие кадрыполучаются далеко не у всех. Такая массо- вость, по-вашему, не снижает престиж профессии? —Так и раньше фотография была доступнамногим. Но у про- фи всегда была своя иерархия. Начиналась она с фотографов похоронных бюро. Туда ссылали тех, у кого не получалось сни- матьживых. Чуть повыше были бытовики, промышлявшие по детсадам и школам. Высшая каста — студийные фотогра- фы. Тут нужно было уметь об- ращаться со светом, строить композицию кадра. Особняком всегда стояли газетные фото- мастера — штучный товар, их и сейчас можно по пальцам пересчитать. Купить дорогую камеру — не великое дело, вот научиться снимать, чтобы тебя зауважали, — это сложнее. — Съемка свадеб, на ваш взгляд, — это искусство или ремесло? — Искусство, если серьезно подходить к этому. К сожале- нию, мало кто этим занимается. Проще поставить молодых и гостей в стандартные пошлые позы, отщелкать, срубить день- ги по-легкому, и вперед. Какое уж тут творчество, когда на пер- вый план выходит финансовый аспект. Сам я свадьбы снимаю редко, не хватает времени. — Какие вещи вас больше всего раздражают в коллегах? — Отсутствие элементарной культуры, начиная с внешнего вида. Если пришел на съемку в грязноймайкеидраныхштанах, значит, ты не уважаешь людей, которых собираешься снимать. Снял сам, не мешай другому, отойди в сторону. Плохо, когда тывыстроилкадр, а у тебя его во- руют самым наглым образом. В творчестве ненавижу отсутствие своего видения, банальность, фальшь, нарочитое украшатель- ство. Красота ведь в простоте. Черно-белый кадр всегда вы- разительнее цветного. Поэтому стараюсь свести к минимуму об- работку снимковнакомпьютере, ценю естественность. — Из молодых фотографов вам кто-то интересен, чувствуе- те, что появились достойные мастера? — С удовольствием хожу на выставки «Золотая черепаха». Преклоняюсь перед ребятами. Так снимать природу — это ж нужно иметь нечеловече- ское терпение. Безусловно, они мастера мирового уровня, по- хорошему одержимые люди. Я так не могу. — А кто из признанных ми- ровых классиков фотографии вам близок? —ХельмутНьютон, ямного- му у него научился. Нравятся старые французские фотогра- фии конца XIX — начала XX веков. Мне вообще очень близка этамонохромная эстетика в духе старогокино, потрясающаяигра контрастов света и тени. —После европейского успе- ха о чем теперь мечтаете? — Хочу подготовить ретро- спективнуювыставку под услов- ным названием «Портреты дру- зей, знакомых и просто людей». В архивах собралось немало лю- бопытных кадров. Думаю, мне есть еще чем удивить публику. Только бы спонсора найти. ФОТО АЛЕКСАНДРА КОЗИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz