Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Дорога к Храму Ведущий рубрики Александр Косякин Перед тобой , читатель , новый проект « Липецкой газеты » — тематическая полоса « Дорога к Храму ». Она задумана как средство общения верующих и неверующих . Мы исходим из того , что в наше быстротекущее время важно помогать не только тем , кто уже на - шел веру , но , может быть , в первую очередь тем , кто не умеет ее найти . При этом мы сами относим себя скорее ко вторым , нежели первым . Будем вме - сте искать дорогу к храму . Тематическая страница « Дорога к Храму » будет выходить ежемесячно каждую вторую пятницу . С материалами полосы можно будет ознакомиться на сайте www.lpgzt.ru. Кроме этого , самые интересные темы найдут отражение в сюжетах , документаль - ных фильмах , которые будет готовить телестудия Богородицкого мужского монастыря « Задонская звонница », соавтор нашего проекта . Выпуск страницы благословил епископ Липецкий и Елецкий Никон . Страница выходит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Услышать голос совести X Окончание. Начало на 1-й стр. Но и кризис – тут я со- гласен с ОлегомПетровичем Королевым, — принесет пользу, если сделать из него правильные выводы. Засу- чить рукава и работать по- новому. На языке правосла- вия это означат, что, только пострадав, человек скорее переменится к лучшему. Оценивтрезвосвоиошиб- ки, покаявшись,можноидти дальше. У светлой памяти бывшегоПатриархаАлексия II любимым был афоризм: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если не услышал, — то голосом со- вести. Если человек не слы- шит и голос совести, – Бог обращаетсячерезрупорстра- даний». УРоссии этот рупор был всегда. Но всегда была и надежда. И вера. И любовь. — Но вас могут не услы- шать сейчас люди невоцер- ковленные. Они скажут: да, мык вере еще не пришли, но работаем честно, стараемся ради Отечества… — Есть притча. Один че- ловек сел в лодку и взял в руки весла. На одном было написано«Трудись!», надру- гом — «Молись!» Человек решил обойтись одним вес- лом, думая, что и без молит- вы можно переплыть реку. Второе весло онбросилв воду заненадобностью.Нодобрал- ся он только до середины рекиисталкружитьнаодном месте. Вот такимывсе почти последнее столетие кружим на одном месте. Вроде плы- вемпо течению, адонужного берега все далековато... Го- сподь сказал, что безНегомы не можем делать ничего. Пример безбожной жизни в двадцатом веке — тому под- тверждение. Я ведь говорю сейчас не о том, кто и как на своем рабочем месте гайки закручивает и на какой До- ске почета висит егопортрет. Это, конечно, хорошо. Одна- ко нужно брать на себя от- ветственность и за положе- ние дел в коллективе, и в се- мье, ивОтечестве.Нопрежде всего в собственной душе…У каждого из нас имеются до- вольно простые весы, на ко- торых всегда можно изме- рить — в какую именно сто- рону ты обратился больше, — диавола или Господа. Еще раз подчеркну свою мысль. Все наши проблемы так или иначе связаны с от- сутствиемкрепкойдуховной базы.Мыдолжнывернуться к своим истокам, без этого путь наш будет в никуда. Слава Богу, в области проводится целенаправлен- наяполитикапо сохранению и приумножению традиций предков. Это заметно вомно- гих вещах. Хотя бы в искус- стве. Унас прекрасные само- деятельные и профессио- нальные коллективы, знаю- щие и русское народное творчество, и духовные про- изведения. На традицион- ных Рождественских и Пас- хальных концертах духов- ных песнопений кроме ар- хиерейскогоимонастырских хоров мы видим столько та- лантливой молодежи, что сердце радуется. На средства администра- ции области издается очень нужная и содержательно глубокая серия исследова- ний местных краеведов «ХрамыимонастыриЛипец- кой епархии», которую вы- соко оценил Святейший – Патриарх Алексий II. А в прошлом году увидела свет книга «Липецкая и Елецкая епархия: 2003-2008, путем созидания» — об истории самой молодой в лоне Рус- ской Православной Церкви епархии. В области разработана и претворяется в жизнь про- грамма возвращения к жиз- ни старых усадеб, памятни- ков архитектуры и прежде всего архитектуры храмо- вой. У нас сохранены и даже открыты новые музеи и би- блиотеки. Но, главное, что больше всего радует, — поднимают- сякнебухрамы, наполняют- ся колокольным звоном окрестности. Во многих, даже отдаленных селениях совершается служба. Это значит — совершается «спа- сение человеков». А эти богоугодные дела быстроотражаютсянаобщей ситуации–Господьпомогает тем, кто «работает двумя веслами». — Важным событием в нашей области в этом году станут торжества, приуро- ч е н ны е к 4 0 0 - л е т ию Рождество-Богородицкого мужского монастыря в За- донске. Расскажите, Влады- ко, об этом подробнее. —Да, главным событием этого года для верующих станет 400-летие Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря и при- езд в обитель Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший с бла- годарностьюпринялпригла- шение братии, благословил торжества и выразил готов- ность принять участие в бо- гослужении, что для нас ве- личайшая честь. Праздник состоится в дни памяти свя- тителя Тихона Задонского 24-26 августа. Времени на подготовку не так ужмного, а сделать предстоит немало. Планируем завершить от- делкуфасадаВладимирского собора, а также реставрацию Рождественской церкви на территории монастыря, где раньше почивали мощи свя- того Тихона. Наружняя от- делка почти закончена. Бу- дем просить Святейшего освятить престол храма. А в Липецке нужно успеть по- ставить часовню на месте разрушенногоВознесенского храма на Театральной пло- щадиуподножия горы. Если Святейший благословит, то после службы в кафедраль- ном Христорождественском соборе крестнымходоммож- но пройти к часовне, кото- рую и освятит первоиерарх Церкви. Многое к юбилею пред- стоит сделать. Есть, напри- мер, у нас задумка открыть при монастыре музей. — И каким видится вам первый экспонат? — Это мог быть камень, положенный в основание храма. Но если говорить о практическом наполнении идеи…Недавно в монастырь привезли редкую, старинно- го письма икону. На нейизо- бражен святительМитрофан Воронежский и государь император Петр Первый. Причем над головой архие- рея нет нимба – значит, по церковным канонам это не икона. Сдругой стороны, на- писана она была в то время, когда Митрофан еще не был причислен к лику святых. Может быть, это говорит о прозорливости священника, благословившего писать эту икону…Известнынепростые отношенияцаря с правящим архиереем. Святитель отка- зывался посещать дворец государяпока тамнаходятся каменные языческие идолы, и царь, хоть и гневался, был вынужден разрушить их. А когда архиепископ почил, сам нес гроб на своих пле- чах… Так говорит история – вот этаредкаяиконаиможет стать первым экспонатом музея. А вообще во время благоустроительных работ на территории монастыря мы постоянно находим ред- кие вещицы, ведь обитель стоит на огромном кладби- ще, которое образовалось после битв с Тамерланом... Конечно, приформировании экспозиции мы будем рас- считывать на помощь крае- ведов, архивистов и просто мирян, длякоторыхистория не пустой звук… К юбилею думаемзакончитьилетопись монастыря, которая продол- жит подвижнический труд иеромонахаГеронтия, перво- го летописца обители. — Владыко, выприняли на себя тяжелуюношу, труд- но даже представить себе теперешние ваши нагрузки. А с кем вам легче всего об- щаться? — Мне кажется, особые отношенияуменя складыва- ются с детьми. Я люблю их, и они отвечаютмне взаимно- стью. А еще встречи с ними возвращают меня к моему детству. Помню, как маль- чишкой ходил вместе со взрослыми на «святой коло- дец», помню, как молились у его вод люди. И я чувство- вал тогда, что они знают какую-то великую тайну. Теперь и я знаю, что эта тай- на—пришествие вмирХри- ста. Слово это из детства. Оно как-то непостижимо связано с ощущением, когда тебя по голове мама гладит и ладонь у нее такая теплая… В словаре С. И. Ожегова слово это имеет еще одно значение: «В монастырях: обязанность, которая возла- гается на каждого монаха, а также специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка». Сегодня смысл послушания не изме- нился, хотя егомогут назна- чить и не за проступок, а просто ради дела. Смысл по- слушания — в… простите, послушании. Подчинении своей воли — воле игумена, духовника, священника. На этих снимках—обыч- ная, в сущности, работа. Но здесь ееименуютиначе—по- слушание. Кто-то печет про- сфору, кто-то красит решет- ку, кто-то столярничает. А батюшка—исповедует. Для него это тоже послушание. Хотя, между прочим, иеро- монаха Задонского Богоро- дицкого монастыря отца Павла в другое время можно и со сварочным аппаратом увидеть—тожепослушание, не хуже любого другого. ИСТОКИ | Задонскому Богородицкому монастырю – 400 лет Послушание ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА ДАТА В ИСТОРИИ | Последние дни жизни Пушкина Сорок пять часов Александр Александров Последние дни Маслени- цы… Неделя перед Вели- ким постом (седмица) по христианскому вероуче- нию называется сырной. Это значит, что в эти дни запрещается вкушение мяса, а дозволяется — сыр, яйца, молоко, масло. Так Церковь постепенно готовит верующих к долгому говению. Раньше, в старойРоссии, в последний день Маслени- цы, ближе к вечеру, зазыва- лы и клоуны все чаще по- сматривали на часы, и ровно в шесть раздавался коло- кольный звон, и веселье вдруг разом стихало. Люди шли к всенощной, а потом домой— готовиться к Вели- кому посту. Дамы снимали с себя всякие украшения, в буфете меняли красивые тарелки на треснутые и вы- щербленные, ана стол стели- ли старенькую скатерть. На все семь недель поста запре- щались балы и всякие раз- влечения. Впрочем, каждый человек самдля себярешает, как ему жить-быть. В Прощеное воскресенье после всенощной в храмах совершаетсяособыйчинпро- щения, когда священнослу- жители и прихожане взаим- ноиспрашиваютдругудруга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой ду- шой, примирившись со все- миближними.ВоВладимир- ском соборе Задонского Бо- ТРАДИЦИИ | Перед постом Великим Простим друзьям и врагам… городицкого монастыря при потушенных огнях братия просят прощение друг у дру- га. С низкими поклонами, сердечно… Трогательное, волнующее зрелище… «Если выбудете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Не- бесный, а если не будете про- щать людям согрешения их, то иОтец вашне простит вам согрешений ваших». Так в Евангелие от Матфея (гл. 6. 14-15) просто и внятно гово- рится о сути человеческих отношений. В нынешнем году Пасха Христова будет ранней. Рано начнется и Великий пост – с 15февраля. Время, когда эта евангельскаяистина должна стать путеводной звездой. Кстати, а что можно вку- шать в пост? Здесь уместно вспомнить слова святителя ТихонаЗадонского. Когда он увидел, как его келейник, принимая у себяприехавше- го к нему из деревни земля- ка, угощал его постом рыб- кой. Товарищи сильно за- смущались, когда вошел епископ. «Любовь выше по- ста…», —оценив ситуацию, сказал святитель. И даже сам отведал ушицы. Сегодня любой батюшка объяснит нам, что телесный пост, воздержание от мяса и молочных продуктов — не главная цель, а лишь сред- ство. Главное-то — душу свою поберечь да очистить, ослабить воздействие на нее всяких страстей и помыс- лов. А говение как раз этому и способствует. Очень важ- но, учат старцы, постом не только говеть, но и сокру- шаться о своих грехах. И каяться. Тогда пост и пойдет душе на пользу. В ТЕМУ Читательправ толькона- половину. Конечно, для пра- вославного человека святые мощи праведника являются даром бесценным, даром от Самого Бога. Но памятники святымставят не за конкрет- нуюзаслугу (основание горо- да, возведение крепости, по- беда вкаком-то сражении…), а в знак глубокого христиан- ского почтения за житие. Хотя бывают и примеры, о которых говорит читатель. Например, Псков впервые упоминаетсявлетописяхеще начала Х века в связи с же- нитьбой киевского князя ИгорянапсковитянкеОльге. СвятаякнягиняОльга счита- ется основательницей Пско- ва. Так что памятник в ее честь – понятная всеми важ- ная деталь городского устройства. В Становлянском районе недавно был открыт памят- ник святым равноапостоль- ным Кириллу и Мефодию, первопросветителям Руси. ВОПРОС — ОТВЕТ Памятник рукотворный «Во дворе Богородицкого монастыря в Задонске уста- новлен памятник святому Тихону. Но зачем? Разве мощи угодникане являютсядляверующих главнымпамятником? По-моему, святым ставят памятники в том случае, если они были основателями города. Как, к примеру, князь Вла- димир во Владимире (кстати, названном в его честь)…» Степан Алексеевич Баранец. г. Липецк Согласимся, что появиться онмог в любомуголкеОтече- ства. Памятник святым Петру иФевронииМуромскимтор- жественно открыли в Улья- новске. И это только начало – скульптура покровителей семьипоявится скоро в деся- ти городах России. Недавно благотворитель- ным Фондом Николая Чу- дотворца установлены па- мятники Святителю в г. Ейске (Краснодарскийкрай) иСвятому АпостолуАндрею Первозванному в г. Батайске (Ростовская область). Фонд имеет намерение продол- жить эту работу. Памятники святымчасто изготавливают по заказам благотворителей, которые творят жертву анонимно. Заведующий гинекологическим отделением Задонской райбольницы Алексей Щиголь, будучи человеком православным, не делает абортов в двунадесятые праздники, отмеченные церковным календарем. Во все остальные уговаривает женщин не совершать рокового поступка. Не уговорив, идет в операционную. Долг велит. И — штатное расписание. Наш вопрос — как быть в ситуации, когда аборты, не запрещенные законом, считаются плановыми операциями? Как поступать человеку, душа которого протестует против убийства? Можно ли считать грехом такое раздвоение личности или речь идет о выполнении профессионального долга? Обсудить проблему мы приглашаем медицинских работников, священнослужителей и всех желающих. «Не убивай меня, мама!» Перед Великим постом полезно ознакомиться с мыс- лями святых отцов об этом ответственном периоде в жизни православных. «В укрощении чрева употребим благоразумную постепен- ность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом раз- жигающую, а после и услаждающую. Давай чреву своему пищу мерную и удобоваримую, чтобы умеренным насыщением отде- латься отего алчности, а через скорое переваривание избавить- ся от разжжения, как от бича…» Преп. Иоанн Лествичник «Кто хочетчистомолиться,тотне должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любо- пытно знать что-либо из жизни других. Все это приноситв ум много нечистыхмыслей, и когда человек хочетв них разобрать- ся, то они все больше и больше запутывают и томят душу». Преп. Силуан Афонский ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 28/23656/ 12 ФЕВРАЛЯ 2010 10 февраля 1837 года умер Пушкин. В пронзительно- холодный метельный день на Черной речке поэт стрелялся с Дантесом. Когда его раненого привез- ли в санях, в окровавлен- ной шубе домой, его Ната- ли, из-за которой все это и случилось, упала в обмо- рок. Потом она кормила мужа с ложечки моченой морошкой (это было последнее, что он принял от щедрот русской земли), потом рыдала на мертвом теле, крича «Прости меня! Прости меня!» Мы, потомки великого поэта, имеем право на во- прос: а что, если бы выстрел Пушкина оказался удач- ным, и он убил бы Дантеса? Стал бы он «нашим всем»? Вот что думают наши чита- тели. Катя Смородина, сту- дентка: —Ябыне хотела, чтобы судьба предоставила Пуш- кину такую возможность. Убить – нет! А вот ранить — так, чтобы помучился этотДантес —другое дело. АнатолийШумаков, пре- подаватель Липецкого учи- лища искусств: — Думаю, для самого по- эта вряд ли что-либо изме- нилось бы. Ведь он и раньше дрался на дуэлях, значит, психологически был готово убить. Современники тоже отнеслись бы к ситуации адекватно—ведь так было принято в то время… Молодой человек, не представился: —Дуэль есть дуэль, что тутрассуждать. Так легла карта. Если б не случай, Пушкин еще бы одного «Ев- гения» написал…Афамилия моя вам не нужна, я же не Пушкин… Юрий Бухаров, замести- тель редактора «Задонской правды»: —Отсылаю к известно- му труду нашего философа Соловьева «Судьба Пушки- на». В нем автор утвержда- ет, что если бы поэт оба- грил свою лиру кровью, он не смог бы больше писать, и его творчество закончилось. Я с этим согласен. Интересно, что Пушкин — мот, повеса, страстный любовник, картежник, дуэ- лянт и гордец, — дни свои окончил по-христиански. Сразу же после дуэли он попросил позвать с улицы первого встречного священ- ника. Поэт исповедовался и причастился Святых Тайн. Более того, он просил царя простить Дантеса, так как дуэли были незаконны, и сам через друзей передал свое ему прощение (на что Дантес засмеялся и сказал: «Скажите ему, чтоятоже его прощаю»). Николай I, узнав о слу- чившемся, тотчас написал Пушкину записку: “Если Бог не приведет намсвидеть- ся в здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и послед- ний совет: умереть христиа- нином. О жене и детях не беспокойся, яберуихна свои руки”. К слову, монарх сдержал данное поэту слово и соб- ственнойрукойнаписалпри- казание принять следующие мерыдля обеспечения благо- получия его семьи: 1. Заплатить все долги Пушкина (которые состави- ли сумму, превышающую 120 тысяч рублей). 2. Заложенноеимение его отца очистить от долгов. 3. Вдове назначить пен- сию и дочерям по замуже- ству. 4. Сыновей произвести в пажи и на воспитание каж- дого назначить по 1500 ру- блейповступление в службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдо- вы и детей. 6. Выплачивать единов- ременное пособие в размере 10 тысяч рублей. Кроме этого, император распорядился, чтобы были уничтожены любые произ- ведения, наносящие оскор- бления памяти поэта. Знал государь, кем был и чем бу- дет Пушкин для России. Современникиже судили о дуэли однозначно: по всем признакам победить должен былПушкин—хладнокров- ный опытный стрелок, у Дантеса было немного шан- сов. Но Бог судил иначе. Го- сподь не попустил великому поэту оказаться убийцей. Поэт не был святым и совер- шил великий грех, ибо дуэль по церковным понятиям была грехом. Но он шел к Богу, и потому Господь дал ему, смертельно раненому, еще сорокпять часовжизни. За это время Пушкин не- измеримо вырос духовно и много в себе переменил. И умер, какипросил государь, христианином. Совсеминой, кстати, конецбылуДантеса. Его любимая дочь Шарлота выучила русский язык и по- няла, кем был Пушкин. И возненавидела отца, и броси- ла ему страшные слова обви- нения. И сошла с ума. Как знать, может быть, те сорок пять часов и были самыми главными и плодот- ворными в жизни великого поэта... 5 В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz