Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
Люди. Проблемы. Решения 5 Наши консультации Марина Сальникова, главный правовой инспектор труда обкома профсоюза работников АПК ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 242/23870/ 18 ДЕКАБРЯ 2010 Адреналин для должников Как обстоят дела с выплатой зарплаты в организациях АПК, узнавал Алексей Колбаско Как-то так сформировалось, что в по- следние годы чаще и больше всего задол- женность по заработной плате наблюда- лась в организациях агропромышленного комплекса. Руководители предприятий и хозяйствАПК—должников—нередко упо- минались на заседаниях областной и район- ных Трехсторонних комиссий, а некоторые даже приглашались, так сказать, на ковер. Не обходит своим вниманием должников и обком профсоюза работников АПК и по сложившейся уже традиции совместно с об- ластными управлениями труда и занятости, сельского хозяйства, Госинспекцией труда постоянно отслеживает задержки выдачи зарплатыработникам, организует проверки прямо наместах. Последний такой рейд был проведен в Воловском районе. Иван Мягков: «Наша задача — не производственный процесс налажи- вать, а встретиться с руководством и договориться о скорейшем погашении задолженности и перед работниками, и перед бюджетом». ДЕЛА СУДЕБНЫЕ Почему специалист не выполнил поручение Е ще весной прошло- го года Любовь Т., работавшая веду- щим экономистом в ОАО «Липецк ТИСИЗ», была незаконно уволена. Решением Советского рай- онного суда г. Липецка ее восстановили в должности, а спустя год ей снова при- шлось обратиться за помо- щью в тот же суд. На сей раз Любовь Александровну не уволи- ли, но ей в качестве дис- циплинарного взыскания объявили замечание. А справедливо ли? В этом разбирались в двух судах. Сначала — в Советском районном, а затем — в Липецком областном, куда поступили кассационные жалобы от обеих сторон. Как сообщала в своем исковом заявленииЛюбовь Александровна, в нача- ле года ей было поручено провести комплексный экономический анализ хо- зяйственной деятельности предприятия и его подраз- делений. Срокиустановили предельно сжатые, поэтому выполнить работу было сложно, о чем она пись- менно уведомила руковод- ство. Ей дали еще месяц с небольшим. Но и этого оказалось мало. Причины были уважительные, о чем работница снова в пись- менном виде сообщила ру- ководству. Дело в том, что сотрудники предприятия не предоставили ей неко- торые документы, а без них невозможно было выпол- нить порученное задание. Помимо этого, она дважды находилась на больничном, что опять-такиповлиялона сроки выполнения работы. Любовь Александровна просила признать объяв- ленное ей наказание неза- конным и отменить его, а также взыскать с предпри- ятия в ее пользу судебные расходы в размере одной тысячи рублей. Представитель ответчи- ка не признал эти исковые требования. Дескать, ра- ботнице было поручено с учетом ее должностных обязанностей задание, сро- ки исполнения которого неоднократнопереносились в связи с нахождением спе- циалиста на больничном листе. Поскольку эконо- мист не справилась с пору- чением, то ей и было объяв- лено замечание. Иникаких уважительных причин, мол, тут не присутствует. В судебных инстанциях согласились с ответчиком. Да, приказ, в соответствии с которым истица должна была провести комплекс- ныйэкономическийанализ хозяйственной деятельно- сти, вполне законный, все порученное специалисту соответствует положениям ее должностной инструк- ции. Но замечание-то неза- конно: экономист находил- ся на больничном листе. И вот, подлечившись, она выходит наконец-то на работу, ей предоставляют всюнеобходимуюдокумен- тацию для выполнения за- дания, а уже через неделю привлекают к дисципли- нарной ответственности. А было ли у специалиста время на то, чтобы спра- виться с таким объемом работы? Увы… В соответствии со ста- тьей192Трудового кодекса РФ за совершение дис- циплинарного проступка, то есть, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине (!) возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дис- циплинарные взыскания: замечание, выговор, уволь- нение по соответствующим основаниям. Но где же в данной истории просма- тривается вина истицы? Кроме того, коль уж выносится замечание, то в суде должны быть пред- ставлены и доказатель- ства, свидетельствующие о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при ко- торых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. По- добных доказательств ра- ботодатель не представил. Как уже несложно дога- даться, весыФемиды скло- нились в пользу Любови Т. Приказ об объявлении ей замечания признан неза- конным, а с ОАО «Липецк ТИСИЗ» в пользу истицы взыскана одна тысяча ру- блей судебных расходов. Александр Иванов Потребительский практикум Нарушений со стороны продавца не нашлось. В этом случае был виноват покупатель, невнимательно прочитавший сопутствующие договору документы. И гарантия стоит денег? Наш корреспондент Александр Хаустов выяснял, почему потребитель проиграл судебный процесс Новенькая иномарка приятно радовала глаз, и Владимир Кошкин (имя и фамилия изменены), заклю- чая с автосалоном договор купли-продажи, не жалел, что остановил свой выбор именно на этой модели, пусть и очень дорогой. Однако в период экс- плуатации машины, когда Владимир уже накатал поч- ти сотню тысяч километров, выявились дефекты заднего амортизатора, подшипника переднего колеса, потре- бовали замены некоторые другие детали. Поскольку гарантийный срок на авто- мобиль еще не истек, то по- купатель обратился в фирму с требованием исправить недостатки. Дефекты были устранены, детали замене- ны. Но сроки выполнения этих работ превысили по- ложенные тридцать дней. Об этомВладимир сообщилуже в своем исковом заявлении в Октябрьский районный суд г. Липецка. По мне- нию покупателя, он не имел возможности использовать автомобиль по назначению в период затянувшегося ремонта. Поэтому в соот- ветствии с законом «О за- щите прав потребителей» просил расторгнуть договор купли-продажи с фирмой и взыскать с нее стоимость иномарки. Тем не менее, представи- тель ответчика в судебном Когда покупатель выбирал в салоне автомобиль, то особо не задумывался, наверное, что надо тщательнее изучить договор купли-продажи, сопутствующие ему документы, выяснить все детали гарантийного обслуживания. А ког- да задумался об этом, то было уже поздно… заседании возражал против требований покупателя, поскольку реальных осно- ваний для расторжения договора купли-продажи не имелось. Все дефекты были устранены, а по поводу на- рушения сроков выполне- ния ремонтных работ ис- тец не представил никаких доказательств. Увы, и суд отказал Владимиру в удо- влетворении его иска. Тогда истец обратился в вышестоящую инстанцию с кассационной жалобой. Но и в областном суде не разделили точку зрения потребителя, а согласились с решением районного суда. Как выяснилось в ходе де- тального разбирательства в обеих инстанциях, во- локита случилась не по- тому, что фирма не желала оперативно и качественно отремонтировать машину, а из-за того, что долго про- должался спор по поводу разрешения претензий. Но сложность состояла в том, что производитель иномарок находился в дру- гой стране. В различных договорах между компа- ниями, уполномоченными, дилерами, где мелькают и липецкие автосалоны, разобраться непросто. Зато в судах изучили все пред- ставленные фирмой до- кументы, проанализиро- вали их применительно к Гражданскому кодексу РФ, закону «О защите прав потребителей». Картина по- лучалась не в пользу истца. Вот примеры. В доку- менте об условиях предо- ставления гарантии ка- чества автотранспортных средств и проведения гаран- тийного ремонта сказано, что в рамках гарантийных обязательствнемогут устра- няться неисправности, поя- вившиеся по причине есте- ственногоизноса. Атаковые в автомашине Кошкина имелись, следовательно, за их ремонт надо было пла- тить. Несправедливо—ведь два года гарантии же. Но и вышеназванный документ, наверное, при заключении договора купли-продажи надо было читать внима- тельнее. Доказательств каких-то существенных недостатков в автомобиле, чтобы рас- торгнуть договор купли- продажи, покупатель не представил. Поскольку нарушений со стороны продавца не нашлось, в аргументации и докумен- тации у него все оказалось в порядке, в соответствии с законодательством, то служители Фемиды вынес- ли вердикт не в пользу по- требителя. Как говорится, будьте внимательны при покупках… (По материалам пресс-службы Липецкого областного суда). ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА Визит проверяющих был нанесен в ООО «Агрофирма «Настюша Волово». Дирек- тор ООО Анна Окунева под- робно рассказала и показала визитерам из областного центра животноводческую ферму, познакомила их с работниками, с которыми проверяющие подробно по- общались, поговорили о зарплате, об условиях труда. Последнее не вызвало на- реканий, а вот долги… На тот момент они составляли почти 2,7 миллиона рублей. Надо было что-то серьезно предпринимать. В итоге вместе с директором ООО был составлен график по- гашения задолженности по заработной плате, которая должна была быть произ- ведена в три этапа за одну декаду ноября. График под- писали директор и главный бухгалтер «Настюши Во- лово». На том и порешили. Забегая вперед, скажем, что на сегодняшний день задолженностипрактически уже нет, за ее своевремен- ным погашением внима- тельно следил обком отрас- левого профсоюза. Кстати, как рассказал корреспон- денту председатель обкома ИванМягков, черезнесколь- ко дней после поездки в Волово ему лично позвонил генеральный директор агро- фирмы «Настюша Чернозе- мье» Мурат Шамшинуров и долго беседовал с профли- дером об итогах проверки, о впечатлениях, которые остались у проверяющих после осмотра комплекса и беседы с работниками. — Вообще генеральный директор агрофирмы «На- стюша Черноземье» такой же работник по найму, как и все остальные, —рассужда- ет Иван Мягков. —Вся тру- довая и производственная политика находится под контролем собственников агрофирмы, и вот здесь им надо быть порасторопнее, покорректнее что ли себя вести не только с работни- ками, с трудовыми кол- лективами в целом, но и с администрацией области, ведь филиалы фирмы нахо- дятся на нашей территории. Администрацией области разработан ряд целевых программ по сельскому хо- зяйству, поэтому в случае необходимости всегда мож- но получить помощь. В ООО «Настюша Во- лово» работают около 200 человек, в летнюю пору количество работников мо- жет вырастать до 300. В Воловском районе эта фир- ма сейчас — главная опора АПК. В целом агрофирма не сократила поголовье в жи- вотноводстве в отличие от некоторых других хозяйств и во многих районах уже не имеет долгов. Сказалась, видимо, жесткая крити- ка руководства «Настюши Черноземья» на заседаниях областной Трехсторонней комиссии по регулирова- нию социально-трудовых отношений и постоянный контроль соответствующих областных управлений, Гос- инспекции труда, прокура- туры, отраслевого профсою- за за погашением задолжен- ности.Ивсеже—от чего она возникает? — Давайте представим такую ситуацию, — пыта- ется встать на место работо- дателя Иван Мягков. —Вот мы заготовили зерно, но не можем сразу реализовать, потому что цена на него пока невысока. Есть смысл продать позже и дороже. А долги-то за это время копятся, растут: деньги нужны на выплату зарпла- ты и налогов, на приобре- тение комбикорма, на рас- ширение и модернизацию производства… Поэтому и происходит определенная задержка в их погашении. Однако наша-то задача не производственный процесс в агрофирме налаживать, там есть свои высококвали- фицированные специали- сты, им, как говорится, и карты в руки. Наша цель — встретиться с руководством и договориться о скорейшем погашении задолженности и перед работниками, и перед бюджетом. Вообще-то я не сторон- ник таких больших ком- плексов. Вот плывет один громадныйкорабль, случись что, он затонет целиком. А вот идет много маломер- ных судов, часть из них обязательно выплывет. Так и в сельском хозяйстве — компактные предприятия более приспособлены к вы- живанию… Иван Мягков, председатель обкома профсоюза работников АПК Агрофирма «Настюша Черноземье» давно была у всех на слуху как главный должник в АПК области. Тем не менее примечатель- но, что сегодня положение в этой агрофирме кардиналь- но поменялось в лучшую сторону. Но по данным на декабрь, таблицу которых корреспонденту показал Иван Мягков, задолжен- ность имеется не только в этой фирме. В Елецком районе в должниках по за- работной плате значится Елецкая опытная станция, в Измалковском — ООО «Золотая нива» и «Новые технологии», в Долгоруков- ском — молочный завод… Видимо, настает их черед ждать к себе визита прове- ряющих. Отзыв из отпуска Очередность предоставления оплачи- ваемых отпусков работникам определяется ежегодно и оформляется графиком отпусков. Но в течение года могут произойти события, которые могут нарушить планы и работни- ков, и работодателей. Необходимость отзыва сотрудника или перенесения его отпуска мо- жет стать одной из причин возникновения конфликтных ситуаций между работниками и администрацией организации. В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно и оформляется документом, утверждаемым работодателем. Согласно законодательству график отпусков необходимо утвердить не позднее чем за две недели до наступления нового календарного года. Кроме того, Кодексом предусмотрено, что график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. Однако в течение года могут сложиться непредвиденные обстоятельства, в связи с которыми возникнет необходимость внести изменения в график отпусков, что, возможно, нарушит планы и многих работников, и самого работодателя. На практике часто используется формулировка «в связи с производственной необходимостью», когда интересы производства требуют переноса отпуска на другой период. Такая ситуация может стать одной из причин возникновения конфликта. Статья 124 ТК РФ устанавливает, что в исключительных случаях, когда предоставление сотруднику отпуска в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальном режиме работы организации, допускается перенесение отпуска, но только с согласия работника. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Уточненная в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ редакция ч. 1 ст. 124 ТК РФ перечисляет случаи, при которых переносится ежегодный оплачиваемый отпуск работника. Если указанные обстоятельства возникли до использования работником отпускного периода, то отпуск может быть перенесен на время, определяемое с учетом пожеланий работника. В случае если работник уже начал использовать отпуск, стороны могут прийти к соглашению о прерывании отпуска с момента возникновения исключительных обстоятельств и перенесении неиспользованной части отпуска на другое время. ТК РФ допускает отзыв работника из отпуска (ст. 125). Безусловно, законодатель подразумевает, что обстоятельства, послужившие причиной отзыва сотрудника из отпуска, должны быть вескими, однако в положениях вышеназванной статьи нет перечня таких обстоятельств. Акцент сделан на обязательное согласие сотрудника на отзыв из отпуска, а также на гарантии, что оставшаяся неиспользованная часть отпуска будет предоставлена работнику в любое удобное для него время. Также ст. 125 ТК РФ обращает внимание, что отзыв лиц моложе 18 лет, беременных женщин и лиц, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, не допускается ни при каких обстоятельствах. В любом случае работодатель обязан предложить работнику перенос отпуска или его части, а не переносить его автоматически. В случае отсутствия возражений у работника его отзыв из отпуска должен оформляться приказом (распоряжением) работодателя, с которым работник должен быть не только ознакомлен, но и выразить свое согласие на окончание или прерывание отдыха. Основанием для издания такого приказа может быть, например, служебная записка руководителя структурного подразделения. Последовательность же получения согласия работника на отзыв из отпуска законом не регламентирована. Поскольку переписка с работником, находящимся в отпуске, может занять значительное время, правильным следует признать издание приказа об отзыве из отпуска после получения предварительного устного согласия работника. Письменное согласие работника может быть оформлено в день его выхода на работу. ТК РФ предусматривает необходимость получения согласия работника с отзывом из отпуска, но не регламентирует процедуру оформления такого согласия. В действительности это может быть заявление на имя руководителя организации, в котором работник выразит свое согласие с отзывом из отпуска в связи с производственной необходимостью, или виза в приказе, например, «с вызовом из отпуска согласен». В этом случае виза должна включать наименование должности работника, подпись, расшифровку подписи, дату. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что приказ об отзыве из отпуска должен содержать пункт, в котором будет указан период получения работником неиспользованной части отпуска. Как устанавливает трудовое законодательство, срок переноса отпуска или неиспользованной его части согласовывается с работником. В случае если работник не согласен с предложенным работодателем временем использования ежегодного оплачиваемого отпуска, он вправе настаивать на принятии его условий, поскольку работодатель уже нарушил его право на использование отпуска в установленное графиком отпусков время. Кроме того, трудовое законодательство (ст. 126 ТК РФ) предусматривает возможность замены части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией по письменному заявлению работника. В силу различных обстоятельств личного или производственного характера работник может использовать только часть полагающегося ему отпуска. Например, если работнику полагается удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а работник использовал только 28 календарных дней, он может обратиться к работодателю с просьбой о замене оставшихся 28 календарных дней денежной компенсацией. Однако законодательство предусматривает возможность, а не обязанность работодателя замены части отпуска денежной компенсацией. Если работодатель сочтет указанную сумму обременительной, он вправе отказать работнику в денежной компенсации. Но в этом случае он обязан предоставить работнику возможность продолжить прерванный отпуск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz