Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 17 ДЕКАБРЯ 2010 № 241 (23869) Н аш город Ведущая рубрики Анастасия Карташова 5 ЛИПЕЦКАЯ газета СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИ | Транспортным картам в городе Липецке исполняется год «Умный» пластик Страница о Липецке и его жителях Анастасия Карташова Ровно год назад в област- ном центре был торже- ственно открыт первый терминал продажи и пополнения транспортных карт, что стало началом введения в городе безна- личной системы оплаты проезда. В честь этого события в Липецке прой- дет новогодняя акция розыгрыша ценных призов, главный из кото- рых — холодильник. О ее условиях корреспон- дент «Липецкой газеты» узнал из беседы с председа- телем департамента город- ского транспорта Николаем НОВИКОВЫМ. — Участником акции может стать каждый, кто купит транспортную карту в многофункциональном центре Липецка с 1 по 25 декабря2010 года. Стоит она недорого – всего 50 рублей, но зато можно стать облада- телем солидных призов. Их розыгрыш состоится 29 де- кабря в 11.00 около здания МФЦ на проспекте Победы. Для участия необходимо иметь при себе купон акции, транспортную карту и до- кумент, удостоверяющий личность. Кстати, в этом году, по результатам четы- рех акций, в городе на бес- платной или льготной осно- ве реализовано более девяти тысяч таких карт. — А сколько их всего продано? — Около шестидесяти двух с половиной тысяч штук. Многие пассажиры уже оценили, что пользо- ватьсяпластиковымикарта- ми не только удобно, но и выгодно. Ведь проезд по ней стоит не десять рублей, а во- семь. Школьники и студен- тыс помощьюименныхкарт платят еще меньше — семь и пять рублей соответствен- но. То есть если «электрон- ным кошельком» пользует- ся вся семья, то в месяц экономия на проезде может составить больше тысячи рублей! Согласитесь, это существенный стимул для приобретения пластиковой карты. Она подобна банков- ской кредитке, а потому го- раздо удобней, чем гремя- щая в карманах мелочь, которой мы привыкли рас- плачиваться за проезд. Деньги на карте не «сгора- ют», а пополнить ее можно в любом пункте продаж, будь то многофункциональ- ный центр или один из 16-и автоматических термина- лов, расположенных в раз- ных районах Липецка. — Сейчас в городе все больше пассажирского транспорта работает без кондукторов, поговарива- ют, что в следующем году их вообще не останется. Так ли это? —Приемкондукторов на пассажирском транспорте прекращен после внедрения автоматизированной систе- мы оплаты проезда. Специ- ально никого не сокращали, люди уходят из этой профес- сии сами. Одни находят бо- лее выгоднуюработу, другие выходят на пенсию. За счет оптимизации численность кондукторов за последние необходимо задержать ее на 2-3 секунды. Только тогда компьютер сможет распо- знать «электронный коше- лек» и провести операцию. И, главное, не пытайтесь сразу же отрывать билет. Подождите, пока он сам выйдет из терминала. — Каковы потенциаль- ные возможности пластико- вой карты? — С ее помощью можно, например , оплачивать школьные обеды или ис- пользовать «пластик» как пропуск в образовательное учреждение. Внашдепарта- мент уже обратились не- сколько предпринимателей, занимающихся частными перевозками на городских маршрутах, которые хотят установить в салонах своих автобусов терминалы для безналичной оплаты проез- да. Работать они станут так же, как и в муниципальном транспорте, но сниматься с карточки за одну поездку будут не восемь, а десять рублей. Сейчас мы рассма- триваем возможные вариан- тывхождениячастныхпере- возчиков в общегородскую систему «ЛипецкТран- спорт». Первые плоды тако- го сотрудничества липчане, думаю, смогут оценить уже в следующем году. —За годЛипецк принял у себя немало гостей из дру- гих регионов. Они знакоми- лись с комплексной систе- мой управления пассажир- скими перевозками, вклю- чающей в себя спутниковую навигациюи автоматизиро- ванную систему оплаты проезда с помощью пласти- ковых карт. Среди них был даже министр транспорта России Игорь Левитин. Как оценил он наш опыт? — Проехав на липецком Сергей Кибальниченко Долгое время бытовало мнение, что частному перевозчику неинтересны городские окраины. А раз так, то обслуживать заведомо убыточные маршруты – удел муниципального транспорта. Компания «Автолидер – Липецк», тем не менее, выбрала для себя непростой путь. Обратившись в департамент городского транспорта, генеральный директор предприятия Валерий Астахов предложил обслу- живать социально значимый марш- рут «Поселок Силикатный — двад- цать седьмой микрорайон». Ивот прошло несколько лет. Сегод- ня крупногабаритные автобусы «Мер- седес» с номером «306» один за другим курсируют по городу. Благодаря хоро- шо организованному транспортному обслуживанию поселок Силикатный лишь с большой натяжкой можно на- звать окраиной. На комфортабельном «Мерседесе» местные жители вмиг до- бираются до центра города. Месяц на- зад транспортная компания «Автоли- дер – Липецк» стала обслуживать еще один социально значимый маршрут, получивший 340-й номер. Он связал поселок Матырский с двадцать седь- мым микрорайоном. Принимаемые Валерием Астахо- вым решения базируются на строгом экономическомрасчете.Предпринима- тель делает ставку на протяженность маршрута. «Мерседес» с номером «306» пересекает практически весь город. Не беда, если в поселке Силикат- ный пассажиров будет немного. Уже в центре Липецка в салоне заняты все места для сидения. «Если у человека от поездки оста- нутся приятные впечатления, в сле- дующий раз он обязательно будет ждать на остановке «свой» автобус, —говорит руководитель предприятия. – Вот почему мы сделали ставку на комфортабельные германские автобу- сы «МАН» и «Мерседес». Только за последний год транспортный парк был обновлен на 56 процентов. В ближай- шее время наша компания полностью откажется от «ПАЗиков», заменив их автобусами большой вместимости». Помимо двух перечисленных выше маршрутов компания «Автолидер – Липецк» обслуживает еще один — 352-й. Он также пролегает практиче- ски через весь город – от автостанции «Сокол» до двадцать седьмого микро- района. Но какой бы ни был номер маршрута, в салоне автобуса на видном месте обязательно указан номер мо- бильного телефона Валерия Астахова. «Для меня важен каждый пассажир, — убежден он. – Даже находясь в ко- мандировке, я всегда отвечаю на звон- ки. Лично выслушиваю пожелания и замечания со стороны липчан. И, по- верьте, ни одно обращение не остается без внимания». В следующем годуВалерийАстахов планирует оснастить свои «МАНы» и «Мерседесы» платежной системой, чтобы владелец транспортной карты мог воспользоваться ею и в частном автобусе. Делается это, опять же, с одной целью – чтобы пассажиру было удобно. В скором времени Астахов собира- ется приобрести и своюпроизводствен- ную базу, пока же 48 автобусов разме- щаются на арендованных площадях. В компании трудятся уже около ста че- ловек, текучки кадров практически нет. Люди довольны своей работой и условиями труда. В том, что компания «Автолидер –Липецк» всерьез пришла на рынок пассажирских перевозок, сегодня уже никто не сомневается. десять месяцев сократилась с 704 до 552 человек, благо- даря этому экономия фонда оплаты труда превысила двенадцать миллионов ру- блей. Вырученные деньги идут на поощрение тех во- дителей, которые работают без кондуктора. В следую- щем году, как и сейчас, кондукторы останутся на самых оживленных марш- рутах. — Как быть тем пасса- жирам, которые еще не при- обрелипластиковые карты? — Этим липчанам я бы посоветовал сразу входить через переднюю дверь и тут же платить за проезд води- телюналичными. Он, в свою очередь, нажимает специ- альнуюкнопку, и терминал, расположенный в начале салона, голосоминформиру- ет «Оплата наличными», распечатывая билет стоимо- стью10 рублей. Атем, у кого уже есть пластиковые кар- ты, лучше подходить к тер- миналу, расположенному рядом со средними дверями. Прикладывая карточку к считывающему устройству, автобусе№27, министр под- робно ознакомился с пла- тежной системой «Липецк- Транспорт», оплатой проез- да с помощьютранспортных карт, работой терминалов, льготными тарифами на проезд, системой монито- ринга пассажиропотока. Отдельное внимание Игорь Левитин уделил вопросам безопасности на транспорте, отметив возможность для водителя быстро связаться со службами оперативного реагирования в случае воз- никновения чрезвычайных ситуаций. На трамвайной остановке «Полиграфиче- ская» министр проверил работоспособность автома- тического терминала про- дажи и пополнения транс- портных карт, а также элек- тронного табло, информи- рующего пассажиров о фак- тическом движении транс- портных средств. Остано- вочные павильоны в такой комплектации, а их в Ли- пецке закупилив нынешнем году порядка десяти, Игорь Левитин назвал «умными остановками» и рекомендо- вал увеличить их количе- ство. В целом он положи- тельно оценил липецкий опыт управления пассажир- скими перевозками, охарак- теризовал его как наиболее современный. Ведь мы по- дошли к решению проблем комплексно: внедрили сразу систему безопасности, спут- никовуюнавигациюи меха- низм безналичной оплаты проезда. Такого опыта в России еще не было. Что ждет липчан в грядущем году? * Департамент транспорта администрации Липецка про - должит установку в городе современных остановочных павильонов . В них , кроме уже привычного для горожан платежного терминала , через который можно купить или пополнить пластиковую транспортную карту , будет установлен универсальный блок безопасности с антиван - дальной видеокамерой . Через нее все происходящее на остановке в режиме реального времени станет транслиро - ваться в диспетчерский центр . Человек , находящийся на такой остановке , сможет подать сигнал «SOS» в милицию с помощью специальной « тревожной » кнопки , встроенной в универсальный блок безопасности . * Для удобства пассажиров будут закуплены еще пятьде - сят терминалов для пополнения карт , которые установят непосредственно в автобусах , трамваях и троллейбусах . * Купить пластиковую карту липчане смогут и в салонах муниципального транспорта у контролеров . Когда в Липецке апробировали безналичную систему оплаты проезда, многим не верилось, что в тяжелое пост- кризисное время город найдет средства и силы внедрить на транспорте новые технологии. Но прошел год, и ряды скептиков изрядно поредели. А в Липецк потянулись делегации из разных крупных российских городов за опытом комплексной системы управления пассажирскими перевозками. В мае наш автобус «ЛиАЗ», оборудованный спутниковой навигацией, электронной платежной системой, видеокаме- рами, получил высокую оценку специалистов Минтранса России на московской научно-практической конференции «Комплексная безопасность на транспорте – 2010 год». В сентябре знакомиться с липецким опытом к нам съехались делегаты из Иркутска, Волгограда, Калининграда, Карелии и других регионов. В рамках всероссийской конференции они посетили транспортные предприятия Липецка, увидели современные остановочные павильоны. Последним аккор- дом стал визит в город министра транспорта России Игоря Левитина. Вот почему очередной выпуск «Нашего города» мы решили посвятить именно этой отрасли. Галина Кожухарь Еще темно. Наш первый автобус движется по маршруту № 28 из двадца- того микрорайона на левый берег. Водитель открывает переднюю дверь. Входят пассажиры, а следом за ними — кон- тролеры Липецкого автотранспортного пред- приятия Нина Кривопу- скова, Ольга Глушкова и я, решившая на несколько часов примерить на себе эту профессию. День для контролеров на муниципальном транспорте начинается чуть позже, чем для водителей, – в 6 часов утра. Но никто не опаздыва- ет и нежалуется, потому что многие трудятся в этой си- стеме не один десяток лет. — Доброе утро, — при- ветствует всех, кто находит- сяв салоне, ОльгаГлушкова. – На линии работает кон- троль. Прошу предъявить билеты и социальные про- ездные. Два человека спокойно протягивают ей по десятке. Ольга Ивановна, которая по долгу службы встречается с «зайцами» нередко, берет деньги и пробивает билеты. Пока она проходит по салону и смотрит на «экипировку» автобуса, включены ли печ- ки, ее коллега заполняет графы билетно-учетного СВОИМИ ГЛАЗАМИ | Как наш корреспондент стал контролером Ну, «заяц», погоди! листа. Нарушений нет, хотя этот маршрут работает без кондуктора: водитель биле- ты выдал вовремя, останов- ки объявляет заранее. Люди едут в сторону НЛМК, на работу. В диалог практически никто не всту- пает. Контролеры желают всем «Доброго пути!», и че- рез две остановки мы выхо- дим. Пока ждем следующий рейс, узнаю у Нины Криво- пусковой и Ольги Глушко- вой, что так спокойно в сало- нах бывает, увы, не всегда. Сколько претензий, а порой нелестных замечанийимвы- сказывали ранее! Тех, кто не умел пользоваться транс- портной картой, они терпе- ливо учили. Другим пасса- жирам, возмущавшимся, что не все двери сразу откры- ваются, спокойно объясня- ли, почему. В переднюю дверь липчане и гости об- ластного центра входят для обилечивания, а средняя и задняя работают на выход. Время поездки от этого не увеличивается. Но пока люди не привыкнут, что за- ботитьсяоб оплате онидолж- ны сами, будет так. А вооб- ще, ошибаются те, кто счи- тает, что главное в работе контролера – выявить по- больше «зайцев» и тем са- мым «пополнить кассу». —Наказать безбилетного пассажира – не самоцель, — рассказывает Нина Кри- вопускова. – Сначала мы предлагаем ему оплатить проезд, и лишь в случае гру- Нелегкие пути «Автолидера» БИЗНЕС НА КОЛЕСАХ | Частные перевозчики активно осваивают городские маршруты Анастасия Коноплева Первую проверку морозом автобусы ООО «Липецк- транссервис», которым руководит Николай Стру- ков, нынешней зимой выдержали на «отлично». Когда на улице стало по-настоящему холодно, «ПАЗы» предприятия не сорвали запланированные рейсы и все как один вышли на маршруты № 324 и № 343. А завелись машины легко только потому, что всю ночь их прогревали оставленные на дежурство механики. Уже семь лет работает на рынке частных пассажир- скихперевозокпредприятие «Липецктранссервис», по- ложительно зарекомендовав себя за это время как со сто- роныконтролирующихорга- нов, так и пассажиров. — Наш автопарк насчи- тывает 36 автобусов ПАЗ- 3205, — говорит Николай Струков. –Перед выездомна линию и по возвращении на базу машины проходят осмотр службой техническо- го контроля. Малейшая не- «Липецктранссервис»: экзамен на «отлично» исправность сразу же устра- няется в ремонтных боксах, все необходимые запчастина нашемскладе для этого есть. Поэтому, если поломка слу- чается утром, автобус выез- жает на линию с минималь- нымопозданиеми отправля- ется в рейс с контрольной точки в соответствии с рас- писанием, а если вечером – он исправным встает на сто- янку. Надо сказать, что путь «ПАЗиков» Николая Стру- кова пролегает не только через новые микрорайоны, Центральный рынок и же- лезнодорожный вокзал, но и связывает центр города с окраинами. Так, маршрут № 343 начинается в поселке Дачный, а автобусы с номе- ром«324» на лобовом стекле с недавнего времени стали ходить в поселок Ситовку, хотя он вообще находится не в городскойчерте, а относит- ся к Липецкому району. — Мы учитываем поже- лания пассажиров при орга- низации работы на маршру- тах, — говорит Николай Струков. – Так, жители Си- товки в свое время просили, чтобы маршрут № 324, ко- нечной остановкой которого было Чаплыгинское шоссе, доезжал до их поселка. Ведь большинствоизнихработает в городе, а в липецких вузах, техникумах учатся их дети. И добираться им домой как- то надо. Встретившись с жителя- ми поселка и войдя в их по- ложение, Николай Струков согласовал этот вопрос с кон- тролирующимиорганами.И, несмотря на то, что данный отрезокдорогинерентабелен по обслуживанию, конечной остановкой маршрута№324 стал поселок Ситовка. А еще все автобусы «Ли- пецктранссервиса» оснаще- ныприемникамиГЛОНАСС/ GPS. С помощью системы спутникового наблюдения диспетчеры смогут контро- лировать скоростной режим машин, движение по графи- ку, самовольный сход с маршрута. Однако Николай Струков и без «умной техни- ки»может ручаться за своих водителей. В«Липецктранс- сервис» они принимаются только при наличии стажа работы в области пассажир- ских перевозок и положи- тельных характеристик с предыдущих мест работы. Кроме того, должны хорошо разбираться в технике и уметь находить контакт с пассажирами. При приеме на работу во- дители проходят строгую проверку собственной служ- бой безопасности. Николай Струков лично беседует с каждымсоискателем.Поэто- му на предприятии с годами сложился дружный коллек- тив. Ежегодно все водители проходят 20-часовое повы- шение квалификации и пол- ные медицинские осмотры. Иэтоне говоряоежедневных медосвидетельствованиях перед выпуском на линию и по возвращении на базу. А каждый вечер Николай Струков проводит оператив- ки с водительским составом и службой безопасности до- рожного движения пред- приятия. ВбудущемНиколайИва- нович планирует заменить «ПАЗы» на автобусы боль- шей вместимости. Правда, обновлять подвижной состав с каждым годом становится все сложнее: дорожают зап- части, горюче-смазочные материалы, а тариф на ком- мерческом транспорте не менялся уже два года. По мнению Николая Струкова, необходимость повышения стоимости проезда назрела давно. От этого зависит каче- ство обслуживаниямаршру- тов, регулярность выхода автобусов на линию. НАША СПРАВКА Отдел линейного контро - ля создан в Липецком пас - сажирском автотранспорт - ном предприятии в июле нынешнего года . Сейчас в штате новой службы по - сменно трудятся 55 чело - век . Все они прошли специ - альную подготовку . Многие имеют высшее образование и приличный стаж работы в автотранспортных пред - приятиях . бого отказапросимпокинуть автобус. Главное в контроль- ной работе – добиться опла- ты проезда всеми, кто поль- зуется услугами транспорта. В этот день за 12 часов работы контролеры Нина КривопусковаиОльгаГлуш- кова откатали девятнадцать маршрутов.Изъяли трипро- сроченных социальных про- ездных, выдали несколько десятков билетов тем, кто не успел или не поспешил их приобрести. Смена прошла благополучно, без каких- либо чрезвычайных проис- шествий. Прощаясь, я от душипожелалаОльге Глуш- ковой, Нине Кривопусковой и всем бригадам, ежедневно выходящим на дежурство, такихже спокойныхбудней, сознательных и вежливых пассажиров. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА " Если «электронным кошельком» пользуется вся семья, то в месяц экономия на проезде может составить больше тысячи рублей! Николай Новиков (справа) показывает министру транспорта ( в центре) современный остановочный павильон. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Ольга Глушкова и Нина Кривопускова встречаются с «зайцами» довольно часто.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz