Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 27/23655/ 11 ФЕВРАЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Патриарх театра и кино Владимир Зельдин отметил свое 95- летие Российский Дон Кихот ФОТО ВАДИМА НЕВАРЕНЫХ И ИЗ АРХИВА ТЕАТРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ Тамара Мотаева, корреспондент агентства «Столица», специально для «ЛГ» «Я прожил более полувека, видел жизнь такой, какая она есть — голод, страдания, нищета, безудержная жесто- кость…»— говорит Владимир Зельдин. Это слова его героя —Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи». Поста- вил егоЮлий Гусман специаль- но к 90-летию легендарного актера. И вот уже пять лет попасть на этот спектакль непросто — увидеть игру Зельдина, ощутить на себе его гипнотизирующий талант считается за счастье. Зельдин — профессионал высочайшего уровня. Недаром другой нашумевший спектакль с его участием, «Учитель тан- цев», шел сорок лет — там же, в ТеатреРоссийскойАрмии. Театр менял названия, а постановка неизменнопользоваласьуспехом — актер отыграл более тысячи представлений! Зельдинпережил социализм. ОнродилсявРоссии, доОктябрь- скойреволюции, был свидетелем НЭПа,коллективизации, сталин- ских репрессий… И вот страны Советов двадцать леткакуже нет на карте. А Владимир Зельдин есть. И по вечерам выходит на сцену.Ив свои95играет так, как некаждыймолодойактерсможет —сосложнымивокальнымипар- тиями, танцами... В чем секрет? Счастливое детство —Все начинается с семьи, — говоритнамВладимирМихайло- вич.—Японялэтоуже взрослым человеком, когда стал анализи- ровать свое детство. У нас в доме была очень хорошая атмосфера — никогда не было разговоров на повышенных тонах, а уж тем более — скандалов... Мама будущей знаменито- сти—Анна Николаевна — была учительницей с высшим образо- ванием. Ей пришлось оставить работу, чтобывоспитыватьдетей, которых было пятеро (из них Владимир— младший), следить за домом. — Мама была красива, жен- ственна и очень внимательна к нам. Она стала для меня идеа- лом женщины, — рассказывает Зельдин Папа актера, Михаил Евге- ньевич, окончил Московскую консерваторию, дирижерский факультет. Он был очень увле- ченным человеком, поэтому в доме Зельдиных всегда звучала музыка. —Мыигралина виолончели, скрипке, рояле, — вспоминает Владимир Михайлович. — На Новыйгод,Пасхуидругиепразд- ники устраивали настоящие концерты. Каждый читал сти- хотворение или пел, ставили мини-спектакли… Родители в такие дниделалинамподарки— скромные, но ониоченьрадовали нас. Папа зарабатывал немного. Жилитрудно, нодружно.Изнае- те, у нас не было зависти по от- ношению к тем, кто жил лучше. Хотя в школе во времена НЭПа, когда люди стали жить лучше, а магазины были полны продук- тов, мы видели, как некоторые ученикиприносилиссобойбутер- броды с маслом, с колбасой… Но мы, как и родители, научились в жизни на первое место ставить духовные ценности. До 1924 года семья Зельди- ных жила в Твери. —Этотпериодясчитаюочень счастливым. Мы жили в районе ткацких фабрик Морозова. И со- седи были в основном работники фабрик — все знали друг друга, дружили семьями, ходили в го- сти на праздники. Если в нашем дворе появлялись посторонние мальчишки, мы сразу замечали чужаковипрогонялиих.Мы,как рыцари, опекали наших девочек —нашихдульсиней...Нояимои друзьянебылихулиганами—мы «Мы с вами встретимся еще не раз, зрители!» — говорит Владимир Зельдин. Альдемаро в популярном спектакле «Учитель танцев» Владимир Зельдин играл сорок лет. 1946 год. С Иветтой Евгеньевной Капраловой актер скоро отметит золотую свадьбу. На свое 90-летие Владимир Зельдин вышел в премьерном спектакле «Человек из Ламанчи». И пять лет играет Дон Кихота. На роль Мусаиба Гатуева в фильме «Свинарка и пастух» Владимира Зельдина утвердили женщины. не выпивали, не курили, а о нар- котиках тогда даже и не знали… Театр на всю жизнь Владимир Зельдин рано по- терялродителей: в14лет—отца, три года спустя — мать. После школы устроился работать сле- саремна завод.Но однаждышел с работы и увидел объявление о наборе студентов в театральное училище. — Я подумал: «Вот мой шанс!» — и пошел сдавать эк- замены. Прочитал несколько стихотворений, спел, станцевал, показал какой-то этюд. А члены комиссии только снисходитель- но улыбались. И я ушел — без всякой надежды на успех. И даже забыл, что мне сказали: нужно зайтичерезнеделю, когда вывесят списки. Потом вдруг вспомнил. Решилна всякийслу- чай посмотреть. А когда увидел там своюфамилию—чуть с ума не сошел от счастья! Годы учебы Владимир Ми- хайлович вспоминает с удоволь- ствием, несмотря на то, что при- шлись они на тяжелые времена. — Девочки нашего курса относились ко мне с нежностью — им нравилось, что я спортом занимаюсь. А я и в футбол, и в теннис играл — не любил пи- рушки, которые не обходились без спиртного. Но от ребят я не отгораживался.Ичастенько сам устраивал пиршества. У меня была возможность подзарабо- тать: наш преподаватель танцев ГалинаШаховскаядавалауроки популярных тогда фокстрота, вальса-бостона в танцевальном кружке и пригласила меня в ассистенты. Она довольнощедро мне платила. На эти деньги я покупал картошку и сосиски на целый курс. Это были минуты праздника, потому что жили мы, студенты, бедно.Маленькой стипендии хватало только на скудную еду, в остальном вы- кручивались как могли. Ездили «зайцами» на единственном тогда в Москве трамвае «Б» — «букашке», как мы его называ- ли, в парикмахерскую ходили к знакомым мастерам, которым доставалибилетыв театр. Одева- лись кое-как—уменя были бут- сы,флотскиештаныикурточка, перешитая из гимнастерки, с заштопанными на локтях ру- кавами. Первый костюм у меня появился только в 30 лет... Визит Ахматовой Звездной для Владимира Зельдина стала роль Альдемаро в «Учителе танцев» по пьесе Ло- пе де Вега. Посмотреть его игру пришла однажды сама Анна Ахматова. — Помню, я сидел в своей гримерной после первого акта, весь взмыленный — этот спек- такль насыщен действием, тан- цами. И вдруг входит Ахматова —величественная, немногослов- ная, седая…Еепривеларежиссер Нина Антоновна Ольшевская, мама Алексея Баталова, — у них Ахматова всегда останав- ливалась, когда приезжала из Питера в Москву. А меня даже не предупредили о визите этой великойпоэтессы.Ясовершенно обалдел, онемел! Анна Андреев- на поблагодарила меня за игру. Она даже не присела — стояла, прислонившись к косяку двери, и долго смотрела на меня, пока мы разговаривали с Ниной Оль- шевской. Как я тогда сознание не потерял—не знаю... Свинарка и пастух Владимир Зельдин снялся в десятках картин — среди них «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Десятьнегритят», «Дуэ- нья». Но фильм«Свинарка и па- стух» стал главным в его жизни — он принес ему всенародную известность. Иван Пырьев на роль да- гестанского пастуха Мусаиба Гатуева перепробовал немало актеров-кавказцев, но вот пара- докс: русский Владимир Зель- дин, как показалось режиссеру, подходилнаэтурольлучшевсех. Ивсе-такирежиссерсомневался. Ирешилустроить«независимую экспертизу»: отсняв несколько крупных планов Зельдина в бурке и папахе, Иван Алексан- дрович показал их женской половине съемочной группы. Вердикт был единогласным: «Этот пастух—лучше всех!». Начало войны застало съе- мочную группу в Кабардино- Балкарии. —На Домбае мы отсняли все сцены, требующие горногопейза- жа.Помнюсложныйэпизод, ког- да Мусаиб на большой скорости скачет на лошади по каменистой тропке. Поскольку в студенче- ские годы я занимался верховой ездой вманеже имениБуденного —вместе сВасейСталиным, бра- тьямиМикоянами,—то настоял на том, чтобысамому выполнить этот трюк. Думаю, что вообще-то это было опасно: мог бы опроки- нутьсяиразбитьсянасмерть.Но, к счастью, обошлось… А потом в аэропорту долго ждали самолет на Москву. А администрация не могла объяснить, почему нет вылета. И мы пошли на базар, чтобы купить еды. Там и услы- шали через рупор выступление Молотова… Съемкипрервали, съемочную группураспустили,многихвско- ре отправили на фронт. — В то время мне было 26 лет, я тоже был мобилизован и находилсянапризывномпункте, когда пришел приказ Сталина продолжать съемки картины. Всем участникам фильма дали бронь и отозвали из воинских частей. Съемки в Москве проходили вперерывахмеждубомбежками. —Когда начинались бомбеж- ки, давали сигнал воздушной тревоги, мы уходили в укрытие. Потом давали отбой—и мы сно- ва снимали. Нам приходилось играть счастье, любовь, мирную жизнь, авсемыслибылиовойне. Но хочу сказать, что никаких послаблений в связи с военными условияминамПырьев не давал. Помню, была снята огромная сцена на «Мосфильме» с декора- циями, костром:Мусаибдиктует старомупастухуписьмо, которое он потом отправит любимой Глаше. Полдня мы снимали эту сцену, а Иван Александрович посмотрел и ему что-то не по- нравилось, говорит: «Плохо, надо переснять!». Казалось бы— война…Но онне делал поблажек ни нам, ни себе. Он на всюжизнь дал мне пример отношения к делу. А его жена Марина Лады- нина, которая сыграла свинарку Глашу, — пример достойного поведения. Несмотря на то, что она в то время была звездой кинематографа — ни капли вы- сокомерия в ней не было. Дама сердца Владимир Зельдин известен галантным, трепетным отноше- ниемкдамам. Был случай, когда в театре ставили спектакль без женских ролей — Зельдин не смог репетировать!.. Он женат трижды.Первыйбрак—с актри- сой Люсей Мартыновой — был недолгим. Второй — с актрисой Генриеттой Островской — про- существовал 15 лет. С третьей женой, Иветтой Капраловой, актер вместе почти полвека. —Иветта Евгеньевна работа- ла редактором в Бюро пропаган- ды киноискусства. Они устраи- вали концерты на стадионах, в Дворцах спорта с участием акте- ров, артистов эстрады. Супруга открыла таких замечательных авторов, как Гриша Горин, Юра Визбор, Аркадий Арканов. И хотя она образованней и умней меня — окончила университет, прекрасно владеет английским, — мы подружились и сбли- зились. Несмотря на то, что я старше Иветты Евгеньевны на 18 лет. Юбилей — Я прихожу на спектакль какнамолитву, какнаисповедь, — говорит Владимир Михай- лович. — Я немного устал — все-таки мне 95 лет. Но есть у меня еще одна задумка: сделать моноспектакль вроде монолога старогоактера, собратьвнегомои самые значимые роли. В Театре Российской Армии готовится спектакль «Танцы с учителем». В главной роли — легенда отечественного театра и кино Владимир Зельдин. Ион не будетвосседатьна троне—хотяи порангу,иповозрастуположено. А будет петь и танцевать. Учитесь!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz