Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
5 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выходит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму Ведущий рубрики Александр Косякин ПЯТНИЦА , 10 ДЕКАБРЯ 2010 № 236 (23864) Благостная весть «Снег летит по всей России, словно благостная весть», — написал, точно снежок вылепил, поэт. В снегу дома, прохожие, галки на проводах и золотые купола, с кото- рых белая шаль медленно спадает от первого же удара колокола... Малиновые звоны теперь глуше, но торжественней. Све- чи в храме потрескивают, когда на них попадают капли растаявшего в тепле снега. А первое сегодня послушание в монастыре ли, на приходе ли —расчистка паперти, каждой ступеньки. Старушки карабкаются по ним осторожно, как говорят в деревне, ощупкой, зато молодые монахи взбегают вверх резво и обстукивают сапоги у двери—чтоб не занести в храм снегу. Каждый день приближает нас к великой тайне — Рож- деству Христову. Его ждут все —и те, кто привычно клюет носом у телевизора, у этого заснеженного окошка в очуме- лый мир, и те, кто его не включает вовсе. Каждый идет к Рождеству своей дорогой. Встречая на ней разные события — и радостные, и не очень. Вот из последних. В Задонском районе дорожники сдали ультрасовремен- ный терминал, построив платную автостраду европейского уровня. Это хорошая новость, но альтернативная «бесплат- ная» дорога (ее государство обязано предоставить по закону) вернулась в город и теперь проходит у стен Богородицкого монастыря. Лучший ли это вариант? А вот, безусловно, хорошая. На днях встретил Романа — того самого, который на нашей странице однажды чест- но рассказал о себе. О том, как был наркоманом (целых семь лет!), и о том, как, придя к Богу, избавился от пагубной страсти. И вот — собирается жениться! Избранницу нашел в Интернете, на православном сайте, верующую, она в шко- ле работает.Приехали в Задонскпросить у своих духовников благословения. По окончании поста, сразу после Рождества, будут венчаться. И эта новость, эта благостная весть, лучше любой другой будет. С Рождественским постом вас! Виктор Александров «Охота к перемене мест им овладела понемногу…» Это из «Евгения Онегина». А наши примеры — из жизни. Приходит день, и что-то заставляет человека сни- маться с насиженного, как говорится, места. Сказано как о птице, которая долго- долго выхаживала своих птенцов и вдруг вспорхнула и улетела. Птицей движут инстинкты — просто так от гнезда она не улетит. А что движет человеком? Мы го- ворим: обстоятельства, мы вздыхаем: такова жизнь… Конечно, бывают такие жизненные обстоятельства — война у твоего порога, стихийные бедствия, потеря крова, кормильца. Бывает, что у кого-то дети оказались далеко и в трудной ситуа- ции. А у кого-то — старень- кие родителиждут помощи. И тут уж долг совести велит собираться в дорогу. Но без крайней нужды покидать свойдомсвятые отцыниког- да не советовали. Когда у старца Павла его ТРАДИЦИИ | Учимся жить по - православному Снимаясь с насиженных мест… Анатолий Иванов Кто может не просто помыслить, но и сказать: «Мой храм»? Наверное, старушка, которая еще девочкой ходила с мамой в эту церковь, а потом здесь венчалась и крестила тайком первенца... Конеч- но, священник, поставлен- ный архиереем на приход, ведь его дело — поднять храм и наладить жизнь этого самого прихода... Но есть и другие, кто с чистым сердцем произносят эти два важных слова: «мой храм». На днях я встречался со Светланой Копыловой. Она москвичка , известный автор-исполнитель песен- притч, гастролирует по всей стране (а теперь приглашена в Бразилию), но при первой же возможности приезжает в Липовку, что под Задон- ском. На своих концертах она собирает деньги на храм Сергия Радонежского, что стоит в центре села. Можно долго размышлять на тему, почему именно Липовка и эта церковь да отчего так далеко от Москвы. Но — за- чем? Верующему человеку и так все понятно... — Только что из Якутии приехала, дала концерт и в Липецке. А сейчас еду в Ли- повку. Буду петь на всенощ- ной, помогать батюшке, — поделилась Светлана. Я попробовал предста- вить себе, как она—невысо- кая, худенькая, в платочке — подпевает матушкам и при этом слегка кутается в своюшаль. Дело ведь проис- ходит в строительном вагон- чике, приспособленном под храм, потому что церковь ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ | Зачем мы строим Дом Господа на земле Наша лепта только восстанавливается. За окнами налегает к ночи мороз, стекла в белой опуш- ке, и неизвестно, как там с отоплением в вагончике. Но ничего, все устроится с Бо- жьей помощью. Позапрошлым летом в этом вагончике я вдруг уви- дел с юности знакомое лицо ине поверил себе: Валентина Толкунова? Здесь, в глуши, в полтысяче верст от столи- цы? Но это была она. Не знаменитая русская певица — обычная прихожанка. В синей «деревенской» коф- точке, она, заметно волну- ясь, тихо подпевала сестрам —пелихерувимскую. После службы я уговорил ее дать интервью, и она сказала про- стую, нооченьважнуювещь: «Нужно жить, твердо пони- мая, что этот деньможет для тебя стать и последним». Ей жить оставалось меньше года. Певица, которая дру- жила и концертировала со СветланойКопыловой, тоже помогала восстанавливать церковь в Липовке и с пол- ным основанием могла ска- зать о ней: «Мой храм...» Каждый, кто летом бы- вал на знаменитом Кургане, помнит этот истинно рус- ский пейзаж: ладную голу- буюцерквушку на взгорке и еще одну, на донскомберегу. Это—память о Сергее Увар- кине, генеральном директо- ре «Авроры». На светлой седмице его не стало. Только на Задонщине он восстано- вил пять храмов и о каждом мог с полным основанием сказать: «Мой храм...» Ас какойлюбовьюстрои- ли свою церковь в родном Каликино отец и сынШахо- вы, Виктор Петрович и Ар- тур Викторович, руководи- тели Липецкой топливной компании. От этой любви храм получился великолеп- ный, может быть, самый изящный в Добровском рай- оне. Осенью, на Покров его освятили, и теперь он слу- жит православным и Госпо- ду. Ихназываютблаготвори- телями—людей, бескорыст- но помогающих Церкви Христовой. Их жертва до- стойна их любви к Богу. Но каждый из них понимает, сердцемчувствует, что толь- ко приблизился к евангель- ской вдове, котораяположи- ла на алтарь две лепты, но — все, что у нее было... И этот пример вечен. К слову. Впоследнее вре- мя все чаще появляются со- общения: «новый русский» построил церковь прямо на своей даче... И радоваться бы—еще один хрампоявил- ся на родной земле. К тому же домовые церкви строили на Руси и раньше—значит, возвращение традиции? Но не все так просто, тут есть, как говорят, вопросы. Дело в том, что по своему жела- нию храмы строить нельзя, требуется епископское бла- гословение. Но если даже оно получено, не все так од- нозначно. Если в храме по- стоянно не совершает бого- служения священник, не проводятся таинства, то это уже не Дом Божий, а молит- венная комната. Однажды после освяще- ния построенного храма в Тележенке владыка Никон, епископ Липецкий и Елец- кий, обращаясь с амвона к прихожанам, пожелал им, чтобы стены его побыстрее закоптились от свечек. В этом образе много смысла: чем больше людей в храме, тем ему и людям лучше. А новодел с надвратной ико- ноймесяцамине отпирается. Междупрочим, еще в старой России домовые церкви мог посещать любой. Сегодня из-за высоких заборов тор- чит только маковка с кре- стом, а за стеной пес гремит цепью... Вериги — в христи- анстве — кандалы, око- вы, разного рода желез- ные цепи, кольца, поло- сы и т. п., носимые спа- сающимися на голом теле для смирения пло- ти. Вериги, как правило, носили тайно. Напри- мер, в житии Иллариона Троекуровского, мест- ночтимого святого, чита- ем: «Однажды во время Великого поста за литур- гией в храме подвижник упал в обморок, потому что ничего не ел 18 дней. Тогда на нем увидели тяжелые вериги и сороч- ку из медной проволоки, от которых все его тело было изранено». Древние подвижники основывали подвиг вери- гоношенияна некоторых словах Нового Завета. Ношение вериг есть сво- его рода аскетическое упражнение, имеющее целью изнурение теле- сное, в непрерывномуси- лии совершенное, по слову Апостола, распять плоть свою со страстьми и похотьми. В Пр а в о с л а в н о й Церкви есть даже празд- ник поклонения чест- ным веригам апостола Петра (совершается 29 января). Долгими зимними вечера- ми добрым делом считает- ся перекинуться в картиш- ки. Тройка, семерка, туз… Кто не знает формулу этой невинной, по мнению многих, игры. Между тем еще при царе Алексее Михайловиче с картежни- ками поступали, как с ворами и убийцами. Да и его сын Петр Первый больше играл в шахматы… Вообще, до Октября сем- надцатого года все само- держцы российские пыта- лись запретить эту игру как промысел. И Советская власть, кстати, тоже. Тем не менее в карты играли все и всегда. Пушкин засиживался за столомс дру- зьями, Некрасов был страст- ным игроком, а уж про До- стоевского и говорить нечего — он не раз проигрывался, что называется, в пух и был вынужден занимать послед- ние деньги у собственной жены, у друзей и знакомых. Даже свои романы иногда писал для того, чтобы отдать карточный долг. А то, что и Александр Сергеевич, и Фе- дорМихайлович были глубо- ко верующими, лишний раз доказывает слабость челове- ческуюи силу этой пагубной страсти. В самих картах есть эле- менткощунства.Есливнима- тельно посмотреть на масти карт, то станет ясно, что в них пародируются священ- ные христианские символы: трефы — крест (их так и на- зывают — «крести»), пики — копье, повторяющее то, которымбылпронзеннакре- сте Христос. Если даже по- считать эти сравнения на- тяжкой, греховную страсть, вызываемую этой довольно древней игрой, отрицать ни- ктоне станет.Ктакимвещам лучше не прикасаться. Сергей Неклюдов Только что в нашем Отечестве и, конечно, в области прошли мероприя- тия, посвященные памяти великого человека — Льва Николаевича Толстого. Но, признавая его роль в мировой литературе, многие не могут смириться с фактом отлучения графа от Церкви. Мы обращаемся к этой теме, во-первых, потому, что уже писали о трагедии этого великого человека. Во- вторых, потому, что чита- тель должен знать о послед- них решениях Церкви в этом вопросе. Накануне столетней го- ПОСЛЕСЛОВИЕ | Еще раз о трагедии Льва Толстого Поминовение невозможно довщины со дня смерти Тол- стого к Святейшему патри- арху Московскому и всея Руси Кириллу обратился президент Российского Книжного Союза Виктор Степашин. В письме, в част- ности, говорится: «Прини- мая во внимание особую чувствительность этойтемы, а также невозможность для Русской Православной Церкви пересмотреть реше- ние об отлучении Льва Тол- стого от Церкви, просил бы Вас, Ваше Святейшество, проявить сегодня к этому сомневающемуся человеку то сострадание, на которое способна именно Церковь». По благословению Свя- тейшего на это письмо отреа- гировал архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего со- вета по культуре, наместник Сретенского монастыря. Приводим часть ответа: «...Понятны боль и не- доумение многих почитате- лей творчества Л.Н. Толсто- го, в том числе и православ- ных христиан, для которых может оставаться неясным, почему Святейшим Прави- тельствующим Синодом 20 февраля 1901 года он был отлучен от Церкви. Святей- ший Синод своим решением лишь констатировал уже свершившийся факт—граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не от- рицал, но ипри всякомудоб- ном случае решительно под- черкивал: «То, что я отрекся отЦеркви, называющейсебя Православной, этосовершен- но справедливо…Яотвергаю все таинства… Я действи- тельно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обря- ды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не до- пускали ко мне церковных служителей…» Это лишь некоторые из подобногородамногочислен- ных заявлений великого писателя. Церковь с огром- нымсочувствиемотносилась к духовной судьбе писателя. Ни до, ни после его смерти никаких «анафем и прокля- тий», как утверждали 100 лет назад и утверждают се- годня недобросовестные историки и публицисты, на него произнесено не было. Православные люди по- прежнемупочитаютвеликий художественный талант Л.Н. Толстого , но по - прежнему не приемлют его антихристианских идей... Однако, поскольку при- мирения писателя с Церко- вью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагиче- ских духовных заблужде- ний), отлучение, которымон сам себя отверг от Церкви, снято быть не может. Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же со- страдательное сердце любого христианина, читающего художественные произведе- ния великого писателя, не может быть закрыто для ис- кренней, смиренной молит- вы о его душе». ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ Спасительные оковы Можете объяснить, что такое вериги? И зачем их носили в старину? Олег Немцов, студент из Липецка. У каждого из них есть свое, основное по- слушание. Один — батюшка — служит в храме, другой — диакон — помогает ему, третий — письмоносец... Но случается, что всех их благословляют просфору печь. И только фотограф может на минутку отвлечь их от этого важного дела. КСТАТИ, просфоры приготавливаются из лучшей пшеничноймуки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы. Просфоры в Русской Православной Церкви, по при- меру первых христиан, пекут из квасного теста. Хлеб квасной есть хлеб, как бы одушев- ленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совер- шенное нас ради, восприняло нашу плоть, оно воплотилось, не изменив своего есте- ства, и со словесною и умною душою вос- приняло человечество; было совершенным Богом и совершеннымЧеловеком, да и меня воссозиждетвсего. Вхлебе квасномбывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова Божиего, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли». Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою по- мощь и содействие. РАКУРС Послушание В просфорной Задонского Богородицкого монастыря. ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА Недавно мы с мужем переехали в Липецк из одной «горячей точки». Там было много мечетей и почти не было наших пра- вославных храмов. Что, кстати, тоже стало при- чиной переезда. И вот здесь, в средней России, я наверстываю упущенное — езжу по приходам и монастырям. Недавно была в Троекурово. Там был большой праздник — день Памяти святого ИлларионаТроекуровско- го. Была на всенощной, и утром—на архиерейской службе, а потом еще и с крестным ходом прошла. О впечатлениях могу рассказывать часами, но сейчас не об этом. Какую большую и, на первый взгляд, неподъемную ношу взвалил на свои пле- чи духовник обители ар- химандрит Иосиф. Сразу четыре храма восстанав- ливаются — это же целая Лавра! А еще строится сестринский корпус и многое другое. Аматушек в постриге всего несколь- ко человек, да и чем они могут помочь в строитель- стве своему батюшке... Конечно, монастырю п о м о г а ю т м е с т н ы е руководители-спонсоры. Но объемы работ такие, что хотелось бы, чтобы помощников было боль- ше. Вот я и хочу обратить- ся через газету к верую- щим: давайте поможем троекуровскому женско- му монастырю, ведь им всегда на Руси жертвова- ли прежде всего. Светлана Ботяновская, г. Липецк. ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ Поможем батюшке — поможем себе СТРАСТИ-МОРДАСТИ Колода замедленного действия духовные чада просили бла- гословение куда-либо пере- ехать, он брал в руки свою палку и, постукивая об пол, говорил: «Яко тут, так и там, яко там, так и тут». Этим самым он указывал на то, что жизнь наша зависит вовсе не от внешних усло- вий, а от внутреннего устро- ения самого человека. Есть народная мудрость: от себя не убежишь. Но в любом случае прежде чем принять решение покинуть отчий дом, следует спросить совета у своего духовника, которому дано прозревать — что нам полезно, а что нет. А вообще, даже поки- дая дом ненадолго, отправ- лясь, скажем, на работу, следует обратиться к обра- зам. Тут без молитвы никак нельзя. Перед выходом за порог скажите: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святага Духа . Аминь». И перекреститесь. При выходе из дома можно произнести и короткую мо- литву: «Господи, направи ко благу путь мой и избави мя от всякого искушения. Аминь». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Не так давно усилиями светской власти, мирян и паствы появился еще один храм Божий. Троицкая церковь, с. Тербуны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz