Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
9 ДЕКАБРЯ 2010 № 235/23863/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Создатель детского юмористи- ческого киножурнала «Ера- лаш» Борис Грачевский, похоже, нашел свой рецепт вечной молодости. Всю жизнь накоротке общаясь с детьми, невозможно стареть, по крайней мере, душой. На недавно состоявшемся в области фестивале российских фильмов «Липецкий выбор» Грачевский был одной из самых популярных персон у детворы. Не обошли своим вниманием Грачевского и липецкие журналисты. На пресс-конференции и в кулуа- рах он охотно отвечал на самые разные вопросы, в том числе и журналиста «Липец- кой газеты». — Борис Юрьевич, что про- исходит сегодня с «Ералашем»? Его не так часто стали показы- вать на телеканалах. — С «Ералашем» все в по- рядке. Журнал жив-здоров. Снимаются новые сюжеты. В Новый год будет большая пре- мьера на Первом канале. Кроме того, новые выпуски «Ералаша» будут выходить еще по выход- ным на канале СТС. Я привез несколько свежих сюжетов на фестиваль посмотреть, как бу- дут реагировать на них дети. Среди них, например, современ- н а я и с т о рия пр о к е пку - невидимку. Это раньше было все бесплатно, а теперь «тариф не- видимый» работает только за деньги и на чуть-чуть. Пусть ребятапривыкаюткреальности. У нас есть два детских лагеря «Ералаш» в Анапе и Турции. В них можно ощутить атмосферу съемок, пообщаться с создателя- ми роликов и юными актерами и даже сняться в кино самим. Издается еще и печатный жур- нал. — Существует ли какая-то формула создания смешного сюжета?Можно ли заранее про- считать, понравится он детям или нет? — Главное мое правило — разговаривать с детьми на по- нятном им языке. В «Ералаше» невозможно услышать, скажем, от девочки: «Сережа, вы пре- красный собеседник!». Что за бред, кто из подростков так раз- говаривает друг с другом? Тут сразу чувствуется фальшь. Они говорят: «Ты прикольный па- цан!». Такие, казалось бы, мело- чи очень важны. Внутри я до сих пор ощущаю себя двенадцати- летним. Поэтому я в курсе, что поет Леди Гага, эта американ- скаяЖанна Агузарова для бога- тых. Дед Мороз у меня читает рэп под елочкой, взрослые в шоке, а ребятам нравится. Мне не нужно делать усилие над со- бой, вставая на место своих зрителей. А детям всегда импо- нирует, когда с ними говорят на одном языке. При всеммногооб- разии юмористических проек- тов на ТВ никто не работает в этом жанре. Попытки сделать какие-то аналоги получаются неубедительными. А мы шутим с 1975 года… —Есть ли в «Ералаше» табу, запретные темы для шуток? — У всех, кто снимает для детей, должна быть в первую очередь жесткая самоцензура и чувство меры. Их надо удивлять прежде всего добрым отношени- ем к жизни, а не жестокостью и пошлостью. Есть же вечные темы: любовь, жадность, за- висть… Конечно, в «Ералаше» нет места шуткам, затрагиваю- щим какие-то национальные или религиозные вопросы, где требуется максимальный такт. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Директор « Ералаша » Борис Грачевский : «Буду снимать грустную историю любви» Раньше мы снимали сюжеты на политические темы, так, вконце восьмидесятых шутили над культом личности. Мальчик изобрёл машину времени и слу- чайно вызвал Сталина. Школь- ники, естественно, тут же «Спа- сибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Сталин вынул трубку изо рта и говорит: «Правильно, ребята». Когда по- том Сталин исчез, друзья гово- рят изобретателю — ты бы, ду- рак, ещё Берию вызвал. Сейчас такого нет, пусть о политике дети узнают без нас. — Часто вас просят влия- тельные люди снять в «Ерала- ше» своих детей? — Конечно, часто подходят. Предлагают денег, сколько хо- чешь. Не берём. Мне нужны та- лантливые дети. — А гонорар у юных арти- стов большой? — Хороший. Конкретно его назвать не могу — коммерче- ская тайна. Но «звездную бо- лезнь», зазнайство я пресекаю на корню. С такими расстаемся без сожалений. — По сути, «Ералаш» был первой «Фабрикой звезд»… — Да, а я первым россий- ским продюсером. — Встречи с липецкими детьми вдохновили на какие-то новые сюжеты? —Нет, так быстро это не про- исходит. Хотя встречи очень понравились. Дети были непло- хо подготовленные по «Ерала- шу». Приятно, что пришло много взрослых ребят, лет по четырнадцать-пятнадцать. Хо- роший разговор получился ин- тересный. —Последний раз в Липецке вы были восемь лет назад. Ка- кое впечатление произвел на этот раз город? — Он сильно изменился, по- свежел. Главное — люди здесь хорошие. Чем дальше отъезжа- ешь от Москвы, тем становится теплее. —На «Липецкий выбор» вы привезли свой первый опыт в полнометражном художествен- ном кино — картину «Крыша». Вам стало тесно в рамках юмо- ристического журнала? —Захотелось снять историю в духе нашего старого кино. Я называю его «Анти-Аватаром», у меня объемные лишь сердца и души героев. Это человеческое кино про людей. В принципе, я считал, что это кино взрослое. Но Министерство образования сказало, что его надо показы- вать старшеклассникам, потому что оно против подросткового суицида, зовёт к жизни. Это честное кино, объективное – я нежалеюникогоиничего. Ясам плакал вместе с детьми. Герои- ням по двенадцать лет, там очень много жестких сцен на грани. Кино начинается вроде бы весело, а потом превращает- ся в ужас от того, что происхо- дит в нашей жизни. В класс приходит красивый мальчик, и ближайшие подруги из обыч- ных, внешне нормальных семей грызутся из-за него. Фильм, по большому счету, о том, как не хватает детям внимания взрос- лых. Мы заняты карьерой, личной жизнью и не замечаем, что рядом у наших детей тоже жизнь, с не менее серьезными проблемами. В картине отрица- тельная героиня, директор школы (ее играет Мария Шук- шина) говорит очень важные слова: «Знаете ли вы, с кем ваш ребенок сидит за одной пар- той?». Хотелось, чтобы все мы хоть иногда задумывались над этими простыми вещами. — Критика «Крышу» при- няла довольно прохладно. Фильм прошел почти незаме- ченным и публикой, хотя его и показали в удобное время на Первом канале. Не разочарова- лись ли вы после этого в боль- шом кино? — Нет, почему? Я заканчи- ваю новый сценарий. Это будет совершенно другая история, ни одного ребёнка в кадре, потому что мне периодически говорят, что «Ералаш» стал несмешным. Я буду снимать грустную исто- рию о поздней, может, даже последней любви композитора. Красивая история с очень груст- ным финалом. Продюсер стоит перед вами, а вот денег на фильм пока не нашёл. —А что вы думаете о сегод- няшней ситуации с детским кино? — Она просто трагическая. Детское кино сегодня, по сути, никому не нужно. Юная зри- тельская аудитория становится умнее с каждым годом. Благо- дарямощному информационно- му потоку стираются различия между столицей и провинцией, растут культурные запросы. А прокатчиков интересуют лишь блокбастерынаподобие «Алисы в Стране чудес» и «ГарриПотте- ра» и полнометражная анима- ция. Наши дети растут на гол- ливудских ценностях. Россий- ское кино занимает в репертуаре кинотеатров не больше двадца- ти процентов. Если ситуациюне изменить, то мы получим поте- рянное поколение. — Некоторые продюсеры уверены, что вернуть утрачен- ный интерес подростковой и молодежной аудитории к отече- ственному кино можно с помо- щью эпатажных проектов, та- ких, как сериал «Школа» на Первом. Вы согласны с этим? —«Школа» мне очень не по- нравилась. Этим приёмам уже очень много лет, а в одну реку нельзя входить дважды. Эпатаж и ажиотаж, а что дальше? — В вашей фильмографии, размещенной на официальном сайте «Ералаша», указаны до- кументальные фильме о Луж- кове и Примакове. Отставка московского мэра как-то от- разилась на ваших делах? — Да нет, меня уже давно «отжали» от всяких пиаровсих дел. Когда существовала луж- ковская партия, я много чего сделал там по политической части. Снял много смешных, ироничных роликов для выбо- ров. Например, про Робинзона Крузо с Пятницей, засовываю- щего в бутылку свой голос и отправляющего ее в Москву. Прощуку, исполняющуюжела- ния, которая говорит: «А я тебе зачем? Ступай на выборы». Я много чего сделал в политиче- ской рекламе. Но сейчас там заправляют другие ребята. — Часто бывает, что про- фессиональные шутники и юмористы в реальной жизни довольно грустные люди. Это правило имеет отношение к вам? — Пожалуй, да. Никто не знает, что я на самом деле чело- век грустный. Я пишу очень грустные стихи, рассказы, но при этом сочиняю очень смеш- ные фразы. Вот, например, фраза очень важная: «Главное – не сколько тебе, главное – как тебе». Или: «Мужчина должен быть гладко выбрит, чтобы ра- дость нового дня не оцарапалась об его щетину». А вот еще: «Хо- рошие в жизни были только анализы», хотя это, наверное, тоже звучит грустно… Такой разный, но всегда веселый главный «ералашевец»! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz