Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 26/23654/ 10 ФЕВРАЛЯ 2010 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ | Документы Постановление администрации Липецкой области № 1 от 11.01.2010 г. é· ÛÚ‚Â  ʉÂÌËË Ó·Î‡ÒÚÌÓÈ ˆÂ΂ÓÈ è  Ó„  ‡ÏÏ ˚  ‡ÎËÁ‡ˆËË ‰ÓÔÓÎÌËÚÂÎ¸Ì ˚ı Ï  ÓÔ  Ë fl ÚËÈ, Ì‡Ô  ‡‚ÎÂÌÌ ˚ı ̇ ÒÌËÊÂÌËÂ Ì‡Ô  fl ÊÂÌÌÓÒÚË Ì‡  ˚ ÌÍÂ Ú  Û‰‡ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2010 „Ó‰Û В целях поддержки занятости граждан, не имеющих работы, находящихся под риском увольнения, снижения напряженности на рынке труда и в соответствии с Ус- тавом Липецкой области администрация области постановляет: 1. Утвердить областную целевую Программу реализации дополнительных мероп- риятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году (приложение). 2. Направить областную целевую Программу реализации дополнительных мероп- риятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ é·Î‡ÒÚ̇ fl ˆÂ΂‡ fl Ô  Ó„  ‡Ïχ  ‡ÎËÁ‡ˆËË ‰ÓÔÓÎÌËÚÂÎ¸Ì ˚ı Ï  ÓÔ  Ë fl ÚËÈ, Ì‡Ô  ‡‚ÎÂÌÌ ˚ı ̇ ÒÌËÊÂÌËÂ Ì‡Ô  fl ÊÂÌÌÓÒÚË Ì‡  ˚ ÌÍÂ Ú  Û‰‡ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2010 „Ó‰Û I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году (далее — Программа). Основание для разработки Программы Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Государственный заказчик Программы Администрация Липецкой области. Разработчик Программы Управление труда и занятости Липецкой области. Цель Программы Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предупреждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, а также создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. Задачи Программы 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. 3. Повышение территориальной трудовой мобильности населения Липецкой области. Сроки и этапы реализации Программы 2010 год. На первом этапе реализации Программы (I квартал 2010 года) планируется организовать работу по заключению договоров на организацию временной занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения, общественных работ, стажировки выпускников образовательных учреждений. Организация на предприятиях специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Опережающее обучение граждан, находящихся под угрозой увольнения. Организация взаимодействия органов службы занятости с работодателями по подбору и согласованию кандидатур граждан на вахтовый и сезонный вид работы с применением оперативных технологий. Оказание информационно-консультационных услуг, проведение наглядной агитации (электронная почта, интернет-портал и др.) о возможности участия работодателей и населения в мероприятиях Программы, а также по вопросам предпринимательства и самозанятости. На втором этапе реализации Программы (II— IV квартал 2010 года) планируется направление на временные работы граждан, находящихся под угрозой увольнения и на общественные работы по благоустройству территорий, ремонту зданий и дорог, на весенне-полевые работы в сельском хозяйстве, а также на стажировку выпускников образовательных учреждений. Направление граждан для трудоустройства в другую местность. Трудоустройство инвалидов на специальные рабочие места, созданные в рамках Программы. Перераспределение граждан, прошедших обучение, на рабочие места в соответствии с их новой квалификацией. Предоставление субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела. Исполнители Программы Управление труда и занятости Липецкой области, ОГУ «Городские и районные центры занятости населения». Объемы и источники финансирования Программы Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 155,0 млн. руб., в том числе: — субсидии из федерального бюджета — 147,2 млн. руб.; — средства областного бюджета — 7,8 млн. руб. Объемы финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться, в том числе перераспределяться по мероприятиям Программы в зависимости от востребованности этих направлений у граждан. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Прохождение опережающего обучения — 1000 работников, находящихся под угрозой увольнения; организация временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения и общественных работ — 4429 чел.; стажировка в целях приобретения опыта работы 300 выпускников образовательных учреждений; содействие трудоустройству 100 инвалидов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 1000 безработных граждан; оказание адресной поддержки 10 человек для переезда в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. Показатели эффективности Программы Недопущение в 2010 году роста уровня регистрируемой безработицы выше 1,0% в среднегодовом исчислении, напряженности на рынке труда — 1 чел. на одну заявленную в службу занятости вакансию. Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Управление труда и занятости Липецкой области является уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости. Общий контроль за ходом исполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление труда и занятости Липецкой области представляет: 1) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011, ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; 2) в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 г. №168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев — до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным, отчетные данные за I квартал, I полугодие, 9 месяцев и год в электронном виде и на бумажных носителях: информацию об оценке эффективности реализации Программы, о ходе выполнения Программы и отчет об объемах финансирования Программы. II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА Областная целевая Программа реализации дополнительных мероприятий, на- правленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году (далее — Программа), разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Постанов- лением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предо- ставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Разработка Программы обусловлена необходимостью решения проблем занятости населения области, возникших в условиях последствий экономического кризиса, а так- же для координации усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по поддержке занятости населения, снижению напряженности на рынке труда. В результате своевременной реализации антикризисных мер в экономике области наметился ряд позитивных тенденций. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в январе—сентябре 2009 года сохра- нилась положительная динамика ввода жилья — рост 130%, среднедушевых доходов насе- ления —110,5%, оборота розничной торговли—101,1%, объема бытовых услуг —109%. Начиная с июня, положение в промышленности постепенно стабилизируется — фор- мируется положительная ежемесячная динамика: в июне — 105,2%, июле — 108,5%, августе — 101,3%, сентябре — 102,1%. Металлурги области в 3 квартале 2009 года произвели 2,3 млн. тонн стали, что на 5% больше, чем во 2 квартале. Загрузка сталеплавильных мощностей выросла до 99%. Объемы продаж в 3 квартале превысили почти на 30% уровень предыдущего квартала, а также 3-го квартала 2008 года на 11%. Ожидается, что металлургическое производство в 4 квартале сохранится на уровне 3 квартала, в результате индекс физического объема по области за год составит 95%, а в целом по промышленности — около 94%. Индекс потребительских цен составил 106,5%, что ниже среднероссийского уровня — 108,1%, при этом последние два месяца (август и сентябрь) характеризовались «ну- левой» инфляцией. По ряду критериев города Липецк и Лебедянь относятся к монопрофильным насе- ленным пунктам. Ситуация на рынке труда города Липецка в 2009 году сложилась следующим обра- зом. На конец 2009 года в службе занятости числилось безработными 2808 чел., уровень безработицы — 1,0% (в среднем по области — 1,0%), напряженность на рынке труда 0,8 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластного показателя — 1 чел. За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 6,7 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 2,4 тыс. чел. Ухудшения ситуации на рынке труда города Липецка в 2010 году не ожидается. Одно из основных предприятий города Липецка — ОАО «НЛМК», один из крупнейших производителей электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с поли- мерным покрытием. В 2009 году, несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса, вызвавшего падение спроса и цен на металлопродукцию, благодаря гибкой стратегии продаж, грамотному управлению производственными процессами, в компании удалось сохранить стабильное производство, обеспечить низкую себестоимость продукции, со- хранить профессиональный коллектив. В настоящее время на основной площадке НЛМК работают все пять доменных печей. Загрузка сталеплавильных мощностей выросла до 99%, с максимальной загрузкой ра- ботают мощности по производству проката с полимерным покрытием. Продолжается реализация второго этапа Программы технического перевооружения, в рамках кото- рой ведется строительство доменной печи № 7 и линии нанесения полимерных покры- тий № 3, осуществляется модернизация сталеплавильного производства, реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности производства компании. Международное рейтинговое агентство Moody`s изменило прогноз для корпоратив- ного рейтинга ОАО «НЛМК» с «негативного» на «стабильный». Объемы производства ОАО «НЛМК» за 2009 год составляют: 13 335 тыс. тонн агло- мерата (103,9% к уровню 2008 г.), 2 425 тыс. тонн кокса, 8 476 тыс. тонн чугуна (101%), 8 507 тыс. тонн стали (99,9%), 7 946 тыс. тонн проката (100,1%). Стоимость реализованной продукции, работ, услуг за 2009 год (по предварительным данным) составит 127962 млн. руб., прибыль от реализации —17418 млн. руб. Объем налоговых платежей во все уровни бюджетов за 2009 год (по предваритель- ным данным) составит 7039 млн. руб., в том числе: в федеральный бюджет — 945 млн. руб., областной бюджет — 2961 млн. руб., местные бюджеты — 1592 млн. руб., внебюд- жетные фонды — 1541 млн. руб. В 4 квартале 2008 г. на предприятии был введен режим неполного рабочего времени. В целях сохранения трудового коллектива и непроведения процедур по сокращению персонала на ОАО «НЛМК» было принято решение о предложении работникам уволь- нений в связи с выходом на пенсию, которым воспользовались около 1,2 тыс. человек. Проведено опережающее обучение свыше 1 тыс. человек по новым специальностям. В результате данных мероприятий удалось сохранить квалифицированные кадры и, кроме того, зарезервировать для выпускников базовых учебных заведений на 2009 год до 500 рабочих мест. Среднесписочная численность персонала ОАО «НЛМК» в 2009 году составила 31666 чел. (92,5% к уровню 2008 г.), средняя заработная плата — 26690 руб. (102,5%). Доля производства ОАО «НЛМК» в объеме промышленного производства по г. Ли- пецку составляет 64%, доля работающих на ОАО «НЛМК» в экономически активном на- селении г. Липецка — 11,7%. В течение 2009 года в г. Липецке создано 2060 новых рабочих мест, из которых 1060 мест, или 51%— в сфере малого бизнеса. Ситуация на рынке труда г. Лебедяни: на конец 2009 года в службе занятости числи- лось безработными — 137 чел., уровень безработицы — 0,7%, напряженность на рынке труда 0,4 чел. на одну вакансию, что ниже среднеобластных показателей. За 2009 год при содействии органов службы занятости на постоянную и временные работы трудоустроено 3,4 тыс. чел. Кроме того, в рамках антикризисной программы приняли участие 1,1 тыс. чел. Ухудшения ситуации на рынке труда города Лебедяни в 2010 году не ожидается. Одно из основных предприятий города Лебедяни — ОАО «Лебедянский», высокотех- нологичное, стабильно функционирующее предприятие, входит в четверку доминирую- щих на соковом рынке компаний. Основным направлением деятельности является про- изводство соков и сокосодержащих напитков. В период с 2003 по 2008 год общий объем производимой соковой продукции возрос практически в три раза. Его доля в объеме промышленного производства района составляет 87,4%, в объ- еме поступлений налогов и сборов — 34%. На заводе работает более 3 тыс. человек, что составляет 26% от экономически активного населения города. В текущем году производство плодоовощных консервов на ОАО «Лебедянский» составило 2100 млн. руб., на что оказало влияние смещение потребительского спроса населения в сторону продуктов питания первой необходимости в результате финансово- го кризиса. Объем отгруженной продукции, работ услуг за 2009 год составил 21251 млн. руб. По итогам 11 месяцев 2009 года прибыль предприятия составила 367 млн. руб. Основная часть прибыли направлена на расширение и модернизацию производства (строительство склада-автомата для хранения готовой продукции, реконструкция цеха и городских очистных сооружений), на что в 2009 году привлечено около 2 млрд. руб. инвестиций. За 2009 г. в бюджеты всех уровней предприятием было перечислено 742 млн. руб. (63%). В результате оптимизации производства в 2009 году численность персонала сокра- тилась на 18%, заработная плата возросла на 11% и превысила 18 тыс. руб./чел., что в 1,3 раза превышает среднеобластной уровень. В 2009 году было выпущено 60 новых наименований продукции. Для дальнейшего укрепления своих позиций и увеличения рыночной доли в каждом сегменте рынка ОАО «Лебедянский» планирует расширять продуктовую линейку, раз- вивать инновационный подход к производству и продвижению продукции, проводить активные маркетинговые мероприятия, расширять производственные мощности. В течение 2009 года в г. Лебедяни введено 553 новых рабочих места, из них 299 мест, или 54%— в малом бизнесе. В настоящее время в ОЭЗ «Липецк» число резидентов достигло 17, с общим объемом инвестиций 52,3 млрд. руб. На двух действующих предприятиях зоны в 2009 году произ- ведено продукции на сумму около 700 млн. руб., объем налоговых отчислений составил 50 млн. руб. До конца года количество резидентов увеличится до 19, объем заявленных инвестиций — до 56,8 млрд. руб., будет создано 1,5 тыс. рабочих мест. В особых экономических зонах промышленно-производственного типа регионально- го уровня зарегистрировано 9 участников с общим объемом инвестиций 16,4 млрд. руб., будет создано 1,5 тыс. рабочих мест. Планируется дальнейшее развитие кластера белой техники (12 предприятий, 6,5 тыс. работающих) с доведением доли локализации производства комплектующих до 81%. Также планируется производство автокомпонентов, которое становится перспек- тивным направлением в рамках размещения автосборочных производств на территории РФ с условием дальнейшей локализации производства комплектующих на территории РФ (5 предприятий — 1340 чел.). За 9 месяцев 2009 года инвестиции в основной капитал составили 50 млрд. руб., или 92% к соответствующему периоду прошлого года. Иностранные инвестиции, по оценке, составили более 268 млрд. долл. США. Без учета привлеченного в черную металлургию синдицированного кредита в предыдущем году темп роста составил 158% к аналогично- му периоду 2008 года. Особое значение в 2009 году имеет эффективная реализация антикризисных мер как на федеральном, так и на региональном уровне. На региональном уровне антикризисным Советом области утвержден перечень предприятий регионального значения, включающий 36 предприятий, по которым еже- месячно проводится мониторинг, 5 из них предоставлено право на господдержку в виде государственных гарантий по кредитным договорам на сумму 415 млн. руб. и объектов залогового фонда на сумму 565 млн. рублей. В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении заводу «Свободный сокол» государственной поддержки из федерального бюджета в виде государственных гарантий в сумме 1,6 млрд. руб. для обеспечения кредита, привлекаемого в целях рест- руктуризации кредитного портфеля компании. Антикризисные меры позволили сельскому хозяйству сохранить положительную ди- намику роста — 100,1% . За 9 месяцев 2009 года государственная поддержка агропромышленного комплекса области сохранена по всем направлениям и составила 2,0 млрд. руб., в том числе из фе- дерального бюджета — 1,5 млрд. руб., из областного — 0,5 млрд. руб. В рамках четырехстороннего Соглашения в Хлевенском районе осуществлен пуск молокоперерабатывающего завода мощностью 9 тыс. тонн цельномолочной продукции в год и мясоперерабатывающего комплекса на базе ООО «Албиф». К 2012 году в области будет создано 60 таких ферм. Для области приоритетным является завершение строи- тельства и реконструкция 19 животноводческих комплексов и ферм. Продолжится государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе. В 2009 году она составила около 30 млн. руб. Сегодня основным резервом развития экономики региона является предпринима- тельство, развитие которого в значительной степени обеспечивает созданная в области реальная система государственной поддержки. В 2009 году объемы финансирования областной Программы развития малого и сред- него предпринимательства из бюджетов всех уровней увеличены в 11 раз и составляют 369 млн. руб. Предусмотрены новые направления господдержки — компенсация затрат по энергосбережению, сертификация менеджмента качества и подготовка кадров. За 9 месяцев 2009 года в рамках поддержки малого и среднего предпринимательс- тва использовано около 141 млн. руб. (в том числе 10 млн. руб. — федеральный бюджет): выдано 133 микрозайма из областного Фонда поддержки малого и среднего предприни- мательства, предоставлено 166 субсидий молодым предпринимателям на открытие собственного дела, возмещена процентная ставка по 27 инвестиционным проектам. Продолжена деятельность областного Фонда поддержки малого и среднего пред- принимательства. Субъектам малого и среднего бизнеса выдано 129 микрозаймов на сумму около 84 млн. руб. Во всех городах и районах области утверждены муниципальные Программы разви- тия малого и среднего предпринимательства. В условиях ограниченности доступа хозяйствующих субъектов к кредитным ресур- сам банков действенным инструментом являются муниципальные залоговые фонды, которые сегодня сформированы во всех муниципалитетах в сумме около 1 млрд. руб. Принято решений и уже выдано залоговых обеспечений на 217 млн. руб., что позволило привлечь в экономику почти 140 млн. руб. финансовых ресурсов. Исходя из динамики показателей, рост среднедушевых денежных доходов населе- ния в 2009 году составит 110% (13527 руб.), реальные располагаемые денежные доходы снизятся на 2%. В результате принятых антикризисных мер задолженность по выплате заработной платы по сравнению с началом года снизилась в 2,8 раза и на 1 октября 2009 г. соста- вила 13,3 млн. руб., количество предприятий, имеющих просроченную задолженность, сократилось на 15. Значительный объем задолженности — более 56% (7,5 млн. руб.), приходится на агропромышленный комплекс. В области принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. Для выезда на предприятия, при возникновении сложной ситуации, создана группа оперативного реагирования, в которую входят специ- алисты Управления труда и занятости Липецкой области и Государственной инспекции труда в Липецкой области. Действует рабочая группа по выработке мер для сдерживания роста безработицы и соблюдения трудового законодательства в сфере оплаты труда под руководством за- местителя главы администрации области. В целях упреждения нарушений законодательства при проведении увольнений ра- ботников, повышения уровня информированности получателей государственных услуг, в том числе высвобождаемых работников, во всех центрах занятости населения организо- ваны консультационные пункты по вопросам трудового законодательства и содействия трудоустройству, телефоны «горячей линии». В результате принятых этих и других мер на рынке труда области также наметились положительные тенденции. Численность занятых в экономике области в среднем в ав- густе—сентябре 2009 года по данным выборочного обследования населения по пробле- мам занятости составила 602,3 тыс. чел., что на 10% больше чем в среднем за 2008 год — 546,1 тыс. чел. Пик безработицы в регионе пришелся на середину апреля 2009 года, а начиная с мая численность безработных постепенно снижалась и к середине декабря составила 6,1 тыс. чел., что почти на 40% меньше показателей апреля. Увеличилось количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы за- нятости, с 2,9 тыс. вакансий на начало года до 7 тыс. в декабре 2009 года, что позволило почти в 3 раза снизить напряженность на рынке труда (1,0 незанятых граждан на одну заявленную вакансию). Но, несмотря на позитивное развитие событий, имеется и ряд проблем. За 9 месяцев объем промышленного производства сократился к соответствующему периоду прошлого года на 22,8%. Снижение производства сохраняется практически по всем видам экономической деятельности. Это влияет на загрузку персонала на предприятиях области и, соответственно, на число обращений в службу занятости. В 2009 году с крупных и средних предприятий уволено по различным причинам 59,6 тыс. чел., из них 45,7 тыс. чел. (76,7%) — уволены по собственному желанию, 5,0 тыс. чел. (8,4%) — в связи с сокращением численности работников, принято 49,7 тыс. чел., в том числе на новые рабочие места принято — 4,0 тыс. чел. С октября 2008 года активизировались процессы увольнения граждан в связи с лик- видацией организации, либо сокращением численности или штата. Эти процессы про- должились и в 2009 году. Всего в органы службы занятости в январе-декабре 2009 года подано списков на высвобождение 9,7 тыс. чел., что почти в 2 раза больше чем за тот же период 2008 года. По прогнозной оценке, в 2010 году будет высвобождено около 9 тысяч человек. Большинство работодателей воздерживаются от массовых высвобождений работни- ков и принимают меры по сохранению трудовых коллективов. Среди таких мер — пере- вод работников в режим неполного рабочего времени. Численность работающих в режиме неполного рабочего времени на крупных и сред- них предприятиях области, по оценке, в 2010 году может составить около 5 тыс. чел. Анализ ситуации с занятостью населения показал, что в 2010 году останется значи- тельной численность граждан, уволенных с предприятий области по различным причи- нам, а также не полностью занятых на основной работе, что потребует дополнительных мер по содействию их занятости, одной из которых является организация временных работ. Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращается более 50 тыс. чел., из них более 80% — ежегодно трудоустраиваются при содействии службы занятости. В 2010 году, несмотря на некоторое улучшение ситуации, ожидается рост обраще- ний граждан в службу занятости. По прогнозной оценке, численность ищущих работу граждан составит около 50 тыс. чел. Наиболее острой проблемой является обеспечение занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения или потерявших работу, а также лиц, особо нуждающихся в со- циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Наблюдается тенденция роста обращений в службу занятости инвалидов. Около 2 тысяч граждан этой категории в среднем за год обращаются в органы службы занятос- ти населения по вопросам поиска работы или за консультацией. Трудоустройство этой категории граждан затруднено по причине отсутствия необходимых вакантных рабочих мест, особенно с сокращенным рабочим днем или неделей, а также с созданием спе- циальных условий труда, а также несбалансированностью между имеющейся рабочей силой среди инвалидов и потребностью работодателей, невысокой мобильностью инвалидов. Как правило, рабочие места, предоставляемые работодателями для трудо- устройства инвалидов, — для неквалифицированного труда, с невысокой оплатой. По состоянию на 01.10.2009 года численность инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 930 чел. Участие инвалидов в антикризисной программе поможет решить ряд проблем, воз- никающих при их трудоустройстве. Трудоустройство выпускников также осложнено последствиями экономического кризиса. В 2009 году увеличилось число обращений в службу занятости граждан данной категории на 20% и составило 1,6 тыс. чел., из них содействие различного характера получили 1,3 тыс. чел., в том числе 0,3 тыс. чел. прошли стажировку в рамках антикри- зисной программы. Для расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных об- разовательных учреждений области, а также в целях приобретения ими опыта работы в Программе предусмотрена стажировка выпускников образовательных учреждений. Это позволит смягчить социально-психологические последствия безработицы, обеспечить предоставление социальной поддержки в виде временного заработка на оплачиваемых временных работах, а также создать условия для приобщения к трудовой деятельности молодежи, впервые ищущей работу. Для недопущения в 2010 году роста численности безработных граждан необходимо принятие дополнительных мер, в том числе в рамках настоящей Программы. По прогнозной оценке, ситуация на рынке труда в 2010 году будет складываться сле- дующим образом: продолжатся процессы увольнения граждан в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата, в связи с чем около 10 тыс. чел. находятся под риском потери работы; увеличится численность работающих в режиме неполного рабочего времени до 5 тыс. чел.; число свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях области в начале года сократится, что значительно увеличит напряженность на рынке труда региона; количество обращений граждан в службу занятости возрастет и составит около 70 тыс. чел., а их трудоустройство осложнено снижением свободных рабочих мест; в 2010 году статус безработного будут иметь 25 тыс. чел. По прогнозной оценке, численность зарегистрированных безработных в 2010 году в среднемесячном исчислении составит около 7 тыс. чел., а уровень безработицы — 1,0%. Для недопущения ухудшения сложившейся ситуации на рынке труда необходимо ре- шать программными методами ключевые проблемы в сфере занятости во взаимодейс- твии и согласованности действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, работодателей и др. Расчет баланса рабочих мест приведен в приложении 1. Для недопущения напряженности на рынке труда, обеспечения занятости населения в 2010 году необходимо не менее 7 тыс. рабочих мест для трудоустройства безработных, ищущих работу граждан, а также работников, которые могут потерять работу. В области для сохранения рабочих мест и создания новых рабочих мест на 2010 год предусмотрено следующее. Будет продолжена реализация мероприятий областной целевой «Программы раз- вития малого и среднего предпринимательства в 2009—2012 гг.» и в 2010 году, в рамках которой будет выделена приоритетная целевая группа учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) — получателей субсидий — зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой увольнения. Планируется привлечь для участия в данном мероприятии поддержки безработных, зарегистрированных в цен- трах занятости и получивших субсидию для начала собственного дела. Планируется, что стоимость субсидии не будет превышать 0,3 млн. руб. на одного получателя субсидии. В итоге безработный, объединив средства фонда занятости, муниципалитета и по Про- грамме поддержки малого предпринимательства, сможет открыть свое дело. Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в 2009 году снижена на 21,6 % (с 12,6 тыс. чело- век до 9,9 тыс. человек) квота на привлечение иностранных работников, а на 2010 год снижена до 6,5 тыс. чел., в том числе на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, в целях осуществления трудовой деятельности — 870 приглашений и 5639 разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, предуп- реждению роста безработицы и напряженности на рынке труда Липецкой области, а также создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обес- печивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. Для реализации поставленной цели необходимо выполнение ряда задач: Задача 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Для решения этой задачи предусмотрены следующие мероприятия. Организация временного трудоустройства работников организаций в случае про- стоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее — в случае угрозы увольнения) и общественных работ, что позволит не допустить увольнения работников. Организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приоб- ретения опыта работы. Содействие трудоустройству инвалидов, что позволит расширить возможности для трудоустройства данной категории граждан. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости среди безра- ботных граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на создание собственного дела безработными гражданами по следующим видам деятельности, определенным как приоритетные: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, промышленных товаров, строительных материалов и конструкций; оказание услуг: жилищно-коммунальных, бытовых, медицинских, общественного пи- тания, физической культуры и спорта; транспортная деятельность; торговая деятельность в сельских населенных пунктах; заготовительная деятельность; оказание услуг в системе дошкольного воспитания. Кроме того, будут развиваться малые формы хозяйствования в сельскохозяйствен- ном производстве. Перечень организаций, в которых планируется организация временного трудоуст- ройства работников организаций в случае простоя, введения режима неполного рабоче- го времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников, представлен в приложении 2 к Программе. Перечень организаций, в которых предусмотрена организация стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений представлен в приложении 3 к Программе. Перечень организаций, в которых планируется создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, представлен в приложении 4 к Программе. Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпри- нимательства и самозанятости по муниципальным образованиям области приведена в приложении 5 к Программе и установлена с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников в связи с ликвидацией или сокращением численности работ- ников и др. Задача 2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находя- щихся под угрозой увольнения. В связи с риском высвобождения работников (в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению ра- ботников) для расширения возможности их трудоустройства планируется организация опережающего профессионального обучения по профессиям, которые позволят трудо- устроиться работникам внутри предприятия на свободные рабочие места или повысить их конкурентоспособность на рынке труда в случае высвобождения. Предприятия и организации области заявили потребность в организации опережаю- щего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, — 1000 человек. Продолжение на 6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz