Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 22-23/23650-23651/ 5 ФЕВРАЛЯ 2010 7 Роман Черешнев Что делать, если ты попал в чрезвычайную ситуа- цию? Если сломался дверной замок? Если ты попал в ДТП? Почему не стоит ставить задвижки на двери? Почему твой дом вряд ли защитит «краб»? Ответы на эти вопросы нам помогли найти липец- кие спасатели. Не лает, не кусает, а в дом не пускает... — «Крабами» называ- ются модные китайские двери. Они закрываются четырьмя металлическими штырями, блокирующими дверь в проеме, — объяс- няет начальник аварийно- спасательного отряда управ- ленияпо деламгражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Липецка Александр Антонов. — Од- нако безопасность жилья они не обеспечивают. Пре- ступник эту дверь вскроет консервнымножом за мину- ту, поскольку она делается из очень уж тонких листов металла. Зато, чтобы такую дверь вскрыть, не повредив, — об этом нас часто просят жильцы, когда не отпира- ется замок, — приходится повозиться часа полтора. Кстати, спасателей вы- ЕСТЬ ТАКАЯ СЛУЖБА | Советы профессионального спасателя О замках, лопатах и опасных колодцах зывают нередко именно для того, чтобы открыть дверь. Обычно подводит замок. Нередки случаи, когда в квартире оказываются по- жилые люди, которые не в силах подойти к дверям. Весьма усложняют решение проблемы задвижки. Чтобы справиться с ними, нужно время. А если его нет? Допу- стим, с человеком случился инсульт, ему срочно нужна помощь, а дверь — на за- движке? Без нее спасатели все сделали бы за двадцать секунд. Задвижку они сре- зают отрезной машинкой довольно долго. Отдельное замечание: те, ктообращаетсякспасателям по поводу дверей, должны быть в квартире прописаны. Только когда у людей на руках есть документальное подтверждение этого, спа- сатели имеют право взяться за свои инструменты. Ина- че — только в присутствии милиции. А лучше всего — не до- водить до необходимости прибегать к помощи спа- сателей. Барахлит замок — немедленно поменяйте. Не забывайте его регулярно смазывать. Не ставьте за- движки на входные двери. Оставляйте дубликатыклю- чей родным. Колечко на пальце, горшок на голове — Какие еще неприят- ности происходят с нашими земляками? — продолжает Александр Антонов. — Они почему-то любят приме- рять... чужие украшения. А зря. Сколько надетых на пальцы и ни в какую не снимающихся колец мы вынужденыбыли разрезать! Случается и по-другому. Человек ушиб палец или его укусило насекомое. Палец начал опухать, а на нем — кольцо, которое нужно немедленно снять. Не по- лучилось — вызывайте спа- сателей. Не рассчитывайте, что завтра будет лучше, что отек спадет. Поверьте наше- му опыту—лучше не будет. Что еще?Нашишустрые ребятишки обожают экспе- рименты. Скажем, надеть на голову горшок. Наденут — а он потом не снимается. Они же могут подавиться игрушкой. Или просунуть пальчик, а то и всю руку в вырезы букв из пластмассо- вой азбуки. Советы: всегда читайте на коробке, ребенку како- го возраста предназначена игрушка. Повниматель- нее следите за малышами. Не оставляйте игрушки на полу. Босиком спастись легче — Типичная ситуация, из которой нам приходится вызволять людей, — ДТП. Конечно, чтобы избежать беды, надо соблюдать прави- ла движения. Но, допустим, вы оказались свидетелями аварии, находились побли- зости. Если у вас есть воз- можность, то обесточьте автомобиль, пострадавший в ДТП, сняв клеммы с акку- мулятора. Этим вы умень- шите риск его возгорания. Когда пассажир, а чаще водитель после аварии за- стрял в кабине, не может встать с сиденья, ему надо попробовать разуться, рас- шнуровать ботинки. Прак- тика показывает: иногда после этого человек может выбраться из салона само- стоятельно. Далее. Вызывая спаса- телей по телефону, точно указывайте место аварии. Есть возможность — идите им навстречу. О братьях наших меньших Теперь о животных. И домашние, и бродячие соба- ки то и дело проваливаются в канализационные колод- цы, строительные траншеи. Телята, лошади и козы — в подвалы, это характер- но для частного сектора. Дикие животные порою забегают в город (часто та- кое наблюдается в поселке тракторостроителей), осо- бенно после 15 октября, то есть с началом охотничьего сезона. Спасателям дово- дилось вызволять косуль, молодых оленей, лосей, ко- торые забрели в городские скверы. Лет сорок назад был случай, когда крупный лось пришел на танцпло- щадку в Комсомольский парк, сегодня именуемый Быхановым садом. Так лося там буквально затравили, закидали бутылками, кам- нями. И убили. Тогда об этом писали газеты. С дикими животными надо быть очень осторож- ными. Не следует их кор- мить с рук, ни в коем случае не надо пытаться испугать их, прогнать, швыряя кам- ни. Погребенные заживо — Конечно, вполне объ- яснимо желание человека сэкономить, — говорит да- лее Александр Антонов. — —Но делать это надо с умом, не рискуя. Вот, допустим, владельцы частных домов иногда самостоятельно роют траншею под водопровод. Метра два глубины. Землю сыплют на самый край. И она обрушивается на голо- вы копателей, буквально погребая их заживо. И тут мы им уже не поможем. Использовать экскаватор спасателям нельзя — ковш человека надвое разрежет. Значит, в ход идут просто лопаты. А это долгое дело. Засыпанные землей скорее всего погибнут, пока до них доберутся. Когда не надо вызывать спасателей — Когда вопрос касает- ся ЖКХ, когда протекает кран, бачок унитаза, рако- вина. Тут спасатели вас не выручат. Лучше обратиться в аварийно-диспетчерскую службу по телефону 073. Вам надо срочно снять кошку с дерева? Вам жалко животное? Оставьте для него еду на земле и уйдите. Если внизу никого не будет, кошка, поверьте, прекрасно слезет вниз сама. Для вызова спасателей управления по делам граж- данской обороны и чрезвы- чайных ситуаций Липецка круглосуточно работают телефоны: 28-80-80, 28-70- 00. Елена Бредис Казалось бы, в любую эпоху (и наша не может быть исключением) кощун- ство, святотатство, цинизм осуждались. Казалось бы, никто и сегодня не отменял нравственного закона, который, по Канту, должен быть в душе у каждого человека. Но порою кажется, что великий философ ошибался. Нравственный закон нынче начинают толковать очень уж по-разному. Моепоколение, не говоря уже о старшем, чье детство пришлось на трагические годы Великой Отечествен- ной войны, росло с глубокой убежденностью: итоги той войны и роль нашей страны в ней не подлежат пере- смотрам и ревизиям. Не- возможно себе представить, чтобыкому-то тридцать или сорок лет назад пришло в голову сказать, что жертвы советского народа были на- прасны, что не подвиг сол- дат, не талант полководцев, а всего лишь количествен- ный перевес в «пушечном мясе» обусловил Великую Победу. Но это тогда. А се- годня некоторым ученым, писателям, общественным деятелям не дают покоя лавры Герострата. Желая хоть как-то привлечь к себе внимание, поразить «не- стандартностью» трактовок, они готовы перечеркнуть прошлое своего народа и своей страны. У людей зрелых, со сло- жившимисявзглядамиими- ровоззрением, есть, однако, стойкий иммунитет против таких экспериментов с род- нойисторией. Ну, противно, ну, в голове не укладывает- ся.Хочетсябрезгливоотмах- нуться от фальсификаторов и поскорее забыть о них. Но что будет с детьми, в головы и души которых могут по- пасть плевелы этих «ориги- нальных трактовок»? В си- лах ли они разобраться, что к чему? Как им помочь, как оградить их от лжи? Об этом я побеседовала с учителем истории липецкой школы № 41 Любовью ЛАРЬКО- ВОЙ. — История, безусловно, наука очень субъективная. Казалось бы, есть неопро- вержимые факты, но, так ДИАЛОГ С ИСТОРИКОМ | Уроки войны , уроки Победы У памяти свои права сказать, мораль, выводы из нихизвлекаютразличные,да иотбираютихвесьма тенден- циозно. Более того, история — наука очень несвобод- ная. Она всегда была и будет при власти, это ни для кого не секрет. Потому именно власть должна предпринять —и предпринимает— меры против попыток искажения историиВеликойОтечествен- ной войны. Сейчас в школе преподается официальная историография. — Но что такое офици- альная трактовка? Она ведь тоже меняется. — Конечно. Но какие-то положения остаются не- зыблемыми. Нет весомых поводов подвергать сомне- нию роль Советского Союза в победе над фашизмом, героизм нашего народа. Но нельзя и замалчивать те моменты, которые прежде утаивались. У современных детей огромный доступ к информации, ибудет лучше, если на неудобные, неодно- значные вопросыответит им учитель, которыйпостарает- ся дать взвешенную оценку происходившему. В 2001 году вышел учеб- ник отечественной истории XX века Долуцкого. Тогда он был рекомендован пе- дагогам Министерством образования РФ. А сейчас, напротив, учить по нему нельзя. И это не случайно. В нем много интересных фак- тов, документов, но в целом он очень спорный и очень оценочный. Пользоваться только им действительно не стоит. Что лично меня в этих учебниках не устраи- вает, настораживает? Ну, вот, к примеру, Долуцкий аккуратно, но настойчиво подводит нас к мысли о том, что в победе СССР огромную роль сыграли размеры на- шей страны и ее непростые природно-климатические условия, исподволь прини- жая тем самым значимость всенародной стойкости и мужества. — Вы сами говорите о субъективности историче- ской науки. Как же тогда строить работу с детьми? — Мы много работаем с документами, в нашем арсенале есть прекрасные хрестоматии. Я учу под- ростков анализировать их, обдумывать информацию и делать основательные вы- воды. Как-то моя коллега подготовила любопытный урок. Все знают, что были случаи, когда в Прибалтике немцев встречали с хлебом- солью. Как это оценивать? Выходит, что советские войска действительно были там оккупантами? Так вот, учительница условилась с несколькими ребятами, что онибудут отстаиватьименно эту точку зрения. На уроке развернулась азартная дис- куссия! И что же? Класс- таки сумел убедительно и аргументированно доказать, что такойвзгляд на вещине- верен, тенденциозен. Имен- но так, по-моему, и форми- руется мировоззрение, а по- лученные на уроках знания становятся собственными убеждениями. — Скажите, а вообще современным подросткам интересна история? — Все зависит от учите- ля. Поверьте, у нас очень хорошие дети, их ни в коем случае нельзя назвать по- терянным поколением. Я обязательно нахожу время, чтобы показать им на за- нятиях отрывки из фильма «Обыкновенный фашизм», сопровождая показ песней Розенбаума «А может, не было войны?». И они смо- трят сквозь слезы, я не пре- увеличиваю. Когда мы всем классом посмотрели другой фильм — «Мы из будуще- го», они были потрясены. Это современный фильм об их ровесниках и современ- никах, которые фантасти- ческим образом попадают в эпоху Великой Отечествен- ной. Моим ученикам такие персонажи, разумеется, ближе, чем герои некоторых слишком идеологизирован- ных советских фильмов о войне. Так вот, вфинальных кадрах, вернувшись в наше время, подросток-скинхед начинает камнем сдирать у себя с плеча татуировку сва- стики, и ребята понимают: чтобы по-настоящему про- чувствовать трагедию, через нее надо пройти. И после этого на многое начинают смотреть иначе. Допустим, вчитываясь в приказы нашего коман- дования о расстреле всех, кто будет отступать, ребята сперва реагируют остро, возмущенно, негодующе. Но начинаешь объяснять, что несколько слабовольных людеймогли посеять страш- ную панику, ценой этой па- ники могла бы стать потеря того же Сталинграда. И они соглашаются: та страшная мера была необходима. Не надо бояться быть честным с детьми. Просто необходимо давать им не разрозненные, раздерган- ные эпизоды и цифры, а целостную картину. —Сегодня есть попытки отделить победу советского народа в Отечественной войне от личности Сталина. Иными словами, за Ста- линым оставляют только негативную роль в истории страны. Каков вашподход к этому на уроках? — Я не сторонница ста- линизма. Но роль Сталина в победе над гитлеровской Германией бесспорна. И во- обще, роль одной и той же личности в разных ситуа- циях приходится оценивать по-разному. Здесь не может быть только черного или только белого цвета. Это все равно, что признаватьСовет- скийСоюзвеликойдержавой и начисто отрицать какую- либо положительную роль в становлении государства большевиков.Воимяистины ребятам надо рассказывать не только о насильственной коллективизации и расстре- лах без суда и следствия, но и о полной ликвидации безграмотности, беспризор- ничества, о мощном эконо- мическом рывке. Ни одно уважающее себя цивилизо- ванное государство память минувших эпох не разруша- ет, не корежит. — Есть еще один ориги- нальныйвзгляднаисторию: самую большую победу во Второймировой войне одер- жали... Соединенные Шта- ты. Они в наибольшей сте- пени добились своих целей при наименьших жертвах. — Ну, тут уже не исто- рия, тут математика. Да- вайте вырвем из контекста мировой истории показате- ли одной страны и на этом основании сделаем выводы. Это цинично. Есть неоспори- мые вещи. Икогда я расска- зываю ребятам, как наши девчонки, стоя по грудь в ледяной воде, держали понтоны при форсировании Днепра, они не только раци- онально, но и эмоционально постигают. Победу у нас ни- кто не может отнять, ибо она принадлежит всему народу. — Я знаю, что каждое лето вы с ребятами выез- жаете на археологические раскопки. Это как-то связа- но с боевыми действиями на территории нашей области? — Нет, поисковой рабо- той занимается клуб «Не- унываки», а мы – чистой археологией. Но у нас есть традиция. Вечером 21-го июня мы все садимся возле костра и поем песни воен- ных лет, читаем стихи. Вы не представляете, сколько ребята знают песен о войне! Причем со словами, от на- чала до конца —и «Землян- ку», и«Темнуюночь». Отбой устраиваем пораньше, а на другой день в четыре утра — «тихий подъем». То есть никого специальноне будим, а просто идем мимо палаток итихонько окликаем.Потом у нас факельное шествие к реке, там мы спускаем на воду венки со свечами. На раскопки приезжают дети и из детских домов, и из богатых семей. Но ни разу я ни от кого не услышала: «А на фига мне это надо?» Наоборот, бывают страшные обиды, если кто-то сам не сумел так рано проснуться, а его никто не разбудил. Я категорически не со- гласна, что сейчас у нас равнодушная молодежь. Подрастают замечатель- ные ребята. И вообще дети становятся потерянным поколением лишь в том случае, если их теряем мы, взрослые. ФОТО РОМАНА ЧЕРЕШНЕВА Вячеслав Искорнев Принуждать к исполнению всевозможных решений суда и административных комиссий сегодня прихо- дится все чаще. Об этом особо говорилось на колле- гии управления Федераль- ной службы судебных приставов по Липецкой области. Подводя итогиминувше- го года, ее участники отме- чали: количество исполни- ИТОГИ | Судебные приставы обсуждают и анализируют Как заставить уважать Фемиду тельных производств воз- росло на семь процентов. То есть все больше должников не хочет добровольно рас- плачиваться по счетам. По- этому дел у приставов при- бывает. С неплательщиков в отчетном периоде взыскано свыше 2 миллиардов рублей (год назад — лишь около миллиарда). Не случайно глава адми- нистрации области Олег Королев и председатель об- ластного Совета депутатов Павел Путилин передали приставам благодарность. Заместитель директора ФССП России Владимир Мулов, перед коллегией встретившийся с губернато- ром, сообщил, что руководи- тель региона весьма высоко оценил взаимодействие ор- ганов власти с этой службой. Заместитель председателя облсовета депутатов Алек- сандр Никонов, начальник управления административ- ных органов области Вита- лийШикин, участвовавшие в обсуждении, также разде- ляют эту точку зрения. Конечно, нагрузка у на- ших приставов велика. Но все познается в сравнении. ВладимирМулов напомнил, что в иных регионах она за- частую выше. В Липецкой области—в среднем тысяча дел на одного сотрудника в год, в Башкирии, Перми — около трех тысяч. Но сейчас, тем не менее, принимаются меры, чтобы и зме ни т ь п о л оже ни е . Финансово-экономический кризис заставил сократить штат самых разных струк- тур. Но в службе судебных приставов в следующемгоду количество сотрудников по стране вырастет на 20 тысяч человек. Это не случайно. Надо эффективно останав- ливать произвол, неподчи- нение закону, что во многом зависит от приставов. ВладимирМулов, в част- ности, упомянул о москов- ской ситуации, когда со- стоятельные граждане в об- ход закона возвели особняки на участках, где такое стро- ительствоихне допускается. А выполнению судебных решенийо сносе противятся, приставампросто угрожают. Но те не дрогнули, выполняя свой долг. Так, подчеркнул Владимир Мулов, надо дей- ствовать повсеместно. Работать будет еще труд- нее, однако это не оправды- вает просчетов. А они, безу- словно, есть и у липчан. На коллегии констатировали: из 29 плановых показателей по трем задания не выполне- ны. Об этом говорили руко- водитель управления Феде- ральной службы судебных приставов России по Липец- кой области Юрий Востри- ков, его заместители. Но более подробный «разбор полетов» состоялся во вто- рой части совещания, уже без прессы. А журналистам Влади- мир Мулов сказал следую- щее: — Ругать приставов- исполнителей сегодня слож- но. Нагрузка у них сумас- шедшая. С шести утра до десяти вечера на работе. Но подобные совещания прово- дятся не для того, чтобы кого-то хвалить. В сегод- няшней ситуации нужны взыскательность, принци- пиальность. Серьезных про- валов у липецкой службы судебных приставов нет. Но претензии к ней имеются. Они вполне устранимые. В частности, есть претензии к отчетности, статистике. Другая болевая точка — эф- фективность реализации арестованного имущества. Решение этой проблемы за- висит от взаимодействия приставов со службой Рос- имущества. И я уверен, что строгий принципиальный разговор на этот счет пойдет на пользу дела. Наталья Васильева Так называется новая книга писателя и журнали- ста Леонида Винникова, презентация которой состоялась в областной универсальной научной библиотеке. Она — часть давно за- думанного автором цикла произведений о войне. Не с ко л ькими г о д а - ми раньше увидела свет пронзительно-трогательная книга старейшины журна- листского цеха “Мальчик в полотняной рубахе”, удо- стоенная премии имени И. Бунина. Лихая военная година показана глазами ребенка, невольного и само- го впечатлительного сви- детеля подвига советского народа. “Женщина в плюшевом жакете” — о матерях маль- чиков в полотняных руба- хах. О наших соотечествен- ницах, в тылу ковавших великую Победу. Волею су- деб им пришлось заменить ушедших на войну мужчин. КНИЖНАЯ ПОЛКА | Новая работа липецкого журналиста «Женщина в плюшевом жакете» И они работали день и ночь, обеспечивая фронт всем необходимым. При этом не забывали свою главную миссию, щедро даря детям материнское тепло и заботу. Как удавалось им в са- мых жестоких условиях со- хранить женское обаяние, доброту и человечность? Как искали и выхажива- ли они своих раненых му- жей? Что чувствовали, чем жили? Рассказы новой кни- ги — об этом. Но не только. Наверняка заинтересуют читателя и статьи об исто- рии липецкой журнали- стики, Союза журналистов Липецкой области. Автор — свидетель первых лет работы областной газеты “Ленинское знамя”, лично знавший журналистов, сто- явших у ее истоков. Как и их многочисленных гостей. Композитор Тихон Хрен- ников, космонавт Алексей Леонов, Герой Советского Союза Мария Щербак... Об этих людях есть что рас- сказать. Как и о других их совре- менниках, уроженцах Ли- пецкой области, сумевших прославить свою малую родину. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Водитель-спасатель Алексей Нечаев к выезду на ЧП готов. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz