Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
«По моему глубоко- му убеждению, нет большего наслаж- дения, чем читать книги. И нет дела важнее, чем приви- вать любовь детям к хорошей литературе. Умная, интересная книга помогает моло- дому человеку об- рести личность. И я, как педагог, осознаю себя посредником между учеником и человечностью», — так считает учитель русского языка и литературы лицея № 66 г. Липецка Валентина ПАВЛОВА. Между учеником и человечностью 4 Доска почета ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 210/23838/ 30 ОКТЯБРЯ 2010 Валентина Викторовна Павлова после окончания Липецкого педагогического университета вот уже 13 лет преподает русский язык и литературу ученикам 5 – 11 классов, совмещая эту работу с классным руководством. В 2009 году стала победителем областного конкурса «Учитель года». Она же завоевала пальму первенства в городском конкурсе «Липецк – город мастеров». Мое знакомство с герои- ней нашего сегодняшнего рассказа произошло акку- рат в День учителя на ее рабочем месте. Меня встре- тила высокая, стройная, молодая женщина, взгляд ее больших серых глаз как- то сразу расположил к не- принужденной беседе. Наш разговор, правда, постоянно прерывался — с веселым шумом в кабинет вбегали ее ученики с поздравлениями и цветами, но в такой зна- менательный день это было и немудрено. —Родилась я в семье во- енного и врача в Башкирии, в городе Уфа, —начала свое повествование Валентина Павлова.—Жизнь военных известна: сегодня здесь, а завтра там. Выполняя при- каз, отец перевелся служить в солнечную Армению. Так я четырехлетним ребенком вместе с папой и мамой ока- залась в городе Севан. Валентина пояснила, что училась она в русской школе, где охотно занима- лись и дети из армянских семей. Общение в быту, в совместных играх с местны- ми подростками само собой помогло овладеть ей армян- ским языком. — Я и сейчас, когда во время летнего отпуска мы всей семьей уезжаем к роди- телям в Севан, со всеми ар- мянами говорюнаихродном языке, — не без гордости говорит Павлова и добавля- ет: — А еще я страсть как люблю готовить армянские блюда. В детстве, как и многие девочки, Валя занималась музыкой, но больше всего любила играть в баскетбол. Играла она довольно хоро- шо, хотя жестко, из-за чего тренер не ставил ее в напа- дение (хотя ее рост вполне позволял это сделать), а советовал играть, что назы- вается, под кольцом, чтобы отражать атаки соперниц. Тем не менее Валентина по- лучила юношеский разряд по баскетболу. — Вы, наверное, удиви- тесь, когда узнаете, кем я хотела стать по профессии, — улыбается Павлова. — Представьте себе: милицио- нером или… парикмахером. Такая мечта была у меня долго, но в 17 лет жизнь по- вернула в другую сторону. После школы перед Ва- лентиной встал вопрос: куда пойтиучиться?Родителипо- советовалипоступить впеда- гогический, и желательно в России. У ее отца в Липецке были родственники, и вы- бор пал на этот город. Чтобы дочь стала учителем, особен- но настаиваламама: «Это хо- рошая профессия — полдня в школе, полдня дома. Да и отпуск у педагога самый длинный и приходится на летнее время. Плюс еще и школьные каникулы». — Невдомек было маме- врачу, что и в школьные каникулы учителя продол- жают работать не менее ин- тенсивно, — рассказывает Валентина Викторовна. — Тем не менее я подала до- кументы в пединститут, а уверенности, что пройду по конкурсу, у меня не было. Однако экзамены все вы- держала. Годы студенчества про- летают быстро, вот и диплом уже на руках. И начинается новая, совсем еще не из- веданная самостоятельная жизнь. — Как сейчас перед гла- зами, — вспоминает Вален- тина Павлова, — вхожу я в 6 класс, здороваюсь с детьми и объявляю тему урока: «Русский язык — язык межнационального общения». И вдруг сразу представила себе ту рус- скуюшколу в городе Севан, где сама училась. А рядом армяне, азербайджанцы… — Не стану скрывать: учителем быть трудно, но интересно, — через минуту, как бы стряхнув с себя вос- поминания, продолжила Павлова. — Обучая детей, ведь и сама учусь. Их откры- тости, непосредственности… Считаю учеников своими единомышленникамии, если угодно, друзьями. И они видят во мне не «училку» с сурово сдвинутымибровями, а друга. Мы вместе радуемся удачам, переживаем труд- ности. Нередко слышу от знакомых и коллег, что дети сейчас стали другими — не- послушными, дерзкими. Отчасти. Но ведь и мир стал иным — жестче, прагма- тичнее. И нам, учителям, то детское обостренное чувство справедливости никак нель- зяупуститьунашихподопеч- ных, а старатьсяразвить его, чтобы пронесли это чувство наши выпускники через всю жизнь. Вот многие ругают се- годняшний технический прогресс, но ведь с помощью Интернета я, не выходя из дома, в считанные минуты получаю всю необходимую информацию, сведения о но- вых книгах, методические рекомендации. Конечно, если целые дни проводить у телевизора или в соци- альных сетях в Интернете, проку от этого будет мало. Помню, как мой папа (а ведь он, как военный, скло- нен был к авторитарному методу воспитания), когда замечалменя за просмотром какой-нибудь очередной развлекательной програм- мы на ТВ, сердито говорил: «Ну-ка, Валентина, закрой этот ящикимаршза книгу!» Я тогда воспринимала это с недовольством, а сегодня так благодарна отцу. Теперь и мы с мужем детей наших воспитываем подобным об- Аркадий Гарбузов разом. Мальчишки втяну- лись и читают книги далеко не только по школьной про- грамме. Всегда вспоминаю пре- красные слова великого человека—академика Дми- трия Лихачева, который говорил, что учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писа- теля или композитора, но более ответственный. Учи- тель обращается к душе че- ловеческой не посредством музыки, как композитор, или красок, как художник, а напрямую. Как педагог, Валентина Павлова старается помочь детям разобраться в своем внутреннем мире, освобо- диться от душевных ран. Например, сумела вовремя прийти на помощь одной из своих учениц, когда траги- ческая смерть ее старшей сестрысильнопошатнуладу- шевное состояние девочки. Она замкнулась в себе, поте- ряла интерес к учебе. Вален- тина Викторовна подобрала- таки ключик к ученице и вместе с еемамой сумела вер- нуть девочке веру в жизнь. Она закончила 9 классов и поступила в медицинский колледж. До сих пор связь с выпускницей у Валенти- ны Павловой сохранилась, педагог навещает ее семью, интересуется учебой и жиз- нью будущей медсестры. А как обрадоваласьВалентина Викторовна (чему я сам был свидетель), когда ее бывшая ученица, радостная и счаст- ливая, буквально ворвалась в кабинет учительницы с букетом алых роз, чтобы поздравить своего дорогого наставника спрофессиональ- ным праздником. — Все успеваю, — сме- ясь, отвечает на мой вопрос «Как же удается все со- вмещать?» Валентина, — и уроки вести, и тетради про- верять, иклассные собрания проводить, и общаться с ребятами вне уроков. Муж и дети мне очень помогают. Прошлый год особенно был напряженным—подготовка и участие в четырех кон- курсах забирали много не только психологических, но ифизических сил. Похудела вот за время состязаний аж на 16 килограммов… Есть одно увлечение у Валентины, о котором она всегда говорит только с го- рящими глазами, — это би- сероплетение. Но не совсем обычное. Педагог выклады- вает бисером на шелке обра- зы Божией Матери, Иисуса Христа, НиколаяУгодника, СергияРадонежского. Дела- ет она все это по благослове- нию батюшки и уже 6 своих творений подарила храму. — Знаете, какой у меня самый любимый цвет? — спрашивает Валентина Викторовна и тут же сама признается: — Желтый. Этот цвет у меня ассоции- руется с хорошим настрое- нием, снимает усталость, отвлекает от житейских невзгод.Желтый—это цвет божественный, золотой, а еще это цвет надежды… Желтый цвет стремится вперед к новому, современ- ному, к будущему. Валентину Павлову поздравляет глава администрации области Олег Королев. Портрет на Доске почета. Победители конкурса В ОАО «Липецкоблгаз» 22 филиала, в каждом есть профсоюзные организации, их возглавляют грамотные, энергичные люди. В общей же сложности в «Липецкоблгазе» трудится свыше 3000 человек, 98 процентов из них — члены профсоюза. Основной формой социального диалога на предприятии является коллективный договор — документ довольно объемный, состоящий из 17 разделов и 21 приложения СЕКРЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Александр Хаустов выяснял, выгодно ли работодателю документально заверять свои обязательства перед работниками Начнем мы разговор с акционерного общества «Ли- пецкоблгаз», и вот почему. Именно оно победило в кон- курсе дважды, заняв первое местовноминации«Заразви- тиесоциальногопартнерства» ивтороевноминации«Зараз- витиерынкатруда».Какуда- лось добиться успехов? Как в таком большом коллективе сумеличетко сбалансировать взаимоотношения сторон в социальном партнерстве? На этот и другие вопросы отве- чает председатель профкома ОАО«Липецкоблгаз»Лариса КУДАЕВА. — Лариса Викторовна, выгодно ли работодателю документально заверять свои обязательства перед работниками? Ведь что на- писано пером... — Ставя свою подпись под договором, работодатель берет на себя определенные обязательства, но ониприоб- ретают статус закона, поэто- му и исполнять их намного проще. Раз принято какое- либоположение вколдогово- ре, значит, так оно и должно быть, уработников ведь тоже есть свои обязательства. Эффективность произ- водства, по большому счету, во многом зависит от того, в каких условиях человек живет, трудится, отдыхает. А все это и отражено в усло- виях коллективного догово- ра, отношение ккоторому на протяжении многих лет и у работников, и у администра- ции сохраняетсякакк доку- ментукрайне обязательному и нужному. — То есть определенные традиции уже сложились? — Да, подготовка и при- нятие коллективного дого- вора, его выполнение про- исходят по традиционной, отработанной многими го- дами схеме. Для подготовки проекта создаетсякомиссия, в которуювходят представи- телипрофсоюзногокомитета и администрации. Затем он обсуждается в трудовом коллективе, проходит согла- сование с профактивом, ана- лизируется администрацией с участием специалистов экономики,юриспруденции. Согласованный всеми сторо- нами вариант принимается затем на конференции тру- дового коллектива. Некоторые мои коллеги, председатели профсоюзных комитетов, сетуют на то, что не могут в полном объеме получитьинформацию, необ- ходимую им для подготовки коллективного договора. У нас такого нет, всюинформа- циюмыполучаемполностью. Вот иногда говорят: профсоюзы у нас слабые. Возможно, если числятся они только на бумаге. А где же люди, где эти самые чле- ны профсоюза, активисты? У нас основной резерв проч- ности профсоюза на пред- приятии — весь коллектив, егоподдержка. Следователь- но, легче вести переговоры с работодателем при заключе- нииколлективногодоговора. Хотя, подчеркну, умение вести диалог и с работодате- лем, и с членами профсоюза, решение трудовых споров— задачи не из легких. — Лариса Викторовна, что же главным образом способствует укреплению социального партнерства в ОАО «Липецкоблгаз»? Как нам сообщили в управлении труда и занятости Липецкой области, подведены итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В номинациях «За развитие кадрового потенциала», «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», «За развитие социального партнерства» и «За развитие рынка труда» двенадцать организаций стали победителями и призерами. Рассказы о некоторых из них будут опубликованы в выпусках «Мы». Председатель профкома Лариса Кудаева. — Стабильная экономи- ческая ситуация предпри- ятия, высокая активность профсоюзного актива, под- держка профсоюза коллек- тивоми готовность работода- теля к сотрудничеству—вот основные слагаемые успеха. — Для большинства ра- ботников, как правило, наи- более волнующим вопросом является оплата труда. Как с этим обстоят дела? — Основными ее форма- ми являются повременно- премиальная и повременно- индивидуальная оплаты. Кроме того, может при- меняться оплата труда по сдельным расценкам. Ра- ботникам производятся до- платы за работу в ночное время, за совмещение про- фессийивыполнение работы отсутствующего коллеги и так далее. К примеру, могут устанавливаться надбавки запрофессиональноемастер- ство, за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации. Положени- ем об оплате и стимулиро- вании труда предусмотрено ежемесячное премирование, надбавки за выслугу лет. По итогам работы за год выпла- чивается вознаграждение. Есть у нас также и еди- новременное премирование за выполнение особо важ- ного производственного за- дания, за получение звания «Лучший по профессии». Поощряются работники аварийно-диспетчерской службы — победители еже- годного смотра-конкурса на звание «ЛучшаяАДСгазово- го хозяйства области». Хорошие работники у нас не остаются в тени. В канун праздников, особенно профессионального — Дня работников нефтяной и га- зовой промышленности, — премируются все члены коллектива. Ну а самые- самые награждаются еще и Почетными грамотами Минпромэнерго РФ, ОАО «Росгазификация», ООО «Липецкрегионгаз» и ОАО «Липецкоблгаз» с выплатой денежной суммы. Заработная плата у нас выплачивается регулярно и в сроки, установленные кол- лективным договором. И это не просто слова. Например, по итогам2009 года в област- ном конкурсе «Коллектив- ныйдоговор, эффективность производства — основа за- щиты социально-трудовых прав граждан» ОАО «Ли- пецкоблгаз» заняло первое место в номинации«Оплата труда». —Ав каких-тожизнен- ных ситуациях работни- ки чувствуют поддержку со стороны работодателя, профсоюза? — Чисто человеческое участие в жизни каждого — это само собой. Но мы оказываем и материаль- ную помощь. Человеку, увольняющемуся в связи с уходом на пенсию, выпла- чивается единовременное пособие в зависимости от стажа. Конечно, помогаем и нашим пенсионерам. У нас оказывается матери- альная помощь к ежегод- ному отпуску работникам, укоторых трудовой стажна предприятиинеменееодин- надцати месяцев. Когда в семье рождается ребенок, то работнику выплачивает- ся 12 тысяч рублей. Особое место в деятель- ности профкома занимает работа по организации от- дыха и оздоровления детей и подростков. В результате совместнойработыадмини- страции и профсоюзной ор- ганизации в оздоровитель- ных лагерях «Прометей» и «Звездный», санатории «Приморский» в 2009 году, к примеру, отдохнули 74, а минувшим летом 51 ре- бенок. — Складывается впе- чатление, что живете и трудитесь вы совершенно без конфликтов. — Тут следует напом- нить о коллективном до- говоре. Он вполне позво- ляет регулировать трудо- вые отношения и избегать противостояний. Мы четко следуем положениям свое- го основного внутреннего документа, вот и весь се- крет взаимовыгодного со- трудничества, социального партнерства и, если хотите, мирного сосуществования. ФОТО ИЗ АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ ПАВЛОВОЙ ФОТО ИЗ АРХИВА ЛАРИСЫ КУДАЕВОЙ Газовики на конкурсе «Лучший по профессии».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz