Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 208/23836/ 28 ОКТЯБРЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков «Ни капли фальши на сцене!» — так определя- ет свое творческое кредо народная артистка России Зинаида Румян- цева. За 30 лет работы в Липецком академиче- ском театре драмы имени Льва Толстого ею были сыграны десятки разно- плановых ролей, создана целая галерея запоми- нающихся образов — от трогательно романтич- ных до откровенно эксцентричных. Мы вс тре тилис ь с актрисой в ее гримерке сразу после репетиции. Зинаида Владимировна играет мать юной девуш- ки Элеоноры в спектакле главного режиссера театра Сергея Бобровского по пьесе «Месье Амилькар» французского драматурга Ива Жамиака. И первый вопрос был естественно о новой роли. —Моя героиня—весь- ма экстравагантная особа, — рассказывает Зинаида Румянцева. — Роль полу- чается острохарактерной и даже эксцентричной. Как всякая мать, она же- лает добра своей ветреной, увлекающейся дочери, попавшей в непростую ситуацию. Но порой ее любви становится слиш- ком много… Я обожаю эксцентрику с молодости. «Никогда не была красавицей, но всег- да была чертовски мила», — повторю слова Фаины Раневской.Чемраньше ты переходишь на характер- ные роли, тем проще при- выкать к ним с возрастом. Вкаждойизмоих героинь, безусловно, есть частичка меня, какие-то мои лич- ные черты. Иновая работа — не исключение. —Высыграли десятки непохожих ролей, а есть такие, которые вам осо- бенно дороги? — Все роли по-своему интересны и памятны. Звучит банально, но это действительно так. Каж- дая из них, я надеюсь, открывала во мне что-то новое. Пожалуй, из всех театральных жанров мне ближе трагифарс, в кото- ром, как и в жизни, смеш- ное тесно переплетается с печальным. Вот, например, началь- ницаДЕЗаНинель Георги- евна в «Аделаиде» Жени Унгарда. Вроде бы, на первый взгляд, смешная, нелепая тетка, а если вду- маться, то она женщина с трагично сложившейся, а точнее, просто не сложив- шейся судьбой, заслужи- вающая человеческого участия. Что бы ты ни играл, хочется поразить зрителя, уйти от профес- сиональных штампов. Та- баков говорил: у плохого актера есть один эффект- ный прием, а у хорошего —пятьдесят! Вновуюроль я погружаюсь, словно в ледяную воду, с головой, чтобы потом выплыть, до- верившись инстинктам. Так правильнее и честнее. — А почему вы все- таки выбрали сцену, те- атр? Все сразу было ясно, без мучительных колеба- ний в поисках себя? — В детстве я об этом, естественно, совсем не задумывалась, просто лю- била петь и танцевать. Семья у нас была самая обычная, номузыкальная. Мама обожала народные русские и украинские пес- ни, и я с удовольствием ей СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Народная артистка России Зинаида Румянцева : «Театр — не то место, где говорят шепотом» подпевала. Впятомклассе пришла в театральную студию в заводском ДК в родном Челябинске. Пом- ню свой самый первый вы- ход на сцену: в новогодней сказке мне досталась роль Сороки-почтальона. Го- лос у меня уже тогда был очень звонкий, посмотреть представление сбежались не только дети, но и взрос- лые, подумавшие, что с ре- бенком что-то случилось. Театр быстро стал мо- им главным увлечением. Помню, как с соседски- ми ребятами мы ставили спектакли. Для пышного платья Золушки мне при- шлосьразрезать занавески и ватное одеяло и обернуть полоски ткани вокруг се- бя. Ох, и влетело потом от родителей! Меня при- влекала возможность уйти от обыденности, надеть яркий костюм, перевопло- титься в совершенно непо- хожего на тебя персонажа. Поэтому после школы у меня не было сомнений. Театр — это мой мир, моя Вселенная! Закончила в 1968-м студию при Челя- бинском драматическом театре имени Цвиллинга, училась у народного арти- ста России Ефима Байков- ского (сейчас он служит в Московском академиче- ском театре имени В.В. Маяковского). Поступила в труппу Челябинского театра драмы, много игра- ла и в местном ТЮЗе. В 1980 году к нам на гастроли приехал театр из Липецка. Тогда это было обычное дело — легкие на подъем актеры коле- сили по стране, гастроли длились по нескольку ме- сяцев, можно было побы- вать в самых отдаленных уголках страны, обме- няться опытом с коллега- ми, вдохновиться новыми идеями. ОЛипецке я тогда почти ничего не знала. Меня приятно поразило, как бережно относится к традициям русского клас- сического театра режиссер Владимир Пахомов, как тонко и психологично он работает с актерами. Конечно, скоро все перезнакомились между собой, стали общаться. Когда перед завершением гастролей Пахомов пред- ложил с семьей переехать работать к нему, я после серьезных раздумий со- гласилась. — Каким вам тогда показался Липецк, было что-то общее между двумя городами металлургов? — Челябинск всегда славился не только про- мышленностью, но и свои- микультурными традици- ями. Город-миллионник, восемь различных теа- тров, искушенная, под- готовленная публика. В Липецке, естественно, все было несколько иначе. Однако то, как много за несколько лет сделал для воспитания зрителяПахо- мов, было заметно сразу. Благодаря детским спек- таклям подрастала новая, думающая аудитория. В восьмидесятые те- атр имел для Липецка огромное значение, каж- дая премьера была в цен- тре внимания. Мы могли говорить со зрителями на одном языке, воспиты- вать публику классикой и не бояться быть непо- нятыми. Я тоже начинала здесь с детских постано- вок, первой была роль ГоворящегоСверчка в «Зо- лотом ключике». Так по- степенно шла к Чехову и Островскому. А в детских спектаклях до сих пор играю с удовольствием. Я счастлива, что отдала лучшие актерские годы этому театру. —Хотя театр не менял названия, но в последние годы он коренным обра- зомизменился—молодая труппа, новый режиссер, иные художественные задачи. Удалось ли найти себя в новых обстоятель- ствах? —Надеюсь. Актер обя- зан уметь работать с лю- бым режиссером, главное — понимать друг друга, вместе идтикнамеченным целям. СергейБобровский —интересный художник, многие вещи он делает нестандартно, остро. Энер- гия молодости бодрит и вдохновляет. Да, немного непривычно быть в свои годы одним из старожи- лов труппы, но я отлично нахожу общий язык с мо- лодежью, не строюиз себя мэтра, общаюсь на рав- ных. Очень хочу, чтобы сохранились театральные традиции, не прервалась нить между поколения- ми. Ведь без прошлого не бывает будущего. — Одна из последних ваших работ — мудрая лошадь Сестричка вфило- софской притче Сергея Бобровского «Ангел Ма- рии» по пьесе Марины Ладо. Сложно ли было перевоплощатьсянасцене в животное? — За свою жизнь я пе- реиграла столько живот- ных, что войти в образ не составило особого труда. Это же актерская класси- ка—поверил в предлагае- мые обстоятельства, и ты уже лошадь с характер- ной тяжелой походкой. Дляменя вдохновляющий пример — игра гениаль- ного Лебедева в «Истории Лошади», поставленной в БДТ Товстоноговым. Человеку за шестьдесят, а он проживает на сцене всю жизнь Холстомера от жеребенка до старого коня. Это непревзойден- ный мастер трагических образов, не могу забыть какую-тонечеловеческую, лошадиную тоску в глазах его Холстомера. Вот это высший актерский класс. Играть надо остро, на разрыв аорты, чтобы про- нять самого толстокожего зрителя, чтобы тебе вери- ли безоговорочно. Театр — это, в первую очередь, мощное эмоциональное воздействие. К сожале- нию, сегодня нередко в поисках новой формы за- бывают об этом. Но ника- кая, даже самая вычурная форма не может заменить подлинного мастерства. — А кто еще для вас является эталоном в про- фессии? —В юности я всегда на каникулах уезжала в Мо- скву, использовала любую возможность, чтобы по- пастьвтеатры.Видела, как играют на сцене МХАТа легендарные Тарасова, Грибов, Ливанов, Яншин. Смотрела Смоктуновского в Малом театре в спекта- кле «Царь Федор Иоанно- вич». Вот это настоящая старая школа! В девятнадцать попала в Ленинграде в БДТ. Ис- пытала какой-то культур- ныйшок от того, что делал там с актерами Товстоно- гов. Вот на такую планку я изначально равнялась. А как мы пробивались на «Гамлета» с Высоцким на Таганке, стояли, не дыша, где-то на галерке, боялись пропустить каждое слово, интонацию. Эти ощуще- ния до сих пор во мне. Вообще я люблю «му- скулистый театр», как выразился Константин Райкин. На сцене должен быть живой человек, с нервами, эмоциями, а не какой-то изящный мане- кен. Вот у Константина Райкина это получается, он один из моих люби- мейших артистов. А как потрясающе он сыграл Гамлета у Роберта Стуруа и Ричарда III у Бутусо- ва! Тут и оригинальная форма, и колоссальное со- держание. Вот ради таких вещей и стоит заниматься театром. —Нооднимлишь твор- чеством вы не ограничи- ваетесь: долгое время воз- главляли Липецкое отде- ление Союза театральных деятелей России, были депутатом. Что дает вам общественная работа? — Возможность по- могать людям. Когда ты вникаешь в проблемыдру- гих, появляется какая-то самодисциплина, ответ- ственность, так необходи- мая творческим людям. Я рада, что дело, кото- рое я начинала, живет. ИменноСоюз театральных деятелей стал в свое время инициатором творческих конкурсов для молодых артистов. Сейчас ежегодно проводитсягородскойкон- курс «Берегиня», дающий ребятамнеплохие возмож- ности для роста. — Творческая, теа- тральная семья чем-то отличается от обычной? — Да, пожалуй, что нет, все как у всех. Хотя муж и работает сейчас в театре, познакомились мы в обычной компании. Дочь в юности одно время мечтала стать актрисой. Я не отговаривала, но и не поощряла. Чтобы до- стойноиграть, нужно быть сумасшедшим в хорошем смысле слова, болеть ро- лью, полностью отдаваясь ей. В Юле я не видела этого. А что может быть жальче посредственной актрисы! Со временем она и сама все прекрасно поня- ла, найдя себя в совершено иной сфере. Сейчас у нее своя се- мья в Питере, подрастает внучка Сонечка. Одна из главныхмоих ролей сегод- ня — бабушка. Вообще я стараюсь разделять работу и быт. Людмила Гурченко как-то сказала: «Дома я сплю и накапливаю силы перед работой». И это аб- солютноправильно. Семья подпитывает тебя поло- жительными эмоциями, которые помогают потом держаться на сцене. — О каких ролях вы мечтаете сегодня? — Артисту о ролях мечтать не следует, на то воля режиссера. Но есть один классический, даже хрестоматийный образ, который очень занимает меня в последнее время. Это Кабаниха из «Гро- зы» Островского. Все мы помним как дважды два из школьной программы, что Катерина — луч света в темном царстве, Каба- ниха—жестокий деспот в юбке, душительница всего прогрессивного, оплот патриархальных нравов. Но мне кажется, что нуж- но смотреть на этот образ шире, освободившись от стереотипов. Вчитайтесь в Островского. Кабаниха, в первуюочередь, несчаст- ная мать, всем сердцем любящая своего сына. Катерина не любит Тихо- на и изменяет ему, тот, сходя с ума по ней, пьет от горя. Так какже можно Кабанихе любить жен- щину, которая приносит несчастье в дом, разрушая жизнь любимого сына? Вот где подлинная драма человеческих отношений, здесь нельзя разложить все по полочкам, отделив черное от белого. Потря- сающе сыграла Кабаниху Эра Зиганшина в спекта- кле «Гроза» в постановке Генриетты Яновской в Московском ТЮЗе. Такие работы переворачивают привычные представле- ния о классике. — Что бы вы хотели пожелать своим молодым коллегам по сцене? — Учиться вырабаты- вать свое особое отноше- ние к жизни. Нужно во всем иметь свое мнение, брать что-то из своего лич- ного опыта и нести это на сцену зрителям. Готовьте свою душу к испытаниям. Нельзя успокаиваться, по- гружаясь в свой уютный мирок. Нужно быть всегда недовольным собой, поча- ще будоражить свое само- любие, задавая неудобные вопросы. Театр — не то место, где чинно разговаривают шепотом. Здесь бушуют человеческие страсти. Нельзя, заучив текст по бумажке, думать, что ты —артист.Есливыпришли в профессию за деньгами и благостным настроением — вы ошиблись адресом. Сегодня ты на вершине успеха, завтра стреми- тельно падаешь вниз. Се- годня у тебя главная роль, завтра выход в массовке. Ножить этой беспокойной жизньюи есть высшее сча- стье актера. — Спасибо за беседу, Зинаида Владимировна. От имени читателей «Ли- пецкой газеты» желаю новых интересных ролей и актерского долголетия. З.В. Румянцева в роли свахи Феклы в спектакле «Женитьба» по пьесе Гоголя. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz