Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
6 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выходит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму Ведущий рубрики Александр Косякин Награды Русской Право- славной Церкви — форма поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православи- ем — в пастырском служе- нии, богословской, научной и административной дея- тельности, возрождении ду- ховной жизни, восстановле- ниихрамов, миссионерских, благотворительных, соци- альных и просветительских трудах. Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные. В настоящее время в на- градную систему РПЦ вхо- дит 15 орденов и 8 медалей. Нафедеральный геральдиче- ский учет из них поставлен только орден святого благо- верного князя Даниила Мо- сковского. Ордена Русской Право- славнойЦеркви (расположе- ны в хронологическом по- рядке утверждения): Орден святого равноапо- стольного великого князя Владимира; орден преподоб- ного Сергия Радонежского; орден святого апостола Ан- дрея Первозванного с алмаз- ной звездой (cледует отме- тить, что название ордена совпадает с государственным российским орденом святого апостолаАндреяПервозван- ного, высшей наградой Рос- сийской империи в 1698— 1917 гг., который был вос- становлен в Российской Фе- дерации в 1998 году. Орден является высшей наградой и РПЦ, им награждаются только по решению и ини- циативе Патриарха и Сино- да); орден святого благовер- ного князяДаниилаМосков- ского; орден святой равноа- постольной княгини Ольги; орден святогомученика Три- фона; орден святителяИнно- кентия, митрополита Мо- сковского и Коломенского; орден святителя Макария, митрополита Московского и всеяРуси; орденпреподобно- го Андрея Рублева; орден святогоблаговерногоцареви- ча Димитрия; орден «Славы и Чести»; орден святителя Алексия, митрополита Мо- сковского и всея Руси; орден преподобного Серафима Са- ровского; орден святого бла- говерного великого князя Димитрия Донского; орден преподобной Евфросинии, великой княгини Москов- ской. Все ордена имеют три степени. Кроме орденов су- ществуют и знаки отличия. К примеру, недавно футбо- лист Андрей Аршавин был награжден знаком святой Татианы. Он ежегодно вру- чается за общественную ра- боту с молодежью. Награда учреждена более десяти лет назад межвузовской ассо- циацией «Покров». ПЯТНИЦА , 8 ОКТЯБРЯ 2010 № 194 (23822) ВОЗМЕЗДИЕ Богохульников призвали к ответу В России снова глумятся над крестами, строят рожи батюшкам и рисуют непотребное на иконах… В одном из предыдущих выпусков мы рассказали об очередной нашумевшей выставке авангардистов «Запретное искус- ство», где «художники» вовсю потешались над чувствами верующих (материал назывался «Но есть и Божий суд…»). Мы обещали рассказать, чем закончится дело. Оно закончилось судом, который счел, что выставка оскорбила чувства всех православных верующих, вне зависимости от того, видели они экспозицию или нет. Суд признал бывшего директора Центра имени Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева виновными в разжигании религиозной розни. Оба долж- ны будут выплатить денежные штрафы 200 и 150 тысяч рублей соответственно. Кстати, прокуроры просили для обвиняемых реальных сроков — три года тюрьмы каждому… Тихим вечером, после всенощной, в соборномхра- ме Задонска свершилось событие, которое всегда Церковь Христова встреча- ет с радостью. Владыка Никонпостриг в схимонахи отца Владимира, самого по- жилого священника в епар- хии. В Задонске он служит так долго, что вряд ли най- дется человек, которого не крестил бы, не венчал, не исповедовал и не причащал отец Владимир. Ангельский чин батюш- ка принял с новым именем Феофан. И уже наутро схи- монах Феофан снова под- нялся по лестнице в храм, где у него свое, у мощей Тихона, место. Здесь, при- строившись на скамеечке, он и продолжает прини- мать исповедь. А днем он сидит обычно в монастырском виноград- нике и греется по-стари- ковски на солнышке, раду- ясьжизни имилостиБожи- ей. ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | Еще раз к вопросу о гей - парадах в России Дело об украденном чемодане Всего-то! Но не будем спе- шить крутить пальцем у виска. До этого сам вождь «голубых», обидевшись на столичные власти, запре- щавшие гей-парады, подал жалобувЕвропейскийсудпо правам человека. Запад сра- зу заволновался—эточтоже в России с демократией де- лается? А после удачно про- веденной акции (хоть чемо- дан так и не нашелся) вооду- шевился и сам Алексеев: «Теперь новый мэр захочет встречаться с европейскими мэрами: и с парижским мэром-геем, и с берлинским мэром-геем, и с сочувствую- щим геям мэром Лондо- на», — рассуждал он перед телекамерами. Он уверен, что новый глава Москвы за- хочет быть «современным градоначальником совре- менного мегаполиса», а зна- чит, разрешение гей-парада в российской столице неиз- бежно. А что, может, ползучая «голубая революция», о ко- торой все время говорили демократы, уже соверши- лась? А мы и не заметили? Как и положено, все эти трансвеститы захватили по- чту, банки, телеграф. Но прежде всего, конечно, теле- видение. Здесь вообще у них штаб. Осиное гнездо. Все смешалось в ТЕЛЕдоме. Главными его героями стали не просто граждане —муж- чины, женщины, таксисты, политики, мороженщицы, хлеборобы, школьницы- невесты, доктора — все те, кто занимается своимделом, а напротив: не мужчины и не женщины, не нормаль- ные люди, а «голубые», «ро- зовые», «фиолетовые» и примкнувшие к ним лесби- янки. Помнится, в советском обществе быть гомосексуа- листом было не то что позор- но, было страшно, так как мужеложство преследова- лось законом. Поэтому из- вращенцысидели тихо, вели себя скромно. Сейчас — со- всем другое дело. Быть геем стало модно. ИтолькоЦерковь, кстати сказать, не только Право- славная, но иКатолическая, всегда и однозначно осужда- ла этот бесспорный грех. «Публичная пропаганда го- мосексуального образа жиз- ни отвергается нашим обще- ством, вызывает неприятие и протесты», — заявил РИА Новости заместитель пред- седателя отдела внешних церковных связей Москов- ского патриархата протоие- рей Всеволод Чаплин. — Прислушиваться к мнению народа власти обязаны боль- ше, чем к мнению тех или иных зарубежных центров или крикливой группы про- пагандистов гомосексуализ- ма. Сексуальные меньшин- ства вРоссииимеют возмож- ность жить так, как они хо- тят. Но их влияние на обще- ство, особенно на детей, — этовопрос, которыйкасается не только их, но всего обще- ства. И оно здесь вправе по- требовать от властей, чтобы те прислушивались к мне- нию общества и основывали на нем свои решения». Кажется, добавить к это- му нечего. ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ | Награды — форма поощрения За заслуги перед Православием «Липецкая газета» писала о награждении Патриар- хом всея Руси Кириллом главы области Олега Королева и его первого заместителя Юрия Божко церковными орденами – святого благоверного князяДаниилаМосков- ского соответственно второй и третьей степени. А какова вообще практика награждения церковью людей мирских? Олег Усольцев, г. Грязи В нашем выпуске мы стара- емся публиковать разные мне- ния, разные мысли, имея в виду, что дорога кХраму у каж- дого своя. Есть в сегодняшней почте и такое письмо (автор не поставил имени, но мы его все- таки публикуем): «Ваша рели- гия, православных, вся упадни- ческая какая-то. Вы все о смер- ти да о скорбях тоскуете. А жизнь бурлит вокруг. А ваши монахи не смеют даже улыб- нуться… Ну, и кто же за вами пойдет? Только старушки, у которых все позади, а молодым вся ваша грусть по барабану». Наверное, автор — молодой человек. И ему радостно живется. И это здорово! Но вопрос, который он поднимает, требует серьезного разговора. К нему мы наших читателей и приглашаем. А пока — просто констатация: не все так прямолинейно и однозначно. Что же касается «запрета на улыбку», то с этой очевидной глупостью спорит снимок на- шего фотокора. Тем временем широко известно, что преподобный Сера- фим Саровский с самого начала своего монашеского пути слыл веселым человеком. У братии было очень много рабо- тыи, желая ободрить людей, будущий святойшутил с ними. При этом он говорил, что, когда на монаха наваливается много труда, бывает, даже находит уныние, добрая шутка может ободрить. Ничего плохого нет в том, что мышутим и смеемся. И преподобный Амвросий Оптинский был человеком с замечательным чувством юмора. Часто люди приходили к нему со страхом: «Вдруг прославленный старец откроет, какой я грешник». А преподобный начинал разговор с шут- ки и сразу располагал человека к себе. А вот юмор старца Паисия Святогорца, как говорят, на- зидательный. Он рассказывал такую историю из своей жиз- ни. Кнему пришелмальчикшкольного возраста с вопросом: «Где найти старца Паисия?» Старец ответил: «Он за сигаре- тами пошел». «Наверное, кто-то из его гостей курит», — предположил мальчик. «Да этот Паисий вообще никудыш- ный старикашка, пьет, курит», — продолжал старец. «Я все-такиподожду»,—проявилнастойчивостьмальчик. Отец Паисий рассказывал эту историю, чтобы показать своим слушателям, что добрый помысел может заменить осужде- ние. МИРСКОЕ | Письма в рубрику « Дорога к Храму » В монастыре запретили... улыбку? Орден святого благоверного князя Даниила Московского. Александр Косякин Есть в нашей литературной жизни колодец со студеной целительной водой. Это «Домострой» — книга на все времена и на все случаи жизни. Забытый нами, увы, затянутый песками времени колодец… Вспомним, что говорил о нем близкий нам, липча- нам, Василий Васильевич Розанов: «Одна идея «Домостроя», Домо-строя, есть уже великая, священ- ная. Самое слово как прекрасно по изобрета- тельности, по тому, как «составилось в уме» и, составившись, выговори- лось филологически». «Домострой» — один из известнейших древнерус- ских памятников середины ХVI века. Составил его свя- щенник Сильвестр (его на- зывают русским Конфуци- ем)—сподвижникмолодого ИванаГрозного, служивший в Благовещенском соборе Московского Кремля. В дни московского восстания 1547 года он произнес на паперти яркуюобличительнуюречь, которая произвела большое впечатление на молодого царя Ивана. Правда, через тринадцать лет Сильвестр тем же царем был удален из Москвы и умер в одном из северных монастырей. Со временем «Домо- строй» стал в русскойжизни понятием, иногда—нарица- тельным, иногда — руга- тельным. Но мы согласимся с Василием Розановым — само слово изобретательно и, ужконечно, актуально. А еще оно вмещает многие до- брые книгии традиции стро- ительства семейного очага, завещанные нампрадедами. Начиная с сегодняшнего выпуска мы вместе с пред- ками будем учиться жить по-православному.Домстро- ить, хозяйство налаживать, свататься, детей поднимать и избегать в своем жилище всяких барабашек… ДОМОСТРОЙ | О наших традициях и суевериях Зачем из кота делать символ? Строим дом Вы решили строить дом. Веселое, хлопотное и ответ- ственное дело! Многие начинают с глян- цевых журналов: вот это надо перенять себе… и вот это…и вот то…И уже кажет- ся, что счастливая ваша се- мейная жизнь где-то совсем рядом, вот за этими цветны- ми страничками — были бы деньги. Скоро, совсем скоро придется вспомнить старую пословицу: не в деньгах сча- стье. Но вот решение принято. Прежде всего, конечно, вы выбираете место. И, конеч- но, вам хочется, чтобы ваш дом стоял на приволье, что- быпанорама за порогом глаз радовала. Но не станем спе- шить. Нужно кое-что выяс- нить. Например, не распола- галось ли на приглянувшем- ся вам месте кладбище, больница, тюрьма или язы- ческое капище. От этихмест домостроителям нужно дер- жаться подальше. Если вы определились, самое время приглашать священника. Батюшка освя- тит ваш участок, прочитав специальные молитвы «На основание дома» и «На от- крытие работ». Будут там и такие слова: «Утверди его (то есть дом) на твердом ка- мене и основай по Твоему Божественному евангель- скому гласу, егоже ни ветр, ни вода, ни ино что повреди- ти не возможет». В жизни часто бывает иначе. Такое важное дело, как строительство дома, не обходится без суеверий. Не по-православному Вот под углы дома за- кладывают монеты. Зачем ? На счастье! Вот сыплют зер- но на фундамент и берут петуха: закричит — будет лад и достаток. Каким будет ваш дом и какой станетжизнь в вашем доме — это зависит от мно- гих вещей, часто буднич- ных и по мирской логике простых. В основном им не придают значения. И на- прасно. Не будет добра, если грешить уже во время стро- ительства. Нельзя, напри- мер, со строителями рас- плачиваться спиртным, работать в воскресенье и в праздничные дни, когда мы должны быть в храме на Богослужении. Строительство дома, усадьбы, очага, крова срав- нивают с иконописью. На первый взгляд — сравнение чрезмерное. Но если вду- маться… Искусство живо- писца, иконописца в част- ности, иискусство плотника с древних времен питало ис- токи русской культуры. На свете нет совершенно одина- ковых икон, и в то же время во всех есть что-то общее, непреложное, обязательное для восприятия. Точно так и с домами. Как жили наши предки «Среди диковинок Мо- сквы ,— писал английский путешественник, — не могу упустить рынок, где торгуют домами.Онустроеннаогром- номпустыре, итамвыставле- нынапродажу готовые дома. Бревна различной длины и толщины тщательно пере- нумерованы, чтобыихпотом легко было собрать». « Это может показаться невероят- ным,—продолжал англича- нин, — но целый дом можно купить, перевезти и собрать всего за одну неделю». Дом для русского чело- века всегда был не просто жилищем, но очагом для семьи, рода, он был связую- щим звеном между поколе- ниями — детьми-родите- лями-прадедами. Вот поче- му так трепетно относились предки к строительству, со- зиданию своего жилища. Совершались специаль- ные обряды при закладке фундамента, подъеме бал- ки-матицы, установлении первого венца крыши. Ипо- том, когда впивался в по- следний раз топор в колоду, звали священника — освя- тить дом. И батюшка читал молитвы — «На вхождение в новый дом» и «На житель- ство в новом доме». Только после этого новоселы могли переступить порог с икона- ми Спасителя и Божьей Матери. Первым делом окропляли святой водой новый дом и только после этого вносили вещи. А как происходит ново- селье сегодня? Торжествен- ный момент. Улыбки. Речи. И вот в новое жилище пер- вым запускают… кота. Ни- кто не знает, с чего это по- шло, но старая суеверная традиция подсовывает сча- стливым новоселам… кота. Это значит, что в бочку с медом мы сразу выливаем ведерко с дегтем. Ведь жи- вотное при этом невольно становится символом. Непо- нятно чего. На самом деле, это символ темных сил. Хотя сам кот тут, конечно, ни при чем. Дом для русского человека всегда был не просто жилищем, но очагом для семьи, рода, он был связующим звеном между поколениями – детьми-родителями- прадедами. " РАКУРС Батюшка ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА Виктор Добронравов Интересно, что отставкой мэра Москвы первыми воспользовались… геи. Во время суматохи они подсунули столоначальни- ку заявку на проведение своего митинга. И впервые получили «добро». Прежде в столичной мэрии на все их просьбы не реагирова- ли, а вот теперь… В митинге приняли уча- стие 15 человек. К месту проведения также прибыли около 30 представителей прессы, автобус с ОМОНоми несколько машин милиции. Лидер «голубых» Николай Алексеев сказал журнали- стам, что перед акцией ему угрожали и обещали убить. Не убили, однако, и даже по шее не надавали. Между тем уличная ак- ция была посвящена при- зыву бойкотировать швей- царскую авиакомпанию, которая не вернула чемодан этому самому Алексееву. и был задушен Малютой Скуратовым. Вот кого хоте- ли бы почитать за святого некоторые продвинутые, как теперь говорят, вольно- думцы. Кстати, сохранились и хорошо известны личные письма царя. Однажды он написал покаянное посла- ние в Кирилло-Белозерский монастырь: «Увымне, греш- ному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному! Я — пес смердящий... Сам вечно среди пьянства, блуда, скверны, убийств, грабе- жей, хищений и ненависти, среди всякого злодейства... Я нечистый и скверный ду- шегубец...» А вот еще цитата из на- ших дней. «Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несозна- тельно. Если осмысленно, это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Цер- ковь. Нельзя же вместе по- клоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церк- ви, которая одинаково по- читает и мучеников, раз- вратников и святых». Это — цитата из обращения к клиру и приходским сове- тамхрамовМосквына Епар- хиальном собрании 15 дека- бря 2001 года Святейшего Патриарха Алексия II. Итак, с общецерковной точки зрения здесь нет во- просов, но с точки зрения историигосударстваРоссий- ского надо отдать должное царю Иоанну. При нем гра- ницы Руси заметно раздви- нулись, были покорены Ка- занское и Астраханское царства, присоединена Си- бирь. О жертвах. Тут История тоже познается в сравнении. Да, при Иоанне Грозном были казнены от 3 до 4 ты- сяч человек. К сожалению, такова была общеевропей- ская практика. Но и тогда рядом с Людовиком ХI, Ри- чардом III, Кромвелем, Кар- лом Злым или Марией Кро- вавой нашГрозный не такой уж и грозный. Несмотря на это, европейцыставят своим деспотам памятники. Намтоженадонаучиться бережно относиться к исто- рии своей страны, к лично- стям, которые сыграли в ней важную роль. ПОСПОРИМ? | О праведниках и злодеях Кто суровее Ивана Грозного ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Александр Александров В последнее время все чаще возникают разговоры о причислении к лику святых Ивана Грозного. Как к этому нужно отно- ситься? С таким вопросом к нам обратился данковча- нин Сергей Малюков. Поскольку речь идет о чисто церковном вопросе, то и относиться к нему нужно, сообразуясь с официальной позицией Церкви. Вообще в отношении царя Иоанна IV мнения исторической науки и Пра- вославной Церкви никогда не расходились. Безуслов- ный злодей, мучитель, мно- гоженец, за что на целых десять лет он был отлучен от причастия... Хотя и рефор- матор, и успешный полко- водец, и даже публицист. Но все-таки — злодей. Святителю Филиппу, который единственный сме- ло обличал царя, он высоко- мерно как-то бросил : «Что тебе, чернецу, до наших царских дел? Молчи луч- ше!» На что получил твер- дый ответ: «По благодати Святого Духа я — пастырь Христовой Церкви… А мол- чание неуместно теперь — оно размножило бы грехи и пагубу». И еще сказал свя- титель: «Державный царь, облеченный самымвысоким саном, тыдолжен более всех чтить Бога, от которого при- нял державу и венец, ты образ Божий, но вместе и прах…» После этого с митрополи- та во время службы прямо в алтаре царские опричники сорвалиоблачение, вытолка- ли из храма, посадили на дровни и повезли в дальний монастырь, осыпая бранью и побоями. Вот свидетель- ство летописца: «Несколько дней он страдал в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкой на шее, лишенный хлеба. Сюда царь Иоанн прислал ему голову любимого его племянника и велел сказать ему: «Вот твой любимый сродник, не по- могли ему твои чары». Свя- титель встал, благословил, поцеловал голову и велел возвратить царю кровавый подарок». Через год святой Филипп отказался благосло- вить поход царя наНовгород В новое жилище надо входить с молитвой на устах и в сердце, а не следовать суеверной традиции запускать в дом кота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz