Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
Ч итатель—газета Слушаем вас! 30 – 82 – 33 ✆ Вопрос следующей недели : «8 октября 1906 года Лев Толстой от - казался от Нобелевской премии . В наше время люди способны на такой поступок ?» ? Выпуск подготовила Ирина Смольянинова ПЯТНИЦА , 1 ОКТЯБРЯ 2010 № 189 (23817) 3 ЛИПЕЦКАЯ газета ВОПРОС НЕДЕЛИ Помните ли вы своего первого учителя? «ЛГ» ОТВЕЧАЮТ Чтоб и старость была в радость В знаменитой трагедии Гете Фауст отдал душу дьяволу в обмен на вечную молодость. Но это только миф. А реалии таковы: европейское население стареет, доля пожилых людей в обществе становится все значительней не только в западных странах, но и в России. В связи с этим вопро- сы продления молодости, здоровья и трудоспособности актуальны не меньше, а, может, даже больше, чем во времена Гете. И не последняя роль здесь отводится системе медицинского обслуживания. О том, что лечить пожилых людей надо с учетом воз- растных изменений организма, врачамхорошо известно. Но на практике об этом иногда забывают, назначая старикам взаимоисключающие друг друга препараты. На этот факт обратил внимание в своем письме постоянный автор «Ли- пецкой газеты»НиколайДушкин. И с ним согласнымногие из наших читателей. А Раиса Францевна Базюк в заметке «Врач для пожилых людей» высказала пожелание о том, чтобы в каждой поликлинике пожилых людей консульти- ровал специалист-гериатр. А вот что думает по этому поводу председатель депар- тамента здравоохранения администрации города Липецка Николай ДОЛГОВ: —Одна из существенных особенностей пожилых людей — наличие у них, как правило, не одного, а нескольких за- болеваний, имеющих хронический характер, то есть, как говорят врачи, множественной, сочетанной патологии (по- лиморбидность). Полиморбидность значительно затрудняет постановку диагноза, осложняет выбор адекватных и безо- пасных методов лечения, в том числе и медикаментозного. Один из видов патологии — пневмония, артериальная гипертонияидругие—встречается в любомвозрасте, однако их течение и лечение у пожилых имеет свои особенности. Другие заболевания являются уделомпреимущественно по- жилых и стариков. Эти «старческие» болезни существенно снижают качество жизни и требуют соответствующего вра- чебного вмешательства (синильный остеопороз, деменция и прочие). Разумеется, выделение этих болезней носит несколько условный характер, но оно должно служить врачу ориенти- ром в отношении правильной трактовки различных симпто- мов, а также при определении тактики их профилактики и лечения, состоящих, главным образом, в снижении темпов прогрессирования заболевания, выборе эффективного и безопасного метода лечения, предупреждении возможных осложнений. Между тем пожилым больным свойственно увлекаться медикаментозными средствами «от всех болез- ней», что может стать причиной так называемых ятроген- ных осложнений. Врачи лечебно-профилактических учрежденийЛипецка владеют всеми необходимыми знаниями и навыками для лечения больных с учетом их возрастных особенностей. Приз в студию! — Здравствуйте, говорит ваша читательница Клавдия Смагина. — Очень рады вас слышать! — Мы — я, многие мои друзья и соседи — постоянно выписываеми читаем«Липецкуюгазету». Инамочень хоте- лось бы знать, будет в этом году проводиться традиционная игра среди подписчиков «ЛГ»? — Этот вопрос будет решен в ближайшее время. Ин- формация о сроках проведения такой игры обязательно появится в газете. — Будем ждать. —Но выможете, не теряя зря времени, принять участие в других наших конкурсах, которые проводятся уже сей- час. Например, в конкурсе рецептов «По секрету — всему свету» на странице «Домострой» или в конкурсе на лучшее читательское письмо о родной природе на тематической странице «Дубрава». Хозяйский подход — Это «Липецкая газета»? Меня зовут Анатолий Васи- льевич Ненахов. Прочитал в газете статью о переработке отходов и хочу поделиться своими наблюдениями. — Слушаем вас! — Недавно я приехал из Днепропетровска, где гостил у родственников. Так вот, тамперед каждымподъездом стоят контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов, имею- щих промышленное значение. И все жильцы аккуратно сортируют мусор и кладут в контейнер, отведенный именно для этого вида отходов. —Неужели все такие дисциплинированные? — Я специально наблюдал: все! Так было заведено еще при президенте Кучме. А все потому, что Украина, как и многие страны Европы, где тоже заведен такой порядок, не столь богата ископаемыми и лесом, как Россия. —Будемнадеяться, что и у нас люди научатся относить- ся к природным ресурсам по-хозяйски. Пока не похоронен последний солдат — Здравствуйте. Это — «Слушаем вас!»? — Да, представьтесь, пожалуйста. — Альбина Васильевна Исаева. Слышала, что в вашей газете было объявление с просьбойпомочь в поиске родствен- ников погибшего во время Великой Отечественной бойца РККА Павла Федоровича Леонова. —Да, такое объявление было, его опубликовали члены поискового отряда «Надежда», нашедшие останки и сол- датский медальон Павла Леонова. А вам что-то известно о его родных? — Я с 1956 по 1993 год работала директором Дома учи- теля. А с Марией Яковлевной Леоновой мы жили в одном доме на улице Толстовской, 26. У Марии Яковлевны было двое детей: дочь Нина и сын Александр. — Значит, вы можете помочь отыскать их? — К сожалению, Леоновы потом переехали из нашего дома, и я потеряла их из виду. Знаю только, что дочь Нина работала в одном из ателье Липецка. Надеюсь, это хоть немного поможет в поиске. Если нужны еще какие-то под- робности, мой телефон: 27-81-08. —Спасибо за информацию. Вам непременно надо сооб- щить эти сведения членам поискового отряда по контакт- ным телефонам, опубликованным в «Липецкой газете». Думаем, эта информация им очень пригодится. НатальяСУСЛОВА, село БорисовкаДобровскогорай- она: — Конечно, очень хоро- шо помню. Звали ее Анна Ивановна Сухотерина. Она была замечательнымчелове- ком. Добрая, внимательная, отлично знала особенности характера каждого из уче- ников. Ко всем умела найти подход. Она привила нам любовь иинтерес к русскому языкуилитературе.Помню, как она говорила нам: «Вот вы сейчас не хотите учить русский язык. Но потом, когда пойдете работать, поймете, почему так необ- ходимо его знать каждому русскому человеку». И она была права. К сожалению, Анны Ивановны уже нет в живых. Но две дочери пошли по ее стопам — тоже стали учительницами. Анна КАРАСЮК, сту- дентка 2 курса Липецкого эколого-гуманитарного ин- ститута: —Наша первая учитель- ница буквально покори- ла нас тем, что на первых уроках стала показывать нам… фокусы. Это было так необычно. Сразу создалась доверительная, непринуж- денная обстановка в классе, все быстро подружились. И мы всегда с нетерпением ждали начала уроков. Зовут эту необыкновенную учи- тельницу Галина Иванов- на Башкевич. Разумеется, она не только фокусы нам показывала. Это умный, знающий педагог, чуткий, душевный человек. Мы ее помним, любим и поздрав- ляем с наступающим Все- мирным Днем учителя. Николай СКОРСКИЙ, пенсионер: — Я пошел в школу в 1942 году, в приморском селе Новоалександровка. Вся школа была — одна комната, где стояли восемь парт. В первую смену четы- ре парты занимал первый Мою первую учительницу звали Анна Ивановна. Сейчас мне кажется, что так звали почти всех учительниц, особенно начальных классов. Запомнилось ее круглое лицо с карими лучистыми глазами, ласковая улыбка. Она никогда не злилась и не ругала нас всерьез. Она была доброй, как мама. А это самое главное для маленького человека, для которого за порогом школы начинается совсем другая, незнакомая, почти взрослая жизнь. Как выяснилось, у большинства опрошенных были именно такие добрые и хорошие учителя. класс, четыре — третий. Учитель был один, звали его Владимир Тихонович Цовбун. Занимался сразу с двумя классами. Он вел уроки всего один день — 1 сентября. Потом, в связи с тяжелым положением на фронтах, его призвали в армию. Вернулся он только через три года и учил меня уже в четвертом классе. Хороший был человек. У меня до сих пор хранится рисунок (я очень хорошо рисовал), на котором он по- ставил большую «пятерку» и расписался. Лидия БАМБУРОВА, юрист: — В первый класс я по- шла в Запорожье. Учитель- ницу звали Мария Андреев- на. Она была очень добрым, внутренне светлым челове- ком. Иглавное—любила де- тей. Была требовательной, но справедливой. Воспоми- нания о ней самые теплые и светлые. Еще запомнилась учительница английского языка Наталья Николаев- на — я училась в школе с «иностранным уклоном». Она прекрасно знала свой предмет, уроки проводила в игровой, занимательной форме, что значительно облегчало нам изучение английского языка. Кроме того, была хорошим психо- логом и педагогом. Ирина Черешнева 2010-й — год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и вместе с тем — Год учителя. Среди ветеранов Великой Отечественной было немало работников народного образования. Многие фронтовики по- сле увольнения в запас по- полнили учительские ряды. Среди них — ветеран Вели- кой Отечественной войны ВикторАндреевичЕрмаков, бывший командир роты автоматчиков танкового де- санта, комвзвода разведки, капитан в отставке. Он был награжден орденомКрасной Звезды, медалью «За побе- ду над Германией», имеет другие правительственные награды. О нем рассказала наша читательница Нинель Сте- пановна Антонова, актив- ный член клуба ветеранов «Встреча». «Вам непремен- но надо познакомиться с Виктором Андреевичем. Это удивительный человек, можно сказать, наша гор- дость». Виктор Ермаков 45 лет отдал делу воспитания де- тей. Из них 25 лет — на директорскомпосту. Отлич- ник народного просвеще- ния, заслуженный учитель РСФСР, в 1973 году он воз- главил 51-ю школу города Липецка, директором ко- торой оставался до выхода на пенсию. Неоднократно избирался депутатом Со- ветского районного Совета города Липецка. Дневник директора школы Одна из самых больших ценностей в скромном доме Ермаковых — тетрадь со стихами, песнями, с запися- ми, сделанными на фронте в перерывах между боями, с приветами от друзей, с кото- рыми сводили и разводили фронтовые пути-дороги. Из этих записей, памятных картиндетства, собственных мыслей сложилась впослед- ствии рукописная книга — «Дневник-воспоминание», адресованная детям и вну- кам. В ней — трагическая история многодетной семьи Ермаковых, в которой, кро- ме Вити, было еще семеро детей, по недоброму навету попавшей из родной Во- ронежской области в голую карагандинскую степь; рас- сказ о скитаниях шестилет- него пацана, ушедшего из дому в поисках куска хлеба в голодные тридцатые годы; фронтовые заметки; записи- размышления о любви, о семье и о самом главном и страшном событии в жизни — о войне. Проводы Как и многие юноши, летом 1941 года 17-летний Виктор Ермаков, окончив школу, решил учиться даль- ше. Поступил в горный ин- ститут. Но учебе помешала война. Сначала на фронт ушли старшие братья. В 1942 году призвали и Вик- тора. Он написал о том дне: «Помню утро 1942 года. Я был третьим сыном, кого родители провожали на фронт. Мать обняла меня и ГОД УЧИТЕЛЯ | Педагоги на фронтах Великой Отечественной «Я верю в нашу молодежь» С боевыми товарищами в Будапеште весной 1945 года. сказала: «Ну, сынок, с Бо- гом!» и горько заплакала. Невольно подумалось: «Неу- жели ухожу насовсем?»Над перроном стоял плач мате- рей. Женщины цеплялись за вагоны, будто стараясь остановитьпоезд. Словно все взрослые, кроме нас, восем- надцатилетних, заведомо знали, что нам предстоит ... Яжешел на фронт с мыслью отомстить за погибшего под Ржевом старшего брата. Тогда мне представлялось, что воевать просто — бери винтовку и стреляй! Три месяца учебной подготов- ки казались нескончаемо долгими. Мечтали только об одном: скорее на фронт!» Первый бой — он трудный самый В марте 1943-го эшелон с новобранцами прибыл на станциюЛискиВоронежской области. Там скопилось не- сколькопоездов, двигавших- ся в западном направлении. Рано утром вражеские само- леты начали бомбить желез- нодорожный узел. Спасаясь от бомб, солдаты бросились в ближайшую лесополосу, за взрывами и ревоммоторов не слыша команд. Кое-как командирам подразделений удалось собрать людей и под- нятьихватакунавражескую артиллерию и пехоту, стояв- шую на окраине города. «За двое суток мы про- двинулись километров на тридцать в сторонуЧугуева. На подступах к городу вновь столкнулись с частями про- тивника. Оборону пришлось держать, лежа почти по гор- ло в болотной жиже... В том бою погибло много молодых бойцов. Только на вторые сутки подошли наши танки и фашисты отступили». ПервыйбойдляВиктора, как и для многих, стал про- зрением. Было очевидно, что фашисты гораздо лучше подготовлены и вооружены илегко не сдадутся. Впереди ждали долгие фронтовые версты и изнурительные кровопролитные бои за каж- дое селение, каждый город. Молитва Шли бои за Кривой Рог, занятыйнемцами.Прорыва- ясь сквозь артиллерийский огонь врага, часть шла в на- ступление. Одиниз снарядов разорвался в самой гуще бойцов. Ермакова ранило в ногу. Кругом были тысячи убитых. Сколько Виктор ни пытался звать санитара — безрезультатно. «И тут я, никогда до того всерьез не задумывавшийся оБоге, взмолился: «Господи! Неужели никто не услышит меня! Неужели никого нет в живых?!» — как вдруг ко мне подполз санитар. «Ра- нен?» — «Ранен». Он пере- вязал меня и снова исчез. Я потерял сознание. Очнулся уже по дороге в госпиталь. Потом я часто вспоминал этот эпизод. Была ли это чистая случайность? Мо- лился ли я по-настоящему? Не знаю. Нас тогда вос- питывали по-другому. Но ведь было же услышано мое искреннее, истовое к Нему обращение...» Форсирование Днепра После госпиталя Виктор вернулся в свою часть. Про- двинувшись черезХарькови Полтаву кДнепру, 30 сентя- бря 1943 года 28-я Харьков- скаяКраснознаменнаядиви- зия, заняв оборонительные позиции, стала готовиться к форсированию Днепра. «В это утро над Днепром стоял густой туман, ничего не было видно. Переправля- лись кто на чем: на лодках, на плотах, просто на брев- нах. Я со своим отделением плыл на плоту, где стояло несколько пулемётов «мак- сим». Когда были почти уже на середине Днепра, фашисты, услышав движе- ние, открыли перекрестный пулемётный огонь. Потом налетела вражеская авиа- ция. Большая часть наших плавсредств на этом участке была потоплена. Многие бойцы утонули. Мне и ком- взвода удалось вернуться на берег, уцепившись за одно бревно, — все, что осталось от нашего плота. Во время переправы погиб мой друг и односельчанин Крапивин». 2 октября Днепр форси- ровали повторно. На этот раз удалось закрепиться на маленьком плацдарме, и метр за метром, с тяжелыми боями части начали продви- гаться вперёд. Кто хоть однажды видел это И теперь, спустя много лет, о многом, что довелось пережить на войне, Виктор Андреевич рассказывает с неохотой. Воспоминания о зверствах фашистов слиш- ком тяжелы даже для муж- чины. Одно из них связано с боями за село Пятихатку в Днепропетровской области. «Мы вышли на окраину деревни и преследовали от- ступающего врага. Немцы прятались за стогами соло- мы, отступая под нашим на- тиском, ониподжигалиих.И тут из горящих стогов стали с криками выползать наши раненые солдаты. Злодеяние было хладнокровно проду- мано и исполнено немцами. После увиденного ярость на- ших бойцов не знала границ. Их было уже не остановить. Несмотря на приказ не рас- стреливать раненых немцев, пленных не брали...» После войны Фронтовая судьба Вик- тора Ермакова богата собы- тиямии географией.Пройдя с боями Румынию, Болга- рию, Венгрию, Югославию, войну он закончил в Вене, уже офицером, командиром роты разведки. А после по- беды жизнь пришлось на- чинать заново. Ермаков устроился учи- телем физкультуры в сред- нюю школу в уральском го- роде Троицке, где родилась его жена Нина. Ребята слушались Ерма- кова беспрекословно — ни одного случая самовольного ухода с уроков. Для тех, у кого отцы и братья воевали или погибли на войне, авто- ритет учителя-фронтовика был непререкаем. Но Вик- тор понимал, что ему остро не хватает педагогических знаний, и поступил на за- очный факультет пединсти- тута. Учиться было трудно, так как приходилось оста- ваться в школе и после уро- ков, заниматься с ребятами внекласснойработой.Ктому же молодойпедагог и семьей успел обзавестись. «Тогда никто не считал- ся со своим личным вре- менем. Работали столько, сколько требовалось, чтобы справиться с поставленной задачей, забывая о еде и об отдыхе. Дневного времени на учебу не хватало. При- ходилось сидеть над учеб- никами ночами. Но меня все время подстегивала мысль: если могут другие, то и я смогу! Внутренняя гордость крестьянского паренька, чувство собственного до- стоинства — словом, все хорошее, что было заложено во мне моими родителями, — не позволяли сломаться, махнуть на все рукой, а заставляли ставить новые цели и достигать их». Ученики чувствовали в нем крепкий внутренний стержень, и это действовало лучше всяких нравоучений. За честность, трудолюбие и знания учительский кол- лектив выдвинул Ермакова кандидатом в депутаты го- родского Совета. Его депу- татомЕрмаков становился 6 раз. 13 лет он проработал ди- ректоромТроицкой средней школы, и все же Ермакова тянуло в родные места. В 1973 году, переехав в Ли- пецк, возглавил среднюю школу№51, где проработал до выхода на пенсию. За вре- мя его директорства зауряд- ная школа стала одной из лучших в городе. Коллеги неоднократно выдвигали Ермакова кандидатом в де- путаты районного Совета. Виктора Андреевича ча- сто приглашают на встречи сошкольниками. «Мне, как учителю, свойственно раз- мышлять о прошлом, ожиз- ни—нынешней и будущей. Я вот иногда думаю, а надо ли вспоминать о том, что довелось пережить моему поколению? Интересно ли это нынешниммолодым лю- дям или, может, время уже упущено? Но когда смотрю на их лица, вижу их глаза, я верю в нашу молодежь». ТОРГОВЫЙ РЯД Цены на Центральном рынке в четверг 30 сентя- бря (в рублях за кило- грамм): Мясо: Свинина 145 — 250, го- вядина — 150 — 270, кро- лик — 550 — 600. Мясо птицы: Курыдомашние—130— 250, утки — 500. Рыба свежемороженая: Горбуша — 125 — 130, окунь морской — 165 — 184, минтай — 69 — 74, треска — 119, камбала — 129, хек — 119, скумбрия норевжская — 99 — 145, хек — 109. Яйца куриные — 34 — 37. Овощи: Картофель —23 — 25, морковь — 25 — 30, лук- репка — 18 — 20, капуста свежая — 20 — 28, чеснок — 200 — 250, перец бол- гарский — 25 — 30, огурцы — 40 — 55 , помидоры— 30 — 100 баклажаны — 25 — 35, кабачки — 20 — 25, лук зеленый, укроп, петрушка —10—15 руб. пучок, салат листовой — 20 — 25 рублей пучок. Фрукты: Арбуз — 10, дыня — 20 — 50, яблоки — 15 — 50, чернослив — 50, бананы — 20 — 25, груши — 77 — 80, апельсины — 50 — 60, ман- дарины— 75 — 80, лимоны — 80 — 90, персики — 80, виноград — 65 — 75. ФОТО ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА ВИКТОРА ЕРМАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz