Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

И тем живет, и этим счастлива ФОТО ИЗ АРХИВА АНСАМБЛЯ 4 Доска почета ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 171/23799/ 4 СЕНТЯБРЯ 2010 Кристаллина родилась в семье художника и учительницыпения, что, естественно, и предопределило ее выбор будущей профессии. Получив высшее музыкальное образование на фортепианном отде- ленииСаратовской государственнойконсерватории, героинянашего очерка предпочла карьере пианиста служение русскому народному песенному творчеству. Как и почему это произошло, нашему корре- спонденту рассказала сама Кристаллина Леонидовна. — В мою судьбу, как это часто и бывает, вмешал- ся случай, — вспоминает Иващенко. — Будучи еще студенткой консервато- рии, мне удалось присут- ствовать на экзаменах по специальности «руководи- тель народного хора». Эк- заменационную комиссию возглавлял знаменитый фольклорист профессор Лев Христиансен, основатель Уральского народного хора. Услышанные народные ме- лодии, напевы, изумитель- ные по своей красоте, что-то перевернули в моей душе. Слушая их, я почти зримо ощутила очарование на- родной музыки, старинных обрядов. «Вот именно это — мое, то настоящее, чему я и постараюсь служить», — что-то тихо прошептало внутри меня… По окончании консер- ватории Кристаллина при- ступила к осуществлению своей мечты — созданию фольклорного песенного ансамбля из талантов Ли- пецкой области. Главный ее принцип в творчестве — ис- полнение народных песен, записанных с голоса только в селах нашего края. — Народных хоров в Липецкой области немало, — говорит руководитель ансамбля, —но они похожи по своему репертуару — исполняют воронежские, курские, тамбовские, бел- городские частушки. А моя цель — собирать лучшие песенные образцы в райо- нах нашей области, изучать манеру и особенности их исполнения без инструмен- тального сопровождения. Заметим, что творческое начинание Кристаллины Леонидовны поддержала и ее мама, Людмила Семе- новна Дегтярева, препода- ватель детской музыкаль- ной школы, учитель пения. Именно она предложила дочери записать исполнение народных песен сельским ансамблем села Вешаловка. —Собственно, с этого все и началось, — продолжает Иващенко. — Мы органи- зовали экспедиции в села области и открыли настоя- щий кладезь подлинных народных мелодий, никем еще не записанных. Они пришли из глубокой ста- рины, передаваясь из уст в уста. Среди них есть разные направления — обрядовые, отдельно свадебные, сол- датские песнопения. Почти забытые, теперь они обрели второе рождение в исполне- нии нашего ансамбля. Настоящие «жемчужи- ны» нашла Кристаллина Леонидовна в селе Белевец Становлянского района. Произошло это в 1995 году — девяностопятилетняя Мария Плохих сохранила в памяти старинные мело- дии и напела их Иващенко. Особой находкой для фоль- клорной экспедиции стали услышанные и записанные «Елецкие страдания», ис- полняемые особым образом жительницей Измалков- ского района Ниной Ми- хайловной Красниковой — две строки песни она поет без перерыва на вдох, по-деревенски это значит «с проволочкой». — Такое исполнение очень неординарно, — по- ясняет Иващенко и ста- вит исполнительницу в ряд уникальных, самобытных импровизаторов Липецкой области. Еще одна встреча с уди- вительной исполнительни- цей старинных страданий и частушекиз селаКуликовка Екатериной Андреевной Рассказовой произошла не в ее родномселе, а вЛебедяни. —Дело было в 1999 году, — повествует Кристаллина Леонидовна. — Мы произ- водили запись гармонистов в районном Доме культуры и на второй день познакоми- лись с Екатериной Андреев- ной. У нас распространено петь частушки, что назы- вается, под язык, но так, как это делает Рассказова, не может сделать никто. Она исполняет частушки, прямо скажу, филигранно, имитируя языком игру на гармонике, свободно им- провизируя. Все это создает незабываемый образ. …Фо л ькл о рный ан - самбль «Воскресение» в те- чение 15 лет не имел своего помещения. Руководители некоторых культучрежде- ний иногда дозволяли им порепетировать пару часов, но и то не всегда. —Уговорила я однажды дирекцию бывшего кино- театра «Винница» (теперь это развлекательный центр «Торнадо») разрешить нам репетировать в фойе, — вспоминает Иващенко. — Летом-то еще можно было это делать, а зимой… Зани- мались в верхней одежде, в перчатках. Поем, а изо рта пар валит… Выручил нас областной Дом народного творчества, предоставил для занятий свои помещения на пятом этаже, когда со- трудники заканчивали свой рабочий день. Теперь все не- взгоды позади — у нас есть свое отдельное помещение в областномЦентре культуры и искусства. С творчеством самобыт- ного ансамбля «Воскресе- ние» уже знакомы люби- тели фольклора Украины, Литвы, Латвии, Италии, Египта. Приглашений кол- лектив получает много, но есть извечная проблема — деньги. В бюджете средства на поездки не предусмотре- ны, а приглашающая сто- рона не всегда берет на себя Аркадий Гарбузов Кристаллина Леонидовна ИВАЩЕНКО — создатель и художественный руководитель народного фольклорного ансамбля «Воскресение» г. Липецка, член российского Союза любительских фольклорных ансамблей, преподаватель областного колледжа искусств, лауреат международных фестивалей и конкурсов исполнителей старинных народных песен. Награждена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». расходы. Однако артисты ансамбля активно исполь- зуют концертные площадки нашей области. —В своих фольклорных программах мы существен- но используем игровые моменты, — рассказывает Иващенко. — Ведь именно через игры дети непосред- ственно проникаются му- зыкальным напевом, плюс все идет без музыкально- го сопровождения, то есть мелодия воспроизводится только голосом, потому и запоминается быстрее. На- пример, перед Рождеством мы разучиваем тексты ко- лядок, учимся двигаться в соответствии со старинными обычаями. Яркость и уникальность липецкихнародныхнапевов однаждыпоразилипобывав- шую на концерте ансамбля «Воскресение» профессора Воронежской академии ис- кусств ГалинуСысоеву: «Яи не подозревала, что с таким блеском можно передать характер и красоту русского древнего быта и народных обрядов». Отдельно заметим, что очень успешно коллектив ансамбля выступал в дека- бре 2009 года на фестива- ле российского искусства «Зимний сад искусств» в Италии, который проходит под патронатом супруги Президента РФ Светланы X Окончание. Начало на 3-й стр. Но они, эти проблемы, касаются конкретного че- ловека, коллеги по работе, и поэтому профком во главе с Еленой Клявиной никогда не проходит мимо них. — Елена Михайловна иной раз прибегает ко мне в кабинет едва ли не со сле- зами на глазах. У такого-то возникла проблема, беда — надо помочь. И мы вместе начинаем думать, искать варианты, а потом с кон- кретными предложениями идем к коллективу, — рас- сказывает директор гимна- зии Римма Пиндюрина. И тут же мои собеседни- цы приводят конкретные примеры. В начале минув- шего лета ливни затопили нижнюю часть города. Се- рьезно пострадали некото- рые дома, в том числе семьи педагогов, которые трудятся в гимназии. Посоветовав- шись, администрация и профком, весь коллектив помогли коллегам не только словами сочувствия, но и материально. — Деньги, может, и не- большие. Но главное даже не в этом, а в другом—люди чувствуют, что коллеги, друзья всегда рядом и в беде не оставят. Эти слова ЕленаКлявина повторит еще не раз во вре- мя наших разговоров, экс- курсии по гимназии. Когда вспомнит о том, как помога- ли коллегам, оказавшимся в больнице на лечении или операции, в сложной вну- трисемейной ситуации. Как летом учителя, невзирая на отпуск, находили время дружно и усердно помогать в ремонте гимназии, при- водить ее в порядок, чтобы кабинеты и все помещения, как всегда, радовали глаз 1 сентября. На с тоящий профе с - сиональный союз — он во всем союз. И в учебно- воспитательном процессе, и на досуге, и в быту. Не слу- чайно Валентина Хомутин- никова, вручая Почетную грамоту, искренне говорила не только в адрес профкома и администрации, но и всего коллектива: Душа коллектива — на третьем этаже Медведевой. «Воскресение» выпустило два диска с наи- более яркими образцами песенного народного твор- чества Верхнего Дона. За два десятилетия участники ансамбля собрали и запи- сали около 200 старинных напевов, обрядовых песен, наигрышей… Отметим, что в следующем году ансамблю «Воскресение» исполнится 20 лет! А чтоже в личнойжизни Кристаллины Леонидовны? У супругов Иващенко трое детей. Старший сын Тарас —студентМосковской госу- дарственной консерватории им. Чайковского, по окон- чании вуза будет профес- сиональным флейтистом. Средний сын Иван учится в общеобразовательной шко- ле и одновременно берет уроки игры на кларнете в музыкальной школе. — Ваня не собирается на профессиональную сце- ну, — открывает секрет Кристаллина Леонидовна. — Говорит, что играет для себя, а не для публики. Ну а младшая дочьМаша (ей 6 лет) учится играть на скрипке и уже… обожает фольклор. Кристаллина Иващенко среди своего коллектива и на областной Доске почета. — И я именно в фоль- клоре раскрылась как творческая личность. И тем моя душа жива, — вот так подытожила наш разговор Кристаллина Иващенко. —Без вас имыбыничего не смогли сделать. Сегодня в нашей городской профсо- юзной организации 7 тысяч человек, и у многих вот такая же активная жизнен- ная позиция. И поэтому с нами считаются. Мы благо- дарим вас за сплоченность, солидарность, взаимопони- мание! Судяпо реакции зала, все согласились с этой оценкой. Работой профсоюзной орга- низации в гимназии доволь- ны все стороны — и работо- датель (администрация), и учителя, и сам профком. — В профсоюзе у нас состоят практически все педагоги, сотрудники. У профкома отличные взаи- моотношенияивзаимопони- мание с руководством, с кол- лективом. Например, нам с директором всегда удается золотую середину найти в решении любой проблемы, а ведь это, согласитесь, нелег- ко. Но действуем мы всегда в рамках закона. И здесь не могу не коснуться такого важного момента. Горком профсоюза работников об- разования систематически организует различные фор- мы учебы для нас, предсе- дателей первичных органи- заций, семинары, «круглые столы», встречи. На них приглашаются специалисты юриспруденции, экономики и других сфер, которые рас- сказывают о новшествах в законодательстве, отвечают на наши вопросы, обучают правильному оформлению различной документации и так далее. Учимся посто- янно, а отсюда и следова- ние букве закона, условиям коллективного договора, в который у нас, кстати, вне- сено немало дополнитель- ных пунктов. Например, по оплате труда, улучшающих положение сотрудников. Кому-то, может, покажется странным и удивительным, но наш директор не только ставит под этим документом свою подпись, она еще и вносит собственные предло- жениявпользупедагогов,— продолжает ЕленаКлявина. — Как мне это знакомо! — подхватила Валентина Хомутинникова. — Римма Евгеньевна входила у нас в состав комиссии по раз- работке городского трех- стороннего соглашения по социальному партнерству. Вроде бы должна представ- лять позицию работодате- ля. Но больше поддержива- ла… профсоюз. Знаете, нам ведь тогда удалось добиться немало. Скажем, чтобы педагогов при сокращении кадров предупреждали об этом не за два, а за три месяца. Римма Пиндюрина и не скрывает своего отношения к профсоюзам: —Помню, на базе нашей гимназии проходил форум работников библиотечной системы. Мне задавали разные вопросы, а один из участников спросил: есть ли у вас профсоюзная орга- низация? Узнав, что есть, удивился: почему еще не отказались от этого? Ну что я могла ответить? Ска- зала просто, что у нас и в самые смутные времена не появлялось мысли о том, чтобы развалить профорга- низацию. Без нее мы себя не представляем. Конечно, в профсоюзе должны быть личности, лидеры, такие как Клявина. Елена Ми- хайловна у нас заведует библиотекой, на обществен- ных началах возглавляет профком. Кстати, у нее два высших образования, орга- низаторских способностей не занимать. Она, честно скажу, и сама бы могла возглавить любую школу. Ведь я когда пришла на должность директора, шагу не могла ступить без Елены Михайловны. Опыта что ли недостаточно было, робость какая-то одолевала… Чуть какой вопрос посложнее, спешу в кабинет Клявиной советоваться, как лучше по- ступить. Да и вообще у нас в гимназии все знают, где находится «жилетка», в ко- торую можно поплакаться, — это кабинет Елены Ми- хайловнына третьем этаже. Так что Клявина у нас без натяжки —душа коллекти- ва. Именно такие люди, на мой взгляд, и должны быть лидерами в профсоюзе. Тут же директор гимна- зииРиммаПиндюрина вспо- минает и о коллективномдо- говоре, которого коснулась в разговоре председатель профкома: — Вот говорят мне ино- гда — нужна ли она, эта профорганизация, этот кол- лективный договор?Да если идти по пути наименьшего сопротивления, не нужно ничего. Легче жить будет. Ведь наличие того же кол- лективного договора, если честно,—большая головная боль. Это дополнительные пункты, условия… Поста- вила подпись — будь добра, выполняй обещанное. Но у меня нет такой головной боли. Если надо что-то сде- лать для коллектива, что- то улучшить, то я обеими руками «за». Как бы в подтвержде- ние этого теперь уже пред- седатель профкома Елена Клявина показывает папки с коллективным договором, положением об оплате тру- да, грамотами и дипломами: — Да что говорить, все это знают — зарплата у педагогов сегодня не на должном уровне. Вот мы и стараемся как-то под- держивать материальную составляющую учителей. Согласно нашему положе- нию об оплате фактически за всю дополнительную работу предусмотрены сти- мулирующие выплаты, пре- мии. Видите, на скольких страницах это расписано? Вот, допустим, стимулиро- вание за подготовку детей к олимпиадам. Победил гимназист, занял первое, второе или третье место в областной ли, городской ли олимпиадах, его учитель- наставник награждается соответственно премией — пять, четыре или три ты- сячи рублей. За каждого ре- бенка, независимо от того, победил он или нет, выпла- чивается пятьсот рублей. Такие стимулы выгодны и педагогам, и детям, и их ро- дителям, и всей гимназии. Они порождают стремление совершенствоваться про- фессионально, еще активнее работать с детьми. Проходя по этажам и коридорам школы, мы за- мечаем красочно оформ- ленный стенд, на котором размещены сообщения и фотографии, рассказываю- щие о работе профсоюзной организации, социальном партнерстве, акциях, до- стижениях. Поскольку здесь такая дружная и сплоченная команда педагогов, как-то и неловко спрашивать Елену Клявину, кто же помогает ей в работе. Но она как бы предвосхищает вопрос: — Обратили внимание, на стенде есть список чле- нов профкома? Разные предметы преподают Елена Ефимова, Ольга Малико- ва, Светлана Похожаева, СветланаФедянина, разные они по возрасту и харак- теру. Но одно у всех общее — жизненная активность, стремление сделать родную гимназию лучше, краше, добрее. Впрочем, это относится и ко всему коллективу гимна- зии № 19. Заслуженная награда из рук профсоюза. ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz