Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 168/23796/ 1 СЕНТЯБРЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Яна Б. Высокая светловолосая девочка учится во втором классе. Яна очень хочет получать «пятер- ки», но пока не всегда выходит. Девочка танцует в ансамбле. Тру- долюбивая: цветочки польет, зем- лю взрыхлит и даже в шкафчике догадается пыль вытереть. Яне не хватает главного человека на свете — мамы. Об этом она пишет ДедуМорозу в Великий Устюг под Новый год, а еще загадывает желание, чтобы мама нашлась, когда задувает све- чина торте в день своего рождения. Никита К. Открытый, весе- лый, разговорчивый мальчик 1 сентября пойдет во второй класс. Причем с удовольствием, хотя порой в школе ему делают замеча- ния. «Какой-то я нетерпеливый», —признался Никитка. Чтобы на- учиться молчать, мальчик наби- рает в рот воды и считает, как ми- нимум, до десяти. Он решил учить стихи, знает Есенина, Пушкина, Лермонтова, Цветаеву... У Ники- ты есть брат, они очень дружны. А еще —маленькая сестренка, но она живет в другом детском доме. Никита очень хочет, чтобы их за- брали мама и папа. Он верит, что счастье возможно, а мечты обязательно сбудутся. Алеша К. Старший брат Ни- киты. Высокий, худощавый пар- нишка. Очень откровенный и совестливый. Признался, что порой ругается, за что ему потом бывает очень стыдно. С Алешкой занимаются психологи. Сдвиги есть, но пока небольшие. А вот в плане улучшения памяти у него прогресс. Запоминает Алешка все быстро. Хорошо излагает свои мысли на бумаге, с удовольстви- ем читает. И пишет письма своей маленькой сестренке Ане. Одно из них заканчивается так: «Знай, мы сНикитой никогда тебя не бросим. Ты — не сирота!» ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ЗЕМЛЯКИ | О людях увлеченных Про русский самовар Тамара Портнихина В старинном данковском селе Теплое живет немало одаренных людей. Один из них — резчик по дереву Николай Ломовской. Он не только мастер-золотые руки, но и собиратель старины. Одно из главных его увлечений — коллек- ционирование предметов быта прошлых веков. Я иду по тропинке, веду- щей к дому Николая Васи- льевича. Ориентиром слу- жит рукотворное гнездо с аистами на высокой березе. Кажется, что эти птицы счастья из дерева являются талисманом дружной семьи Ломовских. В палисаднике, несмотря на жаркое лето, благоухают розы, радуют глаз разноцветные звез- дочки астр, пышные шеве- люры георгинов. Когда я проходила мимо сказочного гриба-лесовика (Николай Васильевич сделал его из пенька, найденного в лесу), мне показалось, что он озор- но подмигнул: «Мол, чудеса только начинаются...» И действительно, стоило увидеть коллекцию самова- ров, выставленных хозяи- ном на резной стол, как сра- зу перехватило дыхание. Их начищенные бока сияли в лучах солнца, икаждыйбыл хорош по-своему. Впрочем, Ломовской не считает себя коллекционером в прямом смысле этого слова, так как не относится к своему увле- чению с фанатизмом. — Собирателем я стал после того, какмне достался самовармоейбабушкиАнны Поликарповны, до этого он принадлежал ее маме, моей «Школа должна учить и воспитывать» X Окончание. Начало на 1-й стр. —Педагогичасто сетуют на отсутствие реальных сти- муловкпрофессиональному росту, низкий статус в обще- стве. Изменил ли что-то Год учителя? — Искренне убежден, что профессиональный и общественный статус за- висит в первую очередь от самого человека. Вот, ска- жите, престижна ли у нас профессия врача? — Смотря какой это врач… —Верно, точно также ис профессией учителя. Я знаю сотни состоявшихся, ува- жаемых педагогов. Они не сетуют на судьбу и власти, а делают своеделоиделают его хорошо, достойно зарабаты- вая на жизнь своим трудом. «Учителя года-2010», исто- рика гимназии №12 Нину Павлову знает вся область, баннер с ее портретом укра- шает центральную площадь Липецка.Отакомпризнании профессиональных заслуг, думаю, могут толькомечтать обладатели «престижных» специальностей.Профессио- налыценятся всегда и везде. Разве можно без опытного учителя успешно подгото- виться к ЕГЭ или победить на Олимпиаде? Но есть, к сожалению, и другие учителя, и их не так уж и мало. Обидно, когда видишь на телевидении в нашумевшемсериале «Шко- ла», семейных «Папиных дочках», юмористической «Наша Russia» непривле- кательные, карикатурные образы наших педагогов. Обидно еще и потому, что многие их черты метко взя- тыиз реальнойжизни. Пре- жде чем сетовать на отсут- ствие уважения в обществе, правильнее спросить себя: а заслуживаю я такого ува- жения? Таким персонажам, как Снежана Денисовна, собирающая с класса деньги на «домик для скворцов», нет места в новой школе. Уверен, они и сами прекрас- но понимают это. Социальный статус опре- деляется не только день- гами. Хочу быть понятым правильно, я не собираюсь снимать с себя всю ответ- ственность за уровень мате- риального благосостояния учителей. Власть помогала и будет помогать педагогам. В новом году предусмотрено индексирование заработ- ной платы работников си- стемы образования на 6,5 процента за счет средств областного бюджета, есть широкие возможности ма- териальной поддержки из фонда стимулирующих выплат. Но стремление к профессиональному росту должно быть у учителя в крови, иначе какое мораль- ное право он будет иметь требовать знаний от детей?! Мы же будем поддерживать педагогов и материально, и морально. Символичным завершением Года учителя станет установка памятни- ка под рабочим названием «Первое сентября» на улице Пролетарской в Липецке, сейчас рассматриваются различные эскизыв поисках окончательного варианта. — Как вы оцениваете общее состояние школьной инфраструктуры области, насколькооно соответствует современнымтребованиям? — Нам очень не хватает современныхшкольныхзда- ний. Школа XXI века — это просторное помещение на 500—1000 человек с отдел- кой из экологически чистых материалов, кондиционера- ми, двумя спортивными за- лами, бассейном, учебными лабораториями, медиате- кой, мастерскими для труда и творчества, школьной сценой. Положа руку на сердце можно сказать, что в области пока нет зданий, полностью соответствую- щих идеалу. Те, которые открываются сейчас, близки к нему лишь процентов на восемьдесят. Нет школ третьей ступе- ни для старшеклассников по типу западных«high school» с профильным обучением, а они сегодня необходимы. Нужнысовременныешколы для детей с ограниченными возможностями здоровья с пандусамииподъемниками. Школьная инфраструктура области и страны в целом полностью соответствует стандартам XX века, а вот чтобы успешно решать об- разовательные задачи века XXI, еще многое предстоит сделать. — Как проходит в об- ласти процесс перехода на новые государственные стандарты? Сколько школ будет работать по ним? —Стандартыначального обучения второго поколения — это не только серьезный и весьма обширный педа- гогический документ объе- мом более 200 страниц. Это еще и основательная работа по созданию и реализации принципиально новой об- разовательной программы. Осилить переход на новые стандарты могут лишь вы- сококвалифицированные специалисты. Поэтому на- чинают это дело 25 лучших гимназий, лицеев, школ области. Серьезная методи- ческая работа будет вестись в каждомрайоне. Вперспек- тиве на новые стандарты должныперейти всешколы. В связи с этим меня трево- жит уровень квалификации наших педагогов. Если в целом по области 76 про- центов учителей начального звена общеобразовательной школы имеют высшую и первую квалификационные категории, то доля учителей сельских школ с высшей квалификационной катего- рией всего 14 процентов. Руководству целого ряда районов стоит всерьез заду- маться: а готовыли сельские школы к грядущим пере- менам? —Как проходит оптими- зация школ, будет ли про- должаться этот процесс, дал ли он эффект, на который рассчитывали? — Оптимизация — це- ликом прерогатива мест- ных властей. Именно они следят за демографической ситуацией, наполняемостью классов. За последние пять лет контингент учащихся в области уменьшился более чем на 13 тысяч человек. Сложная ситуация склады- валась в малокомплектных школах, в которых один педагог вел несколько пред- метов для 1-2 учеников. Без- условно, говорить о высоком качестве образования в та- ких школах не приходится. Оптимизация дала эффект, на который мы рассчиты- вали. Реструктуризация в области началась со школ, в которых полностью отсут- ствовали учащиеся. В результате за послед- ние два года увеличилась наполняемость в классах в сельских школах на 29 про- центов, в городских — на 14 процентов, а количество учащихся, приходящих- ся на 1 учителя, на 42,5 процента. Как следствие неэффективные расходы снизились в два раза, появи- лась возможностьнаправить деньги на решение неот- ложных задач. Например, под закупку школьных ав- тобусов. В 2010 году ликвиди- ровано 16 школ (из них 11 филиалов). Вновом учебном году в области будут функ- ционировать 436 школ (из них 100 филиалов). В районах создана сеть базовых школ, обеспечи- вающих более высокое ка- чество знаний обучающих- ся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональ- ное образование, укреплена материально-техническая база. — Еще один острый во- прос связан с грядущим переходом части школ об- ласти в автономный статус. Родители и ученики бес- покоятся, не приведет ли изменение организационно- правовой формы к резкому увеличению доли платных услуг в образовании? — Цель реформ — сде- лать коллективы более са- мостоятельными в зараба- тывании и распределении средств. Но это вовсе не означает, что школы бу- дут передаваться в частные руки, превращаться в ком- мерческие структуры. Нет, в соответствии с законом их главная цель — обеспе- чивать знаниями в рамках государственного стандарта. Если услуга выходит за рам- ки школьной программы, то она может быть платной. Репетиторство существова- ло во все времена, и никого это не возмущало. Закон позволяет легализовать и жестче контролировать эту практику. Но повторюсь, речь не идет о коммерциа- лизации образования, все, что входит в школьную про- грамму, будет по-прежнему бесплатным. — Как обстоят дела с обеспечениемшкол новыми учебниками, хватает ли их на всех? — Сейчас все школы области на сто процентов обеспечены учебной лите- ратурой. В этом году за счет средств областного бюджета будет закуплено более 220 тысяч учебников на сумму около 43 миллионов ру- блей. Задача руководителей учреждений эффективно их использовать. Если учесть, что на дан- ный момент в школах в основном используются учебники изданий послед- них пяти лет, то выделяе- мых средств достаточно для обеспечения учебниками всех учащихся. Но родите- ли должны понимать, что в этом случае учебники, скорее всего, окажутся не новыми. Если руководство школ необоснованно заставляет родителей покупать учеб- ники, то об этих фактах сле- дует оставить сообщение на сайте управления образова- ния и науки, мы тщательно проверим все сигналы. — Здоровье ученика — один из главных приорите- тов, изложенных в нацио- нальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Что делается в этом направлении? — Делается очень мно- гое. В 90 процентах школ используется третий час уроков физической культу- ры для проведения подвиж- ных игр на свежем воздухе. Активно развиваются со- временные оздоровительные видыспорта—фитнес, аэро- бика, шейпинг. В абсолютном большин- стве школ имеются спор- тивные залы и школьные стадионы, в 15-ти из 20 му- ниципальных образованиях области построены бассей- ны, в которых дети имеют возможность заниматься как в учебное, так и во вне- урочное время. Но главная наша зада- ча — изменить само отно- шение учащихся к своему здоровью. Ребята должны понять, что здоровье — их самый важный капитал. В этом плане интересен опыт липецких лицея № 44 и гимназии № 12, школ № 2 села Доброе и села Де- вица Усманского района. Педагоги этих учебных заве- дений работают творчески, применяя передовой опыт оздоровления детей. — Поговорим теперь о высшей школе. На многие специальности в этом году не было конкурса. Будет ли скорректирован набор в следующем году с учетом этого? Вообще, необходима ли оптимизация вузам? — Высшая школа — это постоянная конкуренция между государственным и негосударственным секто- рами за абитуриента, ко- торый идёт туда, где выше качество предоставляемых образовательных услуг. Об- щество определяет, если так можно выразиться, «моду» на «престижные» и «не пре- стижные» специальности и профессии. Вы знаете, что «престижными» в раз- ное время были физики, геологи, журналисты, во- енные, специалисты ино- странного языка, актеры. Сегодня выпускники школ связывают своё будущее с государственнымимуници- пальным управлением, эко- номикой, юриспруденци- ей, социально-культурным сервисом и туризмом, со- циологией, психологией. Прием этого года показал, что абитуриенты сделали выбор в пользу названных направлений подготовки как в государственных, так и негосударственных вузах. Вузы испытывали трудно- сти с набором на ряд твор- ческих специальностей, но это не вопрос престижа. Это, если хотите, с одной стороны, вопрос таланта, степени одарённости, а с другой — степень востре- бованности специалиста на рынке труда. Были сложности с на- бором и на факультеты, где готовят специалистов по традиционным направ- лениям для социально- экономического комплекса области. Однако время все расставит по своим местам, и вузы, согласовывая кон- трольные цифры приема на 2011—2012 год, сделают не- обходимые выводы. Вместе с тем, это повод задуматься и работодателям. Необходимо создавать привлекатель- ные условия для молодого специалиста, и не только материальные. А что касается оптими- зации, то этот процесс кор- ректирует сама жизнь и интеграция России в обще- мировое пространство. Так, уже сегодня учреждения высшегопрофессионального образования области, как и всей страны, готовятся к работе в условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования: пер- вый уровень—бакалавриат (3-4 года обучения), второй уровень — магистратура (2 года обучения) или подго- товка специалиста (не менее 5 лет). — Как проходит инфор- матизация образования, насколько активно внедря- ются современные техно- логии в школах? — В рамках реализации приоритетного националь- ного проекта «Образование» все общеобразовательные учреждения области по- лучили высокоскоростной доступ к сети Интернет, необходимое оборудование и программные продукты, позволяющие решать раз- нообразные задачи в ходе учебного процесса. Расходы на оплату доступа к сетиИн- тернет учтены в областном бюджете в виде субвенций муниципальным органам местного самоуправления. Школы области обе- спеченны компьютерной техникой на уровне самых современных стандартов. Парк вычислительной тех- ники составляет более 6 тысяч единиц, из них 46 процентов—не старше трех лет. В среднем по области на 1 персональный компьютер приходится 16,7 учащегося. Это хороший показатель. —Ив завершение нашей беседы, что бывыпожелали педагогам накануне нового учебного года? — Профессионализма, терпения и не бояться от- стаивать право быть лучше! ФОТО ГАЛИНЫ СНИМЩИКОВОЙ прабабушке, — рассказы- вает Николай Васильевич. — Когда я был совсем ма- леньким, мы приходили с матерью и отцом в гости к бабушке и пили чай из этого самовара за большим столом. Помню, он дышал паром, сверкал медными боками и был словноживой. Сейчас у Ломовского 12 самоваров, почти все они былиизготовленыв середине ХIХ века на предприятиях известных тульских фабри- кантов Николая Баташёва, братьев Шемариных, Во- ронцовых,Моисеевых. Туль- ские мастера обладали осо- бым секретом, потому что в их самоварах кипяток очень долгоне остывал. Скорее все- го, секрет этот заключался в особых сплавах. Исполь- зовали для самоваров медь зеленую (латунь), красную, томпак. Иногда самовары серебрили или золотили. В 1850 году томпаковый само- вар стоил 25-30 рублей. Сум- ма по темвременамнемалая. На воронцовских и бата- шёвских самоварах видны оттиски российского герба. Оказывается, государствен- ную символику ставили на изделия только высшего ка- чества. За лучшую продук- цию, которую самоварных дел мастера представляли на отраслевых выставках — промышленных, сель- скохозяйственных и специ- ализированных (проходили они с интервалом в 10 лет), — фабриканты получали медали. Награды удовлет- воряли их самолюбие, а от- тиски медалей наносились на самовары. Николай Васильевич рассказывает много инте- ресного об истории создания русского самовара. Его на- звание произошло от сло- восочетания «сам варит», и всегда этот предмет домаш- него быта олицетворял наше национальное гостеприим- ство. А в газете «Тульские губернские ведомости» за 1872 год есть такие строчки: «Самовар — друг семейного очага, лекарство прозябше- го путника...»Изделия кон- ца ХIХ — начала ХХ веков отличались скромностью, изяществом и предназна- чались они для массового потребителя. Именно такие экземплярыиудалось найти Ломовскому. Один из таких самоваров Николай Васильевич при нас «раскочегарил» с по- мощью хромового сапога, а потом состоялось чаепитие. — Я уверен, что старин- ные вещи излучают особую ауру, — говорит хозяин. — У меня, например, улуч- шается настроение, когда я слышу звук ... валдайского колокольчика. Этому колокольчику из коллекции Ломовского бо- лее двух веков. По нижнему краю (его мастера зовут юбкой) можно прочитать следующее: «Мастерская М. Митрофанова. 1803 г. в Валдае». Низкий чистый звук колокольчика просто ласкает слух. Ломовской поведал старинную легенду о том, как появились на свет валдайские колокольчики. В 1478 году по приказу Ива- на III с Софийской звонницы был снят вечевой Новгород- ский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не пропове- довал бы больше вольницы. Но до Москвы «путник» так и не добрался, на крутом склоне сани опрокинулись, а колокол сорвался в овраг и разбился вдребезги. Из его осколков и были от- литы первые валдайские колокольчики. Начало же колокольного литья отно- сится кХVII веку. Историки утверждают, что ямщицкие колокольчики можно при- числить к исключительно русским национальным яв- лениям. Вслед за Валдаем коло- кольчики стали отливать в г. Слободском Вятской губернии, Тюмени, Каси- мове Рязанской губернии, в селе Пурех Нижегородской губернии. Касимовские ко- локольчики и колоколь- чики пурехских мастеров у Николая Васильевича также имеются. Стоили эти изделия, похожие на боль- шие цветы тюльпана, очень дорого, так как для их из- готовления употреблялась высокосортная уральская медь. Безусловно, у каждого колокольчика свой особый «голос». Ломовской гордится и таким экспонатом домаш- него музея, как старинный пудовый замок. Егонесколь- ко лет назад подарил ему местный житель, узнав, что тот собирает предметы старины. Но если этот замок лежит на полке, то устрой- ство для снятия коры со стволов деревьев, которым пользовались деревенские плотники два столетия на- зад, резчик частенько при- меняет и сегодня по его прямому назначению. Каждый следующий экс- понат дает Николаю Васи- льевичу новый импульс для изучения истории своего Отечества, родного края. Не случайно он уже начал работу над летописью села Теплое и хочет вступить в районное общество краеве- дов. По его глубокому убеж- дению, фундамент настоя- щего и будущего — наше прошлое. « Телефон доверия » управления ФСКН России по Липецкой области Елецкий межрегиональный отдел (47467) 4-62-37; Грязинский межрегиональный отдел (47461) 2-24-83; Данковский межрегиональный отдел (47465) 6-63-24. 25-27-25 Задайте вопрос про участкового В четверг, 2 сентября, «Липецкая газета» проводит «Прямую линию» с участием начальника отдела по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Липецкой области Сергея Витальевича Астахова. Позвонить и задать вопросы можно с 14.30 до 16.00 по телефону 30-82-42. «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ» ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz