Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА Меню для гимназиста Культура рационального, здорового питания должна прививаться в семье. В этом убеждена главный детский гастроэнтеролог области, кандидат меди- цинских наук Ольга ПУЧНИНА. Специально для читателей «Домостроя» Ольга Нико- лаевна рассказала о том, как правильно организо- вать питание школьника. — Очень важно соблю- дать режим питания и рав- номерно распределять при- ем пищи в течение дня. Пи- таться ребенок должен не менее четырех раз в день, а лучше, еслипять. Даже если он выпьет полстакана кефи- ра, йогурта, ряженки, про- стокваши, то это тоже счи- тается приемом пищи. Утро обязательно долж- но начинаться с завтрака. Лучше, если это будут каши, кусочек нежирного сыра, яйцо, творог. Завтрак тре- буется, чтобы желудок, по- лучив пищу, нормально ра- ботал. Горячее питание вшколе необходимо. Может быть, оно не везде пока еще отве- чает нашимпожеланиям, но то, что дети не просто едят всухомятку, а получают го- рячую еду, уже хорошо для органов пищеварения. Овощи, фрукты ребенок должен получать обязатель- но. Только не стоит увле- каться продуктами длитель- ного хранения, например импортными яблоками, гру- шами и так далее. Осторож- ными надо быть и с арбуза- ми, дынями, в них может быть много нитратов, ни- Д омострой 6 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 20 АВГУСТА 2010 № 160 (23788) Выпуск подготовили Михаил Абрамов и Софья Вобликова Ирина Гуськова Никогда не видела столько фотографий грудных младенцев сразу. А уж в служебном кабинете, на рабочем столе и подавно. Все эти портреты этой женщине дарили мамаши в благодарность за то, что она была рядом с ними в самые трудные и вместе с тем самые счастливые дни жизни, помогая появле- нию на свет их ненагляд- ных малышей. Двадцать лет назад дала Надежда Кровопустова клятву Гиппократа. За эти годы она стала опытным акушером-гинекологом, врачом высшей категории, приняв четыре с лишним тысячи новорожденных липчан. Медицина — работа, а вернее будет сказать, служе- ние, исполненное драматиз- ма, то скрытого, то явного, не скупящееся ни на острые стрессы, ни на радости, ко- торые не сравнимыни с чем. На долю Кровопустовой до- сталось в избытке и того, и другого. Она, наверное, ни- когда не забудет то, что пере- жила в одном из роддомов в Самарканде. Тамбыла очень высокая смертность и детей, иженщин. Понятно, как не- легко врачу сказать мужчи- не, что тот потерялжену или ребенка, а люди в белых ха- латах оказались бессильны. Так хочется быть вестником не горя, а радости. Но… Однажды сердце мужа и отца пятерых детей, чья су- пруга умерла во время оче- редных родов, не вынесло горького известия. Обезумев от боли, он обстрелял во время ночного дежурства первый этаж роддома... ГОСТИНАЯ | Четыре тысячи детей Надежды Ивановны Всем мамам мама СлушаешьНадеждуИва- новну и думаешь: да зачем же выбирать такую специ- альность, когда тыизо дня в день должен отвечать за две жизни—матери и ребенка? — Зачем? — Почти с со- жалением смотрит на меня Кровопустова: дескать, что же ты, таких простых вещей не понимаешь? И рассказы- вает о женщине, которая восемь долгих лет мечтала забеременеть и родить, да никак не могла. Надежда Ивановна все это время тер- пеливо лечила ее, хотя сама пациентка уже не верила медикам, совсем отчаялась. Однако доктор вопреки все- му верил, что в силах ей по- мочь. И наступил день, ког- да эта женщина стала-таки матерью. Вот зачем Кровопустова стала акушером-гинеко- логом. Трудно сказать, кто тогда чувствовал себя более счастливым — пациентка или врач. Вообще-топоначалуКро- вопустова даже не думала о профессии акушера. Она с детства мечтала стать меди- ком, чтобы вылечить отца, страдавшего пороком серд- ца. В любом случае, после школы не колебалась, куда подавать документы. Лечеб- ныйфакультет Воронежско- го госуниверситета закончи- ла с отличием. Ивот сегодня она уважаемый доктор ли- пецкого городского родиль- ного дома № 1. —Если бы у вас старше- классница или первокурс- ница вуза спросила, что нужно, чтобы стать настоя- щим врачом, как бы вы ей ответили? —Я не скажу, наверное, ничего оригинального. Не- обходимо огромноежелание им стать и не бояться ника- ких трудов и усилий. Начи- ная с учебы. Она требует много времени и упорства. Врач на «троечку» — разве это врач? К тому же, полу- чив диплом, ты не имеешь права останавливаться. Надо каждый день что-то прибавлять к своему про- фессиональному багажу. Врач учится всю жизнь. Медицина все время разви- вается, и ты не должен от- ставать. — А вот интересно, На- дежда Ивановна, что все- таки общего у врачей раз- ных специализаций? Есть что-то объединяющее хи- рурга, психиатра, акушера, косметолога? — Думаю, дар сочув- ствия, сопереживания, ми- лосердия. Уже в старину считали: коли от одного лишь появления врача, от одного разговора с ним боль- ному не становится легче, это плохой врач, случайный человек в медицине. И вто- рое, что свойственно любому из моих коллег, надевших белый халат по призванию: умение признавать свои ошибки. Не замалчивать, не скрывать, а признавать. Наши промахи слишком до- рого обходятся людям. Поэ- тому мы обязаны судить себя, оценивать то, что дела- ем, критично, объективно, честно. Не искать виновато- го на стороне, а извлекать уроки. Ну, а о последнем качестве я уже сказала: по- требность учиться, самосо- вершенствоваться. — Вы много времени и сил отдаете вашему служе- нию. Собственно, живете жизнью своих пациенток. Вот вы говорили, что ваша миссия не ограничивается чисто медицинской помо- щью. Когда к вам пришла заплаканная беременная женщина, поссорившаяся с мужем, вынемедлявзялина себя функцию психолога, конфликтолога, пригласили на беседу будущего папу. — Да, и мне удалось их помирить... —Но, работая так, выже тратите время, силы, кото- рые нужныдля ваших близ- ких, для вашей семьи... —Да, мне случается про- падать на работе и в выход- ные, и в праздничные дни. Но мои на меня не в обиде. Та же дочь Даша знает, что уменя действительно огром- ная ответственность за жизнь и здоровье людей, и уважает мое дело, у нее есть основание хоть немножко гордиться мамой. — А на чем держится ваша семья? —На понимании, уваже- нии, если угодно, благород- стве и сопереживании. Унас были и горькие дни — по- теря близких, и радости, общие удачи. Главное—мы вместе, мы уверены, что ни- кто из нас другого не пре- даст. Муж меня очень под- держивает. Якаждуюмину- ту чувствую: что бы ни слу- чилось, он рядом, я могу опереться на его плечо. А Даша у нас мастерица устра- ивать праздники. Досуг, праздники тоже, по-моему, сплачивают. Так, Даше я в организации культурно- развлекательной програм- мы отдаю пальму первен- ства. Мне не придумать столько милых, приятных сюрпризов, как она. Допу- стим, на Новый год Даша вложила каждому гостю в салфетку оригинальный презент. Было неожиданно и весело. —Еще два слова о вашей специализации... — Двумя словами о ней не расскажешь. И вообще слова тут не годятся. Надо просто хоть раз увидеть улыбку на лице уставшей от трудных родов мамы, услы- шать плач новорожденного и при этом иметь право ска- зать себе: я была не свидете- лем, а участником этого вечного таинства. Алена Алексеева Приближается Первое сентября — праздник долгожданный, но и тревожный. На душе у родителей неспокойно: как встретит школа ребенка, как заинтересовать его учебой? О том, как подготовить к началу занятий детей, а также их пап и мам, «Липецкой газете» расска- зала Любовь ЛАВРОВА, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методи- ки дошкольного и началь- ного образования Липец- кого института развития образования. —Чтобы вашребенок по- любилшколу, самимродите- лям надо влюбиться в нее, —считаетсобеседникгазеты. — Восхищайтесь фиалками на окнах, кружевными зана- весками, улыбкой учитель- ницы, и вы увидите, как за- горятсяглазаувашегомалы- ша, и ему захочется учиться. Дети в младшем школьном возрасте очень легко перени- мают наши, «взрослые» на- строения и по этому образцу формируют собственное от- ношение к миру. Разумеется, заранее, уже в конце августа, необходимо готовить организмребенка к работе в новом режиме. Для этого в кровать завтрашний школьник должен отправ- ляться не позднее 22 часов. К тому же имейте в виду: среднимшкольникамна сон требуется не менее 10 часов в сутки, а младшим — 11, учитывая дневной сон. Кста- ти, получасовой дневной отдых полезен школьникам в любом возрасте. Лучшее время для того чтобы учить уроки — с трех до пяти часов. Не заставляй- те ребенка делать всеисразу, позволяйте отдыхать каж- дые 15 минут. Школьная адаптация за- висит и от того, насколько сформированы у ребенка на- выки самообслуживания. Ваш ребенок убирает за со- бой со стола, заправляет по- стель, чистит свою обувь и расставляет вещи по своим местам? Замечательно, в школеунегобудетвозникать меньше проблем с привыка- ниемкновомуобразужизни. И еще один важный мо- мент. У каждого родителя в голове существует образ идеального ребенка: он учится на одни пятерки, вежлив со всеми, играет на скрипке, никогда не врет и не дерется. Увы, но ребенок АЗБУКА ДУШИ Готовим к школе …родителей реальный зачастую другой. Запаситесь терпением, не накладывайте на него груз своих надежд, не травми- руйте его психику. Неудачи нужно принимать спокойно, но не равнодушно. Дайте понять ребенку, что вы лю- бите его и будете рядом с ним, несмотря ни на что. Напоследок—несколько конкретных правил поведе- ния, которыми стоит пользо- ваться родителям: 9 Будите ребенка спо- койным голосом, не торопи- те его. Распределение време- ни — обязанность родите- лей. Заведите будильник пораньше, чтобы ребенок мог спокойно все сделать. 9 Провожая ребенка в школу, пожелайте емуудачи и добавьте, что будете его оченьждать. Авот «поучаю- щих» фраз, вроде «Будь внимателен, слушай учи- тельницу!», «Смотри, не ба- луйся!», «Жду отличных отметок!» и т.д. не нужно. 9 Дайте ребенку свобо- ду. Не звоните ему, когда он в школе, не напрягайте по- стоянными вопросами. Ваш контроль будет нервировать ребенка, отвлекать от учеб- ного процесса. 9 Фраза «Что ты сегод- ня получил?» не лучшая для встречи ребенка из школы. Скажите ему: «Мы очень со- скучились, рады тебя ви- деть, скорее мой руки, и мы вместе пообедаем». Не насе- дайте с расспросами, особен- но если ребенок молчит и чем-то расстроен. Переклю- чите внимание на что-то другое. Позже ребенок, ско- рее всего, сам поделится с вами тем, что его тревожит. 9 У обоих родителей должны быть единые требо- вания к ребенку. Если одно- му из родителей он уже рас- сказал о своих удачах и про- махах в школе, то второму не следует требовать подроб- ного отчета. Пусть ребенок сам решит: повторить рас- сказ или нет. 9 Будьте внимательнык жалобам на здоровье ребен- ка, не считайте их лукав- ством. В выходные он бегал и веселился, а на неделе у негопостоянночто-то болит? Возможно, это проявление школьной дезадаптации, не- желания идти в школу на подсознательном уровне. В этом случае вам следует об- ратиться к психологу. 9 Перед сном ребенка не вспоминайте неприятности. 9 Пусть в вашей семье появится особая, приятная всем традиция, связанная с Днем знаний. Важно только не перегрузить детей впечат- лениями, иначе ребенок на следующий день будет эмо- ционально подавлен. Чтобы ваш ребенок не напрягал лишний раз зрение , по - купайте только качественные тетради . Бумага в них должна быть белого цвета ( не серого и не желтого !) и без посторонних вкраплений — остатков древесины , волокон , темных пятен . А линии страниц — четкими и контрастными , желательно голубого , фиолетового и серого цветов ( ни в коем случае не черного ). Важно , чтобы поля были четко выделены красным цветом . Страницы не должны просвечиваться . Современные врачи советуют оборудовать рабочее место ребенка специальным столиком - конторкой , за которым уроки делаются стоя . Это предохраняет от многих дефектов по - звоночника . Удалить чернильные пятна от шариковой ручки с одежды поможет раствор нашатырного спирта и воды . Под ткань при этом лучше подложить какой - либо впитывающий материал , чтобы предотвратить расползание пятна . Поможет в этом случае и лак для волос . Брызгаете на пятно , после протирае - те это место куском мыла , споласкиваете в холодной воде и стираете как обычно . Залоснившееся место на шерстяной вещи можно исправить следующим образом : посыпать его солью , протереть жесткой щеткой или куском резины , после счи - стить все щеткой . Также можно потереть ткань мягкой щеткой , смоченной раствором уксуса , или прогладить горячим утюгом через марлю , смоченную водой с уксу - сом . Лоснящееся пятно от утюга удаляется смесью в равных частях нашатырного спирта и перекиси водорода . Проверить , будет ли линять школьный портфель из тек - стильного материала , попав под дождь , очень просто — возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца . Если платочек не окрасился , значит , окраска , скорее всего , прочная и не полиняет . При покупке пенала выбирайте мягкие варианты – они легче и безопаснее . К тому же пенал из клеенчатого ма - териала легче мыть . Ручка для школьника должна быть легкой , не слишком яркой и не отвлекающей внимание . Поверхность ручки должна быть ребристой , чтобы ее удобно было держать . Для млад - ших школьников предпочтительнее шариковые ручки , так как они помогают твердо держать руку . Гелевые ручки подойдут старшеклассникам — ими легче писать , а это важно для тех , кто много пишет под диктовку . ПОЛЕЗНЫЕ МЕЛОЧИ тритов. В целом же нельзя давать много фруктов, ово- щей натощак и за один раз, потому что грубаяклетчатка раздражает кишечный тракт и поджелудочнуюже- лезу, могут возникнуть боли в животе, рвота. Помните, что гарнир — эти не только макароныили картофель. Кабачки, цуки- ни, цветная капуста, брок- коли — это овощи содержат много витаминов и микро- элементов, используйте их почаще. Салаты тоже при- ветствуются в детском пита- нии— в небольших количе- ствах и с небольшим коли- чеством ингредиентов. За- правлять салат лучше рас- тительным маслом или не- жирной сметаной. Майонез и кетчуп даже здоровым детям не рекомендуются. Поддержать иммунную систему ребенка помогут кисломолочные продукты. Супы в детском меню обязательны. Но крепких, наваристых мясных и рыб- ных бульонов надо избегать. Для детей подходят вегета- рианские супы или сварен- ные на втором курином или говяжьем бульоне. Десерт лучше давать че- рез 20минутпосле основного приема пищи и в небольшом количестве. Вреден избыток сладкого, мучного. Сладкие газированные напитки за- мените домашними компо- тами, киселями, чаем, во- дой, какао. Чрезмерное упо- требление газировок ведет к вымыванию кальция из костной ткани, а это способ- ствует развитию сколиоза. Если ребенок не хочет есть, нельзя его заставлять, принуждать угрозами. Тер- пеливые, но настойчивые объяснения пользы полно- ценного питания и личный пример папы-мамы обяза- тельно убедят ребенка. Цветы жизни залог долголетия Несмотря на все тяготы, обусловленные родительскими обязанностями, наличие детей продлевает людям жизнь, уверяют демографы. Норвежские и британские ученые проанализировали биографии 1,5 миллиона норвежцев в возрасте от 45 до 68 лет. Рассмотрев более 60 тысяч смерт- ных случаев, они попытались установить связь между образованием, семейным положением и количеством де- тей, с одной стороны, и продолжительностью жизни — с другой. Результаты исследования показали, что риск смерти бездетной женщины на 50 процентов выше, чем у матери двоих детей той же возрастной группы (от 45 до 68 лет), а риск смерти бездетных мужчин на 35 процентов выше, чем у отцов. Большая продолжительностьжизни родителей, по срав- нению с бездетными мужчинами иженщинами, обуславли- вается как физиологическими, так и социальными факто- рами. Родители реже идут на риск, чем люди, не имеющие детей, кроме того, в старости они получают поддержку от своих детей. Однако, отмечают исследователи, может суще- ствовать и обратная зависимость. Очевидно, что изначально менее здоровые люди реже заводят детей. о пользе грудного молока Исследование британ- ских учёных показало, что с молоком матери ре- бёнок в буквальном смыс- ле впитывает счастье, здоровье и даже интел- лект. В девяти случаях из десяти дети, которые в первые месяцы жизни получали не искусствен- ное, а натуральное мате- ринское молоко, впослед- ствии вырастают более счастливыми, более здо- ровыми и более умными, чем все остальные, гово- рят врачи. При этом ре- шающую роль играет на- личие у них особого гена, в сочетании с которым натуральное кормление даёт такой положитель- ный эффект. Если же гена нет, чем ребёнка ни корми — умнее он от этого не станет. Секрет «умного» гена в том, что он отвечает за восприятие организмом жирных кислот, которые важны для развития интеллекта и которыми бога- то грудное молоко. Жаль только, что наличие у ребёнка этого самого нужного гена просто так не определишь. Хотя авторы исследования в любом случае советуют молодым мамам не отказываться от грудного кормления: лучше, как говорится, перестараться — вреда от этого точно не будет. ремень ума не прибавляет Чем больше шлепают ребенка, тем ниже его коэффи- циент интеллекта (IQ) по сравнению с другими детьми. Таковы результаты проведенного учеными США исследо- вания. Вначале были протестированы 806 детей в возрасте от 2 до 4 лет и 704—в возрасте от 5 до 9 лет. Повторное тестиро- вание прошло через четыре года. Обе группыпоказали: дети стали умнее. Но малыши от 2-х до 4-х лет, которых дома поколачивают, набрали в ходе испытания на 5 очков мень- ше, чем те дети, которых дома не шлепают. Дети в возраст- ной группе от 5 до 9 лет, подвергающиеся физическому наказанию, набрали в среднем на 2,8 процентных пункта ниже, чем их непоротые сверстники. Результаты исследования ученых не изменились и по- сле того, как они учли такие факторы, как образование, полученное родителями, доходы семьи и другое, что может повлиять на умственные способности детей. Вывод спе- циалистов однозначен: используя порку, а не слова или другие средства воспитания, родители могут лишать сво- их отпрысков возможности нормально развиваться и учиться. телевизор — враг ученья? Недавнее исследование американских ученых в очеред- ной раз свидетельствует: чем больше времени дети проводят у телевизоров, тем хуже они учатся. Ученые из университета Джона Хопкинса в Балтиморе изучили школьные успехи детей в возрасте 8 лет. В ходе исследования выяснилось, что школьники, у которых в детской установлен телевизор, гораздо хуже справляются со стандартными тестами, чем их сверстники, у которых личного телевизора нет. А вот персональный компьютер влияет на умственные способности подростков иначе: луч- шие результаты были зафиксированы у подростков с ком- пьютером, но без телевизора. В то же время британские ученые из Лейстерского уни- верситета выяснили, что увлечение телевидением ухудшает коммуникативные навыки, что, в свою очередь, может со- здать серьезные проблемы в обучении. «Больше беседуйте с детьми и ограничьте телепросмотр до 1-2 часов в день», — советуют исследователи родителям. КОНКУРС-2011 Стартуем в сентябре С 1 сентября начинается основной этап подписки на «ЛГ» на 1 полугодие 2011 года. В сентябрьском выпуске «Домостроя» вновь стартует и наштворческий конкурс «По секрету — всему свету», который редакция «ЛГ» уже про- водила в ходе предыдущей подписной кампании. Участники конкурса — наши подписчики — стали в прямом смысле активными соавторами журналистов «Ли- пецкой газеты». В своих письмах, которые в течение не- скольких месяцев публиковались на полосах «Домострой», они щедро делились с другими читателями своим личным опытом автолюбителей и секретами ведения домашнего хозяйства, кулинарными рецептами и рецептами красоты и здоровья. Подписчики, приславшие в редакцию вместе с «подписными купонами» наиболее интересные советы и рецепты, стали призерами конкурса. Когда мы вручали победителям редакционные подар- ки, все они, поблагодарив, единодушно высказывались за продолжение конкурса и давали обещание обязательно в нем участвовать. И вовсе, как подчеркивали, не ради при- зов, а просто потому, что интересно и самим чем-то по- лезным поделиться с читателями «ЛГ», и чужой опыт перенять. (И надо заметить, что никакого лукавства в этих словах не было: двое наших подписчиков-призеров — Н. В. Ходыкин из села Талицкий Чамлык Добринского района и Л. Н. Хаустова из села Верхний Ломовец Долго- руковского района за подарками пока так и не приехали, ждем). А еще и при личных встречах, и в письмах наши читате- ли, участвовавшие в конкурсе, предлагали расширить его тематику. Это предложение мырешили обязательно учесть. О том, каким будет наш новый творческий конкурс, вы узнаете совсем скоро. А вот условие участия в нем останется прежним: оформление подписки на «Липецкую газету» на следующее полугодие. Кстати, в любомпочтовом отделении связи это можно сделать уже сейчас: по основному и льгот- ному индексам подписка на «ЛГ» была объявлена досрочно, и многие наши постоянные читатели, оформив подписку на 1 полугодие 2011 года, уже готовы стать участниками кон- курса. Присоединяйтесь! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz