Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 20 АВГУСТА 2010 № 160 (23788) 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выходит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к Храму » СПАСИ И СОХРАНИ Общее горе Русская Православная Церковь продолжает молиться за пострадавших от пожаров соотечественников Слово Патриарха «Вступив на землюНижнего Новгоро- да, сразу соприкоснулся со страшной трагедией: стихия, которой люди не могут управлять, нанесла и наносит колоссаль- ный ущерб. Я отдаю себе отчет, как труд- но в этой ситуациине отчаиваться, но если мы сможем это сделать, то Господь даст нам внутренние силы сопротивляться. Основа этих сил — надежда на Бога. Солидарность — вот что необходимо нам в самые трудные моменты, вот что может помочь нам выйти победителями из стихийного бед- ствия. В сложившихся обстоятельствах недостаточно толь- ко тушить пожары, нужно всем вместе усиленно молиться о даровании дождя и о спасении души». Из выступления в Дивеево предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «То, что мыназываем аномалиями, на самом деле промысел Божий. Есть ангелы дождя, ветра, огня и другие. Это они по- дают нам знак: люди, одумайтесь, изме- ните свою жизнь, пока не поздно… Нет, не зря все это с нами происходит. Многие теперь начинают задавать себе вопросы: а правильно ли мы живем? По- могаем ли друг другу? Соблюдаем ли за- поведи?Важно, чтобыза этими вопросами следовало искреннее покаяние, после чего только возможно очищение души» Из проповеди епископа Липецкого и Елецкого Никона в Никольском храме села Каменка Задонского района. Молитва от пожара При угрожающем или уже начавшемся пожаре нужно прибегать к Божией Матери пред Ее иконою «Неопалимая купина»: О пресвятая и преблагословенная Мати сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святоюи пречестноюиконоюТвоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши, и всякое благое прошение наше во благо испол- няеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За- ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя, Твоего матер- няго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычи- це, под покровом милости Твоея православный народ наш, Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православ- ную, и вся ны припадающия к Тебе, с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. МИРСКОЕ | Письма в рубрику « Дорога к Храму » Милость Божию не купишь… На днях возле храма наблюдала такуюкартину. Громад- ный, как автобус, черный лимузин стоял у церковных ворот, и священник возле него читал молитвы. В машине были открыты все двери и поднят капот (зачем — не знаю). Это было, видно, освящение машины. Так вот, батюшка читал свое, а рядом, правда в сторонке, стояли молодые парни, о чем-то переговаривались, а один из них даже … грыз семеч- ки! Правда, шелуху прятал в карман брюк. Наверное, это были крутые, как теперь говорят, ребята. И вот они решили: раз заплатили за требу — пусть за них читают и молятся. А их это вроде и не касается. Им, видно, все равно—что за пивом стоять, что ждать, когда батюшка отчитает. Но какойже прок от такого обряда? Ведь милость Божию ни за какие деньги не купишь… Светлана Таланкина, г. Липецк. Смирения не хватило? Стояла в супермаркете у прилавка. Очередь была не- большая, но все наблюдали за монахом (или священником — я не разобрала), он покупал яйца. И вдруг буквально на ровном месте разгорелся конфликт. Несмотря на то, что покупатель расплатился (это и я видела), продавец потребо- вала деньги за упаковку яиц. Монах растерялся: — Я вам только что заплатил тысячу рублей. У меня в кошельке других денег и не было… — он сконфуженно вы- вернул портмоне. Продавец стояла на своем, несмотря на наше заступни- чество. Парень—а это был молодой человек в рясе—совсем расстроился. Наконец продавец нашла его тысячу и даже извинилась, отсчитывая сдачу. Итут случилась беда: монах уронил упаковку, и все яйца разбились. Мы все стояли как потерянные. Он сказал про- давцу: «Заберите их себе!» и быстро вышел из магазина. Вдогонку из-за прилавка понеслось: « А еще нас смирению учат…» Я сказала продавцу: «Вы же сами его спровоциро- вали...» Но, кажется, она не согласилась. Ая вот думаю: правильно поступилмонах или он должен был просить прощения и смиренно забрать разбитую упа- ковку? Хотя… Легко рассуждать. А вот спрашиваю себя: а как бы я поступила? И отвечаю: не знаю… Валентина Руднева, г. Задонск. Жил-был поп… Есть священники, а есть попы. Про попов еще Пушкин писал сатиры. Да и сегодня, когда служитель церкви ведет себя неправильно (все мы и они грешны!), про него так и говорят: этот поп. Я с этой оценкой согласен. Если на черном джипе едет простой приходской священник — для меня он поп. Если начинает тяжбу с соседом из-за земельного участ- ка, — он поп. Загляните на задонский сайт, там последняя новость —конфликт прихожанодного села сместнымсвященником, который превратился в откровенного бизнесмена. Так вот, если они правы, он тоже поп. Или я не прав в своих форму- лировках? Василий Абанин. Александр Александров Новость из Интернета. Россиянки Ирина Фет и Ирина Шипитько обрати- лись в Европейский суд по правам человека с жало- бой на отказ Тверского загса и судов столицы зарегистрировать их однополый брак. Эту информацию сообщил Российскому агентству правовой судебной инфор- мации (РАПСИ) один из организаторов московско- го гей-парада Николай Алексеев. «Эта жалоба подана про- тив России, мы признаем, что российское законода- тельство запрещает однопо- лые браки, норассчитываем, Слово это из детства. Оно как-то непостижимо связано с ощущением, ког- да тебя по голове мама гладит, и ладонь у нее та- кая теплая… В словаре С. И. Ожегова оно имеет еще одно значение: «Вмонасты- рях: обязанность, которая возлагается на каждого монаха, а также специаль- ная работа, назначаемая в искупление греха, проступ- ка». Сегодня смысл послу- шания не изменился, да- ром что его могут назна- чить не за проступок, а просто ради дела. Смысл послушания — в… послу- шании. В подчинении сво- ей воли — воли игумена, духовника. На этом снимке — не верьте одежде — священ- ник. Батюшка, на литур- гии исповедающий прихо- жан. Но сейчас он сварщик со снопом искр у подошвы. И одно другому не мешает. Иеромонах Павел в миру был классным газоэлек- тросварщиком. Вмонасты- ре, став монахом и иереем, продолжает в свободное от службы время работать держаком. Разные бывают послу- шания... Серафим Соколов Некогда изрядную часть террито- рии Задонского Богородицкого монастыря занимали захороне- ния как бывших его насельников, так и благотворителей обители из числа людей имущих и именитых. Сейчас от большинства погребе- ний не осталось и следа. Сохрани- лись лишь те, что были сделаны в стенах Владимирского собора, да единственная могила вне его, где покоится прославленный генерал Муравьев-Карский. … В последние годы жизни ге- рой Крымской войны, дважды взявший считавшуюся неприступ- ной турецкую крепость Карс (ее потомРоссия обменяла на Севасто- поль) часто приезжал в Задонск из скорняковского имения, ставшего после отставки постоянным ме- стом его проживания. Останавли- вался генерал обычно у настоятеля Богородицкогомонастыря. Имв то время был архимандрит Дими- трий, кстати сказать, отставной драгун Казанского полка... Но не только общее воинское прошлое объединялопредводителя армий и управителя монашеской общины. С годами престарелый Муравьев все чаще обращался к мыслям о Боге, задумывался о веч- Александр Косякин Скит… Далекое, почти забытое слово. Да и есть ли теперь скиты в средней России — где им прятаться-отшельничать посреди буйного мира? Оказывается — есть. У села Каменка, у знаменито- го сегодня Кургана, разме- стился один из последних скитов в средней России. Расположился он на горе, откуда открывается истин- ный русский пейзаж. Внизу стоит Никольский храм — ладная, из кирпича, церк- вушка, которая помнит пе- тровские времена, расколы и тихуюмолитву странника в рубище, пришедшего не- весть откуда и невесть куда спешащего. Здесь же — без- молвно текущий Дон, под- поясывающий скифский курган.И—птичьямелюзга в разнотравье, славящая Господа от избытка чувств, — лучших соседей для от- шельников и не надо… Скит принадлежит Бого- родицкому монастырю и создается по благословению владыки Никона старания- ми игумена Сергия с брати- ей. Вместе с ним здесьживут двенадцать человек: мона- хи, иеромонахипослушник. Недавно на архиерейской службе Владыка рукополо- жил одного брата в иеродиа- коны. Отшельническаяобитель многое взяла от монастыр- ского уклада знаменитого Афона, где в свое времяжил игумен Сергий. Он хотел на- всегда остаться на святой земле, сдружился (если упо- требимо это слово в отноше- ниях монашествующих) со старцами, но Господь судил иначе. … По пыльной щебеноч- ной дороге поднимаемся в гору. Там, за невысокой оградой — несколько доми- НАПОМИНАЕМ По благословению Святейшего Патриарха Московского иВсея РусиКириллаЛипецкой и Елецкой епархией открыт расчетный счет для сбора пожертвований в помощь постра- давшим от массовых лесных пожаров. Банковские реквизиты: ЦентральнаяПравославная Религиозная Организация Липецкая Елецкая епархия РусскойПравославнойЦеркви (Московский Патриархат) ИНН 4825035227 КПП 482501001 р/с 40703810435000000694 к/с 30101810800000000604 Липецкое ОСБ 8593 БИК 044206604 В назначении платежа следует указать: пожертвование для пострадавших от лесных пожаров. ИСТОКИ | Задонскому Рождество - Богородицкому мужскому монастырю — 400 лет Последний скит ков вполне современного вида. Никаких пещер и из- бушек «на курьих ножках» — все устроено умно, до- бротно, но и не более того. Сначала купили один до- мик, потом — другой, даль- ше выкупили землю. Скиты теперь на затвор имеютюри- дические основания. Женщинам и вообще по- сторонним вход сюда запре- щен, иноки иногда спуска- ются с горы к Никольскому храму, чтобы помочь при- ходскому батюшке сослу- жить в обедне. Для журна- листов нашей газетыигумен сделал исключение и при- гласил за ворота скита. Ухоженная дорожка ве- дет к маленькому, даже, можно сказать, ажурному, храму, который стоит в цен- тре подворья. Он освящен во имя одного из самых почи- таемых святых отцов Церк- ви Исаака Сирина. Внутри по стенам—сообразно укла- ду и уставу, сугубые молит- вы. Иконостас выполнен в особой афонской стилистике в темно-коричневых тонах. Здесь все отличается даже от монастырской жиз- ни, начиная от утренней побудки до службы в храме, где нет электрического све- та, а только лампады. Раз в неделю братья замолкают — всякие разговоры запре- щены. Все греховные по- мыслы каждый записывает в книжечку, вечером—обя- зательная исповедь игумену и афонский чин покаяния, когда каждый просит друг у друга прощения. В скиту есть все необхо- димое, чтобы ничто не от- влекало от молитвенного общения с Господом. В ма- леньких кельях — армей- ский порядок, но пахнет не казармой, а ладаном. У бра- тии есть банька, прачечная. Имеются тепличка, курят- ник. Есть маленькая пасека —самиммеда хватает и что- то еще продают. …Время было обеденное, и нас пригласили на трапе- зу. Еще во дворе мы увиде- ли, как монах созывал к столу братьев, стуча что есть мочи в било (афонская тема!), а потом и в неболь- шой колокол (в разных углах скита и слышно по- разному—вот и используют различные инструменты). В трапезной, стеныкото- рой занимают стеллажи с книгами, все как в любом монастыре: общая молитва и за ней вкусный обед. Си- девший напротив меня мальчишка (гость игумена) как присел к кастрюле, так и не смог оторваться от ухи с кашей и после того, как все встали из-за стола. Во время обеда, как и положено, один из братьев читает извлече- ния изЖития святых. Кста- ти, только в трапезной мы и увиделинекоторыхпоселен- цев скита, до того все на своихместах выполняли по- слушания и с посторонними старались не общаться. В скиту сложился ко- стяк: большинство монахов проверили себя и утверди- лись в выборе пути. Хотя бывает, конечно, и мигра- ция. —Приходит инок и гово- рит: в разных монастырях жил — нигде не смог найти уединения. Попробую у вас. Ну, попробуй…А через не- которое время он же просит отпустить, говорит — не с кем словом перемолвиться. Говорю ему: ну, брат, тогда не знаю, что ты ищешь… Теперь их двенадцать. Утвердившихся. Победив- ших. НАША СПРАВКА Скит — в христианстве жилище отшельника , само - стоятельное или структур - но выделенное в монастыре уединенное место . Название происходит от Скитской пустыни — территории первоначального распро - странения монашества . Монахи , живущие в скиту , принимают дополнительные обеты ( например , строгого поста , усиленной молитвы , затворничества и т . п .). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами . ФОТО РОМАНА КАРАСЕВА РАКУРС Послушание ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА ПАМЯТЬ | Последний приют прославленного генерала У стен Владимирского собора ности. И в разговорах с о. Дими- трием, видимо, находил столь желанные ответына свои вопросы. Такилииначе, а близость генерала в конце жизни к Задонскому Бого- родицкому монастырю подтверж- дает тот факт, что завещал он по- хоронить себя именно в его стенах. Это и было исполнено в 1866 году, после кончины героя Кавка- за, последовавшей 23 октября. Причем с особой, со стороныЦерк- ви, торжественностью, подчерки- вавшей, что хоронят не просто прославленного генерала, но, в первую очередь, — православного христианина, того достойного. Церковный обряд погребения усопшего генерала совершен был 27 октября в церкви села Скорня- ково архимандритом Задонского Богородицкого монастыря Дими- трием в сослужении двух иеромо- нахов, местного священника и священников из соседнего села Патриаршее. 29 октября гроб с останками покойного был отправ- лен в Задонск. Его сопровождало приходское духовенство и задон- ский уездный исправник. В 8 вече- ра того же дня похоронная процес- сия прибыла в Тихоновский скит, где и остановилась на ночь. 30 октября, в 8 утра, скорбный кор- теж вновь двинулся в сторону За- донска. В селе Тюнино процессия была встречена сестрами Тюнин- ской общины с крестным ходом, а при приближении к городу на- встречу вышел крестный ход из СкорбященскойТихоновскойжен- ской общины. Умножившаяся по- хоронная процессия проследовала до Богородицкого монастыря, где в 10 часов утра под перезвон коло- колов была встречена крестным ходом из монахов обители и бого- мольцев во главе с архимандритом Димитрием. По сохранившимся сообщениям, событие это проходи- ло при большом стечении народа. После заупокойной литургии и торжественной панихиды гроб с телом Муравьева был вынесен из храмаиопущенвмогилупод залпы ружейного салюта, произведенного солдатамиквартировавшего в горо- де пехотного батальона. Место по- гребения, отмеченное скромным гранитным надгробием, сохрани- лосьдонашихднейлишьблагодаря хлопотамписателяНиколаяЗадон- ского, позаботившегося в начале 60-х годов о том, чтобы это захоро- нениенепостиглапечальнаяучасть прочих, оказавшихся на террито- рии упраздненного монастыря. И ныне любой может отдать дань памяти достойному генералу, окончившемужизнь на задонской земле. На скромном надгробье из черного шлифованного гранита выбита надпись: «Николай Нико- лаевич Муравьев. Начал военное поприще Отечественной войной 1812 года, кончил Восточной под Карсом в 1856 году». Могила яв- ляетсяфедеральнымпамятником. ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | Грозит ли России « голубая революция »? Рюшечки для Бори что после решения Европей- ского суда наша страна будет обязана изменить свои за- коны», — сказал Алексеев. «Голубые», секс-мень- шинства и прочие «оригина- лы» давно мечтают подвер- стать российские законыпод свои — скажем так — за- мысловатые интересы. При этом на роль повивальной бабки они зовут демокра- тию… Вспомним хотя бы, как эта публика планирова- ла провести гей-парад в Александровском саду, у Кремлевских стен, причем в день святых Кирилла и Ме- фодия, во время традицион- ного крестного хода! Тогда они кричали про «юридиче- ские основания», ведь еще Борис Ельцин отменил за- кон, запрещавший в стране гомосексуализм, и ползучая «голубая революция» про- росла на благодатной почве. Тогда по классическому сценарию все эти трансве- ститы захватили прежде всего, конечно, телевиде- ние. Не будем уточнять кто. Последних теперь охотно пестует Интернет. И мы притерпелись. Мы уже не спрашиваем: а куда подевались мужчины? И куда исчезли женщины? Или они поменялись места- ми? Куда пропала старомод- ная привычка—стреляться за честь женщины! Через платок! На двадцатьшагов… Почему здоровые, в том чис- ле и психически, мужики скачут по сцене в женских, простите, панталонах? Как можно относиться к моде- льеру, похожему на болон- ку, завитому и накрашенно- му, как дама на панели? Разумеется, кого любить — Борю или Дуню, носить или не носить «бюстик» и какого размера, — дело су- губо личное. Даже для муж- чины. Тем более, если у него в этом материализуется не- растраченная тяга к свободе самовыражения. Если же налицо «клиника», то по- казывать таких людей надо профильным специалистам больницы, а не многомилли- онной аудитории. Но у теле- видения и Интернета своя логика. Между тем пропаганда всех этих «нетрадиционали- стов» — серьезный удар по массовому сознанию. Уче- ные давно уже кричат о «генетическом угасании факторов мужества» у маль- чиков, юношей и мужчин, о приобретении ими сугубо «женских характеристик», об инфантильности предста- вителей сильного пола, априоризащитников сирых, слабых,женщин, Отечества. О тенденции, о плохо управ- ляемой динамике. Добавим к этому ежегодную убыль населения России в один миллион человек (повыше- ние рождаемости пока на ситуацию не влияет) — и станет понятным ужасаю- щийвред такойпропаганды. Но в Интернете, в газетах и на всех телеканалах с таким постоянством «светят» «звезды» эстрады — геи, лесбиянки и прочий «нетра- диционный» в половом от- ношении бомонд, что не- вольно задумаешься об ори- ентации тех, кто это выпу- скает в свет. Нет, Россия не преврати- лась еще в страну мутантов, «голубых», «сиреневых» и «розовых», но она стала терпимой к ним, она весело смеется, она уступает этому агрессивному злу, которое все громче, все истеричнее кричит о своих правах. То, что прежде считалось гре- хом и беспутством, стало выдаваться напоказ, со сма- ком и гомерическим хохо- том. Под этот хохот теперь пишут заявы в международ- ные суды: авось Европа по- правит отсталую Россию, небось теперь повсюду демо- кратия… А кто сказал, что у нас демократия? У нас есть и язычество, местами шама- низм, а на оставшемся про- странстве иногда, кажется, повальный пофигизм. И вместе с тему нас православ- ная страна, которая помнит, что все ЭТОуже было. Содом и Гоморра. Рим, утонувший в разврате. Всемирный по- топ как наказание…Значит, и мы возвращаемся к тем временам? Значит, и нас ожидает кара Господня? Но убоимся ли?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz