Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 159/23787/ 19 АВГУСТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» На его счету — сотни ролей. Он играл и чекистов, и фашистов, и воров, и милиционеров. Но самая его знаменитая роль — кота Матроскина из Просто- квашино. Не беда, что там от Табакова — один голос. Зато теперь по этому голосу его легко узнают все взрослые и дети России. А еще у него четверо детей и пятеро внуков. Старшему сыну недавно исполнилось 50, млад- шей дочери — четыре года. — Я знаю, — говорит Олег Павлович, — что ребенок, кро- хотное существо, без заботы о нем погибнет. То же самое — артисты. Без подставленных ладошек артист может не слу- читься... В 2004 году ему вручили пре- стижную театральную премию «Чайка» в номинации «Сердце ангела». Ангел из табакерки Олег Табаков не знает, что такое «проходная» роль. Даже в маленьком эпизоде он выкла- дывается на все сто. И каждую роль пропускает через свое сердце. А оно не всегда выдер- живает. Первый инфаркт у Олега Та- бакова случился в 29 лет. До премьеры спектакля «Обыкновенная история» оста- вался месяц. Табаков играл главную роль — романтичного, витающего в облаках юноши Александра Адуева. Шла репе- тиция, что-то получалось, что- то — нет… Вдруг Олег Табаков побледнел… Врачи, которые доставили актера в больницу на «скорой», поставили диагноз: инфаркт. Медики запретили Табакову работать, сказали на- прямую: ваше сердце не выдер- жалоперегрузок.Поихмнению, именно перенапряженный рабо- чий график, в котором совмеща- лись и съемки в кино, и театр, и работа на радио, стал причиной сердечного сбоя. Табаков не стал с ними спорить. Просто вспомнил слова Белинского: «Ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» И как только ему стало чуть лучше —пришел в театр. Ипродолжил репетиции. Премьера состоялась в на- меченный срок! Потом, через 12 лет, у Таба- кова был еще один инфаркт. К нему он шел более тернистым путем. В 70-х годах у Олега Таба- кова, который к этому моменту исправно служил 15 лет в зна- менитом «Современнике» (он был одним из его основателей, а шесть лет, после ухода в МХАТ Олега Ефремова—директором), появилась идея создать свой театр. Воплощение этой мечты в жизнь едва не привело к ле- тальному исходу. Для начала Олег Павлович организовал театральную сту- дию для старшеклассников. Лучшие из них стали основой знаменитогопервогокурсаОлега Табакова в ГИТИСе. А в 1976 году Табаков получил в дар от столичных властей… освободив- шийся подвал, где раньше раз- мещался угольный склад. Вме- сте со своими студентами Олег Павлович выгреб оттуда весь мусор, своими силами сделали ремонт. Так в Москве появился полуподпольный театр с весе- лым названием «Табакерка». Слава о нем быстро разнеслась по всей столице, посмотреть их спектакли приходили Булат Окуджава,ВладимирВысоцкий. А потом… — На спектакль «Прощай, Маугли!» Олег Табаков при- гласил министра культуры ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Молодой отец Олег Табаков отметил свое 75- летие В груди кота Матроскина бьется сердце ангела Демичева, — рассказывает ученик Табакова, актер театра «Сатирикон» Алексей Якубов. — Представляете: министра — в подвал! Олег Павлович добивался того, чтобы его театр признали официально. После спектакля Демичев ни- чего конкретного не сказал. А потом выяснилось, что наша судьба решалась на уровне ЦК партии. Театр оказался под запретом. После этого у Олега Павловича и случился второй инфаркт… Среди его учеников — Евдо- кия Германова, Андрей Смоля- ков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова… И еще десятки тех, что не так известны. Но ко всем своим «цыплятам табака», как любовно называет их сам Олег Павлович, он относит- ся одинаково заботливо. Как добрый отец. Или как ангел- хранитель. Помните—«без под- ставленных ладошек…» — Он заботился о нас так, как не каждый родной отец может, — говорит Алексей Якубов. — И открывал для нас мир—кормил нас в ресторанах, привозил из-за границы подар- ки: девушкам — дефицитные колготки, парням — джинсы. Читал нам запрещенные в те времена книги — Булгакова, Солженицына, водил на симфо- нические концерты, закрытые просмотрыфильмов. Устраивал встречи с Высоцким, Окуджа- вой, Аксеновым… — Многим своим актерам Олег Павлович помог приобре- сти жилье в Москве, — говорит Ирина Пегова. — Материально поддерживает актрис-матерей. Любит дарить подарки. В том числе и очень дорогие. Однаж- ды встречаю актрису Наталью Журавлеву в шикарной нор- ковой шубе, выражаю ей свое восхищение, а она мне в ответ: «Это мне Олег Павлович на день рождения подарил!» Самый знаменитый кот России Ему повезло: в войну к ним в Саратов эвакуировали МХАТ. Мама привела семилетнего Оле- га на спектакль. И это решило его судьбу. Приехав после шко- лы в Москву, он был с перво- го раза принят в оба главных театральных вуза — ГИТИС и школу-студию МХАТ. Но вы- брал МХАТ: там еще работали ученики самого Станиславского! — В фильме Марка Захаро- ва «Двенадцать стульев» Олег Павлович сыграл воришку Аль- хена, — рассказывает Алексей Якубов. — И Марк Анатолье- вич рассказывал, как снимали по-актерски сложную сцену: надо было, чтобы у Альхена в нужный момент выкатилась одна слеза, причем строго из определенного глаза! Захаров понимал, сколь сложную зада- чу ставит он перед Табаковым. И был поражен, когда после команды «Мотор!» на опреде- ленной секунде из нужного гла- за Олега Павловича выкатилась единственная слеза! А сам Алексей Якубов был свидетелем другого актерского чуда: —Когда мы учились у Олега Павловича — это был 1976 год, — в Москве гремел спектакль «Современника» «Двенадцатая ночь». Олег Табаков играл там дворецкогоМальволио. Достать на спектакль билеты было не- возможно — мы просили Олега Павловича, и он несколько раз проводил нас через служебный вход. В спектакле был момент: на сцену выходит траурная про- цессия, возглавляемая Мальво- лио, который каждый свой шаг сопровождает ударом посоха. И однажды Олег Павлович спро- сил нас: «На каком ударе раз- дадутся аплодисменты?»—«Не знаем», —пожали мы плечами. — «Заказывайте!» — «Ну, на третьем»,—неуверенно сказали мы. Смотрим спектакль: вы- ходит Табаков — нет аплодис- ментов, делает шаг — тишина, второй — то же самое, делает третий — и раздаются аплодис- менты!Мыобомлели.Потомуже вошли в азарт — заказывали: «Можно на десятом ударе?» И были аплодисменты именно на десятом шаге… Табаков—профессионал. Но ни разу в жизни не схалтурил, эксплуатируя когда-то создан- ный им образ. Поэтому каждая из его ролей — неповторима: и восторженный Николенька Ростов в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, и «хитрый лис» Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны», и разры- вающийся междужаждой денег и тягой к прекрасному хозяин салуна Гарри в «Человеке с бульвара Капуцинов»… — В роли Людовика XIV в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» я видел только Олега Табакова,—рассказывает режиссер Георгий Юнгвальд- Хилькевич.—ИОлег Павлович блестяще сыграл эту роль! А за главную роль в фильме НикитыМихалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломо- ва» Олег Табаков получил на Международномкинофестивале в Оксфорде престижный приз «Золотой щит Оксфорда». Но самый известный герой Табакова — кот Матроскин. — Однажды Олег Павлович пришел к нам на занятия и сооб- щил: «Очень интересная сейчас работа у меня была—кота озву- чивал!» — вспоминает Алексей Якубов. О мультфильме «Трое из Простоквашино»прозналидаже американцы. Иперед выходом в России фильма «Гарфилд» по- ставили условие, что главного героя—рыжего кота —должен озвучить именно Олег Табаков. Дела семейные С актрисой Людмилой Кры- ловой Олег Табаков прожил в законном браке более тридцати лет. Вырастили и воспитали двоих детей: сын Антон и дочь Александра тоже стали актера- ми. И оба уволились из театра, когда Олег Павлович решился на развод. Чтобы жениться на своей ученице Марине Зу- диной, которая моложе его на тридцать лет. Александра до сих пор не может простить отцу измены. Антон хоть и выразил свой протест в более жесткой форме — оставив театр, он стал ресторатором,—в конце концов смог понять и простить Олега Павловича. Решительному шагу Олега Табакова предшествовали 12 лет «закулисного» романа. — Сразу после того как тай- ное сталоявным,Маринапопала в эпицентр недружелюбного от- ношения к ней,—рассказывает Евдокия Германова. — Что сде- лал Олег Павлович? Как умный человек, он не стал стесняться ситуации, задвигать в тень свою молодую жену — наобо- рот, при всех подчеркивал ее достоинства. И я видела, как люди постепенно стали вести себя с ней по-другому, начали понемногу принимать выбор Олега Павловича. В 1995 году у Марины Зуди- ной и Олега Табакова родился сын Павел. Олегу Павловичу тогда было 60 лет. А в 70 лет он стал отцом в четвертый раз — Марина родила дочь Машу. — Он был очень растроган тогда! — вспоминает Ирина Пегова. — Да и сейчас на репе- тициях он взахлеб рассказывает о Маше: что она сказала, что сделала — это вызывает у него детский восторг! Инамрадостно видеть, что у Олега Павловича в его годы есть такое чудо — четырехлетняя дочка. Мне кажется, она делает его моло- же — дает ему заряд бодрости и энергии. Ощутив в четвертый раз радость отцовства, Олег Таба- ков, кажется, стал еще добрее и внимательнее относиться к своим артистам, решившимся на рождение детей. — Однажды Олег Павло- вич вручил мне перед спекта- клем «На дне», где мы играли, огромную плюшевую собаку для моей маленькой дочери, — рассказывает Ольга Красько. — Дочь зовут Олеся, а собаку мы назвали Олеша — в честь Олега Павловича, дочка ее очень любит! Слезы мастера Несколько лет назад Олег Табаков затеял строительство театрального колледжа. Идея — собрать со всей России та- лантливых подростков 14-15 лет, обеспечить ихжильем, дать среднее образование и обучить актерскому мастерству. От- крыть это уникальное учебное заведение планировали в 2008 году. Но обстоятельства поме- шали… — К счастью, в нынешнем году удалось решить все вопросы с открытием колледжа, — гово- рит Евдокия Германова. —Уже набран первый курс из 24 чело- век. Я представляю, какое это для него счастье! «Птенцы» Табакова видели его разным: веселым, грустным, добрым, жестким… Не видели только слез своего всесильно- го учителя. Ни тогда, когда партийное руководство страны запретило ему создавать свой театр. Ни в 1998 году, когда после дефолта театр лишился всех своих средств. Никогда! И вот… К юбилею Олега Павлови- ча снимали фильм о нем: вечер встречи учителя и учеников. И «цыплята табака» увидели, что у Олега Павловича глаза заблестели от слез — впервые в жизни это были слезы «не по сценарию»… ФОТО ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ ТЕАТРА ТАБАКОВА Олегу Табакову — 75! Олег Табаков и Марина Зудина на крестинах дочери Маши в церкви Феодора Стратилата, 2006 год. Олег Табаков с первыми учениками его студии, 1977 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz