Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ПОЗДРАВЛЕНИЕ 90 лет на страже Родины Ч есть имею! Военно - патриотический выпÖск « Липецкой газеты » и ветеранскиØ организаций области ВедÖщая рÖбрики Ольга Бочкова Уважаемые ветераны Военно-воздуш- ных сил! Товарищи солдаты, сержанты, старшины, прапорщики, офицерыи служа- щие Липецкого авиагарнизона! Сегодня в России отмечается День Военно-воздушных сил. Созданные в начале ХХвека, онинапротяжениивсейсвоейисто- рии успешно защищают воздушные рубежи нашей Родины. Весомый вклад в развитие отечествен- ной авиации вносит Липецкий авиацентр, который по праву считается одним из лучших соединений ВВС России. Сегод- няшнее поколение липецких авиаторов успешно решает задачи по изучению способов боевого применения фронто- вой авиации и переучиванию летного и инженерно-технического состава. Высо- кое мастерство, мужество, постоянное совершенство профессиональных знаний и навыков всегда отличают липецких авиаторов и позволяют с честью решать поставленные задачи. Мы гордимся тем, что наш Центр на- ходится на территории Липецкой области. Авиационная история Липецка имеет глу- бокие корни и славные боевые традиции. Образовавшись на заре отечественного воздухоплавания, Липецкий авиагарнизон насчитывает более 90 лет. Все это время авиаторы являются неотъемлемой частью Липецка. В преддверии праздника выражаю ис- креннюю признательность руководителям области и города Липецка за понимание нелегкого ратного труда и всестороннюю поддержку нашему Авиацентру. Поздравляю с праздником ижелаюлич- ному составу, ветеранамВоенно-воздушных сил здоровья, энергии, оптимизма и новых успехов в службе и труде на благо нашей Родины! Александр Харчевский, начальник 4-го ордена Ленина Краснознамённого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС, генерал-майор ПРИЗВАНИЕ | Асы ǪǪ I века Там, за облаками Авиатор в третьем поколении Полковник Сергей Си- доренко — заместитель ко- мандира авиабазы по вос- питательной работе, летчик I класса, авиатор в третьем поколении. В третьем по- колении он и офицер - воспитатель. Дед Сергея Александро- вича — участник Великой Отечественной. Летал на Берлин. В отставку вышел в должности начальника политотдела дивизии. Отец служил в городе Тарту, в Эстонии. — Двоюродные братья тоже в авиации. Да вся моя родня связана с нею. Я для себя другой профессии не представлял, в школе, правда, не мог определить- ся: то ли стать техником, то ли летчиком, — расска- зывает Сидоренко. — Но услышал от отца: если быть в армии, то в авиации, если в авиации, то летчиком! Подал документы в летное училище — конкурс тогда был двадцать человек на место! Харьковское военное училище закончил в 1983 году. Служил в Прибал- тике, летал на «Су-15ТМ» — это перехватчик. Попал в полк, который дал мне хорошую закалку, у него была богатая история. Нес боевое дежурство. Наши асы больше всех в стране совершали вылетов по ре- Роман Черешнев Журналисты охотно сообщают о сверх- современной технике, что в последние годы поступает в наши армейские части. Липецкий авиацентр — не исключение. Здесь испытывают новей- шие самолеты, чтобы потом обучать летать на них пилотов и штурманов других подразделений ВВС. Жаль только, что газетчики нечасто рассказы- вают о самих специалистах, которым приходится испытывать и осваивать эту технику. Сегодня, быть может, самое время хотя бы немного исправить такую несправедливость. альным целям — до 1500 в год. В 28 лет Сергей Сидорен- ко уже заместитель коман- дира полка по воспитатель- ной работе. В этой должно- сти прослужил двенадцать лет. Потом в 1992 году полк перебазировался в поселок Саваслейка в Нижегород- ской области. Наконец, из двух авиацентров сделали один — в Липецке, так он стал нашим земляком. В 2000 году закончил Военно- воздушнуюакадемиюимени Юрия Гагарина. — Я считаю, что глав- ная задача — воспитание личного состава, его готов- ность защищать Отечество. И в советские годы, и сегод- ня эта задача актуальна. Раньше акцент делался на идеологический аспект, сейчас важнее, чтобы че- ловек осознавал свой долг перед Родиной. Мое лич- ное мнение: без идеологии и государство, и человек многое теряют. Вот теперь мы стараемся опереться на веру предков. Православная церковь становится в армии духовной силой. Безверие опасно. Приходится слышать разные соображения о том, как изменить воспитатель- ную работу в Вооруженных силах. Да, конечно, фор- мы ее могут трансформи- роваться. Но суть и цель останутся. Кто будет воспи- тывать защитника Родины —не самый главный вопрос. Важно, чтобы это делалось профессионально. С надеждой Виктор Горенко, под- полковник, начальник по- лигонной службы — стар- ший штурман Липецкого авиацентра. В авиацию его привела сама судьба. — Я родился в Винниц- кой области, в селе рядом с аэродромом Чернигов- ского летного училища. Представляете, проскочит «МиГ-21» на малой высоте над нами, пацанами, и у нас сердце замирает — вот бы и нам сейчас в кабину пилота... С той поры и ре- шил я, что летчик — самая мужская и сильная про- фессия. Об этой стезе мечтал не я один. Но иным из моих товарищей не повезло прой- ти врачебно-летную ко- миссию. В итоге из района в Черниговское училище поступили семеро. Я ни разу не пожалел о своем выборе. Убежден: здесь нужны большие знания, творческое понимание за- дач. Ведь мы имеем дело со сложнейшей техникой. Весь мир работает на ар- мию, все, что используется в разных сферах, сделано было изначально дляВоору- женных сил. После училища Горенко служил в Группе советских войск в Германии, в городе Фокенберг, в истребитель- ном гвардейском полку летчиком-истребителем.Там летал сначала на «МиГ-23», потом на «МиГ-29». —Леталимыв непосред- ственной близости от веро- ятного противника, рядом с границей, — продолжает подполковник.—Все время отдавали службе, тем более что покинуть гарнизон не могли — за воротами же территория другого госу- дарства. Самое яркое впечатле- ние Виктора Горенко — от полетов в стратосфере. Снаряжение : высотно - компенсирующий костюм и гермошлем. Ему доводи- лось подниматься на высоту семнадцать—девятнадцать километров, где небо стано- вится фиолетовым, а за са- молетом тянется белоснеж- ный инверсионный след. После вывода войск из Германии он попал в Ли- пецк. Горенко заведует по- лигонами, то есть террито- риями, где расположены мишени (круги на земле, старые танки) для отработ- ки навыков практического боевого применения, для летно-тактических учений, испытаний нового оборудо- вания. В распоряжении ли- пецких летчиков полигоны «Ратчино» в Чаплыгинском районе и «Погоново» подВо- ронежем. Территория хотя и не ограждена, но есть преду- преждающие знаки, уста- новлены шлагбаумы, мест- ным жителям туда ходить нельзя. Перед трениров- ками проводится осмотр полигона, выставляется оцепление. Дело серьезное. Горенко хорошо помнит, что выпало на долю армии в тяжелые 90-е годы. Однако сегодня и материальное снабжение её улучшилось, и техника пошла в войска. — Но меня больше всего обнадеживает, — говорит он, — что у молодых лей- тенантов появился блеск в глазах, они стали похожи на нас, фанатов неба советской поры. Я боялся, что такого больше уже не будет.Ну а те- перь есть надежда. Ребятам надо лишь работать и рабо- тать. Верю: они справятся. Владимир Масликов, подполковник в отставке Этот год для липецких авиаторов особенный. Пятьдесят лет назад в Липецк из Воронежа были перебазированы управле- ние 4-го Центра боевого применения ВВС и 91-й истребительный авиаполк. В Липецке были сформи- рованы учебный отдел и 760-й смешанный авиа- полк, а само соединение было преобразовано в 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС. Переформи- рование завершилось к 20 августа 1960 года. За прошедшие полвека липецкими авиаторами вы- полнен большой объем научно-исследовательскойи учебной работы, направлен- ной на повышение боевого потенциала Военно-воздуш- ных сил. Наглядным при- мером этому может служить недавно прошедшее опера- тивно-стратегическое уче- ние «Восток-2010», в кото- ромприняли участие войска Сибирского иДальневосточ- ного военных округов, части и соединения Военно-воз- душных сил, Воздушно- десантных войск и Тихооке- анского флота. В нем, по со- общению российских СМИ, было задействованонесколь- ко десятков тысяч военнос- лужащих, до 70 самолетов и вертолетов, до 30 кораблей, 2,5 тысячи единиц вооруже- ний, военнойиспецтехники. На учении присутствовал Верховный Главнокоман- дующий Вооруженными силами Российской Федера- ции Дмитрий Медведев. Оперативно-стратегичес- кое учение «Восток-2010» стало основным событием боевой подготовки 2010 учебного года. В ходе него была доказана возможность создания на любом стратеги- ческомнаправлениигруппи- ровки войск с учетом усиле- ния ее за счет другихнаправ- лений. Переброска войск осуществлялась как с техни- кой, так и без нее. Самолеты фронтовой авиациибылиперебазирова- ны на расстояние свыше 8 тысяч километров без про- межуточной посадки с доза- правкой в воздухе. Переба- зирование с аэродромов по- стоянной дислокации в Во- ронеже, Липецке иМорозов- ске (Ростовская область) с европейской части страны на Дальний Восток и обрат- но показало готовность эки- пажейиавиационнойтехни- ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ | Защитники воздушных рубежей «Восток-2010»: от взлета до посадки ки к выполнениюподобного рода задач. Это и отметил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Алек- сандр Зелин: «Дозаправка в воздухе — один из самых сложных видов летной под- готовки. Экипажи заблаго- временно готовились к вы- полнению данного полетно- го задания». Кому-то из читателей, вполне возможно, будут ин- тересны и такие цифры: при подготовке к учению само- леты и вертолеты сожгли 5888 тонн авиационного то- плива. На самом учении — 1026 тонн. Выполнено 167 полетов с общимналетом256 часов. Выпущено 223 раке- ты, в том числе 4 — управ- ляемые. Сброшено 88 бомб. По авиационным средствам поражения процент попада- ния составил 98. Подготовка к учению в Липецком авиацентре на- чалась в апреле: все экипажи фронтовых бомбардировщи- ков «Су-24М» из Воронежа и Морозовска, которые должны были участвовать в перебазированиинаДальний Восток, прошли обучение на специализированном трена- жере заправки (СТЗ-27). После теоретической подго- товки инструкторы Авиа- центра полковники Эдуард Занчурин, ИванКуприков и Олег Сторожук, подполков- ники Герман Анахов, Алек- сандр Волошин, Владимир Мякишев и Алексей Овсян- кин, майорЕвгенийКубарев по две недели на обоих аэро- дромах оказывали помощь командирам экипажей в от- работке этого сложного вида летной подготовки на прак- тике. Как результат: 12 «су- шек» из Воронежа благопо- лучно вернулись домой, со- вершив беспосадочныйпере- лет продолжительностью 6 часов 55 минут с тремя доза- правками от самолета- танкера «Ил-78». Два экипажа от нашего Авиацентра в с о с т а в е летчика-снайпераполковни- каЮрияСушкова иштурма- на 1-го классамайора Сергея Мучий, летчика-снайпера полковника Юрия Грицаен- ко и штурмана 1-го класса подполковника Александра Майорова проходили трени- ровкунапроцедурномтрена- жере экипажа многофунк- ционального авиационного комплекса Су-34 (ПТЭ-34), который был введен в экс- плуатацию в мае. Новый тренажер предназначен для отработки не только доза- правки, но и всего комплек- са задач, которые должен уметь выполнять экипаж самолета «Су-34»—от взле- та до посадки: ведение радиоэлектроннойразведки, применение авиационных средств поражения в услови- ях активного радиоэлек- тронного противодействия и так далее… В ходе учения офицеры группы руководства полета- ми Авиацентра (старший — подполковник Андрей Ро- говский) находились на за- пасных аэродромах, а боево- го управления (старший — подполковник Геннадий Антропкин) — на пунктах наведения для обеспечения встречи заправляемых само- летов с танкерами по всему маршруту перелета. Кстати, маршрут для липецких эки- пажейнесколько отличался: «Су-34» туда и обратно шли с двумя дозаправками, с большей протяженностью и продолжительностью поле- та, чем у «Су-24». На заключительном эта- пе учения на Сергеевском окружном общевойсковом полигонеПриморскогокрая, несмотря на низкую много- слойнуюоблачность, 12 бом- бардировщиковМорозовска ракетно-бомбовымиударами успешно поразили цели в тылах «противника». Высо- кая эффективность боевого применения авиационных средств поражения явилась следствием многолетней ра- ботыспециалистовЛипецко- го авиацентра с ЗАО«Гефест иТ» по повышениюточност- ных характеристик авиаци- онного комплекса Су-24М. Вместе с бомбардировщи- ками на полигоне хорошо поработалиипилотыбоевых вертолетов «Ми-24» с авиа- базыаэродромаЧерниговка. Надо отметить особо, что эта Приморская авиабаза явля- ется правопреемником эска- дрильи имени В. И. Ленина, которая с 1924 года находи- лась в Липецке. В 1929 году эскадрилью направили на Дальний Восток, где она приняла участие в боевых действиях на Китайско- Восточной железной дороге и у озера Хасан. В 1941 году эскадрилья была преобразо- вана в 36-й бомбардировоч- ный авиационныйполкиме- ни В. И. Ленина, который впоследствии участвовал в разгроме Квантунской ар- мии. После войны полк стал вертолетным. Итоги участия авиации в оперативно-стратегическом учении были подведены на базе Липецкого авиацентра. Главнокомандующий ВВС отметил высокий уровень подготовки летного состава и надежную работу авиаци- онной техники, что обеспе- чило своевременное и каче- ственное выполнение всех поставленных задач. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | Имя из хроники войны Он в небе свой оставил след Перезахоронение состоя- лось по просьбе родственни- ковлетчикаиприподдержке нашего Авиацентра. В Ли- пецк со всей страны приеха- ли ветераны 402-го истреби- тельного авиаполка, где слу- жил Чуносов. Почему Чуно- сов обрел последний покой здесь, у нас? Да потому, что именно в этом краю вырос... Всего сорок пять дней 22 июня 1941 года летчи- ки-испытателиВсесоюзного научно-испытательного ин- ститута Военно-воздушных сил Красной армии (ВНИИ ВВС РККА) прервали свой воскресный отдых и прибы- ли к месту службы. Они по- дали заявления с просьбой отправить их на фронт на самолетах, которые сами ис- пытывали. В Кремле реше- ние о формировании шести авиаполков особого назначе- ния на базе НИИ ВВС было принято уже 23 июня. 30 июня полк вылетел на фронт. Аэродром базирова- ния — вблизи станции Идрица Новгородской об- ласти. Боевое крещение летчики приняли 1 июля. Среди асов был и уроженец села Ярлуково Михаил Чу- носов. Ему довелось воевать всего 45 боевых дней. За это время он сбил девять немец- ких самолетов. Аполк закончит войну со званием Севастопольский и будет отмечен орденами Боевого Красного Знамени и Суворова. В 1992 году он перебазируется в Липецк и станет ядром нашего Авиа- центра. Мечты сбываются Миша Чуносов был сы- ном своего времени. А это было время бурного разви- тия авиации. Неудивитель- но, что мальчишка из села Ярлуково хотел стать летчи- ком. Тысячиего сверстников мечтали о томже. Но далеко не всем достало характера, упорства, таланта добиться своего. Михаил сумел. Работал в Воронеже на заводе имени Дзержинско- го, собирая агрегаты для самолетов, учился в «вечер- ке», а по воскресеньям в аэ- роклубе осваивал полеты на планере. Потом поступил в Саратовскую военно-авиа- ционную школу, закончил ее с отличием. Он мечтал стать летчиком-испыта- телем. И эта мечта сбылась. Его пригласили в Монино в НИИ ВВС. А кроме того, он стал слушателем Военно- воздушной академии. Молодого лейтенанта Чуносова направили в эска- дрилью того самого Петра Стефановского. Перед ними его товарищами стояла за- дача – дать путевку в жизнь новому высотному истреби- телю «МиГ-3». Стратеги были уверены: воздушные боибудутвестись на больших высотах. Поэто- му конструкторы самолета заложили высокуюскорость и маневренность на расстоя- нии 7000—11000 метров от земли. Новому МиГу требо- валось всего шесть минут, чтобы подняться на 10000 метров. Скорость – 640 км/ час. Это на уровне мировых достижений. Но новые машины не сразу завоевали доверие лет- Владимир Меркурьев Четырнадцать лет назад на липецкой земле прошла траурная церемония перезахоронения летчика Михаила Чуносова. Он погиб в августе 1941 года в районе Новгорода в неравном бою с группой «мессершмиттов», рвавшихся к городу. Его самолет упал на опушке леса у деревни Божан- ка. Местные жители погребли отважного воина рядом с его самолетом. Он был молод. Ему только что исполнилось 29. чиков. Петру Стефановско- му и его товарищам при- шлось на деле убеждать коллег в их преимуществах. Зато уже в первый же день войны наши асы на «Ми- Гах-3» не проиграли врагу ни одного боя. И сами испы- татели, в том числе и Чуно- сов, успешно сражались на тех же самолетах. Жаркое лето асов 1 июля 1941 года. Поле- вой аэродром близ станции Идрица. Разведка, знаком- ство с территорией боевых действий, патрулирование, чтобы не допустить немец- кие бомбардировщики к станции и участкужелезной дорогиИдрица—Сябеж, со- провождение наших бомбар- дировщиков, прикрытие наземных войск. Как гово- рится, фронтовые будни. В первые же дни лидера- ми по сбитым самолетам становится звено Григория Бахчиванджи и нашего зем- ляка Михаила Чуносова. 3 июля. Вполкпоступает телефонограмма командую- щего фронтом: тридцать «мессершмиттов» идут на штурм наших войск. Цель почти на пределе радиуса полета МиГа. «Мессеров», однако, не обнаружили. Зато увидели, как над нашими наземными войсками бук- вально куражились развед- чик «хеншель» и несколько «юнкерсов», чьи летчики были уверены, что они неу- язвимы. Бомбардировщики заходили на цели не спеша, словно на полигоне. И тогда старший лейте- нант Константин Шадрин сбивает «корректировщи- ка». Немцы не успевают сгруппироваться для оборо- ны.Ивот уже пять герингов- ских стервятников догорают на земле. Вместе с товарищами блистательно бился иМиха- ил Чуносов. Из воспоминанийкоман- дира полка П.М. Стефанов- ского. «7.07.1941 г. в 15.00 в районе Невель старшим лейтенантом М.Е. Чуносо- вым сбит «Ме-110», а капи- танами Прошаковым А.Г. и Бахчиванджи Г.Я. — бом- бардировщики «Ю-88». В упомянутом бою самолет М.Е. Чуносова получил не- сколько пулевых пробоин. Старший лейтенант — за- мечательный воздушный боец. Редко проходит день, чтобы Чуносов не вел воз- душного боя, который обыч- но заканчивался его побе- дой. Так, 8 июля в 10.30 в районе Великие Луки сбил «Ме-110», а в 14.00, ведя бой с «Ю-88», сбил и этого, но и сам в результате получен- ных повреждений совершил вынужденную посадку. 10 июля над районом Невель-городок в 10.00 лей- тенант Кожевников К.Ф. и капитан Бахчиванджи Г.Я. сбили «Хе-126». Чуносов М.Е. в 16.00 сбил «До-215», но в результате этого боя по- лучил легкое ранение в голо- ву». Авот публикация в газе- те «Известия» за 6 августа 1941 г. «Старший лейтенант Чуносов—храбрый воздуш- ный боец, безупречно вла- деющий искусством высше- го пилотажа, настиг герман- скуюмашину«Доронье-215» и с короткой дистанции от- крыл по ней огонь. Охвачен- ный пламенем, самолет по- валился на землю. Другой наш летчик капитан Бахчи- ванджи вогнал вражескую машину в болото. Смелый удар сталинских соколов за- ставил врага изменить так- тику. Теперь, прежде чем начать налет, немцы стали высылать самолеты-раз- ведчики. Наши люди поста- вили перед собой задачу па- рализовать действия враже- ских разведчиков и при пер- вой же возможности сбить машину, причем сделать это аккуратно, не повредив, взяв экипажживым. Эту за- дачу блестяще решилМиха- ил Чуносов. Он атаковал врага со встречного курса, сосредоточив всюсилу пуле- метного огнянамотор, после чего машина заметно убави- ла скорость, накренилась. Пользуясь этим, Чуносов насел на врага, не прекра- щая огня до тех пор, пока неприятельская машина не оказалась на нашей земле. Захватвражескогосамолета- разведчика и его экипажа помог нам уточнить важные детали, относящиеся к орга- низации германской воз- душной разведки». 14 августа. Газета «Кпо- беде», орган Северо-Запад- ного фронта. «Изучайте и умножайте боевой опыт! Бейте и разите врага так, как старший лейтенант Чу- носов». Из интервью с Михаи- лом. Он говорил: —Смелее драться—луч- ше выходит. Каждый воз- душный бой с врагом совер- шенствует боевую выучку, дает новый практический опыт, повышает уровень летного мастерства. Самое главное в бою — смелость, нужно сближаться незамет- но для врага и, не дав ему опомниться, разить в само сердце... Нужно бить врага, где он только появляется, и бить решительно, беспощад- но, насмерть». …Да, он воевал всего со- рок пять дней. Но его муже- ство, мастерство, самоот- верженность приблизили тогда еще такую далекую Победу. Учебно-боевое задание выполнено с оценкой «отлично». ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО ВЛАДИМИРА КАХЛЕНКО № 155/23783/ 12 АВГУСТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz