Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

№ 150/23778/ 5 АВГУСТА 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ | Русский актер помог японскому режиссеру получить « Оскар » Тигр для Юрия Соломина ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЮРИЯ СОЛОМИНА ст. Тамара Мотаева, агентство «Столица», специально для «Липецкой газеты» Таких актеров, у кото- рых благородство и интеллигентность, как говорится, написаны на лице, в нашем кино всего трое — Олег Стриженов, Вячеслав Тихонов и Юрий Соломин. И хотя Юрий Мефодьевич сыграл в кино особ дворянского происхожде- ния меньше остальных, по-другому его не вос- принимаешь: он — ари- стократ! В кабинете художе- ственного руководите- ля Малого театра Юрия Соломина — старинная мебель с позолотой, бла- городного малахитового цвета стены. — Зеленый — тради- ционный цвет нашего театра, — говорит Юрий Мефодьевич. — А еще — синий и желтый. Малому театру больше 250 лет, од- нако он до сих пор оформ- ляется в этих цветах. У нас и коллектив традици- онный—в хорошем смыс- ле этого слова. Традиции, доказавшие за многие годы своюнеобходимость, надо беречь. Может, именно за эту приверженность традици- ям английская королева выбрала Малый театр… Королевский подарок Над столом Юрия Со- ломина висятфотографии, на одной—он с королевой Великобритании Елизаве- той Второй. — Королева Елизаве- та приезжала в Москву в 1994 году и выбрала наш театр местом встречи с дипломатическим кор- пусом, — рассказывает Юрий Соломин. — Мы думали: что же ей пода- рить? Тогда безденежье было… Кому-то пришла идеяпреподнестивысокой гостье палехскуюшкатул- ку с изображениемМалого театра. Мы заказали ее хо- рошему мастеру, и, когда прощались с королевой, я ей вручил наш презент. Она удивленно посмотре- ла, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. И где-то из второго ряда пожилой человек — вид- но, из старых русских — меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шка- тулки?» — «Мы просто решили сделать такой подарок»—«Вы попали в точку!» Прошло две неде- ли, мне приходит конверт от королевы, а там — ее портрет и автограф… Юрия Соломина на должность художествен- ного руководителя из- брал коллектив — в 1988 году, впервые за историю старейшего театра. А по- том уже его кандидатуру утвердили в правитель- стве СССР — страны, ко- торой уже нет. — Вот теперь не знаю, кто будет увольнять, — смеется Юрий Мефодье- вич… Исполнение мечты Он родом из Читы. Ро- дители — люди творче- ские, известные в городе преподаватели музыки — поддержали Юрия, а потом и Виталия в их же- лании стать артистами. И гордились сыновьями, когда те стали знамени- тыми. В Москву Юрия, ко- торый решил поступать в театральное училище имениЩепкина, сопрово- ждал отец. И только сын успел пройти творческий конкурс, как случилось ЧП: у отца украли до- кументы и деньги. Что делать? Мефодий Викто- рович сказал сыну: «Схо- ди узнай: берут тебя или нет?» Чуть не падая в об- морок от страха,Юрий от- правился к Вере Никола- евне Пашенной — знаме- нитой актрисе и педагогу, очень строгой женщине. Как мог, объяснил ей ситуацию. И Пашенная сказала: «Оставайся и сдавай экзамены». А отец поехал домой: земляк по- мог ему получить льгот- ный билет. —Я стал сдавать обще- образовательные предме- ты, мама через двое суток прислала мне деньги. И я был в лучшем положении, чем отец, который неделю жил в поезде на сухарях. Зато когда он доехал, ему сообщили, что я уже при- нят окончательно — и эта радость затмила все не- приятности! Старый прием Евгений Ташков, ре- жиссер «Адъютанта его превосходительства», увидел Юрия Соломина в фильме «Сильные духом» о Великой Отечественной войне, где тот сыграл не- мецкого разведчика Гет- теля. — Когда играешь от- рицательного героя, надо найти в нем положитель- ные качества, показать его сильные стороны. Встре- чаются две личности: наш разведчик и враг. Побеж- дает наш, но кого? Очень умного и хитрого против- ника. Значит наш — еще лучше! В фильме «Сильные духом» он играл майора Геттеля именно так. И даже придумал фразу, за которую сына Марлена Хуциева выгнали из шко- лы… История такова: по сюжету Геттель, пони- мая, что судьба Германии решена, ищет выход на своих коллег из других разведок. И, встретив- шись с главным героем —советским разведчиком Кузнецовым, — говорит о неком Гюнтере, который мог быстать посредником. Кузнецов бросает в ответ: «Выменя ловите, Геттель, это старый прием». — А я отвечаю по сценарию: «Прием дей- ствительно старый», — и добавляю от себя: «…но Гюнтер есть». Эта фраза родилась случайно, но она указывала на ум и изво- ротливость моего героя, и Марлен Мартынович, который был художе- ственным руководителем картины, оставил ее в фильме. А лет через пять встречаю Хуциева, и он вдруг говорит: «Юрий, меня из-за тебя в шко- лу вызывали!» — «Что такое?» — «Сын набе- докурил, учительница ему говорит: «Это старый прием», а он ей: «Прием действительно старый, но Гюнтер есть». «Какой Гюнтер? Причем здесь Гюнтер? Вон из класса, и без отца не приходи!» Вот такая получилась история… Адъютант фортуны В фильм «Адъютант его превосходительства» режиссер ЕвгенийТашков пригласил Соломина на второстепенную роль. — На роль капитана контрразведки Осипова меня утвердили без проб, — вспоминает Юрий Ме- фодьевич. — А потом Ев- гений Ташков убедил ме- ня попробоваться в роли Кольцова и после проб все переиграл. И ему надо былоиметь большоемуже- ство, чтобы доказать худ- совету правомерность та- кого решения—тогда ведь был определенный типаж для героев-коммунистов. Я снимался под его лич- ную ответственность и в протоколах «Мосфильма» до сих пор значусь как неутвержденный артист. Но Ташков доказал свою правоту. Этот фильм — один из первых, где белые и красные были на равных —по своему отношению к судьбе, к Родине…И он до сих пор любим зрителем. Это был первый теле- фильм, получивший Го- сударственную премию— именно после его выхода на экраны актер проснул- ся всесоюзно знаменитым. Выбор Куросавы Акира Куросава еще в 30-е годы прочел книгу исследователя Дальне- го Востока и писателя Владимира Арсеньева «Дерсу Узала»— об охот- нике, ставшем для него проводником, — и с тех пор вынашивал замысел фильма. И даже начал работу в Японии, но вско- ре понял, что снимать нужно на родине Дерсу — в Приморском крае, и с местными актерами. В начале 70-х в Москве на Международном ки- нофестивале он получил предложение директора «Мосфильма» Николая Сизова снять фильм в СССР — и с радостью взялся за работу. На роль Дерсу Узала режиссер вы- брал тувинского актера Максима Мунзука. Когда Акира Куросава выбирал актера на роль Арсеньева, он, не зная русских артистов, захотел посмотреть какие-нибудь киноработы возможных претендентов. — У Куросавы на кар- тине «Дерсу Узала» рабо- тал гример фильма «Адъ- ютант его превосходитель- ства» Павел Калинин. Он предложил японскому ре- жиссеру посмотреть этот фильм. Куросаве принес- ли первые две серии, он посмотрел — и попросил показать остальные три. После чего вопрос обо мне был решен… Рюкзак Арсеньева Киноэкспедиция от- правилась вместа, где про- исходит действие книги «Дерсу Узала» — в город Арсеньев, названный в честь автора книги и рас- положенный в предгорьях Сихотэ-Алиня в 160 кило- метрах от Владивостока. Съемки на натуре длились девять месяцев. За это вре- мя Юрий Соломин лишь раз слетал вМоскву, чтобы увидеть семью. СДальнего Востока он присылалжене ОльгеНиколаевне письма, а дочериДарье—«сувени- ры»: диковинныхбабочек, божьих коровок размером с ноготь. —Однажды из-за этих огромных божьих коро- вок мы не могли снимать, — вспоминает Юрий Ме- фодьевич. — Приехали в тайгу, а там—миллиарды этих насекомых, бьются в стекла автобуса тучами! Акира Куросава к ак- терам и съемочной группе относился с уважением. Считал нужным все объ- яснить: как он будет сни- мать, какими камерами, с каких ракурсов, самделал эскизы будущих кадров и показывал их. Однако по- блажек актерам не давал. Снимались и в лютый мо- роз, и в жару, атакуемые полчищами комаров и мошкары. А в рюкзак Ар- сеньева, который должен былноситьЮрийСоломин в фильме, складывал все вещи, описанные путеше- ственником: — Я с трудом отрывал этот рюкзак от земли, — вспоминает Юрий Мефо- дьевич. Встреча с тигром — Главный герой в этом фильме — природа. А тигр — одно из глав- ных действующих лиц. Специально для съемок отловили в лесу тигрен- ка, назвали Артемом. Мы с Максимом Мунзуком подкармливали его, при- ручали. Когда настало время сниматься с тигром, Артем вырос в устрашаю- щего зверя. По фильмумы должны были встретиться с ним на лесной тропе. Сделали так: выкопали ров с водой и замаскирова- ли его травой—охотники уверяли нас, что тигр не прыгнет в воду и не подой- дет к нам близко, а кадр будет выстроен так, будто мы встретимся вблизи. И что вы думаете — тигр прыгнул в воду и поплыл к нам! Охотники, которые стояли наготове с вилами, принялись его отпихивать к другому берегу. Артем стал задыхаться, у него из носа пошла кровь… В общем, мы видеть это не могли. Подошли к Ку- росаве и сказали, что не хотим мучить животное и сниматься не будем. И он отменил эту съемку. Сцену сняли в московском павильоне с дрессиро- ванным тигром Вальтера Запашного, который сни- мался еще в «Полосатом рейсе»… Звездный час Фильм «Дерсу Уза- ла» стал событием. Его купили сразу сто стран — в то время это было рекордом. Он получил массу престижных на- град. Среди них—премия Американской академии киноискусств «Оскар»как лучшему иностранному фильму. К сожалению, ни МаксимМунзук, ниЮрий Соломин на церемонии не были — им даже не сооб- щили о том, что картина с их участием номинирует- ся на «Оскар». —Первое время я оби- жался на наших чиновни- ков за то, что они украли у меня мой звездный час, —говоритЮрийСоломин. — А потом в Японии мне довелось увидеть и даже подержать в руках ту са- мую статуэтку... Дар гения Есть у Юрия Соломи- на подарок, который он ценит даже выше коро- левского. —Свой день рождения в 1974 году я встречал в тайге на съемках, — го- ворит Юрий Мефодьевич. —Куросава накануне сут- ки не выходил из своего номера в гостинице. Японцы говорят: «Он что-то тебе готовит». Че- рез сутки он вышел с кар- тиной, на которой изо- бражена голова тигра и подпись: «Соломин Юрий Мефодиевич сан, Акира Куросава. 18 июня 1974». Куросава ведь окончил Академию художеств и вот радименя решил трях- нуть стариной… Королева Великобритании Елизавета Вторая осталась довольна тем, как ее принимали вМалом театре.ЮрийСоломин с ЕлизаветойВторой, 1994 год. ЮрийСоломинсженойОльгойНиколаевнойивнучкой Александрой. Юрий Соломин и Максим Мунзук во время съемок фильма «Дерсу Узала», 1974 год. Подарок Акиры Куросавы Юрию Соломину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz