Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
6 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выØодит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму ВедÖщий рÖбрики Александр Косякин НАКАНУНЕ | ǜаȘонсȞому БоȗороȘицȞому монастырȲ – 400 лет С именем Тихона 25—26 августа, в Дни памяти святителя Тихона Задонско- го, православный мир будет отмечать 400-летие Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Правда, настоящей даты основания обители (известен только год —1610-й) мы не знаем. Но не случайно церковь отмечает юбилей именно в эти дни, потому что судьба монастыря, его слава прочно связаны с угодником Божиим Тихоном, который прожил здесь самые лучшие, самые плодотворные годы, где совершил духовные подвиги. Своей неувядающей славой Задонск обязан общехристи- анской святыне – мощам святителя Тихона Задонского. Прежняя рака с мощами, установленная во Владимирском соборе, была изготовлена из чеканного серебра известным художником-ювелиром Федором Верховцевым. * * * С середины ХIХ века (1861-й — год прославления епи- скопа Тихона) более пяти благотворительных обществ Рос- сии носили имя святителя. В его честь чеканили памятные медали. * * * Известно почитание, которое выказывал о святителе Федор Достоевский. К церкви писатель приблизился уже в поздний период творчества. Но со святоотеческой литерату- рой был знаком гораздо раньше. Еще во время ссылки читал сочинения святителя Тихо- на Задонского. Он и послужил основным прототипом для героя романа «Бесы» старца Тихона, на что указывал сам Федор Михайлович в письме к издателю. Задонский мона- стырь стал реальной основой художественного пространства романа. Образ святого Тихона послужил прототипоми для старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы». Достоевский упо- минает также о связи речевой характеристики последнего героя с книгами задонского чудотворца. П¢ТИА , 9 И¡ЛЯ 2010 № 132 (23760) 5 июля, накануне Владимирской — престольного праздника Задонского Богородицкого монастыря, батюшки и монашествующие обители по просьбе прихожан совершили молебен в поле. Молили Господа о дожде. На следующий день пошел дождь. Спустя почти два месяца засухи! Каждый увидит в этом событии свое: один – случай- ность, другой – Божью милость. Так мы и живем: в одной стране по имени Россия, в одной вере, но словно по разные стороны Земли… Здравствуйте, уважаемые читатели. Приглашаем вас к очередному разговору о вере нашей, о дороге к Храму. – Александр Косякин В России снова глумятся над крестами, строят рожи батюшкам и рисуют непотребное на иконах… Прошумевшая несколько лет назад эпатажная выставка авангардистов «Осторожно, религия!», где так называемые художники изгалялись над православием, проросла новым сорняком. Еще одна выставка, еще один скан- дал… 12 июля состоится суд. Будет вынесен приговор по делу «Запретное искусство». Речь — об очередной прово- кационной выставке аван- гардистов, где возможным(и даже новаторским!) оказа- лось вымазать черной икрой лик Богородицы и предста- вить все это оригинальной инсталляцией. Прочие «ра- боты» были в томже духе. В выставочный зал ворвались оскорбленные верующие и сломали некоторые «произ- ведения». Такова фабула. Теперь конфликт будет раз- бирать суд. АИнтернет взор- вался дискуссией на тему… Вот полярные точки зрения. Первая: художник имеет право на любой эпатаж. Вто- рая: посягать, например, на ислам или иудаизм у этих художников творческой храбрости почему-то не хва- тает. И вообще творите что- нибудь другое, что не затра- гивает религиозные чувства, которые неприкосновенны. «Мне интересно, у них, у православных, есть совесть? Им станет лучшежить, если кто-то по их милости сядет в тюрьму?Не боятся эти «пра- вославные» брать такой грех на душу?». «Защищая кула- ками и прочими средствами своегоБога, тыоскорбляешь его, ибо считаешь, что Бог нуждается в твоей защите и не обойдется без неё». Это тоже мнения. Затем дискуссия сверну- ла на столбовую дорогу кри- тиканства… попов. О них, вспомним, даже Пушкин писал глумливо – то в сказ- ках, то в сатирических вир- шах.Не случайно, наверное. Авот – наши современники: «Икона, покрытаяикрой — святотатство, а вот жи- рующая часть священства —норма. Не там бесов ищи- те, не там…». «А почему для того, что- бывыразить свое «ай-яй-яй» какому-то зажравшемуся попу, необходимонадругать- ся над Символом веры? Раз- ве икона, перед которой мо- лятся верующие, виновата в мерзостяхсвятоши?Нет, сие действо било не по попам, оно было направлено именно против верующих. Итракто- вать его можно иначе: «Я, просвещенный художник, не верюв ваши религиозные сказки. Вот смотрите, я над- ругаюсь над вашей иконой, и меня не постигнет гнев Божий. Мне вообще ничего не будет.Хавайте, убогие…». «Верующие люди (и пра- вославные в томчисле) веру- ют не в конкретного священ- ника или первосвященника, если хотите, а в Бога. Для православных — это крест, иконы и т.д. как символы веры. А эти «художники» глумились не над священни- ками, а над Христом, над Верой. Православные всту- пились не за РПЦ и лично Патриарха, а за Христа». В общем, дискуссия про- ходит вполне демократично. Как учили. А я вспоминаю собственную историю уча- стия в похожей полемике. В свое время мне пришлось выступать против учения господина Гробового. Его последователи потянули меня за публикации в «Ли- пецкой газете» в суд. Это были дамы послебальзаков- ского возраста, которые уве- ровали в то (или уверяли в этом суд), что их учитель – мессия, вернувшийся на землю Иисус Христос. Для меня вся эта бредятина была похуже инсталляций совре- менных «живописцев», не пожалевших банку с черной икрой на мерзости. Но два судебных заседания я выси- дел (в итоге два дня – коту под хвост, не считая потра- ченных нервов). Суды я вы- играл, но осадок остался. Потому что дамыразошлись по домам с гордо поднятыми подбородками. Их можно (нужно!) жа- леть, их по-христиански нужно прощать (это обяза- тельно, но выше моих сла- бых сил, и любой батюшка укажет мне на мою горды- ню), однако имею право и я на свой вопрос: почему меня безнаказанно оскорбляют гробовые и его странные ученики? Почему глумятся над моими чувствами и над моей верой? Кто смеет от- казать мне в праве демокра- тично указать на дверь лже- Христам и художникам с банкой черной икры в кар- мане? Ведь наша православ- ная Церковь должна быть воинствующей. Не по отно- шению к мифическим вра- ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | Еȭе раз о свобоȘе творȫества «Но есть и Божий суд…» ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ | ǣ церȞовной иерархии Три степени благодати «В миру, в обществе все понятно: вот — начальник, вот — подчиненный. А в церкви? Трудно разобраться — кто тут главный. А есть еще, говорят, «черное» духовенство, «бе- лое»... В чем разница? Виктор Мышев. г. Данков» Церковь Христова — учреж- дение Божественное, сам Го- сподь установил ее иерархию для служения при храмах и в совер- шении всех обрядов. Так что свя- щеннослужители поставлены не светской властью, не обществен- ностью, а властью Духа Святого, они живут не своими силами, а даруемыми свыше. Священник — своего рода посредник между Богом и паствой, через священ- ника передается человеку Боже- ственная Благодать. В церковной иерархии суще- ствуют три разных по полномо- чиям и благодати священнодей- ствия степени: епископская, пре- свитерская и диаконская. Епископы Предстоятелем или главой Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет Церковью вместе со священным Синодом. В Си- нод, кроме Патриарха, входят митрополиты. Это звание дается отдельным епископам часто как почетное отличие, как награда за особые заслуги. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук. В каждой области есть свой правящий архиерей. Исключение до недавнего времени составля- ла Липецкая область, но в 2003 году здесь была образована са- мостоятельная Липецкая и Елец- кая епархия во главе с епископом Липецким и Елецким Никоном. Вообще архиерей — это выс- шая степень священства и общее звание для священнослужителя, находящегося на этой высокой ступени управления. Архиереями называют патриарха, митрополи- та, архиепископа и епископа. У архиереев свой епископ- ский крест, а еще отличительным знаком епископа служит панагия — образ Богоматери круглой или овальной формы. Принадлежно- стью служащего епископа явля- ется также жезл — высокий по- сох. Самым древним архиерей- ским облачением считается омо- фор — широкая длинная полоса материи с изображением кре- стов, надеваемая на плечи. Го- ловным убором архиерея при богослужении является митра — богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, драгоценны- ми камнями и иконами высокая шапка. Одеянием епископа во вре- мя торжественных процессий и церемоний при входе в храм яв- ляется архиерейская мантия. Пресвитеры Следующая ступень — свя- щенники. Их еще называют пре- свитерами. Они и организуют церковную жизнь в приходах. Священники делятся на иереев и протоиере- ев. Старший в приходе называ- ется настоятелем. Отличием всякого священни- ка является наперсный крест — свидетельство о том, что он есть служитель Иисуса Христа, по- страдавшего за грехи мира и должен подражать Ему во всем. Кресты в Русской Право- славной Церкви появились срав- нительно недавно. До XYIII века право носить их имели только епископы. Интересная деталь. В начале XIX века священников стали награждать в особых слу- чаях крестами с украшениями. Так, отбывавшим за границу свя- щенникам благословлялось но- сить особые золотые кресты, вы- даваемые из кабинета императо- ра. Такие кресты получили назва- ние «кабинетные». Но 14 мая 1896 года был введен в церков- ное употребление крест, являв- шийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Пресвитер, или священник, через епископское рукоположе- ние в сан получает благодать и право учить мирян, он совершает церковные службы, таинства и благословляет верующих. Священник самый близкий человек для прихожан, на Руси его всегда по-простому и ласко- во называли батюшкой... Диаконы Диаконы имеют орарь — это такая длинная полоса из парчи или другой цветной материи. Ее нижний конец диакон берет в правую руку и возвышает его, когда произносит ектении (про- шения), и осеняет этим концом себя крестным знамением. Диакон помогает священни- ку и архиереям при совершении таинств, но сам не совершает их. Старшие диаконы называют- ся протодиаконами. «Белое» и черное» духовенство «Черным» духовенством в Православии называют монахов, давших обет безбрачия. Этим они отличаются от обычных «бе- лых» священников, которые имеют дом и семью. Для мона- шествующего дом — обитель, семья — братия, а отец — на- местник монастыря. Если говорить о служебной лестнице священнослужителя, то на верхних ступеньках ока- жутся только монахи. Все архие- реи — от епископа до Патриарха — являются монахами. Священники-монахи называ- ются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архиман- дрит — это обычно настоятель крупного монастыря. Правда, некоторые получают этот титул за особые заслуги перед Церко- вью. Игумен — это настоятель обычного монастыря или при- ходского храма. Монахи в диаконском сане называются иеродиаконами, старшие — архидиаконами. В прошлом выпуске нашей страницы читатель предло- жил тему для обсуждения. Вот она. «Есть такое выраже- ние: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься — не спасешься…». Конечно, грех греху рознь, и у каждого он свой. Но объясните мне такую вещь. В церкви говорят, что каждый день человек грешит. Всякий, даже самый праведный. В мыслях хотя бы. Но тогда, что же получает- ся: лучше бы ему, человеку, умереть во младенчестве? То есть чем раньше он уйдет в мир иной, тем для него же, для его будущей жизни лучше? Или я не прав? Игорь Полосин, г. Липецк» Сегодня читателю отвечает бывший наркоман, а ныне насельник Богородицкого монастыря Роман Малинов. Кстати, Роман является нештатным сотрудником «Ли- пецкой газеты», его снимки вы можете увидеть на наших страницах. Роман Малинов, трудник Задонского Богородицкого монастыря «… Не покаешься – не спасешься».Личнодляменя в этой фразе все: и правда, и надежда, и сама жизнь. По- верьте, мне незачем рисо- ваться, все, как говорится, проверено на себе. ТЕМУ ПРЕДЛОЖИЛ ЧИТАТЕЛЬ | ИсповеȘь нарȞомана И Господь протянул мне руку Я – наркоман с десяти- летним стажем. Оглядыва- ясь на прошлуюжизнь, ясно понимаю, что дорога к вы- здоровлению у человека одна – через храм Божий, через веру в Господа, Он один и поможет. Жил в Воронеже. Посту- пил в СПТУ на сварщика. Некоторые самые «продви- нутые» сверстники уже тог- да ширялись. Я сторонился их, все увещевал: бросьте. Потом попробовал сам: раз, другой, третий… В общем, подсел на иглу, как говорит- ся. Со временем я стал кру- тымнаркоманом: пил спирт- ное, курил «план» и колол наркотики. Про таких гово- рят: три в одном. Денег, понятно, не хватало. На- учился сам производить наркоту: из дешевых аптеч- ных лекарств и маковой со- ломки. Летом шастал по чужим дачным участкам – собирал мак. К тому времени я был уже женат и имел дочь. Жена какое-то время боро- лась за меня, потом ушла, забрав ребенка.Жизнь трес- нула, но я продолжал. Со мной осталась мать, она ра- зогнала всех моих друзей- наркоманов, яже отвечал ей тем, что уже тащил вещи из дома. На заводе по произ- водству бурильных устано- вок, где я работал, стал во- ровать медь со станков. Вспоминать стыдно… Потом поменял много профессий. Но наркотикине бросал. Чуть-чуть не дошел до самого края, когда из-за «отсутствия» вен колоть на- чинают в подмышку, язык и пах. После этого живут не- долго. Некоторые мои дру- зья так и ушли в мир иной. А меня Господь вразумил частичной потерей речи. Тогда я испугался и за- вязал. Но было поздно. Атут еще в драке нос сломали, с тех пор у меня проблемы со зрением.Инсультперенес на ногах. Но нужно было по- лучать инвалидность, и я лег в больницу. И снова Го- сподь протянул мне руку: в палате со мной оказался ба- тюшка – игумен Воронеж- ского Костомаровского мо- настыря. Он долго присма- тривался ко мне, мы много беседовали, и я спрашивал его, какжить дальше. Надо сказать, что к тому времени я, хотя и был крещеным, даже крестика не носил. А тут взял и попросил благо- словения, и батюшка под- сказал мне дорогу – в Задон- ский Богородицкий мона- стырь. Здесь у меня с первых дней были самые разные, как у всех, послушания: мешки с цементом таскал, кирпичи разгружал. От этих кирпичей вся грудь была синяя, потому что глаза у меня непроизвольно закры- вались и я не успевал пой- мать кирпич руками. Но так надо было к моей пользе, и я терпел. В монастыре встре- тил трех своих знакомых, бывшихнаркоманов. Сейчас они в миру и, насколько я знаю, живут нормальной жизнью. Для меня это стало еще одним стимулом. Одна- ко из монастыря периодиче- ски выезжал. Ухаживал за бабушкой – у нее открылись страшные раны, и даже моя мать боялась делать пере- вязки. А я делал. Пока она не умерла. Потом нужно было подтверждать инва- лидность, а на это два меся- ца уходило. Однажды, сидя в очереди на прием к врачу, я попросил Господа: помоги дать мне бессрочную инва- лидность, и я уеду в мона- стырь насовсем. ИОн услы- шал! Так я с тех пор и живу в обители трудником. Сейчас выполняюпослушание – ра- ботаю в телестудии «Задон- ская звонница». Есть у меня свой духовник, с которым всегда можно посоветовать- ся. Но главное – периодиче- скиисповедуюсь ипричаща- юсь, и в этом мое спасение. Никакая медицина не по- может наркоману – только помощь Божья. Кстати, семь лет уже я не употре- бляю «дури». Наверное, это так: чем дольше живешь на свете, тем больше грешишь. Но ведь не зря же ты появился на свет Божий. Укаждого на земле свое предназначение. Конечно, грешит каждый. Но не каждый кается. А именно через покаяние и дается спасение. Вот и вся правда. Я ее принял через свой страшный опыт, кото- рого никому не пожелаю. АНОНС «Когда душа поет» Т ак называется новый документальный фильм-сборник, выпущенный на студии «Задонская звонница». Подзаголовок «Православие и творчество» объясняет, о каких песнях идет речь. В сборник включены стихи монаха Богородицкого монастыря Лаврентия, протоиерея отца Владимира, песни собственного сочинения православного писателя Владимира Невяровича, а также клипы известной исполнительницы притч Светланы Копыловой. Знатоки православной поэзии уже оценили новую работу монастырских документалистов. ФОТО РОМАНА МАЛИНОВА Сравнительно недавно из далекого далека к нам вернулось это слово – «владыка». Высокое, умом необъятное. Мистическое и почти сказочное. А потом объявился на липецкой земле и сам владыка. Никон. Архипастырь. Крупный руководитель. Наставник. Монах. Батюшка. Умеющий слушать, способный принимать решения, брать на себя ответственность. И – любить своих чад, особенно детей. И потому так ладно подходит к нему – такому мудрому и простому – это слово: «владыка»… На днях случилось ожидаемое и радостное для многих верующих событие: епископ Липецкий и Елецкий Никон стал Почетным гражданином города Липецка. Поздравляем! Владыка благословляет... гам, а по отношению к вра- гамПравославия…Мыи так слишком долго терпели от всех этих нечестивцев. Ну, ладно, художники- кощунники. Эти икру сли- жут, руки оштаны вытрут и станутжить дальше.Может, что-то путное еще нарисуют. Гораздо больше вреда от тех, кто эпатажные выставки устраивает с утра до ночи. Наши телеканалы и отдель- ные телеколлективыбьются за то, чтобызаставить зрите- ля смотреть только себя лю- бимых, для чего его, зрите- ля, как пыльным мешком из-за угла, надо оглоушить с первыхже секунд. Если где- то упал на землю самолет («хорошо», когда есть жерт- вы!) — с этого и начнутся новости; если военнослужа- щийпострелялв «караулке» взвод сослуживцев — пре- красно, это будут слушать; и еслиужничего большенигде не случилось, то надо пока- зать хотя бы мордобой в чьем-нибудь парламенте (жаль, что без крови и пере- ломанных конечностей!) или, нахудойконец, портре- ты(крупно-крупно!) педофи- лов. Все это называется «по- пить из реки по имени «факт». При этом впере- межку могут дать и что-то ужасно религиозное – цер- ковку показать, батюшку, усыновившего дюжину си- рот, монолог муфтия, осуж- дающего терроризм, а потом снова упавший самолет и педофила. А на вялую кри- тику заметят: таков соци- альный заказ общества, та- кова психология восприя- тия. Как на диспуте на дет- ской площадке: «Дурак!» — «Сам дурак!» Впрочем, на суде, кото- рый состоится на днях, на- верняка будут звучать иные мотивы. Про права и свобо- ды. Художника в том числе. Но, может быть, кто-то про- цитирует уместные тут лер- монтовские строчки: «Но есть и Божий суд, наперсни- ки разврата…». ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Истинная вера — непоколебима!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz