Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
«Зень» — это мощный всплеск жизнелюбия и удали. Идет репетиция... Со з д ат е л ь н и ц а а н с амб л я Валентина Владимирова. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА И ИЗ АРХИВА АНСАМБЛЯ БЛИЗКОЕ РЕТРО | Праздник по имени « Зень » Занавес не закрывается № 129/23757/ 6 ИЮЛЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 И. Неверов Владимирова ушла внезап- но, в одночасье... Она месяца не дожила до сорок третьего дня рождения. Но после нее остался замеча- тельный ансамбль. Он уже десять лет существует без своей создательницы. Ученики Владимировой, ее наследники и последовате- ли верят: «Зень» будет нужен, любим, популярен еще многие, многие годы. Приглашение У любого праздника есть непраздничная изнанка. У праздника по имени «Зень» — тоже. Когда он на сце- не, это мощный всплеск жизнелюбия и удали. Его концерты—нешоу, аистин- но народное музыкальное действо, в котором соеди- нены память о старинных обрядах, обычаях и острота современного самовыраже- ния, крепость веры и озор- ная игра, патриотический пафос и свобода фантазии. Через рампу в зал неоста- новимо накатывают волны радости. Тут поневоле вспомнишь столетнейдавностинаблюде- ние Велимира Хлебникова. Он сравнил дух популярных в тупорукниг (ныне, кстати, вошедших в обойму класси- ки) с народной песней. Ще- дрин, Островский, Бунин, Сологуб, Андреев, Ремизов, АлексейТолстой, утверждал Хлебников, упиваются про- клятьями и прошлому, и настоящему, и будущему. А народная песня, даже груст- ная, горестная, все равно славит весну, надежду, вер- ность. В ней нет и быть не может надлома, надрыва, скепсиса, злости, безверия. Когда-то я не догадался задать Валентине Влади- мировой вопрос, чем так заворожила ее фольклорная стихия. Теперь уж и не за- дам. Но мне кажется, она согласилась бы с большим русским поэтом Хлебнико- вым. Ачто касается оборотной стороны медали, закули- сья, изнанки праздника, вряд ли публике стоит к ней приглядываться. Лучше не знать, какие символические зарплаты получают талант- ливые певцы и музыканты. И не видеть, чего стоит им импровизационная непри- нужденность на концертах, как трудно переводят они дыхание на излете репети- ции, как ветеран ансамбля Юрий Федорович Фролов вытирает лицо уже и не платком, а полотенцем. И не слышать в голосе милой, мягкой Арины Витальевны Гридиной, нынешнего худ- рука «Зеня», неожиданные металлические нотки: «Пре- кратите болтать!»—так она реагирует на малейшую, секундную несобранность своих исполнителей. Не надо бы как будто и приоткрывать дверь в не слишком-то простор- ную служебную комнатку «Зеня». Там царит проза- ический, рабочий неуют. Вдоль стен, правда, висят щедро расшитые казачьи платья и рубахи, но так тесно, что узоров не рассмо- треть. А цыганские шали и юбки просто запрятаны в коробки. А музыкальные инструменты — в футляры. Но все-таки мне повезло обнаружить нечто любо- пытное и для посторонне- го, случайного человека. На крышке пианино белел листочек. Бросить на него взгляд полезно хотя бы за- тем, чтобы лучше оценить, что мы имеем. Адресат: департамент культуры г. Липецка. «Ата- манское правление обще- ственной общероссийской организации «Союз каза- ков» убедительно просит вас изыскать возможность на- править в г. Москву липец- кий фольклорный ансамбль «Зень» имени заслуженной артисткиРоссииВалентины Владимировой... с концерт- ной программой, посвя- щенной 65-летию Великой Победы и 20-летию «Союза казаков России». Подпись: «Верховный атаман «Союза казаков России», член Со- вета по делам казачества при Президенте РФ П.Ф. Задорожный». Вот так, господа. Не по- лучается умосквичей празд- ника без липецкого «Зеня». Не место красит человека Они, конечно, дорожат шансом подняться на сто- личнуюсцену. Но вообще го- товыпеть где угодно, для ка- кой угодно аудитории. Ну, концерты в детских садах и школах—это самБог велел. Кто еще так заразительно и красиво покажет детям ста- ринные обрядыкалендарно- го цикла — скажем, масле- ничный или троичный? Их зовут всюду. И на большие городские празднества, и на свадьбы. Мало того: они не чинятся выступать даже в ресторанах. Воображаю смущение тех, для кого «подлинное искусство» отгорожено от обыденной жизни глухим забором. Но в «Зени» к это- му относятся иначе. Арина Витальевна находит, по- моему, неопровержимое объяснение: — Студенткой Москов- ского института культуры я тоже пела в ресторане. Да, подрабатывала, но не халту- АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ | Что нам готовит реформа обязательного медицинского страхования Мой электронный полис страховой КОНКУРС «Золотая капитель-2010» ПРОИСШЕСТВИЯ Пожар при перевозке взрывчатки Ирина Смольянинова С утверждением, что медицинская помощь должна быть доступной для каждого человека в любое время суток, едва ли кто-то будет спорить. И здесь, несмотря на расту- щее число частных медицинских учрежде- ний, полноценной альтер- нативы государственной бесплатной медицинской помощи в обозримом будущем нет. Однако и претензий к работе государственных и муниципальных учреж- дений здравоохранения у граждан немало. По- прежнему рядовой посети- тель обычной поликлиники мечтает, чтобы не было длинных очередей к участ- ковому терапевту, чтобы не надо было ждать недели, а то и месяцы, чтобы сделать необходимое обследование на диагностическом обору- довании, чтобы в регистра- туре выдавали талон, даже если вы забыли дома или потеряли страховой полис, или, например, поехали в другой город. А еще лучше, если бы на прием к любому специалисту можно было записаться по телефону или Интернету. Впрочем, это не только мечты. На днях в Госдуме будут рассмотрены вне- сенные группой депутатов проекты федеральных за- конов, предусматриваю- щие реформирование си- стемы обязательного ме- дицинского страхования в Российской Федерации и значительное увеличение ассигнований на здравоох- ранение через территори- альные фонды обязатель- ного медицинского стра- хования. В результате, как считают в Министерстве здравоохранения и соци- ального развития, многое из перечисленного будет воплощено в жизнь уже в ближайшие годы. О готовящейся реформе ОМС «ЛГ» рассказывает директорЛипецкого област- ного фонда обязательного медицинского страхования Олег ЖИЛИН. — В проекте закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» прописан ряд основополагающих прин- ципов, на которых будет строиться система ОМС. И прежде всего, это усиление прав и гарантий граждан, застрахованных в систе- ме ОМС. Гражданин будет иметь право на самостоя- тельный выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения, работающего в системеОМС, а также выбор врача с уче- том его согласия. Особенностью реализа- ции законопроекта в 2011 — 2012 годах является фи- нансовое обеспечение за счет бюджета Федерально- го фонда ОМС реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. На решение этих проблем на- правлены и изменения в на- логовом законодательстве, предусматривающие пере- ход от единого социального налога на страховые взносы, и значительное увеличение с 2011 года отчислений в Фонд обязательного меди- цинского страхования. С увеличением страховых взносов в ОМС с 3,1 до 5,1 процента от фонда оплаты труда на нужды страховой медицины дополнительно пойдут 460 миллиардов ру- блей. — Сумма немалая. Как она будет распределяться? — Значительную часть средств—около двух третей — планируется направить на модернизацию учреж- дений здравоохранения, на капитальный ремонт и ре- конструкцию поликлиник и больниц, закупку нового диагностического илечебно- го оборудования. Еще часть —на информатизациюздра- воохранения. И, наконец, на повышение зарплат ме- дицинским работникам, на улучшение лекарственного обеспечения и содержания больных в стационарах, на дополнительное финансиро- вание медицинской помощи пенсионерам. — Олег Викторович, об информатизации системы здравоохранения говорят много, а как это будет вы- глядеть на практике? — Начальный этап ин- форматизации уже практи- чески завершен — сейчас все лечебные учреждения, а также территориальные фонды ОМС, не говоря уже о Федеральном, обеспечены компьютерной техникой. Следующий этап — соз- дание единой федераль- ной информационной базы данных, в которой будут храниться сведения о всех застрахованных лицах. Это, в свою очередь, позволит ввести единый электрон- ный страховой полис ОМС, действующий на всей тер- ритории России и обладаю- щий цифровым кодом для каждого застрахованного. Полис будет практически бессрочным: выдавать его будут при рождении ребен- ка и на всю жизнь. И даже поменяв место жительства или уехав в другой регион странына отдыхилив гости, человек сможет получить необходимуюмедицинскую помощь в любом медицин- ском учреждении. — Каким образом будет происходить замена ста- рых страховых полисов на новые? — Проектом закона предусмотрен переходный период, в течение которого наряду с новым электрон- ным страховым полисом будут действовать ранее выданные документы. За- мена будет идти постепенно и не доставит лишних хло- пот и неудобств застрахо- ванным. — Несмотря на декла- рированность «свободы выбора» страховой меди- цинской организации, в настоящее время за рабо- тающего гражданина этот выборфактически осущест- вляет руководство пред- приятия… — Реформа ОМС помо- жет устранить и эту пробле- му. С введением страховых полисов единого образца, действительных в любой точке России, гражданин по своему желанию (но не чаще одного раза в год) сможет поменять страхо- вую компанию и лечиться в любой клинике, имеющей договор с этой страховой компанией. При таком под- ходе страховые медицин- ские организации просто обязаны усилить контроль за качеством предоставле- ния медицинских услуг, защищая права пациентов. В противном случае граж- данин уйдет из страховой компании, не отвечающей его интересам, в другую, действующую на террито- рии области. Таким образом пациент накажет рублем нерадивую страховую ком- панию. Информация о ме- дицинских организациях и страховых компаниях, работающих в системе обя- зательного медицинского страхования, будет доступ- на для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинско- го страхования в сети Ин- тернет, в средствах массо- вой информации, в каждом медицинском учреждении. — Не отразится ли же- лание пациентов получать более качественную меди- цинскую помощь на ста- бильности работы медуч- реждений? — Чем выше конкурен- ция в сфере оказания меди- цинских услуг, тем лучше для застрахованных. По- ликлиники и больницывсех форм собственности будут заинтересованы в привле- чении пациентов. А сделать это возможно только повы- шая качество медицинских услуг. рила. Артиста не унижает место, где он выступает. Унизить его может только собственный непрофессио- нализм. Там, где звучит наша музыка, возникает особое пространство духов- ности, поэзии, душевного родства. Это понимала осно- вательница «Зеня»Валенти- на Николаевна Владимиро- ва. Она сама так чувствовала и артистов так настраивала. Без «кастинга» Владимирова обходилась без «кастинга». Она соби- рала ансамбль, как благо- родный ковбой в старом вестерне собирает команду храбрецов. Ему недостаточ- но, коли человек без про- маха стреляет и способен усидеть на диком мустанге. Он ищет таких, кто не вы- даст, не предаст, в трудный час не соблазнится выгодой на стороне. Вот иВалентинеНикола- евне интересны были люди одной с нею группы крови. Свои. В конце концов, го- лосистых, артистичных на Руси хватает. А для «Зеня» она находила не просто го- лосистых, но верных, бес- корыстно влюбленных в вечную поэзию народного искусства. И узнавала их безошибочно. Кпримеру,Фролова при- метила в шубе и с бородой Деда Мороза у елки. Юрий Федорович, филолог по об- разованию, поэт, сочинял сценарии детских празд- ников, которые сам же вел — с песенками, стишками, прибаутками. Он был увле- чен родным фольклором. Это, вероятно, угадывалось даже в его Деде Морозе на новогоднем утреннике. И Владимирова позвала Фро- лова в ансамбль. А вот Ирина Романенко, тогда очень юная девушка, если не сказать девочка, осмелилась сама подойти к Владимировой: «Я пою в самодеятельности, но хочу у вас». Владимирова при- няла решение с ходу. «А прослушивание?» — «Так я тебя уже слушала в тракто- розаводском хоре». И опять выбор был снай- перский. Сейчас Ирина, да- ромчто совсеммолодаяжен- щина, — старожил «Зеня». Да еще и руководитель из- вестного хора «Россиянка». «Зень» — прекрасная школа для одаренных лю- дей. Между прочим, вместе с Владимировой его органи- зовывала НаталияМекаева. Та, которая потом, возгла- вивобластнуюфилармонию, совершила там революцию, превратив чересчур скром- ное, незаметное учреждение в один из центров культуры Черноземья. Обмен В давнюю-предавнюю нашу встречу Владимирова спросила, известно ли мне, что означает слово «зень». И с удовольствием сама же ответила: — Это и земля, и глаз, взгляд. Зень — земь и зень — зеница. Мне эта много- значность сразу пришлась по душе. Хорошее название для ансамбля. В тот раз мыговорилико- ротко. Ни она, ни я не сомне- вались: как-нибудьпосидим, потолкуемне спеша.Ио том, почему она, наследственная казачка из волжской стани- цы Новоаннинской, обосно- валасьвЛипецке, оказачьих своихкорняхвтупоруещене вспоминавшем. И о том, как рискнула стать руководите- лем коллектива, у которого не было не только популяр- ности, но и пристанища. Однако не случилось. Не поговорили. Красивая, неунывающая, она никогда не жаловалась на сердце. Да и просто не жаловалась — ни на неудачи, ни на не- понимание. Но кто скажет, что таилось за ее улыбкой, какие тревоги, опасения, сомнения? В предисловии к послед- нему своему роману Экзю- пери словно бросил вызов судьбе: меняю мою жизнь, написал он, на эту книгу. Владимирова, наверное, могла бы повторить то же самое: меняю жизнь на мой ансамбль. Она, как донор, отдала «Зеню» свою энер- гию, страсть, кровь. —У нее никогда не было потерянных глаз,—сказала мне Ирина Романенко. — Она знала, чего хочет и как этого добиться. И народную лучил. И артистыискали по всей стране, где их приютят. Добрались аж до Костромы. Втамошнейфилармониипо- явилась вакансия: ушел на иной виток, за иными день- гамизнаменитыйэстрадный ансамбль «На-на». Егоместо и заняли наши земляки. Обитали в Липецке, а пели для костромской публики. Лишь лет через пять они «вернулись» домой. Их взя- ла под свою руку городская власть, и на афишах появи- лось, наконец, слово—«му- ниципальный». Казачье наследье Они не называют свой ансамбль казачьим. У них в репертуаре есть и украин- скаямузыка, ицыганская, и просто русская, неказачья. Но к казакам здесь все-таки особая симпатия. Арина Витальевна по рождению не казачка. Но бережет тра- дицию. — Казачий фольклор сейчас в моде, его исполня- ет тьма коллективов. Но я стараюсь, чтобы мы не под- далисьшлягерно-казачьему поветрию. Пусть эти песни звучат так, как звучали когда-то. Мы щепетильно воссоздаем атмосферу этого искусства. Костюмыдля нас шили в Волгограде. Мыпро- сили: пусть любая мелочь будет достоверной. И знаки отличия покупали в «Каза- чьей гамазее», и рубашки —чтоб косоворотки, потому как станичники прямую планку не носили. Яне вылезала из библио- теки. Читала все, что име- ет касательство к Северо- Донскому казачьему окру- гу — Липецк ведь входил именно в него. Меня спра- шивали: вы что, диссерта- цию пишете? Нет, говорю, песни казачьи поем. Мыпостоянно общаемся, можно сказать, дружим с атаманом Северо-Донского округа Виктором Василье- вичем Галушкиным. У нас крепкая связь с «Союзом казачества России». Судьба казачества драматичная, сложная, интересная. Но ее, и это главное, нельзя отде- лить от судьбыРоссии. Явот только что говорила по теле- фону с верховным атаманом «Союза казачества». И он произнес замечательные слова: «Казачество—это со- стояние духа русского чело- века в экстремальной ситуа- ции». Выходит, все мы на Руси, когда наступает срок испытаний, становимся ка- заками. То есть служивыми людьми, чье дело — защита родной земли. Теперь вы понимаете, чем дороги нам казачьи песни? * * * В той самой увешанной концертными нарядами комнатке ветераны «Зеня» вспоминают, как все на- чиналось. Вновь и вновь повторяется имяВалентины Владимировой. —Десять лет боль не про- ходит, — словно бы не мне, журналисту, а самому себе признается негромко Фро- лов. — Но ансамбль живет. Сильный, профессиональ- ный. И мы ему преданы. Занавес не закрылся, пусть на сцену теперь и выходят новые герои. музыку понимала не умом — душой. У нее было право требовать от нас абсолютной самоотдачи. Хмурилась она редко. Но коли сводила бро- ви, мы на нее не обижались: нам за себя стыдно было. Без нее «Зень» осиротел на несколько лет. Но не рас- пался. Видно, с большим запасом прочности строила Валентина Николаевна. Ее артисты не изменили ей и когда она оставила их на- всегда. Зачем поют старые песни А рождался «Зень», как вы уже поняли, в очень неподходящее для таких проектов время. 1991-й год. Страну сотрясают политиче- ские конвульсии. Конкури- рующие политики лезут кто на рожон, кто на трибуну, кто на БТР и одними и теми же словами обещают спасти Россию, возродить Россию, накормить ее колбасой и сделать свободной. Владимирова на площа- ди и митинги не ходила, пу- блично ни ГКЧП не поддер- живала, ни Конституцию и Ельцина не защищала. У нее было иное дело: «театр народной песни». Серьез- ный, профессиональный. Она веровала: без родной песни Россия не будет ни свободной, ни сытой, ни счастливой. В год появления ансам- бляВладимирова наверняка думала об этом.Иначе где бы взяла она силы все выдер- жать? «Зень» уже жил, пел, нолипецкойпропискинепо- Под таким названием управление строительства и архитектуры области совместно с региональной организацией Союза архитекторов России и Союзом строителей обла- сти объявило конкурс. На конкурс, который проводится в регионе с 2003 года, архитекторы пред- ставляют свои наиболее ин- тересные, а главное — уже реализованные проекты. Этожилые дома, обществен- ные здания и сооружения, Вячеслав Искорнев Поводом для серьезного расследования стало возгорание в конце минув- шей недели на автодороге «Задонск—Донское» автомобиля «КрАЗ», перевозившего взрывчатое вещество. Подробности события сообщилапресс-службаУВД области. Взрывчатое ве- щество железнодорожным транспортом было достав- лено на станцию «Дон» За- донского района. Вагоны отогнали в тупик, затем ландшафтная архитекту- ра, малые архитектурные формы и городской дизайн, отреставрированные объек- ты культурного наследия и реконструированныежилые и общественные здания. Автор лучшей работы 2010 года получит главный приз—«Золотуюкапитель». Еще триархитектурныхпро- изведения будут отмечены золотым, серебрянымиброн- зовымдипломами. Результа- тыконкурсаогласят5августа на торжественном собрании в честь профессионально- го праздника строителей. опасный груз перегружался на автомашиныидоставлял- ся на склад. Его перевозила колоннаиз четырехКрАЗов. Неожиданно одна измашин, находившихся в середине колонны, загорелась. Взрывчатка, находясь в мешках в кузове автомаши- ны, под воздействием огня могла только расплавиться. Угрозы взрыва не было. Однако водитель решил ото- гнать «КрАЗ» подальше от колонны и направил его в лесопосадки. Он выскочил из кабины уже тогда, когда его тело было охвачено пла- менем. 51-летний водитель доставлен в больницу, где медики ведут борьбу за его жизнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz