Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 125/23753/ 30 ИЮНЯ 2010 8 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ вания с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению. 3.1.2. Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в труд- ной жизненной ситуации, и семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг. 3.1.3. Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3.1.4. Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам соци- альных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чут- кость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максималь- ной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние. 3.1.5. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершен- нолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам как наиболее со- циально незащищенной и уязвимой категории населения должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персо- нала учреждений. 3.2.6. Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений со- циального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессио- нальную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно. 3.2.7. Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами и семьями трудной жизненной ситуации, так и для предупреждения и профилактики различных не- гативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, ослож- нений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию. В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу уч- реждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников, принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений. 4. Общие требования к персоналу учреждений 4.1. К персоналу учреждения относятся: а) директор учреждения; б) заместитель директора; в) заведующий отделением; г) специалист по социальной работе; д) социолог; е) социальный работник; ж) психолог; з) социальный педагог; и) воспитатель; к) юрист (юрисконсульт); л) медицинский персонал (врачи различных специальностей, фельдшер, меди- цинская сестра, старшая медицинская сестра, санитар, акушерка, фармацевт, инс- труктор ЛФК, а также средний медицинский персонал других специальностей); м) педагог-психолог; н) преподаватель (учитель); о) культорганизатор; п) инструктор по труду; р) инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий; с) музыкальный руководитель; т) работники, обеспечивающие административно-хозяйственную деятельность учреждения (главный бухгалтер, бухгалтер, кассир, шеф-повар, повар, официантка, мойщица посуды, заведующий хозяйством, заведующий складом, гардеробщик, уборщик, парикмахер, техник, лифтер, дворник, работники других профессий). 4.2. Функции, обязанности и права персонала должны быть изложены в долж- ностных инструкциях, утвержденных директором учреждения. 4.3. Должностные инструкции персонала разрабатывает администрация учреж- дения исходя из требований законодательства Российской Федерации с учетом специфики работы каждого учреждения. 4.4. Персонал учреждения должен: а) иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством для данной профессии; б) знать и соблюдать действующие законы, иные правовые акты и норматив- ные документы, касающиеся профессиональной деятельности персонала, а также должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы и распоряжения администрации учреждения; в) проходить инструктаж с целью ознакомления с правилами внутреннего рас- порядка и организацией работы учреждения перед поступлением на работу; г) знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; д) знать и соблюдать правила эксплуатации оборудования, приборов и аппара- туры, с которыми он работает, а также правила техники безопасности, охраны тру- да, пожарной безопасности; е) проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступ- лении на работу, а в период работы — периодические медицинские осмотры; ж) обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здо- ровья клиентов учреждения, сохранность их имущества; з) повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство путем пере- подготовки и профессиональной поддержки (супервизии); и) соблюдать профессиональную этику в процессе обслуживания клиентов уч- реждения; к) обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответствен- ности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности; л) при оказании клиентам социальных услуг проявлять к ним максимальную чут- кость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учиты- вать их физическое и психологическое состояние. 5. Требования к должностям и профессиям персонала учреждения 5.1. Требования к директору учреждения Директор учреждения должен: 5.1.1. Иметь соответствующее образование; знать законодательство Российс- кой Федерации и Липецкой области, регламентирующее деятельность учреждений социального обслуживания, теорию и методику социальной работы; быть в курсе достижений современной психолого-педагогической науки и практики; знать про- филь и особенности учреждения; четко представлять организацию социального обслуживания; знать основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства; организацию финансово-хозяйственной деятель- ности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, произ- водственной безопасности; владеть теорией и практикой управления персоналом учреждения. 5.1.2. Осуществлять руководство работой учреждения в соответствии с Уставом учреждения и Положением об учреждении и заключенным трудовым договором, представлять учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах и учреждениях. 5.1.3. Определять структуру управления учреждением, штатное расписание. 5.1.4. Осуществлять руководство работой персонала по выявлению и учету проживающих на территории, обслуживаемой учреждением, лиц, нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении социальных услуг. 5.1.5. Организовывать работу персонала по предоставлению клиентам учреж- дения — гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям в соци- ально опасном положении всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых); рассматривать заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимать соот- ветствующие меры по их реализации. 5.1.6. Осуществлять внедрение новых форм и методов работы по социальному обслуживанию клиентов учреждения. 5.1.7. Обеспечивать оснащение учреждения современными техническими средствами реабилитации и ухода за клиентами. 5.1.8. Осуществлять прием на работу, подбор и расстановку кадров, определять должностные обязанности сотрудников, принимать меры по обеспечению учреж- дения квалифицированными кадрами, повышению их квалификации, соблюдению трудового законодательства, созданию безопасных и благоприятных условий для труда специалистов учреждения, поддерживать благоприятный морально-психоло- гический климат в коллективе. 5.1.9. Проводить постоянную работу по укреплению трудовой и производствен- ной дисциплины. 5.1.10. Нести полную ответственность за финансовое и техническое состояние учреждения. 5.1.11. Решать вопросы в пределах предоставленных ему прав и полномочий, поручать выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений уч- реждения. 5.1.12. Действовать от имени учреждения, представлять его интересы в других учреждениях и организациях, распоряжаться в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключать договоры, выдавать до- веренности, открывать счета учреждения. 5.1.13. Издавать приказы по учреждению, принимать на работу и увольнять ра- ботников, применять меры поощрения и налагать взыскания на работников учреж- дения. 5.1.14. Обеспечивать рациональное использование бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников. 5.1.15. Организовывать мероприятия по профессиональной поддержке сотруд- ников, профилактике их профессионального выгорания. 5.2. Требования к заместителю директора учреждения Заместитель директора учреждения должен: 5.2.1. Соответствовать требованиям, указанным в п.5.1.1 настоящего стандар- та. 5.2.2. Обеспечивать работу учреждения по всем направлениям его деятельнос- ти в пределах компетенции, решать финансовые и хозяйственные вопросы, вы- полнять распоряжения и поручения директора, связанные с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за клиентами. 5.2.3. Планировать, координировать и контролировать работу структурных под- разделений, осуществлять профессиональную поддержку персонала. 5.2.4. Обеспечивать активное сотрудничество с предприятиями и организация- ми, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родственниками клиентов. 5.2.5. Обеспечивать учет, сохранность и пополнение материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима и противопо- жарной безопасности, охраны труда, учет и хранение документов. 5.3. Требования к заведующему отделом (отделением) Заведующий отделом (отделением) должен: 5.3.1. Иметь соответствующее образование; знать теорию и методику социаль- ной работы, психологии, медицины в зависимости от профиля отдела (отделения), законодательную базу федерального, регионального и местного уровней, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной за- щиты населения, теорию и практику управления персоналом. 5.3.2. Осуществлять общее руководство работой отдела (отделения), подбор и обучение сотрудников, обеспечивать надлежащие условия труда и контроль за де- ятельностью сотрудников, выполнять поручения директора. 5.3.3. Организовывать выявление и учет проживающих на территории действия отдела (отделения) граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, нуждающихся в социальном обслуживании; рассматривать заявления и предложе- ния граждан по вопросам социального обслуживания и принимать меры по их реа- лизации; организовывать проведение оценки объема и качества предоставляемых услуг. 5.3.4. Осуществлять конкретные мероприятия по предоставлению социальных услуг гражданам и семьям — клиентам отдела (отделения), проводить регулярный контроль за объемом и качеством предоставляемых услуг. 5.3.5. Проводить анализ работы отдела (отделения) и ее прогнозирование, внедрять новые социальные технологии, разнообразные виды социальной помощи, формы и способы ее оказания. 5.3.6. Определять объем работы сотрудников отдела (отделения) с учетом ха- рактера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. 5.3.7. Информировать руководство учреждения о недостатках в социальном об- служивании клиентов отдела (отделения), принимаемых мерах по их устранению, вносить предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания. 5.3.8. Осуществлять мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки клиентам отдела (отделения). 5.3.9. Осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания клиентов отдела (отделения) с территориальными органами и учреждениями здра- воохранения, культуры, образования, благотворительными и религиозными объ- единениями. 5.3.10. Обеспечивать сохранность материальных ценностей, отвечать за веде- ние документации, учет и отчетность отдела (отделения). 5.3.11. Осуществлять мероприятия по соблюдению в отделе (отделении) сани- тарно-эпидемиологического и противопожарного режимов. 5.3.12. Информировать руководство учреждения о неисправностях оборудова- ния, приборов, аппаратуры для принятия необходимых мер по устранению обнару- женных неисправностей. 5.3.13. Организовывать в экстремальной ситуации эвакуацию клиентов отдела (отделения), обеспечивать, при необходимости, вызов экстренных служб (милиции, скорой помощи, пожарной команды). 5.3.14. Разрабатывать критерии оценки качества предоставления социальных услуг. 5.3.15. Осуществлять мероприятия по повышению квалификации персонала и профилактике профессионального выгорания. 5.4. Требования к специалисту по социальной работе Специалист по социальной работе должен: 5.4.1. Иметь соответствующее образование; знать теорию и практику соци- альной работы; основные направления проводимой политики социальной защиты населения; законодательную базу в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; знать особенности психологии личности отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции. 5.4.2. Выявлять и учитывать на территории, обслуживаемой учреждением, се- мьи и отдельных граждан, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг, осуществлять их социальный патронаж. 5.4.3. Устанавливать причины, по которым граждане и их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, определять характер и объем необходимых им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-пси- хологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально- правовых). 5.4.4. Содействовать активизации потенциала собственных возможностей от- дельных граждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов са- мопомощи и взаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми. 5.4.5. Вести необходимую документацию на вверенном участке работы. 5.4.6. Консультировать по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг. 5.4.7. Помогать в оформлении документов, необходимых для принятия нуждаю- щихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное) или для опеки и попечительства, содействовать в помещении нуждающихся в стационар- ные лечебные учреждения. 5.4.8. Представлять в соответствующие органы и учреждения материалы и до- кументы для предъявления исков о лишении родительских прав, оформления усы- новления, опеки, попечительства и т.д. 5.4.9. Содействовать клиентам учреждения в улучшении социально-экономи- ческих условий их жизни, трудоустройстве, обучении, переквалификации. 5.4.10. Организовывать работу, направленную на избавление клиентов от ал- когольной и токсической зависимости, пресечение всех форм вовлечения детей в противоправную деятельность, их приобщения к алкоголю и наркотикам. 5.4.11. Организовывать и оказывать социальную помощь детям-сиротам и де- тям, оставшимся без попечения родителей. 5.4.12. Участвовать в работе по профилактике асоциального поведения, соци- ального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации. 5.4.13. Содействовать организации социального патронажа детей, склонных к противоправным действиям. 5.4.14. Организовывать общественную защиту несовершеннолетних право- нарушителей и выступать, в необходимых случаях, в качестве их общественного защитника в суде. 5.4.15. Участвовать в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений на обслуживаемой территории. 5.4.16. Участвовать в организации отдыха, оздоровления и лечения детей, се- мейных и детских праздников, конкурсов, викторин, соревнований. 5.4.17. Осуществлять работу по анализу объема и качества оказываемых соци- альных услуг, прогнозировать перспективы их развития. 5.4.18. Содействовать созданию клубов, объединений, групп взаимопомощи, способствующих объединению семей и отдельных граждан по интересам. 5.4.19. Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию. 5.4.20. Участвовать в работе по привлечению средств спонсоров. 5.4.21. Организовывать и осуществлять социальный патронаж малообеспечен- ных граждан и семей. 5.5. Требования к социологу Социолог должен: 5.5.1. Иметь соответствующее образование; знать законы и нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб, теорию и практику социальной работы и социального администрирования; знать методику и методологию прове- дения социологических исследований; экономику и финансы социальных служб; социальную и экономическую статистику; социальную этнографию и демографию; основы трудового, гражданского и уголовного права; основы маркетинга и менедж- мента; основы законодательства по охране труда; основы предпринимательства; основы конфликтологии. 5.5.2. Консультировать отдельных граждан и семьи по вопросам их самообеспе- чения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов. 5.5.3. Проводить оценку и анализ социально-демографических характеристик населения, проживающего на территории, обслуживаемой учреждением. 5.5.4. Определять тенденции социально-экономического развития населения, выявлять причины его неблагополучия. 5.5.5. Узнавать и учитывать мнение населения о качестве и содержании оказы- ваемых социальных услуг, перспективах потребности в них. 5.5.6. Разрабатывать предложения по совершенствованию социальной работы учреждения. 5.5.7. Анализировать объем и качество предоставляемых учреждением соци- альных услуг. 5.5.8. Повышать свое профессиональное мастерство и квалификацию. 5.6. Требования к социальному работнику Социальный работник должен: 5.6.1. Знать основы законодательства в сфере социальной защиты населения, нормативные документы по организации предоставления социальных услуг граж- данам и семьям — клиентам учреждения на дому, санитарно-гигиенические требо- вания по уходу за ними в домашних условиях, основы психологии, приемы оказания неотложной доврачебной помощи. 5.6.2. Обеспечивать обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. 5.6.3. Содействовать в оказании помощи в уборке жилых помещений, протап- ливать печи (в помещениях без центрального отопления), сдавать вещи в стирку, ремонт, оплачивать коммунальные и другие услуги. 5.6.4. При необходимости оказывать содействие в ремонте жилого помещения, обеспечении топливом. 5.6.5. Оказывать содействие в поддержании гражданами контактов с родными и близкими, написании писем, составлении заявлений, ознакомлении с печатными изданиями. 5.6.6. При необходимости оказывать помощь обслуживаемым гражданам в поддержании правил личной гигиены, иметь постоянные контакты с их лечащими врачами. 5.6.7. Проводить манипуляции, связанные со здоровьем: измерение темпера- туры тела, измерение артериального давления, накладывание компрессов, горчич- ников. 5.6.8. Вызывать врача на дом, сопровождать обслуживаемых граждан в лечеб- ные учреждения, посещать их при помещении в больницу. 5.6.9. В случае необходимости оказывать помощь в вопросах пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат, правовых услуг. 5.6.10. Обеспечивать взаимодействие с учреждениями образования, здраво- охранения, социального обслуживания и другими в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам. 5.6.11. Содействовать в организации оказания ритуальных услуг. 5.7. Требования к психологу Психолог должен: 5.7.1. Иметь соответствующее образование; знать основы психологии лич- ности, обладать знаниями в области общей, возрастной, социальной психологии, конфликтологии, психопрофилактики, консультативной психологии, профориента- ционной работы; знать методы социально-психологического обслуживания насе- ления; знать основы законодательной и нормативной базы Российской Федерации и Липецкой области в области социальной защиты населения. 5.7.2. Обеспечивать психологическую защищенность клиентов учреждения, предоставлять им социально-психологические услуги в соответствии со своей спе- циализацией. 5.7.3. Поддерживать и укреплять психическое здоровье и психический комфорт клиентов учреждения: а) формировать психологическую культуру клиентов учреждения в сфере меж- личностного, семейного, родительского общения; б) осуществлять психологическое просвещение клиентов, оказывать им психо- логическую помощь в преодолении конфликтов; в) оказывать психологическую помощь клиентам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в мобилизации твор- ческих, интеллектуальных, духовных и физических ресурсов людей для выхода из кризисного состояния; г) проводить исследовательскую, профилактическую и методическую работу в области психологии; д) использовать в своей работе научные методы и технологии психологической диагностики, анализа, консультирования и коррекции; е) соблюдать принципы и нормы профессиональной этики; ж) проводить психодиагностику различного профиля и назначения и психологи- ческое консультирование. 5.7.4. Участвовать в проводимой учреждением реабилитационной деятельности. 5.7.5. Участвовать в деятельности по психологической реабилитации и суперви- зорской поддержке работников учреждения. 5.8. Требования к социальному педагогу Социальный педагог должен: 5.8.1. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и норматив- ные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психо- логии; знать социально-педагогические и диагностические методики. 5.8.2. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов (в первую очередь — детей) в учреждении или по месту жительс- тва. 5.8.3. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов (в первую очередь — детей), условия их жизни. 5.8.4. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, свое- временно оказывать им социальную помощь и поддержку. 5.8.5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педа- гогических услуг. 5.8.6. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отноше- ний между клиентами учреждения. 5.8.7. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительс- тве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизнен- ную ситуацию, 5.8.8. Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан — клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогичес- кой и социальной реабилитации. 5.8.9. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 5.8.10. Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся. 5.9. Требования к воспитателю Воспитатель должен: 5.9.1. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и норматив- ные документы по вопросам образования, педагогику, психологию, возрастную фи- зиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методи- ку воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, основы гражданского и трудового законодательства. 5.9.2. Планировать и организовывать жизнедеятельность детей — клиентов учреждения и осуществлять их воспитание; проводить повседневную работу, обес- печивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. 5.9.3. Использовать разнообразные приемы, методы и средства социализации клиентов. 5.9.4. Обеспечивать (совместно с медицинскими работниками) сохранение и ук- репление здоровья детей, проводить мероприятия по их психофизическому развитию. 5.9.5. Организовывать соблюдение обучающимися детьми режима дня, вы- полнение ими домашних заданий, оказывать им помощь в учебе, получении до- полнительного образования, вовлекать их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам, орга- низовывать культурно-массовую работу с детьми. 5.9.6. Организовывать (с учетом возраста детей) работу по их самообслужива- нию, соблюдению ими требований охраны труда, техники безопасности, участию в общественно полезном труде. 5.9.7. Способствовать проявлению интереса обучающихся детей к опреде- ленному роду деятельности, сознательному выбору профессии, содействовать их трудоустройству и дальнейшему обучению; проводить работу по предупреждению и искоренению у них вредных привычек. 5.9.8. Изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности обучаю- щихся детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимо- действовать с родителями или лицами, их заменяющими. 5.9.9. Осуществлять мероприятия по социально-педагогической реабилитации детей. 5.10. Требования к юристу (юрисконсульту) Юрист (юрисконсульт) должен: 5.10.1. Иметь соответствующее (специальное) образование; знать государс- твенно-правовое устройство Российской Федерации; Конституцию Российской Федерации; социальные права и гарантии населения; устройство системы право- охранительных органов, основы гражданского, уголовного, исправительно-трудо- вого права; государственные гарантии на социальное обеспечение и обслужива- ние, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов, одиноких людей; нормы семей- ного и жилищного законодательства; законы, регулирующие защиту материнства и детства; знать специфику социально-правовой (юридической) работы с различны- ми социальными категориями и группами населения; организационную структуру, принципы и формы социальной работы; порядок и организацию установления опе- ки, попечительства; организацию социальной защиты и пропаганды здорового об- раза жизни; знать технологию и методы анализа социальных проблем; диагностику и способы разрешения конфликтов. 5.10.2. Вести работу по социально-юридической защите различных групп насе- ления (несовершеннолетние, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.д.), оказывать им конкретные социально-правовые услуги по различным вопросам. 5.10.3. Проводить юридическое консультирование с учетом своей квалифика- ции. 5.10.4. Вести постоянную информационную работу по социально-правовым вопросам с клиентами учреждения. 5.10.5. Заниматься совместно с другими специалистами профилактикой право- нарушений среди клиентов учреждения. 5.10.6. Систематически повышать свою квалификацию. 5.10.7. Устанавливать и поддерживать контакты с другими организациями, за- щищающими права и интересы граждан. 5.10.8. Содействовать работе по подготовке документов для представления в соответствующие органы и учреждения на лишение родительских прав, оформле- ние опеки, попечительства. 5.11. Требования к медицинскому персоналу Медицинский персонал должен: 5.11.1. Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законода- тельные, правовые акты и нормативные документы по вопросам здравоохранения и социального обслуживания населения. 5.11.2. Иметь необходимые теоретические знания, соответствующую квалифи- кацию, профессиональную подготовку и умело применять их в практической рабо- те по своей специальности при оказании социально-медицинских услуг клиентам учреждения. 5.11.3. Знать основы диагностики, гериатрии, терапии, психиатрии или пе- диатрии — в соответствии с профилем учреждения, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием. 5.11.4. Применять в своей работе современные методы диагностики и лечения. 5.11.5. Систематически повышать свою квалификацию. 5.12. Требования к педагогу-психологу (сурдопедагогу, педагогу-логопеду, пе- дагогу дополнительного образования) Педагог-психолог (педагог, педагог-логопед, педагог дополнительного образо- вания) должен: 5.12.1. Иметь соответствующее (специальное) образование; знать законы и другие нормативные акты по вопросам образования; нормативные документы, ре- гулирующие вопросы здравоохранения, охраны труда, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, воз- растную, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности, социальную психологию, основы дефектологии, сексологии, психогигиены, пси- ходиагностики; методы активного обучения, современные методы диагностики и коррекции аномального развития ребенка. 5.12.2. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на со- хранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждении. 5.12.3. Осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникнове- ния социальной дезадаптации клиентов. 5.12.4. Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). 5.12.5. Оказывать помощь обучающимся (воспитанникам), родителям или ли- цам, их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. 5.12.6. Участвовать в проведении психологической диагностики различного профиля и предназначения. 5.12.7. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекцион- ных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половоз- растных особенностей личности воспитанников, способствовать развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. 5.12.8. Определять степень отклонений (умственных, физических, эмоциональ- ных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию. 5.12.9. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру поло- вого воспитания. 5.12.10. Консультировать работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологи- ческой компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (законных представителей). Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 5–7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz