Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 125/23753/ 30 ИЮНЯ 2010 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 1.1.1. Федеральных законов: — от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; — от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Фе- дерации»; — от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; — от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». 1.1.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 998 «Об утверждении перечня технических средств, используемых исключи- тельно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». 1.2. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты Российской Федерации: — ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 327-ст); — ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество соци- альных услуг. Общие положения» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст); — ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 535-ст); — ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» (утвержден при- казом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.05.2006 № 92-ст); — ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания» (утвержден при- казом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 560-ст). 1.3. В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52495-2005 «Со- циальное обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден прика- зом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст). 2. Область применения Настоящий стандарт устанавливает требования к составу специального техни- ческого оснащения учреждений социального обслуживания (далее — учреждения), необходимого для полного и качественного оказания социальных услуг, установ- ленных государственным стандартом социального обслуживания населения Ли- пецкой области «Социальное обслуживание населения. Основные виды социаль- ных услуг», различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Стандарт не распространяется на табельное техническое оснащение учрежде- ний. 3. Требования к специальному техническому оснащению учреждений 3.1. Общие положения. 3.1.1. В состав специального технического оснащения учреждений входят ап- паратура, приборы, оборудование, приспособления, инструменты и другие техни- ческие устройства и средства (далее — средства), используемые при выполнении действий по предоставлению социальных услуг гражданам — клиентам этих учреж- дений. 3.1.2. Состав средств, указанный в стандарте, позволит качественно и в полном объеме предоставлять социальные услуги, необходимые клиентам учреждений. 3.1.3. Все средства, указанные в стандарте, разделены по виду применения, на: а) средства коллективного пользования, применяемые персоналом в процессе предоставления услуг; б) средства, предоставляемые в личное пользование клиентов учреждений. 3.1.4. Стандарт устанавливает вид и предназначение каждого средства. При выборе конкретных средств, используемых в работе того или иного учреж- дения, а также технических характеристик этих средств, необходимо учитывать следующее: а) средства коллективного пользования (применения) должны выбираться в со- ответствии с документами учреждения (инструкциями, методиками, положениями, правилами), регламентирующими порядок и условия предоставления услуг и опре- деляющими, какие конкретные средства необходимы для их выполнения; б) средства, предоставляемые в личное пользование клиентам стационарных учреждений, должны выбираться в соответствии с нормативами обеспечения кли- ентов учреждений, а для инвалидов, кроме того, в соответствии с индивидуальны- ми программами реабилитации инвалидов. 3.1.5. Состав средств указан в стандарте применительно к категориям обслу- живаемого населения и основным видам предоставляемых клиентам услуг, для выполнения которых эти средства предназначены. 3.2. Состав средств коллективного пользования, применяемых персона- лом при предоставлении социальных услуг. 3.2.1. Средства, применяемые при предоставлении социальных услуг инвали- дам (в том числе — детям-инвалидам) и гражданам пожилого возраста. 3.2.1.1. Средства, применяемые при предоставлении социально-быто- вых услуг. 3.2.1.1.1. Средства ухода за инвалидами и гражданами пожилого возраста: а) оборудование для подъема: — пассажирские лифты, доступные для инвалидов; — пассажирские подъемники для инвалидов; б) оборудование для подъема и перемещения: — тележки, используемые при обслуживании граждан пожилого возраста и ин- валидов; — кресла-коляски, приводимые в движение и управляемые сопровождающими инвалидов лицами; — кресла-коляски с механизмами подъема и опускания инвалидов; — складные кресла-коляски; — поддерживающие устройства (перила, стойки, поручни, подлокотники, смон- тированные на унитазах, подлокотники для кресел); — адаптированные дверные ручки для инвалидов в креслах-колясках; — дверные сигналы и индикаторы дверных сигналов; — дверные акустические сигнализаторы (для предупреждения слепых о нали- чии открытых дверей); — рельефное напольное покрытие; — поворачивающие устройства для подъема и поворачивания подушек, пере- мещения простыней; в) специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены (приспособления для умывания, купания, принятия душа): — подъемные и поддерживающие устройства, в том числе гидравлические подъемники для перемещения с кресла-коляски в ванну; — санитарно-техническое оборудование, в том числе для водо-, электро- и газо-снабжения; — кресла для ванны или душа на колесах или без них; — носилки для мытья в ванной, доступные раковины для инвалидов в колясках; — ванны, в том числе переносные и складывающиеся, и каталки-ванны для мы- тья лежачих больных; — табуреты (стулья) для душа; — опорные скамейки для входа в ванну; — регулируемые подставки в ванну; — противоскользящие коврики; — кресла-стульчаки (сиденья для ванн); — души и воздушные сушилки; — приспособления для пользования водопроводным краном; — поручни горизонтальные откидные к умывальнику; г) специальное оборудование для туалетных комнат: — мобильные подъемники; — опоры; — унитазы с подлокотниками, опорами, поручнями, детскими подставками; — поручни пристенные горизонтальные и вертикальные; — кресла-стулья с санитарным оснащением; — души и воздушные сушилки; — туалетные сиденья с мягким возвышением; — устройства для опускания и подъема унитаза; — туалетные опорные рамы. 3.2.1.1.2. Специально оборудованные средства транспорта для перевозки ин- валидов, в том числе оснащенные подъемниками, поручнями, элементами крепле- ния, средствами обеспечения безопасности и оповещения. 3.2.1.1.3. Средства для обмена информацией, получения и передачи информа- ции для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования: а) специальные телефонные аппараты: — телефонные аппараты с текстовым вводом и (или) текстовым выводом, в том числе телефонные аппараты с брайлевским вводом (выводом) для слепых, с текс- товым выводом (бегущей строкой) — для глухих и слабослышащих; — громкоговорящие телефонные аппараты для слабослышащих; — телефонные аппараты с усилителем приема; — усилительные телефонные устройства, в том числе для подключения к теле- фонным аппаратам общего применения; — вспомогательные средства для набора телефонного номера; б) звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования: — звукоусиливающие комплекты; — усилительная воспроизводящая аппаратура, в том числе аппараты со встро- енными усилителями и автономные усилители, позволяющие их подсоединение к воспроизводящим аппаратам общего применения; — усилители для микрофонов и (или) головных телефонов; в) декодеры «телетекста» для приема телевизионных передач со скрытыми суб- титрами для глухих, часы-будильники для слабовидящих; г) дисплеи для слепых (тактильные и звуковые) и слабовидящих (оптические и телевизионные); д) видеосистемы коллективного пользования с увеличителем изображения; е) системы чтения и трансформации текста в другие формы воспроизведения; ж) устройства «говорящие книги» и материалы с укрупненным шрифтом (для слабовидящих), с рельефно-точечным шрифтом Брайля (для слепых); з) кино- и видеофильмы с субтитрами; и) рельефно-графические пособия (атласы, карты, глобусы) для инвалидов по зрению; к) акустические навигационные средства (звуковые маяки); л) локаторы; м) коммуникаторы для слепоглухих; н) внутренние переговорные устройства; о) тифлоприборы для коррекционной работы по пространственной ориентиров- ке слепых детей. 3.2.1.1.4. Средства для контроля за обеспечением комфортных условий жизни инвалидов в учреждениях (термометры, барометры, увлажнители воздуха, возду- хоочистители, обогреватели, тепловоздушные сушилки, поглотители запаха). 3.2.1.2. Средства, применяемые при предоставлении социально-меди- цинских услуг: а) лечебно-диагностическая аппаратура, стерилизационно-дезинфекционное оборудование, медицинская мебель, аппаратура для оказания экстренной довра- чебной помощи, аппаратура, приборы, инструменты и материалы для проведения медицинских процедур, в том числе таких как подкожные и внутримышечные вве- дения лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка и лечение пролежней и раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, взятие материалов для проведения лабораторных исследований; б) кресла-каталки; в) медицинские кровати: — фиксированные по высоте, — функциональные, — регулируемые по высоте (с подъемными приспособлениями и фиксаторами), — раскладные (кресла-кровати, диваны-кровати, раскладушки); г) матрацы и подушки противопролежневые, профилактические, ортопедичес- кие; д) противопролежневые системы; е) тренажеры для детей-инвалидов: — аэробные, — силовые, — гребные, — велотренажеры, — беговые (роликовые) дорожки, — манежи, — ходунки, — батуты, — для укрепления позвоночника, — для укрепления мышц бедра и голени, — для разработки нижних конечностей, — тренажеры «Здоровье», — шариковые бассейны, — шведские стенки, — массажные кушетки; ж) игровые комнаты для детей-инвалидов с набором игр («За рулем», «Баскет- бол», «Кто быстрее» и другие); з) сенсорные комнаты с набором следующих средств: — лампы на соляных кристаллах, — воздушно-пузырьковые колонки, — оптико-волоконные устройства «светящиеся разноцветные нити», — наборы различных массажных мячей, валиков, — комплекты для климато- и ароматерапии с набором солей и ароматических масел, — сухой душ, — набор специальных тренажеров и оборудования для коррекции различных видов восприятия инвалидами (осязания, обоняния, координации движений, слуха, зрения, цветоощущения, для тренировки вестибулярного аппарата, слухоречевые); и) кабинеты биологической обратной связи (БОС): — опорно-двигательные, предназначенные для улучшения функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата детей и взрослых при самых разнообразных нарушениях; — логотерапевтические; — коррекции психоэмоционального состояния; — коррекции зрения; — кардиопульмонологические; — урологические; — акушерско-гинекологические; к) средства для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий: — гимнастические кольца, палки, скамейки, маты, обручи, резиновые ленты, булавы; — набивные мягкие мячи разной массы; — кистевые и грудные эспандеры; — гантели разной массы; — столы, ракетки и мячи для настольного тенниса; — шведские стенки; — гребные тренажеры; — массажные коврики и валики; — кистевые динамометры; — рельефные доски для коррекции ходьбы; — туторы; — мешочки с песком; — роликовые дорожки; л) средства для организации лечебно-трудовой деятельности, адаптированные для инвалидов: — швейные и вязальные машины, приспособления и устройства для управления ими; изделия, используемые в процессе шитья и вязания (ножницы, иглы, столы для закройных работ); — приспособления для рукоделия, вязания, вышивания, глажения; — пишущие машинки с крупным шрифтом и шрифтом Брайля, приспособления для работы на них; — садовые инструменты и приспособления, обеспечивающие инвалидам воз- можность работы с ними (инструменты с длинной ручкой, устройства для подре- зания ветвей и прополки с длинными ручками, грабли и совковые лопаты с угловой ручкой, садовые шланговые удлинители, плодосборники с длинными ручками); — приспособления для гончарной работы, ловли рыбы и других досуговых заня- тий; — тифлосредства и специальные приспособления, применяемые в зависимос- ти от особенностей того или иного производства; м) средства для оснащения кабинета физиотерапии: — аппараты для ультразвуковой терапии, низкочастотной терапии, электрости- муляции мышц, для электросна, УВЧ-терапии, для лечения диадинамическими токами, для ионофореза; — ртутные кварцевые и ультрафиолетовые облучатели; — аэрозольные ингаляторы; н) средства для оснащения кабинета окулиста: — электрические переносные прямые офтальмоскопы; — аппараты «рота» (приборы для определения остроты зрения); — бесконтактные тонометры (приборы для определения глазного давления); — настольные лампы с направленным пучком света; — приборы для определения полей зрения; — электрические лампы; о) средства для оснащения перевязочных процедурных кабинетов, санитарных комнат, медицинских кабинетов. 3.2.1.3. Средства, применяемые при предоставлении социально-педаго- гических, социально-психологических и спортивно-оздоровительных услуг: а) средства для оборудования помещений, используемых для проведения про- филактики инвалидности или реабилитации инвалидов, включая обучение: — специальная мебель, адаптированная для инвалидов; — осветительные приборы; — специальные доски; — электронные лупы; — аудиоклассы, аудиоаппаратура; — компьютерные классы, компьютеры; — классы для слепоглухих; — классы для занятий в положении лежа; — подставки для учебников; — приспособления для переворачивания страниц; б) средства для развития у инвалидов навыков ориентации в пространстве, самостоятельного передвижения, повседневного самообслуживания, тренировки речи, письма и общения, умения различать и сравнивать предметы, для обучения программированию, информатике, правилам личной безопасности; в) обучающие игры для инвалидов: — конструкторы; — шахматы, шашки, лото; — игры для развития мелкой моторики рук; г) средства для проведения культурных мероприятий: — кинопроекторы; — аудиоаппаратура; — видеоаппаратура; — телеаппаратура; — магнитофоны; — колонки; — усилители; — фортепьяно; д) средства для оснащения кабинета (комнаты) психологической разгрузки, в том числе: — оборудование для ароматерапии; — аудиоаппаратура с набором аудиокассет, компакт-дисков; — видеомагнитофоны с набором видеокассет; — телевизоры; е) специальное тренажерное и спортивное оборудование для обучения инвали- дов: — дыхательные тренажеры; — силовые тренажеры; — сурдологопедические тренажеры; — офтальмологические тренажеры; — велотренажеры; — бегущие (механические и электрические) дорожки; — устройства для разработки конечностей и туловища, тренировки статодина- мической функции, координации движения; — канатные дороги для обучения ходьбе; — горизонтальные поручни; — спортивно-инвалидные коляски; 3.2.2. Средства, применяемые при предоставлении социальных услуг семье, женщинам и детям. 3.1. Средства, применяемые при предоставлении социально-медицинс- ких услуг: а) оборудование для проведения медицинских процедур в соответствии с на- значениями лечащих врачей; б) аппаратура для проведения медико-социального обследования детей; в) оборудование для оказания экстренной доврачебной помощи; г) тренажеры для лечебно-оздоровительных мероприятий: — силовые, — гребные, — велотренажеры, — беговые дорожки, — шведские стенки, — батут. 3.2. Средства, применяемые при предоставлении социально-педагоги- ческих и спортивно-оздоровительных услуг: а) компьютеры, принтеры, компьютерные игры; б) телевизоры; в) видеомагнитофоны; г) видеофильмы по различной тематике: — художественные, — документальные, — исторические, — по профилактике алкоголизма и наркомании, — военно-патриотические, — прочие; д) игровые комнаты с набором настольных игр («За рулем», «Кто быстрее», «Футбол», «Учимся считать», «Дорожные знаки», «Сказочная азбука», «Живой мир планеты»); е) наборы игрушек «Мягкий модуль»; ж) игрушки мягкие, жесткие и другие; з) столы, ракетки и мячи для настольного тенниса; и) шахматы, шашки; к) детские спортивные наборы: — канат, — лестница, — кольца, — штанги, — гантели; л) музыкальные центры; м) оборудование для обучения основам домоводства проживающих самостоя- тельно выпускников и выпускниц детских учреждений (приготовление пищи, мел- кий ремонт одежды), в том числе: — швейные машины, — стиральные машины, — холодильники, — кухонные принадлежности, — посуда. 3.3. Состав средств, предоставляемых в личное пользование клиентам учреждений (инвалидам, в том числе детям-инвалидам, и гражданам пожи- лого возраста). 3.3.1. Протезно-ортопедические изделия: — протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; — ортопедическая обувь; — медицинские термометры с речевым выходом; — голосообразующие аппараты. 3.3.2. Приспособления для восстановления способности к передвижению: — ходунки, ходунки на колесиках; — манежи, палки-опоры, стульчики-каталки; — костыли (подмышечные с опорой на локоть, с опорой на предплечье, регули- руемой длины) и комплектующие к ним; — трости (тактильные белые для слепых и слабовидящих, для ходьбы, опор- ные); — тележки для инвалидов без ног. 3.3.3. Кресла-коляски и принадлежности к ним: — кресла-коляски с ручным рычажным приводом, двуручные; — кресла-коляски с ручным приводом на задние и передние колеса, двуручные; — кресла-коляски инвалидные с электроприводом, ручным и сервоуправлени- ем; — кресла-коляски с ручным односторонним приводом; — кресла-коляски с микропроцессорным управлением; — кресла-коляски с туалетным устройством; — кресла-коляски с ножным приводом; — кресла-коляски, управляемые сопровождающим инвалида лицом, с механи- зированным приводом; — прочие. 3.3.4. Приспособления для приготовления и приема пищи: — специальные весы и таймеры с акустическим выводом; — специальная посуда (нескользящие тарелки, тарелки с высокими краями, та- релки для еды губами, ручки для тарелок, чашки с двумя ручками); — наборы столовых приборов со специальными захватами и формами ручек; — комплекты приспособлений для пользования столовыми приборами; — приспособления для нарезки продуктов, очистки овощей и картофеля, мытья овощей и посуды. 3.3.5. Одежда специального назначения для инвалидов, сконструированная и изготовленная по индивидуальным заказам с учетом функциональных возмож- ностей и потребностей инвалида, иная специальная одежда, которая может быть использована для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (компрессионная одежда для рук, ног и других частей тела, одежда специального покроя, компрессионные и защитные перчатки, защитные чулки, носки, шлемы и жилеты, фиксирующие пояса и ремни, мешки для ног, брюки и юбки для передви- жения в кресле-коляске, чехлы для культей, плащ-накидки с капюшоном). 3.3.6. Приспособления для захвата и передвижения предметов , в том числе де- ржатели для посуды, ключей, инструмента, телефонной трубки; захваты, противо- скользящие и магнитные ленты; палки с крюками, щипцами и магнитами на конце; ремни, приспособления для открывания дверей, окон, водопроводных кранов, ба- нок, бутылок, манипуляторы-приспособления для инвалидов с дефектами нижних конечностей. 3.3.7. Приспособления для одевания и раздевания (для застегивания пуговиц, выполнения шнуровки, надевания и снятия предметов одежды, пуговицы спе- циальные, стойки для надевания верхней одежды, держатели для застегивания молнии, застежки-липучки, рожки на длинной ручке для обуви, противоскользящие устройства). 3.3.8. Средства для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования. 3.3.8.1. Сурдотехнические средства: — слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального из- готовления; — аналоговые слуховые аппараты — заушные сверхмощные, мощные, средней и слабой мощности различных модификаций; внутриушные средней и слабой мощ- ности различных модификаций; карманные сверхмощные и мощные различных модификаций; — цифровые слуховые аппараты — заушные сверхмощные, мощные, средней и слабой мощности различных модификаций; — сигнализаторы звука световые и вибрационные; — голосообразующие аппараты (различных модификаций), внутренние перего- ворные устройства (различных модификаций) для лиц с нарушением функций голо- сообразования, устройства синтезированной речи (различных модификаций). 3.3.8.2. Оптические средства: — лупы ручные, опорные, накладные, фиксируемые на очках, разной кратности и конструкции (без освещения и с подсветкой); — очки со светофильтрами, сфероцилиндрические очки (для дали и близи), сферопризматические очки — гиперокуляры бинокулярного применения, гиперо- куляры монокулярного применения; — электронные ручные видоувеличители; — контактные линзы и средства ухода за ними; — очки, корректирующие зрение. Приложение 8 к постановлению администрации области от 10.02.2010 № 24 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» 1.Общие положения 1.1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Ли- пецкой области «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (далее — стандарт) реализованы нормы Федеральных законов: — от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; — от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; — от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Фе- дерации»; — от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; — от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». 1.2. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты Российской Федерации: — ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 327-ст); — ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество соци- альных услуг. Общие положения» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст); — ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 535-ст); — ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» (утвержден при- казом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.05.2006 № 92-ст); — ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания» (утвержден приказом Феде- рального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст). 1.3. В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 52495-2005 «Со- циальное обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден прика- зом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст). 2. Область применения Настоящий стандарт устанавливает основные требования к персоналу учреж- дений социального обслуживания (далее — учреждения), принимающему непос- редственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающему деятельность этих учреждений. Стандарт предназначен для использования при аттестации персонала учрежде- ний. 3. Общие положения 3.1. Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими при- нципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслу- живания населения в Российской Федерации»: — адресность; — доступность; — добровольность; — гуманность; — приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним; — конфиденциальность; — профилактическая направленность. 3.1.1. Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предостав- ляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существо- Продолжение. Начало на 5–6-й стр. Продолжение на 8-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz