Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 122/23750/ 25 ИЮНЯ 2010 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ÑÓÍ·‰ Ó ÒÓ·Î ˛ ‰ÂÌËË Ô ‡‚ ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ë ‰Â fl ÚÂθÌÓÒÚË ìÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌÓ„Ó ÔÓ Ô ‡‚‡Ï ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2009 „Ó‰Û Издается и распространяется в качестве спецвыпуска «Липецкой газеты». Страницы 9-12 являются ее составной частью в соответствии с выходными данными, расположенными на 8-й стр. «ЛГ». Заказ № 11305. Индексы: 52609, 73757. Контактный телефон — 30-82-10. 8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, рек- визиты свидетельств о рождении или документа, подтверждающего факт го- сударственной регистрации рождения ребёнка, умершего на первой неделе жизни , очерёдность рождения (усыновления), гражданство);». Когда законопроект был подготовлен, Уполномоченный по правам человека получил информацию, что аналогичный законопроект был внесён Государственной Думой Ставропольского края 24 декабря 2009 г. в Государственную Думу РФ. Уполномоченный предлагает поддержать данный законопроект депутатам Госу- дарственной Думы РФ от Липецкой области. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В КОНТЕКСТЕ СОБЛЮДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ Ещё одной проблемой 2009 г., затронувшей самые широкие слои населения, стала так называемая оптимизация школьного образования. Она касается и сель- ской местности, и городов. Этот процесс, сопровождаемый ликвидацией мало- комплектных школ, инициирован федеральным центром и сулит в перспективе масштабные последствия. Неудивительно, что воспринимается он в обществе не- однозначно. В Липецкой области в 2009 г. было закрыто 74 школы. С одной стороны, понятно, что необходимо постоянно совершенствовать систе- му расходования бюджетных средств, сделать её максимально прозрачной и гиб- кой, отвечающей требованиям времени, общества, науки. Понятно, что и многие педагоги в малокомплектных школах, увы, не отличались высокой квалификацией, утратили интерес к творчеству, самоотдаче. С другой стороны, также очевидно, что, если, к примеру, в симфоническом оркестре группа духовых фальшивит, трубы и флейты не выбрасывают. Инструменты настраивают, приглашают профессио- нальных музыкантов, меняют, наконец, дирижера, разучивают новую партитуру. А как у нас? В системе выявилось слабое звено — малокомплектные школы. И мы отказываемся от них в ущерб целостности всей системы. Хотя с самого начала было ясно, что невозможно, например, решить вопросы справедливой и достойной оплаты труда педагогов только за счёт средств внутреннего перераспределения и без того скудного образовательного бюджета. Тем более удивительно, что за счёт этой так называемой оптимизации, похоже, намерены «залатать» многие другие прорехи российского образования, начиная от износа зданий и заканчивая изме- нением школьных программ! Эти действия плохо сочетаются и с объявленной модернизацией образования. Вся история цивилизации, мировая практика показывают, что для того, чтобы полу- чить весомый конечный результат, необходимо сначала вложить немало средств. У нас же это правило, похоже, не в чести. Создается впечатление, что целостного перспективного понимания, к чему должно прийти российское образование, у авто- ров «нововведений» нет. Налицо лишь политика «латания дыр». Подтверждают это и противоречивые данные по количеству закрытых школ, которые предоставило Минис- терство образования и науки по запросу депутатов Государственной Думы РФ. Так, в письме замминистра И. Калины говорится, что в 2007—2008 учебном году закрыто примерно 2600 сельских школ. Однако в письме ещё одного заместителя министра образования и науки В. Миклушевского со ссылкой на Рособрнадзор сообщается, что в 2007/2008 учебных годах в России закрыто 644 образовательные школы! Такой «разброс» в цифрах трудно объяснить с точки зрения здравого смысла. И то, о чем, возможно, догадываются чиновники, никак не могут взять в ум так назы- ваемые простые граждане. Именно поэтому процессы закрытия и реорганизации школ вызвали в Липецкой области (как, кстати, и в большинстве регионов России) неоднозначные оценки граждан. Возможно, что социального напряжения удалось бы избежать, если бы люди увидели реальный результат образовательных новаций. Например, прежде чем за- крывать и реорганизовывать школы, Министерство образования совместно с субъ- ектами Федерации в каждом регионе построило новые образовательные центры, ко- торые соответствовали бы уровню лучших мировых стандартов по материально-тех- ническому и методическому обеспечению, где были бы внедрены самые передовые информационные, педагогические технологии. Тогда бы люди видели и понимали, к чему стремится образовательная реформа, где, как и чему должны учиться их дети! А пока согласно опросам ВЦИОМ (ноябрь 2009 г.) почти половина граждан Рос- сии (49%) не удовлетворены ситуацией в российской системе школьного образо- вания, 37% считают ее тревожной, 12%— критической. Оправдывать активно идущий процесс закрытия сельских школ снижением ко- личества детей, падением уровня знаний учащихся не всегда корректно. Зачастую это только предлог, поскольку из федерального бюджета необходимые средства на образование выделяются в недостаточном количестве, а муниципальные об- разования просто не в состоянии обеспечить функционирование школ, в которых обучается малое количество детей. А если мы начнём считать реальные расходы в соответствии со всеми требованиями закона и сопутствующими мероприятиями, которые непременно должны возникнуть после закрытия сельских школ (расходы на обеспечение транспортной безопасности, развитие или создание на селе вза- мен школ социокультурных центров, которые непременно должны появиться там, чтобы жизнь в деревне окончательно не угасла и т. д.), то увидим, что фактически никакой экономии не получается. Безусловно, малокомплектные школы затратны. Однако они играют неоцени- мую роль в воспитании подрастающего поколения, потому что находятся ближе к родному дому ученика, к семье, к агропроизводству. А это значит, что территории, где «маленькие» школы сохранились, имеют шанс быстрее приспособиться к но- вым условиям жизни, к новой экономике, товарно-денежным отношениям. Тем более что с развитием информационных технологий ничто не препятствует процессу дистанционного обучения (режим on-line). Именно этот вариант был бы весьма уместен, так как с развитием глобальной информационной сети созданы адаптивные технологии, учитывающие индивидуальные способности учащихся и способствующие повышению роли самообразования и самоконтроля. Сегодняшняя информационная революция неизбежно породит открытые сис- темы образования, когда ребенок может учиться в удобное для него время, в соот- ветствующем ритме, по индивидуальной программе. Почему в качестве стандарта выбрана традиционная классно-урочная система? Почему хотя бы для сельских ребятишек нельзя заменить ее системой открытого образования? Ведь существует система дистанционного образования детей-инва- лидов, на что из федерального бюджета выделяются деньги. Но выбор у граждан отсутствует. И это представляется упущением, последствия которого еще суждено ощутить нашему обществу. К сожалению, Министерство образования и науки России и другие заинтересо- ванные федеральные органы исполнительной власти не имеют развернутой про- граммы совершенствования образования на селе. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения определе- но «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 —2012 гг.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446. Но и в ней не уделяется должного внимания образованию, без которого невозможно развитие экономики села. Вместо того, чтобы в области образования принять рамочный закон, дающий больше возможностей для инициативы на местах, законодатель, принимая решение оптимизировать общеобразовательные учреждения, определил условия их финан- сирования, взяв в основном курс на экономию средств федерального бюджета. Между тем такой подход трудно согласуется с официальной политикой госу- дарства. Именно об этом говорили Уполномоченные по правам человека в субъек- тах РФ на встрече с министром образования и науки РФ А.Ф. Фурсенко. Уполномо- ченные обратили внимание министра на замечание Президента РФ Д.А. Медведе- ва о том, что «условия жизни на селе должны быть стабильными и соответствовать всем требованиям нормальной жизни». Задачам в области образования была пос- вящена и значительная часть Послания Президента РФ в 2009 г. 28.11.2008 г. министр регионального развития РФ В.Ф. Басаргин, выступая на пленарном заседании Общественной палаты РФ, заявил о своем отрицательном отношении к оптимизации образовательного процесса на селе, указав, что «с ухо- дом школы из большинства сельских поселений уходит последний очаг жизни в селе». В то же время к вопросу оптимизации сети образовательных учреждений субъ- екты подошли неодинаково. Тем более что федеральная программа развития об- разования в части оптимизации образования в субъектах ориентирует на учет ре- гиональных особенностей и позволяет в определенной мере восполнить пробелы федерального законодательства. Следуя этому, в Калужской области, например, приняли целевую программу «Сохранение и развитие сельской малокомплектной школы». В Чите просто подсчитали, что закрытие малокомплектных школ сэкономит все- го несколько миллионов рублей, а расходы на подвоз детей в другие школы обер- нутся гораздо большими затартами. В Кемеровской области принят закон, который дает четкие определения, что такое малокомплектная школа, какими правами она пользуется, т.е. своего рода закон о защите малокомплектной школы. Уполномоченному по правам человека представляется, что и в Липецкой облас- ти также необходим подобный региональный закон, поэтому он предлагает изучить этот вопрос всем субъектам законодательной инициативы Липецкой области и подготовить такой важный для сохранения села документ. Завершая изложение данного раздела, Уполномоченный по правам человека в регионе вынужден признать, что его точка зрения на ряд вопросов оптимиза- ции образования существенно расходится с официальной. Несходство взглядов в данном случае обусловила та особая роль, которую призван играть в обществе защитник прав человека. У исполнительной власти другие задачи. Безусловно, просчитывая последствия принятых в этой сфере решений, власть исходила не только из соображений экономического характера. Возможно, экономия бюджет- ных средств даже и не рассматривалась федеральным центром как первостепен- ная задача. В таком случае тем более важно продолжить диалог. Учесть не только современные тенденции развития образовательных процессов, но и печальный опыт неперспективных деревень, задуматься о том, какую модель общежития мы предлагаем русскому селу, лишая его такой духовной и социальной опоры, кото- рой всегда была школа. И последнее, может быть, самое важное: в Липецкой области такой диалог воз- можен, и в этом, на наш взгляд, состоят наиболее значимые результаты развития гражданского общества, важным элементом которого стал недавно созданный ин- ститут Уполномоченного по правам человека в регионе. КАК ЗАСЛУЖИТЬ ЗВАНИЕ «ВЕТЕРАН ТРУДА» Практически каждый год, представляя областному Совету депутатов доклад о соблюдении прав человека в Липецкой области, Уполномоченный обращает вни- мание депутатов на необходимость совершенствования законов, позволяющих присваивать достойным липчанам звание «Ветеран труда»; наделяющих лиц, удос- тоенных этого звания, определенными льготами. Проблема в том, что основным условием получения звания «Ветеран труда» является наличие у пожилых людей орденов или медалей, почетных званий СССР либо Российской Федерации, ведомственных знаков отличия. Между тем многие из претендентов на это звание имеют большой стаж работы, их вклад в развитие страны и области был также значительным, что подтверждается различными доку- ментами. Но эти награды или поощрения не «вписываются» в перечень тех, кото- рые необходимы для присвоения звания «Ветеран труда». С началом исполнения Федерального закона № 122-ФЗ были внесены измене- ния и в законодательство в отношении ветеранов труда. Если раньше согласно Фе- деральному закону «О ветеранах» критерии, по которым человека относили к этой категории, определялись Указом Президента РФ, то теперь этот пункт был исклю- чён, что позволило каждому субъекту Федерации самостоятельно устанавливать критерии присвоения почетного звания. В конце 2005 г. Совет Федерации одобрил закон, позволяющий каждому региону самому решать, кого из граждан наделять званием «Ветеран труда». В Липецкой области процедура присвоения звания «Ветеран труда» регулирует- ся Законом Липецкой области № 141-ОЗ от 2 декабря 2004 года «О мерах социаль- ной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» и постановле- нием администрации Липецкой области от 04.07.2006 № 92 «Об утверждении По- ложения о порядке присвоения звания «Ветеран труда» (вместе с «Положением»). Данное постановление, к сожалению, не содержит ничего нового и практически лишь дублирует требования ранее действующего Федерального закона. А между тем регионы имеют право расширять перечень мер социальной защиты категории граждан, которым она предоставляется. Меньше федерального стандарта нельзя, больше — пожалуйста! Следует ли повторять, что на этом направлении мы своих возможностей в полной мере не использовали. Обращений на эту тему Уполномоченный получает очень много, вот только несколько примеров за один год: гр. А. (вх. 676) пишет: «Проработала 43 года в колхозе, но никаких льгот мне не дают»; супруги П. (вх. 642): у мужа общий стаж работы на НЛМК 38 лет, у жены стаж работы на ЛТЗ 36 лет; гр. Щ. (вх. 479): «На пенсию вышла в 1989 г., имею 24 года непрерывного и 34 года общего стажа, 8 лет проработала на Севере, вдова военнослужащего». Гр. Ч. (вх. № 437): «Мне 70 лет, непрерывного стажа 35 лет 10 месяцев, всё время работала в колхозе. У меня нет удостоверения ветерана труда. Я ни на кого не жалуюсь, виновата сама. Когда я пошла на пенсию, не посчитала нужным обратиться за удостоверением, потому что прежде они ничего не значили, а когда вышел закон, что ветеранам положены льго- ты на проезд, за уплату коммунальных услуг, я пошла в райсобес. Мне ответили, что теперь выдают удостоверения «Ветеранов труда» тем, у кого есть награды. Но в то время наград никому не выдавали, а звание «Ветеран труда» присваивали по стажу работы. У меня такой большой стаж, а мне нет ничего…». По мнению Уполномоченного, данные обращения являются следствием неудов- летворительного имущественного положения значительной части пенсионеров, регулярного роста цен на товары первой необходимости, тарифов на электричес- кую энергию, коммунальные услуги, газ, телефон. Небольшие прибавки к пенси- ям не успевают за ростом инфляции. В таких случаях звание «Ветеран труда» и соответствующие льготы окажут значительное содействие наиболее достойным представителям нашего общества. Тем более что предлагаемые новации не лягут непосильной ношей на областной бюджет. Число жителей области, которым при- сваивается звание «Ветеран труда», неуклонно сокращается. В 2001 году это было более 12 тысяч человек, в 2008 — только 4 тысячи. Такая динамика сложилась, возможно, еще и потому, что органы социальной за- щиты буквально и узко толкуют определение «ведомственными знаками отличия за многолетний и добросовестный труд», в результате чего происходят отказы людям, сохранившим значки и грамоты, которые были основной формой поощрения хо- роших рядовых работников в Советском Союзе. Ещё при действии Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» эту проблему обозначил и Уполно- моченный по правам человека в Российской Федерации. За это время сложилась и определённая судебная практика, на которую указывает и Уполномоченный по правам человека в РФ. Во многих случаях судебные решения выносились в поль- зу граждан при их спорах с органами соцзащиты, т. к. суды, исходя из интересов человека, а не ведомства, придерживались широкого толкования определения «ведомственные знаки отличия за многолетний и добросовестный труд», включая в эту категорию в том числе и знаки «Победитель социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда» и пр. В этом смысле показательно определение Липецкого областного суда от 21 мар- та 2007 г. по делу № 33-427-2007. Гражданка П. обратилась с иском к управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на присвое- ние звания «Ветеран труда». Вынесенное в пользу истца решение Правобережного районного суда города Липецка управление пыталось обжаловать в вышестоящей инстанции. Кассационная коллегия Липецкого областного суда, изучив материалы дела, областное и федеральное законодательство, пришла к выводу о том, что Закон Липецкой области «О ветеранах» существенно ограничивает круг лиц, имею- щих право на присвоение звания «Ветеран труда» по сравнению с федераль- ным законодательством. Это дало основание областному суду признать незаконным решение управле- ния социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении П. звания «Ветеран труда». Полезен опыт и других регионов. Например, в законах Кемеровской, Новгород- ской, Оренбургской областей указан только один пункт для присвоения звания «Ве- теран труда» — стаж работы (женщине надо проработать 35, а мужчине — 40 лет). Есть регионы, в которых звание «Ветеран труда» присваивают рационализаторам и изобретателям, а также тем, кто имеет областной знак отличия в труде и грамоты областного значения. То есть положительный опыт в России имеется, и он развива- ется не в самых богатых регионах. В Липецкой области также существует судебная практика по этому вопросу. Причём на стороне граждан стала активнее выступать прокуратура. Вот только одно сообщение пресс-службы прокуратуры Липецкой области: Прокуратурой Хлевенского района Липецкой области проведена проверка по обращению ряда жителей района по вопросу нарушения их права на получение га- рантированных государством мер социальной поддержки. Несмотря на то, что заявители имели трудовой стаж, необходимый для назна- чения пенсии по старости, а также значок «За добросовестный труд в потребитель- ской кооперации», управление социальной защиты населения области отказало им в присвоении звания «Ветеран труда». В соответствии с областным Законом «О мерах по социальной поддержке отде- льных категорий граждан в Липецкой области» звание «Ветеран труда» присваива- ется лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за многолетний доб- росовестный труд общесоюзными, союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР или указанными знаками, утвержденными нормативно-правовыми актами федеральных министерств РФ. Центральный союз потребительских обществ России не относится к ведомственным структурам, и его награды не были учтены при решении вопроса о присвоении заявителям звания «Ветеран труда». Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом в Конституции РФ закреплено положение, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам. В связи с тем, что закон Липецкой области существенно ограничил круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» по сравнению с феде- ральным законодательством, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, прокурор района обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения управления социальной защиты населения Липецкой области об отказе в присвоении заявителям звания «Ветеран труда». Требования прокурора района удовлетворены. В настоящее время в прокуратуре области обращения граждан по поводу отка- за в присвоении звании «Ветеран труда» обобщаются и анализируются. И при уста- новлении нарушения прав широкого круга граждан отделом по соблюдению феде- рального законодательства будет принято решение о внесении представления об устранении нарушения закона в Совет депутатов Липецкой области. В связи со сложившимся положением, учитывая и позицию прокуратуры и су- дов Липецкой области, Уполномоченный по правам человека предлагает депутатам Липецкого областного Совета и администрации области обратить внимание на многочисленные обращения граждан, жителей преимущественно сельских райо- нов области, которые имеют большой стаж работы и внесли значительный вклад в развитие страны и области. Исходя из сложившейся практики, целесообразно внести дополнения в регио- нальные критерии, установленные для присвоения звания «Ветеран труда», расши- рив перечень знаков отличия за многолетний добросовестный труд. ДЕЛО РЯДОВОГО КУЗНЕЦОВА Одним из наиболее резонансных дел 2009 г. стало дело рядового Антона Куз- нецова. Суть его состоит в том, что призванный осенью 2003 г. из г. Липецка на срочную военную службу в ряды Российской Армии А. Кузнецов, прослужив около года в в/ч 6752, дислоцированной в г. Махачкала Республики Дагестан, пропал без вести и неожиданно объявился дома спустя пять лет. Командование воинской части объявило, что солдат дезертировал, в то время как, по утверждениям молодого че- ловека, с весны 2005 до весны 2009 года он находился практически на положении раба на кирпичных заводах в Дагестане, пока не совершил побег. Антон месяц ав- тостопом и пешком добирался от Махачкалы до Липецка и сразу же пришёл в воен- комат, где заявил, что был продан в рабство офицерами своей воинской части. Его взяли под стражу, направив на время следствия в в/ч 5961 г. Липецка. После возвращения домой против А. Кузнецова было возобновлено уголовное дело, возбужденное в июне 2005 года военной прокуратурой Махачкалинского гар- низона о самовольном оставлении части. Следователям предстояло решить, кем был солдат — потерпевшим или он совершил должностное преступление, само- вольно оставив воинскую часть. Требует изучения и сама правомерность призыва А. Кузнецова на срочную военную службу, т. к. он является сиротой, и на момент призыва оформлял документы опекунства над престарелой бабушкой. Первоначальную информацию об этом человеке Уполномоченному сообщи- ли журналисты. Узнав в общих чертах о ситуации, познакомившись со статьями в прессе, Уполномоченный связался с бабушкой Антона Кузнецова. И публикация журналистов, и добытые лично свидетельства показали, что ситуация сложная и делать какие-либо выводы преждевременно. Необходимо дождаться окончания следственных действий. Чтобы получить информацию из компетентных органов, Уполномоченный на- правил запрос в военно-следственный отдел при военной прокуратуре Тамбовско- го гарнизона. Состоялся разговор с командиром воинской части, где служил Антон, сотрудниками военкомата Липецкой области. В соответствии с российским законодательством Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ не наделён функциями проверки действий следственных органов, поэтому в сложившейся ситуации Уполномоченный отслеживал ситуацию через официальную информацию должностных лиц военной прокуратуры, контакты с А. Кузнецовым, сообщения печати, радио и телевидения. С большим удовлетворением многие липчане восприняли известие о том, что солдат вскоре был отпущен домой под подписку о невыезде. В дело о судьбе А. Кузнецова были подключены ряд общественных и государс- твенных организаций, в том числе Уполномоченный по правам человека в РФ, Союз солдатских матерей, несколько столичных правозащитных организаций. По данному факту Уполномоченный по правам человека в Российской Феде- рации Владимир Лукин обратился к главному военному прокурору и заместителю председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации — руководителю военного следственного управления с просьбой проверить ука- занные факты и принять меры прокурорского реагирования, а также процессуаль- ное решение о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответс- твенности. Депутат Государственной Думы РФ от Липецкой области Н.В. Разворотнев об- ратился с протокольным поручением к Комитету Госдумы по обороне запросить ин- формацию у Министерства обороны о правомерности призыва Антона Кузнецова на срочную службу и решить вопрос о его дальнейшей судьбе. В то же время, как сообщили СМИ, начальник пресс-службы МВД Дагестана Марк Толчинский заявил: «что в сводках Министерства внутренних дел Дагестана не имеется сведений о российском солдате Антоне Кузнецове, который, по его словам, был продан в рабство руководством воинской части». По словам исполня- ющего обязанности командира бригады махачкалинской воинской части № 6752 Валентина Немировского, «сведения о якобы имевшем место случае продажи сол- дата в рабство не соответствуют действительности». Последующая информация от следственных органов произвела эффект «разорвавшейся бомбы» — государственное информационное агентство ИТАР- ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы сообщило: «Как установила проверка, А. Кузнецов с лета 2005 года по сентябрь 2006 года находился в местах лишения свободы». По данным источника, он был осужден за три кражи автомаг- нитол и радиоколонок из автомобилей в Махачкале. «12 августа 2005 года Киров- ский районный суд Махачкалы приговорил его к одному году лишения свободы в колонии общего режима. Позднее, 26 января 2006 года, Ленинский суд Махачкалы признал его виновным в совершении еще двух краж — из строящегося дома и из парикмахерской. Путем частичного сложения наказаний его приговорили к 1 году 4 месяцам лишения свободы», — сообщили в правоохранительных органах. При этом, как установила проверка, в суде он проходил как Антон Харламов, и опознать его удалось лишь по отпечаткам пальцев. «Для того, чтобы скрыть, что он является военнослужащим, Антон представился работникам правоохранительных органов Дагестана не как Кузнецов, а как Харла- мов, прибавив к своему возрасту еще три года и сообщив, что он бомж», — отмеча- ется в документе. Кроме того, по информации, полученной из информационного центра УВД по Липецкой области, установлено совпадение отпечатков пальцев Кузнецова с отпе- чатками пальцев, снятыми по факту кражи из автомобиля, совершенной в августе 2002 года, — этот факт зафиксирован еще до его призыва на военную службу. Поучительная во многом история. В том числе и для тех, кто по воле закона или долгу совести занимается правоохранительной деятельностью, так или иначе ока- зывает влияние на общественное мнение. Остается добавить, что судьба липчан, призванных на срочную службу в ряды Вооруженных Сил РФ, будет и впредь оставаться в центре внимания Уполномо- ченного по правам человека в Липецкой области. Тем более что в условиях рефор- мирования армии осложнились многие процессы, не вызывавшие прежде беспо- койства. Важно, чтобы и военкоматы, и общественные, и молодежные организации никогда не оставались наедине со своими проблемами, могли рассчитывать на поддержку государства и общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Жизнь нашей области в 2009 г. проходила под знаком последствий мирового экономического кризиса. Год был сложный, непростой. Тем ценнее экономическая стабильность, которую нам, несмотря ни на что, удалось сохранить. И не только стабильность. Некоторые отрасли хозяйства показали хороший рост, есть интерес- ные инвестиционные проекты, за которыми будущее. Всё это вселяет уверенность в завтрашнем дне. Тем не менее мы живем не на острове. У нас большая страна с разнообразными регионами, которая уже 20 лет пытается найти своё место в новом международном пространстве. Всё, что мы достигли за это время, все реформы, все преобразова- ния поставлены перед необходимостью проверки на прочность новыми социально- экономическими вызовами. В эпоху экономических потрясений особенную ценность приобретает соци- альный мир, который может быть установлен только на основе доверия граждан к органам власти, друг к другу, общественным институтам. В основе доверия лежит справедливость, которую обеспечивают демократия и право. Один из выводов, который можно сделать за прошедшие годы, заключается в том, что готовность государства соблюдать права человека велика лишь настолько, насколько этого требуют его граждане. В соответствии с этим важнейшую роль в побуждении государства соблюдать права человека играет гражданское общество. Права человека не созрели, получили соответствующее определение в вакууме; они основываются на опыте прошлых кризисов и понимании того, что за игнориро- вание социальной справедливости приходится платить огромную цену. Они могут и должны быть руководящими принципами для политиков, когда предстоит сделать трудный выбор. Преодолеть множество опасностей и соблазнов. Важно помнить о том, что права человека уже попирались во имя безопасности. Сегодня нельзя до- пустить, чтобы под предлогом восстановления экономики сжимались социальные гарантии и права. Усилия Уполномоченного по правам человека в Липецкой области направлены на то, чтобы оживить гражданскую активность жителей, направить её в созидатель- ное русло. Именно для этого развиваются такие проекты, как Третейский суд, при- мирительные технологии, информационная открытость. Настоятельно требуется возрождение программы правового просвещения жителей региона. Незнание своих прав, своих возможностей нередко приводит к тому, что граждане не используют всех мер социальной поддержки и иногда толь- ко благодаря посредничеству Уполномоченного получают возможность ими вос- пользоваться. Необходимы новые инструменты и системы коммуникации между человеком и государственным учреждением. И речь здесь не только и не столько о новомодных информационных технологиях, которым человека, особенно старшего поколения, ещё нужно обучить (и это тоже задача правового просвещения!). Речь идёт о совершенствовании, модернизации уже сложившихся схем работы, обмена опытом с другими регионами, где есть много интересных социальных находок, при- влечении и поощрении гражданских инициатив. Вместе с тем практика работы Уполномоченного в 2009 г. наглядно показала, что проблемы, затронувшие большие группы граждан, резонансные случаи были вызваны главным образом несовершенством федерального законодательства и неповоротливостью, медленной реакцией федеральных исполнительных органов. Они порой медлят там, где необходима оперативная корректировка применяемых нормативных актов, требуется оперативное разрешение конкретных ситуаций. В последние годы было предпринято много действий по усилению централиза- ции государственных полномочий в самых разнообразных сферах. Однако меха- низм функционирования центральных органов до сих пор не отлажен для конструк- тивного взаимодействия с регионами. Это усложняет и затрудняет взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти. Во многих си- туациях, затрагивающих практически всё население субъекта федерации, регионы и муниципалитеты могут быть лишь механическими исполнителями воли Центра. Невозможность для местных властей разрешать сложные ситуации (как это про- изошло с применением Постановления Правительства № 307) подрывает их ав- торитет, дестабилизирует социальную обстановку. Причём «виноватыми», в пред- ставлении граждан, оказываются именно местные и региональные органы власти. Всё это приводит к тому, что доверие общества переносится не на государс- твенные институты, а на определённых лиц, занимающих высокие государственные должности. Государство в России — персонифицируется. Этот факт уже стал об- щим местом во многих исследованиях ученых. Они же отмечают, что последнее об- стоятельство является источником политической нестабильности. Как показывает история, это очень опасная и тупиковая тенденция. Тем не менее у нас один путь — путь конструктивного диалога и тесного сотруд- ничества всех органов власти и гражданского общества. Только вместе мы можем обеспечить соблюдение прав человека, преодолеть кризисные явления в экономи- ке, модернизировать наше государство. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области ЗАГНОЙКО Н.И. Окончание. Начало на 9–11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz