Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 122/23750/ 25 ИЮНЯ 2010 10 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ÑÓÍ·‰ Ó ÒÓ·Î ˛ ‰ÂÌËË Ô ‡‚ ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ë ‰Â fl ÚÂθÌÓÒÚË ìÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌÓ„Ó ÔÓ Ô ‡‚‡Ï ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2009 „Ó‰Û судах в Российской Федерации» 2002 года, и Национальный план противодействия коррупции 2008 года, и Федеральную целевую программу «Развитие судебной сис- темы России на 2007— 2011 годы», и постановление пленума Верховного Суда РФ 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», и другие акты. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» установил: третейский суд полномочен по соглашению сторон разрешать спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, если иной порядок разрешения споров не установлен федеральным законом. По общему правилу в третейском суде рас- сматриваются как гражданские дела, так и другие категории споров, которые вытекают из гражданских отношений: трудовые, семейные, жилищные... (с учётом определённого порядка разрешения споров в Российской Федерации). Третейские суды не входят в систему государственных судов. Разрешением споров в них занимаются специалисты, которых назначают сами спорящие сторо- ны. Они же вправе решать как вопрос о составе третейского суда (выбрать именно того человека, который в силу своих знаний и авторитета вызывает у них уваже- ние), так и по взаимному согласию сторон предусмотреть иные условия разреше- ния спора: например, согласовать удобную дату, время, место разбирательства. Другими словами, преимущества третейских судов для гражданина очевидны: есть возможность выбрать судей, согласовать процедуру разрешения спора и урегу- лировать все проблемы оперативно и качественно. Кроме того, третейский суд предусматривает конфиденциальный порядок разрешения спора. Судьям нельзя разглашать сведения о сторонах процесса, суммах, фигурирующих в деле, и иную информацию. Решение третейского суда, как и решение государственного суда, подлежит добровольному исполнению в порядке и сроках, указанных в его решении. Если же оно не исполняется добровольно, то можно добиться его осуществления в прину- дительном порядке. В законодательстве для этого предусмотрена определённая процедура. В таких случаях требуется обратиться в компетентный суд с соответс- твующим заявлением. На решение третейского суда выдаётся такой же исполни- тельный лист, как и на решение государственного суда. Основная цель и задача третейского суда — рассмотреть спор и вынести по нему решение. Однако правила постоянно действующих третейских судов позво- ляют принимать различные положения, регламенты, в которых фиксируется воз- можность третейских судов сначала осуществлять урегулирование спора, то есть примирение сторон, и лишь в случае его недостижения — разбирательство. Появление третейских судов в нашем регионе окажет положительное влияние на суды общей юрисдикции. Но говорить о быстрых результатах не приходится. Нужно вести системную работу в этом направлении. Сегодня не только государс- тво, но и само общество заинтересовано в реформировании сложившегося поряд- ка разрешения правовых споров. Тенденция к ежегодному увеличению судебных дел приводит к большим нагрузкам на государственные суды. Есть категории кон- фликтов, которые могут быть разрешены быстро и эффективно без привлечения государственных судов. Глава администрации Липецкой области О.П. Королёв — активный сторонник идеи внедрения альтернативной практики разрешения споров и с большим энтузиазмом выступает за примирительный механизм разрешения споров посредством их урегулирования. Эта идея нашла поддержку и у судейско- го сообщества региона, которое одобряет развитие третейских судов и надеется на снижение количества споров. В ней заинтересовано и гражданское общество — ведь именно граждане, общественность выбирают третейских судей, организуют работу суда, его работа способствует цивилизованному урегулированию споров. В настоящее время ведётся работа по открытию третейских судов в ряде обще- ственных организаций и учреждений Липецкой области. В заключение, Уполномоченный ещё раз хотел бы обратить внимание на необ- ходимость возрождения в новых экономических и социально-политических условиях региональной программы «Правовое просвещение населения Ли- пецкой области на 2011—2020 гг.», так как все новые идеи, технологии нуждают- ся в популяризации, социальной рекламе, преодолении консервативной практики и мышления. Нужно бороться с правовой неграмотностью, которая может стать серьёзным препятствием на пути становления и оптимального функционирования ювенальной юстиции, примирительных технологий, третейских судов. Без обра- зования, без грамотного гражданского общества и государственных институтов не будет и модернизации, не будет прогресса. ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ ИЗ КРИЗИСА Весь 2009 г. в нашей стране, как, впрочем, и в других странах мира, прошёл под знаком преодоления кризиса. По оценкам экономистов, именно в России последствия кризиса оказались наиболее ощутимы: ВВП сократился более чем на 8%, золотовалютные резервы уменьшились на 10%. Кризис привел к сильнейшему спаду производства, росту безработицы, бедности. Однако президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ подтвердил курс на поддержку людей, оказавшихся в трудной ситуации: «Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет». Особенностью кризиса 2008—2009 гг. стало то, что в наибольшей степени он повлиял на экономическую и социальную сферу в наиболее развитых промыш- ленных регионах. Особенно тех, которые специализируются на металлургическом производстве. Снижение спроса на металлургическую продукцию, снижение цен по сравнению с уровнем прошлого года более чем на 30% повлекло за собой вынужденное сокра- щение производства. Не избежала кризисных явлений и промышленность Липецкой области. В целом в металлургическом производстве и производстве готовых металлоиз- делий индекс физического объёма составил 87% к уровню 2008 г. Не удалось избежать негативных последствий кризиса и преодолеть снижение объёмов в таких важных отраслях, как производство: пищевых продуктов — 93%, машин и оборудования — 71%, электроэнергии, воды, газа — 91%. Вследствие таких сокращений индекс физического объёма промышленного производства составил 85%. Валовой региональный продукт снизился на 4,5% (в среднем по России — 8,5%). Для минимизации влияния кризиса в нашем регионе была разработана и при- нята «Программа антикризисных мер в Липецкой области на 2009 г.», которая вклю- чила в себя поддержку производства, мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержке особо уязвимых групп населения, сохранению темпов строительства, сохранению социальных обязательств в сфере образования и здравоохранения. По оценке Министерства регионального развития, область вошла в число 8 регионов, наиболее успешно реализующих антикризисные меры. В реальном секторе экономики отмечены положительные результаты диверси- фикации, которую в течение последних лет активно проводила администрация об- ласти. Достигнут ряд позитивных показателей: темп роста сельскохозяйственного производства в 2009 году составил 101,5 %, ввод жилья — 101%, объем бытовых услуг — 109,4%. На уровне 2008 года остался и оборот розничной торговли. Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения составили 69,9 тыс. рублей, что выше среднероссийского показателя — 61,8 тыс. рублей. Доля таких инвестиций в валовом региональном продукте выросла по сравнению с 2008 годом и составила 36%, что соответствует уровню индустриально развитых стран. Программа антикризисных мер способствовала сокращению численности заре- гистрированных безработных с 10,1 тыс. человек в апреле 2009 года до 6 тыс. чело- век на начало 2010 года. Уровень безработицы понизился с 1,6% до 1,0%. Это один из самых низких показателей в Российской Федерации и ЦФО. В целом по области введено около 5,4 тыс. новых рабочих мест. Как следствие, выросло благосостояние граждан. Удалось обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,5%, среднедушевых доходов — на 16,4% (14292 рубля), среднемесячной заработной платы — на 2,5% (13754 рубля). Вместе с тем сохраняется целый ряд проблемных факторов, которые систем- но проявились ещё до кризиса, но в настоящее время воспринимаются особенно болезненно. Они связаны с получением достойного вознаграждения за труд, а также безработицей в сельской местности. Что касается права на достойную оплату труда, то его реализация и соблю- дение является одним из факторов, обеспечивающих экономический рост и, как следствие, улучшение общей экономической ситуации. Доходы населения фор- мируют спрос. Они являются движителем самых разнообразных производств. Это аксиома. Однако, к сожалению, в нашей стране на протяжении пореформенного времени сложилась система, которую экономисты назвали «работающие бедные», т. к. оплата труда во многих сферах не обеспечивает людям достойного уровня жиз- ни. Фактически многие наши сограждане думают не о благосостоянии, а о том, как удержаться хотя бы на сложившемся уровне потребления. В Липецкой области в 2009 г. более 3 тысяч предприятий платили зарплату, ко- торая не достигает даже прожиточного минимума! Задолженность по заработной плате в течение года существенно колебалась, и если в конце 2009 г. её удалось снизить до 18,1 млн. руб., то на 21.02.2010 за- долженность по заработной плате составила 25 969 тыс. рублей. По сферам эко- номической деятельности основная сумма долгов по оплате труда приходилась на предприятия агропромышленного сектора — 15,7 млн. руб. В строительной отрас- ли работникам не выплачено 1,6 млн. руб., в обрабатывающих предприятиях — 8,6 млн. руб. По данным статистики, в нашей области каждый десятый житель проживает в бедности. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума со- хранилась на уровне 2008 г., это 120,1 тыс. человек. Казалось бы, на общероссийс- ком фоне это не так и много. Но это обстоятельство не должно вселять удовлетво- рения. Если экономика страны десятилетиями характеризуется низким ВВП (низким настолько, что население в целом не может полностью удовлетворить даже базо- вые потребности) или низкими темпами его роста, то бедность, по оценкам ученых, становится элементом экономической культуры страны, элементом, передающим- ся из поколения в поколение. Бедность оказывается особой нормой поведения, специфическим неформальным институтом. По единодушной оценке многих выдающихся специалистов в этой отрасли, бедность как норма поведения проявляется в следующем: во-первых, это ориентация всей хозяйственной деятельности людей на выжи- вание, а не на развитие и накопление. Сознание людей концентрируется исклю- чительно на удовлетворении базовых потребностей, а прочие виды потребностей исключаются из рассмотрения. В такой среде люди с неохотой переключаются на новые виды деятельности и новые потребительские стандарты; во-вторых, сознание человека, находящегося в такой ситуации, теряет связь между экономическими затратами и результатами. Дело в том, что десятилетия экономического застоя означают, что широкие массы населения не могут поднять свой уровень жизни, как бы они не пытались это сделать. Данное обстоятельство приводит к мыслям о том, что усердный труд и честное предпринимательство не порождают адекватных результатов. Отсюда проистекает деградация «экономичес- кого образа мышления», снижается степень «расчетливости» при принятии хозяйс- твенных решений, т. е. падает уровень рациональности в поведении человека. Ведь если точность выбора не влияет на его последствия, то зачем прилагать усилия при его осуществлении? В-третьих, это высокая степень маргинальности. Нарушение правовых и мо- ральных норм оказывается в бедной стране одним из немногих способов быстрого и «верного» обогащения. В условиях, когда честный созидательный труд не может изменить благосостояние населения, а религиозные нормы находятся в упадке, то значительная часть этого населения «включает» «маргинальные методы поведе- ния». В-четвертых, это высокая степень «деградации перспективы». Бедные люди обычно не смотрят далеко в будущее и не склонны к принятию решений с учетом долгосрочных последствий таких решений. Это означает, что не принимаются неко- торые важные решения, например, касающиеся инвестиций в определенные виды физического и человеческого капитала — здоровье, образование, общественная активность. В-пятых, это отрицательное отношение «бедняков» ко всему тому, что связано в их представлении с богатством и предпринимательством. Обеспечивающая фи- нансовый успех деятельность трактуется «бедняками» как «плохая», «аморальная», и т.д. Так же трактуется и экономическая культура, связанная с подобной деятель- ностью. Сложившаяся ситуация не способствует быстрому и устойчивому экономичес- кому росту. Можно говорить со всей определённостью, что одной из причин тяжё- лых последствий экономического кризиса в России стал устойчивый системный кризис мотивации труда, кризис бедности. Невооруженным взглядом заметны эти настроения и в Липецкой области. До- статочно посидеть в очереди у кабинета врача, постоять на автобусной остановке в ожидании транспорта. Нередко самые острые критические стрелы летят в адрес авторов и исполнителей проекта строительства фонтанов в областном центре, плавательных бассейнов в районах области. В представлении многих людей цель не оправдывает средства, особенно тогда, когда к фонтанам ведут непроходимые тротуары, а бассейны остаются полупустыми даже в выходные дни. Проще всего отмахнуться от таких критиканов, как от назойливых мух. Списать все на недостатки образования, воспитания. В то же время, нельзя не признать, что решения в пользу дорогостоящих градостроительных объектов порой принимаются без участия ши- рокой общественности. В таком случае, чей-то досадный ропот — фактически лишь малая плата за те упущения, которые у нас порой сопровождают вполне полезные и необходимые решения и дела. Безработица в сельской местности В сельской глубинке ситуация на рынке труда весьма специфична. На селе за- крытие сельскохозяйственных предприятий или их реорганизация, как правило, приводит к резкому сокращению числа рабочих мест. Найти равнозначную работу практически невозможно. Население пытается выжить за счет собственных огоро- дов, личного подсобного хозяйства. Особенно трудно приходится тем, кто имеет узкую специализацию, у кого от- сутствуют навыки универсального сельского труда, кто живет в многоэтажных до- мах, не приспособленных для ведения подсобного хозяйства. Сельская безработица, как отмечают авторитетные исследователи, имеет латентный, не сфокусированный характер. Многие сельские жители, нуждаясь в рабочем месте, не ведут активный поиск работы и тем самым не могут считаться безработными. Напомним, что по стандартам Международной Организации Тру- да (МОТ), принятым теперь и российской статистикой, к безработным относятся «лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы, т. е. обращались в го- сударственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к ор- ганизации собственного дела; были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше». Однако для успешного поиска работы нужна развитая информационная инфра- структура, коммуникации, которых нет в сельской глубинке. Для горожанина, ищущего работу, предоставляется в целом значительный выбор. Кроме того, он может переучиться или повысить свою профессиональную квалификацию в то время, как сельский житель помимо своей воли бывает лишен самой возможности такого поиска. Транспортная удалённость и сопряжённые с этим финансовые затраты ставят зачастую непреодолимые преграды тем, кто пы- тается добраться до службы занятости, расположенной в райцентре. А являться туда нужно регулярно. Возникает «замкнутый круг», следствием которого становит- ся бедность и нищета. В этой связи показателен опыт соседней Белгородской области, где уже на протяжении ряда лет действует мобильная служба занятости, которая охватывает сельские районы области. Работники службы занятости регулярно выезжают на специализированных автобусах в сёла, ведут приём сельских жителей, регистра- цию и учёт безработных, информируют их о возможных вакансиях и т.д. В зимнее время практически каждый сельский житель трудоспособного воз- раста нуждается в работе. Поэтому обеспеченность рабочими местами было бы логично оценивать как долю имеющих оплачиваемую занятость от всего населения трудоспособного возраста (за исключением учащихся дневной школы), а уровень безработицы — как долю не имеющих работы (доходного занятия). При таком под- ходе уровень сельской безработицы будет значительно точнее отражать реальную картину. В свете вышесказанного еще большую ценность представляет стремление администрации Липецкой области разрубить «гордиев узел» занятости на селе за счет реализации комплекса мер, которые включают в себя: 1) создание рабочих мест для сельских жителей; 2) формирование инфраструктуры рынка труда, облегчающей поиск работы; 3) развитие и специализация личных хозяйств, повышение их производитель- ности, постепенное превращение в товарные крестьянские хозяйства; 4) развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе; 5) создание системы финансирования местных товаропроизводителей за счет создания фондов микрокредитования сельского населения. К сожалению, как показало заседание администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2009 году и задачах на 2010 год», не все руководители местных органов власти и ряда структурных под- разделений администрации региона в полной мере используют свои полномочия и возможности в развитии сельского производства, в повышении качества жизни сельских тружеников. Об этом прямо и нелицеприятно говорилось на совещании. В этой связи хочется вернуться к мысли, которую высказал глава администра- ции Липецкой области О.П.Королёв на пресс-конференции 10 апреля 2009 г.: «Моя стратегическая задача — обеспечить социальный мир в обществе. Каленым желе- зом буду выжигать равнодушие к человеку, попавшему в беду в связи с кризисными явлениями. Необходимо развернуть начальников всех мастей от физических объ- емов производства к качеству жизни человека». Бесспорно, неимоверно трудно на уровне региона преодолевать негативные тенденции, которые сложились во всей стране. Мешает и костный государствен- ный бюрократизм, и несовершенство законодательства, беззубость профсоюзов, эгоизм бизнесменов и равнодушие чиновников. Но только совместными усилиями, при государственной воле и социальной ответственности, экономических стимулах и морально-этических нормах можно добиться устойчивого развития без потрясе- ний и кризисов. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает админист- рации Липецкой области, предпринимателям, профсоюзам, Липецкому областному Совету депутатов, Общественной палате Липецкой области, уполномоченным орга- нам держать на постоянном контроле указанные проблемы, уделять им пристальное внимание, использовать все свои полномочия по защите трудовых прав граждан, по развитию социального партнёрства, по совершенствованию законодательства. Поддерживать институты гражданского общества, занимающиеся правовым про- свещением и защитой прав наёмных работников, другими социальными услугами. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ Общие показатели В 2009 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 829 обращений. После ряда лет устойчивого сокращения количества обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека был отмечен определён- ный рост (на 7% по сравнению с 2008 г.). А если оценивать общее количество граж- дан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, то прирост ещё более очевиден — 29% (2009 г. — 1411 чел.; 2008 г. — 999 чел.) Такой прирост не явился неожиданным, он был вызван объективными при- чинами: экономический кризис, обострение социальных проблем, реализация постановления правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в Липецкой области, пе- реселение из ветхого и аварийного жилья и т.д. Причём основная масса вопросов, которые граждане ставили перед Уполномоченным по правам человека в Липец- кой области, касалась компетенции федеральных органов власти и федерального законодательства. Оценить это можно по-разному: с одной стороны, еще многие граждане до сих пор смутно представляют себе систему разделения властей и по- этому жалуются в те органы, которые, по их мнению, «главнее». С другой стороны, многие не хотят сами спорить с государством и чиновниками, считая, что могут пе- редоверить кому-то разрешение своих проблем. Наконец, можно говорить и о том, что у населения есть доверие к нашему институту, само название которого говорит о том, что он защищает права человека. Но, как говорилось в докладе за прошлый год, компетенция Уполномоченного в субъектах РФ ещё нуждается в уточнении и совершенствовании, в том числе и в той ее части, которая касается взаимоотноше- ний с федеральным центром. Таким образом, основной причиной роста обращений граждан к Уполномочен- ному по правам человека стало ухудшение социально-экономической обстановки, затронувшее широкие слои населения (прежде всего тарифы ЖКХ и их примене- ние, «оптимизация» объектов социальной инфраструктуры), а также невозможность региональных и муниципальных властей изменить или скорректировать социально- экономическую политику федеральных органов власти. Надо ли говорить, сколь тревожна такая тенденция? Что касается тематики обращений, следует отметить, что в 2009 г. выявилась новая особенность: резко сократился разрыв в числе обращений между социаль- но-экономической группой прав и гражданскими (личными) правами. Пока сложно говорить об устойчивости этой тенденции. Важен сам факт: в год экономического кризиса люди всё больше внимания обращают на реализацию и защиту своих гражданских прав. Хотя еще совсем недавно социально-экономическая тематика занимала абсолютное лидерство среди обращений граждан. Категория тематики обращения 2009, % Гражданские (личные) права 39 Социальные права 41 Экономические права 12 Политические права 4 Культурные права 2 Обращения на другие темы 2 В прошедшем году по-прежнему поступило значительное число жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов — 14% от общего числа, на решения и приговоры судов — 11%, на пенсионное и льготное обеспечение — 12%, на трудности в обеспечении жильём — 9%, на неудовлетворительную работу ЖКХ — 9,5%, на невыплату зарплаты и нарушения прав работников — 8,5%. При рассмотрении обращений граждан в 53% случаев были даны консультации и разъяснения действующего законодательства, в 13% жалобы были признаны обоснованными и проделана работа по восстановлению нарушенных прав, в 17% факты нарушений не подтвердились. Значительно увеличилось число жалоб, после рассмотрения которых Уполномоченный был вынужден отказать заявителям, т.к. они не выполнили требования Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». В таких случаях гражданам давались под- робные разъяснения. География заявителей по-прежнему остаётся без изменений — лидируют г. Липецк (46%) и г. Елец (14%). Среди районов больше всего обращений поступило из Липецкого (5%) и Грязинского (5%), Усманского (5%). Обращения из остальных районов области составляют 1—1,5% от общего числа обращений для каждого района, кроме Воловского, из которого уже второй год письменных обращений к Уполномоченному по правам человека не поступает. Кроме жителей Липецкой области, к Уполномоченному обращались жители Москвы, Курской области, Красноярского края, Республик Дагестан и Татарстан, а также граждане Республики Беларусь. МЕРОПРИЯТИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ 2009 г. оказался насыщенным на события в сфере правового просвещения. Различными государственными органами Липецкой области (администрацией, Советом депутатов, прокуратурой, судом и др.) проводилось большое количество профильных мероприятий, направленных на развитие правовой культуры граждан. Главной задачей проводимых мероприятий Уполномоченный по правам человека в регионе ставил практическую реализацию выработанных рекомендаций, обсужда- емых технологий, внедрение новых форм правозащитной деятельности. 28 января 2009 г. состоялась международная конференция «Роль государс- твенных органов и общественных организаций в развитии института защиты прав человека», которая была организована и проведена Уполномоченным по правам человека в Липецкой области и представительством фонда им. Конрада Аденауэра (ФРГ). Это была первая международная правозащитная конференция в Липецкой области. Продолжила свою работу в г. Ельце и молодёжная академия правовых знаний «Сретенские встречи». В ходе работы академии состоялся целый ряд обсуждений наиболее интересных для молодёжи тем. Особенно памятной для школьников и студентов стала встреча в рамках «круглого стола» «Легко ли быть молодым в ус- ловиях глобального кризиса» с главой администрации Липецкой области О.П. Ко- ролёвым, Уполномоченным по правам человека в РФ В.П. Лукиным, руководителем Федерального агентства по делам молодежи В.Г. Якеменко. Большой интерес у студентов Липецкого филиала Орловской региональной академии государственной службы и Липецкого государственного технического университета вызвала встреча и обсуждение актуальных проблем юриспруденции с московскими учёными: профессорами, судьями в отставке, авторами многих учеб- ников по правовым дисциплинам С.А. Пашиным и В.А. Мироновым, а также с чле- ном Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, членом Московской хельсинкской группы, председа- телем правления РОО «Независимый экспертно-правовой Совет» М.Ф. Поляковой. В 2009 г. Уполномоченный по правам человека провёл цикл мероприятий сов- местно с Липецким областным судом, РОО «Независимый экспертно-правовой совет», Московской хельсинкской группой, Общественным центром «Судебно-пра- вовая реформа». Особый интерес у журналистов вызвал «круглый стол» «Реализация права на информацию в российском судопроизводстве: практика и проблемы». В разго- воре вместе с журналистами СМИ Липецкой области участвовали директор Мос- ковской хельсинкской группы Н.А. Таганкина, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М.Ф. Полякова, председатель комитета Совета Федерации РФ по правовым и судебным вопросам А. Г. Лысков, заместитель председателя Липецкого областного Совета депутатов А.Н. Никонов. Участники «круглого стола» затронули сразу несколько животрепещущих тем. В частности, отмена так называемого трехлетнего испытательного срока для на- значенных судей, расширение возможностей участия граждан в отправлении пра- восудия и повышение их информированности граждан по назначенным и текущим судебным процессам. Говоря о судебной системе Липецкой области, председатель областного суда И.И. Марков рассказал, что уже в середине 2009 г., значительно раньше сроков, установленных федеральным законодательством, все районные суды региона, областной и областной арбитражный суды, а также областное управ- ление Судебного департамента открыли собственные интернет-сайты, на которых публикуются сведения о текущих судебных и уголовных процессах и результаты рассмотрения наиболее социально значимых из них. На сайтах появляются офици- альные комментарии судей, в которых выражено их мнение по сложным для пони- мания граждан, не имеющих юридической подготовки, вопросам. Участники «круглого стола» отметили важную и ответственную социальную роль журналистики в формировании общественного мнения, в развитии правового про- свещения, в защите прав и свобод человека. Среди других совместных мероприятий 2009 г. можно выделить прошедшие в октябре и декабре семинары: «Альтернативное правосудие: практика, проблемы, перспективы развития» и «Службы примирения в работе с конфликтами и правона- рушениями с участием несовершеннолетних». Являясь членом Международного института омбудсмана, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял участие в ряде международных ме- роприятий: — 25-26 марта в г. Падуя (Италия) прошёл рабочий семинар в рамках совмес- тного проекта Европейского Союза и Совета Европы «Создание активной сети независимых внесудебных структур защиты прав человека». Целью этого проекта является налаживание активной сети независимых внесудебных Национальных Институтов Защиты Прав Человека, в первую очередь — институтов омбудсмана и аналогичных институтов в соответствии с Парижскими Принципами. — 17-19 июня 2009 года в г. Баку (Азербайджан) при поддержке ЮНЕСКО со- стоялась международная конференция на тему «Биоэтика, права человека и новые технологии: правовые и этические аспекты репродуктивного здоровья и плани- рования семьи», где обсуждались современные проблемы, возникающие на пути реализации прав человека. — 5-6 октября 2007 г. в Ереване (Армения) при поддержке ОБСЕ, ПРООН, Вене- цианской комиссии и Бюро ЮНЕСКО в Москве состоялась Международная конфе- ренция на тему “Международный опыт взаимодействия Конституционных судов и Защитников прав человека в обеспечении и защите прав человека”. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области также принимали участие в научно-практических конференциях и учебных семина- рах, организованных Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», Московской хельсинкской группой. Национальным Советом молодеж- ных и детских общественных объединений России при содействии Некоммерческого партнерства «Независимая организация «В поддержку гражданского общества», Донским союзом молодёжи, Уполномоченным по правам человека в Республике Калмыкия, Уполномоченным по правам человека в Ульяновской области. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: ИЕРАРХИЯ ПРОБЛЕМ Право на жилище Важнейшей предпосылкой, обеспечивающей достойную жизнь и свободное развитие человека, является обладание жилищем. Потребность человека в жилье признаётся фундаментальной основой существования каждого индивидуума. Со- циальная значимость жилья как одной из основных потребностей каждой личности определяет то, что право на жилище уже достаточно давно общепризнанно в меж- дународном гуманитарном праве, является одним из важнейших элементов сло- жившейся системы прав и свобод человека и гражданина и закреплено во многих международных договорах и внутригосударственных конституционных актах. Часть 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же ка- сается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвы- чайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Также необходимо отметить, что с реализацией права на жилище в тесной свя- зи находится защита прав потребителей услуг сферы жилищно-коммунального хозяйства. В 2009 г. в сфере жилищной политики можно было выделить три вопроса, реше- ние которых затрагивало значительные группы населения Липецкой области. Эти темы доминировали и в письменных обращениях граждан в органы государственной власти, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области: — применение Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; — переселение жителей из ветхого и аварийного жилья и возникновение «новых коммуналок»; Продолжение. Начало на 9-й стр. Продолжение на 11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz