Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 122/23750/ 25 ИЮНЯ 2010 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ÑÓÍ·‰ Ó ÒÓ·Î ˛ ‰ÂÌËË Ô  ‡‚ ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ë ‰Â fl ÚÂθÌÓÒÚË ìÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌÓ„Ó ÔÓ Ô  ‡‚‡Ï ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2009 „Ó‰Û ВВЕДЕНИЕ В соответствии со ст.28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155- ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномочен- ным ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти в 2009 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан. Использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2009 году и задачах на 2010 год», материалы коллегий, итоговых совещаний подразделений администрации Липецкой области, территориальных федеральных органов, Граж- данского форума, Общественной палаты, НКО, публикации в центральной и мест- ной печати, электронных СМИ, материалы социологических исследований ведущих российских агентств, а также информация, полученная из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций. В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан в аппарат Уполномоченного, информация о негативных социально-эконо- мических факторах, которые влекут нарушение прав, а также о мерах, предприня- тых Уполномоченным по их восстановлению. В особый раздел доклада включены сведения о других направлениях деятельности Уполномоченного и его аппарата. Настоящий доклад носит во многом экспериментальный характер. Несмотря на то, что предыдущие доклады Уполномоченного по правам человека получили положительную оценку депутатов областного Совета, коллег из других регионов, учёных, занимающихся правовой и социальной проблематикой, мы продолжаем искать наиболее оптимальную форму доклада, которая могла бы в полной мере от- разить происходящие в регионе и обществе процессы с точки зрения защиты прав человека. В то же время стремимся, чтобы документ не был перегружен цифрами и информацией. В представленном докладе сделана попытка уйти от мелочей, частных случаев, сосредоточиться на стратегических проблемах жизни общества. Не претендуя на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека, мы поставили перед собой цель объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализа- цию) прав человека в Липецкой области, показать механизм работы Уполномочен- ного по правам человека, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Реализация курса на поступательное развитие требует от российского госу- дарства и общества модернизации всего сложившегося жизненного, администра- тивного и хозяйственного уклада. В условиях политических реформ, социально- экономических преобразований, влияния мирового кризиса становится всё более нетерпимым отставание многих государственно-социальных институтов от требо- ваний дня. Это негативно отражается на способности России противостоять гло- бальным вызовам современности, обеспечивать устойчивое развитие государства и общества, рост качества жизни, благосостояния и безопасности граждан. Для преодоления негативных тенденций Правительством Российской Феде- рации разработана концепция развития до 2020 года, согласно которой эконо- мическая политика будет базироваться на концепции четырёх «И» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Реализовать её нужно в полном объёме. Президент России Дмитрий Медведев предложил добавить к ней и пятую состав- ляющую — интеллект. «Наш приоритет — это производство (а в перспективе — и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, — подчеркнул глава го- сударства. — Достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусст- ве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит — даже в непростые финансовые периоды». Не будет преувеличением сказать, что институт Уполномоченного по правам человека — один из самых современных государственных органов в России с точки зрения государственного развития и гражданского общества. Он создан 12 лет назад в соответствии с требованием Европейского сообщества при вступлении на- шей страны в Совет Европы. В 2009 г. отмечалось 200 лет с того дня, когда в Шве- ции впервые в Европе появился парламентский омбудсман. За прошедшее время все государства Европы ввели у себя подобный институт. По мнению абсолютного большинства исследователей, омбудсман является наиболее гибким и современ- ным государственным посредником для взаимодействия органов власти и граж- данского общества. Одновременно он же выступает как эффективный инструмент в защите прав и свобод человека. Таким образом, мы ведем речь о сложившемся современном государственном институте Российской Федерации, соответс- твующем стандартам Совета Европы. В настоящее время в России насчитывается 53 региональных Уполномоченных по правам человека (из 83 субъектов РФ). С точки зрения инфраструктуры, сооб- щество Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и его «столичный» аналог — Уполномоченный по правам человека в РФ — организованы не в жёсткой административной вертикали, как это принято в большинстве государственных ор- ганов России, а в наиболее мобильной и равноправной форме — в виде сетевого сообщества. Такие формы взаимодействия характерны для предпринимательских и общественных организаций. То есть, по сути, государственный орган использует модель инфраструктуры гражданского общества, что делает его более незави- симым и автономным от административного давления, позволяет выстраивать самостоятельную стратегию развития. Современное государство как раз отличает оптимальное комбинирование иерархическо-сетевой структуры различных госу- дарственных учреждений. В настоящее время уже повсеместно закрепилась мысль о том, что государс- твенный институт Уполномоченных по правам человека должен быть создан во всех субъектах РФ и тем самым окончательно определены правила взаимодействия между региональными Уполномоченными и Уполномоченным по правам человека в РФ. Достижение поставленной цели необходимо еще и потому, что работа Упол- номоченного по правам человека строится как раз на инновационных принципах. Технологии его деятельности отличны от большинства тех, что применяют другие государственные органы. Оценим, к примеру, такую весьма существенную деталь. Согласно закону, Упол- номоченный рассматривает жалобы граждан на действия органов государственной власти или государственных служащих и своим посредничеством способствует урегулированию разногласий между человеком и государством. История челове- ческой цивилизации до настоящего времени нашла лишь три способа разрешения конфликтов: — с позиции силы, — с позиции права, — с позиции согласования интересов спорящих сторон. Именно последний способ и положен в основу деятельности Уполномоченного по правам человека. Разрешение споров с позиции согласования интересов спорящих сторон явля- ется основой концепции альтернативного разрешения споров (АРС), которая была разработана в 1970 г. за рубежом в качестве эффективного способа снижения на- грузки на государственные суды. В своей работе Уполномоченный по правам человека стремится, чтобы стороны не занимали позиции по разные стороны баррикад и не лишали друг друга воз- можности быть услышанными и понятыми. Он создаёт условия для всех участников спора выйти из него победителем при отсутствии побежденных. Альтернативные способы разрешения споров получили мировое признание как наиболее эффек- тивное средство урегулирования возникающих конфликтов. Это как раз и есть та социальная инновация, широкое применение которой так необходимо нашему го- сударству и нашему обществу. Существует прямая взаимосвязь между соблюдением прав человека и инвестиционной активностью, экономическим развитием. Бизнес всегда выбирает политическую и социальную стабильность. А она возможна лишь там и тогда, где и когда активно развивается партнёрство власти и общества через соб- людение тех принципов, которые и именуются правами человека. Для инвесторов важны гарантии права собственности, права наследования. Он не мыслит себя вне территории, на которой закрепились права свободы рынка и обмена, гарантии предсказуемости закона и защиты от обратной силы закона, особенно в налоговом праве. То есть соблюдение и защита тех прав, которые соответствуют юридическо- му понятию «гражданский оборот». Для социальной стабильности и защиты прав наёмных работников важно соб- людение права на труд, на справедливое вознаграждение за труд, право на посо- бие по безработице и по болезни, а также на пенсию, право на бесплатное образо- вание, на охрану здоровья, на здоровую окружающую среду и т.д. Органам государственной власти в таком случае важно обеспечить баланс меж- ду интересами всех социальных групп, организовать между ними взаимовыгодное и равноправное партнёрство. Создать систему цивилизованного, справедливого, доверительного разрешения возникающих противоречий, как в судебных, так и в административных инстанциях. Именно в этом направлении и работает Уполномо- ченный по правам человека, его аппарат. Кстати, этой немногочисленной группе специалистов, содействующих Уполномоченному в осуществлении поставленных перед ним целей, необходимо быть не только высококлассными юристами, уни- версалами во многих областях права, но и хорошими психологами, людьми, умею- щими работать и с одним человеком, и с учебной аудиторией. Это побуждает моих коллег заниматься профессиональным развитием, повышением квалификации на специальных курсах, участвовать в семинарах, конференциях, «круглых столах», посвящённых самым различным аспектам деятельности государственного право- защитного института. В докладе 2008 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области уже подробно останавливался на проблемах, связанных с эффективностью работы го- сударственного правозащитного института. Фактически экспериментальные в силу своей правовой новизны законы, регулирующие компетенцию Уполномоченного по правам человека в РФ и законы об Уполномоченных по правам человека в субъек- тах РФ, в том числе и областной закон «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», нуждаются в серьезной корректировке с учетом накопленного опыта правозащитной деятельности и выявившихся недостатков. Не обращаясь к подробностям, остановимся лишь на тезисном изложении этой проблемы. Она затрагивает: — вопрос о законодательной инициативе, а также связанный с ним правовой анализ нормативных правовых актов; — гарантии деятельности Уполномоченного, а также уточнение процедуры из- брания его на второй срок; — финансирование деятельности Уполномоченного из регионального бюджета или федерального бюджета по определённой квоте; — приведение в соответствие компетенции региональных Уполномоченных по правам человека с компетенцией федерального Уполномоченного по правам чело- века (в отношении вопросов следствия, взаимоотношения с судебными органами и т.д.); — целесообразность учреждения государственного правозащитного института Уполномоченного по правам ребёнка, определение его компетенции, места в сис- теме правозащитных учреждений, взаимодействие с другими государственными органами защиты детства. В прошедшем году на федеральном уровне были предприняты определённые шаги по разрешению части этих вопросов. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» был учреждён указанный институт. Кроме того, глава государства рекомендовал местным органам власти создать институт Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Фе- дерации. В начале 2010 г. принято решение об учреждении должности Уполномоченного по правам ребёнка, который будет действовать в составе аппарата Уполномочен- ного по правам человека в Липецкой области. Важным событием в этом направлении стала попытка обсудить в Совете Феде- рации РФ проект Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который был внесён Уполномоченным по правам челове- ка в Российской Федерации. Для многих региональных омбудсманов это предложение свалилось как снег на голову. Их мнением предварительно никто не поинтересовался. Они оказались лишенными возможности донести свою позицию до федеральных законодателей. Между тем заключения на данный законопроект, которые по просьбе региональных парламентов подготовили Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, содержали критику проекта. В частности, общему осуждению подверглась его «по- ловинчатость» и непоследовательность. В частности, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области в своём письме председателю Липецкого областного Совета депутатов П.И. Путилину вы- сказал такую позицию: «Важно, что в проекте закона заложена система, предусматривающая создание института Уполномоченных по правам человека во всех регионах РФ, создающая предпосылки для обеспечения единства государственной защиты прав и свобод гражданина на всей территории страны. Необходимость внесения изменений в законодательство назрела давно в силу несовершенства правовой базы самого ин- ститута, практики его работы и финансовых возможностей. В законопроекте заложены основы организационно-финансовой деятельности института Уполномоченных по правам человека во всех регионах РФ. Однако, как показала практика, этого недостаточно. Необходим единый пакет законов, затра- гивающий не только организационные вопросы и систему взаимоотношений между федеральным Уполномоченным по правам человека и Уполномоченными в субъ- ектах РФ, но и подробно регулирующий компетенцию этих региональных органов защиты прав человека и их финансирование. По нашему мнению, одним из основных противоречий законопроекта является положение, наделяющее Уполномоченного по правам человека в РФ правом вно- сить предложения о кандидатах на должность регионального Уполномоченного. Логично было бы предположить, в таком случае, что финансирование тоже остает- ся за Центром. Но в проекте все выглядит иначе: деньги на содержание института должен выделять субъект РФ. Какими при этом нормами он будет руководство- ваться, тоже пока не ясно: в законопроекте указано, что порядок финансирования регулируется федеральным законом, которого в настоящее время пока нет. На наш взгляд, представляется сомнительным с правовой точки зрения и по- ложение, наделяющее федерального Уполномоченного функциями контроля за деятельностью региональных Уполномоченных, возможностью перенаправлять им жалобы заявителей. В этом случае ставятся под сомнение независимость и непод- отчётность Уполномоченных в субъектах РФ, гарантированных региональными законами, отражающими саму природу этого правозащитного института и евро- пейскую практику. Нам думается, что рассмотрение всего круга вопросов, связанных с деятель- ностью Уполномоченных по правам человека, должно исходить, прежде всего, из конкретного определения Федеральным конституционным законом «Об Уполномо- ченном по правам человека в РФ» их компетенции, а затем уже их организационной структуры и материального обеспечения. В связи с изложенным выше предлагаю направить проект закона на доработку и провести его совместное обсуждение в составе Совета законодателей Федераль- ного Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ». Результатом совместных действий и консолидированной позиции региональных парламентов и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ стало решение Совета Федерации РФ отложить обсуждение данного законопроекта и продолжить консультации со всеми заинтересованными сторонами. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Одной из важнейших задач своей деятельности Уполномоченный по правам че- ловека в Липецкой области считает построение конструктивного взаимодействия с гражданским обществом, с его самыми разнообразными представителями: об- щественными организациями, инициативными группами, активными гражданами и др. На необходимость такого сотрудничества неоднократно обращали внимание высшие руководители страны. В Липецкой области этот процесс нашел отражение в инициированных Упол- номоченным по правам человека специальных программах и документах, которые нечасто встречаются в российской практике, хотя и отвечают современным требо- ваниям дня. В качестве примера сошлемся на специальный доклад «Гражданское общество Липецкой области», который Уполномоченный по правам человека под- готовил в конце минувшего года. Доклад содержит вывод, что гражданскому обществу нашего региона следует активнее развиваться в сторону большей консолидации, общественной активнос- ти. С сожалением отмечается, что на протяжении многих лет остаются нерешенны- ми проблемы, которые тревожат общественность, способны привести в движение большие массы людей. Прежде всего, это экологические вопросы: связанные с размещением и работой промышленных предприятий, градостроительной де- ятельностью, развитием инфраструктуры. Ещё одним катализатором социальной активности некоторых групп населения явилась структурная перестройка таких отраслей социальной сферы, как образование и здравоохранение. Это проблемы, требующие от людей, определяющих социально-политическую жизнь региона, наибольшей гибкости, терпения, убедительных аргументов и информационной от- крытости. В то же время в этой сфере за последнее время появилось немало хорошего. Общественные организации Липецкой области стали представлять интересы зна- чительно больших групп населения. По многим направлениям общественной жизни они играют все более заметную роль. Чтобы полнее реализовать свой потенциал, им нужна государственная поддержка. Для построения партнёрских отношений между гражданским обществом и государством, для развития гражданской актив- ности Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает осу- ществить два первоначальных шага, способных существенно оживить деятельность многих общественных организаций. Первый шаг — создать региональный ресурсный центр НКО с набором ус- луг, необходимых для нормального функционирования и развития общественных организаций. Второй шаг — провести оценку потенциала общественных организаций в каждом социально значимом направлении, выделить круг востребованных у на- селения организаций и предоставить им бесплатные или на льготных условиях по- мещения в обмен на определенные муниципальные и/или региональные задания, которые они готовы были бы выполнить в интересах повышения качества жизни жителей региона. Для выстраивания системы взаимодействия с общественными организациями необходимо понимать и постоянно отслеживать, какой продукт/ре- зультат появляется на выходе общественной деятельности, каковы предлагаемые услуги и насколько они востребованы соответствующими группами населения, влияет ли предложенная организацией деятельность на достижение стратегичес- ких целей Липецкой области. Иными словами, речь идет о формировании социального заказа на комплекс определенных услуг, предоставляемых организациями, благодаря чему многие об- щественные организации получат новые импульсы и ресурсы для развития. Ювенальная юстиция и примирительные технологии В 2009 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области продолжил совместно с Липецким областным судом работу по популяризации и внедрению технологии ювенальной юстиции в судах Липецкой области. Кроме того, на базе областного суда совместно с РОО «Независимый экспертно-правовой Совет» и ОЦ «Судебно-правовая реформа» Уполномоченный провёл семинар-тренинг по изучению возможностей примирительных технологий в юридической практике правоохранительных и судебных органов; роли социально-педагогических служб в примирительных процедурах по разрешению конфликтов, обсуждению перспектив создания служб примирения в Липецкой области. С организаторами семинара встретился глава администрации Липецкой облас- ти О.П. Королев. Это мероприятие явилось практической реализацией рекомендаций Прези- дента России Д.А.Медведева, который, выступая с заключительным словом на Всероссийском съезде судей, заявил о том, что практика применения в РФ альтер- нативных мер наказания, не связанных с лишением свободы, должна совершенс- твоваться. «В нашей стране огромное количество людей, которые проходят через такую меру наказания, как лишение свободы, тюрьма. Мы прекрасно знаем, как отражается это на общественных устоях», — заявил глава государства. Поддерживает позицию Президента и глава правительства России. На заседа- нии правительства, посвящённом деятельности правоохранительных органов, В.В. Путин сообщил, что ежегодно к лишению свободы в России приговариваются по- рядка 300 тысяч человек. По словам премьера, в это число входят не только закоре- нелые преступники и рецидивисты, но и те, кто оступился впервые в жизни, допус- тив мелкое правонарушение. «За решёткой они пополняют известный контингент, попадают под губительное влияние криминальной среды, часто теряют обратную дорогу к нормальной законопослушной жизни», — подчеркнул Владимир Путин. Председатель Верховного суда РФ В. Лебедев отметил: «Государственный под- ход должен заключаться не в том, чтобы в местах лишения свободы отбывали нака- зание как можно меньше осужденных, а в том, чтобы исключить случаи направле- ния в соответствующие учреждения таких лиц, чье исправление возможно достичь иными, альтернативными видами наказания». Именно на это направлены примирительные технологии и развитие ювенальной юстиции. Примирительные технологии являются одним из элементов программ вос- становительного правосудия — своеобразной альтернативой принятому в совре- менном обществе карательному способу реакции государства на преступления небольшой и средней тяжести. При работе с трудными детьми их внедрение, как отмечают юристы, помогает постепенно превратить комиссии по делам несовер- шеннолетних в орган, помогающий справиться с проблемами в асоциальной се- мье. По рекомендации ООН такие технологии используются наряду с официальным уголовным судопроизводством. В России программы восстановительного правосудия действуют уже почти 10 лет в Тюмени, Дзержинске (Нижегородская область), Великом Новгороде, Урале (Ханты-Мансийский автономный округ), где работа ведется как в случаях уголовных преступлений, так и для разрешения конфликтов в социальной сфере. В Пермском крае элементы ювенальной юстиции внедряются в работу с несовершеннолетними на протяжении как минимум трех лет. Примечательно, что по количеству несовершеннолетних осужденных Россия за- нимает одно из лидирующих мест в мире (в 2004 году на сто тысяч человек населе- ния насчитывалось 105 таких осужденных, тогда как в Германии — меньше десяти). Согласно статистическим данным, более 60 процентов всех преступлений явля- ются преступлениями небольшой и средней тяжести, соответственно, не предпо- лагают длительных сроков заключения (до 5 лет). Внедрение примирительных процедур (технологий) — это проблема не столько законодательного характера, сколько организационного, зависящего от политичес- кой воли органов исполнительной власти на уровне России и субъектов Федерации. Российское гражданское общество очень трудно — психологически и интел- лектуально — осваивает новые технологии, крайне медленно отказывается от репрессивной системы права в пользу примирительной системы урегулирования социальных конфликтов и построения общества на демократических принципах позитивного права. Возвращаясь к ювенальной юстиции, Уполномоченный обращает внимание органов законодательной и исполнительной власти, гражданского общества на то, что, несмотря на положительную практику применения ювенальной юстиции в Липецкой области, данная деятельность по-прежнему нуждается во всемерной поддержке. В обществе ещё не сложилось устойчивое восприятие ювенальной юстиции как позитивной формы осуществления правосудия, направленной как на защиту прав потерпевших, так и на перевоспитание «трудных» подростков, выявление семей, в которых совершаются преступления в отношении детей или других членов семьи. До сих пор существует опасное заблуждение, что ювенальная система подрыва- ет авторитет родителей, что их подменяют судьи, социальные работники и другие государственные органы. И это заблуждение активно культивируется некоторыми социальными группами. Необходимо еще раз заявить, что ювенальная юстиция — это, пожалуй, самое гуманное и эффективное средство защиты детей как от произвола преступника, так и от произвола государства. Это — средство спасения семей, средство сохранения будущего для детей, ставших жертвами преступления или нарушивших закон. Чтобы последовательно реализовывать этот принцип, Уполномоченный пред- лагает возродить программу «Правового просвещения населения Липецкой области». Одним из главных недостатков ранее действовавшей и незаметно угас- шей областной программы «Повышение правовой культуры населения (правового всеобуча) в Липецкой области на 2005—2007 годы», было то, что в её разработке и реализации недостаточно участия приняли общественные организации. Надо самокритично признать, что остался в стороне и Уполномоченный по правам чело- века в Липецкой области. Многие мероприятия «утонули» в ведомственной стихии, не сумели отразить действительной потребности населения в формах и видах пра- вового просвещения, правовой помощи. Практически нереализованными остались возможности социальной рекламы, слабо велась в этом направлении работа со средствами массовой информации. Обеспечить продвижение нашего общества курсом модернизации поможет передовое образование, формирование гибкого, мобильного, адекватного совре- менным вызовам России мышления. Вот почему считаю целесообразным предложить администрации Липецкой облас- ти разработать совместную региональную программу «Правовое просвещение насе- ления Липецкой области на 2011—2020 гг.». Привлечь к её разработке Общественную палату Липецкой области, различные институты Гражданского общества, институт Уполномоченного по правам человека, другие заинтересованные структуры. Необ- ходимо возродить и работу Координационного совета по правовому просвещению населения Липецкой области, который должен определять стратегию мероприятий, их эффективность и результат, оказывать при необходимости ресурсную поддержку. Внедрение третейского суда в урегулирование гражданских споров Одним из приоритетных проектов 2009 г. в работе Уполномоченного по правам человека стала деятельность по популяризации третейский судов. Интерес к этому институту не случаен. На протяжении всего времени своей ра- боты Уполномоченный получает значительное число обращений граждан, связанных с судопроизводством. Между тем полномочия омбудсмана никоим образом не рас- пространяются на судебную сферу. Конституция Российской Федерации в ст. 118 ус- танавливает, что правосудие осуществляется только судом, а ст. 120 определяет, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Однако жалобы свидетельствуют, что степень доверия в обществе к судебным ре- шениям пока ещё недостаточно высока. Авторитет судов нуждается в активной под- держке не только со стороны государства, но и со стороны гражданского общества. Президент Д.А. Медведев в качестве одной из движущих сил общественно-эко- номического развития нашего государства считает построение здоровой правовой среды. Институт суда в данном случае рассматривается как главный центр защиты прав и свобод граждан. Однако в судебной системе есть масса острых проблем, начиная с несовершенства законодательной базы и заканчивая перегруженностью судебных инстанций всех уровней. Исходя из этих выводов, Уполномоченный по правам человека в Липецкой об- ласти обратил внимание на институт третейского суда, который позволяет совмес- тить интересы как государственной системы судопроизводства, так и гражданского общества. А в конечном итоге повысить правовую защиту конкретного человека. При поддержке главы администрации Липецкой области О.П. Королёва, Липец- кого областного суда, Липецкого областного Совета депутатов Уполномоченный по правам человека в Липецкой области совместно с председателем Липецкого областного суда И.И. Марковым провёл «круглый стол» «Альтернативное право- судие: практика, проблемы, перспективы развития», в котором приняли участие представители судейского сообщества, государственных органов, обществен- ных организаций, а также эксперты из Москвы: Полякова Мара Фёдоровна, председатель правления РОО «Независимый экспертно-правовой совет», член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, член Московской хельсинкской группы, канди- дат юридических наук; Миронов Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, руководитель секции трудового законодательства Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, су- дья в отставке; Пашин Сергей Анатольевич — профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; действительный член Нью-Йоркской Академии наук; лауреат премии «За права человека» Уполномоченного по правам человека в Рос- сийской Федерации (1999). На «круглом столе» было отмечено, что в Липецкой области в качестве одного из методов совершенствования судебной системы уже давно рассматривали третейс- кий суд. При этом отмечалось, что на протяжении ряда лет подобный суд действует при Торгово-промышленной палате Липецкой области. Хотя практика его работы не очень обширна, определённый опыт накоплен. Третейский суд — это особый судебный орган. Своё право на защиту интересов в нём давно используют предприниматели и юридические лица. Однако физичес- кие лица долгое время не прибегали к этому способу защиты. И в первую очередь потому, что были плохо о нём информированы. Сегодня ситуация меняется. У лю- дей появилось больше возможностей узнавать о различных способах защиты сво- их прав, в том числе через средства массовой информации. На государственном уровне также проводится политика развития и применения примирительных проце- дур, внесудебных и досудебных способов защиты. В Российской Федерации при- няли ряд нормативных актов, направленных на развитие альтернативных способов разрешения споров. К их числу можно отнести и Федеральный Закон «О третейских Постановление тридцать пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов четвертого созыва № 1352-пс от 17.06.2010 г. é ‰ÓÍ·‰Â ìÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌÓ„Ó ÔÓ Ô  ‡‚‡Ï ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË «é ÒÓ·Î ˛ ‰ÂÌËË Ô  ‡‚ ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ë ‰Â fl ÚÂθÌÓÒÚË ìÔÓÎÌÓÏÓ˜ÂÌÌÓ„Ó ÔÓ Ô  ‡‚‡Ï ˜ÂÎÓ‚Â͇ ‚ ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË ‚ 2009 „Ó‰Û» Заслушав доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области «О со блюдении прав человека в Липецкой области и деятельности Уполномочен- ного по правам человека в Липецкой области в 2009 году», учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и пра- вовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Ли- пецкой области «О соблюдении прав человека в Липецкой области и деятель- ности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году». 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномочен- ном по правам человека в Липецкой области» доклад Уполномоченного по пра- вам человека в Липецкой области «О соблюдении прав человека в Липецкой об- ласти и деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2009 году» опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Продолжение на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz