Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

17 ИЮНЯ 2010 № 115/23743/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Софья Вобликова —Мы начинаем экзамен по актерскому мастерству студен- тов третьего курса РАТИ- ГИТИС. Мастерская Владими- ра Михайловича Пахомова, — объявила светловолосая девушка перед тем, как на учебной сцене распахнулся черный занавес. С этих слов и началась наша встреча с народной артисткой РФ, лауреатом Госпремии РФ Ольгой Пахомовой. Ведь уже третий год как главной ролью нашей собеседницы стала должность художественного руководителя липецкого курса Российской академии теа- трального искусства. Курсы — любимое детище Владимира Пахомова (они были открыты по его инициативе в 2003 году, нынешний состав – второй по счету), внезапно оси- ротевшее после скоропостижной смертимастера в ноябре 2007-го. Трудно сказать, как бы сложи- ласьсудьба24студентов, выбрав- ших своейпрофессией служение театру, если бы не постоянная забота о курсах Ольги Пахо- мовой. А проблем в последнее время было много. Достаточно вспомнить лишь тревоги про- шлого года, когда руководство РАТИ в одностороннем порядке приняло решение о переводе обу- чающихся в филиале студентов на заочную форму обучения. По сути, это означало ликвидацию липецкого отделения. Ольга Александровна и ее подопечные оказались в положении клас- сических трагических героев, противопоставивших правде мира свою правду и отстаивав- ших ее всеми силами. Но финал этойистории, по счастью, вышел за рамкижанра: ситуация благо- получно разрешилась при под- держке администрации области илично ее главыОлегаКоролева. И вот совсем недавно на учебной сцене студенты-третьекурсники показывали свое мастерство. — Разве возраст – повод, чтобы говорить об актере? Я же не Зельдин, который в свои де- вяносто с лишним лет выходит на сцену и вообще находится в прекрасной форме. Вы не обо мне – о ребятах расскажите, — убеждала корреспондента «ЛГ» ОльгаПахомова накануне своего дня рождения. Конечно, не из-за скромности или–темболее –кокетства.Про- сто становление ее воспитанни- ков – одно из важнейших собы- тий еежизни, ее достижение. Не менее значимое, чем сыгранные когда-то роли, полученные зва- ния и награды. Между прочим, ГоспремиюРФнашасобеседница получила в 2000 году именно за просветительскуюдеятельность. Но мывсе-таки побеседовали с Ольгой Пахомовой – в кафе за чашкой чая. Правда, снова в основном о студентах. Об их, например, целеустремленности, которая кого-то толкнула ради актерской профессии сменить специальность,кому-топомогает справляться с бытовыми труд- ностями, ютиться в общежитии, жить на мизерную зарплату. — В нашей профессии дол- жен быть определенный фана- тизм. Мало иметь талант—надо жить им, всего себя нацелить на достижение результата. Только тогда будет успех, — убеждена Ольга Пахомова. А материаль- ные проблемы… Однажды наша собеседница помогла студентке, оплатив услуги стоматолога. А в ответ на ее гордое возмущение –как, мол, так вызаменя платите – сказала просто: «Станешь народной ар- тисткой – тоже за кого-нибудь заплатишь». Кстати, в студенческой юно- сти художественного руководи- теля липецкого курса был по- РАМПА | Народная артистка РФ Ольга Пахомова отметила свой юбилейный день рождения Полет Чайки добныйэпизод,когдапреподава- тельницаподарила ейперчатки, чтобы начинающая актриса руки зимой не морозила. —У нас были великолепные преподаватели. Они нам так много дали – и как профес- сионалы, и как замечательные, очень высокой культуры люди, — вспоминает Ольга Пахомова об альма-матер — театральном училище имени Бориса Щуки- на при Вахтанговском театре. — Сейчас «Щука», как говорят современные студенты, имеет статус института, хотя, по сути, она была вузом и раньше. Почувствовать свое призва- ние и не ошибиться в нем дано не каждому. Ольге Пахомовой повезло. «Зов профессии» она впервые услышала еще вшколе, благодаря небольшой повести Герцена «Сорока-воровка». Нужно было выбрать книгу для самостоятельного чтения, а потом сделать по ней пере- сказ. Когда Оля вышла к доске и начала рассказывать о дра- матической судьбе крепостной актрисы, класс затих. А потом былоипервоепризнание: «Даты настоящая артистка!». Кстати, почувствовав творческую силу, Оля испытывала ее весьма ори- гинально — на подруге. —Сяду вот так, волосычерез плечо, голову слегка наклоню и тихо: «Не хочу жить». И сижу «в образе», а сама исподволь на- блюдаюзареакцией.Подружка, конечно, всполошится: «Что ты, что случилось?». Значит, пове- рила! — улыбаясь, вспоминает Ольга Пахомова. Драматические роли всегда привлекали актрису. Поэтому когда представилась возмож- ность сыграть на липецкой сце- не в чеховской «Чайке», она без сомнений оставила театр киноактёра в Молдавии, где уже сыграла несколько ролей, приняла участие в озвучивании фильма («Нужен был голос для дамочкисхарактером,мойподо- шел»). Правда, себя она видела в образе Маши. —Хотелось возвышенности, страдания. АНина Заречнаяка- залась мне какой-то легкомыс- ленной, — иронично замечает собеседница. Но режиссер тогда еще не академического, а просто Ли- пецкого театра драмыВладимир Пахомов увидел в ней именно Нину —Чайку. Эта роль стала знаковой в судьбеОльгиПахомовой, а тогда еще Овчинниковой. Под этой фамилией она стала известна липецкому зрителю, с ней же она вышла на дощатую эстраду, поставленную у пруда в Ме- лиховском музее-заповеднике Чехова, — стройная, с водо- падом роскошных волос, как «фантастическое видение», по словам очевидцев. Это было в июне 1982 года. «Накрапывал дождь, гремел гром, шумел ветер в деревьях... Первые два акта шли на усадьбе, у пруда, а следующие два — на веранде дома. Когда-то на этой веранде Чехов впервые читал «Чайку» друзьям. Теперь на веранде создавалась жизнь чеховских героев. Это была проверка на правду, и театр ее выдержал», —такпо воспоминаниямдирек- тора музея-заповедника Юрия Авдеева для Липецкого театра драмы началась первая «Мели- ховская весна» — театральный фестиваль, основанный по ини- циативе ВладимираПахомова и ставший впоследствии между- народным. Этой весной липецкая «Чай- ка» снова «прилетела» в Ме- лихово. Правда, это был уже другой спектакль, с другими артистами, в постановке нового главного режиссера академиче- ского театра Сергея Бобровско- го.АОльгаПахомова выступила на фестивале с моноспектаклем «Возвращение», поставленным дочерью актрисы, режиссером Еленой Олениной. — Эта пьеса по мотивам чеховского «Вишневого сада». Сюжет такой: Раневская воз- вращается через несколько лет в усадьбу, но все уже иное, все распродано. Реплики взяты из чеховского текста, от разных персонажей. Они по-новому выстроены и, соответственно, приобретают иной смысл… И это очень близко мне оказалось: та же усадьба, веранда, но уже и Владимира Михайловича нет, и многое изменилось за годы… Сохранить память о Пахо- мове – еще одна из важнейших ее задач. С этой целью в 2008 году Ольга Пахомова передала в московский Театральный му- зей имени Бахрушина архивы супруга, участвует в различных проектах, одновременно пред- ставляя Липецкий государ- ственный академический театр иотдаваяданьпамятитакмного сделавшемудлянегорежиссеру. Вот и в апреле этого года она участвовала в одном из вечеров Бахрушинского музея из цикла посвящений 150-летию А.П. Чехова. А в мае моноспектакль «Возвращение» открывал VII Бахрушинский фестиваль, на котором традиционно присут- ствовали потомки Бахрушина. В репертуаре актрисы мно- жество самых разнообразных ролей. АнныСергеевныв «Даме с собачкой» Чехова, ЛизыПро- тасовой в «Живом трупе» Тол- стого, Александры Негиной в «Талантах и поклонниках» Островского (спектакль, кста- ти, записан в «Золотой фонд» Радио России), Лидии Мизи- новой в спектакле «Диалоги 1914 года» Лакшина (по нему телекомпания «НТВ» сняла фильм-спектакль), Норы в «Кукольном доме» Ибсена, с успехом показанном на Меж- дународном фестивале «Иб- сен-2000» в Осло, и многие дру- гие. А еще есть в этом списке и роль… Бабы-Яги из сказки «ПроФедота-стрельца, удалого молодца» Филатова. Смелая смена амплуа очень понрави- лась Ольге Александровне. Она и сегодня не прочь повторить подобный эксперимент. — Я сейчас хотела бы сы- грать такую характерную роль, чтобы страсти кипели, чтобы придушить кого-нибудь, — от- вечает она на извечный для всех актероввопросожеланнойроли. Но шутки шутками, а как знать, может быть, на грядущий в следующем году настоящий актерский юбилей – 30-летие на липецкой сцене – зрители и увидят новый образ Ольги Па- хомовой. По крайней мере, это стало бы лучшим подарком для всех. ФОТО ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ ПАХОМОВОЙ Сцены из жизни: взгляд актрисы; с Владимиром Пахомовым; Мелихово, 1988 год, идет съемка телеспектакля «Чайка».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz