Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)

ДЕЛА НАШИ И зазвучала звонкая монета… Замечательный подарок получил приход Троицкого храма Задонска — целый подбор колоколов , которые в православном мире называют звонкой иконой , — семь изящных монет ! Главный в прошлом при - ходской храм Задонска не закрывался даже в самые мрачные богоборческие времена . ɏотя доставалось и ему — в надвратной иконе « Всех скорбящих радость » застряла пуля то ли воро - шиловского стрелка , то ли мамонтовца … ɐерковь хороша и зна - менита : она построена по проекту известного зодчего Александра Антоновича Кюи и была главным собор - ным центром еще одного за - донского монастыря , ныне забытого — Тихоновского Троицкого ( Скорбященско - го ), возникшего в конце ɏ I ɏ века из странноприимной женской общины . Сегодня от всей бывшей обители осталась только церковь , у которой даже нет колокольни , а сама она уже не один год стоит в строи - тельных лесах . Между тем это единственный в городе храм , где совершаются таинства крещения и венчания . Сегодня он нуждается в помощи . В ожидании Патриарха всея Руси На монастырском дворе куда ни глянь — стройка . Все ближе торжественная дата – 400- летие Задонского Ɋождество - Богородицкого монастыря . ȿсть у братии мечта : подготовить Рождественскую церковь к приезду патриарха . Чтобы Святейший сам и освятил престол , после чего в храме и начались бы службы … А пока — работы в самом разгаре . ОБСУДИМ? 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Страница выØодит по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона Д орога к Храму ВедÖщий рÖбрики Александр КОСЯКИН ЧИТАТЕЛИ РАЗМЫШЛЯЮТ Христа ради У одной старушки в доме поселился Иисус Христос. И она купила ему сапоги. Сорок третьего размера. Старушка была ненормальной, зато сапоги настоящие… В одном из предыдущих выпусков страницы «Дорога к храму» мы предложили читателям поразмышлять на тему: что мы, здравомыслящие, можем сделать и делаем ради Христа. Всем миром, но за чужой счет… Все верно: сапоги—малая, но жертва. А если она прямо от сердца, то какаяже она малая? Но я хочу вам сказать вот о чем. Сегодня повсюду строятся или восстанавливаются храмы. Как правило, на деньги спонсоров, меценатов. Это акт благотворительности, это — жертва Богу. Но часто эти самые деньги берутся из кассы предприятия, из фонда зар- платы, из каких-то других фондов, которые принадлежат коллективу. При этом всегда ли руководитель советуется с людьми, профсоюзами, собирает собрание и спрашивает: поможем? То-то! А это уже не жертва Христу, а злоупотре- бление. Вот если бы этот руководитель из собственного кармана вынул кошелек… Не подписываюсь полностью — а то побьют камнями, как неверного… Денис Ф. Липецкая область Вразуми нас, Господи! Говорят, приютишь ребенка, накормишь нищего — уго- дишь Господу. И самХристос говорил: «Кто примет сие дитя во имяМое, тотМеня принимает» (Евангелие отЛуки, гл. 9). Мы с мужем хотели взять ребенка. И сейчас хотим, ведь своих детей у нас нет. Как говорят в таких случаях, Бог не дал. Так может, Он подсказывает нам: возьмите чужого и сделайте своим? Но мы боимся не выдержать испытания… Потому что уже сейчас обсуждаем вопрос — как бы нам взять из детского дома здоровенького, без наследственных патологий. Да еще красивенького. А сердцем чувствую, что не так должно быть, не с этого надо бы начинать. Вот по- казали по телевизору сюжет, кажется, из Америки – там пара взяла ребенка-инвалида и сумела полюбить его! Может быть, и нам Господь даст силы в разумение. Вероника К. Он жил по заповедям У меня был отец. Еще недавно слово «был» я употребля- ла, как и все другие, а теперь… Так вот, отец не был верую- щим человеком. Он даже, пожалуй, был атеистом. Но, по моему разумению, он прожил жизнь по-христиански. И заповеди все соблюдал, а не только «не убий», хотя на войне (а у него их было две, если считать «японскую»), конечно, убивал врага. Он был глубоко порядочным человеком, совестливым, мудрым, совсемнеконфликтным (значит, по-православному смиренным). И людей любил, никогда не злился на них. И ушел тихо, словно боялся оказаться нам в тягость… Конечно, я субъективна—какаяже дочь не любит отца? — но по отношению к нему окружающих можно сделать вывод: он был правильным человеком. Бывает, значит, и так: не крестился, не молился, не исповедовался, а жил «Христа ради». Ольга Свешникова. г. Данков Александр Косякин Накануне государственно- го праздника вместе с нашим корреспондентом о Дне России размышляет заведующий издательским отделом Липецкой и Елецкой епархии, настоя- тель Никольского храма села Каменка, кандидат богословских наук иерей Олег (Безруков). — Что, уважаемый отец Олег, должны вкладывать верующие в это понятие: не- зависимость государства? — Критерии у всех раз- ные. Предприниматель ви- дит ее в закреплении границ собственного бизнеса, по- литик — в повышении имиджевого статуса госу- дарства. А верующие долж- ны размышлять, насколько полезно быть духовно неза- висимым. В мире масса вся- ких механизмов закабале- ния, причем многие влияют на человека опосредованно. На днях в магазине слышал диалог продавца с покупате- лем: один сетовал на быстро меняющиеся ценники, дру- гой говорил про ситуацию с «евро». Колебания на ва- лютном рынке Запада до- стают и Россию— вот вам и независимость! В политике еще сложнее, хотя и менее прозрачно. Там есть дири- жеры и есть исполнители воли дирижера, причем ча- сто они меняются местами. А зрителей нет — все уча- ствуют в концерте. Всякому народу хочется, чтобы его стране не диктова- ли волю другие, но абсолют- но свободных, думаю, госу- дарств не существует. Даже средистран«утвердившейся демократии». Вспомните, каким потоком в девяно- стые хлынули в нашу стра- ну так называемые пропо- ведники с Запада. Были среди них люди с горящими глазами, искренне желаю- щие просветить «темную» и «лапотную» Россию. Но больше все же было шарла- танов. Им отдавали стадио- ны, концертные залы, а свои священники трудились на разоренных приходах, неся слово Божие в трудах и мо- литвах. — …И это случилось как раз в то самое время, когда Россия вместе со своим пер- вым президентом Ельци- ным упивалась свободой (иногда в самом буквальном смысле слова) и только что продекларированной неза- висимостью… —Да, такое было время. И когда засилье чужестран- цев стало совсем нестерпи- мым, представители Право- славной Церкви, мусульма- не, католики и буддисты выступили против духовной экспансии единымфронтом, обратились в правительство и к президенту. И тут же раздался окрик из-за океа- на. Оттуда уже шли в Рос- сию кабальные кредиты, методические разработки, экономические модели, и потому Запад считал вправе одергивать Россию. Тогда больше других досталось Православной Церкви. В газеты хлынули заказные материалы: дескать, Цер- ковь теряет свои позиции, боится конкуренции, не способна оппонировать бли- стательным проповедникам «свободного мира». А там уж—до кучи—пошли гру- бые инсинуации, ложь на страницах газет, нападки на православие вообще. Такая вот вышла независимость шиворот-навыворот. Но все это были чисто в н е ш н и е в и з у а л ь н о - политические факторы. Од- нако и тогда, и прежде со- хранялась внутренняя сво- бода Церкви как института, сохранялась и свобода кон- кретного верующего челове- ка. А это всего важнее. Я застал времена печально знаменитых согласований, когда всякий батюшка был обязаннести очереднуюпро- поведь в… райисполком к специально выделенному Системойчиновнику, «упол- номоченному по деламрели- гии». Вот он и визировал текст. Строжайше была за- прещена проповедь за врата- ми храма. Было, впрочем, и такое: когда приходил час, тот же «уполномоченный» или даже работник райкома ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | ǣ столȣаȩ верȯ Независимость внутри нас втайне крестил сына, собо- ровал больную мать… Но идеология государственного подавления религии дей- ствовала мощно и контроли- ровалась. При Хрущеве в день закрывали до двухсот храмов. И что же? Даже в этимрачные времена остава- лись неподвластны власти духовные беседы священни- ка со своими чадами, а так- же исповедь, причастие. Никто не мог запретить го- рячую, со слезами, молитву, которую всегда слышит Господь. Здесь нужно с лю- бовьювспомнить и техмуче- ников, которые в страшные времена претерпели за веру, под пытками не отказав- шись от Бога, не предав единоверцев, не запятнав своей чести. Так вот они внутреннюю свободу не те- ряли даже в такие минуты. —Выходит, эти мучени- ки и укрепляли нашу неза- висимость? Вы заговорили о страдальцах, которых не- мало было и на нашей ли- пецкой земле. Их давно нет с нами, но молитвы их по- могают нам и сегодня. В среде православных суще- ствует такое понятие: «на- моленное место». Что в этой связи можно сказать о ли- пецкой земле в целом? — Липецкая земля — земля праведников. Многие подвижники Веры подвиза- лись здесь, многие просла- вили ее навеки. Святые отцы Церкви Тихон Задонский и Феофан Затворник, оптин- ские старцы Амвросий и Нектарий, архиепископ Во- р о н ежс к и й Ан т о н и й , cвятитель ИннокентийХер- сонский, священномученик Сергий (Зверев), затворник Георгий, блаженный Анто- ний, старица Евфмия, игу- менья Мелитина, схиархи- мандрит Виталий... Силу их молитв хорошо знают веру- ющие люди, не случайно многие священнослужители в разных уголках России теперь просят направить их к нам на приходы. Моим духовным наставником на липецкой земле был схиар- химандрит Макарий (Боло- тов), сподвижник схиархи- мандрита Виталия. Мы по- стоянно чувствуем духов- ную поддержку этих стар- цев. Это счастье, что мы многому можемнаучиться у них. — Сравнительно недав- но произошло объединение двух сестер-Церквей: Рус- ской Православной и Зару- бежной. Можно ли считать этот фактор укрепляющим независимость государства Российского или это чисто церковный акт? — Знаете, некоторые аналитики сразу стали счи- тать по головам: вон сколько православных получило наше христианское воин- ство… Арифметика тут ни при чем. Здесь проявилась воля Духа Святого. Умно- жилась общая молитва, усилился соборный плач по грехам мира. Наконец, се- мья воссоединилась, вспом- нив многовековые традиции — вот что главное. Если же придерживаться совершен- но бесспорного историческо- го факта — история Руси- России за века была крепко- накрепко связана прежде всего с православием, то от- вет на ваш вопрос более чем очевиден: да, Россия стала многажды сильнее. Простой пример: раскол Церкви на Украине, которого такжаж- дал ее бывшийпрезидент, не случился не только благо- дарямудрости византийско- го патриарха, но и из-за объединения двух Церквей. Просто назад, к расколу, до- роги нет. — С вами вряд ли согла- сятсяпоборникиконфессио- нальной демократии. Ага, скажут они, опять вы за свое: Россия — родина сло- нов и одних православных… —Насчет слонов спорить не стану. А вот про тысяча- летнюю историю христиан- ства на Руси напомню. При- чемнародиегокнязьявсегда имели выбор: какую веру принять? И делали этот вы- бор осознанно. Со времен первохристианки княгини Ольги и первокрестителя Руси Владимира… А потом святой благоверный князь Александр Невский сделал выбор. Очень непростой: ему предлагал помощь против ОрдыВатикан, а онеенепри- нял, дорожа верой предков. И потом все последую- щие правители, прежде чем вершить дела государевы, целовали крест. Почитайте письма Иоанна Грозного, Суворова, Потемкина, Ни- колая II — там мысли ис- тинных христиан. Кутузов, прежде чемпринять войска, снял с себя все ордена, знаки отличия и стал на колени перед иконой Казанской Божией Матери в соборе Петербурга.МаршалЖуков ездил за благословением к оптинскому старцу Некта- рию. Вот где нашиполковод- цы и вожди черпали силу. В православии. Вот где надо искатькорнинезависимости государства Российского. Невольным пропагандистом табака была знаменитая Клавдия Шульжен- ко. Ее хит «Давай закурим, товарищ, по одной…» слушали и в окопах, и в штабных землянках. Фронтовики говорили, что после этой песни рука сама тянулась к кисету… Но тогда была война, и о многом думалось иначе. Однако это простецкое – «да- вай закурим!» — рефреном вошло в нашу жизнь… О вреде курения говорят давно, убедительно и… безрезультатно. Де- вять из десяти курильщиков действи- тельно считают курение безобидной привычкой. А православные — лег- ким, простительным грехом. Между тем еще святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не столько заботится дьявол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками». Мало кто знает, что Гитлер признавал курение наряду с пьянством, порнографией и разреше- нием абортов сильнейшим орудием порабощения народов: «Никаких при- вивок, никакой гигиены, только водка и табак!» — говорил он еще в 1942 году. Но ни предостережения святых от- цов, ни предупрежденияМинздрава на людей не действуют. Унас курят много —начальникииподчиненные, мужчи- ныиженщины, старики и дети. Курят и православные, правда, далеко уходя от храма. О силе этой пагубной страсти ска- жет и такой пример: курил и боролся с недугом архиепископ Японский. Существует специальная молитва «От страсти курения» преподобному Амвросию Оптинскому. Есть молитва от пьянства и всякой страсти (значит, и курения тоже): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) слове- самиБожественногоЕвангелияТвоего, читаемы о спасении рабов Твоих сил (имярек). Попали, Господи, терние всех со- грешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, про- свещающая, опаляющая всего челове- ка». СТРАСТИ-МОРДАСТИ | Ǥоȫемȧ греȩом сȫитается кȧрение ? Дымовая завеса О покаянии ȿсть такое выражение : « Не согрешишь — не по - каешься , не покаешься — не спасешься ». Конечно , грех греху рознь , и у каждого он свой . Но объясните мне такую вещь . В церкви говорят , что каждый день человек грешит . Всякий , даже самый праведный . В мыслях хотя бы . Но тогда что же получается : лучше бы ему , человеку , умереть во младенчестве ? То есть чем раньше он уйдет в мир иной , тем для него же , для его будущей жизни лучше ? Или я не прав ? Игорь Полосин. г. Липецк Ɋ .S. ɇаɲ ɱɢтатель ɩɪедлоɠɢл теɦу для обсуɠде - нɢя . ɑто дуɦаете , дɪузья ? ɉɢɲɢте наɦ . ɇа конвеɪ - те сделаɣте ɩоɦетку « Ⱦоɪога к хɪаɦу ». Александр Викторов Есть в нашей истории, и в русской литературе в част- ности, фигура настолько колоритная, что иначе чем с этим самым колоритом ее и не представляешь. Я гово- рю о диаконе. А его пение, по-моему, не просто явление церковной, но и русской жизни. Возможно, эти за- рисовки будут субъективны- ми, но куда же нам без пре- красной русской литерату- ры. Вот Иван Сергеевич Шмелев. Его «Лето Господ- не»: «Стол с закусками... Архирей сухощавый, стро- гий, —как говорится, пост- ный. Кушает мало, скром- но. Протодиакон — против него, громаден, страшен. Я вижу, как раскрывается его рот до зева, и наваленные блины, серые от икры, льются в протодиакона сто- пами. Плывет к нему сиг и отплывает с разрытым бо- ком. Льется масло в икру, в сметану… Протодиакон в ВЫ ПРОСИЛИ РАССКАЗАТЬ | ǣб особенностяȩ ȣравославного богослȧȚения Церковные «смирители» В разных храмах доводилось слышать разных дьяконов. И вот что мне интересно: куда же подевались священно- служители с мощными голосами? Все чаще слышишь не- внятное и тусклое бормотание. А ведь дьяконский бас был в традициях нашей Церкви. Мария, раба Божия. с. Кривополянье время он хорош, а уж в хра- ме… Москва искони горди- лась своими протодиакона- ми, и одному из них было даже пожаловано звание «протодиакон всея Руси». Этой чести удостоился феномен-бас Тихомиров. Он служил при митрополите Филарете и оставил замет- ный след в истории церкви. А патриарший архидиакон Розов? Рассказывали, как однажды он попробовал остановить отвязавшуюся корову. Он так гаркнул, что животина сиганула с моста в реку. И Розову пришлось тут же заплатить хозяйке тройную цену за «кормили- цу». Но это — молва народ- ная. Главное — как служил Розов и насколько был пре- данЦеркви, ведь время было лихое, и многие делали вы- бор. После революции круто меняласьжизнь, в томчисле и жизнь Церкви. Но Кон- стантин Васильевич, несмо- тря на выгоднейшие пред- ложения «живоцерковни- ков», оставался безгранично преданнымПатриархуТихо- ну (причисленному недавно к лику святых). Умер Розов в больнице. Сестрички по- просили его спеть. Он спел и скончался. Было ему всего сорок девять лет. В наши дни, конечно, тоже есть служители с баса- ми.Побольшимпраздникам в Задонский Богородицкий монастырь приезжает из Во- ронежа протодиакон Геор- НАША СПРАВКА Третья степень церков - ной иерархии после еписко - па и пресвитера – диаконы . Диакон — значит « смири - тель ». Диакон есть лицо , помогающее священнику при совершении таинств и других священнодействий , и не может совершать какого - либо богослужения без участия и благословения священнического . Диаконы возносят молитвы и читают ȿвангелие . ɂз истории Церкви из - вестно , что семь мужей были избраны Иерусалим - ской общиной и рукоположе - ны апостолами . Первым их назначением была помощь апостолам в практической деятельности – им поручено было раздавать пищу и за - ботиться о вдовах . За этими семью мужами утвердилось название диаконов . гий. Он помогает нашему Владыке Никону вести службу, и могучий его бас слышен во дворе. Так вот, отец Георгий не только голо- сом, но и обличиемпохожна русских богатырей-дья- конов, которых описывал Шмелев. А вообще могучий голос —не есть обязательная при- надлежность диакона, ведь все священники быликогда- то прежде всего диаконами, амногие из нихимелиииме- ют обычный и совсем не зычный голос. Так что ника- кой традиции, о которой пе- чалитсянашачитательница, нет. Прохождение диакон- ского служения — обяза- тельная подготовка к свя- щенству. И все же в народе прочноутвердилось этопред- ставление: раз диакон—зна- чит, богатырь русский: мощь, стать и, конечно, бас. Да и как можно представить в нашей русской истории, чтобы громогласную анафе- му во время торжественного «Чина Православия» произ- носил служитель с тонень- ким голосом? Как-то я спросил регента хора — желательно ли дья- кону иметь бас и как певчие на клиросе реагируют на зычный голос? Регент, ка- жется, даже обрадовался вопросу: «Конечно! Хоро- ший бас вдохновляет и дис- циплинирует хор». Главное церковное пред- назначение диакона – помо- гать священнику в богослу- жении. Это его работа, но народ ее опоэтизировал, а самого диакона сделал бога- тырем русским… славе: голосом гасит лампы и выпирает стекла. Волосы его ходят под урчанье. На- чинают дрожать лафитнич- ки — мелким звоном. Дро- жат хрустали на люстрах, дребезгом отвечают окна. Я смотрю, как на шее у про- тодиакона дрожит-набухает жила, как склонилась к сметане ложка… чувствую, как в груди у меня спирает и режет в ухе. Господи, упа- д е т по т о л ок с е йч а с ! . . Гукнуло-треснуло в рояле, погасла в углу перед обра- зами лампадка! Падают ложки и вилки. Стукаются лафитнички. От протодиа- кона жар и дым. На трех стульях раскинулся. Пьет квас…» Так Шмелев со своей дивной памятью передает впечатления, незабываемые впечатления мальчишки, впервые услышавшего дья- конский голос. И не важно, что мы имеем дело с описа- нием «не канонического», во время, скажем, литургии, священнослужителя. И во внеслужебное, так сказать, П¢ТИ™А , 11 И¡НЯ 2010 № 113 (23741) ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО АЛЕКСАНДРА МУРЗАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz