Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
№ 112/23740/ 10 ИЮНЯ 2010 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Народный художник России Александр Вагнер : «Не хочу повторяться в творчестве» Сергей Малюков Что может быть приятнее для мастера, чем общественное признание его таланта? В канун юбилея самый дорогой подарок Александру Вагнеру преподнес… он сам. Работа известного липецкого скуль- птора выиграла конкурс на лучший проект памятника Победы в Липецке. Символи- ческие фигуры бойцов, идущих со знаменем в последнюю атаку, будут установлены на пересечении проспекта Побе- ды и улицы Водопьянова. Сейчас этот проект занимает все свободное время художни- ка. «Хочу напомнить моло- дым, что есть вещи важнее шмоток и бабок, чтобы они почувствовали, что это значит — умереть за Родину», — та- кую задачу ставит перед собой автор. О том, как монументальная скульптура меняет облик горо- да, придут ли на смену мэтрам дерзкие молодые художники, о вдохновляющей на творче- ство музыке и многом другом народный художник России, председатель правления Ли- пецкой областной организации Российского союза художников, лауреат Российской Академии художеств Александр Вагнер рассказал журналисту «Липец- кой газеты». — Александр Евгеньевич, военная темамного лет активно разрабатывалась скульпто- рами, не новичок в ней и вы. Сложно ли было, готовясь к конкурсу, найти свой особый взгляд на Победу? — Да, действительно, это самое трудное—уйти от баналь- ных решений, найти свежую идею, новый, незатертый образ. Концепцию памятника я вына- шивал давно, но окончательно определился с формой бук- вально за несколько недель до конкурса. Пластически группа бойцов напоминает взрыв, и это не случайно. Этот образ, на мой взгляд, передает динамику и заставляет задуматься о цене, заплаченной нашим народом за мир на Земле. Солдаты гибнут от прямого попадания, но, даже падая, все же стремятся вперед, в атаку, не выпуская из рук зна- мени. Что может быть тяжелее для воина, чем погибнуть за миг доПобеды?Но этижертвыне на- прасны, мыпомнимоних. Таков в общих чертах мой замысел, и я рад, что он оказался созвучен с мнением жюри. Сейчас макет дорабатывается с учетом при- вязки к местности. Планируется, что это будет масштабная композиция из бронзы общей высотой около десяти метров с гранитным по- стаментом. Работа очень трудо- емкая, но будем стараться все сделать в срок. — Как это часто бывает, во- круг макета памятникаПобеды развернулась полемика. Не все согласныс предложеннымвами решением… — Без обсуждений, дискус- сий невозможно представить художественную среду. Это нор- мальный творческий процесс. На мой взгляд, большинство представленных на конкурс работ страдало чрезмерным формализмом. Слишком много в них военной символики имало человека. Мне говорят: в вашем па- мятнике нет тружеников тыла, без которых немыслима Побе- да. Но зачем повторяться? Эта тема раскрыта в композиции на площади Героев, да и тему мирной жизни воина я, как мне кажется, воплотил в скульпту- ре, установленной у входа в парк Победы. Нельзя топтаться на месте, надо развиваться, идти вперед. У скульптуры особая миссия. В идеале она не только украшает город, но иформирует вокруг се- бя архитектурное пространство, воспитывает, заставляет заду- маться о серьезных вещах. Тема солдатского подвига, мужества простых бойцов, их решимости отдать жизнь за Отечество, — вот что меня волновало, когда я работал над эскизом. А к критике в адрес сво- их произведений я отношусь спокойно, даже философски. Только время может расставить все по своим местам. Вспом- ните историю моих трубачей, которых я начал делать еще студентом Суриковского ин- ститута. Первоначально работа называлась «Медные трубы», она имела большой успех на Все- союзной выставке. К 70-летию революции ее под названием «Интернационал» установили в Верхнемпарке, хотяизначально я задумывал скульптуру как по- священие всем участникам той жестокой, братоубийственной войны. Если приглядеться, у музыкантов на головных уборах нет звездочек, а играть они впол- не могли и марш «Прощание славянки». Я слышал о памят- нике лестные отзывы многих профессионалов, получил за не- го диплом Академии художеств Советского Союза. В постсовет- ское время находились горячие головы, которые призывали его снести, освободиться от засилья коммунистической идеологии. Но «Трубачей» признала и по- любила молодежь, мне даже приятно, что они называют их «битлы». Каждое поколение находит в этих суровых фигу- рах что-то свое. Лично я — за широкое обсуждение проектов общественностью с участием историков, журналистов. Это пошло бы на пользу и скульпто- рам, и городу. — «Трубачей» вы ваяли совсем еще молодым, можно сказать мальчишкой по меркам нынешних творческих союзов. Где же ваша смена, молодые дерзкие скульпторы? Что-то не слышно в Липецке новых имен… —Вы правы, меня тоже сей- час очень волнует тема смены поколений в Союзе художников. Мыпришли в профессиюв 20-25 лет, а сегодня двадцатипятилет- них скульпторов у нас просто нет. Причин тому множество. Скульптор гораздо сильнее про- чих зависит от заказов. Мате- комились, когда мне не было еще и тридцати, я только делал первые шаги в мире искусства, а он—солидный взрослыймэтр, человек столичной закваски. Однако между нами возникли настолько теплые, дружеские, доверительные отношения, что он стал не только неким старшим наставником, но и по- настоящему родным человеком. Я благодарен всем, кто в юности делился со мной опытом, помо- гал, подсказывал, советовал. И теперь сам секретов ни от кого не держу. Главное—осознать, чего тыхочешь добиться, и стремить- ся к этому. —Ак чему стремитесь вына данномжизненном отрезке, что вдохновляет вас, когда утром приходите в мастерскую? — Вдохновляет окружаю- щий мир, все, что происходит вокругменя. Бывает, что-то про- чтешь, увидишь, задумаешься, и уже в голове из разрозненных картин складывается четкий об- раз. Я счастлив, что занимаюсь любимым делом, и это придает мне силы. Не могу представить свой день без музыки. Нет, это вовсе не значит, что я слушаю ее кру- глые сутки. Порой, когда ты за- нят воплощением идеи, хочется слушать тишину, чтобы ничто не отвлекало от своих мыслей. Но часто музыка помогает уло- вить нужное настроение. Пред- почитаю слушать классику. Мой дед, АлександрФедорович, хорошо играл на скрипке. В детстве я тоже учился играть, но страсть к лепке пересилила, и музыкантом я не стал. Еще одно мое музыкальное увлечение — авторская песня. Пошлый шансон не приемлю, туристическо-походное направ- ление мне тоже не очень близко. Ценю серьезную поэзию под гитару — Булата Окуджаву, Александра Дольского, Верони- ку Долину, их интеллигентная лирика для меня как бальзам на сердце.Написалдаже несколько своихпесен, поюихв дружеском кругупод гитару. Олаврахпопу- лярного барда вовсе не мечтаю, играю в свое удовольствие. — Во время последней на- шейвстречивыделилисьмноги- ми интересными замыслами, но реализовать их так ине удалось. Что помешало? —Кризис. Моюкомпозицию «Диспут» — аллегорический спормежду пессимистоми опти- мистом — планировали устано- вить у областного выставочного зала к 50-летию Липецкой об- ластной организации Союза художников России. Пока нет средств, но я верю, что она до- ждется своего часа. Готова скульптура Виктора Семеновича Сорокина, через два года мы будем отмечать столетие Мастера, он заслужил достойный памятник. Я при- вык, что работы порой долго стоят в мастерской в ожида- нии своего места в городском пространстве. Это нормально, главное, чтобы памятник и окружающая среда были орга- нично связаны друг с другом. Скульптура должна дополнять архитектурный ансамбль, а не выглядеть инородным телом. Лучше подождать пока не поя- вится подходящая площадка, чем ставить памятник наобум. Слава Богу, есть интересные заказы, есть возможность тво- рить, а то, что не всякая ра- бота находит монументальное воплощение… Значит, еще не пришел ее срок. Осенью хочу пригласить пу- блику на своюперсональнуювы- ставку, своего рода творческую ретроспективу за последние 35 лет. На ней будут представлены и еще не реализованные мону- ментальные проекты, и малые формы, и вещи, сделанные ис- ключительно для души. Думаю, что смогу удивить многих! риалы безумно дороги, даже несчастный детский пластилин сегодня влетает в копеечку. А ведь процесс формирования скульптора длится не год и не два. Молодым ребятам очень тяжело работать, совершенство- ваться, многие уходят в другие жанры, не видя перспектив. Раньше спасал социальный за- каз государства, позволявший сносно зарабатывать на жизнь, занимаясь творчеством, сейчас эта система разрушена. Полу- чить заказ—большаяудача.Мы вЛипецкой области еще относи- тельно неплохо живем, власть находит возможность помогать художникам, а вот в других ре- гионах настоящий творческий спад. Говорят, у государства пока нет денег, ищите мецена- тов. Но разве это реально? На- деюсь, что все-таки в обозримом будущем ситуация изменится. Без молодых, дерзких, не при- знающих авторитетов слишком скучно, ведь именно они всегда были главной движущей силой искусства. — А вы готовы стать их на- ставником, поделиться секрета- ми мастерства? —Яоткрытыйчеловекпо ха- рактеру, никогда не жадничаю, если просят помочь профессио- нальным советом. Всегда готов делиться знаниями, но важно, чтобычеловек самбыл заинтере- сован в этом, проявлял интерес к профессии. Всеми своими успехами я обязан своим учителям. В первую очередь это, конечно же, мои родные. Мне повезло родиться в творческой семье. Отец—ЕвгенийАлександрович — был хорошим художником, дядяАлександрАлександрович Вагнер — талантливый архи- тектор, долгое время работал главным архитектором Липец- ка. Именно они далимне первые уроки творчества, помогли най- ти себя в искусстве. Настоящим кладезем жи- тейской мудрости и творческого опыта стал дляменямосковский скульптор, автор памятника Ивану Крылову Андрей Алек- сандрович Древин. Мы позна- ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz