Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 112/23740/ 10 ИЮНЯ 2010 3 Милада Федюкина Сегодня выдающемуся композитору, Герою Социалистического Труда, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий СССР, РСФСР и Ленинской премии, обла- дателю медали Моцарта, учрежденной ЮНЕСКО, ельчанину Тихону Хренни- кову исполнилось бы 97 лет… При жизни он получил заслуженное всенародное признание, его называли легендой музыки двадца- того столетия, его сочине- ния вошли в сокровищницу музыкального искусства. Но уже третий год нет с наминашего замечательного земляка. В свой родной и любимый Елец он вернулся навсегда, оставив всем нам добрую память о себе и рож- денную сердцем музыку. Она по-прежнему звучит на концертах, в театральных постановках, кино, балете, опере, а песни, как и десяти- летияназад, поет вся страна. О Хренникове написано много, о нем рассказывают киноленты. В Ельце есть музей, открытый еще при жизни композитора. Особое место среди его экспонатов занимает военный период в творчестве Тихона Нико- лаевича. Он был свидетелем триумфальной Победы на- шего народа и вместе с ним шел к ней долгих 1418 дней и ночей. …Война ещенеразбудила разрывами бомб предрас- светную тишину. Тихон Хренников живет и работа- ет в Москве, он счастлив со своей семьей, много пишет, полон творческих замыслов. Молодого композитора кри- тикиназывают«московским Шостаковичем», его Пер- вую симфонию включают в свой репертуар известные симфонические оркестры, он активно сотрудничает с театрами Натальи Сац и Вахтангова, дружит с В.И. Немировичем-Данченко, увлеченно работает над опе- рой «В бурю», премьера ко- торойимела успех.Попрось- бе режиссераИванаПырьева композитор пишетмузыку к уже отснятой кинокомедии «Свинарка и пастух». Войнаперечеркнуламно- гие планы, надежды, мечты. Потом в своих воспомина- ниях Тихон Хренников на- пишет: «Июнь сорокпервого круто повернул жизнь всей страны и мою тоже. Я не воевал в рядах действую- щей армии. Но, как и каж- дый советский человек, жил одним: «Все для фронта, все для Победы!» С каким воодушевлением выступа- ли тогда мы, музыканты, перед бойцамииофицерами, выступали там, где только что кипели ожесточенные бои и полыхал еще огонь пожарищ. И мы знали, что искусство нужно было в тот момент людям в военных шинелях, нужно также, как и в дни суровых битв». 22 июня 1941 года луч- шие московские композито- ры и музыканты собрались в своем клубе на Миусской улице. «Они приходили сами, чувствуя острую не- обходимость быть вместе в день, когда началась Вели- кая Отечественная война. Митинг был непродолжи- тельнымиделовым, каксбор бойцов по военной тревоге», — сообщалось в газете «Со- ветское искусство». На этой встрече был и Тихон Хренников. Пять лет назад в одном из интервью нашей газете он так вспоми- нал об этом эпизоде: «Гово- рили только об одном: что мы, люди искусства, можем сделать для победы? Реши- ли, что композиторы сразу же приступают к сочинению массовых боевых песен, а тексты, в которых отражает- ся настроение народа, долж- ны написать поэты. Через два дня в газете «Правда» я прочитал стихи Федора Кравченко «Прощание», ко- торые начинались словами: «Иди, любимый мой, иди, родной! Суровый день при- нес разлуку…» Я тут же со- чинил песню, которая сразу стала популярной». По ее сюжету потом сде- лали фильм «Возвращайся с победой». Песня звучала как страстный призыв к за- щитникам Отчизны, напол- няя мужеством и героизмом сердца бойцовикомандиров. Враг наступал, все жили в тревожном ожидании. В Москве началась эваку- ация, семья Хренникова уехала под Свердловск, а сам он остался в столице. В те драматические июнь- ские дни композитор делает последние записи музыки к фильму «Свинарка и па- стух». «Представьте, какое было настроение: фашисты бомбят наши города и села, гибнут люди, а мы расска- зываем о любви северянки и горца…» — написал он впо- следствии. Осенью 41-го картина вышла на экраны и сразу стала любимой. Люди пла- кали, вспоминая довоенную мирную жизнь, за которую миллионы советских людей ушли воевать с фашистами. Песни из кинофильма об- летели страну, их подхва- тил народ, фильм оказался нужным и своевременным, он поднимал настроение, помогал обрести опору в тя- желую минуту испытаний. Его создателей представили к Сталинской премии. …Хренников отправля- ется в Свердловск, где в это время в эвакуации нахо- дится Центральный театр Красной Армии, в котором его руководитель Алексей Попов предложил молодому композитору заведовать му- зыкальной частью. Труппа ездит по госпиталям, вы- ступает на заводах перед тружениками тыла. Весной 42-го Хренников встречается сПоповымуже в Москве, и тот дает почитать героическую пьесу Алек- сандра Гладкова «Давным- давно», просит сочинить к ней музыку. «Я согласился и с ходу первой написал «Колыбель- ную Светланы», потом дру- гие, — вспоминал Хренни- ков. — Премьера прошла с огромным успехом, люди приняли песни, запели. А после войны по этой пьесе будет снят и сегодня всеми любимыйфильм«Гусарская баллада». Разгром фашистов под Сталинградом вселил на- дежду. В это время в Москве Хренников возвращается к прерванной работе над своей знаменитой Второй симфо- нией. Он задумывал произ- ведение, в котором должно было прозвучать напряже- ние жизни молодых людей его поколения. Первая часть была написана к началу войны и отражала замысел: музыка была проникнута радостью прекрасной мир- ной жизни. А потом на нее легли последние трагиче- ские события. Вянваре 43-го состоялась премьера симфо- нии в Колонном зале Дома союзов, она транслировалась по центральному радио на всю страну. Тихон Николаевич при- сутствовал на премьере, волновался. Потом он на- пишет в воспоминаниях: «Я понимал, что людям, пришедшим сюда после тя- желой работы на заводах и фабриках, приехавшим не- надолго с фронта, надо было услышать нечто такое, что хоть в какой-то мере отвеча- ло бы тому наполняющему их жизнь великому и зна- чительному, ради чего вели они борьбу, не жалея сил и самой жизни». Шел 1943 год. Иван Пырьев задумывает фильм о войне и о любви. Он звонит Хренникову. «Тихон, Вик- тор Гусев (автор сценария «Свинарка и пастух») на- писал новый сценарий, — вспоминал Тихон Николае- вич.—Сейчас тебе пришлю, прочитай его, будем делать фильм, мы должны немед- ленно сделать эту картину еще до окончания войны». Сценарий потряс Хрен- никова. ДоПобедыеще было далеко, а в фильме пока- зывается, как влюбленные договариваются встретиться после войны на мосту близ Кремля. И они встречаются! Вокруг ликование, гремят победные фейерверки, ко- торые гремели и во время войны, когда наши войска брали города—давали салю- тыв благодарность войскам. Фильм так и назвали «В шесть часов вечера после войны». Музыка легла сразу на слова «Артиллеристы, Ста- лин далприказ». Получился «Марш артиллеристов», в который композитор вло- жилнакопленныйпесенный опыт, свои военные впе- чатления и несокрушимую веру народа в Победу. Марш быстро разошелся по всем фронтам, по всей стране еще задолго до премьеры, артил- леристы назвали его своим гимном. Фильм вышел осенью 44-го и был воспринят как своего рода предвестник победы. Он собирал в кино- театрах огромные толпы, люди смотрели его несколь- ко сеансов подряд: онижили мечтой о победе и, видя на экране ее воплощение, хо- тели продлить счастливый миг. Апеснюартиллеристов пели солдаты, она помогала биться с фашистами. Сам Хренников картину посмотрел вместе с компо- зиторомМатвеемБлантером (автором популярной песни «В лесу прифронтовом») в одной из частей Первого Белорусского фронта. Это было в апреле 45-го, уже шли ожесточенные бои на подступах к Берлину. И вот на передвижке привез- ли фильм «В шесть часов вечера после войны», на- тянули самодельный экран, пригласили и Хренникова. Прямо на поляне собрались солдаты и офицеры, кото- рымна следующийденьнадо было сноваидтив бой. Тихон Николаевич был рядом с ними, видел, как горячо они встречали картину, которая была нужна этим измучен- нымвойнойи тоскойпо дому людям.Многимиз нихне до- велось, как было в картине, встретитьсяна своеммосту… Война подходила к кон- цу. До Берлина Хренников шел с прославленной 62-й армией генерала Чуйкова. В минуты затишья вместе с другимикомпозиторами, по- этами имузыкантами он вы- ступал на передовой, ездил по госпиталям, встречался с ранеными, пел свои песни в батареях, в дивизиях, под- нимая солдатам боевой дух. Для них такие встречи были огромной душевной потреб- ностью. День Победы Тихон Ни- колаевич Хренников встре- тил в Берлине, у стен горя- щего Рейхстага... Илья Александров В эти дни в Москве по инициативе Президента России Дмитрия Медведе- ва проходит международ- ная конференция «Афган- ское наркопроизводство – вызов международному сообществу». О том, насколько эта проблема актуальна и для России в целом, и для жи- телей нашего региона, мы побеседовали с начальни- ком управления Федераль- ной службы по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области Олегом НАУМОВЫМ. — Олег Леонидович, в СМИ всё чаще пишут об афганском наркопроиз- водстве, которое является серьезной угрозой мирово- му сообществу. Но, положа руку на сердце, скажем, что тема афганского героина существует уже много лет. Почему же только сейчас на ней заостряют внимание? —Позволю себе краткий экскурс в историю. До 2001 года движение «Талибан» героиновый бизнес в Аф- ганистане практически ликвидировало. Но потом производство опиатов за семь лет выросло в 44 раза! Эксперты утверждают : основная причина этого — практически полное от- сутствие централизованной власти в стране. То есть «давление» аф- ганского героина, в первую очередь на Россию, будет усиливаться. Так, в про- шлом году в Афганистане изготовлено в два раза боль- ше наркотиков, чем десять лет назад производилось во всем мире. Сейчас это огромное количество опия хранится в Афганистане. ВОЙНА И МАЭСТРО | ǝ Ȗ грохоȦе ȣуȬек не уȠолкаȲȦ Ƞуțы Победные ноты ОСТРАЯ ТЕМА | ǟак ȣроȦиȖосȦоȓȦȰ наркоагрессии Про афганский героин и липецкие притоны По разным данным— более чем 12 тысяч тонн. Его хва- тит для героинозависимых наркоманов на всем земном шаре в течение двух лет. И ещё одна опасность. Опийный запас преступным сообществомнакапливается на территории Казахста- на в преддверии создания Таможенного союза, когда южные таможенные гра- ницы России перестанут существовать. — А каково же поло- жение с героином в нашей области? — В последнее время афганский героин в нашу область пытаются переправ- лять из Москвы и Санкт- Петербурга. За первый квартал этого года пере- крыто три канала поставок наркотиков из столицы. На- пример, в январе задержана женщина, перевозившая в автобусе более 100 граммов героина. Кстати, сейчас тради- ционно специализировав- шихся на героине торговцев из цыганских этнических групп стали активно тес- нить коренные жители ре- гиона. Скажем, в начале апреля при выходе из рей- сового автобуса «Москва — Липецк» задержали мо- лодого человека, у которого изъяли свыше 200 граммов героина. Зачастую наркокурьеры действуют не на свой страх и риск, а в составе групп. В частности, мы направили в суд уголовное дело в отно- шении организованной пре- ступной группы, занимав- шейся не только поставками и сбытом героина в особо крупных размерах, но и ле- гализацией («отмыванием») доходов от наркоторговли. За пять месяцев 2010 года липецкими наркопо- лицейскими из незаконного оборота героин изымался около 70 раз. Наши уси- лия приносят результаты. Снижается размер разовой дозы. В ней уменьшается процент активных компо- нентов. Проще говоря, по- ступающий к нам героин стали сильнее разбавлять. Это косвенным образом мо- жет свидетельствовать о его дефиците. Однако некоторое обме- ление притока наркотика в область не должно нас успо- каивать. Влюбоймомент все может активизироваться. — Но кроме традици- онного дурмана в область пришла и другая беда— де- зоморфин. Что это за нар- котик? В чём его опасность? — Действительно, на- ряду с «традиционными» героином и марихуаной всё большее распространение получает дезоморфин. Его кустарно изготавливают из лекарственных средств. В принципе, для нас проблема не новая. Первый наркопри- тон, где делали дезоморфин, мы ликвидировали в 2004 году. Липецкое управление одним из первых в России идентифицировало эту но- вую разновидность нарко- тика, и мы же начали бить тревогу ввиду его высокой опасности. Повышенная его нарко- генность и токсичность обу- славливают эффект очень быстрого привыкания, бук- вально после двух-трех при- емов. Мало того: уже после нескольких инъекций про- исходят необратимые изме- нения в организме. Процесс разрушения затрагивает все, начиная от мозга и за- канчивая печенью и кожей. Постоянное потребление де- зоморфина в очень короткие сроки приводит к летально- му исходу, продолжитель- ность жизни не превышает двух лет. Ко всему прочему, отмечено увеличение ко- личества дезоморфиновых наркоманов, заражённых ВИЧ-инфекцией и гепати- том С. Однако опасность такого наркотика не только, ска- жем так, в «медицинских» последствиях от его употре- бления. Дезоморфин — это и целая идеология. В нарко- притонах его не только про- изводят, употребляют, но и сбывают. Кроме того, прово- дится целенаправленное об- учение технологии его при- готовления. Наибольшую угрозу это представляет для молодых людей, в особенно- сти несовершеннолетних. И еще: отмечается смещение дезоморфиновой наркома- нии в районы, чего раньше не было. Если два-три года назад на него переходили те, кто раньше употреблял ге- роин, то сегодня отдельные молодые люди начинают прямо с этого страшного зелья. Героин-то добывать все труднее и рискованнее, а тут — пошел в ближайшую аптеку и купил, заметьте, вполне легально, все, что нужно. Да, имеется при- каз Минздравсоцразвития, ограничивающий норму от- пуска кодеиносодержащих средств до двух упаковок в одни руки. Но это не пана- цея. В аптеку можно прийти вдвоем, втроем либо просто заглянуть в нее несколько раз. Да и сами фармацевты не всегда следуют установ- ленным ограничениям. Со- вместно с органамипрокура- туры в результате проверок мывыявили ряд такихнару- шений. Виновные привлече- ны к административной от- ветственности. Но проблемы это не решает. — Есть ли выход из этой ситуации? — В принципе, он оче- виден: отпуск таких ле- карств только по рецептам. Мировой опыт свидетель- ствует: все вещества, ко- торые сегодня отнесены к наркотическим, когда-то были в свободной продаже. Например, сто лет назад героин продавался в апте- ках, а кокаин добавлялся в вино. Поэтому основной причиной включения тех или иных веществ в список запрещенных является не их биологический эффект, а масштабность немедицин- ского употребления. Сегодня вопрос о нарко- тиках, изготавливаемых из доступныхкодеиносодержа- щихпрепаратов, стоиткрай- не остро. Такого широкого списка лекарств, которые продаются без рецептов, как в России, нет ни в одной дру- гой развитой стране. Так что ограничительные меры бу- дут абсолютно естественны и законны. Они проверены столетним опытом. Пока этого не сделать в полной мере, наркопритоны будут плодиться как грибы после дождя. Мыих ликвидируем все больше и больше. Только в этом году уже более 30. Од- нако это напоминает борьбу Геракла с Гидрой, когда на месте каждой отрубленной головы вырастало три но- вых. К тому же, сошлюсь опять же на специалистов — в нашей стране имеется несколько десятков лекар- ственных средств, не содер- жащих кодеин, но по своим терапевтическим свойствам сходных с препаратами, в состав которых он входит. В настоящий момент разра- батываетсяпроект постанов- ления Правительства РФ, предусматривающий норму обязательного рецептурного отпуска всех препаратов, содержащих кодеин. Од- нако вопрос пока в стадии обсуждения. Так что на нынешний день нужно хотя бы добить- ся, во-первых, чтобы работ- ники аптечных учреждений неукоснительно соблюдали законодательство о нормах отпуска кодеиносодержа- щих лекарственных средств — не более двух упаковок в руки. Во-вторых, каж- дый человек должен и сам защищать себя, своих де- тей и близких, информи- руя правоохранительные органы об известных ему наркопритонах. Вместе с тем надо понимать: процесс сбора доказательств такой преступной деятельности требует времени и мгновен- ных реакций в стиле «руки за голову, лицом к стене» ждать не следует. В любом случае во мно- гом от нас с вами зависит, комфортно или некомфор- тно будут чувствовать себя организаторы наркоприто- нов. Поэтому управление Федеральной службы Рос- сиипо контролюза оборотом наркотиков по Липецкой области обращается ко всем жителям региона: сообщить о местах распространения наркотиков, о лицах, при- частных к этому, можно круглосуточно по телефону наркополиции 25-27-25 либо по телефону милиции 02. И. Неверов Поклонники муниципаль- ного ансамбля «Зень» имени заслуженной артист- ки России Валентины Владимировой собрались во вторник вечером в ДК «Сокол» на концерт, а попали на... казачий круг, где выбирали атамана станицы Липецкой. Это была не игра, не спектакль. Все происходило по- настоящему, по вековеч- ным казачьим правилам. Кругом руководил ата- ман регионального отделе- ния «Союза казаковРоссии» Владимир Смольянинов. На сцену вынесли знамя округа иподлиннуюиконуПокрова Святой Богородицы — за- ступницы казаков. Потом назвали имя кандидата и голосовали — как водится, поднятием рук или шапок. Новый атаман поклонился на все четыре стороны, при- ложилсяк святынями—по- корно подставил спину под три символических удара плетью. Так его по традиции предостерегали: не отры- вайся, братец, от народа, не зазнавайся, делайдело верой и правдой. Впрочем, избранникибез того наверняка не забудет о своем долге. Артист «Зеня» Юрий Фролов два десятка лет не по службе, а по душе пропагандирует казачий фольклор, старинные об- ряды и обычаи, знакомит с ними подрастающее поколе- ние. Так что не ради профор- мы спели в его честь коллеги по ансамблю знаменитое «Любо, братцы, любо». Выборы атамана — не единственный сюрприз, приготовленный лидером «Зеня» Ариной Гридиной и ее певцами и музыкантами для двухчасового концерта, завершавшего их очередной творческий сезон. Прият- ной неожиданностью стало появление на сцене рядом с опытными, взрослыми про- фессионалами мальчишек и девчонок из образцово- го коллектива «Зарянка» под руководством Татьяны Поздняковой. Даже самые маленькие артисты — пяти или шестилетки — не туше- вались, пели звонко, дви- гались красиво, на зависть выразительно передавая дух и стиль народного ис- полнительства. Это было очень мило и трогательно. Ну а сам «Зень» развернул настоящую панораму своих достижений и поисков. Особое место в програм- ме занимал блок казачьих песен, встреченных, есте- ственно, горячими аплодис- ментами зала. Слушатели одобрили и другие номера, включая «эксперименталь- ные», допустим, удалого и шутливого «Чижика- пыжика» или своеобразную то ли песню, то ли романс, то ли балладу в исполнении солисткиТатьяныЛеоновой. По словамАриныГридиной, это попытки в чем-то из- менить привычный стиль коллектива, обогатить его новыми красками. Итак, тринадцатый сезон ансамбля «Зень» позади. И был он, вопреки суеверию, удачным, насыщенным, под- линно творческим. КОНЕЦ СЕЗОНА | « ǜенȰ » ȣреȣодносиȦ сȲрȣриțы Соло для атамана ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Всоответствии со статьей2 Закона Липецкой области от 28 апреля 2010 г. № 380-ОЗ «О порядке назначения пред- ставителей общественности в квалификационнойколлегии судейЛипецкойобласти»Ли- пецкийобластнойСоветдепу- татов объявляет об открытии с 22 сентября 2010 года семи вакансий представителей общественности в квалифи- кационной коллегии судей Липецкой области. Документы на канди- датов для замещения ва- кансий, указанные в статье 2 вышеназванного закона области, представляются в Липецкий областной Совет депутатов в установленном порядке в срок не позднее пятнадцати дней после опу- бликования настоящего со- общения. В соответствии со статьей 2 Закона Липецкой обла- сти «О порядке назначения представителей обществен- ности в квалификационной коллегии судей Липецкой области» предложения (представления, рекомен- дации) о кандидатах для назначения в качестве пред- ставителей общественности вЛипецкий областнойСовет депутатов могут вносить: председатель Липецкого областного Совета депута- тов, глава администрации области, общественные ор- ганизацииюридической на- правленности и обществен- ные организации, основной уставной целью которых является защита прав и сво- бод человека и гражданина, имеющие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объеди- нениях», а также коллек- тивы юридических науч- ных организаций и научно- педагогические коллективы юридических образователь- ных учреждений, осущест- вляющие своюдеятельность на территории области. Липецкий областной Со- вет депутатов выражает на- дежду на привлечение к работе в квалификационной коллегии Липецкой обла- сти ярких, талантливых, высокопрофессиональных юристов, способных внести достаточный вклад в даль- нейшее совершенствование деятельностиквалификаци- онной коллегии Липецкой области. Документы принимают- ся по адресу: 398014, г. Ли- пецк, пл. Соборная, д. 1, ком. 213, т. (4742) 27-40-46 с 8.30 до 17.30 ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Председатель Липецкого областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ОФИЦИАЛЬНО Приглашение к замещению вакансий ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ На фото военного корреспондента Ивана Нарциссова — Тихон Хренников (третий слева) с коллегами по искусству на одном из фронтов Великой Отечественной. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz