Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 109/23737/ 5 ИЮНЯ 2010 В каждом живет учитель АКЦИЯ В свое время Президент России Дмитрий Медведев сказал: «Необходимо поднять престиж профессии учителя. Главное – по- менять отношение к труду педагога». И вот, как бы в ответ на эти слова, с 26 апреля по 1 мая по всей стране прошла широкомас- штабная акция под названием «В каждом живет учитель!». Какой же она была в нашей области? В нашей области, как и по всей стране, этой весной состоялась акция под названием «В каждом живет учитель!». О том, как она проходила, рассказали Александру Хаустову представители областного профсоюза работников народного образования Рассказывает Нелли Сурова, председатель Ли- пецкого обкома профсоюза работников народного об- разования и науки: — Эта акция была на- правлена на повышение со- циального престижа профес- сии педагога. Мы поставили задачу — привлечь вни- мание власти, общества и СМИк образованию, школе, профессии педагога, возро- дить в сознании россиян по- ложительныйобразучителя. Прошедшая акция — это своего рода первый шаг к осмыслению тех проблем, которые есть сегодня в об- разовании. В общероссийском мас- штабе акцияпривлекла вни- мание, вызвала интерес в обществеиумногихосталась в памяти. В самом деле, это нельзя было не запомнить. Что стоят одни лозунги: «Достойное образование — успешная карьера», «За- крывая сельские школы, мызакрываем глаза на наше будущее», «Поучать легко — учить сложно», «Успех ученика — успех учителя», «Человек, который воспи- тывает и учит наших детей, не должен быть нищим» и другие. Для проведения акции привлекались волон- теры из числа старшекласс- ников, студентов, молодых педагогов. В общественных местах распространялись информационно-рекламные материалы, звучаликраткие пояснения о целях акции. Предметом особого вни- мания стало «Обращение участников Всероссийской акциипрофсоюза«Вкаждом живет учитель!» к граждан- скому обществу». Проци- тируем выдержку из этого обращения: «Сегодня для всех становится очевид- ным, что будущее России находится в прямой зави- симости от воспитания и об- разования. Решать поистине общенациональную задачу по формированию интел- лектуального и духовно- нравственного потенциа- ла наших детей — тех, кто завтра придет нам на смену — призваны прежде всего работники системы обра- зования. Именно поэтому профессия учителя должна восприниматься обществом как одна из важнейших... Необходимо содейство- вать созданию педагогиче- ским и другим работникам российского образования до- стойных условий для успеш- ной работы и проявлять постоянную заботу о повы- шении их авторитета». — А непосредственно в нашейобласти,НеллиНико- лаевна, как прошла акция? — В ней приняли уча- стие 17 территориальных профсоюзных организаций. Все было впечатляюще — праздничные мероприятия, собрания педагогических коллективов и родителей, «круглые столы», выставки творческих работ педагогов, встречи с представителями органов власти и ветерана- ми педагогического труда, научно-практическиеконфе- ренции, субботники... Во в с ех первичных профсоюзных организа- циях в эти дни на стендах были размещены рекламно- агитационные материалы с призывами обратить внима- ниенапроблемыитрудности современнойшколы. Подоб- ная картина наблюдалась и в других общедоступных местах—библиотеках, мед- пунктах, почтовых отделе- ниях связи, магазинах. Наш обкомпрофсоюзапредложил агитационные материалы другимотраслевымобкомам —металлургов, здравоохра- нения, культуры. Иколлеги с удовольствием брали все эти плакаты, листовки, что- бы разместить их на стендах в своих первичных профор- ганизациях. Во многих образователь- ных учреждениях были проведены родительские собрания, накоторыхобсуж- дались пути и возможности оказания помощи школе, педагогам. В отдельных слу- чаях действительно сразу удалось решить вопрос о привлечении спонсорской, родительской помощи. В Липецком, Усманском, Краснинском, Хлевенском и других районах обсужде- ния проходили при участии лучшихпедагогов, ветеранов педагогического труда, веду- щихэкспертов-специалистов отделов образования, пред- ставителей власти и СМИ. В Тербунском и Добрин- ском районах удивили кон- курсом«За граньюпедагоги- ческого мастерства». Он был объявлен еще в начале года, но подведение его итогов приурочили именно к дням акции. Педагоги показали свои творческие способно- сти по номинациям «Мастер художественного слова», «Исполнитель эстрадных и народных песен, часту- шек», «Мастер декоративно- прикладного ихудожествен- ного творчества». В Грязин- ском районе добрый след в душах людских оставила акция «Теплые слова—учи- телям!» и... даже на память потомкам. Дело в том, что слова благодарности роди- телей, бывших и настоящих учеников, педагогов-коллег, в том числе и в стихах, в адрес учителей публико- вались на страницах мест- ной газеты «Грязинские известия». Левтолстовцы блеснули педагогической выставкой-ярмаркой ме- тодических идей «Путь к совершенству!», в которой приняли участие 80 педаго- гов и 73(!) из них стали по- бедителями. Вот он, показа- тель творческого отношения к делу! ВДанковскомиКраснин- скомрайонах «засветились» конкурсами компьютерных проектов «Мой любимый учитель!» и «Учительская династия».Врамкахакциии учебы профсоюзного актива педагоговг.Липецкапрошел конкурс профсоюзных агит- бригад под лозунгом «Что значит быть учителем?», где проблемы учительства звучали в песнях, стихах, частушках, монологах, пла- катах. В Ельце состоялась общегородская встреча трех поколений педагогов. Лебедянский педагоги- ческий колледж стал базой для научно-практической конференции, посвящен- ной Году учителя. Здесь же в рамках общероссийской акции прошло общее со- брание преподавателей и студентов, а в заключение молодежи предложили при- нять участие в промо-акции по распространению листо- вок с призывами: «Покидая школу, не покидай своих учителей!», «Помогая об- разованию, вы помогаете своим детям!», «Позвони учителю!» и других. Девуш- кииюноши с удовольствием откликнулись на призыв. Мы рассчитываем, что столь же активно пройдет и второй этап акции, который запла- нирован с 1 сентября по 5 октября, в преддверии Дня учителя. Что же касается первого этапа, то все мероприятия Всероссийской акции «В каждом живет учитель!» плавно перетекли в Перво- майскую. Студенты ЛГТУ и ЛГПУ во время проведения митинга на площади Петра Великого распространили среди его участников более полутора тысяч красочных флаеров с призывами в под- держку учительства и обра- зовательных учреждений. Британские профсоюзы обратились с просьбой к работодателям позволить подчиненным смотреть матчи сборной Англии на чемпионате мира по футболу во время работы. Таким образом, профсоюзы надеются избежать со стороны рабочих фальсификации болезней. Также совет профсоюзов выступает за то, чтобы во время чемпионата с 11 июня по 11 июля компании ввели гибкий график работы. Сборная Англии проведет матчи с США и Алжиром в вечернее время, однако поединок со Словенией состоится 23 июня, когда в Англии будет половина второго часа дня, то есть в разгар рабочего времени. Министерство образования и науки учителям не враг, заявила новый руководитель Латвийского профсоюза работников образования Ингрида Микишко. Она не отрицает, что вопрос об оплате труда для учителей очень важен, но они понимают, в какой финансовой ситуации находится государство. Поэтому забастовки будут только тогда, когда профсоюз ясно увидит, что его не слышат. Общенациональная забастовка во Франции против планируемого повышения пенсионного возраста инициирована ведущими французскими профсоюзами. Власти объявили, что для уменьшения нагрузки на пенсионную систему планируется повысить пенсионный возраст. Тем самым государство намеревается сократить бюджетный дефицит. Предполагается, что возраст выхода на пенсиюможет отодвинуться до 62 или 63 лет. На сегодняшний день пенсионным возрастом во Франции считается 60 лет, и этот возрастной порог один из самых низких в Европе. Профсоюзы выступают против увеличения пенсионного возраста и предлагает вместо этого увеличить налоги на доходы с капитала. В любом случае французскому правительству придется прислушаться к требованиям профсоюзов, без одобрения которых оно вряд ли пойдет на радикальную пенсионную реформу. Зарубежный опыт Например, в Великобри- тании несколько лет назад при содействии профсоюзов была принята Хартия пен- сионеров, в которой пропи- саны их права на базовую государственную пенсию, превышающуюуровень бед- ности, бесплатное клини- ческое лечение, ежегодный медосмотр, социальный уход на дому, передвиже- ние в пределах страны на всех видах общественного транспорта, доступ к льго- там без возрастной дискри- минации. Схожая картина — в Швеции. Там основной яв- ляется Всешведская ор- ганизация пенсионеров, независимая от профсоюзов по уставу, но возглавляемая бывшими профлидерами. Целями организации яв- ляются: представительство пенсионеров в органах вла- сти всех уровней, участие в работе по уходу за пен- сионерами, повышение их образовательного уровня в рамках системы «народных школ», организация для данной категории людей разного рода мероприятий — музыкальных кружков, туристических поездок. Ор- ганизациипредоставляются значительные госдотации, а членские взносы носят скорее символический ха- рактер. ВНорвегии крупнейшая пенсионерская организа- ция — Норвежский союз пенсионеров, будучи неза- висимой от Центральной организации профсоюзов (ЦОПН) имеет законода- тельно закрепленное право вести вместе с ней перего- воры с правительством по вопросам пенсий. Со своей стороны, ЦОПН освобо- дила от членских взносов всех остающихся также в ее рядах пенсионеров. В каждый съездовский отчет ЦОПН включается раздел по работе с пенсионерами. В решениях ее последних съездов выдвигается тре- бование: «Каждому пен- сионеру – свое жилье», имея в виду или дом, или отдельную комнату в доме престарелых. Профцентр сотрудничает с молодеж- ным движением «Сегодня молод – завтра стар», ока- зывающим практическую помощь людямпреклонного возраста. Несколько иное поло- жение существует в стра- нах с преобладанием по- литического плюрализма в профдвижении. В них, как правило, каждый про- фцентр располагает своей пенсионерской организа- цией, которые, особенно в последние годы, выступают совместно по большинству вопросов и проводят немало общих массовых акций в защиту интересов пенсио- неров своих стран. Возьмем для примера положение в Италии, где в 2005 году пенсионерские организации всех трех профцентров вы- работали совместные тре- бования к правительству об оказании государственной помощи малообеспеченным семьям, включая семьи пенсионеров. В апреле 2006 года в Риме была проведена демонстрация с участием свыше миллиона человек против правительственного планапенсионнойреформы, которая, по оценке про- фсоюзов, могла ущемить интересы пенсионеров. В марте 2007 года по стране были проведены массовые манифестации с требова- нием увеличения разме- ров пенсий. Это требование было поддержано прези- дентом Италии, после чего правительство выделило 1,3 миллиарда евро на повыше- ние минимальных пенсий. Внутреннюю структу- ру и цели этих организа- ций можно проследить на примере одной из них — профсоюза итальянских пенсионеров Всеобщей ита- льянской конфедерации труда. Согласно его уставу, это всеобщий союз пенсио- неров и престарелых, ранее состоявших в рядах про- фсоюза.Целямиегоявляют- ся развитие колдоговорной деятельности в интересах пенсионеров в сотрудниче- стве с профдвижением, а также проведение образова- тельной и информационной работы среди пенсионеров. Много общего с этой картиной имеет и работа пенсионерских организа- ций во Франции. Главной их задачей провозглашено улучшение пенсионного обеспечения в стране. Для ее достижения проводятся митинги, демонстрации и организуется участие своих членов в избирательных кампаниях разного уровня. Аналогично устроены и действуют пенсионерские организации в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Несколько иной подход к работе с пенсионерами присущ профдвижению США. В 1985 году съезд Американской федерации труда — Конгресса произ- водственных профсоюзов учредил «ассоциированное членство» в профсоюзах для пенсионеров: возможность остаться после выхода на пенсию членом той профсо- юзной первички, в которой они состояли ранее, при зна- чительном снижении для них профсоюзных взносов и сохранении права пользо- вания профсоюзной кредит- ной карточкой, льготным страхованием и правовой защитой. Своеобразен в данном плане и опыт Японии. 22 процента первичных профорганизаций имеют секции пенсионеров, в ко- торых числятся люди, ранее работавшие на данномпред- приятии и состоявшие в его профорганизации. Причем что интересно: в такие сек- ции разрешается вступать также тем бывшимработни- кам, которые в профсоюзе в свой трудовой период не состояли. В заключение хочет- ся сказать вот о чем. Под влияни ем финан с о в о - экономического кризиса, роста дефицита государ- ственных бюджетов и безра- ботицыповышение возраста выхода на пенсию стано- вится главным вопросом в повестке дня Европейского Союза. Перепуганные глубоким греческим кризисом да и не менее серьезными собствен- ными экономическими про- блемами власти Испании обнародовали план режима экономии и повышения пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Эта мера была без восторга воспринята граж- данами страны, а профсою- зыИспанииужепригрозили массовыми протестными действиями. Правитель- ство Греции намерено к 2015 году увеличить на два года возраст выхода на пенсию — с 61 до 63 лет. Однако и Всеобщая конфе- дерация труда, и профсоюз- ный центр государственных служащих вряд ли легко с этим согласятся. Нидерланды сообщили о намерении увеличить к 2020 году возраст выхода на пенсиюс 65 до 66 лет, Дания еще в июле 2007 года уста- новила возраст выхода на пенсию в 67 лет, как, впро- чем, и Норвегия, где, прав- да, существует положение о возможном в некоторых случаях выходе на пенсию в 62 года. В Финляндии же попытка, предпринятая властями в марте 2009 года, перенести планку выхода на пенсию с 63 до 65 лет под воздействием профсоюзов провалилась. В Германии в 2007 году принято решение о поэтапном, начиная с 2012 года, повышении пенсион- ного возраста с тем, чтобы привести его к 67 годам в 2029 году. Еще одной тенденцией в изменении пенсионной системы ЕС является вы- равнивание возрастного показателя выхода на пен- сию между мужчинами и женщинами. Это касается Португалии и Италии.В Великобритании, где сейчас женщиныуходят на пенсию в 60, а мужчины в 65 лет, разница в возрасте выхода на пенсию будет ликвиди- рована к 2020 году. 6 Подробности Сегодня молод — завтра стар Факты заботы профсоюзов разных стран о пенсионерах собирал Алексей Колбаско Мировой финансово- экономический кризис серьезно обострил в большинстве стран мира проблемы пенсионеров. Защита их интересов – одна из приоритетных задач профсоюзной работы. Выпуск «Мы» подготовили Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация изданий: «Вестник профсоюзов», сайтов fnpr.org.ru, amobil.ru, soccer.ru, telegraf.lv, pravda.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной Трехсторонней комиссии Николай ЛЕБЕДЕВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; председатель Федерации профсоюзов области Анатолий ЖИДКИХ; Преосвященнейший НИКОН, епископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. конкурс художественной са- модеятельностиколлективов образовательных учрежде- ний, посвященный65-летию Великой Победы. С целью привлечения внимания об- щественности к проблемам современной школы перед концертом каждый из полу- тора сотен зрителей получил листовки с лозунгами и при- зывами. Во времяконцерта в холле Добринского районно- го Дома культуры работала выставка творческих работ подназванием«Заграньюпе- дагогического мастерства». Чего здесь только не было! Рисунки, картины, вязанье, резьба по дереву… Римма Фокина (ЛГПУ): —Впедагогическом уни- верситете есть традиции, которые как нельзя лучше вписались в акцию «В каж- домживет учитель!».Напри- мер, уже несколько раз под- ряд организуются встречи с ветеранами педагогического труда. В День учителя мы приглашаем ветеранов, под- ключаем к делу студентов и даем концерт для гостей, вручаем подарки, после тор- жественнойчастинакрываем столы. Весенние месяцы традиционно посвящены работе с ветеранами войны. Так было и в этом году — фронтовиков пригласили в актовый зал, вручили им денежные премии, юби- лейные медали, студенты по традиции подготовили «треугольнички», то есть письма ветеранамотмолоде- жи—трогательные, неорди- нарные. Еще мы выпустили книгу «Наши ветераны», посвященную участникам войны и тыла. Кстати, это уже второй сборник, первую книгу мы издали пять лет назад. Этот опыт приглянул- ся областному и городскому советам ветеранов, кото- рые планируют продолжить нашу традицию. Галина Садилина (Тер- буны): — В ходе акции мы из- готовили в виде открыток полторы сотни писем. И на- стоящие, и бывшие ученики писали обращения со слова- ми благодарности своим пе- дагогам. Распространением занимались сами ученики. Учителя, получившие эти письма, со слезамина глазах нас благодарили. Говорили, что память о них — это так трогательно и значимо... Педагоги на первомайском митинге. ФОТО ОБКОМА ПРОФСОЮЗА Между прочим, в соответ- ствии с решением ФПЛО колоннапрофсоюза работни- ков народного образованияи науки заняла второе место в смотре-конкурсе«Налучшее оформление Первомайской праздничной колонны». А намитинге во всеуслышание прозвучало злободневное вы- ступление Юрия Савилова, доцента ЛГПУ от педагогов области. * * * «Мы» решили узнать мнениепоповодупрошедшей акции руководителей город- ских, районныхипервичных профсоюзных организаций. Валентина Хомутинни- кова (Липецк): — Всероссийская акция «В каждом живет учитель!» унасознаменоваласьвыезда- ми на места, встречами, дис- куссиями, выставками. Гор- ком профсоюза действовал совместно с администрацией Липецка. Лучшие предста- вители образовательной сфе- рынаграждалисьпремиями. Впереди у нас немало заду- мок, уже начали готовиться ко второму этапу акции. В Год учителя, на мой взгляд, профсоюзу надо использо- вать все возможности, чтобы поднять значимостьпедагога в обществе. Вера Сомова (Данков): — Все запомнили кон- курс компьютерных про- ектов «Мой любимый учи- тель», с интересом смотрели видеоролики, презентации. Ребята из 12школ создавали творческие работы о люби- мом учителе. Было очень интересно узнать, какую же оценку дают ученики своим преподавателям. Валентина Федяева (Усмань): — В рамках акции в профорганизациях района прошли встречи с предста- вителями местных органов власти, образовательных учреждений. Обсуждались перспективы развития со- циального партнерства, вы- полнения коллективных договоров. 28 апреля в ли- цее № 1 прошло заседание профактива и администра- ции. Тема была такая: «Пути оптимизации оплаты труда работников лицея». А са- мым, наверное, крупным мероприятием на базе этого же лицея стало чествование участников Великой Отече- ственной войны и ветеранов труда. Оксана Ростовцева (До- бринка): — У нас прошел смотр- С миру по новости Пенсионеры вошли в число наиболее уязвимых граждан для последствий кризиса: в ряде государств под предло- гом кризиса появились планы проведения пенсионных реформ, которые могут ухудшить положение пенсионеров. Все это добавилось к воздействию объективных факторов, в первую очередь к общему старению населения планеты, что повысило затраты на поддержание жизни лиц старше- го, уже не работающего поколения. Указанные процессы отражаются на работе профсоюзов с данной категорией людей, делая защиту их интересов одной из приоритетных областей профработы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz