Липецкая газета. 2010 г. (г. Липецк)
Лебедянская крепость, художник А. Коновалов. 4 ЛИПЕЦКАЯ газета П¢ТИА , 4 И¡НЯ 2010 № 108 (23736) ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ Б ылое СпецвыпÖск Липецкого областного краеведческого мÖзея и « Липецкой газеты » Николай Волынчиков, почетный гражданин Лебедянского района, член Липецкого областного краеведческого общества. Любопытно: городу Лебе- дяни в мае 2013 года исполнится всего 400 лет. А цитадели его, созданной русскими воеводами, считай, уже восемь столе- тий. Как известно, Киевская Русь еще в начале XII века простиралась от Черного моря до огромных озер севе- ра — Ладожского и Онеж- ского. Но междуусобицы удельных князей и частые набеги половцев расшатали это государство. И в 6640 году от сотворения мира (а по новому летосчислению в год 1132) Киевская Русь распалась на самостоятель- ные — большие и малые — княжества. Тогда-то и об- разовалось Муромо-Ря- занское княжество. К юго- востоку от него лежало Ди- кое поле, откуда к нему сразу же устремились по- ловцы. И пришлось пред- кам лебедянцев оборонять- ся. Вблизи опасной этой гра- ницы в воды Дона и Горо- дянки узким мысом скаль- ных речных берегов вдава- лось возвышение, известное ныне как Тяпкина гора. Там и возник сторожевой острог Лебедянского городища. Воеводы просто не могли не использовать для обороны такую господствующую вы- соту. Это подтверждено рас- копками второй половины XX столетия. Когда рыли котлованы под фундамент общежития педагогического колледжа на той самой Тяпкиной горе, нашли фрагменты глиняной посуды, кости домашних и диких живот- ных, большие куски полу- истлевших дубовых бревен, которыми был обнесен острог. Древнейшие из этих находок, по определению археолога В. П. Левенка, ЗАЩИТНИКИ | Рядом с Диким полем Лебедянский острог Михаил Корольков Наверное, в Год учителя любопытно и небесполезно заглянуть в прошлое, перелистать старые документы и подумать о том, как жили школы в давние времена, как работали тогдашние педагоги. Именно это и сделал журналист и краевед Михаил Король- ков. Долгое время на Руси детямвшколах, даже в сель- ских, никто не рассказывал, как хозяйствовать на земле, какпахать, сеять, разводить сады, выращивать овощи в парниках. Этот опыт пере- давался в семьях из поколе- ния в поколение —по прин- ципу «делай, как я». Итоль- ко после отмены крепостно- го права в школах стали появляться первые садовод- ческие питомники, где дети могли получить весьма нуж- ные им знания и навыки. Первые такие питомни- ки были устроены в сель- ских школах Верейского уездаМосковской губернии. В отчете за 1888 год губерна- тор отмечает, что посетил две из них и «находит, что нововведение в деле народ- ного образования обещает привести к весьма хорошим результатам и заслуживает особого поощрения». Рядом с этим предложением Его Императорское Величество соизволил собственноручно начертать: «Да». А 17 ноя- бря 1889 года он высочайше одобрил продолжение этой работы. Спустя года четыре ми- нистр народного просвеще- ния писал, что сады и огоро- дыприначальныхнародных училищах способствуют улучшениюжизниучителей, увеличению средств школы, распространениюсредимест- ного населения знаний по садоводству и огородниче- ству. Кроме того, крестьяне могли получать из школь- ных питомников черенки, семена, саженцы, причем на льготных условиях. На заседанииЛипецкого уездного училищного совета 21 февраля 1895 года под председательством А. М. Кожина было заслушано за- явление инспектора народ- ных училищтретьего участ- ка П. И. Капустянского о ведении садоводства и ого- родничества в Ильинской, Романовской, Казинской, Студеновской, Семенов- ской, Вешаловской, Двуре- ченской и Дикинской шко- лах. Чтобы лучше способ- ствовать делу, совет поста- новил организовать комис- сию в составе земского на- чальника Н. Ф. Рахманино- ва, инспектора училищ П. И. Капустянского, штатно- го смотрителяН. А. Рудниц- кого и выдал ей на покупку семян и прочие расходы 50 рублей. Комиссия рекомендова- ла учителям озаботиться собиранием семян огород- ных растений, в пригород- ныхДикинскоми Студенов- ском училищах завести пар- ники и расширить перечень культивируемых огородных растений. Она же просила земских начальников посо- действовать в отводе огоро- ШКОЛА, ВЕК XIX | Рождение традиции Накорми себя сам, учитель... дов преимущественно на низкойместностиилирядом с участками, где нет прудов, рек, озер, вырыть колодцы для полива. Учителям было рекомендовано использо- вать знания, полученные на курсах по садоводству в Орле, а также книги, рас- сылаемые инспектором на- родныхучилищ. Дабы«при- охотить учителей к обуче- нию детей сельскохозяй- ственным знаниям и ... раз- витьлюбовькэтимотраслям хозяйства в среде крестьян и распространить улучшен- ные породыогородных, пло- довых и лесных растений, поощрить учителя теми же плодами обрабатываемой ими земли» (речь шла об одной трети урожая). Учитель Дикинского училища Василий Никано- рович Голосницкий на за- прос комиссии о посадочном материале с явным удоволь- ствием «имеет честь доне- сти», что семена огородных культур и кустарники не требуются. Все необходимое приобретается и будет при- обретаться экономическим путем (личная инициатива!) и за счет средств земства (одновременное пособие в 10 руб.). Астекло, необходимое для парников, предполага- ется «приобретать со време- нем экономией садоводства и огородничества Дикин- ского училища». Согласно постановлению комиссии при каждой шко- ле должен быть питомник деревьев, а свободное про- странство между ними надо засевать семенами люцер- ны, клевера, пырея, манны овечьей. Примечательно: детям, работавшимна участ- ке, раздавали посадочные материалы для домашнего хозяйства. Накопленный опыт лег в основу «Временных правил для устройства и ведения садов и огородов приначаль- ных народных училищах» Министерствапросвещения. При этом ставились две цели: содействовать распро- странению среди населения сведений по садоводству, огородничеству и другим отраслям сельского хозяй- ства; улучшить экономиче- ское положение учащих (учителей). Разводить сады было не обязательным, ножелатель- ным делом. Педагог, взяв- шийся за него, обязан со- держать сад в таком состоя- нии, чтобы там было удобно проводить практикушколь- ников. Ему же следовало также обучать садоводству всех желающих, раздавать ученикам в качестве по- ощрения часть выращенно- го, прививки, семена и так далее. Принуждать учащих- ся к работам на участке не разрешалось. Заданиядолж- ны были соответствовать их силам, выполняться в сво- бодное от уроков время и сопровождаться объясне- ниями учителя. Предусма- тривались поощрения для педагога: денежные и по- четные награды Министер- ства земледелия (по согласо- ванию с Министерством на- родного просвещения). Земские школы Липец- когоуезда (вчастности, тоже Дикинское училище) быстро поддержали «верейский опыт» и заложили замеча- тельную традицию устрой- ствапришкольныхучастков. ВедÖщий рÖбрики Исаак Розенфельд исследовавшего их в лабо- ратории, относятся к XII веку. Грозным был острог, окруженный трехсаженным частоколом из заостренных дубовых бревен, с пятью боевыми башнями. С вос- точной и полуденной сторо- ны, кроме частокола, при- крывали его скальные бере- га Дона и Городянки, с севе- ра и запада, где местность равнинная, россы устроили защитный ров шириною в пять и глубиною более трех саженей. По дну этого глу- бокого рва были вкопаны заостренные дубовые надол- бы. Стал острог Лебедянско- го городища надежным за- слоном для приграничных с Диким полем с елений Муромо-Рязанского княже- ства. Вот и присмирели ко- чевники, отошли в глубь степей. А спустя столетие в битве при Калке их разгро- мили монголо-татары. К тому времени половцы вро- де как были уже союзника- ми русских (таковы ужпри- чуды истории). Наши дру- жины поспешили им на выручку. Но слишком мно- гочисленной, хорошо обу- ченной и выносливой была орда, навалившаяся с вос- тока. Впрочем, как писалН. М. Карамзин, «самые мни- мые друзья наши, половцы, виновники сей войны и сего несчастья, убивали россиян, чтобы взять их коней или одежду». А монголы поло- жили на израненных в сра- жении князей доски и пиро- валина этих страшных «сто- лах». Об этом сражении ле- тописи сообщают: «... И бысть победа на князей рус- ских, яко же не бывало от начала русской земли». «... И бысть вопль и плач и пе- чаль по городам и селам». А еще через четырнад- цать лет, в 1237 году, много- численные тумены Батыя, любимого внука Чингисха- на, надвинулись на Русь и р а з г р о м и л и Му р о м о - Рязанское княжество. Кре- постной острог Лебедянско- го городища они сожгли дотла. Служилые люди его пали в неравной схватке, а многочисленныежители по- садов вынуждены были укрыться в землянках, вы- рытых в непроходимом дон- ском разнолесье. И потяну- лись на Руси века (1237- 1480) монголо-татарского ига. Русичи сопротивлялись как могли. И постепенно монгольские тиски станови- лись слабее. Известно, что в полках Дмитрия Донского на Куликовом поле были воины и из местности, от- носящейся ныне к Липец- кой области. В «Сказании о Мамаевом побоище» — ли- цевой рукописи XVII века — отмечено, что на место сбора русских войск в Ко- ломну прибыл большой от- ряд Елецкого княжества, который бился мужествен- но. «И начаша сещися гроз- но вельми на поле Кулико- ве». Когдамонголо-татарское иго одолели, разрушенные русские крепости начали быстро восстанавливаться, дабы вновь оберегать жите- лей посадов от разбойных кочевых орд. В теперь уже сильном Рязанском княже- стве в конце XV века, как доносят летописцы, возро- дился и сторожевой острог Лебедянского городища.По- ставили его лебедянцы на прежнем месте в междуре- чье Дона и Городянки. А через столетие с лиш- ним, в 1613, году родитель царя посоветовал сыну Ми- хаилуФедоровичуРоманову укрепить острог, поскольку хорошо знал о набегах раз- бойных степняков, когда скрывался от преследования Бориса Годунова вблизи Лебедяни в своих вотчин- ных землях. Об укреплении крепости, дополненной большимострогом, известно из писцовой книги 1627- 1628 годов Григория Федо- ровича Киреевского. Ну, а первое письменное упоминание о Лебедяни от- носится ко времени мятеж- ного донского атамана И. М. Заруцкого. Посланный для его усмирения в 1613 году воевода Иван Одоев- ский сообщал государю: «Вор Ивашко Заруцкий стоит на Лебедяни». Это упоминание дало повод считать годом рождения Лебедяни 1613. После нападения Заруц- кого Лебедянский острог пережил разгромего казака- ми украинского гетмана Канашевича, по прозванию Сагайдачный, помогавшего польскому королевичу Вла- диславу, что двигался на Москву, а также многочис- ленные вылазки разбойных степняков. Пережил и вы- стоял. Лишь в 1703 году пожар его уничтожил. Но к тому моменту надобность в этом укрепленном сторожевом пикетеминовала. Город стал быстро развиваться как торгово-промышленный центр. И. Неверов «Нас разделяет не одна сотня километров, но все эти пространства—наша Земля Российская. Поэтому я с увлечением и волнением в моем удмуртском поселке беру в руки книгу елецкого автора Юрия Ширяева «Се- крет учительской души». В ней документально точно и вместе с тем с лирическим, ностальгическим чувством рассказывается об энтузиаз- ме, неподдельнойромантике 1950-1960-х годов, о замеча- тельных педагогах, работав- ших в старинном русском городе. В Год учителя это ценный подарок автора не только его малой родине, но и всей стране». Такпишет о работеЮрия Ширяева филолог, педагог, краевед, музеевед из Удмур- тии Светлана Бухалова. «Секрет учительской Алексей Овчинников, заведующий отделом региональной культуры Липецкого областного краеведческого музея. Семнадцать лет назад в нашем музее открылась литературная гостиная. В стенах ее звучат поэтиче- ские строки, старинные мелодии, в окружении подлинных вещей минув- ших веков выступают артисты и солисты, иногда композиции как бы копи- руют, воспроизводят стиль и дух салонных вечеров конца девятнадцатого — начала двадцатого столе- тий. Начало всему этому по- ложила прекрасный знаток родной литературы и куль- туры Светлана Кукрак, за- ведовавшая отделомлитера- турного краеведения. В го- стиной вскоре появились свои завсегдатаи — прежде всего, учителя словесности. Тем более что музейщики старались строить вечера с учетом школьной и вузов- ской программ по литера- турному краеведению. Чтобы продолжать на- чатое, нужно было менять штатное расписание музея, организовыватьновыйотдел —театрально-музыкального краеведения. Такое решение было принято. Теперь рядом с музейщиками работали музыканты, вокалисты, ак- терыдраматического театра. Ине беда, чтоунихпоначалу не было сценических при- способлений. У техника- осветителя Германа Лапина доставало фантазии и ма- стерства, чтобы это компен- сировать. Ини одно событие в музее не обходилось без музыки и стихов... Мало того: случались даже гастро- ли. Да и не где-нибудь, а в Ясной Поляне. Наши искушенные ясно- полянские коллеги слушали чуткоиувлеченно.Авконце один из них очень искренне, недежурными, неказенны- ми словами поблагодарил липчан. Когда он повернул- ся в профиль, мы узнали в его лице чертыЛьва Толсто- го. Это былВладимирИльич Толстой. Запомнилось, с каким удивлением и уваже- нием отнеслись хозяева к тому, что и актер, и певица, Виктор Елисеев, краевед, член Союза журналистов России, лауреат областной премии им. И.А. Бунина Род Павловых «прописал- ся» на нынешней Добрин- ской земле в начале девятнадцатого столетия. Были эти дворяне мелко- поместными, таких в России хватало. Неподалеку отДобринки прочно осел один из Павло- вых—ИванАлександрович. Многие его родственники служили в гвардии и армей- ских частях, а вот он решил связать свою жизнь с фло- том. В 1797 году поступил в Морской кадетский корпус и уже через два года пятнад- цатилетний гардемарин на корабле «СвятойИануарий» крейсировал у берегов Ту- манногоАльбиона, бороздил воды Балтики, посещал остров Тексель. В1801 годуюногоПавло- ва производят в первый офи- церский чин. Он становится мичманом и продолжает службу в столице на гребном флоте. В 1805 году Павлова на- значают смотрителем в Но- вом Адмиралтействе Север- ной Пальмиры. На этой должности он состоял два года, а 24 октября 1807 года в чине лейтенантафлота был уволен в отставку «для опре- делениякштатскимделам». ЗемлиПавловыхнаходи- лись не только в нынешнем Добринском районе, но и в Тамбовском уезде Тамбов- ской губернии. Впослед- ствии Иван Александрович женилсяна дочери отставно- го прапорщика-инженера Анатолия Бунина. Варвара Анатольевна жила в сельце Марфино (Бунино тож), в семидесятые годыпрошлого века исчезнувшее как «не- перспективное». Владел Марфино отстав- ной мичман, краевед, обще- ственный деятель, предво- дитель Усманского уездного дворянстваНиколайБунин. Его сестра Варвара и Иван Александрович вскоре ока- зались под энергичной дла- ньюНиколаяАнатольевича, который развил бурнуюдея- тельность, прослыв «образ- цовым помещиком». Помо- гать шурину Павлову при- ходилосьизо всех сил. Семья его росла. В1811 году родил- ся сын Николай, через три года — Александр, а потом КНИГА О ПЕДАГОГЕ | Борис Лесюк и другие Не профессия — призвание ЗВУЧАЩАЯ ПАМЯТЬ | Не только ȱкскурсии Музыка в музее ТОЧКА ЗРЕНИЯ | Родословная : сплетенье судеб Породнились с Пушкиным души» задумывалсяЮрием Ширяевым как книга о вы- дающемся педагоге Борисе Лесюке, чья жизнь и лич- ность хорошо знакомы по- стоянным читателям «Бы- лого» по ряду публикаций. Однако, по признанию ис- следователя, трудясь над рукописью, он понял, что без очерков-воспоминаний о друзьях, коллегах, наиболее ярких воспитанникахЛесю- ка повествование будет не- полным. Так появились в «Секре т е учит ель ской души» и другие герои. Жанр книги сложно определить. Документаль- ное повествование, мозаика воспоминаний, отрывки из дневников, поэтические строкиплюс обилие снимков — все это делает ее весьма необычной и привлекатель- ной даже для тех, кто не за- нимается краеведением, не причастен напрямуюк педа- гогической профессии и даже не живет в Ельце. и музыканты — штатные музейные сотрудники. С таким они столкнулись впервые. Были и другие выступле- ния за пределами родного музея. Мымного лет подряд отмечали день рождения выдающейся певицы На- деждыАндреевныОбуховой в нашем зале. Но однажды коллектив отдела решил от- правиться с концертом в село Хворостянку, где Обу- хова провела детские годы. На вечер в сельский ДК пу- блика собралась даже из окрестныхдеревень.Письма и воспоминания Надежды Андреевны чередовались с романсами и песнями из репертуара певицы. Зрители с неподдельным интересом слушали, как в своих автобиографических заметках Обухова описыва- ла усадебный дом в Хворо- стянке — двухэтажный, окруженный густым садом, с комнатами, где стояла ста- ринная мебель, висели се- мейные портреты. Надежда Андреевна, став знаменитой исполнительницей, не раз наведывалась на малую ро- дину. Такблагодарятворческой группе музейный фонд по- полнилсяновымисвидетель- ствами о любимой народом певице. А главное — без му- зыкантов и артистов уже трудно себе представить жизнь музея. Весьма попу- лярным, в частности, стал абонемент«Словоимузыка», цикллекций, театрализован- ных композиций, помогаю- щих проникнуться духом роднойкультуры,узнатьчто- то новое о событиях минув- шего в нашем регионе. На- пример, оМаринеЦветаевой, которая в сентябре 1918 года была в Усманском уезде, описав свою отчаянную по- ездку из голодной столицы в глубинку за продуктами не тольковстихах, ноивочерке «Вольный проезд». Эту про- грамму замечательно вела Раиса Целищева. Она, ка- жется, все знает о трагиче- ской судьбеМариныИванов- ны. И вновь стихи точно и энергично поддерживались музыкой, пианистка Елена Щербаковаболеечасаостава- лась на сцене. А у творческого коллек- тива зреют новые замыслы. Арсеналмузейщиков попол- нился очень выразительны- ми, эмоциональными воз- можностями. дочь, названная в честь ма- териВарварой. Воспреемни- ком их был Николай Анато- льевич. Позже появились у Павловых еще и Дмитрий, Алексей, Василий, Марья, Елизавета. В марте 1825 года Иван Александрович пишет про- шение на имя императора АлександраПервого с прось- бой внести его с родом в дворянскую родословную книгуТамбовской губернии. 6 июня 1825 года ему было «пожаловано дворянство». В отличие от отца и дяди АлександрИвановичслужил вгвардии, участвовалвомно- гих войнах, имел ордена. К сожалению, архивных доку- ментов о нем почти не сохра- нилось. 4декабря1852 годау него родилась дочь Мария, которойсужденобыловыйти замуж за сына Александра Сергеевича Пушкина. 8 апреля 1875 года стар- ший сын поэта Александр Александровичпотерялсвою супругуСофьюАлександров- ну, урожденную Ланскую. Трудно сказать, где и как произошла встреча вдовца и Марии Павловой. Мария Александровна знала, что на руках офицера-гусара от первого брака осталось семе- ро детей, и не побоялась связать с ним свою жизнь. Александр Александрович был старшеМарииАлексан- дровнына девятнадцать лет, однако брак их был счастли- вым. УПушкиных родились двое сыновей — Сергей и Николай, дочьЕлена. Сергей Александрович, избрав во- енную стезю, по невыяснен- нымобстоятельствамзастре- лился в 1898 году — в двад- цатилетнем возрасте. Нико- лайАлександровичпошелпо стопам отца-кавалериста. В годыПервоймировой войны служил в заштатномгородке Тамбовской губернии — Кирсаново. Женат был на Надежде Алексеевне Петун- никовой. В 1917 году супру- ги Пушкины с детьми Ната- льей и Александром (их на- звали в честь прадеда и его жены Натальи Гончаровой) эмигрировали в Бельгию. Елена Александровна Пуш- кина, в замужестве Розен- мейер, была фрейлиной при царском дворе, затем с мужем-драгоманом посоль- ства жила в Турции. В 1935 годуонапоселилась вНицце, где умерла в большойнужде, несмотря на помощь И. А. Бунина—дальнегородствен- ника по линии прабабушки В.А.Буниной-Павловой.По- томкиА.А.ПушкинаиМ.А. Павловой по сей день живут за рубежом. СамажеМарияАлексан- дровна пережила своего любимого супруга, отставно- го генерала-лейтенанта ка- валерии А.А. Пушкина, на пять лет. Россию она не по- кинула. Умерла в сентябре 1919 года вдали от добрин- ских мест, где покоился прах ее прадеда и прабабки. Художник Виктор Лузанов создал целую серию произведений, повествующих о предках Пушкина, чья судьба была прочно связана с липецкой землей. На картине, которуювы видите, юный поэт запечатлен со своей любимой «липецкой бабушкой». Но, как выясняется, наш край сыграл свою роль и в истории пушкинских потомков...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz