Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

стало предлагать свое совре- менное прочтение классики, в частности, на фестивале была показана последняя работаЛи- пецкого академического теа- тра драмы имени Л. Н. Толсто- го «Барабанда — Алимонда», весьма вольно трактующая че- ховский текст. По душе ли вам такие эксперименты? — Каждое новое поколение ищет своегоЧехова. Иправиль- но делает. Это закон жизни. Нельзя один в один восстано- вить прижизненные чеховские постановки. Это будет фальши- во, да и неинтересно. В упомя- нутом вами спектакле худож- ник использует чеховский ма- териал для того, чтобы решить проблемы современности каж- дой деталью, будь то надувной бассейн, картинки с рекламой или электрический паровозик. Подчеркивая при этом, что к эпохе Чехова действие не име- ет никакого отношения. Такое осовременивание классики, на мой взгляд, впол- не оправданно. —Выкак-то сказали, что со- временный театр развивается гораздо динамичнее и интерес- нее, нежели литература и кни- ги. Почему, на ваш взгляд, так происходит? — У театра есть возмож- ность мгновенно реагировать на современность. Театр пошел в народ, вМоскве и в провинции бум театральных студий. В от- личие от книг и кино здесь есть моментальный контакт со зри- телем. Если его трогает поста- новка, зритель хохочет, сопе- реживает, нет — встает и ухо- дит. В литературе такой реак- ции сейчас нет. Кто-то что-то напечатает небольшим тира- жом, кто-то скажет: ничего, чи- тать можно. Интернет перегру- жен всякой всячиной до преде- ла, вот народ и не читает или читает всякую ерунду. А теа- тру удается улавливать и пере- давать в зал ощущение време- ни. Этим он и ценен. — А как вы с позиции се- рьезного литературного кри- тика оцениваете современную отечественную литературу? — Мое поколение — Аксе- нов, Трифонов, Тарковский, Прасолов,Жигулин, Корнилов, Евтушенко,Рождественский,— к сожалению, уходит из литера- туры, оставив великоенаследие. Талантливые новые имена есть, можно назватьМаканина, Евсе- ева, Есина, но нет литературно- го процесса как такового. Писа- тели разучились ставить серьез- ныевопросы, современнаяпроза зачастую превратилась в лите- ратурный продукт, предназна- ченныйдлялегкого, бездумного потребления. Вдумчиво читать книгу — это серьезная работа, далеко не все к ней готовы. Ме- сто поисков своего слова и стиля заняла стилизация. Возьмем, к примеру, Акунина, прекрасно- го переводчика, хорошо обра- зованного, блестящего стили- ста, но то, что он делает, — это же глянцевая литература, тща- тельно выписаная стилизация то под Лескова, то под Достоев- ского. Его задача—развлечь чи- тателя, а не решать серьезную художественную проблему. Та- кая монотонность скучна для меня, я лучше прочту Лескова в оригинале. Весьма красноре- чив тотфакт, о чемпишут самые яркие представители молодого писательского поколения. Пе- левин воспевает наркоту, Соро- кин — экскременты. Ясно, что у такой литературы с деструк- тивным началом нет будущего, должно появиться что-то све- жее, новое. — Некоторые критики все- рьез заявляют, что появилась новая литература для россий- ского среднего класса, приводя в пример книги Сергея Минае- ва иОксаныРобски. Насколько оправданны эти утверждения? —Есть прекрасный русский писатель Борис Минаев, напи- савший «Детство Лёвы», мно- го талантливей своего однофа- мильца. Вся эта гламурная и антигламурная проза мне не- интересна. Как-то Гордон по- звал меня на передачу, посвя- щенную Никасу Сафронову. Там я сказал, что, когда Сафро- нов в начале своего творческого пути занимался художествен- ной провокацией, рисуяМадон- ну в образе блудницы, меня воз- мущало это кощунство, но оно выделялось на фоне скуки и се- рости. Сейчас же, когда Никас пишет благообразные портре- тыпрезидентов и губернаторов, они скучны и не вызывают ни- каких эмоций. Так же скучна, на мой взгляд, и вся наша мод- ная литература. Это абсолютно коммерческое явление. Им да- леко до Бальзака в осмыслении роли буржуазии. —В наши дни много спорят об изменениях, происходящих в русскомязыке. Акаково ваше отношение к ним? —Все это—«лизинг», «мар- кетинг», «холдинг» — воспри- нимаюс трудом, но, видимо, без англоязычных профессиональ- ных терминов уже не обойтись. Мат терпеть не могу, а вот ког- да молодые в своей речи исполь- зуют всякие «фишки» — это же здорово. Как-то еду в метро и слышу, как девушка делит- ся с подругой впечатлениями от спектакля Спесивцева: «Я ничего не поняла, но угорела!» Как метко сказано! И мы в свое время любилищеголять словеч- ками, наподобие «уконтрапу- пить». Ничего страшного в этом нет, каждое поколение стремит- ся самовыразиться, привнести в язык что-то свое. —Не возникает ли у вас но- стальгии по тем временам, ког- да «Литературка» входила в обязательный круг чтения каж- дого интеллигента? — Ностальгия по тем вре- менам есть, но возврата к ним уже не может быть никогда. Слишком многое изменилось с тех пор. Думаю, не стоит иде- ализировать прошлое, за пра- во иметь свое мнение приходи- лось бороться с бюрократией и партократией. Чтобы преодо- леть запреты цензуры, я выра- ботал свой стиль, позволявший сказать больше, чем дозволе- но. Сегодня же запретов нет, но нет и той заинтересованной ау- дитории. —Есть линадежданановый «Серебряный век» русской ли- тературы? —Безусловно. Япреподаю в двух университетахи вижу, как меняется состав студентов. Ны- нешняя молодежь это не те де- вочки, которые мечтали стать путанами, а мальчики — бан- кирами. Сейчас приходит по- коление, которое хочет понять, что же происходит с нами, куда мыидем. Но есть еще один важ- ный аспект. В свое время у меня спросили на лекции, почему в страшные годысреди страшных людейиужасающихиспытаний рождалась великая литература. «Вы хотите великой литерату- ры, а готовы ли вы к великим страданиям? Есть ли среди вас Пьеры Безуховы?» — так отве- тил я тогда и сейчас не изменил своего мнения. 25 ИЮНЯ 2009 № 122/23500/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Известный российский литера- турный критик и публицист Лев Аннинский — частый гость «Липецких театральных встреч». С его именем связана целая эпоха в отечественном литературоведении. Два десятка книг, более пяти тысяч статей, авторские передачи на телевидении и радио — сфера профессио- нальных интересов Аннинско- го простирается от русской классической литературы XIX века до творчества бардов. В юбилейном, 25-м, фестивале литератор принял участие в дискуссиях на научно- практической конференции «Чеховские персонажи в постсоветской России» и поделился своими размышле- ниями с журналистом «Липец- кой газеты». — Лев Александрович, ка- кие впечатления у вас остались от последних «Липецких теа- тральных встреч»? — Не могу отделаться от странного ощущения: основа- теля «...театральных встреч» Владимира Пахомова уже нет с нами, а фестиваль продолжает жить своей насыщенной, инте- ресной жизнью. Мне было при- ятно приехать в гостеприимный Липецк вновь. Чехов, как ни- когда, нужен всем нам сегодня, и тема, заявленная на конферен- ции, очень актуальна. Казалось бы, что общего может быть у ин- теллигентного, мягкого, дели- катного Чехова с жестокостьюи беспардонностьюнашего време- ни?Советскойдействительности чеховские герои были чужды, точно так же, как были чужды Толстой, пока не началась Вели- кая Отечественная война, и До- стоевский, пока наше общество не осознало, что бесызасели глу- боко внутри нас. Чехов, с его ин- теллигентным пенсне и мягкой усмешкой, всем своим видом за- являет: я в этих ваших гадостях не участвую. Реабилитировав- ший своим творчеством чело- веколюбие и деликатность дра- матург стал спасительной отду- шиной для интеллигенции. Се- годня, когда властителями душ просвещенного общества стали постмодернисты Сорокин и Пе- левин, чеховские мотивы вновь приобретают особое значение. Антон Павлович призывал по капле выдавливать из себя раба, но наш человек по капле ничего не делает. Ему подавай все и сра- зу. Из крайности в крайность… Так и живем. — Сегодня хорошим тоном СОБЕСЕДНИК «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» | Популярный российский писатель Лев Аннинский : «Талантливая провокация интереснее серости и скуки» По информации агентства ИТАР-ТАСС Жители России при переходе на цифровое телевидение и радио будут бесплатно смо- треть и слушать восемь теле- и три радиоканала. Такая государственная гарантия дается в указе, подписанном президентом РФ Дмитрием Медведевым. Как сообщила пресс-служба Кремля, документ подписан «в целях обеспечения свободымас- совой информации и создания условий для получения населе- нием социально значимой ин- формации». Указом «устанавливается обязательный для вещателей и Цифра обживает телевизор операторов связи и бесплатный для потребителей характер рас- пространения общероссийских обязательных общедоступных телевизионных и радиокана- лов», подчеркивают вМинкомс- вязи России. В пакет общерос- сийских обязательных общедо- ступных телевизионных и ради- оканалов вошли телевизионные Первый канал, «Российское те- левидение»(«Россия»),«Россий- ский информационный канал» («Вести 24»), «НТВ», «Культу- ра», «Спорт», «Петербург — 5 канал» и радиовещательные — «Радио России», «Маяк», «Ве- сти ФМ». В состав обязатель- ныхобщедоступныхтелевизион- ных и радиоканалов войдет так- жедетско-юношескийканал, ко- торый еще толькопредстоит соз- дать. «Такой пакет обеспечива- ет население всей страны соци- ально значимой информацией с учетомдобавлениярегионально- го наполнения в сетку вещания части каналов ФГУП «ВГТРК», — заверяют в министерстве. В указе глава государства поддерживает предложение о создании до 1 января 2011 года детско-юношеского канала на основе работающих в настоя- щее время телевизионныхкана- лов «Теленяня» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть») и «Би- бигон» (ФГУП «ВГТРК»). В на- стоящее время эти каналы име- ют ограниченные возможности для распространения, поэтому появление в эфире полноцен- ного детско-юношеского кана- ла поддержит выполнение важ- ной социальной задачи воспита- ния детей и юношества. Организационное и техни- ческое единство сетей вещания общероссийских обязательных общедоступных телевизион- ных и радиоканалов обеспечи- вается тем, что эфирная назем- ная трансляция, а также соз- дание и развертывание цифро- вых наземных сетей для эфир- ной трансляции осуществля- ются единым государствен- ным оператором телерадиове- щания «Федеральное государ- ственное унитарное предприя- тие «Российская телевизион- ная и радиовещательная сеть». «Впереди предстоит про- должительная, кропотливая работа по подготовке и заклю- чению договоров между ФГУП «РТРС» и альтернативными операторами», — отмечают в Минкомсвязи. В ведомстве уве- рены, что «при создании едино- го комплекса сетей вещания об- щероссийскихобязательныхоб- щедоступных телевизионных и радиоканалов 99,9процента ин- тересов альтернативных опера- торов будут соблюдены». Эффективность использова- нияограниченногорадиочастот- ного ресурса достигается благо- даря тому, что эфирная цифро- вая наземная трансляция обще- российских обязательных обще- доступных телевизионных и ра- диоканалов будет вестись еди- ным пакетом, с использовани- ем одного радиочастотного ка- нала, предназначенного для те- левизионноговещаниявкаждой конкретной зоне вещания. При- менение современногостандарта сжатия телевизионного изобра- жения (МPEG-4) дает возмож- ность эфирной цифровой назем- ной трансляции в одном радио- частотномканале требуемогоко- личестваобщероссийскихобяза- тельныхобщедоступныхтелеви- зионныхирадиоканалов при со- блюдениивысокихтребованийк качеству изображения и звука. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz