Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

№ 119/23497/ 20 ИЮНЯ 2009 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение. Начало на 9-16-й стр. Доклад «О положении детей в Липецкой области» (2008 год) Продолжение на 18-й стр. молодых», празднование для молодежи Дней воинской славы России, молодежный турнир по спортивным бальным танцам «Кубок Петра Великого», молодежная военно-спортивная игра «Вперед, мальчишки!» и другие. В целях совершенствования системы социализации и патриотического воспитания молодежи в 2008 году постановлениями администрации области созданы государствен- ные (областные) учреждения «Липецкий областной Центр социализации молодежи» и «Ли- пецкий областной Центр патриотического воспитания молодежи». За период с августа по декабрь 2008 года Центрами проведено свыше 35 мероприятий, участниками которых ста- ли свыше 30000 молодых граждан. Однако со вступлением с 01.01.2008 года в силу новой редакции Бюджетного кодекса РФ исключены субсидии общественным объединениям из областного бюджета, что может послужить в дальнейшем причиной снижения как количества членов объединений, так и количества самих объединений. В то же время настоящей школой инновационной активности молодёжи стало соци- альное проектирование как один из наиболее актуальных и востребованных механизмов развития гражданского общества в 2008 году. Сегодня практически каждое мероприятие в сфере реализации государственной молодёжной политики представляет собой инноваци- онный социальный проект с непосредственным участием самих молодых граждан. Так, в Липецке с непосредственным участием трёх тысяч юношей и девушек в 2008 году реали- зовано 10 социальных проектов, победивших в конкурсе на предоставление муниципаль- ных социальных грантов, — треть всех победивших заявок. Всего около 7,5 млн. рублей выделено из областного бюджета на реализацию социальных проектов молодёжных орга- низаций. В 2008 году пять общественных объединений стали победителями конкурса на предо- ставление федеральных грантов. Из них 3 организации — ЛООО «Родители — против нар- котиков», ЛООМО «Военно-исторический клуб «Копье», ЛООО «Ассоциация учащейся мо- лодежи» — реализуют проекты, направленные на решение проблем несовершеннолетних. Общая сумма привлеченных федеральных средств в 2008 году составила 1250 тыс. ру- блей. Значительную поддержку в 2008 году в реализации проектов общественных организа- ций по решению проблем несовершеннолетних оказал конкурс социального гранта, про- веденный управлением по связям с общественностью Липецкой области в рамках област- ной целевой программы «Развитие гражданского общества (2007 — 2010 гг.)». Это позволило реализовать следующие проекты: «I Областной слет — «Летняя школа волонтеров 2008» (профилактика наркомании, токсикомании и употребления алкоголя), организованный городской общественной орга- низацией «Будущее без СПИДа». Данный проект объединил волонтерские отряды 12 обра- зовательных учреждений области, позволил привлечь внимание общественности к идеям добровольчества, создать условия для развития молодежных инициатив в сфере пропа- ганды здорового образа жизни, а также стал мощным стимулятором поощрения наиболее активных участников добровольческого движения. «Начни танцевать — останови СПИД», реализованный ЛООО «Ассоциация уча- щейся молодежи» с целью профилактики ВИЧ/СПИДа среди молодых людей Липецкой области. «Поколение NEXT» — проект ЛООО «Родители — против наркотиков», включивший в себя работу общественной приемной, консультационно-юридической службы по пробле- мам наркомании; социальную работу с подростками «группы риска»: проведение профи- лактических мероприятий со школьниками и учащимися. Общая аудитория данного проек- та свыше 2500 человек. Областной конкурс-соревнование юных инспекторов движения «Безопасное ко- лесо», организатором которого выступила ЛРО ДЮО «Союз юных инспекторов движе- ния». Конкурс выявил лучшие команды юидовцев и установил дружеские контакты между коллективами образовательных учреждений Липецкой области, Республики Казахстан, Воронежской и Тамбовской областей. Работа, проведенная «Союзом ЮИД», в определенной степени позволила сократить уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Число пострадавших детей за 6 месяцев 2008 года сократилось на 35% по сравнению с 2007 годом. Уменьшилось на 30% детей, получивших травмы по собственной вине. Важным результатом стало вовлечение в движение «Безопасное колесо» детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей. Самая многочисленная ЛООО «Союз пионерских и детских организаций» стала иници- атором целого ряда проектов: — «От СПН к Олимпийским рекордам!», направленный на пропаганду здорового об- раза жизни, развитие физкультурного движения, формирование интереса к спорту среди детей и подростков. — «Детская ассамблея Липецкой области», один из первых проектов в регионе по развитию детской гражданской инициативы. Он предоставил детям, увлеченным парла- ментаризмом, активно участвующим в социально значимой деятельности своей школы, села, города, площадку для диалога с представителями власти и общественных структур, формирует чувство социальной ответственности. — «Дорогой Добра», в реализации которого приняло участие более 3000 человек — руководителей, лидеров, членов детских общественных объединений Липецкой области. Данный проект создал необходимые условия для дальнейшего развития добровольческо- го движения в Липецкой области, он позволил активизировать процесс создания и дея- тельности районных добровольческих вожатских отрядов, появления в районах лидеров детских объединений. — Фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дружба для всех», целью которого стало оказание информационной и правовой помощи семьям, а также интеграция детей-инвалидов в общественную жизнь, повышение их творческой ак- тивности. В нем приняло участие 148 человек, из которых — 37 семей детей с ограничен- ными возможностями здоровья. На протяжении 20 лет в регионе успешно действует по решению проблем несовер- шеннолетних Липецкое региональное отделение Общероссийского общественного благо- творительного фонда «Российский детский фонд». В 2008 году его работа была направле- на на выполнение благотворительных программ по защите прав детей на охрану жизни и здоровья, организации медицинской помощи детям области, индивидуальной реабилита- ции и социальной адаптации больных детей, оказанию помощи незащищенной категории детей, приобщению детей и подростков к духовным и нравственным ценностям культуры, формированию нравственного сознания, патриотическому воспитанию. Для реализации этих задач в рамках областной целевой программы «Развитие граж- данского общества (2007 — 2010 годы)» отделение получило областные социальные гран- ты в общем размере 1 млн. 200 тысяч рублей. Дополнительные средства в объеме 500 тыс. рублей собраны региональным отделением во время проведения традиционного об- ластного благотворительного марафона «Пусть каждый день наполнится добром!». Полученные средства были направлены на приобретение медицинского оборудова- ния, поддержку и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, оказа- ние срочной социальной помощи. Значимым событием 2008 года стала «Неделя детского фонда», приуроченная к Меж- дународному Дню защиты детей (с 26 мая по 2 июня). На протяжении 7 дней проведены: «круглый стол» на тему «Здоровье детей — забота семьи и государства»; праздник для больных фенилкетонурией; открытие музыкального класса в с. Гагарино Лев-Толстовского района; поездка в Москву 100 воспитанников учреждений государственной поддержки и детей, находящихся под опекой; областные детские праздники и др. Новым в деятельности общественных организаций в 2008 году стала реализация ряда проектов совместно с областными учреждениями государственной поддержки детства. Примерами такого сотрудничества стали проекты: «Моя любовь — воздушный шар» (ЛООО «Федерация воздухоплавания»), «Велопробег Липецк — Сочи» (ЛОМОО «Федера- ция мультиспорта и экстремальных гонок»). Результатом этой работы стало расширение направлений социальной адаптации воспитанников этих учреждений, достижение поло- жительного воспитательного, психологического и общеукрепляющего эффекта. Подводя итоги деятельности ряда областных общественных организаций, следует от- метить, что большинство мероприятий, подготовленных и проведенных ими в 2008 году, было направлено на защиту детей, оказание необходимой помощи, включая работу по профилактике наркомании, СПИДа, оказанию материальной помощи, социализации и ин- теграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Областные общественные ор- ганизации сегодня успешно решают вопросы оказания социальной, психологической, информационно-просветительской поддержки. В регионе активно развивается волонтерское движение, расширяются сферы деятель- ности добровольческих отрядов. Накоплен положительный опыт взаимодействия и со- трудничества общественных организаций в решении проблем несовершеннолетних. Важ- но, что их помощь носит преимущественно адресный характер, что делает ее своевремен- ной и результативной. Однако до сих пор остаются актуальными проблемы координации общественных ини- циатив, связанных с разработкой и реализацией проектов и программ социальной защиты детства, активного взаимодействия со средствами массовой информации в целях популя- ризации идей благотворительности и добровольчества. РАЗДЕЛ 11. ОПЫТ РАБОТЫПО УЛУЧШЕНИЮПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В 2008 году в целях повышения уровня правовой защиты несовершеннолетних, преду- преждения совершения преступлений, а также совершенствования системы работы с не- совершеннолетними судебных органов и всех служб профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних в Липецкой области большое внимание уделялось во- просам становления ювенальной юстиции — правосудию для несовершеннолетних. Учитывая, что главным звеном ювенальной юстиции является суд по делам о несовер- шеннолетних, 10 июля 2008 года на Координационном совещании в областном суде утверждено Положение о Координационном совете по развитию ювенальных технологий в Липецкой области. Возглавил Координационный совет председатель Липецкого област- ного суда Марков Иван Иванович, сопредседатель — заместитель главы администрации Липецкой области, председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Липецкой области Куракова Людмила Валентиновна. Основной задачей Координационного совета является внедрение ювенальных техно- логий, основанных на международных нормах и принципах восстановительного правосу- дия в отношении несовершеннолетних, направленных на защиту прав и интересов ребен- ка, профилактику детской преступности, реабилитацию и адаптацию подростка в обще- стве. Основные цели и принципы отправления правосудия в отношении несовершеннолет- них, иначе — ювенальные технологии, закреплены в международно-правовых актах, регу- лирующих порядок рассмотрения дел и материалов с участием несовершеннолетних — Декларация о правах человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах ребенка, Ми- нимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы ООН для предупре- ждения преступности среди несовершеннолетних, лишенных свободы (Эр-Риядские прин- ципы), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Несмотря на то, что в Российской Федерации на данный момент нет специального за- кона, регулирующего применение ювенальных технологий, имеющаяся законодательная база позволяет применять вышеуказанные принципы. Это Конституция Российской Феде- рации, Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 «Об осно- вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», По- становление Пленумов Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм меж- дународного права и международных договоров Российской Федерации» и от 14 февраля 2000 года № 7 (с последующими изменениями и дополнениями) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Во исполнение вышеуказанных принципов на проведение ранней профилактики пра- вонарушений несовершеннолетних направлен Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» (далее — областной Закон). В целях эффективной реализации областного Закона на территории области отраба- тывается модель, направленная на поэтапное создание комплексной системы профилак- тики и правосудия в отношении несовершеннолетних, внедрение ювенальных технологий. В систему ювенальной юстиции вошли специализированный суд по рассмотрению дел и материалов с участием несовершеннолетних и тесно взаимодействующие с ним службы профилактики. В настоящее время все судебные органы области приступили к работе по системе ювенальных технологий, руководствуясь следующими принципами: 1. Содействие благополучию несовершеннолетнего, в соответствии с которым при- частные к работе с несовершеннолетним органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции прилагают все усилия для предоставления ему необходимой помощи (материальной, получение образования или профессиональной подготовки, тру- доустройство и другой). 2. Соразмерность как средство ограничения использования карательных санкций. В соответствии с данным принципом, во всех случаях до вынесения окончательного реше- ния по делу о правонарушении тщательно изучаются личность несовершеннолетнего, его окружение и условия, в которых он проживает, обстоятельства, при которых было совер- шено правонарушение. Соблюдение этого принципа необходимо как для принятия спра- ведливого решения по делу, так и для проведения профилактических мер с целью преду- преждения совершения со стороны несовершеннолетнего повторного преступления. 3. Ограничение гласности, в соответствии с которым большинство судебных заседа- ний в отношении несовершеннолетних проходят в закрытом режиме. 4. Принцип прекращения дела, который заключается в том, что органы внутренних дел, прокуратуры, в производстве которых находятся дела в отношении несовершеннолетних, должны быть уполномочены принимать решения по своему усмотрению, без проведения официального слушания дела. Такая практика позволяет ограничить негативные послед- ствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Данный принцип касается дел, не связанных с серьезным нарушением, и когда семья, школа и другие институты, осуществляющие социальный контроль, уже приняли или намерены принять надлежащие конструктивные меры воздействия. В результате судами вынесено 36 частных постановлений в адрес различных органи- заций. Несовершеннолетним оказывалась помощь психологического и социального ха- рактера, в восстановлении на учебу, в трудоустройстве, в направлении на лечение, полу- чении паспорта. По итогам рассмотрения уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяже- сти суд освободил 29 подростков от уголовной ответственности и наказания, назначив им принудительные меры воспитательного воздействия, и 43 несовершеннолетних освобож- дены от уголовной ответственности в связи с тем, что они загладили причиненный вред и примирились с потерпевшим. Из 67 осужденных подростков: 17 — назначено наказание, не связанное с лишением свободы; 36 — лишение свободы условно с испытательным сро- ком; 14 — реальное лишение свободы. Для выработки новых подходов к решению обозначенных проблем и укрепления меж- ведомственного взаимодействия в 2008 году в соответствии с распоряжением админи- страции области от 16.09.2008 № 398-р «О внесении изменений в распоряжение админи- страции области от 19.04.2005 № 253-р «Об образовании областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» переработано Положение об областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — областная Комиссия), изменен ее состав. В соответствии со статьей 4 областного Закона, которым определены органы и учреж- дения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, областная Комиссия сформирована с учетом включения в ее состав руководителей основ- ных ведомственных служб, занимающихся вопросами образования и воспитания, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, занято- сти, для комплексного решения проблемных вопросов в данной сфере. Активно проводится работа по отработке механизма взаимодействия и взаимоинфор- мирования между всеми субъектами системы профилактики Липецкой области. В этих целях областной Комиссией разработаны и утверждены: «Схема межведом- ственного взаимодействия по выявлению, учету и организации индивидуально- профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социаль- но опасном положении», «Порядок организации учета несовершеннолетних в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетни- ми и семьями, состоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики». Будучи коллегиальными органами, муниципальные комиссии по делам несовершенно- летних и защите их прав своими постановлениями разрабатывают межведомственные программы реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, дают конкретные поручения всем субъектам профилактики по орга- низации индивидуальной профилактической работы, устанавливают сроки и контролиру- ют исполнение поручений. Такой подход способствует повышению уровня и качества реа- билитационной работы. Особая роль в развитии судопроизводства в области ювенальных технологий, реали- зации областного Закона принадлежит психолого-педагогической службе. С 1 июня 2008 года на базе областного Центра диагностики и консультирования (далее — Центра) создана ювенальная служба, которая обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение в процессе судопроизводства несовершеннолетних, оказавшихся в кон- фликте с законом, помощь детям, находящимся в социально опасном положении. За период с 1 июня по 31 декабря 2008 года психологами Центра проведены: 142 психолого-педагогических обследования несовершеннолетних и 116 — родителей или лиц, их заменяющих; 170 консультаций подростков, 53 — их родителей или лиц, их заме- няющих. Обеспечено сопровождение 98 несовершеннолетних в ходе судебных заседаний, проведено 10 индивидуальных коррекционно-реабилитационных занятий с несовершен- нолетними правонарушителями и 8 групповых занятий с подростками, ставшими жертва- ми насилия. Введение ювенальных технологий в области существенно повысило уровень взаимо- действия между судами и службами профилактики. Как результат — преступность несо- вершеннолетних снизилась на 15%. Из 253 несовершеннолетних, в отношении которых в период внедрения ювенальных технологий рассмотрены уголовные дела, только 5 совер- шили повторные преступления. В целях дальнейшего внедрения ювенальных технологий стоит задача повышения про- фессионализма и подготовки всех лиц, занимающихся делами несовершеннолетних. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Липецкой области созданы необходимые условия для успешного развития социаль- ного института детства. Рост социально-экономического потенциала региона, позитивные тенденции в развитии качества жизни, темпы и объемы жилищного строительства, устой- чивые позиции в образовании и медицине в совокупности своей создают предпосылки для полноценного духовного и физического развития подрастающего поколения. Улучшение ряда показателей в различных сферах социальной политики в отношении детей явилось результатом целенаправленной работы и совместных усилий органов госу- дарственной власти различного уровня, органов местного самоуправления Липецкой об- ласти, гражданско-правовых институтов. Меры, направленные на улучшение положения семьи и детей, реализуются в области программно-целевым методом, в том числе через национальные проекты в сфере здраво- охранения, жилищной политики, образования, федеральные и областные целевые про- граммы. На территории Липецкой области действует более 40 нормативно-правовых актов, определяющих деятельность органов власти региона по решению задач в области наро- донаселения, сформулированных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции охраны здоровья в Российской Федера- ции, Концепции миграционной политики в Российской Федерации, Указе Президента Рос- сийской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики». Благодаря принимаемым мерам, в последние годы в демографическом развитии об- ласти имели место определенные позитивные сдвиги. Отмечается устойчивый рост абсо- лютного числа родившихся, общего коэффициента рождаемости. В 2008 году родилось 12,6 тыс. чел. (2007 г. — 12,1 тыс. чел.). Общий коэффициент рождаемости вырос за ана- лизируемый период с 9,6 в 2006 году до 10,8 промилле в 2008 году. За последние три года общий коэффициент естественной убыли населения уменьшился с 7,8 до 6,3 промилле, или на 19,2%. Отмечается снижение уровня младенческой и материнской смертности, уменьшение показателя заболеваемости детей. Показатель младенческой смертности по области за 3 года уменьшился на 8,6%; общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 1%, детей первого года жизни — на 8,3%. В 2008 году зафиксировано 2 случая материнской смертности, что в два раза ниже показате- ля 2007 года. Показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизился на 1,4%. В результате активного медико-социального патронажа семей группы риска в 2008 году на 52,3% уменьшилось число детей, умерших от несчастных случаев, травм, отравле- ний (в сравнении с 2007 годом). Благодаря увеличению охвата детей вакцинацией достиг- нуты значительные успехи в снижении показателя инфекционной заболеваемости, управ- ляемой средствами иммунопрофилактики. Область продолжает оставаться в числе терри- торий Российской Федерации с низким распространением ВИЧ-инфекции. Положительная динамика перечисленных показателей во многом связана с совершен- ствованием материальной и технической базы службы материнства и детства в рамках ре- ализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также наметившимся ро- стом благосостояния населения. Среди мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастаю- щего поколения Липецкой области, особое внимание уделялось вопросам организации питания детей. Область вошла в число победителей конкурсного отбора субъектов Рос- сийской Федерации по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждени- ях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждени- ях. На финансирование мероприятий эксперимента по совершенствованию организации питания школьников в городе Липецке выделено 130,2 млн. руб., в том числе 39,0 млн. ру- блей из федерального, 31,2 млн. рублей из областного, 59,9 млн. рублей из муниципаль- ного бюджетов. С 1 января 2008 года увеличен размер социальных выплат на питание де- тей общеобразовательных учреждений с 7 до 9 рублей. Это позволило увеличить охват го- рячим питанием с 70% (2007 г.) до 82% (2008 г.). Продолжалась целенаправленная работа по формированию у подростков мотивации к здоровому образу жизни. Вследствие реализации межведомственного взаимодействия и непрерывных лечебно-профилактических мероприятий в области сохраняется низкий уро- вень показателей распространенности алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних. Проблемы семьи в 2008 году были в центре внимания всех уровней власти. Реализо- ван комплекс мер, направленных на усиление государственной поддержки семей с детьми и создание наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания детей. Это, пре- жде всего, материальное стимулирование беременных женщин и семей, имеющих детей. Многое сделано для возрождения семейных ценностей, культивирования образа большой дружной семьи: — развивалась сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; — внедрялись инновационные технологии и новые формы социальной работы; — увеличился размер ежемесячных пособий на детей, адресной социальной помощи, компенсационных выплат семьям, в которых родился третий или последующий ребенок; — осуществлялась компенсация части родительской платы, предоставлялись льготы для отдельных категорий семей на содержание детей в муниципальных дошкольных обра- зовательных учреждениях; — оказывалась поддержка молодым семьям при приобретении жилья в рамках целе- вых областных программ; — предоставлялись дифференцированные скидки при оплате коммунальных услуг, то- плива многодетным семьям. За счет средств областного бюджета осуществлялась газификация жилых помещений. На реализацию льгот многодетным семьям из областного бюджета в 2008 году выплачено 35,7 млн. руб., что составляет 110,5% к уровню 2007 года. Улучшились основные показатели уровня жизни семей с детьми, сократилась числен- ность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Если в 2006 году среднедушевой доход семьи в Липецкой области составлял 7706 рублей, то в 2008 году он увеличился до 12363,5 рубля. Продолжалась реализация государственной социальной политики по созданию систе- мы всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей, повышен размер ежемесячного пособия на де- тей. На протяжении последних трех лет в области увеличился процент устройства детей- сирот в новые семьи (с 72,3% в 2006 году до 76,2% в 2008 году), что значительно превы- шает средний показатель по России (58%). Получил дальнейшее развитие институт приемной семьи. За последние три года коли- чество приемных семей увеличилось в 2,5 раза. В области обеспечиваются права на общедоступное и бесплатное качественное обра- зование всех жителей региона независимо от их социального положения и места прожи- вания. Доступность образовательных услуг обеспечивается через дифференцированную разветвленную сеть учреждений образования, позволяющую удовлетворить различные потребности учащихся. Особое внимание уделялось созданию условий для предоставления детям дошколь- ных образовательных услуг. За последние три года за счет привлечения всех источников финансирования в дошкольных образовательных учреждениях дополнительно было соз- дано 3357 мест (2006 г. — 1172; 2007 г. — 872; 2008 г. — 1313): построены два детских сада на 370 мест; проведена реконструкция пяти зданий под дошкольные образовательные учреждения на 170 мест; восстановлены восемь ранее закрытых детских садов на 460 мест; открыты девяносто дополнительных групп в действующих детских садах на 1663 ме- ста и созданы пятьдесят три дошкольные группы в общеобразовательных учреждениях для 694 детей. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) способ- ствовала дальнейшей адаптации образовательных учреждений к запросам современной жизни, к новым образовательным технологиям. Значительно улучшилось материально- техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Про- должилась работа по развитию региональной независимой системы оценки качества об- разования. Получила дальнейшее развитие система профильного обучения детей, позво- ляющая более полно реализовать их личностный потенциал. Особое место отводилось ор- ганизации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с девиантным поведением. Велась работа по созданию условий для получения детьми качественного образования и воспитания в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В целях развития мотивации к труду, организации профориентационной работы была обеспечена временная трудовая занятость 16 тыс. несовершеннолетних граждан в воз- расте от 14 до 18 лет, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Во исполнение Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профи- лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области» от- рабатывалась модель, направленная на поэтапное создание комплексной системы про- филактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработку ювенальных техно- логий. В 2008 году достигнуты позитивные изменения в структуре и динамике подростковой преступности. На 14,7% сократилось число преступлений, совершенных несовершенно- летними. Важнейшим направлением совершенствования социальной политики в отношении детства стало обеспечение эффективного взаимодействия государственных, муниципаль- ных и общественных организаций. Благодаря этому сформировалось экспертное сообще- ство, представленное в лице действующих в сфере защиты прав и законных интересов де- тей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, средств массовой информации, бизнес-структур, обще- ственных институтов. Осуществлялся комплексный и последовательный подход областного Совета депута- тов и администрации области в решении социальных проблем детства, интеграции всех механизмов охраны и защиты прав и интересов детей, направленных на обеспечение до- стойной жизни молодого поколения липчан. Совершенствовалась и развивалась регио- нальная законодательная база по вопросам детства. Вместе с тем сохраняются проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей. Несмотря на положительные демографические процессы, в 2008 году продолжилось со- кращение количества детей. Численность детей в возрасте до 18 лет на 1 января 2008 года составила 202,2 тыс. человек, или 17,3% всего населения области (2007 г. — 207,5 тыс. че- ловек, или 17,7% всего населения). В области, как и в целом по России, в течение 2006 — 2008 годов сохраняется тенденция значительного превышения коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости. Отмечено снижение на 10% числа регистрируемых браков в сравнении с 2007 годом. Общий коэффициент разводимости составил 5,2 разво- да на 1000 населения (в 2007 г. — 5,1, в 2006 г. — 4,9), что приводит к уменьшению количе- ства полных семей, и как следствие — к снижению уровня рождаемости. Наблюдалась отрицательная динамика некоторых показателей, характеризующих со- стояние здоровья детского и подросткового населения. На высоком уровне остаются за- болеваемость и инвалидность детского населения. Возросла частота отдельных инфек- ций, передаваемых половым путем, которые негативно влияют на возможность реализа- ции в фертильном возрасте репродуктивной функции. Остается высоким уровень социального сиротства, что требует дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания службы социально-психологического сопровождения замещающих семей. Несмотря на принимаемые меры, в целом по области показатель охвата детей до- школьными образовательными услугами составляет 57,5%, что ниже среднероссийского (58,3%). Нуждаются в совершенствовании учебно-материальная база образовательных учреж- дений, формы работы с детьми, методики и технологии обучения и воспитания. В то же время во многих муниципалитетах, в образовательных учреждениях сохраняется высокая доля неэффективных расходов, т.е. материальные затраты не приводят к повышению ка- чества образования. Отмечено снижение охвата числа детей услугами дополнительного образования в ряде муниципальных образований, в том числе количества воспитанников, занимающихся в объединениях спортивно-технической направленности. Возросло число подростков, доставленных в органы внутренних дел за нарушение норм антиалкогольного законодательства. Имели место преступления, связанные с неза- конным оборотом наркотических средств, совершенные несовершеннолетними, что тре- бует дальнейшего наращивания усилий всех органов системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних. В этой связи основными направлениями деятельности по улучшению положения детей в Липецкой области должны стать: 1. Совершенствование медицинской помощи детям и обеспечение ее качества. 1.1. Укрепление материально-технической базы службы материнства и детства (строи- тельство поликлиники в 26 микрорайоне г. Липецка на 600 посещений в смену для взрос- лых и 200 посещений в смену для детей). 1.2. Расширение диспансеризации детского населения для ранней диагностики и ле- чения экстрагенитальной патологии, своевременного (раннего) выявления и соответству- ющей коррекции нарушений различных звеньев репродуктивной системы (до наступления половой зрелости). 1.3. Повышение качества диспансеризации и оздоровления беременных женщин, со- вершенствование форм работы женских консультаций по диспансерному наблюдению бе- ременных групп риска перинатальной и материнской патологии. 1.4. Обеспечение выполнения плана мероприятий по оздоровлению детей-сирот и де- тей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учрежде- ниях системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. 1.5. Продолжение дальнейшего внедрения скринингового обследования наследствен- ных и врожденных заболеваний у детей (внедрение аудиологического скрининга у ново- рожденных на территории Липецкой области) в рамках национального проекта «Здоровье» и областной целевой программы «Совершенствование системы охраны здоровья населе- ния Липецкой области (2009 — 2013 годы)». 1.6. Совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитыва- ющих адаптационные резервы детского населения и обеспечивающих сохранение здоро- вья. 2. Увеличение охвата детей дошкольными образовательными услугами. 2.1. Развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошколь- ного образования, в том числе путем восстановления ранее закрытых детских садов в Во- ловском, Добринском, Измалковском, Тербунском районах, г. Липецке. 2.2. Строительство новых дошкольных образовательных учреждений, в том числе в 28 микрорайоне городе Липецка. 2.3. Открытие дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях и дополнитель- ных групп в действующих детских садах области. 3. Улучшение обучения детей-инвалидов. 3.1. Обеспечение проведения мониторинга и учета детей с ограниченными возможно- стями здоровья и детей-инвалидов, подлежащих обучению. 3.2. Продолжение работы по созданию оптимальных условий для обучения, воспита- ния и интеграции детей-инвалидов в самостоятельную жизнь, совершенствованию дея- тельности по обеспечению непрерывности и преемственности в работе с данной катего- рией детей между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, обеспечению возможности дистанционного обучения. 3.3. Осуществление структурно-содержательной модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья за счет создания на базе школы- интерната III-IV вида г. Липецка учреждения непрерывного образования: детский сад — школа — вуз. 4. Совершенствование работы по защите прав и интересов несовершеннолет- них. 4.1. Продолжение работы по нормативно-правовому обеспечению деятельности орга- нов опеки и попечительства на региональном уровне, увеличению устройства числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи (не менее 76,5%). 4.2. Совершенствование профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; создание на базе детского дома № 6 села Боринское Ли- пецкого района и детского дома № 1 города Липецка службы социально-психологического сопровождения замещающих семей. 4.3. Активизация проведения акции «Найди меня, мама!» и продолжение работы по ин- формированию граждан Липецкой области об условиях приема в семью детей, оставших- ся без попечения родителей. 4.4. Разработка нормативно-правовой базы по вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилой пло- щадью и о порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа и предоставления им жилой площади по договорам социального найма. 5. Обеспечение качественного образования для всех категорий обучающихся. 5.1. Осуществление реализации комплексного плана модернизации образования Ли- пецкой области. 5.2. Обеспечение доступности, равных возможностей в получении детьми дополни- тельного образования; увеличение количества детей, занимающихся в объединениях до- полнительного образования (не менее 55%), в том числе спортивно-технической направ- ленности. 5.3. Обеспечение сохранности и развития учреждений дополнительного образования спортивной направленности. 6. Совершенствование начального профессионального образования. 6.1. Организация проведения внешней оценки качества образования выпускников учреждений начального профессионального образования, в том числе сертификация их профессиональной квалификации. 6.2. Обеспечение на основе взаимодействия органов образования и службы занятости получения услуг по профессиональной ориентации и оказания помощи в профессиональ- ном самоопределении несовершеннолетним гражданам, продолжение практики проведе- ния ярмарок учебных и рабочих мест для учащейся и незанятой молодежи. 6.3. Осуществление мер социальной, материальной поддержки обучающихся, а также организация питания обучающихся учреждений начального профессионального образо- вания, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей, формиро- вания и развития их интеллектуального, творческого, физического потенциала. 7.1. Продолжение работы по выявлению, поддержке и развитию творческих способно- стей, одаренности и интеллектуального потенциала детей. 7.2. Принятие мер по укреплению материально-технической базы детских библиотек, комплектованию книжных фондов, использование электронных ресурсов. 7.3. Оказание поддержки детским и молодежным общественным объединениям. 7.4. Завершение работы по созданию музеев, экспозиций, комнат и уголков боевой и трудовой славы в образовательных учреждениях и патриотических объединениях. 7.5. Увеличение количества участников мероприятий культурно-исторической направ- ленности, оборонно-спортивных, военно-спортивных, учебно-полевых специализирован- ных смен, профильных лагерей, слетов, сборов. 7.6. Создание условий по вовлечению детей в клубы по интересам, любительские объ- единения, творческие коллективы, оказание поддержки юным талантам. 7.7. Увеличение количества детей, участвующих в работе патриотических объедине- ний, клубов, центров. 7.8. Продолжение работы по развитию сети филиалов (выездных классов) музыкаль- ных школ и школ искусств в сельских поселениях, в том числе Данковского, Добринского, Добровского, Долгоруковского, Краснинского, Лев-Толстовского районов. 8. Повышение эффективности работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия. 8.1. Продолжение работы по обеспечению временного жизнеустройства детей и под- ростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, защиты их прав и законных интересов, предупреждения правонарушений несовершеннолетних. 8.1.1. Открытие Центра социальной реабилитации для несовершеннолетних в Крас- нинском районе. 8.1.2. Завершение строительства Центра временного содержания для несовершенно- летних правонарушителей УВД по области в г. Липецке. 8.2. Обеспечение выездных приемов граждан в городских округах, муниципальных районах и сельских поселениях области специалистами «Кризисного центра помощи жен- щинам и женщинам с детьми» с целью конструктивного разрешения кризиса семьи, про- филактики семейного неблагополучия. 8.3. Обеспечение сохранения объемов и видов работ для временной занятости несо- вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период школь- ных каникул. 8.4. Дальнейшее развитие института школьных инспекторов милиции, закрепленных за образовательными учреждениями, в целях предупреждения правонарушений и повы- шения эффективности профилактической работы среди учащихся и родителей. 8.5. Дальнейшее развитие ювенальной юстиции в Липецкой области в рамках совер- шенствования сотрудничества между судебными органами и службами системы профи- лактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. 9. Развитие и совершенствование социальной поддержки семей с детьми. 9.1. Улучшение качества жизни семей с детьми за счет сохранения положительной ди- намики основных показателей социальной поддержки, увеличения размера адресной по- мощи. 9.2. Развитие целостной системы принципов и мер экономического, организационно- го и поощрительного характера, направленных на улучшение условий и повышение стату- са семьи с детьми. 9.3. Повышение информированности семей с детьми о мерах социальной поддержки (издание для широкого круга читателей брошюры — информационного путеводителя по социально-правовой защите граждан и семей с детьми). На современном этапе развития общества предстоит решать немало вопросов, свя- занных с демографической ситуацией в регионе, институтом детства и материнства. Оче- видна необходимость воссоздания условий, культивирующих ценность семьи как важней- шей категории человеческой жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz