Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
№ 114/23492/11 ИЮНЯ 2009 | ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Картина «Тарас Бульба» стала этой весной безоговорочным лидером российского кинопро- ката, потеснив высокобюджет- ные голливудские боевики. Миллионы зрителей пришли в кинотеатры посмотреть не легковесное развлекательное зрелище, а глубокую, напол- ненную патриотизмом драму, снятую по бессмертной пове- сти Гоголя. Редкийслучай, когда смассо- вой публикой солидарны и про- фессионалы. «ТарасБульба»удо- стоился гран-при только что за- вершившегося в Липецке XVIII международного кинофестива- ля «Золотой Витязь». Получать наградуприехалличнорежиссер фильма,народныйартистРоссии и Украины Владимир Бортко. Незадолго до награждения он от- ветил на вопросы корреспонден- та «Липецкой газеты». —ВладимирВладимирович, когда вы приступали к экрани- зации повести Гоголя, ожидали, что фильмждет большой успех, в том числе и коммерческий? — Что вы, ни о каком ком- мерческом потенциале карти- ны я не задумывался. Однако она неожиданно «выстрелила», как это было с «Собачьим серд- цем» 20 лет назад. Здорово, что идеи, которые закладывал 150 лет назад Гоголь, оказались со- звучны нашему времени, на- строениюлюдей.Мынаконец-то ЭКСКЛЮЗИВ | Народный артист России и Украины Владимир Бортко : «Мы — сыновья великой России» Кадр из фильма «Тарас Бульба». FILMTODAY.RU стали ощущать себя сыновьями великой России. Значит, не все потеряно, в нашемобществе есть здоровые силы. Бесспорно, ши- рокое празднование 200-летия писателя также сыграло в поль- зу картины, привлекло допол- нительное внимание публики. —Отмечая художественную силу фильма, некоторые зрите- ли критиковали картину за из- лишнийнатурализмиоткровен- ные сцены. Насколько оправ- данно их появление? —Яочень внимательный чи- татель. Снимая «Тараса Буль- бу», я ни на строчку не откло- нился от первоисточника. Ме- ня ругали за жестокую сцену казни Остапа, но откройте Гого- ля, там один в один описывает- ся, как на плахе ему ломали ко- сти. Точно так же и с любовны- ми сценами. Для Гоголя важна каждая деталь. — Именно поэтому ради до- стоверности вы пригласили на главную роль польскую актри- су Магдалену Мельцаж? —Да, в картине обязательно должна была быть польская де- вушка, отличающаяся и внеш- не, и менталитетом. Это же раз- говор на уровне цивилизаций. Полячка—это воплощение все- го того, к чему втайне стремил- ся Андрий. Не случайно у Гого- ля полторы страницы занимает описание костела, в который за- шел Андрий. Красота внутрен- него убранства, орган — это все другое, отличное от того, чем живут казаки. Бульба больше любит Остапа, в Андрии он чув- ствуеткакое-то сомнение, стрем- ление к сравнению. В этом и за- ключается величайшая траге- дия отца и сына. — Часто вы сами играете в своих картинах небольшие ро- ли. В «Тарасе Бульбе» вы не стали следовать этой традиции. Почему? —Играть в такомфильме— очень сложная и ответственная задача. Я не посмел отдать себе даже крохотный эпизод. Нам удалось собрать замечательную команду. Каждый из 400 чело- век отлично справился со сво- ей задачей. А перед актерами я просто преклоняюсь. Если быне Богдан Ступка, кино не получи- лось бы таким. — Над чем работаете сей- час? — Большей частью над со- бой. Планов, как всегда, грома- дье, важно найти деньги на их реализацию. Софья Вобликова «А вы что, не знаете о новых правилах? Что значит каких? По которым пенсионеры могут переходить дорогу на красный свет», — такой шуткой ответил он однажды на вопрос сотруд- ника дорожно-постовой службы. С юмором у стража порядка оказалось всё в порядке. Посмеялся, махнул рукой: мол, проходи, остро- слов. И он, шутя, пошёл дальше, по своему пути еже- дневных дел, забот, чтобы вечером вновь — в который уж раз — оказаться в своей постоянной «точке возврата» — на сцене театра. Чтобы вновь пробуждать в скрытом за слепящим светом рампы зале сначала легкие вол- ны смешков, перерастающие за- темв стихийные взрывыхохота, после которых на щеках — сле- зы. Порой, правда, эти слезы чувствуешь не только на лице, но и в душе… Пожалуй, так всё будет и се- годня, когда народный артист России Виталий Пономарев выйдет на сценуЛипецкого дра- матического театра в роли по- жилого комика Светловидова в драматическом этюде «Лебеди- ная песня» по мотивам произ- ведений Чехова и Островского. Этот бенефис актера посвящен его 70-летию. Накануне юбилея ВиталийВасильевич встретился с корреспондентом «ЛГ» и рас- сказал, отчего артистыпросыпа- ются по ночам, как он коротает время на рыбалке, когда не клю- ёт, и о многом другом. — Виталий Васильевич, ра- ботаянесколько лет назад в 31-й липецкой школе, я с удивлени- ем узнала, что вы учились там. —Учился. Правда, недолго, с конца восьмого класса. Пере- шел туда из интерната — отец мой военный был, переезды по- стоянные, так что почти два года в интернате провел. Тамклассно было. Обожал интернат. — Что же там хорошего? — Да что ты! Там свобода, КУМИРЫ | Народному артисту России — 70 лет ! Точка возврата Виталия Пономарева папы-мамы нет, друзья, розы- грыши. Чего мы только не тво- рили! — Неужели у вас родители такие строгие были? — Мама лояльным челове- ком была. А папа, как и поло- жено, построже. — Вы ведь в медицинский еще хотели поступить. Это па- па вам посоветовал? —Да. Но сначала он в «вете- раны» меня направлял, то есть в ветеринары. «Будешь, — го- ворил отец, — всегда при мясе, пьяный и нос в табаке». Такие вот выгодные перспективы. Ну а потом—медицинский.Поехал я вВоронежи одного балла недо- брал. Немецкий подкачал. Мы же ненавидели фашистов, а нас заставляли учить язык. Война настигла меня уже после Побе- ды, когда в 1946 году семьяпере- ехала подМинск. С ребятами хо- дили за клюквойна болота, пры- гали по каскам—много там тру- пов осталось. А сколько на ми- нах мальчишек подрывалось! В общем, не любилянемецкий.Но мог поступить на зубопротезный факультет. Не захотел. — Эх, папы рядом с вами не было… — Да. И вот иду по Боль- шойДворянской, смотрю: висит объявление — набор в школу- студиюприВоронежском театре имени Кольцова. А что, думаю, пойду в артисты.Мамаже сказа- ла, что буду артистом. Пришел поступать. А там сидит народ- ный артист РСФСР Фирс Ши- шигин, лауреат всевозможных государственных премий, гово- рит: опоздал немного, экзамены уже идут. «А я талант», —отве- чаю. Он посмотрел на меня: «Ну пошли, посмотрим, что за та- лант». Прочитал я биографию деда Щукаря, комиссия про- снулась, зал утонул в хохоте. Потом «Буревестника» прочи- тал. Они затихли сразу. Попро- сили спеть. И я почему-то—па- цан такой — запел «Почему ты мне не встретилась, юная, неж- ная»… Поступил, можно ска- зать, играючи. —Но так ли уж случайно? —Почему, до этого я высту- пал, и в школе 31-й тоже. Ди- ректор хороший мужик был, го- ворил: иди в театральный, те- бе Бог дал. Когда фильмы тро- фейные пошли, я ребятам, ко- торые не могли посмотреть, все подробно рассказывал, в лицах. Да у нас и в доме все это было. Мама сама выступала. Бабуш- ка — это вообще чудо на земле было. Песенница, прибаутчи- ца, северяночка чудная. Двад- цать лет прожила со мной, вос- питала моих детей. —Нежалели потом, что вра- чом не стали? — Нет, правильно всё полу- чилось. Врач, конечно, лечит че- ловека, тело его. А я потом по- нял: прежде всего нужно душу спасать. Отец потом тоже гор- дился, всем рассказывал, что у него сын — артист. И вот мы играли, играли… А потом уехали в Калмыкию, поднимать калмыцкое искус- ство. Надорвались и разбежа- лись. Вернулся в Липецк, со- рок лет — в академическом те- атре драмы имени Толстого. И вот последние годы—наСоколе. — Виталий Васильевич, вас ведь неоднократно пригла- шали и в московский «Совре- менник», и в питерский Театр комедии. Были и другие пред- ложения, могли киноартистом стать. Это же слава на всю стра- ну. Почему не уехали? — Обстоятельства жизнен- ные не позволили. Но я никогда не плачу по этому поводу. Нет, конечно, жалею. В кино я, кста- ти, снялся, но это в основном в последние годы. Там жестокие законы: сегодня тебя сняли, а завтра ты не нужен никому. В общем, так сложилось… — Зато липчанам повезло. — Да… Теперь другой во- прос: остаться на сцене или уй- ти? —Да вы что! Вас так любят. —Нет, тут палка о двух кон- цах: или уйти в зените, или ждать, когда скажут: «Дедуш- ка, иди уже, иди». Я вот обожаю Ладынину.Почему?Она снялась молодая и больше не появлялась на экране ни по какому поводу. ВотНоннаМордюкова. Обожаю! Караченцов—потрясающий ак- тер. Но, Господи, зачем пока- зывать их беспомощность? Сен- сация: «Он выйдет еще на сце- ну…». Куда он выйдет?Как?Ла- дынина молодец! Я ее видел по- том: божий одуванчик, вот так дунешь — и она полетит прямо. И надо найти в себе силу воли, чтобы не показывать это. — Но ведь это жестоко, ког- да актер сознательно отсекает себя от публики, чтобы сохра- нить Образ. — Жестоко. Вообще наша профессия—мыльный пузырь. Я почему еще живописью зани- маюсь: чтобыхоть что-то зримое оставить внукам, правнукам. Киношникамхорошо, они на ве- ка остались. А театральным со- всемплохо. Одно, два поколения пронеслось, и вот уже бабушки с лорнетами головами качают: «Вай, Господи, какойже он был молодой». А какой же ты была, родная моя! — Время на живопись оста- ется? — Вот, например, на ры- балку еду, если рыба не ловит- ся — пишу. — Обычно, если рыба не ло- вится, у нас принято другим за- ниматься. — Нет, ну зачем куда-то ехать, чтобы напиться, удочку потерять, ничего не помнить. Да и рыба не любит пьяных. Другое дело, когда ты наловишь, потом разожжешь костёр... Уха-а-а. По стаканчикамразлил... Ибай- кипошли—до утренней зорьки. А утром туман, река… Вот это я понимаю. — Жаль, читатели наши не услышат, как вы «вкусно» рас- сказали! Виталий Васильевич, зрители помнят вас по многим ролям — это и Карлсон, и бра- вый Швейк, и герои Остров- ского… — Да, я не был обижен ро- лями. — …И, кажется, каждая была удачной. Но признай- тесь, провалы случались когда- нибудь?Ужас актерский на сце- не испытывали? — Только во сне. Это про- фессиональное. Выходишь на сцену, тихо спрашиваешь: мол, какой спектакль, что я играю? Мне отвечают, а я не помню ни слова. Не знаю, что говорить, паника. Вскакиваешь в холод- ном поту: «О Господи, это толь- ко сон, сон». —Сейчас тоже такие кошма- ры снятся? —Да! Чем старше, тем чаще снятся. А тут еще время бежит. Иногда хочется взять будиль- ник, разбить его. Ведь я-то вре- мя не чувствую. Уменя даже та- кой случай был, смешной. Еду в трамвае. Вдруг увидел девчон- ку, очень похожую на мою же- ну. Я остановился, уж больше никого не вижу, смотрю толь- ко на нее. Как будто я вернул- ся… И вдруг она поднимается и говорит: «Дедушка, садитесь, пожалуйста». Тут я понял, что не возвращается ничего... Еще иду по улице. Три девчонки ви- дят силуэт мужской, начинают обсуждать — вот мужик идет, сейчас будет приставать. Я под- хожу к ними так спокойно спра- шиваю: «Девочки, скажите, я на Косыревку правильно иду?». Они смеются!.. — Какие-то у вас шутки с двойным дном, драматические, так сказать. Авот, кстати, поче- му комедийному актеру удает- ся порой сильнее тронуть серд- це, больнее кольнуть, чем тем, кому это по амплуа положено? — Но это же извечная про- блема комиков. Об этом и в «Ле- бединой песне» есть. Лебединая песня…Явидел, как лебедь уми- рает, слышал, как он кричит. Почему и пьесу эту взял. Как бы подвел итог. Потрясающая пье- са. Это же наши все актерские дела, вся сущность наша. ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz