Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
4 ИЮНЯ 2009 № 109/23487/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Малюков Визит НикитыМихалкова в Липецк на международный кинофестиваль «Золотой Витязь» длился не больше полудня. Но за этот короткий срок председатель Союза кинематографистов России успел многое— провел «кру- глый стол» о путях развития отечественного кинематографа в большом зале администра- ции области и выступил на нем с яркой программной речью. Несмотря на плотный график, известный режиссер и актер нашел время для эксклюзивно- го интервью журналисту «Липецкой газеты». — Никита Сергеевич, в чем вы видите главную проблему отечественного кинематографа сегодня? — На мой взгляд, проблемы кинематографа не отделены от проблемы национальной безо- пасности страны. Съезд кине- матографистов и сегодняшний «круглый стол» показали, что современное состояние нашего кино беспокоит очень многих. Насталовремяостановить гибель нации от суррогатного искус- ства. Те, кто поддержал меня, хорошо понимают, что разговор на съездешел не обомне, а о том, в каком направлении будет раз- виваться наше кино. Нам необ- ходимо провести полную реви- зию того, что существует в сою- зе, определиться, кто мы, с кем мы, зачем. Самое пагубное, что может случиться, это оставить все как есть, ограничившись од- ними разговорами. Пора от слов переходить к делу. Нас должны объединить общие нравственные принципы, понимание того, что если ты не любишь свой народ, свою страну, своих зрителей, то своим творчеством разрушаешь пространство вокруг себя. Всем нам важно услышать и понять это. И дело тут вовсе не в идеологическом контроле, я не хочу, чтобы всех стригли под одну гребенку. У каждого свой взгляд на творчество, но должен быть общий, понятный всемвек- тор развития, общие идеалы, на основе которых можно строить фундамент нашего нового кино. Я ни в коем случае не призываю коллег сниматькартинылакиру- ющие, приукрашивающие дей- ствительность, в духе «Кубан- ских казаков». Я призываю со- зидать, а не разрушать. — Насколько серьезно по- влиял кризис на развитие рос- сийской киноотрасли? — Кино сейчас находится в достаточно тяжеломположении, съемки многих картин приоста- новлены. Но, с другой стороны, кризис благотворно повлиял на отрасль, расчистил площадку от сора и шелухи. Кинопроиз- водством у нас занимались более 400 кинокомпаний. Кто может вспомнить все эти фильмы? Где их показывают? О качестве я не говорю. Сегодня весь этот хлам исчез, в отрасли остались креп- кие профессионалы, что не мо- жет не радовать. — На «круглом столе» мно- го говорилось о государственной поддержке отечественного кине- матографа. На какую помощь государства вы рассчитываете? — Нужно четко понимать: если государство намерено ре- шить определенные задачи, без кино не обойтись. Вспомните, как в свое время Пентагон вло- жил громадные деньги в соз- дание фильма о военных лет- чиках «Топ Ган» с Томом Кру- зом. После него в военных учи- лищах, готовивших летчиков, был огромный конкурс. Нужен СОБЕСЕДНИК «ЛИПЕЦКОЙ ГАЗЕТЫ» | Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков : «Могу любому сказать всё, что думаю» госзаказ с четко поставленными конкретными целями и контро- лируемым результатом. Это во- все не означает, что мы должны снимать примитивные агитки. Возьмем, кпримеру, «1612»Хо- тиненко. Я не могу сказать, что это шедевр, но зрители, посмо- трев его, смоглиполучитьясный ответ, какой праздник мы отме- чаем 4 ноября. — Председатель жюри «Зо- лотогоВитязя»известныйактер Владимир Гостюхин с горечью говорил, что порой у нас на го- сударственные деньги снимают картины сомнительного худо- жественного достоинства, иска- жающие исторические факты, смешивающиес грязьюважней- шие ценности. Как покончить с подобной практикой? — Надеюсь, у нового руко- водства страныхватит дляэтого политическойволи.Пока Мини- стерством культуры руководил тамада, для которого главным было светиться на телеэкране, не важно в каком качестве, про- должали твориться подобные безобразия. Яне считаю, что го- сударство должно вмешиваться в творческий процесс, но допу- скать искажения истории нель- зя. Я полностью поддерживаю президента, недавно подписав- шего Указ о создании комиссии по противодействию попыток фальсификации истории. Разве нормально, когда в школы при- ходят учебники, в которых три строчки проКурскуюдугу и три страницы про высадку союзни- ков в Нормандии, или тетради с портретами американских пре- зидентов. Идут попытки реаби- литировать нацизм, оклеветать людей, честно выполнявших свой долг. Нужно противосто- ять всему этому. Вот только пе- регибов, охотына ведьмне надо. Мне очень понравилась фраза в одной из русских летописей XII века: «Не получилось, потому что делалось с тяжким зверопо- добным рвением». — Вам неоднократно пред- лагали занять пост министра культуры, но вы отказывались, почему? —Думаю, в своемнынешнем качестве я смогу принести боль- ше пользыРодине. Чиновник— это всегда человек команды, ко- торыйдолженвыражать опреде- леннуюточку зрения. Яжемогу любому сказать все, что думаю, и это для меня очень важно. — Еще с юности ваша лич- ность находится в центре при- стального внимания, причемне всегда доброжелательного. Как вы относитесь к этому? — Философски. Знаете, в этом нет ничего нового. Зависть инеблагодарностьсуществовали всегда. Не хочу проводить ника- ких параллелей, но еще две ты- сячи лет назад толпа предпоч- ла распять Христа, чтобы спа- сти разбойника. С разбойника- ми жить легче, чем с Христом, напоминающим людям, сколь они несовершенны. Зависть бы- вает разной. Порой это позитив- ное чувство, побуждающее чело- векаработать, добиваясьпостав- ленных целей. Но когда она зат- меваетразум, человекстремится жить по принципу «кто был ни- кем, тот станетвсем».Чтоиз это- го может выйти, известно. — Вы очень резко отзыва- етесь о современном телевиде- нии, насаждаются чуждые цен- ности.Чтоможнопротивопоста- вить этому? — Меня тревожит, что со- гласно опросам из 15 девочек- подростков 12 мечтают стать Ксюшей Собчак. Это не вопрос вкуса, а вопрос идеологии, если хотите, будущего страны. Кто вырастет из этих детей? Сегодня вопрос «Какжить?» звучит важ- нее, чем«Зачем?»Убежден, если русский человек скажет, моя родина там, где деньги, — Рос- сия погибнет. Нас должна объ- единять глубокая русская идея. Русскийдляменя—этонепоня- тие крови, а национальная общ- ность, образмысли.ИсаакЛеви- танпокровиеврей, ноподухуве- ликий русский художник, как никто другой проникнувший в глубинную красоту нашей при- роды. Слава Богу, в обществе есть здоровые силы, понимаю- щие, что на сомнительных цен- ностях нельзя воспитать полно- ценное поколение. Патология на экране должна стать так же неприличной, как расстегнутая молния на брюках в обществе. —Каквысчитаете, всегдали послание, которое вы заклады- ваете в свой фильм, доходит до зрителя? —Иногда зрители находят в моихфильмахкакой-то свой, со- вершенно особый смысл. Меня поразило письмо девушки, рас- сказывающей, что после филь- ма «12» она позвонила маме, с которой до этого не общалась три года. Почему так произо- шло, не важно, главное — сра- ботало, хотя, естественно, я сни- малфильмодругом.Явообщене ожидал, что эта картина будет понятна зарубежному зрителю. А в итоге «12» получила глав- ную награду — «Золотого льва» накинофестивале вВенеции.Ре- цепта хорошего кино не суще- ствует, главное — искренне пы- таться найти ответы на волную- щиетебявопросы, ане занимать- ся самолюбованием. —Следите за тем, что проис- ходит сейчас на Каннском ки- нофестивале?Творчествокаких зарубежных мастеров вам наи- более интересно? — Обычно после каждого кинофестиваля возникает «су- хой остаток», лучшие работы, по мнению серьезных крити- ков и зрителей. С ними я обя- зательно познакомлюсь. Инте- ресных режиссеров очень мно- го. Мне очень близко тонкое чувственное кино Альмадова- ра, работы классиков—Форма- на, Поланского, Скорцезе, Коп- полы, но с неменьшим удоволь- ствием я смотрю картинымоло- дых модных китайцев. Прият- но, когдарежиссер, которого ты, казалось, хорошо знаешь, мо- жет удивить. Как Вуди Аллен с его «Матч-Пойнтом»— просто потрясающее, эмоциональное кино, словно прикосновение к оголенному нерву. Я могу еще долго вспоминать понравивши- еся фильмы, стараюсь смотреть все самое интересное. —Аиз отечественныхфиль- мов какой произвел наиболее сильное впечатление в послед- нее время? —Бесспорно, «Остров» Пав- лаЛунгина.Удивительнойсилы картина. — Вам неоднократно посту- пали предложения поработать за рубежом, но вы продолжае- те снимать фильмы на Родине. Голливуд вам не интересен? —Яснялнесколькофильмов совместно с зарубежными пар- тнерами. Но уезжать работать в Голливуд не вижу смысла. Что я смогу там получить? Все необ- ходимые технические условияи средства есть у нас. Те вопросы, которые волнуют меня как ху- дожника, американцамне инте- ресны, у них другой образ мыс- ли. Чтобыснять хорошее амери- канское кино, нужно быть аме- риканцем, исключения очень редки. Делать усредненное ком- мерческое кино я не хочу, день- ги закончатся, а стыд останет- ся. ВотБекмамбетова интересу- ют новейшие технологии, визу- альные спецэффекты, он и сни- мает в Голливуде. Я — другой режиссер. — Когда выйдет на экра- ны долгожданное продолжение «Утомленных солнцем»? — Картина сейчас в работе, сразу из Липецка я отправля- юсьна съемкивПрагу. Большая частьматериала уже готова. На- деюсь, что премьера состоится 9 мая 2010 года. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz