Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
“ 4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 100/23478/ 22 МАЯ 2009 ФОТО ОЛЬГИ БОЧКОВОЙ И ИЗ АРХИВА ОБЛСОВЕТА РОСТО (ДОСААФ) Александр Удодов: « Самолеты и вертолет аэроклуба ждут разрешения на взлет»; так аэроклуб работал еще год назад… Ольга Бочкова Первый прыжок с пара- шютом – это как второе рождение. Ты приземля- ешься другим человеком. Победившим свою сла- бость, страх, неуверен- ность, знающим, что ты – сумел. Когда над тобой раскрывается купол, возникает ощущение власти над земным притя- жением. Так—разными, но близ- кими по смыслу словами – говорилимне об этомнастав- ник одного из кадетских классов, обучающий ребят воздушным видам спорта, липецкие солдаты-срочники из тамбовского спецназа, все, кому довелось делать шаг из кабины самолета. Уже в 30-е годы прошло- го века научиться летать, прыгать с парашютом, хоро- шо стрелять мечтали прак- тически все мальчишки и девчонки. Они готовились служить стране, хотели быть сильными, шли в аэро- клубы, которые тогда созда- вались повсюду. На призыв «Все – в ОСОАВИАХИМ!» откликалось людей больше, чем требовалось. А что же сегодня проис- ходит в аэроклубах, где де- сятки лет велась серьезная допризывнаяподготовкамо- лодых? Ну, хотя бы в аэро- клубе Липецкой областной организацииРОСТО (ДОСА- АФ), аэродромкоторого рас- положен близ города Грязи. … Погода не задалась: из-за низкой облачности и сильного ветра с дождем о полетах не могло быть и речи. Впрочем, даже если бы небо и было ясным, самоле- ты все равно не могут под- няться в воздух! С января Минобороныприостановило летную деятельность всех аэроклубов РОСТО (ДОСА- АФ) страны, кроме аэродро- мов совместного базирова- ния. Поэтому мое знаком- ство с деятельностью клуба ограничилось осмотром тер- ритории аэродрома. Признаюсь: удоволь- ствия это не доставило. На- земные сооружения давно устарели. Бывшие здания столовой, учебных корпу- сов, предполетной подготов- ки время неумолимо разру- РАСТИМ ПАТРИОТОВ | Аэроклуб вчера , сегодня и … Прерванный полет шает. Окна и двери забиты. Мало что осталось и от пар- ка летательных аппаратов: техника ржавеет. Она требу- ет ухода, на который у аэро- клуба средств нет. Между тем у нашего аэроклуба завидная исто- рия. Он был создан в 1934 году по инициативе Героя Советского Союза Михаила Водопьянова, 110-летие со дня рождения которого от- мечается в нынешнем году. Клуб был однимиз крупней- ших в СССР. Здесь базирова- лись военные эскадрильи, в том числе прославленные «Грязинские соколы». Теперь же из большого в свое время парка машин «на крыле» несколько старич- ков—Ан-2 иЯк-52, а также вертолетыМи-2. Они готовы взлететь, но должны оста- ваться на земле. За их состо- янием следит т ехник - бригадир Андрей Кувшин- чиков. Он работает здесь много лет, как сам говорит, не столько за зарплату (Кув- шинчиков, каки другие слу- жащие, кстати, не получает ее уже несколько месяцев), сколькоиз любвикавиации. —Хлопот много. Но как бросишь?Жалко. Этоже на- стоящие трудяги. Самая на- дежная техника, конструк- ция простая. Еще много лет могут прослужить при хоро- шем уходе. Як-52, к приме- ру, способен фигуры высше- го пилотажа выполнять. Помню, на нем выпускники летных училищ еще трени- ровались… У аэроклуба был кругло- годичный график работы, однако с начала девяностых его вынужденно сделали се- зонным. Но летное поле, за- нимающее аж 400 гектаров, нужно поддерживать в по- рядке весь год: летомкосить траву, зимой чистить от сне- га. Денег на это уже давно нет. Руководство аэроклуба вынуждено искать, так ска- зать, альтернативные источ- ники дохода. Например, за- ниматься хозяйственной де- ятельностью. Но и это мало спасает. Предпринимателя- ми не рождаются, а стать хо- рошими бизнесменами по статистике дано лишьшести процентамнаселения. Аи.о. начальника аэроклубаАлек- сандрУдодов родилсялетчи- ком. Это его призвание. Ле- тал, был командиромполка, но делать деньги ему не при- ходилось.Пробовали зараба- тывать «химией»—обработ- кой полей, теперь принадле- жащих агрофирмам. Но те на денежки не оченьщедры, иные и ведут себя не больно- то честно. Вот в прошлом году обработали поле, а хо- зяин до сих пор ничего не за- платил. Сперва пытались его усовестить, потом судились с ним. Судья вынес решение в пользу аэроклуба, однако «латифундист» затягивает погашение долга, а аэро- клуб, в свою очередь, не мо- жет до сихпор выплатить ра- ботникам зарплату. Судебные иски к аэро- клубу предъявляют сотруд- ники,Пенсионныйфонд, на- логовая инспекция. Словом, сплошные суды. Какое уж там развитие, какая под- держка инфраструктуры в приличном состоянии, ре- монт самолетов, а тем более обновление парка летатель- ных аппаратов? И все же, по словам Удо- дова, руки опускать нельзя. Вот недавно провода поме- няли, трансформаторную будку отремонтировали, идет ремонт пункта управ- ления полетами. А на ре- монт самолетов выделил деньгиодин спонсор- бизнес- менилетчик-любитель. Точ- нее—предоставил аэроклу- бу беспроцентный и бессроч- ный кредит в 30 миллионов рублей. И все-таки на одном эн- тузиазме и благотворитель- ности далеко не уедешь. Тем более не улетишь. А зарабо- тать на такое дорогостоящее предприятие, как аэроклуб, нынче непросто.Что делать? — Сразу и не ответишь, — сказал мне Герой Совет- ского СоюзаЮрий Чурилов, несколько лет возглавляв- ший аэроклуб. —Начиная с 92-гоклубпережилмногоис- пытаний. Я сам когда-то в нем воспитывался, ему обя- занвыборомпрофессиивоен- ного летчика. Здесь можно и нужно делать очень важное дело: воспитыватьпатриотов — без громких слов. Зака- лять их волю, давать воин- скую специальность. Рань- ше его посещали не менее 150 допризывников ежегод- но. Их одевали, кормили, учили. Но затем Миноборо- ныдистанцировалось от под- держки РОСТО (ДОСААФ) и аэроклубов в частности. Между тем допризывная подготовка — долг государ- ства.Иаэроклубунеобходим статус государственного.На- деюсь, что из прошлого его опыта будет возвращеноисо- хранено все лучшее. Сами сотрудники аэро- клуба делают то, что в их си- лах. В 2008 году они прове- ли 37 летных смен и 34 сме- ны — по выполнению пара- шютных прыжков. Общий налет составил 186 часов. Совершено 1132 прыжка с парашютом. Подготовлены по летной программе два летчика-спортсмена третье- го разряда, четыре курсанта клуба «Юный авиатор». На базе аэроклуба проходят спецподготовку члены го- родских клубов «Допризыв- ник», учащиеся кадетского класса школы № 14, клуба «Ельчане» и других патрио- тических объединений. Ча- стично аэроклуб поддержи- вают властиЛипецка и обла- сти. Что будет дальше, не очень-то ясно, но сегодня возможности аэроклуба ру- ководство облсовета РОСТО (ДОСААФ) старается ис- пользовать. В минувшем году по договору аренды на базе Грязинского аэродрома начал работать частный аэроклуб, предоставивший, пусть и не бесплатно, воз- можность юным (и не очень) жителям области летать и прыгать с парашютом. Вми- нувшую субботу, к слову, открылся очередной сезон полетов. Здесь же обучают- сяи ребята из клубовЛипец- ка, Тамбова, Воронежа. А в прошломгоду с успехомпро- шел фестиваль «Липецк авиационный». Воронежец, летчик- спортсмен и парашютист по имени Сергей, с которым я побеседовала на аэродроме, об аэроклубе РОСТО (ДОСА- АФ) сказал так: — Если бы не он, нам бы негде было базироваться. В Воронеже уже давно все раз- валилось окончательно, там вообще нельзя летать и обу- чать авиационным видам спорта молодых людей. А у вас все-такимногое сохрани- лось и действует. Разумеется, труд людей, чтовразные годы«держали» аэроклуб, было бы неспра- ведливо зачеркнуть. Анато- лий Ельчанинов, председа- тель облсовета РОСТО (ДО- СААФ), возглавляющий эту оборонную организацию бо- лее четверти века, тоже ста- ралсяпомочь клубу выжить. А что не все получилось, то это, скорее, не вина руковод- ства и специалистов, а наша общая беда. —Н а ш а о б о р о н н о - спортивная организация не- отделима от государства, — считает Ельчанинов.—Вме- сте с ним она переживает и взлеты, и падения. Я согла- сен с тем, что ее нужно вер- нуть в лоно государства. Тог- да мы сможем в полноймере выполнять задачи допри- зывнойподготовкиивоенно- патриотического воспита- ния молодежи. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Как стало известно, на дняхЦентральным Советом РОСТО (ДОСААФ) был утвержден план по преобра- зованию этой оборонной ор- ганизации в общественно- государственное объедине- ние. Создана совместная ра- бочая группа из представи- телей Министерства оборо- ны РФ, РОСТО (ДОСААФ), Администрации Президен- та РФ, Правительства РФ, ФедеральногоСобранияРФ, Минюста России и других з аинт е р е с о в анных в е - домств. Она должна подго- т о в и т ь н о р м а т и в н о - правовые документы, необ- ходимые для преобразова- ния РОСТО в общественно- государственное объедине- ние. В ее задачи входят и разработка проекта Устава этого объединения, согласо- вание его с представителя- ми региональных организа- ций оборонного общества, ветеранами РОСТО (ДОСА- АФ), федеральными и реги- ональными органамииспол- нительной власти и так да- лее. Устав объединения бу- дет принят на внеочередном съезде. В связи с развитием тех- нических и прикладных ви- дов спорта планируется раз- работка «Положения по Всероссийскому спортивно- техническому комплексу «Готов к труду и защите Отечества». Кроме того, бу- дет организована работа в военных округах по разви- тию технических видов спорта, необходимых для военной службы. Будет определен статус авиации РОСТО в структуре ВВСРФ. Запланированыиз- менения в Воздушный ко- декс РФ, Федеральные ави- ационные правила полетов в государственной авиации. До 20 июня этого года долж- на быть проработана воз- можность возобновления де- ятельности Центра реги- страции, сертификации и лицензирования Авиации ДОСААФ России, меха- низм, позволяющий переда- вать обороннойорганизации авиатехнику и имущество, высвобождаемые из эксплу- атации Минобороны РФ. * * * Когда газета уже верста- лась, стало известно и о том, что накануне по ходатай- ству Главкома ВВС РФ АлександраЗелинаминистр обороны РФ Анатолий Сер- дюков снял запрет на поле- ты для аэроклубов и других авиационных организаций в системе РОСТО (ДОСА- АФ). Срок перерегистрации воздушных судов и аэродро- мов продлен до начала буду- щего года. Николай Рощупкин Всероссийские дни защиты от экологической опасно- сти, которые традиционно проводятся с марта по июнь, объединяют эколо- гов, студентов, школьни- ков, общественников в борьбе за чистоту окружа- ющей среды. Миллионы граждан до- бровольно выходят в этот пе- риод на расчистку лесов и парков,родниковиводоемов, строятдомикидляптицизве- рей, повышают экологиче- скуюграмотностьнаселения. Неизменныйдевиз акции «Экология — Безопасность — Жизнь» соединяет основ- СРЕДА ОБИТАНИЯ | Дни защиты от экологической опасности Природа ждет нашей помощи ные экологические понятия единым содержанием — че- ловек и окружающая среда неотделимы друг от друга и находятся в тесном взаимо- действии. О том, как проходят еже- годные дни защитыот эколо- гической опасности вЛипец- ке, мыпопросили рассказать начальника управления эко- логии областного центра Ма- рину Соловьеву. — В этой экологической акцииЛипецкучаствуетуже вшестнадцатыйраз.Нашему управлению отведена роль координатора деятельности городскихприродоохранных структур, школ, библиотек, домовтворчестваучащихся... Отрадно, что год от года рас- ширяется круг участников дней защиты. Например, в этом году в них включились учащиеся профтехучилищ. —Марина Валерьевна, в какой форме проходит ны- нешняя экологическая ак- ция? — На этот раз ставку де- лаем на практические меро- приятия. Глава городаМиха- илГулевскийутвердилболее 270 таких мероприятий. На- пример, управлением эколо- гии проведены массовые го- родские акции, посвящен- ные Дню воды, Дню Земли, Международному дню птиц, десятки субботников по благоустройству. В ЛГПУ п р ошл а н а у ч н о - п р а к - тическаяконференция«Про- блемы рационального водо- пользования на территории Липецка».Впарке«Быханов сад» развешены десятки скворечников, а биолог Сер- гей Глазинов провел там экс- курсию и ознакомил школь- ников с уникальными расте- ниями и животными парка. Примечательно, что в апреле удалось провестипер- вый городской конкурс эко- логической видеорекламы. Свои творческие работы на суджюри представили 16 об- разовательных учреждений. Лучший видеоролик теперь можно увидеть на всех свето- диодных экранах Липецка. Свыше 550 снимков предста- вилиучастникифотоконкур- са «Наедине с природой». В библиотекахгородаработают тематические выставки, про- водятсяэкологические часы, «круглые столы». — Скажите, насколько липчане приучены или хотя бы склонны выполнять при- родоохранные требования, насколько бережно относят- ся к окружающей среде? — Пока наши попытки призвать людей беречь при- роду, к сожалению, не всегда приносятположительныйре- зультат.Экологическаякуль- тура населения еще находит- ся, мягко говоря, на невысо- ком уровне. Необходимость защищать природу человек воспринимает как обязан- ность, а не внутреннюю по- требность. Поэтому в ходе дней защитыоднойиз основ- ных целей ставим задачу — повыситьуровень экологиче- ской культуры людей. — Какие мероприятия пройдут еще до завершения экологической акции? — Только что провели в Липецке День отказа от ис- пользования личного транс- порта. Тысячи автовладель- цев в этот день откликнулись на призыв оставить свои ма- шиныв гаражах, что сделало воздух в городе чище. Завершитсяакция5июня во Всемирный день охраны окружающей среды и в про- фессиональный праздник российских экологов. Согласитесь, каждый че- ловек может и должен вне- сти свой вклад в защиту природы. Если мы сберега- ем тепловую и электроэнер- гию, не мусорим, где попа- ло, охраняем от порчи и за- грязнения леса, парки, во- доемы, то уже совершаем благородные поступки во имя природы, красоты и здоровья. Позиция—защи- щать и облагораживать окружающую среду — должна формироваться у каждого. Только тогда мы сможем сосуществовать в согласии с природой, обе- спечить себе оптимальную жизненную среду. Иван Сергеев В субботу в живописном месте на берегу рекиЕльчик в окрестностях поселка Хмелинец Елецкого района состоится традиционный чемпионат области по ту- ристскому многоборью. Подробнее об этом «Липец- кой газете» рассказал один из организаторов соревно- ваний, консультант област- ного управления физиче- ской культуры, спорта и ту- ризма Сергей БОРОДИН. — Как всегда, чемпио- нат соберет увлеченных ту- ризмом людей, имеющих И на воде, и на суше достаточно высокий уро- вень подготовки. В числе участников — студенты ЛГПУ и ЕГУ, любители ту- ризма из разных районов области, всего более сотни человек. Спортсмены будут соревноваться в пешеход- ном туристском многобо- рье, которое включает в себя ориентирование на местности, речную пере- праву, спуск и подъем и прочие сложные элементы. Победители, как всегда, по- лучат ценные призы от об- ластного управления физи- ческой культуры, спорта и туризма. В рамках чемпио- ната также состоитсяфести- валь туристской песни. Владимир Петров Мировая строительная практика – это непрерыв- ный поиск новаций: в проектировании, строи- тельных технологиях, стройиндустрии, использо- вании современных материалов, в организации работ и так далее. Строи- тельство же высотных зданий – своего рода полигон, где инновацион- ные разработки обретают материальное воплощение. К сожалению, в СССР да и в современной России вы- сотное строительство, образ- ноговоря,неприжилось.Тем не менее каковы бы ни были резоны, именно оно — локо- мотив отрасли. Экономия ресурсов и ма- териальных средств—не по- следняя задача, которая при этом решается. Взять те же материалы. Западные инже- неры за последние десятиле- тиясделалиогромныйрывок вэтомнаправлении.ОРоссии этого сказатьнельзя: всенов- шества в строительстве, как правило, заимствованные. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ | Почему отечественные разработки не используются в строительстве ? Топор под лавкой Что вовсе не означает, будто инженернаямысльунаспре- бывает в анабиозе. Дело не в идеях и предположениях — их-то как раз множество, а в их востребованности. Новей- шие разработки, как прави- ло, остаются на бумаге, во- плотить их в строительную практику не удается. Именно этапроблемадав- но беспокоит липецких стро- ителей. По словам генераль- ногодиректораОАО«Оргтех- строй» Олега Мазура, мы многое могли бы внедрить в современное строительство, получив немалый комплекс- ный эффект. В 80-х годах прошлого века в Липецке быливозведеныпервые 16- и 20-этажные домапо техноло- гии, никогда ранее не приме- нявшейся, без использова- ния цемента. Заслуга в этом принадлежала Липецкому управлению «Центрметал- лургремонт», которое тогда возглавлялАлександрКоно- валов. Его специалисты соб- ственнымисиламиспроекти- ровали и построили опытно- промышленную установку по производству необычного стройматериала. В среднем квадратныйметржилья, воз- веденного по этой техноло- гии, стоил на 30 и более про- центов дешевле, чемпритра- диционном строительстве. Что за новинку примени- лилипецкие строителивысо- ток? Речь идет о шлакоще- лочном вяжущем (ШЩВ), материале, впервые разрабо- танном в 1958 году научно- исследовательскойлаборато- рией грунтосиликатов Киев- ского инженерно-строи- тельного института. Удиви- тельный материал, в основе которого«бросовое»сырье.А именно — отходы металлур- гическогопроизводстваихи- мической промышленности. Причемуникальныхпараме- тров, превосходящихприме- няемыецементы.Например, морозостойкость ШЩВ — 1000цикловзамораживания- оттаивания, а лучшихмарок цемента — всего 300. В основе производства ШЩВ — металлургические шлаки и соединения щелоч- ных металлов, а также сами щелочи. То есть вяжущее — продукт, получаемыйиз сме- си молотого шлака и раство- ра щелочного металла. Из него готовятсявсе видыбето- на—тяжелые, легкие, пено- бетоны, ячеистые.Причемиз получаемого пенобетона можно изготовлять сэндвич- панелидлянаружныхограж- дающих конструкций. Тех- нологии производства не- сложны и не требуют боль- ших энерго- и трудозатрат. Кроме того, очень важно, что новый строительный ма- териал расширял рынок де- шевого сырья, которое в Ли- пецке — под боком: метал- лургические шлаки и жид- кие отходы кальцинирован- ной соды, получаемые в ходе технологической очистки на коксохимпроизводстве НЛМК. Выгода, какуже ска- зано, очевидна: затраты по ШЩВ ниже, он дешевле це- ментана 30процентов. Вовсе не случайно изобретение было запатентовано в США, Японии, Австрии, странах Европы. И, естественно, там оно внедряется без каких- либо ограничений. Но,какнетрудноубедить- ся, у нас в Липецке домов из ШЩВ возведено всего три, и в 90-е годы строительство их было прекращено. Еще одно липецкое ноу- хау — особо легкий кремни- стыйгравий, технологияпро- изводства которого была раз- работана в ОАО «Оргтех- строй» Сергеем Александро- вым.Онпредназначендляиз- готовлениятеплоизоляцион- ных и конструкционных бе- тонов или для утеплителя. Основа его – кремнезем, по- рода, составляющая 80 про- центов земной коры. Будучи помолотым и смешанным с химическими добавками щелочно-кислотной группы (взависимостиотпороды), он спекается при температуре выше 900 градусов, в резуль- тате чего объем смеси увели- чивается в шесть-восемь раз. Может использоваться для изготовлениястеновыхпане- лей как заполнитель бетона. Срок эксплуатации зда- ний увеличивается много- кратно, поскольку с годами такой теплоизоляционный бетон лишь набирает проч- ность. Разработчик его, Сер- гей Александров, считал — это материал будущего и он завоюет весьмир. В«Оргтех- строе» провели серию экспе- риментов по его производ- ству, он прошел все необхо- димые испытания, в ЛГТУ было защищено несколько диссертаций, разработана со- ответствующая технология. Под рукой, в Казинке, разведаны необходимые за- пасынужнойглины.Щелоч- ное сырье—теже отходыме- таллургической,химической или фармацевтической про- мышленности, которые обычноутилизируют. Эконо- мический эффект от приме- нения особо легкого гравия — 40 процентов удешевле- ния стоимости строитель- ства. В «Оргтехстрое» разра- ботанытехнологическаясхе- ма и регламент на линию мощностью100 тыс. куб. ме- тров в год. Это оптимальный вариант.Принеобходимости мощности можно удвоить- утроить. Кстати, интерес к новому стройматериалу проявили в Италии,Китае, однако в свое времяимотказали.Но, пара- доксально, ивЛипецкениче- гоне сделали, оставивпроект лишь в теории. Промышлен- ный образец линии так и не был создан… Какниогорчительнопри- знавать, но это стало дурной традицией: разработки на- ших инженеров и конструк- торов чаще всего остаются лишь дерзким полетом мыс- ли — до воплощения они не доходят.Дваматериала, око- торых здесь рассказано, мог- ли бы серьезно повлиять на положение в строительной отрасли, прежде всегонауде- шевление возводимого жи- лья. Но пока все помыслы строителей (да и не только их) направленына использо- вание готовых западных тех- нологий, материалов, про- ектных решений… Геннадий Яковлев «Внимание – дети!» — эта профилактическая акция регулярно проходит перед началом каникул по всей стране, в том числе и в нашей области. Она стала традиционной, поскольку на запруженных транспортом дорогах дети также вполне традиционно пренебрегают правилами движения.Авзрослыенеред- ко смотрят на это сквозь пальцы. Чем оборачивается такая беззаботность, сообщается в сводках ГИБДД. Так, 11 мая на проспекте Победы в Ли- пецке «ВАЗ-2114» сбилжен- щинуиеедвенадцатилетнюю дочь, ученицу 51-й школы. Ответ на вопрос, кто виновен в ДТП, даст дознание. Но можнобезколебанийутверж- дать: бедыможно былоне до- пустить. Статистика свидетель- ствует: в регионе по-преж- нему высокуровень детского дорожно-транспортного травматизма. За четыре ме- сяца этого года случилось 43 дорожно-транспортных про- исшествия с участием детей. Получили ранения 48 под- ростков в возрасте до шест- надцати лет. В областном центре пострадали 28 несо- вершеннолетних. В шести ДТП виновата неосторож- ность самих ребят. Таких ДТП становится больше в Советском округе Липецка, Грязинском, До- бринском, Добровском,Дол- горуковском, Лев-Толстовс- ком и Липецком районах. АКЦИЯ | Внимание – дети ! Как избежать беды Вот против чегоинаправ- лена акция под девизом «Внимание — дети!». Она продлится до четырнадцато- го июня. Сотрудники Госав- тоинспекции сейчас беседу- ют с детьмиипреподавателя- ми в школах, сообщают им печальную статистику, еще и еще раз напоминают, как надо себя вести на улицах. А в автохозяйствах, га- ражныхкооперативах, наав- тостоянках проводятсяпро- филактические встречи с во- дителями. Если они перево- зят детей, им рекомендуется в дневное время суток дви- гаться с включенным ближ- ним светом фар и снизить максимальнуюскорость с 60 до 50 км/час. А тем, у кого нет разрешающей отметки «Д», а также трехлетнего стажа управления транспор- том этойкатегории, перевоз- ить детей нельзя. Не забытыимамыс папа- ми. Им на родительских со- браниях вновь напоминают о ПДД, о ремнях безопасно- сти и детских удерживаю- щихустройствахв салоне ав- томобиля, о запрете передви- гаться по проезжей части на велосипедах. На пешеходных перехо- дах, особеннорядомсдетски- ми учреждениями, дежурят сотрудники ГИБДД. Им по- могают юные инспекторы движения и педагоги. Виюне в детском оздоро- вительном лагере «Сокол» планируется профильная смена — областной слет от- рядов ЮИД. В остальных оздоровительных лагерях также состоятся конкурсы, викторины, состязания на знание Правил дорожного движения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz