Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
“ 2 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 99/23477/ 21 МАЯ 2009 Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» “ Александр Косякин Именно об этом нашему корреспонденту рассказы- вал глава администрации Задонского района Григо- рий Мосолов в ходе состо- явшегося на днях интер- вью о реализации админи- стративной реформы. Впрочем, все по порядку. — Административная реформа…Из всех перестро- ек последнего времени эта, для меня во всяком случае, самая малопонятная. Что это такое—административ- ная реформа, Григорий Иванович? —Это – пандус у подъез- да присутственного здания, это адекватный местный бюджет, это порядочные, четко выстроенные отноше- ния между властью и наро- дом. Схема, в сущности, про- ста: народ нанял власть (вы- брал), она ему и служит. А административная реформа шлифует эти отношения. — Про бюджет все по- нял, а при чем здесь пандус? — В Европе, а теперь и в нашей столице прием посе- тителей в административ- ных зданиях ведется только на первых этажах. Потому что среди посетителей есть старики, инвалиды. До пан- дусов пока мы, провинциа- лы, не доросли, но двигать- ся нужно именно в этом на- правлении. Теперь о деле. Парадокс тут такой: с одной стороны, административная реформа прежде всего для людей, с другой — сама она сопряга- ется с весьма скучными вы- ражениями: «оптимиза- ция», «регламент». Скажу больше — она предполагает даже известную бюрократи- зацию взаимоотношений. — Вот тут вас точно не поймут… — Поясню. Эта самая оптимизация — это четкое исполнение утвержденных для каждого ведомства, даже отдела, регламентов. Например, у отдела соцза- АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА | Точки приложения сил местной власти Про пандус и чашечку чая… щиты населения их трид- цать, у отдела земельных от- ношений — пять и так да- лее. Что это такое? Вот посе- титель переступил порог ка- бинета — с этой секунды «начальник», как именуют у нас всех чиновников, обя- зан следовать регламенту. Узнать имя-отчество, устро- ить человека в кресле, ухва- тить суть его проблемы, по- смотреть документы и так далее. И на каждый шаг от- водится время. Все это от- нюдь не мелочи и не «бюро- кратия», потому что при та- кой постановке дела укора- чиваются очереди, да и нервов, валидола тратится куда меньше. Вот и давайте после этого ругать бюрокра- тов. При этом исчезает сам повод одному ведомству (от- делу) дублировать действия другого. А ведь жесткая ре- гламентация еще и дисци- плинирует самих чиновни- ков, их легче контролиро- вать. —А контролировать их, конечно, будут тоже чинов- ники, только рангом повы- ше? — И это нормально! Как в армии. Да и как на «граж- данке». Только нужно сде- лать так, чтобы действия власти контролировали и избиратели. То есть о техже регламентах должны знать сами люди, и здесь нам еще много предстоит поработать. Вторая часть реформы — оптимизация структур управления. —Оптимизация, очевид- но, предполагает сокраще- ние аппарата? — Да, но не как само- цель, а как меру, способную повысить качество услуги. Мы вынуждены были пойти на сокращение аппарата на 15 процентов. Но ничего страшного не произошло — просто строй сомкнулся, и оставшиеся стали работать эффективнее. Наконец, оптимизация управления должна приве- сти нас к такой важной вещи, как система «одного окна». Причем это вовсе не образ, а реальная ситуация. В самом центре города в но- вом здании скоро мы откро- ем районный Многофунк- циональный центр, где по- сетитель сможет получить любую справку, консульта- цию, никуда не выходя и никому больше не загляды- вая в глазки. То есть в одном здании будут работать спе- циалисты различных ве- домств, способные по своим каналам связи (а компьютер с электронной почтой сего- дня есть в каждом кабине- те) добыть нужную посети- телю информацию. Не надо больше человеку из Пенси- онного фонда ходить в отдел соцзащиты, оттуда — в до- моуправление или комму- нальную контору... Кроме этого предполагается об- ширный набор услуг: тут и мониторинг по различным направлениям, и создание специального портала госу- дарственных услуг, и рабо- та «горячей линии» по ин- формированию граждан, и юридические консульта- ции. Кстати, здесь же будут заниматься антикоррупци- онной экспертизой и прочи- ми необычными для района услугами. Я уж не говорю о чашке чая, которую посети- тель может выпить в буфе- те «с дороги». В соседнем Ельце, где такой центр уже создан, единовременно мо- гут оказывать до 120 услуг. Мы будем к этому стремить- ся. И, разумеется, учить ка- дры работе по-новому. Еще пример. Сейчас мы создаем важную структуру, название которой на слух звучит, мягко говоря, за- мысловато: консультацион- ный пункт по информирова- нию населения об оказании государственных и муници- пальных услуг на террито- рии муниципального обра- зования. Однако это не про- сто кабинет, а в нем специа- лист с компьютером, это опе- ративная, я бы сказал, ско- рая помощь человеку. Это еще и открытие самостоя- тельного раздела на сайте администрации. Будем ду- мать о конкурсном отборе программ, проектов испол- нительной власти. Все эти меры будут спо- собствовать повышению ка- чества и доступности госу- дарственных услуг населе- нию и в то же время ограни- чат вмешательство в дела бизнеса именно государства с его привычкой к различ- ным регулировкам и поуче- ниям. Это тем более важно теперь, когда в район прихо- Завидными темпами хорошеет и преображается старинный Задонск. X Окончание. Начало на 1-й стр. Анализируя происходя- щее, нельзя не задаться многими вопросами. Поче- му с приходом концерна «Тракторные заводы» в ОАО «Липецкий трактор» резко упали объемы выпу- ска машин? А точнее – фак- тически прекратилось их производство. Выпускалже завод в 2000 году при 5 ты- сячах работающих 4,3 ты- сячи тракторов. Почему за последние годы не создано и не поставлено на произ- водство ни одной новой мо- дели? А ведь на многочислен- ных совещаниях заявля- лось, что к 2010 году будет выпускаться 10 тысяч трак- торов широкого модельного ряда. Почему одним из основных видов «деятель- ности» концерна стал де- монтаж технологического оборудования и его вывоз? Взамен-то не было установ- лено ни одной единицы но- вого оборудования. Ответы на них очевид- ны. Кому-то, похоже, вы- годно похоронить отече- ственное тракторостроение и расчистить дорогу им- портной технике! Да, сегодня собственник вправе по своему усмотре- нию распоряжаться основ- нымифондами. Но ни одной зарубежной тракторнойили автомобильной компании не пришло в голову свора- чивать производство про- фильной продукции и все оборудование пускать в ме- таллолом. Только нашим горе-собственникам. Но момент истинынеми- нуем. Надо окончательно разобраться во всей этой историиипринятьжесткие, но необходимые меры по спасению предприятия. Надеемся, что намечен- ное на 21 мая совещание в Министерстве промышлен- ности и торговли РФ с уча- стием руководства концер- на «Тракторные заводы» даст оценку их деятельно- сти и определит дальней- шую судьбу ОАО «Липец- кий трактор». Момент истины Прокрустово ложе Я тут пришла к неожидан- ному для себя выводу: напрасно мы ругаем молодежь за коверкание русского языка, за сленг, за слова-паразиты. Так ведь чуть ли не все сейчас говорят, к такому языку их приучили. Недавно в одной из телевизионных программ известный адвокат несколь- ко раз повторил слово «туфля» с ударением на последнем слоге. И это ведь не в прямом эфире, а в записи. Стало быть, можно было его остановить и попросить сказать правиль- но. В середине восьмидеся- тых, когда я работала на радио, именно так и дела- лось. Или вот героиня сериала «Возвращение Мухтара» непринужденно произносит не «зажжет», а «зажгет». Выходит, так в сценарии было написано? И на съемочной площадке этого никто не заметил, никому это «зажгет» ухо не резало. А все эти «осужден- ный» и «возбуждено» с ударением не на том слоге из уст высоких чинов правоохранительных органов? Между тем когда-то в эфире мы слыша- ли исключительно правиль- ную литературную речь. Потому как она считалась национальным достоянием. А теперь вернемся к молодежи. ЕГЭ по русскому языку существует уже не первый год, и нацелен он, в том числе, на проверку грамотности выпускников. Только что-то я не слышу, чтобы благодаря этому молодые люди заговорили на языке, на котором написаны «Евгений Оне- гин» и стихи Ахматовой. Девочки выскакивают после экзамена и мило болтают друг с другом: «Я, такая, ему сказала, а он, такой, типа, не понял». Поговорили. Между тем на экзамене у них может быть очень высокий балл. Так, спрашивается, что же мы проверяем? Впрочем, сейчас, похоже, многие выпускни- ки, особенно из обеспечен- ной среды, усерднее зани- маются не родным языком, а английским. Они не собираются «прозябать» на Родине и верят, что только за границей их ждут деньги, успех, карьера. И это настроение поддержива- ется не только родителями, но и вообще ближним и дальним окружением, включая СМИ. Иначе бы мы не копировали с учени- ческой старательностью чужую систему обучения, не забывали бы о собствен- ном опыте, которому, кстати, за рубежом всегда завидовали. Такое впечат- ление, что у нас почему-то страшно озабочены благо- получием Запада, от того и стараемся, чтобы наши дети могли без больших проблем туда податься. Но кто захочет, тот и так уедет. Талантливые сумеют сдать экстерном необходимые экзамены, подтвердить дипломы. А особо богатые решат проблему по-своему, сами знаете как... Безусловно, человек имеет право учиться, где хочет, и жить, где хочет. Но ради чего мы-то хлопочем? Ради того, чтобы в годы демографического кризиса побольше русских оказа- лись на чужбине? Откуда брался энтузиазм тех реформаторов, кто поспо- собствовал, дабы в России люди усвоили: хорошо там, где сытнее и комфортнее. А Родина, корни, будущее страны— это все пустые слова. Одна учительница истории рассказывала мне, что повышенное внимание к тестам в старших классах практически не оставляет времени поговорить с учениками о современной истории, хоть это и преду- смотрено учебной програм- мой. А какое же патриоти- ческое воспитание без размышлений об Отечестве и твоей с ним кровной связи? Но... Работу учителя по успеваемости будут оценивать, а не по тому, каких граждан он воспи- тал. И куда тут прикажете «вставить» патриотизм? А что получается с высшим образованием? Вспомните: в 1999 году страны Западной Европы приняли решение унифици- ровать его структуру и подписали Болонскую декларацию. РФ в 2003 году к этой конвенции присоединилась. Причем у нас, заметьте, речь шла не об интеграции в западную систему, а о полной ее имитации. Аргументы в тот момент звучали потрясаю- щие! Тогдашний министр образования Филиппов заявил, что «наши дипломы должны быть понятны западному работодателю». Какое чуткое отношение к этому самому работодате- лю! Даром что и без всяких конвенций наши физики, математики, программисты шли за рубежом нарасхват. И внешнее несоответствие российских дипломов тамошним стандартам никого не смущало. Да, на Западе всегда знали цену нашему образованию— и советскому, и российскому. У нас были не только великолепные специалисты с дипломами, но и высоко- квалифицированные рабочие. Так зачем же так с ходу все менять, чтобы выпускникам проще было уезжать, а западному работодателю проще их брать на службу? Тем более что лидеры нашего государ- ства, Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин, ставят цели, требующие активного участия талант- ливых и патриотически настроенных молодых людей. Российское образование всегда было матрицей, воспроизводившей культу- ру. Слом матрицы ведет к разрушению культуры. Потому и герои фильмов говорят теперь на не совсем русском языке, и адвокаты делают неправильные ударения. В голове не укладывается, что можно было объявить школьный экзамен по литературе необязательным, поскольку он не вписывался в систему тестов. Слава Богу, сейчас вроде бы сообразили, что это недопустимо. Теперь бы еще понять, что вообще-то не в тестах, не в способах формальной проверки суть дела. Особенно когда речь идет о языке, литературе, истории и вообще творче- ском потенциале подраста- ющего поколения. Вы научите молодежь любить литературу, читать, и она начнет грамотно писать и говорить, а главное —мыс- лить. Вы откройте ей мир русской классики, и тогда, вероятно, не придется отдельно решать проблему воспитания патриотизма. Его воспитают Пушкин, Толстой, Шолохов. В западных университе- тах студент-филолог, занимающийсяШекспи- ром, ничего другого уже не читает. Так сказать, узкая специализация. Но, боюсь и вместе с тем надеюсь, для отечественной культуры это окажется очень уж тесным прокрустовым ложем. дит крупный инвестор. — В Задонском районе настойчиво продолжают проводить сходы граждан. В чем смысл? — На сход в глубинку приезжает команда. Чинов- ников. Функционеров—на- зывайте как угодно. Тех, кому и решать проблемы людей. Одно дело — вести прием в своем уютном каби- нете, нажимать кнопки, от- влекаться, слушать посети- теля вполуха. И совсем иное —когда ты сидишь в общем зале и обязан реагировать на каждый вопрос, на вся- кую просьбу и нелицепри- ятную критику. Вы можете представить ситуацию, при которойпосетитель ругает… хозяина кабинета? То-то и оно! На сходах мы находим- ся на территории избирате- ля, мы впитываем нужную информацию, если угодно —уплотняем свой портфель наказов от людей. Заодно, кстати, рассказываем о вы- р а б о т а н ных р а з ными учреждениями регламен- тах. — Вся эта работа, как и любая структурная пере- стройка вообще, имеет смысл, если дает отдачу. Время сейчас трудное, на дворе кризис, но все-таки спрошу: какая от реформы отдача и бюджету подмога? —Сказать, что упорядо- чение работы персонала ад- министрации пополнило районную копилку на столько-то рублей, не могу. Не посчитаешь такое! Но вижу, что работать люди начинают по - друг ому . Меньше стало, извините, бестолковщиныи «броунов- ского» движения чиновни- ков. Впрочем, одна цифра известна: расходы на содер- жание аппарата управле- ния сокращены на 16 про- центов. А главное —несмо- тря на кризис, экономиче- ская ситуация в районе не ухудшилась, показатели —на уровне прошлого года. Задача только одна — сде- лать их лучше. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ / / Николай Рощупкин В минувший вторник большоемероприятие прове- ли липецкие экологи. Они собрали своих единомыш- ленников на площади перед областным ДК. Члены об- ластного клуба «Эколог» и социально-экологического союза предложили земля- кам обсудить ряд важных тем: как спасти территорию от химического загрязне- ния, улучшить качество пи- тьевой воды, предотвратить угрозу лесам. Говорили и о том, на- сколькоцелесообразна упло- тнительная застройка Ли- пецка. Звучали призывы жестче контролировать про- изводственнуюдеятельность промпредприятий, особенно в границах особой экономи- ческой зоны «Липецк», а также предложения об отка- Что тревожит экологов зе от строительства восточ- ной обходной автодороги во- кругЛипецка, чтобысберечь сто гектаров заповедного леса. — К с ожалению, и власть, и население пока не- дооценивают урон, который наносится природной среде, — сказал председатель клу- ба «Эколог» Владимир Сазо- нов. — Происходят серьез- ные перемены. Загрязняют- ся многие территории, водо- емы и подземные водонос- ные горизонты, уничтожа- ются зеленые насаждения и животные. Активисты собирали подписи под обращением о передислоцировании ат- тракционов Быханова сада в хозяйственную зону парка. Во время мероприятия, которое длилось более двух часов, на площади выступа- ла известная в Липецке му- зыкальная группа «Совет- ский Союз». Сергей Малюков, выпускник Президентской программы 2008 года Чему и как должен учиться выпускник Президентской программы (ПП)подготов- ки управленческих ка- дров? Как новые знания помогают решению прак- тических проблем, стоя- щих перед каждым пред- приятием и обществом в целом? Эти вопросы обсуждались на организо- ванном липецкой Ассоциа- цией выпускников ПП «круглом столе» в админи- страции области. Гостями заседания, ко- торое вела ответственный секретарь региональной ко- миссииПрезидентской про- граммы подготовки управ- ленческих кадров Елена Ничипорова, стали профес- сора Воронежского государ- ственного университета Владимир Эйтингон и Еле- на Сысоева, директор Воро- нежского регионального ре- сурсного центра Валентина Бучина и ее коллега Нико- лай Бичев. «Мы живем в столь бы- стро меняющемся мире, что полученных знаний хвата- ет на очень непродолжи- тельный период, особенно в ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАСШТАБ | Кадры для современной России Непрерывность знаний деловой сфере. Образование должно непрерывно длить- ся в течение всей жизни», — подчеркнул Владимир Эйтингон. Программа МВА ( M a s t e r o f B u s i n e s s Administration) — одна из самых престижных и эф- фективных форм бизнес- образования — возникла в 60-е годы прошлого века. Сегодня ее можно получить в более чем 900 бизнес- школах США и 500 универ- ситетах Европы. В России МВА имеет государствен- ный статус, лицензирован- ные учебные заведения вы- дают выпускникам дипло- мы государственного образ- ца. Бизнес-школа ВГУ тра- диционно имеет высокий рейтинг среди российских вузов благодаря высокому качеству преподавания и международно признанным сертификатам дипломов. «ПП и МВА во многом пересекаются. Можно ска- зать, что Президентская программа своего рода кон- центрированный вариант МВА. Учитывая, что часть предметов выпускники ПП уже изучили, возможен их перезачет и занятия по ин- дивидуальному плану. Та- ким образом, выпускники ПП, поступившие по МВА, обучаются вместо двух все- го один год. Если соберет- ся достаточное число лип- чан, желающих обучаться МВА, то возможно органи- зовать обучение в Липецке по блочно-модульной си- стеме», — сообщил профес- сор Эйтингон. ВыпускникиПП, закон- чившие МВА, обменялись мнениями о преимуще- ствах программы. — Думается, что надо освоить сначала Президент- скую программу, набраться опыта, а уже потом присту- пать к МВА. Главное ре- шить, что вам нужно: полу- чить красивый диплом и по- весить его на стену или же реальные знания. Лично я, обучаясь по МВА, взял ре- альную проблему развития своей компании, проанали- зировал её с помощью совре- менной методологии и дока- зал акционерам эффектив- ность проектного подхода. Практическая направлен- ность – несомненный плюс МВА, — считает Дмитрий Остроушко. Самоопределение очень важно, поддержал Дмитрия Владимир Эйтингон, часто человеку необходимо взять паузу, понять, в каком на- правлении ему нужно разви- ваться, получить определен- ный жизненный и профес- сиональный опыт. Решение всегда должно быть осознан- ным. Алена Голдина и Павел Фомин поделились своим опытом обучения по МВА в бизнес-школе ВГУ, а пред- ставитель консалтингово- образовательного центра «Бизнес-развитие» Татьяна Похваленная рассказала о деловых тренингах и услу- гах по подбору персонала, предоставляемых центром. Декан факультета по пере- подготовке специалистов ЛГТУИгорьБольшаковпод- робнее остановился на новой программе, реализуемой в вузе, «Кадры Оn line». За- казчикможет выбрать инте- ресующийпланобученияче- рез Интернет. Подготовка персонала таким образом становится более быстрой и эффективной. Все участники «кругло- го стола» были единодушны во мнении, что подобные встречи должны стать тра- диционными. Много полезной информации почерпнули для себя участники «круглого стола». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Галина Кожухарь Общественная палата Липецкой области совмест- но с областным Молодеж- ным парламентом провели «круглый стол» на тему: «Социальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вобсуждениипроблемде- тей, чьисудьбыстализаботой общества, принимали уча- стие такжепредставителиоб- ластного Совета депутатов, исполнительныхоргановвла- сти области, местного само- управления, учреждений си- стемы образования, право- охранительных органов, ду- ховенства, журналисты. Валентина Кисенко, председатель Общественной палаты, сразу же с сожале- нием отметила, что в очере- ди на жилье в области сего- В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ | Как помочь сиротам Государственные дети дня стоят 755 человек со ста- тусом сироты. Причем пер- вые двое очередников ждут квартиру уже 18 лет. Тем не менее работа по предоставлениюжильясиро- там в регионе ведется. За 2006—2008 годы за счет средств областного и феде- ральногобюджетоввыделено 37 жилых помещений, за счет местных бюджетов — 22. И все же проблема про- должает оставаться злобо- дневной. Участники «круглого стола» предлагали различ- ные способы ее решения: привлекать бизнес, предо- ставлять доступные кредиты работающимлюдямсо стату- сом сироты. Но разумнее, бытьможет, было быисполь- зовать опыт Белгородской области, где детей-сирот ста- вят в очередь на получение жилья с 14-ти лет. Можно привлекать к решению во- проса и крупные строитель- ные организации, которые в качестве благотворительной помощи предоставляли бы квартирыдля сирот по их се- бестоимости. АлексейГрушихин, заме- стительначальникауправле- нияобразованияинаукиЛи- пецкойобласти,выделилеще три узких места в работе по предотвращениюсоциально- го сиротства, созданию до- стойных условий для жизни детей, по сути лишенных нормального детства. Это, прежде всего, проблема труд- ных семей, где еще возмож- но наладить отношения, вос- создать здоровуюобстановку и сохранить детям их биоло- гических родителей. Второе важное направление работы в рамках обсуждаемой темы — это вторичное сиротство (возвращение опекунами, приемными семьями ребен- ка, подросткавдетскийдом). Детипосле такихиспытаний особенно ранимы и непред- сказуемы, требуют к себе пристального внимания. И третье—созданиеЦентра со- провождения замещающей семьи, где опекуны и прием- ные родители могли бы най- ти помощь и поддержку. В рамках дискуссии вы- ступили также Людмила Гу- рова, заместитель начальни- ка отделапо охранематерин- стваидетствауправлениясо- циальной защитынаселения области, и Дмитрий Жуков, начальник отдела управле- ния труда и занятости. На «кругломстоле» были приняты рекомендации ор- ганам государственной вла- сти, местного самоуправле- ния, целому ряду структур и общественных организа- ций. Эти рекомендации на- правлены на повышение приоритета семейных тради- ций и ценностей, на адапта- цию и реабилитацию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их профессиональнуюподготов- ку и трудоустройство, реше- ние проблем обеспечения жильем, создания системы постинтернатовского патро- ната, сопровождения заме- щающей семьи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz