Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)

7 МАЯ 2009 № 90-91/23468-23469/ ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Сергей Старыгин, по материалам Vesti.ru Тридцать пять лет назад на экраны вышел фильм «Сем- надцать мгновений весны». Картина стала настоящим достоянием отечественного кинематографа. Ко Дню Победы телеканал «Россия» приготовил всем зрителям подарок: культовый фильм впервые вышел в эфир в цветной версии. Когда режиссеру фильма Та- тьяне Лиозновой предложили сделать фильм цветным, ее пер- вая реакция была безапелляци- онной: «Нет». Уговаривать ре- жиссера было бессмысленно — ее убеждали: приносили корот- кие отрывки, показывали, как может получиться. Работа оказалась скрупулез- ной, довъедливоститщательной. По словамисполнительного про- дюсера Олега Чичигина, «очень важно было не навредить, чтобы не ярко, деликатно, чтобы соот- ветствовало исторической прав- де, соответствовало видению Та- тьяныМихайловны». Возвращениелегендыготови- ли три долгих года. 577 человек вырисовывали каждую деталь. Вручную. С бережностью, кото- рая возможна, только когда люди понимают: этот фильм — часть истории страны, часть на- ционального характера. Когда отсканировали эталон- ную пленку, стало видно, что почти20процентовизображения зрители не видели — оно уходи- ло за границы телеэкранов. Сей- час фильм — в своем исходном формате, отреставрирован и пе- реозвучен. Теперь можно услы- шать, как шелестит плащ, как скрипит калитка, какие звуки были в домеШтирлица. В сцене, которая звучала только голосом Копеляна, теперь заговорилГит- лер. Нашли его речь, которую озвучилнемецкийактер.Ивбун- кере фюрера теперь его голос, шаги из угла в угол, шуршат ка- рандаши стенографисток. Реставрация открыла нюан- сы, не читавшиеся на черно- белой пленке. Актеры сыграли тогда больше, чеммогла уловить аппаратура. Достоверность. Историческая точность. Все про- верялось, прорисовывалось с до- кументальной идентичностью. Пять историков работали с твор- ческой группой. Их знания сво- дились в одно с тем, что происхо- дило на съемочной площадке 37 лет назад. «Я на съемочной площадке вновь.Поразительно»,—конста- ПРЕМЬЕРА | Второе рождение классики «Семнадцать мгновений весны» тируетЛиознова. «Великолепная работа.Всевзалеаплодировали», —отмечает заслуженная артист- ка России ЭлеонораШашкова. Единственное содержатель- ное изменение в фильме — ти- тры. Впервые зрителиувидятна- стоящиефамилииконсультантов из КГБ, работавших со съемоч- ной группойиназначенных лич- но Юрием Андроповым. «Семнадцать мгновений вес- ны» в цвете —подарок и ветера- нам, и новому поколению росси- ян, довольно сдержанных к черно-белому миру кино. Цифровая система колориза- ции, появившаяся в 1987 году, представляет собой процесс пре- вращения черно-белой картин- ки в цветную, она может отно- ситься как к одному изображе- нию, так и к целому ряду. Одна- ко широкого применения этот процесс не получил, так как ко- нечный продукт получался не- натуральныминегармоничным. При работе над проектом «Сем- надцать мгновений весны» ис- пользовались не только совре- менные технологии, ноиручная работа – раскраска картины кадр за кадром. Высокая план- ка, заданная режиссеромкарти- ны, не должна была быть сниже- на. В проекте нашли примене- ниеуникальныеметодикипора- боте над звуком, цветом, монта- жом. Для выбора правильных цветов формы, медалей, орде- нов, машин и многих сотен предметов, появлявшихся в ка- дре, была изучена специальная литература, приглашены кон- сультанты-историки. Цвет переносился на кадры двумя способами в зависимости от ситуации. Использовалась раскраска масок или перенос участков образцов на движущи- еся кадры. Но ина этомработа не закан- чивалась. Требовалось удалить царапины, которые были на ис- ходной пленке, волоски, пода- вить шумы, стабилизировать изображение, по краям удалить мерцание пленки. Реставрация позволила справиться с этой ча- стьюпроцесса.Фильмреставри- ровали частью механически, на специальном программно- аппаратном комплексе. Однако особо проблемные места дораба- тывались вручную. Параллельно вРоссиивелась усиленная работа по полной пе- реработке звука. Увы, ориги- нальнаязвуковаядорожкане со- держала отдельно голосов ишу- мов. Специалистам пришлось сначала выделитьиз общего тре- ка голосовую фонограмму, а за- тем подвергнуть ее процессу очистки и обработки. К сожалению, в оригиналь- ной версии фильма достаточно малошумов и эффектов. Проект «Семнадцатьмгновений весны» уникален еще и тем, что в новой версии была проведена кропот- ливая и требующая особого под- хода работа по записи естествен- ных шумов, были записаны ак- терыдлянемецкойречи голосов второго плана, замененыи дора- ботаны эффекты среды и фоно- вые звуки. Кроме того, удалось найтиипереложитьмузыкувсо- временномкачестве (а не из ори- гинальной фонограммы, где ка- чество не столь высоко). Некоторые моменты ориги- нального фильма (личные дела героев, нарезки из старых фото- графий, начальные и конечные титры) сильновыбивалисьпока- честву из общего уровня филь- ма. Средства их разработки 35 лет назад были достаточно при- митивными. Эти фрагменты фильма были переработаны на современном уровне лучшими дизайнерами, сумевшими со- хранить стиль того времени. Благодаря слаженной рабо- те профессионалов фильм«Сем- надцать мгновений весны» воз- вратилсяк зрителямв новомка- честве, способномпоразить и об- радовать старых поклонников картины и привлечь к фильму новую аудиторию. Теперь мы все знаем, како- го цвета глаза легендарного Штирлица! В День Победы, 9 Мая, Пер- вый канал покажет знамени- тую ленту Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Примечательно, что фильм бу- дет демонстрироваться не в черно-белом варианте, а в цвете. Кроме того, 22 июня отре- ставрированнаякартинавыйдет в ограниченном кинопрокате в России и на Украине. Идея сделать эту классиче- скую советскуюленту 1973 года в цвете, по словам продюсера проекта Игоря Лопатенка, воз- никла из попытки восстановить «историческую справедли- вость». Леонид Быков пробивал съемки фильма на студии име- ни Довженко несколько лет — киноначальники считали сцена- рий«не героическим». Заметим, что изначально Быков хотел снимать фильм цветным. «Изу- чаяисториюфильма, янаткнул- ся на то, что эту картину Быков хотел снять вцвете.Хотелипро- сил дать ему цветную пленку, — говорит Игорь Лопатенок. —Цветнаяпленка, котораяиме- лась на студии Довженко, дава- лась только на соцреалистиче- ские фильмы, Быкову говорили — если будешь снимать под за- каз фильм о трактористах, да- дим пленку. Это был 1973 год. Застой. О том, как надо хорошо жить, — надо было снимать. А как это можно было снимать фильм о войне с песнями? Худ- совет не пропустил. И пленку Быкову дали только черно- белую. Я считаю, что нашей ра- ботой мы исполнили желание режиссера». В фильме Леонид Быков ис- пользовал военную хронику 40-х годов, она была вся тща- тельно отреставрирована, очи- щена от царапин и также стала цветной. Кроме того, знамени- тая песня про «Смуглянку» и весь звук стал Dolby 5.1. Теперь картина полностью восстановлена в исходном каче- стве, перезаписан и отреставри- рован звук. «В бой идут одни старики» ФОТО С САЙТА VESTI.RU

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz