Липецкая газета. 2009 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 89/23467/ 6 МАЯ 2009 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9. Развитие агропромышленного комплекса Основные приоритеты аграрной политики области определены областной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен- ной продукции, сырья и продовольствия на 2009—2012 годы, охватывающей производс- твенную и социальную сферы села. Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финанси- рования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром будут направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, развитие конкуренции на сельскохозяйственных и продовольственных рынках, снижение импортозависимости. Государственная поддержка агропромышленного комплекса будет сохранена по всем предусмотренным направлениям и составит 2,2 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета — 1,4 млрд. руб., из областного — 0,8 млрд. руб. На условиях софинансирования с федеральным бюджетом будут субсидировать- ся: — племенное животноводство, элитное семеноводство, приобретение ком- бикормов, минеральных удобрений и средств защиты растений, затраты на за- кладку многолетних насаждений, гидромелиоративные мероприятия; — затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кре- дитных организациях предприятиями АПК, из федерального бюджета в размере 80%, из областного — 20% ставки рефинансирования; — затраты на уплату процентов по отдельным видам инвестиционных и крат- косрочных кредитов, привлекаемым в 2008—2009 годах организациями и пред- приятиями АПК, из федерального бюджета в размере 100% ставки рефинансиро- вания, из областного — 3% сверх ставки рефинансирования; — затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кре- дитных организациях сельскохозяйственными потребительскими кооператива- ми, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, из фе- дерального бюджета в размере 95%, из областного — 5% ставки рефинансирова- ния. Кроме того, за счет средств областного бюджета предусмотрены субсидии на возмещение затрат на благоустройство и создание энергетической инфраструк- туры на мясо-молочных комплексах, проведение ремонтно-восстановительных работ для ввода в эксплуатацию используемых прудовых площадей, приобрете- ние и установку оборудования для капельного орошения интенсивных садов. В 2009 году для всех сельхозтоваропроизводителей будет сохранена нулевая ставка по налогу на прибыль, имущество. Основное внимание будет направлено на развитие молочного и мясного ско- товодства, укрепление племенной базы молочного животноводства, создание семейных молочных ферм путем разработки и реализации областной целевой программы развития молочного животноводства и создания молочных семейных ферм в Липецкой области, где важнейшим направлением антикризисной политики должно стать определение приоритетных, конкурентоспособных инвестиционных проек- тов и концентрация финансовых и организационных ресурсов для их реализации. Приоритетным станет завершение строительства и реконструкции 9 ранее на- чатых животноводческих комплексов и ферм, а также строительство и реконс- трукция 11 новых проектов. Это позволит увеличить производство молока на 125 тыс. тонн, или в 1,4 раза против 2008 года, мяса свиней — на 60 тыс. тонн (в 2,3 раза), мяса птицы — на 35 тыс. тонн (в 1,4 раза), яиц — на 60 млн. штук (на 12%). Повышение обеспеченности населения области овощами закрытого грунта в несе- зонный период и замещение импорта овощной продукции будет осуществляться за счет поддержки развития и строительства тепличного хозяйства области и специали- зированных хозяйств по производству овощей открытого грунта. Будут приняты меры по возрождению интенсивного садоводства путем увеличения площадей закладки многолетних плодовых насаждений. Будут обеспечены государственная поддержка системообразующих сельско- хозяйственных предприятий, финансовое оздоровление 36 сельхозтоваропроиз- водителей в рамках Федерального закона от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ «О финансо- вом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Для осуществления технической политики активнее будет использоваться механизм федерального лизинга. Повышенное внимание будет уделяться развитию сельскохозяйственной пот- ребительской кооперации, что позволит создать условия для увеличения дохо- дов личных домохозяйств, снижения социальной напряженности на селе. В целях стимулирования и доступности кредитования малых форм хозяйствования сформированы муниципальные залоговые фонды. Для льготного микрофинансирования крестьянских (фермерских) хозяйств на 50 млн. руб. увеличен областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. 10. Жилищное строительство и жилищно-коммунальный комплекс В области принимается ряд мер по снижению влияния кризиса на строительную от- расль, и прежде всего на жилищное строительство. Социальной поддержкой и поддержкой жилищного строительства станет обеспече- ние жильем в 2009 году льготных категорий граждан (ветеранов и инвалидов) об- ласти. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 174,9 млн. руб. В целях поддержки ипотечных заемщиков гражданам предоставлено право по ис- пользованию материнского капитала на погашение ипотечных кредитов. По пред- варительной оценке, таким правом в области могут воспользоваться около 1 тыс. семей, на что будет направлено 314 млн. руб. средств федерального бюджета. В настоящее время 267 семей уже подали заявления, по 114 из них приняты положительные решения. Для поддержки ипотечного жилищного кредитования предусматривается вы- куп закладных у банков и реструктуризация ипотечной задолженности неплате- жеспособных заемщиков . В настоящее время в ОАО «Липецкая ипотечная корпора- ция» по вопросу отсрочки по выплатам ипотечных кредитов и займов обратился 21 граж- данин, по двум из них получено положительное решение. Налоговый вычет на приобретение жилья увеличен в 2 раза — до 2 млн. руб. На региональном уровне будет оказана поддержка гражданам в виде социаль- ных выплат при приобретении (строительстве) жилья, на эти цели из областного бюджета будет направлено 161,5 млн. руб., в том числе по областным целевым про- граммам: — «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» — 18 млн. руб.; — «Свой дом» — 5 млн. руб.; — «Ипотечное жилищное кредитование» — 80 млн. руб.; — «Социальное развитие села на 2009—2012 годы» — 58,5 млн. руб. Кроме того, из федерального бюджета будет направлено 6 млн. руб. на социальные выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На выплату субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями-застройщи- ками всех форм собственности на строительство жилья и на обеспечение земель- ных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в рамках областной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Ли- пецкой области на 2009— 2013 годы» будет направлено 1,8 млн. руб. На поддержку строительной отрасли путем участия в уставном капитале ис- полнителей областных жилищных программ предусмотрено 180 млн. руб. Кроме того, предполагается разработка и реализация дополнительных мер по поддержке жилищного строительства, в том числе в рамках следующих направ- лений: — обеспечение строительства 700 тыс. кв. м жилья, в том числе 5 тыс. домов усадебного типа в районах области путем использования современных энерго- эффективных и недорогих технологий; — организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам; — финансирование инвестиционных проектов по развитию муниципальной инфраструктуры. Важной антикризисной мерой по поддержке строительной и жилищно-комму- нальной отраслей является участие в адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением финансовых средств Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хо- зяйства. В декабре 2008 года из Фонда содействия реформированию ЖКХ с учетом необхо- димости стимулирования развития рынка жилья в область поступило 92,9 млн. руб., на условиях софинансирования из областного бюджета выделено 138,8 млн. руб. В пределах выделенного лимита из Фонда содействия реформированию ЖКХ плани- руется получить в 2009 году еще 1,6 млрд. руб., на условиях софинансирования из об- ластного бюджета выделено 79,8 млн. руб., из местных бюджетов — 164,7 млн. руб. В программе примут участие: города — Липецк, Елец, Данков, Усмань, Лебедянь, Грязи, Чаплыгин, сельсоветы — Добринский, Добровский, Тербунский, Долгоруковский и Пуш- кинский, Богородицкий, Дубовский Добринского района, а также Архангельский сельсо- вет Елецкого муниципального района. Выделение указанных финансовых средств позволит построить свыше 28 тыс. кв. м жилья, что позволит переселить более 2,3 тыс. человек и отремонтировать около 700 до- мов. Для создания условий развития территорий, жилищного строительства, строительс- тва социальной и инженерной инфраструктуры в условиях кризиса в областном бюджете предусмотрены средства в сумме 19,9 млн. руб. на софинансирование расходов на раз- работку документов территориального планирования и градостроительного зонирова- ния. Вовлечение в оборот несформированных земельных участков для строительства станет важной антикризисной мерой. Планируется безвозмездная разработка типовых правил землепользования и застройки сельских поселений Липецкой области , что даст возможность подгото- вить схемы зонирования и разрешения на строительство на отдельных частях террито- рий сельских поселений. Тем самым будут созданы необходимые условия освоения десятков земельных участков, исключенных из земель сельхозназначения. Важнейшим направлением в жилищно-коммунальной сфере станет энерго- эффективность. Работу по внедрению энергосберегающих технологий в жилищно-ком- мунальной сфере планируется осуществлять в рамках областной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета», утвержденной постановлением адми- нистрации области от 06.04.09 г. № 93. 11. Развитие транспортного комплекса Политика в сфере транспортного комплекса направлена на обеспечение безопасно- го, устойчивого функционирования и развития транспорта, доступности транспортных услуг для бизнеса и населения. В текущем году на развитие транспортной инфраструктуры в областном бюджете предусмотрено более 1 млрд. руб. в рамках областной целевой Программы дорожной деятельности Липецкой области на 2009—2011 годы. В целях формирования транспорт- ного кольца вокруг г. Липецка, обеспечения транспортных связей особой экономической зоны федерального уровня «Липецк» с федеральной сетью дорог с привлечением средств федерального бюджета (940 млн. руб.) продолжится строительство автодо- роги «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка». Продолжится реализация по реконструкции и модернизации аэровокзального комплекса в целях обустройства и оснащения пункта пропуска через государс- твенную границу РФ. В областном бюджете на 2009 год на развитие и организа- цию эксплуатации аэропорта предусмотрено 75,8 млн. руб. Область участвует в федеральной программе обновления парка автомобильной тех- ники, используемой для перевозки пассажиров, и спецтехники для нужд коммунального хозяйства. В 2009 году предполагается приобретение 38 единиц пассажирского автотранспорта общей стоимостью 96 млн. руб., доля федерального бюджета составляет 67,2 млн. руб. (70%), областного — 15,8 млн. руб. (16%), муници- пальных бюджетов — 13 млн. руб.(14%) и 12 единиц спецтехники для нужд ком- мунального хозяйства (25,6 млн. руб.), доля федерального бюджета составляет 17,9 млн. руб. (70%), бюджета области — 7,7 млн. руб. (30% ) (всего на обновление парка спецтехники коммунального хозяйства в областном бюджете на 2009 год предус- мотрено 20 млн. руб.). 12. Торговля и бытовое обслуживание В целях сдерживания роста потребительских цен и обеспечения условий для форми- рования устойчивой конкурентной среды на продовольственных рынках направлен ком- плекс мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках Липецкой области на 2008—2010 годы, утвержденный постановлением администрации области от 03.10.2008 г. № 261 «Об утверждении комплекса мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках Липецкой области на 2008—2010 годы». Во всех районах области приняты целевые муниципальные программы, предусмат- ривающие финансирование мероприятий по поддержке торгового и бытового обслужи- вания сельского населения. Реализация мероприятий программ будет осуществляться на условиях софинансирования из областного и местного бюджетов, для чего на 2009 год в областном фонде софинансирования расходов запланировано 14,4 млн. руб., при условии обеспечения органами местного самоуправления финансирования части затрат в размере не менее 10 процентов. Для увеличения доли в розничной торговле продукции местных товаропроиз- водителей будет реализован комплекс мероприятий, направленных на: — смягчение условий по вхождению местных товаропроизводителей в феде- ральные и региональные торговые сети; — создание альтернативной торговли (в т.ч. предприятий малого формата и мелкорозничной сети) и активизацию ярмарочной деятельности; — содействие товаропроизводителям в разработке и внедрении системы добровольной сертификации и утверждении знака «Липецкое качество». На начальном этапе продукция, производимая на территории Липецкой об- ласти, будет объединена под единым названием «Липецкий продукт». Это позво- лит выделить местную продукцию в агрессивной среде продуктов-конкурентов. В целях оказания поддержки социально не защищенной части населения области, создания эффективного механизма, обеспечивающего оптимизацию уровня цен на ос- новные продукты питания, будут приниматься меры по созданию социальных мага- зинов на территории муниципальных образований. С целью стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной пере- работки сельскохозяйственной продукции на территории области, активизации работы по данному направлению органов местного самоуправления, вовлечения в процесс всех хозяйствующих субъектов, занимающихся этим видом деятельности, в 2009 году будет оказываться государственная поддержка местным бюджетам в виде субсидий из облас- тного фонда софинансирования расходов. 13. Развитие малого и среднего предпринимательства Одним из ключевых направлений антикризисных мероприятий, реализуемых в об- ласти, является усиление мер поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2009 году объемы финансирования целевой «Программы развития малого и сред- него предпринимательства в Липецкой области на 2009—2012 годы» (далее — Програм- ма) из областного бюджета увеличены с 33,2 млн. руб. до 141,2 млн. руб. В число основных мероприятий Программы помимо действующих направле- ний финансово-кредитной поддержки введены новые направления, рекомендо- ванные Министерством экономического развития Российской Федерации: — предоставление субсидий для выполнения необходимых требований для экспорта продукции; — применение энергосберегающих технологий; — оплата обучения в рамках Государственного плана подготовки управлен- ческих кадров. Создан областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, для обеспечения деятельности которого из областного бюджета выделено: — 50 млн. руб. для предоставления поручительств и микрозаймов субъектам малого и среднего бизнеса и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, — 50 млн. руб. для предоставления микрозаймов крестьянским фермерским хозяйствам. Из местных бюджетов на условиях софинансирования будет выделено 51,6 млн. руб. В рамках Программы увеличено с 2 млн. руб. до 10 млн. руб. финансирование из областного бюджета такого вида господдержки, как выдача субсидий начина- ющим молодым предпринимателям на возмещение затрат по организации и раз- витию собственного дела, осуществляемого по приоритетным для области видам деятельности. Кроме того, в 2009 году на софинансирование мероприятий областной Программы, входящих в пакет антикризисных мер, привлечены средства федерального бюджета в размере 139,4 млн. руб., в том числе: — на создание областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательс- тва — 100 млн. руб. (общий размер фонда — 251,6 млн. руб.); — на субсидирование процентной ставки субъектам малого и среднего предприни- мательства по банковским кредитам и лизинговым платежам, направленным на реали- зацию инвестиционных проектов по приоритетным видам деятельности, — 23,2 млн. руб. (общая сумма — 50,8 млн. руб.); — на субсидирование процентной ставки кредитным потребительским кооперати- вам граждан и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам по банковским кредитам, привлеченным для выдачи займов членам кооперативов, относя- щимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, для осуществления пред- принимательской деятельности — 1,2 млн. руб. (общая сумма — 1,7 млн. руб.); — на предоставление субсидий начинающим молодым предпринимателям для орга- низации собственного дела — 15 млн. руб. (общая сумма — 25 млн. руб.). Во всех городских округах и муниципальных районах области утверждены муници- пальные программы развития малого и среднего предпринимательства, общий объем финансирования которых из местных бюджетов составляет 9,3 млн. руб. В областном бюджете предусмотрено 1,5 млн. руб. для софинансирования мероприятий муниципаль- ных программ развития малого и среднего предпринимательства для создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и кре- дитных потребительских кооперативов. Всего на поддержку малого и среднего предпринимательства области в 2009 году будет направлено 343 млн. руб. из бюджетов всех уровней. В целях оптимизации процедур получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства действует заявительный принцип оказания господдержки, пакет необходимых документов минимизирован. Кроме того, во всех му- ниципальных образованиях области созданы объекты инфраструктуры поддержки мало- го и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационные центры), в задачи которых входят разработка бизнес-планов, оказание содействия в оформлении документов на получение государственной поддержки. Принят Закон Липецкой области от 01.12.2008 г. №198-ОЗ «Об особенностях отчуж- дения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Липец- кой области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» в рамках которого предусмотрена реализация права преимущественного выкупа субъектами малого и среднего предприниматель- ства арендуемого имущества, установлена площадь арендуемого имущества при его выкупе — до 1000 кв. м, срок рассрочки платежа — от 1 года до 7 лет. В муниципальных образованиях области завершается формирование перечней му- ниципального имущества для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предприни- мательства. В целях снижения налоговой нагрузки на бизнес принят Закон Липецкой области от 24.12.2008 г. № 233-ОЗ «Об установлении налоговой ставки для организаций и индиви- дуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения», в соответствии с которым на 10 процентных пунктов (с 15% до 5%) уменьшена налоговая ставка по объекту налогообложения «доходы минус расходы» организаций и индивиду- альных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В ре- зультате в 2009 году предприниматели области получат поддержку в виде сниже- ния налогового бремени на 400 млн. руб. Будет продолжена деятельность по снижению административного давления на бизнес. В этих целях в области функционируют областная межведомственная комис- сия по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринима- тельской деятельности и областной координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, проводятся «круглые столы» в контролирующих орга- нах. В 2009 году требование об обязательной квоте (от 10% до 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государс- твенных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию, производимую субъектами малого предпринимательства, более чем на 700 млн. руб. 14. Повышение устойчивости финансовой системы Основными целями системы антикризисных мер, принимаемых на региональном уровне, являются: — поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплата первоочередных расходов; — содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест. Важная роль в условиях кризиса принадлежит бюджетной политике. Бюджет области в 2009 году имеет ярко выраженный антикризисный характер. Главным приоритетом в ра- боте по преодолению последствий кризиса будет выполнение всех публичных социаль- ных обязательств органов государственной власти области перед населением области. Областной бюджет с учетом внесенных изменений имеет четкую социальную направ- ленность. Общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в текущем году снижен на 8,9 млрд. руб., или на 36,5% к первоначально утвержденным объемам и на 36,3% к уровню прошлого года, и составляет 15,4 млрд. руб. Расходы областного бюджета также подверглись сокращению на 2,8 млрд. руб., или на 11% к первоначально утвержденному объему, и составляют 22,3 млрд. руб. Дефицит областного бюджета составил 44% от общего объема налоговых и неналоговых доходов (6,8 млрд. руб.). При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризис- ных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые поз- волят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы. Так, предус- мотренные меры социальной поддержки населения области не только сохранены, но и увеличены. В целях оптимизации расходов приняты поправки в областное законодательство, на- правленные на ограничение объемов финансирования. Установлен перечень расходов областного бюджета на 2009 год, подлежащих фи- нансированию в первоочередном порядке. Проведены мероприятия по сокращению численности работников органов государс- твенной власти области, оптимизации сети бюджетных учреждений. Продолжается работа по внедрению новых моделей эффективного управления рас- ходами, направленных на получение конечного результата. В целях сбалансированности местных бюджетов органам местного самоуправления даны рекомендации по повышению собираемости налогов и оптимизации бюджетных расходов. è Ó„ ‡Ïχ ‡ÌÚËÍ ËÁËÒÌ ˚ı Ï ãËÔˆÍÓÈ Ó·Î‡ÒÚË Ì‡ 2009 „Ó‰ 15. Реализация мероприятий административной реформы В области осуществляется реализация мероприятий административной реформы, определенных областной целевой программой «Административная реформа в Липецкой области (2009—2010 годы)». В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов особое внимание будет уделено повышению качества и оперативности предо- ставления государственных социальных услуг. На территории Елецкого района начал ра- боту первый в области многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, где оказываются услуги в максимально удобной для граждан фор- ме в соответствии со стандартами «комфортности». В настоящее время в многофункциональном центре предоставляются 144 государс- твенные, муниципальные и дополнительные услуги населению Елецкого района. Всего за период работы многофункционального центра гражданам Елецкого района было ока- зано около 50 тыс. услуг. Продолжается работа по созданию многофункционального центра в городе Липецке, на реализацию которого в 2009 году планируется направить 110 млн. руб., в том числе 24 млн. руб. за счет федерального бюджета, 50 млн. руб. — об- ластного. Апробируется в пилотном режиме работа Портала государственных услуг Липецкой области, цель которого — предоставление услуг в дистанционном режиме, минимиза- ция условий для коррупционных проявлений. В систему государственного управления внедряются современные методы и меха- низмы управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений на областном и муниципальных уровнях. Реализуется областная целевая про- грамма «Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области на 2009 год». 16. Развитие эффективных механизмов взаимодействия органов государс- твенной власти области, населения и структур гражданского общества В условиях экономического кризиса крайне важной представляется организация на региональном уровне системы взаимодействия власти, населения и структур гражданс- кого общества. Основные цели развития гражданского общества в области — создание условий для социальной активности населения и укрепления стабильности общества, обеспечение эффективного участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии региона. Для достижения поставленной цели необходимо продолжить решение следующих приоритетных задач: — вовлечение населения в активную общественно полезную деятельность через общественные и некоммерческие организации; — создание многоканальной системы обмена информацией между властью и инсти- тутами гражданского общества; — обеспечение межконфессиональной и межнациональной стабильности. В целях решения поставленных задач будут реализованы мероприятия, на- правленные на: — разработку новых форм и механизмов поддержки социально значимых инициатив общественных объединений и некоммерческих организаций области; — оказание всестороннего содействия по участию социально значимых про- ектов общественных объединений и некоммерческих организаций региона в кон- курсах на получение федеральных средств; — развитие системы доступа общественных объединений и некоммерческих организаций к средствам массовой информации; — подготовку и проведение Липецкого регионального Гражданского форума; — организацию и проведение во всех муниципальных образованиях области встреч представителей органов государственной власти области, бизнеса, обще- ственных организаций, населения по обсуждению Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и региональных антикри- зисных мер; — создание «горячей линии» по сбору отзывов и предложений по обсуждению Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год и региональных антикризисных мер. Реализация большинства вышеназванных мероприятий предполагается в рамках об- ластной целевой программы «Развитие гражданского общества (2009—2012 годы)». 17. Взаимодействие органов государственной власти области с органами местного самоуправления Осуществляется региональная организационно-методическая и финансовая подде- ржка органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В соответствии со ст. 36 Закона Липецкой области от 09.10.07 г. № 94-ОЗ «О бюджет- ном процессе Липецкой области» в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления в областном бюджете предусмотрены субсидии мес- тным бюджетам из фонда софинансирования расходов. По каждому виду субсидии ад- министрацией области принят нормативный правовой акт, определяющий условия пре- доставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для выделения указанных субсидий и их распределения между муниципальными обра- зованиями области. Общий размер фонда софинансирования расходов составляет — 2750,4 млн. руб., в том числе субсидии на благоустройство территорий — 120 млн. руб., на газо- , тепло- и водоснабжение — 219 млн. руб., на ремонт жилого фонда — 1717 млн. руб., на строи- тельство и капитальный ремонт объектов социально-культурной сферы — 255 млн. руб., на дорожное хозяйство — 233 млн. руб., на реализацию мер в области здравоохра- нения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма и других меро- приятий — 203,7 млн. руб. В целях выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований для осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, установлен- ных 131-ФЗ, в областном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в областных фондах финансовой поддержки муниципальных образований области, таких как: — фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) — 105,9 млн. руб.; — фонд финансовой поддержки поселений — 656,4 млн. руб.; — фонд на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов — 293,5 млн. руб. Указанные средства в полном объеме перечисляются в местные бюджеты и направ- ляются органами местного самоуправления на реализацию собственных расходных пол- номочий. Кроме того, в целях заинтересованности органов местного самоуправления в нара- щивании налогооблагаемой доходной базы, часть дотаций из фонда финансовой подде- ржки муниципальных районов и городских округов заменена дополнительными норма- тивами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в объёме 2665,5 млн. руб. Для оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления из област- ного бюджета в реализации мероприятий, связанных с подготовкой кадров, предостав- ляются субсидии из фонда софинансирования расходов на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров муниципальных служащих. На эти цели в областном бюджете на 2009 год запланированы субсидии в сумме 5826 тыс. руб. В целях повышения эффективности деятельности выборных должностных лиц орга- нов местного самоуправления и муниципальных служащих широко практикуются сов- местные выездные приемы граждан, заседания коллегиальных органов, пресс-конфе- ренции, брифинги руководителей администрации области, муниципальных районов, го- родских округов и их заместителей, выступления в средствах массовой информации. Для выявления качества этой работы проводятся социологические опросы населения и исследования. Органам местного самоуправления оказывается содействие в работе по освоению и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, реализуется постановление администрации области от 26.06.2008 г. № 151 «Об утверждении Поло- жения о субсидиях бюджетам сельских поселений Липецкой области на приобретение услуг информационно-правовых систем». В соответствии с ним в областном бюджете 2009 г. запланировано 5219 тыс. руб. Повышение уровня информатизации муниципаль- ных образований способствует улучшению их взаимодействия с органами исполнитель- ной власти области в процессе реализации антикризисных мер, а проведение совмест- ных мероприятий в формате видеоконференцсвязи — сокращению бюджетных расходов на организационно-технические мероприятия по их проведению. Предполагается предоставление из областного бюджета субсидий на внедре- ние сетевого программного обеспечения по электронному ведению похозяйс- твенного учёта в поселениях области. На эти цели запланировано в областном бюджете на 2009 год 2555 тыс. руб., что позволит завершить работу по актуали- зации налогооблагаемой базы муниципальных образований, а также создать ус- ловия для проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. На преодоление территориальной дифференциации за счет ускорения развития де- прессивных и слаборазвитых территорий направлена система стратегического управле- ния, формируемая в области. В настоящее время во всех городских округах и муници- пальных районах области утверждены Стратегические планы социально-экономического развития, увязанные и синхронизированные со Стратегией развития области до 2020 года. В целях активизации стратегического планирования на уровне поселений планируется проведение отбора по предоставлению субсидий бюджетам посе- лений за разработку лучших Стратегических планов социально-экономического развития, для чего в бюджете области предусмотрено 1,2 млн. руб. Органы местного самоуправления в процессе взаимоувязки планов антикризисных мер областного и муниципального уровней нацелены на дальнейшую оптимизацию ор- ганизационных структур муниципального управления, которая позволит в целом по об- ласти обеспечить существенное сокращение бюджетных расходов на содержание аппа- рата, повысить эффективность деятельности администраций муниципальных образова- ний по решению вопросов местного значения. В этих же целях в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местно- го самоуправления городских округов и муниципальных районов» в 2009 году на- чата оценочная деятельность, по результатам которой муниципальным образова- ниям, достигшим наивысших значений показателей эффективности, будут выде- лены соответствующие гранты в общем объеме 6 млн. рублей. Проводится работа по выделению субсидий сельским поселениям из областного фонда софинансирования за достижение наилучших показателей в комплексном соци- ально-экономическом развитии их территорий, на основе подведения итогов этой де- ятельности на ежегодных съездах муниципальных образований области. На эти цели в областном бюджете на 2009 год предусмотрено 1 млн. руб. Продолжена практика поощрения муниципальных образований, добившихся наилучших результатов в решении вопросов по благоустройству территорий. Для выделения субсидий по итогам проведения смотров-конкурсов по благоустройс- тву в бюджете 2009 года предусмотрено 5070 тыс. руб. Важной антикризисной мерой остается мониторинг в целях улучшения деятельности органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов мест- ного значения через самообложение граждан, возрождение практики проведения суб- ботников по благоустройству территорий, улучшение трудового воспитания школьников и молодежи. Эффективная реализация антикризисных мер, усиление их воздействия на экономи- ку области возможны только при обеспечении максимальной ответственности органов государственной власти области и местного самоуправления по всем действиям и при- нимаемым решениям, чтобы не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. Окончание. Начало на 5-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz